Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования профессионально- гуманитарной готовности будущего учителя начальной школы к работе в поликультурном социуме 14
1.1. Исторический анализ и современное состояние Российского поликультурного социума 14
1.2. Гуманитаризация образовательного процесса как педагогическая проблема 43
1.3. Содержание и структура профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя начальных классов 65
Выводы по первой главе 91
Глава 2. Опытно-экспериментальное содержание формирования профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя к работе в поликультурном социуме 94
2.1. Формы и методы формирования готовности будущего учителя начальных классов к работе в поликультурном социуме в аудиторное время 94
2.2. Формирование готовности будущего учителя в практической деятельности 112
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования 132
Выводы по второй главе 143
Заключение 145
Библиография 150
Приложение 172
- Исторический анализ и современное состояние Российского поликультурного социума
- Гуманитаризация образовательного процесса как педагогическая проблема
- Формы и методы формирования готовности будущего учителя начальных классов к работе в поликультурном социуме в аудиторное время
Введение к работе
Актуальность исследования. Конец XX - начало XXI веков характеризуется возникновением целого ряда проблем, от решения которых в значительной степени зависит дальнейший ход развития нашей страны. В этих условиях приведение образовательной системы в соответствие с новыми социокультурными и социогуманистическими потребностями является существующей задачей общегосударственного масштаба. Есть все основания считать, что в этой непростой ситуации гуманитаризация образования будет играть роль стабилизирующего фактора и станет гарантом возрождения России.
Уникальность культурного и национального состава нашей Родины обусловливает особое отношение к формированию профессионально-гуманитарной качеств учителя, его готовности к педагогическому взаимодействию в поликультурном социуме. Республика Башкортостан является классическим примером, характеризующимся неповторимым сочетанием культур русского, башкирского, татарского, марийского, чувашского, удмуртского и других народов, которые составляют основу ее населения. Поликультурное образовательное пространство отражает специфические особенности этнического многообразия и существенным образом сказывается на культурной среде школы, которая, в свою очередь, является своеобразной социокультурной системой.
При всем многообразии национальностей, культур и духовных традиций в стране наблюдается определенная утрата самобытности народов, что ведет к потере своего особого места в общей семье культур и цивилизаций, а в конечном счете - к существенному ослаблению экономических и геополитических позиций. Поэтому в национальной доктрине образования Российской Федерации закреплены такие положения, как сохранение языков, культур всех народов Российской Федерации;
сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций, гармонизация национальных и этнокультурных отношений.
Стратегические направления профессионально-педагогической подготовки учителя разработаны в фундаментальных исследованиях О.А. Абдуллиной, СИ. Архангельского, К.Ш. Ахиярова, Е.П. Белозерцева, П.П. Блонского, Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского, М.И. Левиной, СТ. Шацкого, Е.Н. Шиянова и других.
Исследованиями в области начальной школы занимались Ш.А. Амонашвили, О.С Богданова, В.В. Давыдов, А.З. Зак, Т.А. Ладыженская, А.В. Полякова, Н.Н. Светловская, Н.Ф. Талызина и другие.
Вопросам межэтнических отношений, вопросам национальной психологии посвящены труды Л.И. Алексеевой, СН. Артамоновой, СМ. Арутюняна, В.Ф. Афанасьева, З.И. Васильева, Л.М. Дробижевой, В.П. Крысько, Э.А. Саракуева, В.П. Фоминых, Д.И. Фельдштейна, П.П. Шулындина и других.
Исследования О.В. Аракелян, А.К. Бердиева, З.Т. Гасанова, К.Х. Гиза-туллиной, Л.И. Лебедевой, Р.А. Раджибаевой и других посвящены различным вопросам организации учебно-воспитательного процесса в многонациональных классах.
Вопросы поликультурного образования и подготовки учителя к работе в поликультурном социуме нашли свое отражение в трудах О.А. Аракелян, B.C. Библера, Ю.В. Бромлея, Г. Д. Дмитриева, А.Н. Джуринского, Н.Б. Крыловой, Г. Роголевой, И.М. Синагатуллина, Л.Л. Супруновой, Д. Бэнкса, К. Кушнера и других.
Отдельные теоретические вопросы гуманизации и гуманитаризации образования и подготовки будущего учителя (в части ее содержания)
обсуждают М.М. Бахтин, М.Н. Беру лава, П. Гречко, Е.Н. Шиянов, В.П. Зин-ченко, А.А. Касьян, Н. Розов, Ю.В. Сенько и другие.
К настоящему времени выполнено значительное число исследований, посвященных вопросам культуры в широком ее значении (Ю.В. Ананьев, Э.Т. Ардаширова, В.Л. Бенин, B.C. Библер и другие) и в более узком -вопросам национальной культуры (А.И. Арнольдов, С.А. Арутюнов, Э.А. Багромов, Л.М. Дробижева, Д.И. Эфендиев и другие).
Традиционная практика подготовки будущих учителей начальной школы, однако, не в состоянии удовлетворить возросшие потребности полиэтнического и поликультурного общества. У выпускников педагогических учебных заведений недостаточно сформированы направленность на педагогическую профессию, профессионально-гуманитарные знания и умения для работы в условиях многонационального и многоязычного школьного и внешкольного социумов, что порождает значительные трудности в профессиональном общении с коллегами, во взаимоотношениях с учащимися и родителями.
Анализ научно-педагогической литературы, условий
профессиональной деятельности учителей в поликультурном социуме и их подготовки в педагогических учебных заведениях позволили сделать вывод о том, что вопросам подготовки будущего учителя начальных классов к работе в поликультурном социуме не уделяется достаточного внимания, поэтому молодые учителя слабо или вообще не владеют навыками педагогического взаимодействия в поликультурном коллективе. Актуальность данного исследования связана с тем, что в последние десятилетия, в связи с резко возросшим национальным самосознанием, появилась настоятельная потребность в подготовке учителей, обладающих такими профессионально-гуманитарными качествами, которые позволят сделать учебный процесс комфортным и для детей разной
этнолингвистической, социокультурной, религиозной принадлежности, и для педагога. Таким образом, возникает противоречие между потребностью современной школы в учителе, имеющем готовность к работе в условиях поликультурного социума, и отсутствием специальных технологий для формирования профессиональных качеств такого учителя
Исходя из этого была сформулирована проблема: каковы педагогические условия формирования профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя начальных классов для работы в условиях поликультурном социума.
Выбор темы нашего исследования - «Формирование профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя начальных классов к работе в поликультурном социуме» - обусловлен потребностью качественного формирования профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя начальных классов в поликультурном социуме.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя начальных классов к работе в поликультурном социуме.
Объект исследования: подготовка будущего учителя начальных классов в системе непрерывного педагогического образования.
Предмет исследования: специфика формирования профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя начальных классов в поликультурном социуме.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя начальных классов в поликультурном социуме будет эффективным при реализации следующей совокупности условий:
нацеленность содержания профессионально-гуманитарной готовности на единство морально-психологического, научно-теоретического и практического компонентов готовности;
ориентация на целостный подход в формировании профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя в ходе образовательного процесса и педагогической практики;
определение уровней и показателей профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя к работе в начальной школе в условиях поликультурного социума.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования
профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя начальных
классов к работе в поликультурном социуме.
Определить содержание профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя к работе в поликультурном среде.
Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности будущего учителя начальных классов к педагогическому взаимодействию в поликультурном социуме.
Выделить компоненты, показатели и уровни готовности будущего учителя к проведению вышеуказанной деятельности.
Методологической основой исследования послужили: общая теория обучения (О.А. Абдуллина, С.А. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, И.Я. Лернер и др.); исследования по методологии педагогики и философии образования (Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.); современные теории гуманизации и демократизации образовательного процесса (М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лад а,
Н.Д. Никандров и др.); культурологический подход, предполагающий взаимодействие (диалог) народной и научной педагогик как составляющих культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Г.С. Батищев и др.); произведения классической педагогической литературы (Я.А. Коменский, ИХ. Песталоц-ци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). При обосновании содержательного и процессуального аспектов проектирования использовалась концепция гуманистического и личностного ориентирования (Ш.А. Амонашвили, Д.А. Белушин, О.С. Газман, В.А. Сухомлинский, И.А. Якиманская). Учение о своеобразии и самобытности культурных традиций разных народов и возможности снятия социально-психологической напряженности в условиях поликультурных отношений (К.Ш. Ахияров, Т.Н. Волков и др.); учение о приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, нравственной культуры межнациональных отношений в целях совершенствования всех сторон жизнедеятельности поликультурного коллектива и общества.
Для проверки гипотезы и реализации задач исследования использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической и социологической литературы отечественных и зарубежных авторов; изучение и анализ нормативных документов регионального и федерального уровня, концепций развития российского образования, учебных планов и программ; изучение педагогического опыта по проблеме; социологические методы опроса (анкетирование, беседа); изучение результатов деятельности студентов в ходе педагогической практики; педагогическое наблюдение и анализ; педагогический эксперимент и статистический анализ его результатов.
Исследование проводилось с 1999 по 2003 гг. в три этапа.
Первый, поисково-теоретический этап (1999 - 2000гг.), включал изучение и анализ литературы по педагогике, психологии, философии, истории, культурологии, религиоведению, социологии и этнологии. На данном этапе был проведен анализ учебных планов, программ педагогических вузов, изучались вопросы теории и практики подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Результатом анализа стали выбор темы, обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования, разработка программы опытно-экспериментальной работы.
Второй, конструктивно-поисковый этап (2000 - 2002гг.), был посвящен теоретической разработке модели исследования, постановке констатирующего эксперимента, апробации отдельных дидактических решений, проверке и уточнению общей гипотезы исследования, конкретизации педагогических условий формирования профессионально-гуманитарной готовности студентов для работы в поликультурном социуме. В этот период диссертантом осуществлялась апробация спецкурса «Содержание профессионально-гуманитарной подготовки будущего учителя начальных классов к работе в поликультурном социуме», проводился анализ и систематизация полученных данных.
Третий, заключительно-обобщающий этап (2002 - 2003гт), позволил завершить опытно-экспериментальную работу, обобщить и систематизировать полученные результаты исследования, подтвердить достоверность выдвинутой гипотезы исследования и оформить диссертацию.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужил факультет педагогики и методики начального образования Бирского государственного педагогического института. Отдельные положения диссертации апробировались и проверялись в филиале Башкирского института развития образования при Бирском государственном педагогическом институте и в средних школах № №1, 5, 8, 9 г. Бирска.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
проанализировано состояние проблемы профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя начальных классов к работе в поликультурной аудитории;
обосновано и экспериментально апробировано содержание профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя начальных классов к работе в поликультурном пространстве;
сформулирована необходимость интеграции морально-психологического, научно-теоретического и практического компонентов при подготовке будущего учителя начальных классов в условиях поликультурного социума;
- определена совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование готовности будущего учителя к профессиональной деятельности в поликультурном социуме;
выделены компоненты, уровни, показатели готовности будущих учителей к осуществлению профессионально-гуманитарной деятельности в поликультурном образовательном пространстве.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ литературы по проблемам истории педагогики, тесно связанным с историей Российского поликультурного социума; определены сущность и направления формирования профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя начальных классов к педагогической деятельности в поликультурном социуме; обогащены теория и практика гуманизации и гуманитаризации общего и высшего образования.
Практическая значимость выполненного исследования определяется возможностью использования его результатов для научного обеспечения процесса формирования профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя начальных классов к работе в поликультурном социуме.
Кроме того, разработана система формирования готовности, которую можно экстраполировать на все национальные регионы Российской Федерации и использовать в высших педагогических учебных заведениях и в системе повышения квалификации, ставящих целью подготовку учителя начальных классов для работы в поликультурном социуме. Разработанный спецкурс «Содержание профессионально-гуманитарной подготовки будущего учителя начальных классов к работе в поликультурном социуме» может быть использован в средних и высших педагогических учебных заведениях.
Обоснованность и достоверность научных положений и результатов исследования обеспечиваются совокупностью исходных методологических и теоретических положений философии, педагогики и психологии; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; результатами внедрения в учебный процесс высшей школы спецкурса, разработанного на основе выдвинутых в диссертации теоретических положений; полученными в ходе опытно-экспериментальной работы данными; статистической обработкой эмпирических данных; опытом работы автора диссертации в вузе и в начальной школе.
На защиту выносятся следующие положения:
Профессионально-гуманитарная готовность является целостным образованием личности будущего учителя начальных классов и является детерминирующей профессиональной характеристикой, обеспечивающей эффективную педагогическую деятельность будущего учителя в специфических условиях поликультурного социума.
Содержание профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя начальных классов складывается из совокупности морально-психологического, научно-теоретического и практического компонентов.
3. В качестве условий успешного формирования профессионально-гуманитарной готовности выступают нацеленность содержания готовности на единство морально-психологического, научно-теоретического и практического компонентов; опора на единые требования к подготовке будущего учителя в аудиторное время и в ходе педагогической практики; определение компонентов, уровней и показателей готовности будущего учителя к работе в поликультурном социуме.
Апробация и внедрение результатов исследования: материалы диссертации обсуждались и получили одобрение на всероссийских ~-г. Красноярск (2001), г. Бирск (2002), г. Пенза (2003), г. Челябинск (2003), региональных - г. Янаул (1999), г. Благовещенск (2001) и межвузовских научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры педагогики, теории и методики начального образования и кафедры педагогики Бирского госпединститута. Апробация основных положений исследования осуществлялось также при чтении спецкурса.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его предмет, объект, цель, задачи, выдвигается гипотеза, описываются этапы и методы исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования
профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя начальной
школы к работе в поликультурном социуме» представлен теоретико-
методологический анализ состояния проблемы, изучены исторические
аспекты многонационального, многокультурного разнообразия
проживающего в России контингента, раскрыта педагогическая проблема
гуманитаризации содержания образования, определены содержание, структура профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное содержание формирования профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя к работе в поликультурном социуме» раскрываются формы и методы по формированию профессионально-гуманитарной готовности будущего учителя к работе в поликультурном социуме в аудиторное время и в ходе педагогической практики (в целостном педагогическом процессе), представлены задачи опытно-экспериментального исследования, результаты и анализ эксперимента.
В заключении формулируются общие выводы исследования, определяются проблемы, нуждающиеся в дальнейшем изучении.
В приложении представлены анкеты и программа спецкурса.
Исторический анализ и современное состояние Российского поликультурного социума
Россия XXI века представляет собой специфический поликультурный социум, в котором проживают и обучаются представители разных этнолингвистических и религиозных общностей, представители городской и сельской субкультуры, дети и подростки, принадлежащие к разным социоэкономическим слоям населения. Представляется необходимым дать определение понятия «социум». Социологический энциклопедический словарь предлагает следующую формулировку данного понятия: «Социум (от лат.Зосішп - общее) - устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры» [195, 336]. Соглашаясь с вышеприведенным определением, попытаемся дать свое толкование рассмотренной категории: «Социум - географическая (социально-территориальная) общность, характеризуемая совокупностью социальных, политических, экономических связей и отношений между людьми и выступающая в качестве самостоятельной организации жизнедеятельности». Категория «поликультурный социум» эксплицитно и имплицитно содержит понятие «культура». Вслед за Г.Д. Дмитриевым понятие «культура» можно определить как систему внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека, включающую множество феноменов, соотносящихся с различными уровнями и формами реальности. Она охватывает все стороны жизни человека - биологическую (еда, сон, отдых и др.), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения - орудий, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения) [66, 11].
Человечество достигло такой стадии своей эволюции, что почти невозможно найти этнической общности, которая не испытали бы воздействия со стороны культур других народов. Культурное многообразие современных наций даже увеличивается, и составляющие их народы находят все больше средств, в том числе политических и правовых, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик. Эта тенденция осознания и отстаивания своей собственной отличительности и сохранения культурной традиции подтверждает общую закономерность, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнического многообразия. Мы продолжаем жить в крайне разнообразном культурном пространстве, и это разнообразие проявляется как в меняющейся картине городских агломераций, так и в неповторимом облике сельских общин по всему миру.
Для успешного функционирования в поликультурной среде необходимо познать это культурное пространство и его многообразие. Мы легко общаемся с теми, кто разделяет нашу культуру, у кого имеются такие же или близкие культурные символы, потому что мы понимаем слова и действия людей, владеющих ими. Но нам не всегда уютно среди людей, имеющих другую, неизвестную нам культуру. Степень не комфортности может быть незначительной в том случае, если мы находимся в чужой культуре непродолжительное время, но, если жить в другой культуре долгое время, чуждость может привести к враждебности или непринятию местной культуры и вызвать ностальгию по привычной прошлой культуре.
Изменения, происходящие в Российской Федерации в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь рост национального самосознания этносов. В современной науке общепринятого определения этноса нет, чаще используется понятие «этничность» как некая категория, обозначающая существование отличительных этнических групп или идентичностей. В российской этнологии термин «этнос» употребляется почти во всех случаях, когда речь идет о народе и даже нации. Этнические группы (или этносы) определяются прежде всего по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значительными и которые лежат в основе самосознания. Таким образом, этничность представляет собой форму социальной организации культурных различий [38, 35] .
Одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов и формирования культуры межнациональных отношений в обществе является система образования. Внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений вызвано положением России как евроазиатского многонационального государства. Россия, как многонародное, многоэтническое и поликультурное государство, всегда пыталась найти продуктивные пути мирного взаимодействия различных этнических и других социокультурных групп, создать в обществе атмосферу согласия, взаимной дружбы, равенства и справедливости, творческого и ненасильственного разрешения проблем и конфликтов. В сегодняшних условиях необходимость высокого образования в России обусловливается, во-первых, падением экономической политики социализма, следствием чего стало падение многих коммунистических мифов и прежде всего - мифа о бесконфликтности и непротиворечивости развития отношений между различными социокультурными группами, к которым принадлежал индивид в условиях социализма; во-вторых, раскрепощением внутренней энергии человека, скованной на протяжении десятилетий законами, запретами и преследованиями; наконец, тяжелейшим поиском своей культурной идентичности россиянами, сопровождающимся конфликтами, недемократичным поведением, отсутствием толерантности, уважения друг к другу и оторванностью от исторических и культурных корней.
Гуманитаризация образовательного процесса как педагогическая проблема
До последнего времени в нашей многокультурной и многонациональной стране гуманитарное образование рассматривалось неоднозначно. В результате произошло отчуждение системы образования не только от ценностей мировой цивилизации, но и от традиций отечественной культуры. Сложилась система образования, абстрагированная от реальности, от новейших достижений мировой науки. Духовная бедность, привела к нравственной катастрофе при усложнении социальной обстановки. Осмысление противоречивого опыта российских реформ позволяет полнее осознать роль гуманитарного образования. Гуманитарное образование как возможность для формирования духовно целостной личности и одновременно воспроизводства культуры народа, через систему ценностей и жизненных смыслов человека рассматривается как важнейшая предпосылка духовной безопасности общества. В последнее время духовную угрозу несут самые различные факторы и явления. Это и модернизационные процессы, экспансия нетрадиционных религий, СМИ (сцены жестокости, расправ, насилия и т.д.). Газеты и телепрограммы в погоне за прибылью и сенсациями сеют страхи, обессмысливают позитивные усилия по строительству собственной судьбы. Утрата самобытности народа ведет к потере своего особого места в общественной семье культур и цивилизаций, а в конечном счете - к существенному ослаблению экономических и геополитических позиций.
Сейчас мы особенно нуждаемся в высоко образованных учителях, особенно учителях начальных классов, обладающих способностью заглянуть в будущее, умеющих общаться и работать с подрастающим поколением. А для этого необходимы обширные познания в области культуры, социологии, психологии, то есть гуманитарная подготовка, которая помогает сформировать у будущих специалистов систему ценностей и этические нормы в том числе и профессиональные, а также развивает критическое мышление — одно из важнейших качеств, позволяющих ориентироваться в современном, все более усложняющемся и взаимозависимом мире.
Будучи источником стабильности в периоды различных потрясений, гуманитарные знания облагораживают характер человека, расширяют его кругозор, развивают в нем чувство проницательности и интуиции, умение разбираться в сути вещей и обеспечивают ценностной шкалой, с помощью которой можно определить, что является важным, а что - второстепенным с точки зрения нравственности. Они неотъемлемы от человеческого бытия, человеческой личности и помогают создать моральный климат, в котором легче находиться и принимать верные решения.
Об уникальном значении гуманитарных предметов говорили всегда, в том числе в направлении гуманитаризации содержания образования. П.Ф. Каптерев считал, что гуманитарные науки «делают ум гибче, изобретательнее,... человек дополняет свое образование, изучая гуманитарные науки, это бесспорно» [80, 475]; Д.С. Лихачев писал, что воспитание и подчиненное воспитанию образование должно готовить личность, нравственную личность, личность, которая легко могла бы овладеть любой специальностью. С этой точки зрения следует придавать большое значение гуманитарным дисциплинам. Еще 10 лет назад на одном из международных семинаров, проведенном в рамках ЮНЕСКО, отмечалось, что важнейшей из основных причин угасания творческого потенциала народа является ослабление интеллектуальных и духовных традиций в результате разрушения национальной системы образования и подготовки слоя интеллигенции, чуждой своему народу, его истории, традициям, культуре. Следовательно, развитие национального и культурного, ориентированного образования - ведущая предпосылка активизации творческих сил и способностей нации, мобилизации ее духовных ресурсов. Они больше всего способствуют развитию интеллигентности, не только потому, что литература дает опыт нескольких жизней, логика учит мыслить и спорить, отстаивать свои убеждения, а искусствоведение учит понимать людей других эпох, особенно других национальностей ( через произведения искусства мы понимаем их творцов-авторов, народы и эпохи, эти произведения создавшие) и т.д., но потому еще, что искусство, литература, поэзия обостряют интуицию, крайне важную для творчества - научного, технического, творчества общественного деятеля искусства» [ПЗ, 5]. Авторы концепции ВНИК «Школа» впервые официально связывают проблему гуманитаризации с общим образованием: «Гуманитаризация образования обеспечивается обращением учебных заведений к мировой культуре, истории, духовным ценностям. Повышение статуса гуманитарных предметов определяется их обновлением, освобождением их от плоского рационализма, выявлением их духовности, человеческой сущности. Гуманитаризация образования требует глубокой перестройки всего его содержания, которое должно обеспечивать развитую устную и письменную речь, понимание людей других времен и народов, историческое мышление, человеческое отношение к природе. Принципиально переориентируются предметы художественного цикла (литература, музыка, изобразительное искусство) как цикл курсов художественного творчества» [82, 4].
Формы и методы формирования готовности будущего учителя начальных классов к работе в поликультурном социуме в аудиторное время
Анализ вопросов образования в нашей стране и за рубежом свидетельствует о том, что в любой системе образования главными являются содержание обучения, т.е. вопрос «чему учить и воспитывать», и технология обучения, т.е. «как обучать и воспитывать». В дальнейшем изложении будет предпринята попытка ответить на вопрос: как готовить учителя начальных классов к исполнению своих профессиональных обязанностей. Успешное функционирование школы зависит в первую очередь от квалифицированного учителя, специально подготовленного к профессионально-гуманитарной деятельности в условиях поликультурного социума.
У будущих специалистов должна появиться большая заинтересованность в приобретении прочных профессиональных знаний и умений, потребность в профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании, так как от этого будет зависеть их обеспеченность работой, их собственное материальное благосостояние. Нам бы хотелось, чтобы в системе демократических перемен учитель также смог бы завоевать приоритетное внимание со стороны государственных структур и общества, повысить свой уровень жизни, тогда бы, несомненно, выиграла система образования и вся страна в целом.
Одним из основных условий успешного решения проблемы подготовки будущего учителя начальных классов является глубокое осознание учителями необходимости поворота школы к гуманитаризации учебно-воспитательного процесса. Проблема подготовки учителя лежит на стыке педагогических проблем высшей и средней школы. Поэтому содержание такой подготовки должно определяться, исходя из содержания гуманитарного образования школьников.
Одним из направлений нашего исследования явилось использование целостного подхода к формированию основ профессионально-гуманитарной готовности. Понятие «целостность» в краткой философской энциклопедии определяется как завершенность, тотальность, целостность и собственная закономерность вещей. Отмечается, что на рубеже XIX и XX вв. это понятие стали употреблять для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально цельной взаимосвязи, в их структуре. Известно, что указание свойств отдельных частей никогда не сможет объяснить общего состояния или общего действия вещи, ибо отдельное, «часть» может быть понято только вне целого, а целое, как учил еще Аристотель, больше суммы своих частей [100, 506].
Целостный подход выступает в качестве важнейшего условия, обеспечивающего личностный и профессиональный рост учителя, предполагающего целостное педагогическое воздействие на профессиональное становление учителя, под которым нами понимается взаимосвязь и взаимообусловленность целей, принципов, содержания, форм и методов формирования готовности будущего учителя к работе в поликультурном социуме в рамках каждого из компонентов - морально-психологического, научно-теоретического и практического. Соответственно, это будет отражаться и на качественном изменении уровня поликультурной готовности студентов. Используя целостный подход к педагогическому процессу в вузе, мы определили три направления его реализации: организационное, содержательное и личностное.
Первое направление предполагает организационную целостность всего процесса подготовки учителя начальных классов многокультурной школы с его разнообразными подсистемами и компонентами (в том числе национальными, региональными) на всех уровнях иерархии. Будущий учитель как гармоничная личность может сформироваться только в педагогическом процессе, эффективно организованном на всех уровнях и этапах профессиональной подготовки. Это возможно при использовании широкого спектра организационных форм обучения, средств, эффективных методов организации педагогического процесса и обучения.
Второе направление отражает содержательную целостность учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе. Каждая учебная дисциплина должна представлять целостную в своей научной, методической, поликультурной области систему и одновременно являться своеобразной единицей содержания педагогического образования поликультурного вуза. В рамках содержательного аспекта происходит интеграция знаний, относящихся к различным областям науки, и эмпирических, из области поликультурного образования.
Третье направление отражает целостное представление о субъекте образования и предполагает рассмотрение его как части окружающей социальной среды, в которой он одновременно является представителем этнического, межнационального и мирового социума, а также субъектом и объектом многослойной культурной среды.