Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессионализма педагогов-музыкантов на основе акмеологического подхода Корчагина, Наталия Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Корчагина, Наталия Викторовна. Формирование профессионализма педагогов-музыкантов на основе акмеологического подхода : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Корчагина Наталия Викторовна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2012.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1338

Введение к работе

Актуальность исследования. Прогрессивное реформирование современного российского образования определяет основные ориентиры формирования и развития личности, свободно разбирающейся в различных сферах знания и культуры, социально ответственной и глубоко духовной. Государство заинтересовано в подготовке профессионалов, действующих с высокой эффективностью и нацеленных на высшие достижения в своей области деятельности. Поэтому изучение способов получения наиболее высоких результатов в профессии жизненно необходимо. Присоединение России к Болонскому процессу сделало данную проблему еще более актуальной. Важнейшие документы (Коммюнике Конференции Европейских министров, ответственных за высшее образование, 28-29 апреля 2009 г. и др.), отражающие международную образовательную политику по созданию единого Европейского пространства, подчеркивают, что высшее образование должно быть направлено на профессионализацию и решение перспективных профессиональных задач.

Профессионализм в сфере искусства, в том числе и в музыке, не остается в стороне от первоочередных проблем, требующих к себе пристального внимания. Искусство, культура - это духовная основа развития общества; только сохраняя и развивая культурные ценности, общество сможет активно прогрессировать в экономическом, политическом и других направлениях. Поэтому проблема профессионализма и высоких достижений в искусстве также актуальна, как и в остальных сферах жизни общества.

Профессионализм как самостоятельная категория стал изучаться в
гуманитарных науках сравнительно недавно. Исследователи
(В.И. Добреньков, Е.М. Иванова, Е.А. Климов и др.) чаще оперировали
понятиями «профессиональное сознание», «профессиональная

деятельность», «профессия». Сегодня понятие «профессионализм» рассматривается в философском, социологическом, психологическом и других аспектах.

В диссертационных исследованиях ученых-педагогов до недавнего времени термин «профессионализм» также редко рассматривался в самостоятельном значении; встречались сочетания: «профессиональная успешность педагога» (В.В. Московский), «профессиональное творчество» (А.В. Меньшиков), «готовность к профессиональной деятельности» (Л.Е. Паутова, С.Н. Толстов), «социально-профессиональное мышление» (С.С. Седова), «профессиональное самопознание учителя» (Е.Г. Царькова), «профессиональное развитие» (И.И. Чейда), «профессиональная компетентность педагога» (М.В. Лазарева и др.), «профессиональная самореализация» (М.И. Ситникова, Н.Н. Радул).

Но в последние годы в педагогических исследованиях, тесно связанных с психологией и акмеологией (современной наукой, изучающей и выявляющей закономерности и способы достижения вершин в профессии), проявляется стремление к изучению непосредственно профессионализма

педагога, конкретизации этого понятия для педагогической науки. Учеными
рассматривается профессионализм педагогической деятельности и основы
его формирования у будущих учителей (И.Д. Багаева), в системе
непрерывного педагогического образования (Л.К. Гребенкина), в

муниципальной системе образования (О.Г. Красношлыкова), в реализации личностно ориентированного подхода (Г.Е. Пазекова) и др.

Составляющие профессионализма педагогов-музыкантов

рассматривались в работах психологов, педагогов-практиков, музыкантов-исполнителей. Исследовались специфические компоненты профессии музыканта и способы их совершенствования (Г.Г. Нейгауз), проблемы исполнительства, готовности к исполнительской деятельности (И. Гофман, СЕ. Фейнберг), способы повышения эффективности труда музыканта, оптимизация его самостоятельной работы (СИ. Савшинский), психолого-педагогические аспекты решения проблем музыкального образования (А.В. Вицинский, Г.М. Коган, Г.М. Цыпин), педагогическая деятельность как одна из основных составляющих профессии музыканта (А.П. Щапов) и др.

В педагогических диссертациях рассматриваются различные аспекты формирования профессионализма педагогов-музыкантов: педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки (Г.И. Батыршина), формирование ансамблевой культуры (А.А. Давыдова), профессиональная подготовка преподавателя музыки (В.Б. Кричевский), развитие творческой активности будущего учителя музыки (Е.Н. Михеева), тембрового слуха в формировании музыканта (О.И. Передерни), обучение профессионально ориентированному анализу хоровых произведений в процессе комплексной подготовки учителя музыки (В.Н. Пилипенко), педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности (Г.И. Полева), формирование полифонического мышления студентов вузов культуры и искусства в классе фортепиано (Е.П. Рожко) и др.

Отметим, что в названных исследованиях отсутствует комплексное изучение сложного феномена «профессионализм педагогов-музыкантов» и не рассматриваются пути его формирования в условиях профессиональной подготовки. Анализ литературы показывает, что подобное направление исследованию может дать акмеологический подход, поскольку в акмеологии понятие «профессионализм» является основополагающей категорией (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, И.Н. Семенов и др.). Акмеологический подход позволяет полнее и точнее определить пути достижения вершин в профессии, конкретизировать методики раскрытия профессионального потенциала каждой личности.

Современные исследования обращены к изучению процесса формирования акмеологической направленности личности будущего учителя музыки (Г.В. Рева), акмеологических аспектов в развитии музыкальных способностей (А.Г.Данилова), развития креативности средствами акмеологии (Н.Ф. Вишнякова). Но все они обходят вниманием проблему определения

качества профессиональных достижений в конкретном виде искусства, то есть разработку системы критериев профессионализма педагогов-музыкантов в музыкально-педагогической деятельности. Не находит практического применения и теоретически декларируемая необходимость создания моделей, построенных на основе акмеологического подхода, практическое внедрение которых будет способствовать формированию профессионализма в ходе подготовки педагогов-музыкантов в вузе.

В нашем исследовании формирование профессионализма рассматривается в процессе получения педагогами-музыкантами высшего образования в условиях заочной формы обучения. Важной особенностью данной категории студентов является совмещение учебы в вузе с работой в образовательных учреждениях, что позволяет использовать в процессе подготовки их опыт практической музыкально-педагогической деятельности.

Проведенный анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы в контексте профессиональной подготовки педагогов-музыкантов позволил зафиксировать противоречия между:

- объективной потребностью современного общества в педагогах-
музыкантах - профессионалах высшего класса и недостаточной
изученностью теоретических и практических основ их подготовки;

- необходимостью проектирования модели формирования
профессионализма педагогов-музыкантов на основе акмеологического
подхода и недостаточной разработанностью научно-теоретического и
дидактического обеспечения данного процесса в условиях заочной формы
обучения в вузе.

Стремление разрешить данное противоречие определило проблему исследования, состоящую в изучении и обосновании сущности, структуры, содержания и путей формирования профессионализма педагогов-музыкантов.

Недостаточная научная разработанность проблемы, ее актуальность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование профессионализма педагогов-музыкантов на основе акмеологического подхода».

Цель исследования - научное обоснование и проверка эффективности формирования профессионализма педагогов-музыкантов в процессе профессиональной подготовки на основе акмеологического подхода.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в условиях заочной формы обучения.

Предмет исследования - формирование профессионализма педагогов-музыкантов в условиях заочной формы обучения на основе акмеологического подхода.

Гипотеза диссертационного исследования - формирование профессионализма педагогов-музыкантов в условиях заочной формы обучения будет эффективным, если:

- рассматривать его как социально и личностно значимый процесс
акме-достижений, осуществляемый в специально организованных

педагогических условиях в период обучения педагогов-музыкантов в вузе на основе развития у них профессионально важных личностных и деятельно стных качеств, профессиональной пригодности, а также расширения опыта творческой музыкально-педагогической деятельности;

осуществлять его на основе акмеологического подхода в рамках научно обоснованной модели, определяющей цели, содержание, этапы деятельности, результат и условия достижения оптимального уровня профессионализма педагогов-музыкантов;

проследить динамику эффективности рассматриваемого процесса на основе акмеориентированной диагностики, позволяющей оценивать ход и результаты формирования профессионализма с позиций акмеологического подхода.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:

  1. На основе междисциплинарного анализа раскрыть сущность профессионализма педагогов-музыкантов, а также исследовать процесс его формирования на основе акмеологического подхода в условиях заочной формы обучения.

  2. Спроектировать и экспериментально апробировать модель формирования профессионализма педагогов-музыкантов.

  3. Разработать критериально-диагностический инструментарий выявления уровней профессионализма педагогов-музыкантов.

Теоретико-методологическая основа исследования: теория высшего
педагогического образования (А.Г. Бермус, А.А. Вербицкий,

Г.И. Железовская, М.М. Левина, Н.Н. Никитина, A.M. Новиков,

Г.К. Паринова и др.); концептуальные положения о сущности, содержании и структуре профессиональной подготовки (О.А. Абдуллина, В.А. Бордовский, А.П. Тряпицина и др.); теоретические разработки в области педагогического моделирования (В.П. Беспалько, В.Н. Введенский, А.Н. Дахин, В.И. Михеев и др.); теория личностно-профессионального развития (С.Г. Вершловский, Л.С. Выготский, Е.А. Климов, А.В. Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.); исследования профессионализма педагога (О.А. Абдуллина, Е.В. Бондаревская, А.А. Исаев, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров и др.); акмеологический подход и эффективность его использования в формировании профессионализма (О.С. Анисимов, Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев, Н.Ф. Вишнякова, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, В.Д. Шадриков и др.); концепция акмеологии образования (В.И. Андреев, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Понукалин, И.Н. Семенов, В.А. Сластенин, М.И. Станкин и др.); теория профессиональной подготовки педагога-музыканта (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, И.Н. Немыкина, Л.А. Рапацкая, И.Э. Рахимбаева, Е.Р. Сизова, Л.Г. Сухова, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.); теория и методика организации заочного образования (И.Е. Зимаков, Н.С. Россиина, Г.И. Спижанков, И.А. Субач, И.Г. Шамсутдинова и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использованы следующие эмпирические методы исследования (тестирование, беседы, наблюдения за студентами, интервью, анализ документов, методы математической обработки результатов эксперимента), а также методы исследования, применяемые в акмеологии, что соответствует заявленной теме диссертации: составление акмеограмм, сравнительный анализ высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности (А.А. Деркач, Г.С. Михайлов).

Этапы и экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в период с 2004 по 2012 гг. на факультете искусств и художественного образования Педагогического института ФГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (с 10 ноября 2011 г. - Института искусств Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского). В исследовании приняли участие студенты-музыканты заочной формы обучения специальности 050601 «Музыкальное образование». Предметной базой проведения эксперимента были дисциплины «Класс основного музыкального инструмента», «Концертмейстерский класс», «Исполнительский практикум», а также педагогическая практика. Общее количество участников эксперимента составило 206 человек.

На первом этапе (2004 - 2005 гг.) изучалось состояние разработанности проблемы в науке, анализировались основные теоретические понятия исследования, выявлялась их специфика и взаимосвязь, разрабатывалась авторская модель, уточнялась методика первичной диагностики, определялся исходный уровень профессионализма педагогов-музыкантов в экспериментальной и контрольной группах.

На втором этапе (2005 - 2010 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по внедрению в учебно-воспитательный процесс вуза разработанной модели, обобщение, накопление теоретических и эмпирических материалов, что позволило выявить динамику формирования профессионализма в экспериментальной группе и подтвердить верность исходной гипотезы.

На третьем этапе (2011 - 2012 гг.) проверялись теоретические положения, основные выводы исследования, осуществлялась систематизация и обобщение полученных экспериментальных результатов, их апробация и внедрение в практику, литературное оформление диссертации; формулировались выводы.

Достоверность результатов исследования обеспечена

аргументированностью исходных теоретико-методологических позиций, опирающихся на научные положения философии, психологии и педагогики; логикой построения теоретического и экспериментального исследования; использованием методов психолого-педагогической диагностики, адекватных его предмету и задачам; стабильностью устойчивых положительных результатов, полученных в ходе экспериментальной работы,

продолжительностью ее проведения, проверкой и подтверждением основных выводов исследования в образовательной практике.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

введено понятие профессионализма педагогов-музыкантов, суть которого определяется как единство формируемых в специально созданных педагогических условиях его личностных и деятельностных составляющих, в том числе опыта и профессиональной пригодности к музыкально-педагогической деятельности, на наивысшем возможном для каждого педагога-музыканта уровне;

разработана модель формирования профессионализма педагогов-музыкантов, каждый компонент которой отражает специфику музыкально-педагогической деятельности, имеет акмеологическую направленность и обеспечивает последовательное достижение педагогами-музыкантами оптимального уровня профессионализма в избранной деятельности;

обоснованы уровни профессионализма педагогов-музыкантов -начальный, средний и оптимальный, которые представлены как мера (сравнительная величина) составляющих их профессионализма, на основе разработанных критериев и показателей: внешний критерий (наличие теоретических профессиональных знаний, владение практическими музыкально-педагогическими умениями, самостоятельная музыкально-педагогическая деятельность, регулярная музыкально-исполнительская деятельность), внутренний критерий (сформированность музыкальных и педагогических способностей, мотивационно-ценностные ориентации профессиональной деятельности, направленность на самореализацию в музыкально-педагогической деятельности, креативность в решении профессиональных задач).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыта сущность профессионализма педагогов-музыкантов, которая является основой для развития теоретических представлений о процессе его формирования; внесен вклад в разработку идей профессиональной педагогики через систематизацию и углубление знаний о специфике деятельности педагога-музыканта с позиций акмеологического подхода; выявленные и получившие теоретическое обоснование педагогические условия формирования профессионализма педагогов-музыкантов дополняют и конкретизируют теоретические основания достижения ими оптимального уровня профессионализма в музыкально-педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в диссертации положения создают необходимую базу для повышения эффективности профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в условиях заочной формы обучения вуза, направленной на достижение оптимального уровня их профессионализма. Материалы исследования (спецкурс «Основы акмеологической подготовки педагога-музыканта», авторская разработка программы регулярного участия в исполнительских конкурсах и конкурсах педагогического мастерства, акме-

направленное преподавание исполнительских и теоретических дисциплин, диагностический инструментарий) оптимизируют овладение педагогами-музыкантами комплексами знаний и умений, лежащих в основе формирования профессионализма. Результаты исследования могут быть использованы в рамках индивидуальных и лекционных занятий в вузах культуры и искусства.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментального исследования на факультете искусств и художественного образования Педагогического института ФГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (Институте искусств Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского). Материалы работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры музыкально-инструментальной подготовки Института искусств Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и кафедры методологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».

Итоги исследования отражены в научных статьях и докладах, опубликованных в сборниках по результатам конференций: международных в гг. Пенза (2006), Кострома (2008), Казань (2011); всероссийских в гг. Набережные Челны (2004), Саратов (2005 - 2009, 2011), Уфа (2007), Пермь (2009), Москва (2010); в реферируемых изданиях: Акмеология, 2008. № 1; Педагогика искусства, 2010. №4; Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, 2010. Вып. 3; Вестник Костромского университета, 2010. Вып. 4. Результаты исследования также используются в учебном процессе ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского», ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессионализм педагогов-музыкантов - интегративное целостное
образование, формируемое на основе профессионально важных личностных
качеств и особенностей музыкально-педагогической деятельности, с опорой
на опыт и профессиональную пригодность. Формирование
профессионализма педагогов-музыкантов на основе акмеологического
подхода - это социально и личностно значимый процесс акме-направленного
совершенствования их деятельностных и личностных качеств с опорой на
опыт регулярной творческой музыкально-педагогической деятельности и
профессиональную пригодность, осуществляемый в специально созданных
педагогических условиях и направленный на достижение оптимального
уровня данных качеств.

2. Модель формирования профессионализма педагогов-музыкантов
включает специально создаваемые педагогические условия в совокупности с
такими ее компонентами как целевой, определяющий основную цель и
соответствующие задачи; содержательный, включающий разнообразный

акме-ориентированный учебный материал; деятельностный, согласно
которому определенные формы и методы обучения реализуются на
различных акме-направленных этапах формирования:

предпрофессиональном, профессионально-практическом, профессионально-творческом и акме-результативном, последний из которых не является абсолютной возможной вершиной профессионализма, он лишь представляет собой отправную точку для дальнейшего самосовершенствования в профессии после окончания вуза.

3. Критериально-диагностический аппарат позволяет выявить на каждом этапе экспериментальной работы уровни профессионализма педагогов-музыкантов как результат реализации модели его формирования: начальный, средний и оптимальный. В качестве критериев, позволяющих отслеживать динамику изменения уровня его сформированности, определены: 1) внешний критерий (показатели: наличие теоретических профессиональных знаний, владение практическими музыкально-педагогическими умениями, самостоятельная музыкально-педагогическая деятельность, регулярная музыкально-исполнительская деятельность; 2) внутренний критерий (показатели: сформированность музыкальных и педагогических способностей, мотивационно-ценностные ориентации профессиональной деятельности, направленность на самореализацию в музыкально-педагогической деятельности, креативность в решении профессиональных задач).

Структура диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 341 источник, 10 приложений, содержит таблицы и рисунки.

Похожие диссертации на Формирование профессионализма педагогов-музыкантов на основе акмеологического подхода