Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений Рыбак Елена Вячеславовна

Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений
<
Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыбак Елена Вячеславовна. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2004 135 c. РГБ ОД, 61:04-13/1607

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов и основных задач, стоящих перед системой отечественного высшего профессионального образования 16

1. Толерантность как философско-психологическая категория и её роль в жизни общества 16

2. Категория толерантность и система отечественного высшего профессионального образования 27

3. Состояние теоретического исследования проблемы толерантности в вузовском образовательном пространстве и практического внедрения разработок исследователей 35

Глава II. Методики формировании толерантности у студентов высших учебных заведений 46

1. Общие подходы к формированию толерантности у студентов на базе содержания вузовского образования 46

2. Принцип соответствия, категории симметрии и асимметрии как м стодол о го-гносеологическая основа формирования толерантности на уровне представления в содержании вузовского образования 59

3. Формирование толерантности у студентов при включении их в активную познавательную

деятел ьность 74

Глава III. Толерантная вузовская образоватслыю-воспитателыши среда и методы формирования толерантности, снизанные с содержанием факультативных и элективных курсов 85

1. Идеи толерантности и вузовская воспитательно-образовательная среда 85

2. Подготовка студента к применению сформированных стратегий толерантного мышления в будущей профессиональной деятельности 93

3. Современное понимание толерантности в содержании специальных элективных курсов философской и культурологической направленности 101

4. Экспериментальное решение проблемы формирования толерантных стратегий мышлений и деятельности у студентов системы высшего профессионального образования 111

Заключение 127

Библиография 129

Введение к работе

В современном мире обостряется огромное количество самых разнообразных по внутреннему содержанию и масштабности противоречий: это межгосударственные противоречия, а иногда и противоречия общепланетарного масштаба; внутригосударственные и, конечно, многочисленные межличностные противоречия, с которыми неизбежно сталкивается каждый человек в процессе социальной и профессиональной деятельности. Всё это требует внедрение в общественное сознание па самых различных уровнях стратегий толерантного мышления и деятельности, позволяющих сделать возможным разрешение этих противоречий на продуктивной основе. В связи с этим, видимо, в общественном сознании и в документах государственного уровня очень часто в последнее время иснользуеіся термин «толерантность», происходящий от латинского tolerantia -терпимость, взвешенность, снисходительность.

1995г. был объявлен на Земле годом толерантности, и Организация Объединенных Наций приняла специальные «Декларацию принципов терпимости», в которой толерантность была провозглашена в качестве ключевого понятия в человеческих взаимоотношениях и в качестве одного из важнейших путей реализации принципов человеческого единения в современном мире, а также путей достижения согласия, начиная от международного уровня и заканчивая уровнем .межличностных отношений отдельных людей. Актуальность данной проблемы резко возрастает в современном социуме и, прежде всего потому, что наряду с отмеченными выше противоречиями па повестку дня встает проблема международного терроризма. Потому только широко внедряемые в общественное сознание стратегии толерантного мышления и деятельности будут способствовать сохранению жизни на планете.

Большую роль в формировании этих стратегий призвана решать
отечественная система образования, так как, участвуя в трансляции
накопленного человечеством знания, она может объективно вносить
свой посильный вклад в обоснование необходимости и принципиальной
возможности сближения основных мировых религий на основе поиска
единых, объединяющих начал, их конвергенции и интеграции в едином
пространстве цивилизации. Система образования может активно
инициировать и поддерживать диалог культур с ориентацией на
интеграцию различных культурных компонентов в целостное
культурное пространство современной цивилизации. На своем уровне
аргументации система образования может стать и инициатором
«примирения» различных политических доктрин, которое будет
способствовать безальтернативному для существования жизни на
планете, мирному развитию государств, стран и народов, неприятию
силовых методов разрешения межгосударственных,

внутригосударственных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Система образования может объективно способствовать и развитию человеческих контактов па самых различных уровнях, инициировать взаимовыгодное сотрудничество в туризме, спорте, развитии универсальных лингвистических средств человеческого общения и т.п. Без сферы образования невозможен поиск точек соприкосновения, путей совмещения и интеграции различных философских доктрин и стратегий развития цивилизации.

Вместе с тем эту роль система образования сегодня реализует недостаточно: наряду с уже отмеченными «глобальными» противоречиями, ряд частных противоречий существуют и в вузовской образовательной среде. Это противоречие между стремлением преподавателя мотивировать студента к учению, представить ему для усвоения максимально возможный объем информации и широкий перечень мыслительных и практических умений, стимулировать

самообучение студента - с одной стороны, и явным и нескрываемым нежеланием студента принимать всё изложенное как руководства к действию — с другой.

Объективно не способствуют формированию толерантности многие компоненты традиционного содержания отечественного профессионального образования. Например, результаты гуманитарной экспертизы показывают, что в учебниках и образовательных программах история развития человечества, различных стран и цивилизаций в подавляющем большинстве случаев рассматривается как история конфликтов и войн, и это невольно способствует формированию оценки силовых способов разрешения конфликтов как социальной нормы. В учебниках отсутствует материал, демонстрирующий роль сотрудничества, кооперации, взаимопонимания, веротерпимости, миролюбия, диалога в развитии разных культур. Не соответствует идее формирования толерантных стратегий мышления и деятельности и формы организации учебно-познавательной деятельности студентов. Не случайно поэтому в 2001г. специальным постановлением Правительства РФ была принята «Программа формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» (2001-2005гг.), одна из подпрограмм которой называлась «Личность» - » её рамках предполагалось разработка и внедрение в систему образования на всех уровнях программ и учебных материалов, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, выработку норм социального поведения, характерных для гражданского общества.

Данной проблемой занимались А.Г. Асмолов, В.И. Таланов, П.Ф. Комогоров, И.В. Шеламова, НЛО. Кудзиева. Среди исследователей следует особо отметить академика РАО Б.С. Гершунского, написавшего ряд статей и монографий. Из указанных работ наиболее близкой по тематике к нашему исследованию является работа НЛО. Кудзиевой «Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального

образования». Однако, её анализ явно свидетельствует о том, что заявленная достаточно широко тема главным образом сфокусирована на проблеме формирования толерантности у преподавателя вуза -формирование этого качества у студентов исследовано автором весьма неглубоко и потому представлено лишь на уровне общих подходов, и требует, на наш взгляд, серьезной принципиальной доработки и конкретизации.

В представленных работах доминирующим является исследование специальных приемов и методов формирования толерантности у студентов - главным образом внеаудиторных и внеучеоных. При этом возможности самого содержания вузовского образования для формирования этого качества разработаны, на наш взгляд, недостаточно, а «перенос проблемы» целиком за рамки учебного процесса -необоснован.

Суммируя изложенное выше, отметим, что на сегодняшний день явно фиксируется ряд противоречий:

  1. Между значимостью толерантности личности для выживания человечества и неразработанностью в целостном, закопченном виде соответствующих образовательно-воспитательных технологий.

  2. Между значимостью толерантности как качества личности для будущей профессиональной и социальной адаптации выпускника вуза и нереализованностью в явном виде этой идеи в системе принципов функционирования высшего профессионального образования.

  3. Между философской обобщенностью категории «толерантность» на языке общечеловеческих ценностей и образовательно-воспитательным процессом в вузе, требующим конкретных идей, разработок и методик.

Всё отмеченное выше и обусловливает актуальность представленного исследования.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность заявленной в заглавии темы подтверждают актуальность проблемы исследования, которую можно сформулировать в виде следующих вопросов: как специализировать понятие толерантность для уровня общей педагогики и теории профессионального образования? Какие изменения необходимо внести в содержание вузовского образования, чтобы оно способствовало формированию толерантности у обучающихся в вузах студентов? Что необходимо изменить в организации учебно-познавательной деятельности студентов?

Цель исследования: разработка и обоснование методики формирования толерантности у студента высшего учебного заведения.

Объект исследования; категория «толерантность» в высшем профессиональном образовании как феномен и качество личности студента, необходимое для его будущей социальной и профессиональной адаптации.

Предмет исследования; методы, условия и приёмЕ>1 формирования и развития толерантности у студента высшего учебного заведения.

В исследовании сформулирована гипотезы, согласно которой отечественная система высшего профессионального образования будет обеспечивать достаточно высокий уровень сформированное толерантности у обучающихся в вузах студентов, если:

1. В процессе подготовки студента категория «толерантность» будет специально обозначена и органично вписана в содержание образования и методы организации деятельности на всех уровнях - целеполагания, разработки средств достижения цели, реализации конкретных методик и технологий, анализа и рефлексии достигнутого результата.

2. В содержании вузовского образования самого различного уровня
и профиля будет предусмотрено отражение таких важнейших
особенностей современного постнеклассического этапа развития научного
знания, как преодоление разрыва между естественными и гуманитарными
науками, попытки их сближения и конвергенции, проникновение
математических методов в социальное познание и ослабление жестких
норм логического математического дискурса, сочетание рациональной
логики и интуиции, эмоций, воображения, а также будет реализован в
полной мере принцип единства симметрии и асимметрии.

3. В содержании образования будут специально представлены
фрагменты историко-паучного знания, иллюстрирующие проявление
толерантности как в положительном, так и в отрицательном смысле.

4. В учебно-познавательной аудиторной и внеаудиторной
деятельности студенты будут систематически сталкиваться с анализом и
разрешением таких противоречий, которые предполагают разрешение по
принципу «и то, и другое одновременно», если они будут
систематически включаться в такие формы работы, как дискуссия,
диалог, спор, диспут и т.д. в тесном сотрудничестве с преподавателем,
позволяющим осуществлять не крайние, экстремальные формы
выражения собственных мнений, а взвешенную, глубоко обоснованную
точку зрения, учитывающую полярные мнения и подходы.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили постановку задач исследования:

1. Па основе анализа многомерного понятия «толерантность»
выделить его педагогическую составляющую в соответствии с
различными сферами деятельности субъектов высшего
профессионального образования.

2. Выявить особенности содержания профессионального
образования, которые позволяют формировать заявленные личностные
качество на базе различных учебных дисциплин, традиционно

присутствующих в вузовском обучении, разработать методику их использования.

3. Определить, какие методы, приёмы и способы организации
учебно-познавательной деятельности студентов наиболее эффективны
для формирования толерантности; как их следует применять.

4. Определить уровни сформированное толерантности у
студентов, выявить соответствие между реально необходимыми и
наличными показателями;

5. Выявить, как меняется уровень сформированное
толерантности у студентов вуза в процессе использования
разработанных в диссертации методик; определить качественные
значимые изменения в характере деятельности студента, которые
происходят в процессе внедрения этих методик.

Методологической основой исследования являются:

1. Категории «вузовская образовательно-воспитательная среда»,
«вузовское образование», «вузовский учебный процесс» как объекты
исследования философии и методологии науки (Н.Д. Никандров, Г.Н.
Филонов, В.И. Гинецинский, ІО.И. Турчанинова, Э.Н. Гусинский, К.С.
Гершунский и др.);

2. Сущность образования в понятийно-терминологическом,
онтогенетическом и системном аспектах, тенденции развития
отечественного профессионального образования (Б.С. Гершунский, В.М.
Полонский, A.M. Новиков, В.И. Загвязинский, В.И. Орлов, СИ.
Архангельский и др.);

3. Исследования но проблемам толерантности в социально-
политическом и вузовском образовательном пространствах (Л.Г.
Асмолов, Б.С. Гершунский, В.И, Солдатова, П.Ф. Комогоров, И.В.
Шеламова, НЛО. Кудзиева и др.).

Этапы исследования: исследование проводилось с 2001 по 2003гг. На первом этапе в 2001г. был проведён анализ литературы по

проблеме исследования, сформулирована рабочая гипотеза и эскизно представлены методики формирования толерантности у студентов вузов. На втором этапе в 2002г. проходила разработка методик формирования толерантности; констатирующий и поисковый этапы эксперимента; в конце второго этапа начался формирующий эксперимент. В 2003г. (третий этап) проходили формирующий этап эксперимента и доработка текста диссертационного исследования.

Для реализации поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

1.Анализ философских, методологических, психолого-педагогических исследований, связанных с изучаемой проблемой.

2.Формулировка, теоретическая и экспериментальная проверка гипотезы.

3,Построение теоретических моделей формирования и развития толерантности у студентов системы высшего профессионального образования, включающих обобщенные характеристики деятельности преподавателей и студентов на различных этапах, а также соответствующие примерные ориентиры по части уровня сформированное^ заявленного качества.

4.Констатирующий, поисковый, формирующий, контрольный педагогический эксперимент, включающий практическую реализацию разработанных моделей, анкетирование и интервьюирование преподавателей и студентов, статистическую обработку полученных результатов.

Экспериментальная база исследования: Разработан і їмс теоретические и методические идеи проходили опытно-экспериментальную проверку в ряде вузов Российской федерации, среди которых Московский государственный индустриальный университет, ММА им. И.М. Сеченова, Тульский филиал Московского университета

МВД России. В течение 2002-2003гг. в эксперименте приняло участие около 500 студентов и 10 преподавателей вузов. ІІаучшін новизна исследования:

1. Найдены связи между категорией «толерантность» и теорией
формирования содержания вузовского образования — через выявление
возможностей такой перестановки акцентов, при которой традиционные
фрагменты этого содержания будут способствовать формированию
данного качества у студентов вузов.

  1. Разработана методика развития толерантности у студентов вузов, включагошая: а) формирование как можно более широких представлений о данной категории и возможных особенностях и сферах её проявления; б) отражение в содержании образования особенностей постнеклассического этана развития науки (интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, синтеза рациональной логики, интуиции и воображения, ослабления жестких норм логического дискурса в науках «сильной гносеологической версии»); в) представление фрагментов историко-научного знания как примеров положительного и отрицательного проявления толерантности, анализ фрагментов содержания обучения в логике категорий симметрии и асимметрии, включающих главным образом поиск тождественного и различном и различного в тождественном.

  2. Выявлены возможности информационной поддержки идеи толерантности в вузовском образовательно-воспитательном процессе через введение специального курса, а также выявлены характеристики толерантной вузовской образовательно-воспитательной среды, предполагающей: а) представление преподавателем эталонов толерантности в аудиторной и внеаудиторной совместной деятельности со студентами; б) привлечение студентов к такой деятельности, в процессе которой они будут сталкиваться с необходимостью разрешения противоречий, допускающих разрешение в логике «и то, и другое

одновременно»; в) включение студентов в диспуты, мини-конференции, круглые столы для обсуждения неоднозначных вопросов и проблем, не имеющих законченного решения; г) исключение страха как феномена из вузовской жизни.

Теоретическая значимость исследования заключается в содержательном обогащении и конкретизации принципов воспитывающего и развивающего обучения — в нахождении таких особенностей содержания вузовского образования, которые позволяют формировать важнейшее социально значимое качество личности.

Практическая значимость исследования заключается:

1. В разработке конкретных методических рекомендаций для
преподавателя, формирующего толерантные стратегии мышления и
деятельности студентов, связанных с возможностями использования
историко-научного знания, многочисленных примеров реализации
важнейших особенностей современного этапа развития научного
познания, а также примеров использования принципа единства
симметрии и асимметрии для формирования толерантности.

2. В разработке спецкурса для студентов «Толерантность в системе
ценностно-целевых приоритетов и основных задач, связанных с
выживанием человечества».

Па защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование толерантности следует рассматривать как
органичную составную часть системы подготовки студентов высших
учебных заведений - на уровне подсистемы, элементы которой
присутствуют как в содержании образования, так и в процессе
определения форм, методов и приемов учебно-познавательной
деятельности студентов.

2. Процесс формирования толерантности у студентов высших
учебных заведений предполагает необходимость перестановки акцентов
в содержании учебного материала. В нём необходимо представить то,

как проявляются в современном научном знании тенденции конвергенции гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, как проявляется ослабление жестких норм логического дискурса наук сильной гносеологической версии, как рациональная логика сочетается с внерациональпыми компонентами, эмоциями, воображением и интуицией, а также то, как проявляются в современном научном познании принцип соответствия (или вытекающий из него принцип преемственности) и принцип единства симметрии и асимметрии. Последний предполагает специальный акцент внимания студентов на необходимости выявления в каждом конкретном случае степени различия в тождественном и степени тождественного в различном.

3. Для формирования толерантности необходимо

общефилософские, психологические и социальные её интерпретации проектировать на конкретную вузовскую образовательно-воспитательную среду: а) обеспечивая информационную поддержку введением в содержание образования специального курса; б) стимулируя преподавателя быть эталоном проявления толерантности, включать студентов в различные формы совместной деятельности, требующие дискуссий, споров, диалогов, анализа противоречий, допускающих разрешение в логике принципов соответствия и дополнительности («и то, и другое одновременно»); в) стремясь изгнать страх как феномен из вузовского образовательно-воспитательного пространства.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и основных выводов обеспечиваются опорой на многократно проверенные на практике концепции и теоретические представления, тщательным анализом материала, полученного в ходе теоретического исследования, результатами обработки фактического материала, полученными в ходе репрезентативного педагогического эксперимента.

Апробация результатов исследования: результаты исследования докладывались на научно-методических конференциях преподавателей

Московского государственного индустриального университета и ММЛ

им. И.М. Сеченова и педагогических чтениях МПГУ 2001-2003гг.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех

глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем

исследования - 128 страниц, список литературы включает 79

наименований.

Результаты исследования опубликованы в следующих работах автора:

1. Рыбак Е.В. Толерантность как научно-педагогический

конструкт и одна из приоритетных целей вузовского образования// Педагогические науки.2003.- №4.С. 26-30.

  1. Рыбак Е.В. Толерантность и рефлексивные стратегии познавательной деятельности в высшем профессиональном образовании//Вопросы гуманитарных наук.2004.-№1.С. 232-234.

  2. Рыбак Е.В. Толерантность студента высшего учебного заведения и подходы к её формированию // Аспирант и соискатель.2003.-№1.С. 95-97.

  1. Рыбак Е.В. Категории симметрии и асимметрии в теории и практике вузовского обучения// Педагогические науки.2004.-№1.С. 65-67.

  2. Рыбак Е.В., Коржу ев Л.В, Попков В.А. Толерантность как феномен вузовского образовательного пространства// Высшее образование России.2004.-№3.С. 175-176.

Толерантность как философско-психологическая категория и её роль в жизни общества

Проблемы воспитания толерантности становятся особо актуальными в современном мире в условиях обострения большого количества самых разнообразных по природе, структуре и масштабам противоречий. Это отмечается сегодня в большом числе документов международного уровня и значения. Так, в 1995 году ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ приняла «Декларацию принципов терпимости» [69] - в этом основополагающем документе толерантность была провозглашена в качестве ключевого понятия человеческих взаимоотношений и в качестве одного из важнейших путей реализации принципов человеческого единения в современном и будущем мире, а также путей достижения согласия, начиная от международных соглашений и заканчивая уровнем межличностных отношений индивидуумов.

В документе указывается, что толерантность, происходящая от латинского tolerantia - терпимость, снисходительность, «означает уважение, приятие, правильное понимание, свод многообразия культур и форм самовыражения человеческой индивидуальности ... это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека» [21]. Актуальность постановки данной проблемы в современном социуме обусловлена тем, что современный этап функционирования человеческой цивилизации характеризуется огромным числом противоречий: военно-политических, геополитических, межнациональных, межконфессиональных, а также противоречий, которые внес в человеческое сообщество научно-технический прогресс. Особенно актуальным делает проблему толерантности активизация современного международного терроризма, - сегодня становится очевидным, что силовые методы борьбы с терроризмом носят лишь сугубо тактический характер. В своих работах известный исследователь данной проблемы Б.С.Гсршунский отмечает, что «стратегический уровень проблемы предполагает анализ и вскрытие не лежащих на поверхности причин ментальной несовместимости различных человеческих сообществ» [14]. Автор также указывает, что только на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов, большую роль н этом могла бы сыграть система образования. Обсудим эту проблему несколько подробнее. Каждый человек является не только активным потребителем различных ценностей (как духовных, так и материальных), вырабатываемых тем или иным способом - напротив своей жизнедеятельностью он вносит посильный и неповторимый вклад в духовный опыт народа своей страны и цивилизации. Однако, по мнению ряда авторов изначально всё обусловлено ни чем иным, как менталитетом социума - это есть складывающаяся веками система традиций, верований, национально-этнических особенностей, жизненных приоритетов и ценностей той или иной нации. Анализируя категорию толерантность, отметим, что наряду с дифференциацией мира при всей палитре критериев и признаков, а также самобытного развития различных человеческих общностей основное внимание должно быть обращено на процесс интеграции (объединения) - взаимопомощи и взаимообогащения - сотрудничества государств и народов, однако, декларативного обоснования всего этого сегодня крайне недостаточно. Потому основной вопрос состоит в обосновании действенных механизмов поддержки этих процессов -выработке сущности идейной основы и конкретных акций (военно-политических, межнациональных, экологических, культурных, научных и т.п.), способствующих возможности интеграции и объединения.

Всё это реально осуществляется на основе системы общих ценностей, которых, несмотря на различия ментальностн человеческих сообществ, и многих других факторов, согласны в той или иной мере придерживаться все. Б.С. Гершунский отмечает, что такие ценности объективно существуют, так как «биологически и социально человеческий род, человеческие сообщества и социумы имеют гораздо больше общего, чем различного» [16]. Эта идея должна служить основой для разработки стратегии терпимости, доброжелательности, сотрудничества в человеческих отношениях на различных уровнях: личностном, групповом, межгосударственном и общецивилизационпом. Важным в контексте категории толерантности является такая значимая психологическая категория как воля. Прежде всего, имеется в виду воля конкретных людей, воля государств и их лидеров, воля человеческих сообществ, заинтересованных в утверждении и сохранении свободы, демократии, открытости, а также торжество прав и свобод человека, которые ему предоставляет современная цивилизация.

При этом важно обозначить безальтернативность и спасительную сущность толерантности, соответствующих ей менталитета, ценностно-целевых установок, определенного мировоззрения и стратегии поведения - они неизбежно должны войти в повседневную жизнь человечества и рассматриваться как абсолютно необходимые условия его физического и нравственного выживания, общественного, социального и индивидуального прогресса. Весь вопрос заключается в том, насколько реально и возможно осуществить поиск инвариантных структур, включающих общеприемлемые ценности, приоритеты, мировоззренческие установки, цели и стратегии индивидуальной и коллективной деятельности. Авторы (см., например [68]) полагают, что это вполне возможно и в своем анализе опираются на категорию смысл жизни. К числу детерминирующих содержательное наполнение этого конструкта могут быть отнесены культурно-исторические, природно-географические, национально-этнические, религиозные, политические, психологические факторы, которые предопределяют специфику миропонимания и устойчивое мировоззрения личности и социума.

Авторы В.В. Сериков и Е.В. Бондаревская [7; 59] особо обсуждают тезис о том, что наиболее полная жизненная самореализация того или иного человека по существу не противоречит ни одной политической или идеологической доктрине. И если этот тезис признается человеческим сообществом, то он может служить той инвариантной основой, на которой возможен многосторонний диалог ментальностей и культур, постепенная терпеливая «притирка» не совпадающих во всех деталях мировоззренческих приоритетов их конвергенция и взаимообогащение.

Исследователи заявленной в заглавии проблемы обращают внимание и на то, что в современном мире проблема толерантности выходит на необходимость конвергенции в межконфессиональных отношениях — имеется ввиду поиск точек соприкосновения различных религиозных доктрин, традиций и канонов, а также совмещение веры со знанием и формулировку иных подходов к вере, чем те, которые существуют сегодня. Речь идет о том, что вера как вполне естественный и необходимый атрибут человеческого бытия никогда не исчезнет, но конкретное ее содержание и формы, гуманистическая направленность вероучений должны неизбежно меняться в соответствии с изменяющимся временем и, в частности, это предполагает принципиально иной подход к вере - от слепой веры - к рассуждающей, обогащенной содержанием и личностным смыслом.

Исследователи проблемы толерантности отмечают также, что требование поиска объединяющих начал должно быть предъявлено и к политическим и идеологическим доктринам: их вдохновители, толкователи и конкретные исполнители должны понять безальтернативность сближения и взаимообогащения, существующих сегодня и различающихся в своей основе политических идеологических и других концепций. Несмотря на то, что в современных условиях эта задача является неимоверно трудной и кажется практически не реальной, ничего иного для спасения цивилизации и её выживания в условиях многочисленных кризисов, о которых во весь голос говорят политики, философы, психологи, социологи, не дано.

Еще одним очень серьезным в контексте обсуждаемых проблем является экономический фактор, так как он зачастую способствует разъединению государств и человеческих сообществ, опасной поляризацией человеческих отношений и в связи с этим человечеству не уйти от честного, вразумительного ответа на вопрос о том, почему одни государства, и люди, их населяющие, живут в материальном достатке, богатстве и роскоши, а другие - влачат жалкое и нищенское существование. Без этого призывы к толерантности останутся лишь пустой декларацией. Одним из наиболее очевидных путей решения экономических проблем и противоречий между экономически благополучными и слабо развитыми странами является возможность вспомоществования последним со стороны международных организаций - Всемирного банка, Международного Валютного Фонда, различных благотворительных сообществ, готовых выполнить альтруистические функции. Однако это не в состоянии решить проблему в корне и требуются хотя и неизмеримо более трудные и длительные, но, в перспективе более «результативные» апелляции к таким категориям как «труд», «отношение к труду», «добросовестность», «инициатива», «самостоятельностЕ ».

Общие подходы к формированию толерантности у студентов на базе содержания вузовского образования

Переходя к конкретиометодическому аспекту исследуемой проблемы, необходимо указать ряд положений, суть которых сводится к тезисному раскрытию тех обстоятельств, которые обусловливают возможность формирования толерантности, опираясь на те или иные особенности содержания вузовского образования.

Первое, на что следует обратить внимание - это принцип научности и фундаментализации вузовского обучения, согласно которому основу содержания той или иной учебной дисциплины составляют та или иная область научного знания (или несколько близких друг другу по содержанию областей), на которые проектируется эта дисциплина. Поэтому становится известно, что в содержании образования должна быть представлена адаптированная к конкретным особенностям учебного процесса система научных знаний, а также (и это с нашей точки зрения очень важно) система знаний о методах их получения и фрагменты историко-научного знания.

Эти обстоятельства предполагают анализ ряда тенденций развития современного научного знания, па которые указывает философы и методологи науки.

Одной из таких особенностей является укрепление парадигмы целостности - об этом говорит, в частности, известный методолог В.П. Кохановский [38]. Автор указывает на то, что целостность означает н осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир и указывает «ряд составляющих» этой целостности, среди которых с точки зрения формирования толерантности у студентов высших учебных заведений наиболее важны следующие:

1. Для конца XX века характерно объединение различных естественных наук, а также сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства. Это выражается, в частности, в том, что естествознание длительное время ориентировалось на достижение «природы самой по себе» - безотносительно к субъекту деятельности, а гуманитарные науки — на достижения человека, человеческого духа, культуры. Для последних приоритетное значение приобрело раскрытие смысла, не столько объяснение, сколько понимание, выявление ценностно-целевых структур в объекте изучения.

С точки зрения толерантности сегодня важно следующее: идеи и принципы, получающие развитие в современном естествознании, все шире внедряются в гуманитарные науки, однако имеет место и обратный процесс — освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем постепенно стирает прежние непроходимые границы между методологией естествознания и социальным познанием. Эго обстоятельство обусловливает и конвергенцию двух культур - научно-технической и гуманитарно-художественной, науки и искусства.

На языке обсуждаемой в работе идеи толерантности все отмеченное в данном пункте можно выразить так: - совмещение при нахождении точек соприкосновения подходов к описанию мира, традиционно противопоставлявшихся друг другу,

2. Следует отметить тот факт, что сегодня все более широко распространяется убеждение не только о силе и значимости, но и о слабости европейского рационализма и лежащих в его основе методов сегодня все более часто ученые-европейцы обращаются к традициям и подходам восточного мышления. Ориентацию европейской науки XX века на восточное мышление четко зафиксировал В.И. Вернадский в книге «О науке»: «Едва ли можно сомневаться, что выдержавшая тысячелетия, оставшись живой, слившись с единой мировой наукой, мудрость и мораль конфуцианства скажутся глубоко на ходе мирового научного мышления, так как этим путем в него входит круг новых лиц более глубокой научной традиции, чем западноевропейская цивилизация» [21].

В связи с этим И.Р. Пригожий и И.И, Стенгерс отмечают: «Мы считаем, что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы. Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино (выделено авт.) западную традицию, предающую первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам и китайскую традицию - с её представлениями о спонтанно изменяющемся самоорганизующемся мире» [68].

Обобщая всё это, отметим, что конкретной иллюстрацией методологических основ толерантности является то, что в современной науке уже нельзя ограничиваться лишь логикой, диалектикой и эпистемологией, а ещё более, чем раньше, следует привлекать интуицию, фантазию, воображение и другие аналогичные средства постижения действительности. В естествознании XX века все чаше говорят об эстетической стороне процесса познания, о красоте как эвристическом принципе применительно к теориям, законам, концепциям. Все чаще красота рассматривается не только как отражение гармонии материального мира, но и как характеристика теоретических построений и конструкций.

3. Обсуждая методологические основы формирования толерантности у студентов высших учебных заведений, следует отметить ещё одну важную особенность постнеклассического этапа развития научного знания. Как отмечают исследователи проблем методологии науки, такой особенностью являются некоторые ослабления требований, предъявляемых к нормативам научного дискурса (логического, понятийного компонента и т.п.) и усиление роли операционального компонента (конечно, не за счет принижения роли разума). Эту важную особенность подчеркивал ещё академик В.И. Вернадский, отмечавший, что научная творческая мысль выходит иногда за пределы логики (включая в логику и диалектику в разных ее пониманиях), личность опирается в своих научных достижениях на явления, логикой не охватываемые. Интуиция, вдохновение — основы величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся и идущих строго логическим путем - не вызываются ни научной, ни логической мыслью, не связаны со словом и с понятием в своем генезисе.

ВЛ1. Вернадский в связи со всем этим призывал усилить внимание к на первый взгляд вненаучным, внерацнональным формам знания и представления, не отвергать их категорически.

Всё большее число современных философов, методологов и представителей частных наук приходят к выводу о том, что воспринимавшиеся еще недавно как нарушение границ научности сегодня всё более широко включаются в научное знание, всё громче сегодня звучат голоса тех, кто отказывается от проведения демаркации «наука - не паука», подчеркивает социокультурную обусловленность содержания теоретического знания, роль ненаучных (в традиционном понимании) элементов в нём. Научное сообщество, достаточно строго относившееся к нарушителям норм и регулятивов традиционного научного дискурса, сегодня всё убедительнее сомневается в незыблемости рациональных норм и принципов, соглашается с внерацнональным.

Подводя первые итоги, отметим, что современный этап развития науки и необходимость его отражения в содержании вузовского обучения предоставляют достаточно широкие и пока ещё слабо исследованные возможности в формировании толерантности у студентов и это связано с интеграцией различных отраслей паук, традиционно считавшихся абсолютно несовместимыми и неправомерно противопоставлявшихся друг другу, с ослаблением требований к жестким (нетолерантным) нормативам научного дискурса, «со слиянием» рационального и иррационального. Эта методологическая основа является слабо разработанным полем исследовательской деятельности, которое заслуживает пристального внимания педагогики.

Идеи толерантности и вузовская воспитательно-образовательная среда

Обучение толерантности, взращивание культуры толерантности и формирование соответствующих качеств личности следует рассматривать в рамках категории ценностного воспитания. Большой потенциал п этом плане имеют варьирующиеся по объему и содержанию в зависимости от профиля высшего учебного заведения учебные курсы, которые имеют культурологическую направленность. Ряд значимых фрагментов этих курсов, которые интересны и важны в контексте обсуждаемой в работе проблемы, мы считаем необходимым специально обсудить в данном параграфе.

Прежде всего, отметим, что процесс глобализации мирового сообщества способствовал вовлечению в межкультурную коммуникацию огромных масс людей, принадлежащих к различным географическим и культурным ареалам, социальным и профессиональным кругам. Опыт межнациональных отношений последних десятилетий особенно ярко показывает, что непонимание и конфликты чаще возникают и острее проявляются в пол и культур ном мире и полиэтнических сообществах, что в значительной степени обусловлено различиями в нормах и стереотипах поведениях. В этих условиях формирование толерантности приобретает особое значение, -от эффективности этого процесса во многом будет зависеть успешное решение вопросов межэтнической конфликтологии. Сегодня становится очевидным, что мир и согласие в многонациональном и пол и культури ом обществе могут быть достигнуты не с помощью силы и оружия, а путем налаживания взаимоотношений между людьми на основе этических, нравственных и культурных законов. Студенты из соответствующего учебного материала культурологической направленности должны осознать, что незнание особенностей культуры того или иного парода, её моральных основ может приводить к неприятию его культурных норм и как следствие-к межэтническим конфликтам.

Наше понимание проблемы привело к мысли о том, что в курсах культурологической направленности в различных формах, с различной последовательностью и глубиной необходимо отразить следующие четыре аспекта толерантности:

1. Толерантность как противоположность эгоизму и эгоцентризму.

2, Толерантность как терпимость к окружающим.

3, Толерантность как путь к добру, истине и состраданию.

4. Толерантность и норма (чувство меры) как составные части традиционной культуры.

Определяя понятие толерантности для студентов в курсе философии и культурологии (или каких-либо модифицированных), обычно отмечают, что оно включает в себя сдержанность, терпимость, умение прощать. Студентам следует подчеркнуть, что толерантность является особой формой мировосприятия, самообладания, самоконтроля, позволяющей, не предаваясь эмоциям, разумно оценивать ситуацию и сохранять спокойствие.

Умение подавить негативные эмоции, проявить терпимость присуще не всем и не в равной степени — это результат философского осмысления жизни, проявления удивительной по простоте и в то же время сложнейшей мудрости, а именно понимание того, что усилие над собой это меньшее зло, которое имеет меньший негативный резонанс, чем насилие над другими. Студентам следует осознать, что понятие толерантности в системе этнокультурных ценностей тесно связано и с понятием добра, которое трактуется как проявление сдержанности, терпимого отношения к другим: «сделаешь добро - получишь добро», «сделаешь другому зло, не жди от него добра», «сделанное добро не пропадает». Таким образом, толерантность можно квалифицировать и как умение делать добро, которое присуще не каждому: «добром на добро может ответить каждый, добром на зло - только истинный мужчина», «ударившего тебя камнем одари угощением», «помоги даже врагу, если ему нужна помощь», «если бы люди не прощали друг друга, то не было бы копна убийствам».

Студент должен понять также и то, что идеал толерантности в той или иной культурной традиции, как правило, исходит из трезвой и реалистичной оценки сущности человека, его противоречивой природы, признания того, что в мире нет ничего совершенного, идеального, что идеал и совершенство - понятия относительные. Поэтому признание противоречивости и несовершенства моральной природы человека предполагает двоякое к нему отношение: либо осуждение, обвинение, (т.е. насилие), либо проявление понимания (ненасилие). Именно второй тип отношения к человеку был традиционно характерен для философий и культур многих народов и выступал залогом устойчивого равновесия, мира и согласия.

Важной мыслью, которую стоит донести до сознания студентов, является народная мудрость, гласящая: «палка, которой замахнёшься на другого, ударит по твоей голове», «будешь рыть яму другому, сам в неё попадёшь», «кто делает зло, тот от зла и умирает», «кто пожар разводит, тот па нём и сгорает», - залогом сохранения равновесия и гармонии становится соблюдение принятых в обществе норм, поступков, суждений, действий. Многие народы в течение многих веков в результате философского осмысления жизни пришли к предпочтению меры во всём как средству, исключающему конфликт в зародыше и тем самым предотвращающему ситуации, которые требуют проявления терпимости. Таким образом, мера выступает как средство превентивного характера, а чувство меры даст повод для возникновения напряженности, требующей сдержанности, терпимости, самообладания. Таким образом, студентам становится понятным, что толерантность есть как бы вторая ступень в цепи общественных отношений: необходимость её проявления возникает в ситуациях, когда конфликт уже возник или тех, которые близки к конфликтным. Чувство меры во всём - в словах, в поведении, в действиях людей - это та «золотая середина», которой отдается предпочтение в толерантных стратегиях, всякое превышение меры (нормы) получает негативную оценку в языке и культуре.

И, наконец, ещё одной важной мыслью, которую следует донести до студентов, является следующее: возвеличивание собственной культуры, восприятие своего стиля поведения как единственно возможного правильного, априори более высокого, чем культурные стандарты других народов, противоречит идеи и природе толерантности. Им близок «культурный релятивизм» - понятие, принятое в теории межкультурнои коммуникации, согласно которому не существует высокоразвитых и низкоразвитых культур - их нельзя подвергать оценочному сравнению. В поликультурном обществе только отказ от притязаний превосходства одной культуры над другой и взаимное признание различий между народами, их религиями и культурами создает необходимые предпосылки для предотвращения конфликтов, для взаимопонимания и сохранения социальной гармонии - этот тезис является стержневым во внутренней логике толерантности.

Приведенные в первой части параграфа мысли и идеи целесообразно, по нашему мнению, в той или иной последовательности отражать в курсах философии и культурологии, стремясь наполнить то или иное общее звучание конкретикой - как в самих этих курсах, так и во всех остальных, изучаемых студентами вузов. Эти идеи - как в общем, понимании, так и в разных по значимости и масштабности конкретных своих проявлениях - помогают студенту осваивать трудное искусство успешно жить в мире и согласии, как с самим собой, так и с окружающими, вырабатывать навыки позитивного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций, способствуют отработке методов успешной коммуникации, формированию социальной адекватности и компетентности, социально-психологической устойчивости, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, корректировке самооценки и многих других.

Похожие диссертации на Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений