Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме Республики Башкортостан 18
1.1. Современное состояние поликультурного социума и особенности музыкального образования в нем 18
1.2. Типологические свойства башкирского, татарского и русского музыкального фольклора 35
1.3. Сущность, специфика и содержание готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме 82
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме Республики Башкортостан 105
2.1. Диагностика исходного уровня готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности 108
2.2. Реализация модели формирования готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме Республики Башкортостан 131
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 158
Основные выводы 166
Библиография 169
Приложение 191
- Современное состояние поликультурного социума и особенности музыкального образования в нем
- Типологические свойства башкирского, татарского и русского музыкального фольклора
- Диагностика исходного уровня готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности
Введение к работе
В современных общественных условиях особое значение приобретает формирование личности современного высококвалифицированного учителя, готового осуществлять свою профессиональную деятельность в поликультурном социуме, способного толерантно относиться к представителям разных социальных групп, их культуре, традициям, духовным ценностями и с этих позиций воспитывать подрастающее поколение.
В состав поликультурного социума Республики Башкортостан входят представители 130 национальностей и этносов. Являясь примером уникального сочетания культур башкирского, татарского, русского, марийского, удмуртского, чувашского, мордовского и других народов, Башкортостан утверждает в качестве фундаментальных основ системы образования исторические и культурные ценности, идеи национального самосознания, учет этнокультурных особенностей каждого из народов, населяющих республику.
Особую важность приобретает процесс профессиональной подготовки будущих учителей музыки, воспитывающих, обучающих, развивающих школьников средствами музыкального искусства. На основе усвоения духовных ценностей и разнообразных традиций национальных музыкальных культур, будущему учителю музыки предстоит решать проблемы межнационального общения учащихся, пробуждать интерес у учащихся к культурным ценностям разных народов, способствовать адекватному восприятию их своеобразия, осмыслению поликультурного мира.
В связи с этим возникает актуальная для педагогики музыкального образования проблема разработки сущности, структуры, педагогических уело- > вий формирования готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в исследуемом поликультурном социуме.
Проведенное нами исследование показало, что будущий педагог-музыкант должен: владеть системой знаний музыкальной культуры разных народов своего региона, так как это является основой духовной культуры общества, умениями и навыками исполнения, интерпретации и анализа произведений разных культурных традиций; быть способным применять полученные знания в профессиональной деятельности в общеобразовательной школе; уметь создавать эмоционально-творческую атмосферу в процессе познания и овладения школьниками народных национальных музыкальных культур.
Особое значение в подготовке педагога-музыканта к профессиональной деятельности в поликультурном социуме Республики Башкортостан должно уделяться народной музыке. Музыкальный фольклор - явление, связанное с историей народа, его мировоззрением, менталитетом, модусом жизни. Как национальное достояние, он становится источником нравственно-этических и духовных ценностей, без которых невозможно развитие здоровой и гармоничной личности и общества в целом.
Как своеобразная форма межкультурной коммуникации в условиях поликультурного социума, музыкальный фольклор способствует созданию диалогической структуры межличностного общения. На основе диалогического общения личности с музыкальным произведением устной традиции появляется возможность включить в сознание человека, формируя и обогащая его внутренний мир, понимание и принятие культуры другого народа.
В ходе исследования мы опирались на теоретические положения му зыковедов-фольклористов и этнографов - Э.Е.Алексеева, Б.В.Асафьева, И.И.Земцовского, Л.Н.Лебединского, С.Г.Рыбакова, исследователей башкир ской народной музыки - Л.П.Атановой, Р.К.Габитовой, Р.Т.Галлимулиной, И.М.Гиршмана, З.А.Иммамутдиновой, Х.С.Ихтисамова, Р.Ф.Зелинского, Р.Г.Рахимова, Р.С.Сулейманова, татарского музыкального фольклора - Ч.Н.Бахтияровой, Р.А.Исхаковой-Вамба, Р.М.Мухаметзянова,
З.Н.Сайдашевой, Г.И.Трофимовой и русского музыкального творчества устной традиции - Л.П.Ивановой, Т.И.Калужниковой, О.А.Пашиной, Т.В.Поповой, А.В.Рудневой и др.
При разработке концепции данного исследования были приняты идеи В.А.Лапина о комплексном подходе к изучению народной музыкальной культуры, к определению термина «фольклорное двуязычие» в качестве историко-культурной категории. Кроме того, в изучении проблемы межкультурного взаимодействия фольклорных традиций мы опираемся на труды М.М.Бахтина, В.С.Библера, Ю.В.Бромлея, Ю.М.Лотмана и др.
Особый интерес представляют работы К.Ш.Ахиярова, В.И.Баймурзиной, А.С.Гаязова и других исследователей, раскрывающих педагогические проблемы применительно к поликультурным особенностям Республики Башкортостан. Идеи поликультурного образования разрабатываются в трудах Г.Д.Дмитриева, М.Н.Кузьмина, М.Ф.Пафовой, Л.И.Пренко, М.Г.Тайчинова.
Ряд теоретико-методологических аспектов музыкально- педагогического образования в поликультурном обществе исследуется в фа-ботах Н.Б.Кухаревой, Л.С.Майковской и др. Специфика подготовки учителя^ музыки с точки зрения этномузыкальной педагогики, необходимость учета национальных особенностей региона, особенностей его музыкальной культуры в подготовке студента-музыканта выявляется Т.В.Давыдовой, Л.М.Кашаповой, О.Ю.Полуяновой, Л.И.Севериновой, Л.А.Яхиной и др.
Проблема музыкального фольклора в образовательном процессе отражена в работах Т.И.Баклановой, М.В.Медведевой, О.В.Пивницкой, Л.В.Шаминой и др.
Поскольку в поликультурном социуме Республики Башкортостан среди'-населения по своей численности выделяются башкиры, русские и татары (90,2% населения), то мы исходим из позиции, согласно которой в сфере музыкального образования на всех ступенях важно использовать, прежде всего, музыкально-педагогический потенциал культуры данных народов. При этом мы полагаем, что проявление внимания к учащимся — представителям других народностей также необходимо, что может осуществляться, например, путем индивидуально-дифференцированного подхода. Однако анализ научной ли- тературы показал, что специальных работ, раскрывающих особенности подготовки будущих учителей музыки в данном поликультурном регионе в контексте взаимодействия музыкального фольклора башкирского, татарского и русского народов, не существует.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена рядом противоречий: между потребностями общества в учителе музыки, готовом средствами музыкального искусства осуществлять духовно-личностные контакты, межкультурный диалог в условиях поликультурного региона, и практикой педагогических вузов, не учитывающей поликультурные условия, в которых будет осуществляться профессиональная деятельность будущего педагога-музыканта; между потребностями музыкально-педагогической теории и практики в осмыслении значимости музыкального фольклора для педагогической науки, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической и технологической разработкой данного вопроса в научных исследованиях — с другой; между наличием потенциальных возможностей башкирской, татарской и русской народной музыки и их малой реализацией в процессе подготовки будущих учителей музыки в поликультурном регионе Республики Башкортостан.
На основании выделенных противоречий, а также в результате изучения и анализа литературы, обобщения практического опыта работы в вузе и учреждениях общего образования была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в теоретической разработке и экспериментальной проверке эффективного содержания и процесса формирования готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме на примере Республики Башкортостан.
Учитывая значимость и недостаточную разработанность данной проблемы, сформулирована цель исследования: создание теоретико- методической модели формирования готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме Республики Башкортостан.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущего учителя музыки в условиях высшего педагогического учебного заведения.
Предмет исследования: процесс формирования готовности будущего педагога-музыканта к профессиональной деятельности в условиях исследуемого поликультурного социума.
Гипотеза исследования: процесс формирования исследуемой готовности студента будет эффективным при следующих условиях: обеспечения целостного подхода в формировании профессионально-педагогической готовности будущего учителя музыки в ходе образовательного процесса и осуществления целенаправленной педагогической практики, предполагающего включение в содержание музыкального образования освоение башкирской, татарской и русской народной музыки; опоры на жанровый, стилевой и интонационно-семантический анализ произведений башкирского, татарского и русского музыкального фольклора с целью изучения процессов взаимодействия трех исследуемых музыкальных культур; разработки и внедрения спецкурса «Профессиональная деятельность учителя музыки в поликультурном социуме Республики Башкортостан»; создания и реализации в учебно-педагогическом процессе вуза модели формирования готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в исследуемом поликультурном социуме.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть современное состояние поликультурного социума РБ, определить значение народной музыки и музыкального образования в нем.
Выявить музыкально-педагогический потенциал башкирского, татарского и русского музыкального фольклора как феноменов, воплощающих уникальность данных национальных культурных традиций.
Осуществить анализ типологически самобытных и сходных свойств, сложившихся в результате совместного исторического развития, территориального и культурного взаимодействия народов республики, отражающихся в совокупности мировоззренческих, содержательно-образных, жанровых, стилевых, лексических особенностей.
Раскрыть сущность, специфику и структуру исследуемой готовности будущего педагога-музыканта.
Разработать методику диагностики выявления уровней исследуемой готовности студента.
Создать модель формирования готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме Республики Башкортостан и экспериментально проверить ее эффективность.
Методолого-теоретической основой исследования являются: - концепция целостного системного подхода, направленная на форми рование гармоничной личности, на интеграцию образовательного процесса, его профессиональную ориентированность (Б.С.Гершунский, В.В.Краевский и др.); культурологический и культурно-исторической подходы, позволяющие посредством образования воспроизводить культуру общества, культурный тип человека с определенными способами поведения, мышления, отношения к природе, людям, самому себе, ценностями и жизненными ориента-циями (О.В.Аракелян, В.Л.Бенин, В.С.Библер, Л.С.Выготский, Г.И.Гайсина, Г.Д.Дмитриев и др.); теоретические положения о методологии построения национально-регионального образования (А.Г.Абсалямова, М.Б.Кожанова и др.); концепция этнокультурного образования (Т.И.Бакланова, А.С.Гаязов, Г.С.Голошумова, Л.М.Кашапова и др.); - жанрово-интонационный методологический подход к музыкальному образованию, основанный на постижении сущности и природы музыкального искусства, раскрытии его связей с жизнью (Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В.Н.Холопова и др.); - исследования башкирского, татарского и русского музыкального фольклора (Э.Е.Алексеев, И.И.Земцовский, Л.Н.Лебединский, С.Г.Рыбаков, Р.С.Сулейманов, Р.А.Исхакова-Вамба, Т.И.Калужникова, М.В.Медведева, А.В.Руднева, З.Н.Сайдашева, Ф.Ш.Салитова, Е.Р.Скурко, В.М.Щуров и др.); - теория профессиональной подготовки учителя музыки (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, Л.С.Майковская, Т.Г.Мариупольская, Е.В.Николаева, Г.М.Цыпин, А.И.Щербакова и др.).
Для проверки гипотезы и реализации задач исследования был использован комплекс методов, взаимообогащающих друг друга: теоретического уровня - анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой, культурологической, этнопедагогической, социологической, методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов регионального и федерального уровня, учебных планов и программ; классификация; синтез; обобщение, систематизация педагогического опыта; моделирование; статистический анализ в ходе педагогического мониторинга результатов исследования; эмпирического уровня - педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, самооценка, метод статистической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: музыкальное отделение Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.
Этапы исследования: исследование проводилось с 2004 по 2010гг. в три этапа.
Первый, констатирующий этап (2004г.) включал выбор и теоретическое осмысление темы, изучение и анализ научной литературы по вопросам исследования. На данном этапе выявлялось современное состояние поли- культурного социума Республики Башкортостан, направленность музыкального образования в нем, значение и особенности башкирского, татарского и русского народного музыкального искусства в формировании готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в данном регионе; определялась сущность, содержание и специфика исследуемой готовности будущего педагога-музыканта к профессиональной деятельности в поликультурном социуме республики; вырабатывались критерии и уровни ее сформированное у студентов педагогического вуза; осуществлялась диагностика исходного уровня исследуемой готовности будущих учителей музыки; разрабатывалась модель формирования готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме Башкортостана, включающая цель, задачи, принципы, педагогические условия, структурно-содержательные компоненты исследуемой готовности, этапы, методы, технологии и методику диагностики.
Второй, формирующий этап (2005-2008гг.) включал в себя экспериментальную работу по апробации модели формирования готовности будущих учителей музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме Республики Башкортостан.
Третий, заключительно-обобщающий этап (2009-2010гг.) включал анализ, обобщение, систематизацию и оформление результатов проведенного исследования с применением метода статистической обработки экспериментальных данных; формулировку основных выводов и разработку научно-методических рекомендаций по внедрению их в практику; подтверждение достоверности гипотезы исследования и осуществление литературного оформления исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем: - осуществлена сравнительная характеристика башкирского, татарского и русского музыкального фольклора с позиции их уникальности и, вместе с тем, сходства данных национальных культурных традиций в сово- купности мировоззренческих, содержательно-образных, музыкально-стилистических, жанровых особенностей; разработана авторская модель формирования готовности будущих учителей музыки к профессиональной деятельности в условиях поликультурного социума Республики Башкортостан, включающая цель, задачи, принципы, педагогические условия, структурно-содержательные компоненты исследуемой готовности, этапы, методы, технологии, методику диагностики; выявлена сущность готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности, обусловливаемая совокупностью эмоционально-психических состояний, психолого-педагогических, методических, специально-предметных знаний, умений и навыков, способствующих эффективному осуществлению профессиональной деятельности учителя музыки в данном поликультурном социуме; - определена специфика готовности будущего педагога-музыканта к профессиональной деятельности в условиях данного региона, обусловленная: эмоционально-ценностным отношением к духовному, культурному потенциалу башкирской, русской и татарской народной музыки; комплексом знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе изучения и познания башкирской, татарской и русской народной музыки, их самобытного характера, а также общих музыкально-типологических свойств; развитыми музыкальными способностями, обеспечивающими успешное решение учебно-педагогических задач в поликультурном социуме Республики Башкортостан; способностью участвовать в межкультурной коммуникации с представителями разных культурных традиций, проживающих в данном регионе; - определены педагогические условия (опора на жанровый, стилевой и интонационно-семантический анализ произведений башкирского, татарского и русского музыкального фольклора с целью изучения процессов взаимодей- ствия трех исследуемых музыкальных культур; организация спецкурса «Профессиональная деятельность учителя музыки в поликультурном социуме Республики Башкортостан»; обеспечение целостного подхода в формировании исследуемой готовности будущего учителя музыки в ходе образовательного процесса в вузе и педагогической практики), обеспечивающие эффективность подготовки будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме республики; - разработана методика диагностики, позволяющая выявить уровень исследуемой готовности студента к профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования:
Выявлена совокупность особенностей данных фольклорных традиций, включающая этнографический контекст, систему музыкальных жанров, музыкально-стилистические свойства, исполнительские особенности и тембровые характеристики, обусловленные свойствами языкового диалекта. Осуществлен анализ типологически сходных свойств башкирского, татарского и: русского музыкального фольклора, проявляющихся в образно-эмоциональном содержании, символизме, приеме звукоподражательности, музыкально-стилистических и жанровых признаках, вариантно-вариационном принципе развития народных песен и наигрышей, а также сходстве обрядовых действий и праздников. Обогащен понятийный аппарат педагогики музыкального образования, включающий в себя характеристику понятий: «готовность будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме Республики Башкортостан», «профессиональная деятельность учителя музыки в поликультурном социуме Республики Башкортостан».
Практическая значимость исследования состоит в том, что внедрение его результатов в систему подготовки будущего учителя музыки в форме спецкурса «Профессиональная деятельность учителя музыки в поликультурном социуме Республики Башкортостан» способствует: усвоению будущими учителями музыки теоретических знаний о башкирской, татарской и русской народной музыке; овладению исполнительскими (вокальными и инструментальными), а также музыкально-аналитическими умениями и навыками в данной предметной области; формированию методических умений и навыков включения музыкального фольклора на уроках музыки в общеобразовательной школе; повышению уровня профессиональной компетентности будущего учителя музыки.
Материалы исследования, а также методические рекомендации по реализации разработанной модели формирования готовности к профессиональной деятельности в поликультурном социуме средствами музыкального фольклора народов республики могут быть использованы в учебных дисциплинах: а) федерального компонента: «Теория музыкального образования», «Методика музыкального образования», «История музыкального образова- -ния», «История русской музыки», «Русское народное музыкальное творчество»; б) национально-регионального компонента: «Музыкальное творчество композиторов Республики Башкортостан», «Башкирский музыкальный фольклор» и др.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; использованием комплекса взаимодополняющих методов, отвечающих предмету, цели и задачам исследования; системным анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала; положительными результатами внедрения в учебный процесс спецкурса «Профессиональная деятельность учителя музыки в поликультурном социуме Республики Башкортостан»; подтверждением гипотезы исследования; обработкой результатов эксперимента методом статистической обработки; личным участием автора в экспериментальной работе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Поликультурное музыкальное образование, основанное на прин ципах взаимодействия культур различных этносов, направлено, прежде все го, на формирование человека (творца, транслятора и потребителя) культуры, способного к жизнедеятельности в поликультурном социуме, обладающего развитым чувством толерантности, понимания и уважения других музыкаль ных культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных нацио нальностей. В условиях поликультурного социума Республики Башкортостан в сфере музыкального образования на всех его ступенях необходимо исполь зовать музыкально-педагогический потенциал башкирского, татарского и русского музыкального фольклора как феноменов, отражающих уникаль ность данных национальных культурных традиций в совокупности мировоз зренческих, содержательно-образных, жанровых, стилевых, лексических особенностей.
2. Специфика национальных фольклорных традиций башкирской, та тарской и русской музыки обусловлена, прежде всего, следующими чертами: в башкирской народной музыке: преобладание созерцательного характера, исходящее из психического склада народа; ярко выраженный эпически-лирический характер; мелодика, тяготеющая к бесполутоновому строю пентатоники; жизненно-бытовой характер символизма («ураны», «тамги» и др.); приемы звукоподражания, идущие от охотничьей практики башкир (наигрыши, узляу); монодийная природа музыки, связанная с раздельным кочевым существованием семей, замкнутой жизнью в юртах; наиболее распространенный инструмент - курай, тембр и специфика звучания которого проникла в вокальную народную музыку; в татарской народной музыке: эмоциональная сдержанность в отражении исторической судьбы, этногенеза, психологии, менталитета и мировоззрения татар; генетическая связь с интонированием книг религиозного содержания, где сформировалась сольная, монодическая традиция исполнения; особая исполнительская манера (добавление гласных звуков, слогов, отсутст- вующих в стихотворном тексте, или их пропуск); свободно выраженная вокальная мелизматика; формирование уникального феномена «мон» в процессе импровизации; - в русской народной музыке: большое разнообразие выражаемых эмоций, образов, характеров и настроений; протяжность и вариативность мелодической линии, импровизационное многоголосие с ведущей формой подго-лосочной полифонии; ритмическая свобода, ладовая организация, часто отличающаяся отсутствием системы тяготений, сменой ладовых опор, а также дорийским, миксолидийским, лидийским ладами; скоморохи - носители фольклорных традиций; инструментарий, связанный с нароными верованиями и формами народной жизни (пастуший рожок, жалейка, гусли, гудок, домра, кугиклы).
В музыкальном фольклоре народов Республики Башкортостан отражаются поликультурные процессы, где ведущую роль играет взаимодействие культурных традиций, в результате которого сформировались типологически сходные свойства, проявившиеся в мышлении, обрядовых действиях и праздниках, в образно-эмоциональном содержании, символизме и приеме звукоподражания народных песен и наигрышей, в музыкально-стилистических и жанровых элементах фольклора, вариантно-вариационном принципе развития, орнаментике и импровизационности протяжных песен.
Модель формирования готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в условиях поликультурного социума Республики Башкортостан включает в себя цель, задачи, принципы, педагогические условия, структурно-содержательные компоненты исследуемой готовности, этапы, методы, технологии, методику диагностики.
Структура исследуемой подготовки состоит из мотивационного, содержательного и операгщоналъного компонентов.
Мотивационный компонент связан со стремлением учащихся повысить собственный уровень общей, музыкальной и профессиональной культуры; определяет исследуемую готовность будущего учителя музыки на основе ценностного отношения к духовному, культурному потенциалу башкирской, русской и татарской народной музыки.
Содержательный компонент направлен на освоение методологических, теоретических и методических профессиональных знаний в области поликультурного социума Башкортостана, музыкального образования и музыкального фольклора народов республики.
Операгщональный компонент направлен на развитие исполнительских, музыкально-аналитических и методических умений и навыков, необходимых учителю музыки для успешной профессиональной деятельности в поликультурном социуме Республики Башкортостан.
5. Эффективность формирования готовности учителя музыки к профессиональной деятельности в условиях поликультурного социума Республики Башкортостан обеспечивают следующие педагогические условия: опора на жанровый, стилевой и интонационно-семантический анализ произведений башкирского, татарского и русского музыкального фольклора с целью изучения процессов взаимодействия трех исследуемых музыкальных культур; организация спецкурса «Профессиональная деятельность учителя музыки в поликультурном социуме Республики Башкортостан»; обеспечение целостного подхода в формировании исследуемой готовности будущего педагога-музыканта в ходе образовательного процесса в вузе и педагогической практики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы в Башкирском государственном педагогическом университете им. М.Акмуллы, а также в Сибайском институте (филиале Башкирского государственного университета) и Стерлитамакской государственной педагогической академии им. З.Биишевой, в общеобразовательных школах №45, 69, 70 г. Уфа. Результаты исследования обсуждались на Международных (Казань: ТИПУ, 2005г.; Стерлитамак: СГПА им. З.Биишевой, 2007г.; Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2007г.; Москва: МГУКИ, 2009г.), Всероссийских (Казань: ТГГПУ, 2005г.) и Межвузовских (Уфа:
БГПУ им. М. Акмуллы, 2007г., 2009г.) научных и научно-практических конференциях; на заседаниях кафедры сольного пения, хорового дирижирования и музыкального образования БГПУ им. М. Акмуллы, кафедры методологии и методики преподавания музыки МПГУ, а также в форме публикаций статей.
Современное состояние поликультурного социума и особенности музыкального образования в нем
Богатая своим культурным наследием Республика Башкортостан исторически сложилась и продолжает существовать как уникальный поликультурный регион России. В нем проживают представители разных этнических, национальных общностей, возрастных групп, городской и сельской субкультуры.
Понятие «социум» не имеет общепринятой трактовки. Одни авторы рассматривают его в качестве синонима общества как целостного образования [116, 188; 189, 336]. Другие исследователи используют данный термин только применительно к низовым структурам общества как обозначение «пространственной, или территориальной единицы социальной организации, в которой у людей есть чувство идентификации и принадлежности» [83, 58].
В рамках данного исследования мы придерживается мнения В.В.Поповой, рассматривающей социум «как объединенное социальными связями и отношениями население, образующее социально-территориальные общности разных масштабов» [171, 16]. В соответствии с этим, социум - социально-территориальная общность людей, связанных политическими, общественными, экономическими, культурными отношениями, выступающая в определенной временной, исторической ситуации как организация жизнедеятельности в соответствии с устойчивыми признаками, свойственными данной группе людей.
При этом совокупность людей, представляющая собой социум, обладает такими устойчивыми признаками, как целостность, функциональная самодостаточность и способность к внутренней интеграции; дифференциация и сегментация; способность к стабильному воспроизводству и устойчивому развитию [171, 16].
Структура социума объединяет классы, сословия, социальные институты, общности, группы, деятельность отдельных личностей. С этой точки зрения все то, что происходит в человеке и с человеком является достоянием социума, а все, что связано с развитием социума не может не отразиться на жизни отдельного человека.
Социальную группу можно рассматривать как «совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности», - пишет М.С.Мацковский [144, 103-104]. У каждой социальной группы есть свои культурные традиции, духовный опыт, национальные особенности, специфика коммуникации. Таким образом, полнкулътурный социум - сложнокультурная общность людей, связанных различного рода общественными, политическими, экономическими и т.п. отношениями, живущих и осуществляющих деятельность в условиях культурного плюрализма;, составляя многогранную картину мира.
Уникальный поликультурный социум Республики Башкортостан включает представителей разных социальных групп.
Одним из ведущих признаков, формирующим социальные группы Башкортостана, является этнический. По определению ученого-этнолога Ю.В.Бромлея, этнос (в переводе с греческого ethnos - племя, народ) предстает как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих одинаковыми относительно стабильными особенностями поведения, речи, культуры, происхождения, психики, антропологическими признаками; общей историей и государственной принадлежностью, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании [47, 35]. Каждый из обозначенных признаков в отдельности не определяет сущность этноса, только вместе они указывают на его самобытность. Этническая связь между людьми осуществляется генетической и бытовой общностью, приводящей к осознанию себя как культурной общности, находящую отличия себя от других общностей.
Уникальную «этническую композицию» Республики Башкортостан составляют 130 национальностей, среди которых по своей численности (90,2% жителей) выделяются башкиры, русские и татары. Кроме названных этносов многочисленными считаются представители 24 национальностей, проживающих в республике, чье количество превышает более 500 человек. Среди них чуваши, марийцы, украинцы, мордва, удмурты, белорусы, армяне, немцы, узбеки, азербайджанцы, казахи, таджики, латыши, грузины, вьетнамцы, чеченцы, молдаване, греки, корейцы, туркмены, цыгане, поляки и др.
У каждой из выделенных социальных групп есть свои традиции, духовный опыт, особенности общения, культура.
Этническая культура определяется как культура людей, связанных общностью происхождения, совместного проживания и способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. В узком смысле слова это «совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком» [195, 167]. К ним относятся народный быт, праздничная культура, история, традиции образования, фольклор, народные идеалы.
Типологические свойства башкирского, татарского и русского музыкального фольклора
В течение многих веков в музыкальном фольклоре формировалось национальное своеобразие. Поскольку каждое музыкальное произведение принадлежит, по мнению музыковедов, к определенной культуре [146; 147; 202] поэтому его восприятие представляется в виде «прочтения текста», его музыкально-стилистических, жанровых, интонационно-семантических особенностей. Национальная самобытность музыкального фольклора заключается в его глубинном образно-смысловом содержании, особенностях интонационного строя, ритмической неповторимости, ладовой организации.
Б.В.Асафьев так писал об этом: «Социальная солидарность, общность работы и игр, интересов и переживаний отражаются на ритмах и интонации песен... И (...) превращаются в необычайно стойкие откристаллизовавшиеся звуковые отложения. В их ритмах люди ощущают свои жесты, позы и движения во время знакомой им всем работы и игры; в мелодической сопряженности тонов (...) группы лиц испытывают (...) одинаковые чувства (...) Их строй становится своего рода уставом» [24, 92].
В основе всех составляющих музыкальной традиционной культуры лежит особое мировоззрение, целостная система представлений об устройстве мира. По мнению исследователей, «народная духовная культура является порождением мифологического сознания», отражающего определенную картину мира [156, 23]. Она включает все аспекты бытия человека и его взаимоотношений с природой: модели пространства (вертикальную и горизонтальную), представления о времени, воспринимающегося в народной культуре сквозь призму человеческой жизни, неразделенность в народном сознании времени и пространства (хронотоп), представления об основных стихиях мироздания, структуры социума и пр.
Мифологическое мышление выработало особый способ для познания и классификации всех явлений действительности. По мнению ученых-этномузыковедов, это «система бинарных оппозиций», в основе которой лежит «идея о существовании во Вселенной двух миров: «того» и «этого» света» [156, 40].
Народной культуре устной традиции свойственна такая особенность как символичность. А.К.Байбурин утверждает, что о символическом значении объекта культуры можно говорить в том случае, когда он обретает до полнительный смысл, становясь знаком (символом) иного предмета, объекта или понятия [29, 11]. Такие символические знаки, «языки» в научной литературе принято называть «культурными кодами», поскольку с их помощью кодируется определенное содержание [156, 42].
В музыкальном фольклоре ведущее значение приобретает звуковой код, включающий мир разнообразных звуков. К ним относятся: звуки природы (голоса птиц, животных, природных стихий), звуки, порождаемые человеческим голосом (крик, свист, шепот, речь, пение), а также звуки, производимые человеком при помощи других средств (например, в процессе игры на музыкальных инструментах).
Природная звуковая среда в музыкальном фольклоре преломляется в особом приеме - звукоизобразительности, свойственной песням и инструментальным наигрышам многих народов. По мнению исследователей, носитель традиционной культуры «овладевает «звуковым ландшафтом» через его мифологическое осмысление. Благодаря этому природные звуки «воспринимаются как некие «сообщения», которые необходимо правильно истолковать» [156, 46].
Музыкальный фольклор содержит также музыкальные звуки, производимые человеком при помощи пения и музыкальных инструментов.
Мелодика в сознании народных исполнителей неразрывно связана с ритмом, что обусловлено природой народного музыкального мышления и человеческой природой, а точнее биологическими и физиологическими процессами: дыханием, биением сердца, сокращением мышц при движении, работе и голосовой деятельности. Ее можно рассматривать как пространственное воплощение ритма, так как она представляет собой организованную ритмом линейную последовательность звуков.
Фундаментальной основой музыкального фольклора является ритм, стереотипы которого заложены в человеке от рождения. Исследуя данный феномен, музыковеды отмечают, что корни данного явления «глубоко уходят в область подсознательных ощущений двигательных рефлексов мышц: в ис кусстве речи - мышц голосовых связок, а в искусстве танца - мышц ног, рук, головы и корпуса. Так локализуются в подсознании два ряда различных мышечных рефлекторных ощущений ритма: ритма речи (прозаической и поэтической) и родственного ей ритма вокальной музыки, с одной стороны, и моторного ритма танца и пантомимы - с другой» [156, 81].
В произведениях народной музыки выделяют взаимодействующие между собой ритмические срезы. К ним относятся: ритм долгих и кратких музыкальных времен, ритм музыкальных акцентов, ритм восходящих и ниспадающих мелодических оборотов, ладово-мелодических сопряжений, ритм разделов музыкальной формы и т.д. [141]
Большое значение в организации народных песен приобретает слоговой ритм, его типизированные формулы, определяющиеся музыкальной протяженностью слогов поэтического текста. Об этом пишут музыковеды-фольклористы, также отмечая, что «все слоговые музыкальные времена в напевах строго нормативны, изменяться может только внутрислоговой ритм. Именно благодаря этому в ансамблевом пении поэтический текст произносится всеми певцами синхронно. Несовпадения если и бывают, то носят частный, а не принципиальный характер» [156, 82].
Диагностика исходного уровня готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности
Проведенный теоретический анализ позволил определить цели, задачи, принципы, методы опытно-экспериментальной работы по внедрению разработанной модели. Проверка ее эффективности в формировании готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме Республики Башкортостан осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы на базе музыкального отделения Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, а также в общеобразовательных школах города Уфы №45, 69, 70, где будущие учителя музыки проходили практику.
Экспериментальное исследование проводилось с 2004. по 2010 гг. и состояло из трех этапов: 1 этап - констатирующий (2004г.), 2 этап - формирующий (2005-2008гг.), 3 этап - заключительно-обобщающий (2009-2010гг.).
В эксперименте приняли участие 13 преподавателей вуза, 148 студентов очного и заочного обучения музыкального отделения БГПУ им. М.Акмуллы. Контрольная группа составила 72 человека, экспериментальная 76 человек.
В начале данного эксперимента была создана его программа, основанная на экспериментальной модели, предложенной Л.С.Майковской [139].
Целью экспериментального исследования являлось изучение объективных характеристик, позволяющих определить исходный и итоговый уровни готовности будущих учителей музыки к профессиональной деятельности в исследуемом поликультурном социуме, проверка эффективности теоретических положений разработанных нами модели.
В ходе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:
- определить исходный уровень готовности будущих учителей музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме РБ;
- разработать план и программу проведения эксперимента;
- внедрить в учебно-воспитательный процесс педагогического вуза разработанную модель;
- изучить и проанализировать динамику показателей готовности будущих выпускников к профессиональной деятельности в поликультурном социуме РБ;
- разработать критерии и показатели оценки результативности экспериментальной работы;
- экспериментально доказать эффективность разработанной модели.
Цель первого этапа эксперимента - констатирующего - выявление
исходного уровня готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности в поликультурном социуме Республики Башкортостан. Задачи данного этапа:
- выявить особенности специфического состава студенческого коллектива;
- проанализировать нормативные документы (Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «030700 - Музыкальное образование», учебных программ, учебных планов музыкального отделения), а также содержание учебных дисциплин с целью выявления их потенциальных возможностей в формировании искомой готовности;
- определить критерии диагностики уровней исследуемой готовности студентов;
- определить личностное отношение студентов к башкирской, татарской и русской народным музыкальным культурам;
- выявить исходный уровень знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора народов Башкортостана.
Основными методами данного этапа эксперимента стали: беседы, опросы, анкетирование, тестирование студентов, а также наблюдение за их профессиональной деятельностью в процессе педагогической практики.
В начале эксперимента мы провели статистическое исследование с целью выявления специфически выраженного поликультурного состава студенческого коллектива, участвующего в данном эксперименте. Опрос показал, что среди будущих учителей музыки приблизительно равное количество башкир (49 человек) и татар (56), гораздо меньше русских студентов (27) и представителей других национальностей: чувашей (6), украинцев (5), мордвы (4), казахов (1).
Необходимо было выявить такие аспекты профессиональной деятельности преподавателей высшей школы, которые вызывают затруднения в формировании искомой готовности будущих педагогов-музыкантов. Для этого преподавателям дисциплин «Методики музыкального образования», «Методологии музыкального образования», «Музыкально-педагогический практикум», «История музыки», «Русское народное музыкальное творчество», «Музыкальное творчество композиторов РБ», «Башкирский музыкальный фольклор», «Сольное пение», Хоровое дирижирование», «Основной инструмент» было предложено ответить на вопросы анкеты (см. Приложение 2, анкета №1).
На вопрос «Считаете ли Вы необходимым формирование готовности студентов музыкантов к профессиональной деятельности в поликультурном социуме РБ в процессе вузовской подготовки?» преподаватели высшей школы однозначно дали положительный ответ.
Опрос показал, что в своей профессиональной деятельности преподаватели вуза сталкиваются со следующими проблемами: равнодушное отношение студентов к культуре разных народов; отсутствие у них интереса к восприятию, изучению музыки «чужой» культурной традиции, а также толерантного к ней отношения и способностей к межкультурной коммуникации с представителями «другой» культуры; нежелание и неумение использовать музыкальный фольклор народов Башкортостана в педагогической практике.