Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме Пономарева Ольга Ивановна

Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме
<
Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пономарева Ольга Ивановна. Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Бирск, 1999 179 c. РГБ ОД, 61:99-13/240-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ 13

1.1. Школа как социокультурная система: ретроспективный анализ и современное состояние 13

1.2. Психологические и социокультурные предпосылки формирования этнопедагогической культуры современного учителя 31

1.3. Этнопедагогическая культура учителя начальной школы 65

Выводы по первой главе 96

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 99

2.1. Содержание, формы и методы формирования этнопедагогической культуры студентов средствами учебных предметов 99

2.2. Формирование основ этнопедагогической культуры в процессе педагогической практики

2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования 129

Выводы по второй главе 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140

БИБЛИОГРАФИЯ 145

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. К концу 20-го века наша страна столкнулась с целым рядом проблем, от решения которых в значительной степени зависит дальнейший ход ее развития. Есть все основания считать, что в непростой ситуации социально-экономических, политических потрясений и межнациональных конфликтов система образования играет роль стабилизирующего фактора, является гарантом возрождения России.

Наша страна является многонациональной на всей своей территории, и это создает специфические условия социализации подрастающих поколений. Мозаичность национального состава населения Российской Федерации, ее национальных регионов отражается на существовании такого социума, как поликультурное образовательное пространство -универсальной образовательной среды социализации детей разных национальностей, включающей в себя как формальные (детские сады, школы, училища, вузы), так и неформальные (семья, друзья, соседи и др.) структуры. Примером такого ареала является Республика Башкортостан, а северная ее часть характеризуется влиянием неповторимого сочетания культур русского, башкирского, татарского, марийского и удмуртского народов, составляющих основу ее населения. Поликультурное образовательное пространство отражает специфические особенности этнического многообразия и существенным образом сказывается на культурной среде школы, которая в свою очередь является своеобразной социокультурной системой.

Известно, что при всей развитости сети национальных школ (в республике насчитывается башкирских - 878, татарских - 534, марийских - 83, удмуртских -22 [271]), большинство детей обучается в многонациональных школах. Возникает необходимость решения задач на-

ционального воспитания и развития межкультурной компетенции школьников в условиях многонационального школьного окружения. В такой ситуации повышается общественная значимость результатов социокультурной деятельности учителя, в процессе которой обеспечивается трансляция и воспроизводство культуры региона и которая неразрывно связана с его профессиональной деятельностью. Это обусловливает необходимость постоянного поиска путей и средств педагогической подготовки будущего учителя многонациональной школы.

Стратегические направления подготовки учителя разработаны в фундаментальных исследованиях С.И.Архангельского, О.А.Абдулли-ной, Е.П.Белозерцева, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, М.М.Левиной, Е.Н.Шиянова, Н.Ф.Талызиной и других. Формированию профессиональных педагогических умений посвящены труды А.П.Акимова, Л.И.Васильченко, И.А.Зязюна и других. Проблемы общевозрастной и педагогической психологии раскрываются в трудах А.Г.Асмолова, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, И.С.Кона и других.

Постоянные социальные перемены и потрясения в обществе заставили по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как на фактор стабильности и народного согласия. Перед школой встала задача соединения научной и народной педагогики. К настоящему времени выполнено значительное число исследований, посвященных этой проблеме. Теоретические основы процесса воспитания на нравственных идеалах народной педагогики раскрываются в трудах В.Ф.Афанасьева, В.А.Сухомлинского, Г.Н.Волкова и других. Идеи реализации этнических традиций в воспитании присутствуют в исследованиях А.Д.Солдатенкова, А.И.Шорова, А.К.Бердиева, М.Г.Тайчинова, Д.И. Эфендиева и др. Различным вопросам межэтнических отношений посвящены труды С.Н.Артановского, З.И.Васильева, Л.М.Дробижевой.

Вопросы национальной психологии рассматриваются в работах Л.И.Алексеевой, С.М.Арутюняна, Ш.Ниязалиева, В.П.Фоминых, П.П. Шулындина, Н.Джандильдина, В.Ф.Афанасьева и других.

Диссертационные исследования Н.С.Гончаровой, Л.И.Лебедевой, Ш.А.Магомедова, В.А.Талалуевой, Л.И.Алексеевой, А.К.Бердиева, Р.Б.Раджибаевой посвящены различным вопросам организации учебно-воспитательного процесса в многонациональных классах.

Вопросы поликультурного образования нашли свое отражение в трудах И.М.Синагатуллина, Н.Б.Крыловой, А.Н.Джуринского, В.С.Библера, Д.Бэнкса, Г.Рогалевой, Ю.Давыдова, Л.Супруновой, Х.Г.Тхагапсоева, З.К.Шнекендорфа и других.

Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются педагогические проблемы применительно к этнокультурным особенностям Республики Башкортостан. К таким исследованиям относятся труды К.Ш.Ахиярова, А.Г.Абсалямовой, У.Ш.Атангулова, А.М.Сафина, Т.К.Исхакова, Л.М.Кашаповой, З.Ф.Мубиновой, С.А.Мухамедьянова.

К настоящему времени выполнено значительное число исследований, посвященных вопросам культуры в широком ее значении (Ю.В.Ананьев, В.С.Библер и другие) и в более узком - вопросам национальной культуры (А.И.Арнольдов, С.А.Арутюнов, Э.А.Баграмов, Л.М. Дробижева, Д.И.Эфендиев и другие).

В ходе исследования были изучены работы, посвященные вопросам развития основ профессиональной культуры у будущих учителей: педагогической (Т.В.Иванова, В.А.Сластенин), профессионально-педагогической (И.Ф.Исаев), историко-педагогической (А.К.Колесова), технологической (М.М.Левина), коммуникативной (А.В.Мудрик), методологической (В.Э.Тамарин), профессионально-этической (Д.С. Яковлева), физической (М.Я.Виленский).

Вопросы подготовки студентов педвузов к работе в многонациональной ученической среде представлены в работах Э.А.Баграмова, Ю.В.Бромлея, М.И.Куличенко, И.И.Серовой и других.

Однако традиционная практика подготовки будущих учителей начальной школы не в состоянии удовлетворить возросшие этнокультурные потребности полиэтничного общества. У выпускников педагогических учебных заведений недостаточно сформированы направленность, этнопедагогические знания и умения к работе в соответствующих условиях, что порождает значительные трудности в профессиональном общении с коллегами, во взаимоотношениях с учащимися и преподавании в условиях многонационального школьного социума.

Анализ научно-педагогической литературы, условий профессиональной деятельности учителей в многонациональном социуме и их подготовки в педагогических учебных заведениях позволил сделать вывод, что в теории и технологии формирования основ этнопедагоги-ческой культуры будущих учителей начальных классов еще остается много неясного. Недостаточное решение данной проблемы приводит в целом к снижению уровня готовности студентов к работе в многонациональном классе.

Возникшее противоречие между объективными потребностями практики и инертностью педагогического образования определило выбор темы нашего исследования «Формирование основ этнопедагогиче-ской культуры будущего учителя в поликультурном социуме», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование основ этнопедаго-гической культуры учителя начальных классов для работы в поликультурной среде?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы формирования этнопедагогической культуры учителя поликультурного социума.

Объект исследования: образовательный процесс в современном педагогическом вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования основ этнопедагогической культуры у будущих учителей начальных классов в поликультурном социуме.

Гипотеза исследования: формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя начальной школы будет проходить наиболее успешно, если:

осуществляется опора на научно-теоретические и практические исследования из области поликультурного образования;

актуализированы личностные смыслы студентов в процессе усвоения содержания учебных дисциплин, ориентирующие на сознательное формирование этнопедагогических знаний, умений и навыков;

обеспечено разнообразие форм и методов профессиональной подготовки, способствующих формированию личностной позиции по накоплению, сохранению, трансляции и творческому воспроизводству культуры полиэтничного социума.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

проанализировать состояние проблемы формирования этнопедагогических качеств как важнейшего компонента подготовки будущего учителя многонациональной школы и обосновать совокупность теоретических положений, определяющих место и роль этнопедагогической культуры в структуре профессионально-педагогической культуры;

определить содержание и структуру этнопедагогической культуры и готовности к работе в многонациональной школе как интегрального ка-

чества учителя, обосновать взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность развития их компонентов;

- разработать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования основ этнопедагогической культуры у будущих учителей начальных классов.

Общую методологию исследования составляют философские и педагогические положения аксиологии и культурологии о человеке как высшей ценности; о социальном взаимодействии и его роли в развитии личности, о целостном характере и социальной детерминированности процесса становления личности; о единстве теории и практики; о закономерностях развития личности в процессе обучения и воспитания как способах трансляции и реализации культуры; идеи гуманизации и гуманитаризации образования; идеи о том, что школа выступает фактором социокультурного наследования, влияющим на процесс социализации личности.

Методы исследования. Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования, включающий: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической, этнографической, социологической литературы отечественных и зарубежных авторов; изучение и анализ нормативных документов регионального и федерального уровня, учебных планов и программ; социологические методы (интервьюирование, анкетирование); диагностические методы (тестирование, обобщение независимых характеристик); математическая обработка результатов эксперимента; ретроспективный анализ собственной профессиональной деятельности; эксперимент.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Бирского государственного педагогического института с 1992 по 1999 г.

На первом этапе (1992 - 1994 гг.) проводилась работа по изучению и анализу философской, психолого-педагогической, этнопедагогической литературы по вопросам исследования, выявлению и анализу проблем, с которыми сталкиваются будущие учителя при организации педагогической деятельности в многонациональном классе, осмыслению методологических основ исследования, моделированию методики эмпирической проверки гипотезы.

На втором этапе исследования (1994 - 1996 гг.) были проведены моделирование и реализация педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование основ этнопедагогической культуры у будущих учителей начальных классов; создание контрольных и экспериментальных групп; разработка и апробация содержания и методики преподавания спецкурса «Основы этнопедагогической культуры учителя».

На третьем этапе (1996 - 1999 гг.) проведен анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, сформулированы основные выводы и рекомендации, осуществлено литературное оформление исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем раскрыта специфика и особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов в поликультурном образовательном пространстве, определены концептуально-методологические предпосылки подготовки будущего учителя начальной школы в отмеченных условиях, определены содержание и структура этнопедагогической культуры учителя, разработана и апробирована технология формирования основ этнопедагогической культуры будущего учителя в ходе его профессионально-педагогической подготовки, определена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование этнопедагогической культуры будущего

учителя начальных классов, которому предстоит работать в многонациональной среде.

Практическая значимость исследования определяется содержащимися в нем выводами, способствующими совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к работе в поликультурном регионе, разработанной системой формирования основ этнопедагогической культуры будущего учителя, модель которой можно экстраполировать на другие поликультурные регионы Российской Федерации и использовать на факультетах и отделениях высших педагогических учебных заведений, призванных готовить учителя начальной школы для работы в поликультурном социуме.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются совокупностью исходных методологических положений исследования, применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике работы, апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Этнопедагогическая культура представляет собой интегральное образование личности учителя, характеризующееся гуманистической направленностью его мировоззренческих установок, наличием компетентности и индивидуально-творческим стилем профессионально-педагогической деятельности в поликультурном социуме; способностью к трансформации полиэтничной культуры региона в содержательные структуры учебных предметов и творческому ее воспроизводству.

  2. Этнопедагогическая культура играет системообразующую роль в структуре профессионально-педагогической культуры учителя многонациональной школы и является детерминирующей профессиональной характеристикой, обеспечивающей эффективную педагогическую деятельность в национальном регионе.

  1. Этнопедагогическая культура будущих учителей формируется в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом вузе, при соответствующей этнокультурной направленности психолого-педагогических дисциплин, системы спецкурсов, актуализации личностных смыслов студентов при изучении предметов гуманитарно-культурологического цикла, организации педагогической практики в поликультурной образовательной среде.

  2. Процесс формирования этнопедагогической культуры студентов будет протекать более успешно при осуществлении целостного подхода к реализации педагогического процесса и использовании разнообразных форм и методов учебной, методической и практической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, теории и методики начального образования и кафедры педагогики Бирского госпединститута, на зональных, республиканских и межвузовских конференциях: «Подготовка учителя к работе в инновационных учебных заведениях» (Стерлитамак, 1995г.), «Опыт, проблемы и перспективы педагогических технологий обучения» (Уфа, 1996г.), «Пути совершенствования педагогического процесса в вузе и школе» (Бирск, 1996г.), «Пути повышения качества подготовки специалистов в высшей школе» (Уфа, 1997г.), «Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации» (Бирск, 1997г.), «Проблемы обучения и воспитания молодежи» (Уфа 1997г., 1998г.), «Пути совершенствования педагогического процесса в начальной школе» (Благовещенск, 1998г.), ежегодных внутривузовских научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Бирского государственного педагогического института (1993 - 1998гг.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его предмет, объект, цель, задачи, выдвигается гипотеза, описываются этапы и методы исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования этнопеда-гогической культуры будущего учителя» представлен теоретическо-методологический анализ состояния проблемы, изучены исторические аспекты определения социокультурной детерминированности воспитания, роли учителя в воспроизводстве культуры социума, определены понятие, содержание и структура этнопедагогической культуры, раскрыты сущность и структура готовности к педагогической деятельности в поликультурной среде, как интегративного качества личности учителя, отражающего уровень сформированности его этнопедагогической культуры.

Во второй главе «Педагогические условия формирования основ этнопедагогической культуры будущего учителя начальных классов» представлена система развития этнопедагогических качеств будущего учителя в целостном педагогическом процессе, обоснованы цели, задачи опытно-экспериментальной работы, представлен анализ констатирующего и формирующего экспериментов, изложены научно обоснованные рекомендации по формированию этнопедагогической культуры у будущих учителей начальной школы.

В заключении сформулированы общие выводы исследования, определены проблемы, нуждающиеся в дальнейших изысканиях.

Школа как социокультурная система: ретроспективный анализ и современное состояние

В данном исследовании при анализе исторического аспекта проблемы мы использовали культурологический подход, при котором образование рассматривается как культурный процесс, культурная деятельность, социокультурная система, являющаяся не только результатом культурного развития, но и его основой. При таком подходе важным становится рассмотрение роли учителя как субъекта культуры, который является не только ее носителем, но и обеспечивает ее трансляцию и воспроизводство. Вопрос о том, «как и почему индивид не только развивается на основе субъективной сущности человека (культуры), но и вносит в нее нечто принципиально новое, то есть становится субъектом исторического творчества» [4,34], привлекал и до сих пор привлекает к себе внимание исследователей разных областей наук.

Итак, в данной главе постараемся осветить данную проблему в двух направлениях, анализируя педагогические взгляды по вопросам:

1) определения социокультурной детерминации воспитания;

2) подготовки учителя многонациональной школы как объекта и субъекта культурного развития.

Проблемы, связанные с обоснованием социокультурной детерминации воспитания просматриваются еще во взглядах Аристотеля и Платона. Причем, Аристотель трактует педагогику как часть государства и общества, поскольку каждый законодатель, по его мнению, является воспитателем, деятельностью которого является своего рода социальная педагогика. Общественное воспитание Аристотель ставит выше частного, так как все государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, и ясно, что для всех граждан нужно тождественное воспитание и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы. Следовательно и воспроизведение социального этноса (государственного устройства) в процессе воспитания служит самосохранению соответствующего социума [130, 29].

Согласно Платону, государство - это человек в гораздо более крупном масштабе. Высшая задача государства - самосохранение посредством формирования граждан в духе добродетели (роль учителя -способствовать его сохранению - О.П.); его цель - совершенный человек идеального государства (личностные качества учителя должны быть максимально развитые, сравнимые с идеалом - О.П.) [130, 343].

Великие гуманисты Т.Мор и Т.Компанелла выступали за школу, которая бы обеспечила включение детей в целостный мир общечеловеческой культуры с целью усвоения ими различных образцов культуры, языка, специфических культурных навыков поведения, ценностно-нормативной системы, культуры мышления и чувствования, деятельности и общения [17, 16]. Подобные взгляды разделял и педагог-гуманист Я.А. Коменский, изучавший проблемы установления мира между народами в духе христианства. В своем труде «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» он попытался дать план реформы человеческого общества. Реформы общества (социальной среды) должны были неизбежно привести к реформе образования, созданию международных организаций, которые бы заботились о сохранении мира во всем мире, распространению просвещения среди народов мира. Коменский признавал, что этнокультурная среда является важным фактором воспитания, обуславливающим необходимость обучения детей на родном языке в материнской школе и школе родного языка (от рождения до двенадцати лет). Однако, идеи пансофии - обучение всех всему, - обучение всех людей независимо от всего, в том числе от национальной принадлежности, всем наукам, подвели Коменского к идеи создания единого всеобщего языка межнационального общения. Рассматривая школу как мастерскую гуманности и человечности, он мечтал об исправлении всех людей от пороков: как своего народа, так и всего человечества. Выступая против деления общества на сословия, религии, расы, языки, Ко-менский мыслил исправление дел человеческих (в том числе, преобразование воспитания) посредством демократических преобразований страны: всенародное должно совершаться всенародно, каждый человек должен воспитываться для всего человечества. Таким образом, воспитание детей народа - это, по мнению Коменского, забота общества и народа [71, 115].

Исследователь Крылова Н.Б. отмечает, что и французские просветители Ф.М.Вольтер в «Кандиде» и «Опыте о нравах и духе народов», Д.Дидро в «Энциклопедии искусств, наук и ремесел», Ш.Монтескье в «Духе законов» выводили особенности развития и воспитания человека из культурной среды. Х.Кондросе в «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума» связывал развитие человека и социально-культурных условий, которые, изменяясь, должны менять человека и его образование. Кондросе отмечал, что развитие культуры нуждается в новой педагогике и, следовательно, в новых педагогах [133, 139]. В произведениях И.Г.Гердера, И.Ф.Шиллера, И.В.Гете, Г.Э. Лес-синга, А.Дистервега получили развитие идеи гуманизма, утверждавшими, наряду с идеями развития национальной культуры, идеи просвещения, со свободой и демократией - развитие индивидуальности [137, 21].

По мнению А.Дистервега, национальное образование существует подобно тому, как есть индивидуальное и общечеловеческое. Одним из принципов воспитания Дистервег выдвинул принцип культуросообраз-ности, поскольку «...в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика» [97, 190].

В середине 19-го века К.Шмидт в «Книге воспитания», «История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органичной связи с культурной жизнью народов» подробно описал разные культурно-национальные формы образования. Ориентация на общечеловеческие ценности прослеживается в изображении истории педагогики. Шмидт выстраивает определенную логику и рассматривает три основных направления развития образования: ориентация на идеал, на требование реальности и на человеческие ценности. Он пишет, что каждая национальная культура обусловливает развитие всего общества. Поэтому педагогика не только развивает личность, но весь народ, и человечество в целом, поскольку народы взаимосвязаны в своем развитии. Шмидт пишет, что задача истории педагогики - проследить, насколько глубоко идея культурной взаимосвязи народов и их общностей отражается в сознании любой эпохи, т.е. во-первых, описать детали развития образования в среде различных национальных культур; во-вторых, исследовать историю образования в системе культур. Шмидт развертывает культурологический подход в объяснении факторов, влияющих на процесс воспитания и на педагогическую мысль, - климат, почва, социальные условия и свойства страны, ступени развития народа. Он определяет ступени развития народа через его нравы и образ жизни [133, 142; 241, 55].

Психологические и социокультурные предпосылки формирования этнопедагогической культуры современного учителя

Изучая социокультурные проблемы, исследователи отмечают, что они проявляются в кризисе культуры, причинами которого являются отставание педагогической системы от продуктивно развивающегося общества, недооценка социокультурной роли педагогического образования, отсутствие педагогического банка информации и т.д. [241, 91]. Разрыв существует между социокультурными процессами, условиями окружающей социальной реальности национального региона и социокультурной ситуацией школы и педагогического вуза, формированием этнопедагогической культурой учителей многонациональной школы. Содержание подготовки будущих учителей на сегодняшний день таково, что они оказываются не в состоянии аккумулировать педагогическую культуру многонационального общества, отражающую традиции, опыт межличностного, межнационального, семейного общения, в процессе обучения в педагогическом вузе, а, следовательно не обеспечивают трансляцию соответствующих элементов культуры в своей профессиональной деятельности и общении.

Теоретический анализ проблемы учета социокультурной ситуации в процессе формирования профессиональной культуры учителя предполагает решение по крайней мере двух принципиальных вопросов. Во-первых, каким образом особенности микро-, мезо- и макрокультуры находят свое отражение в содержании образования средних учебных заведений, и во вторых, как используется научно-педагогический потенциал высшей школы для развития этнопедагогической культуры будущих учителей, обеспечения многонациональных школ компетентными в области национальных культур специалистами. Попытаемся ответить на поставленные вопросы. В настоящее время мы являемся свидетелями больших изменений, происходящих в многонациональном обществе, в сознании людей. Перед народами нашей страны стоит проблема выбора путей дальнейшего развития. Из них условно выделим три, на наш взгляд, основных:

- путь дифференциального развития народов;

- путь интегрального развития с дальнейшей ассимиляцией малых народов;

- путь интегрального развития с сохранением языкового и культурного многообразия.

Путь дифференциального развития предполагает экономическое, политическое и культурное обособление каждого народа. Искусственная изоляция одного народа от другого как правило приводит к подмене национального самосознания, которому чуждо неприятие других наций, национализмом, к принятию системы ценностей своего народа как единственно правильной. Великий русский философ В.Соловьев в свое время называл национализм знаменем дурных народных страстей, толкающим народы на поклонение своему собственному образу [13, 175]. Национализм включает определенную систему идей: признание не только особенности, но и избранности своей нации, ее особой исторической миссии, противопоставление ее другим нациям, чрезмерное подчеркивание ценности своей нации, систему установок, отражающих нетерпимость к другим нациям и нежелание общаться с ними, и соответствующие этим идеям и установкам поступки.

Для избравшего дифференциальный путь развития общества характерна только национальная школа. Содержание образования в данном учебном заведении - национально-ориентированное; общечеловеческие ценности, история и культура других народов преподаются в усеченном виде и рассматриваются через призму национальной системы ценностей.

Интегральное развитие народов при ассимиляции отдельных этносов имело место в нашей стране в годы строительства социализма. Ассимиляция (от лат. assimilatio - уподобление, уравнивание [130]) обозначает слияние одного народа с другим, с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Считалось, что в странах социализма и в СССР происходит естественная ассимиляция, когда отдельные малые народы, преодолев экономическую и культурную обособленность, постепенно сливаются с более крупными этническими общностями. По мнению В.А.Тишкова, в советский период преобладала теория этноса, согласно которой высший его тип представляет нация. Именно эта форма социальной коалиции людей составляла легитимную основу для функционирования любых форм государственности, экономики, культуры, образования. Такой подход имел и положительные стороны: в России не исчезла ни одна малая культура, сформировались этнические интеллектуальные элиты [91, 122]. Российское государство объединяло народы не только силой, но и своей культурой, впитывающей в себя языки, культуру, традиции новых народов, вошедших в его состав [127, 65].

Содержание, формы и методы формирования этнопедагогической культуры студентов средствами учебных предметов

Одним из направлений нашего исследования явилось использование целостного подхода к формированию основ этнопедагогической культуры студентов. Понятие «целостность» в краткой философской энциклопедии определяется как завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. Отмечается, что на рубеже XIX и XX вв. это понятие стали употреблять для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально цельной взаимосвязи, в их структуре. Известно, что указание свойств отдельных частей никогда не сможет объяснить общего состояния или общего действия вещи, ибо отдельное, «часть» может быть понята только вне целого, а целое, как учил еще Аристотель, больше суммы своих частей [130, 506].

Целостный подход выступает в качестве важнейшего условия, обеспечивающего личностный и профессиональный рост учителя, предполагающего целостное педагогическое воздействие на профессиональное становление учителя, под которым нами понимается взаимосвязь и взаимообусловленность целей, принципов, содержания, форм и методов формирования готовности учителя к работе в поликультурном социуме в рамках каждого из блоков - психологического, научно-теоретического и деятельностного. Соответственно, это будет отражаться и на качественном изменении уровня этнопедагогической культуры студентов. Используя целостный подход к педагогическому процессу в вузе, мы определили три направления его реализации: организационное, содержательное и личностное.

Первое направление предполагает организационную целостность всего процесса подготовки учителя начальных классов многонациональной школы с его разнообразными подсистемами и компонентами (в том числе национальными, региональными) на всех уровнях иерархии. Будущий учитель, как гармоничная личность, может сформироваться только в педагогическом процессе, эффективно организованном на всех уровнях и этапах профессиональной подготовки. Это возможно при использовании широкого спектра организационных форм обучения, средств, эффективных методов организации педагогического процесса и обучения.

Второе направление отражает содержательную целостность учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. Каждая учебная дисциплина должна представлять целостную в своей научной, методической, этнокультурной области систему, и одновременно являться своеобразной единицей содержания педагогического образования поликультурного вуза. В рамках содержательного аспекта происходит интеграция как научных знаний, относящихся к различным областям учебных дисциплин, так и эмпирических, из области народной педагогики.

Третье направление отражает целостное представление о субъекте образования и предполагает рассмотрение его как части окружающей социальной среды, в котором он одновременно является представителем этнического, межнационального и мирового социума, а также субъектом и объектом многослойной культурной среды.

Таким образом, мы получили качественные характеристики функционирования системы целостного учебно-воспитательного процесса на организационном, содержательном и личностном уровнях, позволяющие глубже видеть причинно-следственные отношения между теоретической, методической и практической подготовкой в целостном педагогическом процессе, а также внутри каждого из них. Это в свою очередь дает возможность осуществлять педагогическую корректировку на протяжении всего процесса становления специалиста как субъекта культуры.

Рассматривая вопросы использования целостного педагогического процесса в формировании этнопедагогической культуры личности, мы не можем не обратиться к категории «деятельность». Различные вопросы, связанные с деятельностью рассматривались в работах К.А.Абульхановой-Славской, А.Г.Асмолова, А.Н.Леонтьева, Н.В.Кузьминой, М.С.Кагана и др. В педагогическом словаре под редакцией И.А.Каирова [188] «деятельность» определяется как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В философской энциклопедии [130] дано схожее определение: «Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование». По нашему мнению, в данных определениях присутствуют основные моменты, которые точно и правильно определяют категорию «деятельность». Деятельность раскрывается во-первых, как форма проявления культуры (в т.ч. этнопедагогической), во-вторых, как результат активности человека.

Вслед за Е.Н.Шияновым [241] мы полагаем, что каждый период профессионального становления будущих учителей характеризуется тем или иным определяющим видом деятельности, а именно:

- коммуникативной;

- познавательной;

- ценностно-ориентационной;

- преобразовательной.

Важно отметить то, что процесс субъектного преобразования личности студента в педагогическом вузе, расположенном в национальном регионе, происходит на фоне его непрерывного взаимодействия с микросредой, которая характеризуется национальной окраской общения (семья, родственники, друзья), мезосредой и ее межнациональной культурой (многонациональный социум поселка, города, республики), и макросредой, универсальной культурой общения народов (мировое сообщество). Будущий учитель многонациональной школы находится в центре разностороннего влияния интегральной культуры, что несомненно способствует гармонизации его личностного становления.

Как известно, первым этапом личностно-профессионального развития студентов педагогического вуза выступает теоретико-методологическая и методическая подготовка. В нашей работе она была реализована в соответствии с общей целью подготовки студентов к педагогической деятельности в поликультурном социуме и действующим учебным планом.

На этапе теоретико-методологической и методической подготовки преследовались более частные цели, согласованные с общей:

- формирование мировоззренческих установок на работу в поликультурном социуме; системы ценностей, включающей национальные, межнациональные и общечеловеческие составляющие; толерантного отношения к инокультурам; субъектной позиции к полиэтнической культуре Республики Башкортостан;

- формирование системы базовых гуманитарных знаний, определяющих центральное место человека в культурном развитии; поликультурной компетенции в области этнопедагогических знаний; теоретической подготовки по методике организации учебно-воспитательного процесса в многонациональной школе;

- развитие умений и навыков по отбору, накоплению, переработке и применению методического материала по народной педагогике.

В исследовании использовались различные пути введения этнокультурного материала в учебный процесс: компонентный путь и путь поликультурной ориентации содержания образования. Работа строилась с учетом возможностей учебно-воспитательного процесса современного педагогического вуза, расположенного в национальном регионе, поэтому данные пути имели место в преподавании только педагогических дисциплин в виде дополнений учебного плана спецкурсами этнокультурной направленности и некоторого преобразования содержания данных учебных дисциплин. Процесс усвоения учебного материала дисциплин психологического и гуманитарно-культурологического циклов будущими учителями значительно повысился при формировании позитивной установки на усвоение знаний, основанной на актуализации личностных смыслов студентов. Личностный смысл - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых разворачивается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире [256, 525]. Актуализация личностных смыслов студентов в процессе их подготовки к работе в многонациональной школе позволила изменить отношение студентов к усваиваемым знаниям. Подобная постановка учебного процесса в педагогическом вузе дала определенные положительные результаты.

Похожие диссертации на Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме