Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций : На материале Республики Калмыкия Лиджиева, Майя Алексеевна

Формирование экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций : На материале Республики Калмыкия
<
Формирование экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций : На материале Республики Калмыкия Формирование экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций : На материале Республики Калмыкия Формирование экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций : На материале Республики Калмыкия Формирование экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций : На материале Республики Калмыкия Формирование экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций : На материале Республики Калмыкия Формирование экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций : На материале Республики Калмыкия Формирование экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций : На материале Республики Калмыкия Формирование экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций : На материале Республики Калмыкия Формирование экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций : На материале Республики Калмыкия
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лиджиева, Майя Алексеевна. Формирование экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций : На материале Республики Калмыкия : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Элиста, 2005. - 183 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование экологического сознания личности как педагогическая проблема

1.1. Современное состояние проблемы экологического образования в педагогической науке и практике 12

1.2. Воспитательный и образовательный потенциал этнокультурных традиций в аспекте формирования экологического сознания будущего учителя начальных классов 33

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций калмыцкого народа

2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы 60

2.2. Содержание программы формирования экологического сознания у будущего учителя начальных классов 94

2.3. Педагогические условия формирования экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций калмыцкого народа 110

Заключение 140

Библиография 143

Приложение 164

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях развития индустриальной цивилизации всё большую озабоченность вызывает нарастающий экологический кризис, с целью предотвращения которого разрабатываются всевозможные природоохранные меры, безотходные и замкнутые технологии переработки ресурсов. Но эти меры могут лишь замедлить и смягчить его наступление, но не в состоянии предотвратить. Всё большее число исследователей приходят к выводу, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис, результат плохой адаптации человека к новой реальности. С этой точки зрения, решение экологических проблем невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания и поведения. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.

Следует заметить, что вопросы модернизации экологического образования и воспитания нашли отражение в исследованиях Г.С. Батищева, Ю.К. Бабанского, Н.Ф. Виноградовой, Т.В. Кучер, Б.Т. Лихачева. Появились исследования, раскрывающие воспитательные аспекты природоохранной деятельности в свете современных экологических проблем, характеризующих взаимоотношения общества и природы (Л.М. Галеева, И.Д. Лаптев, Н.Н. Моисеев и др.), а также работы по теории и практике экологического образования (Н.В. Борисова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Л. Панченко, Л.П. Салеева, Е.Г. Шаронова и др.).

Научное осмысление проблемы формирования у подрастающего поколения экологического, нравственного сознания, ответственного отношения к среде обитания представлено в исследованиях А.А. Бороды, Ю.И. Валишина, B.C. Нагаева, А.А. Соловьёва и др. Выявлению роли природы в формировании личности посвящены работы А.А. Алексеева, Г.А. Дружининой, А.Г. Ро-

довой и др., проблемам воспитания личностной позиции студентов в их отношении к окружающей среде - А.Ю. Борисенко, Д.Ф. Баштаник и др.

Усилилось внимание и к проблеме использования средств народной педагогики в экологическом воспитании будущих учителей (Б.Ш. Алиева, Н.Ш. Блягоз, Ш.И. Джанзакова, К.И. Настинова, Д.Л. Теплов, СИ. Фомина и др.).

Особо значимыми представляются работы по этнопедагогике, истории, этнопсихологии, культуре и религии калмыцкого народа, фольклорные источники, в которых содержится богатый материал по национальным традициям экологического воспитания (С.Н. Бондарева, Г.О. Авляев, Э.П. Бакаева, М.М. Батмаев, С.Г. Батырева, Н.П. Биткеев, А.Ш. Кичиков, А.Б. Мендяева, К.А. Наднеева, У.Э. Эрдниев, Е.Э. Хабунова и др.).

Некоторое отражение исследуемая проблематика нашла в ряде работ, посвященных истории образовательной системы Калмыкии, анализу её современного состояния и перспектив развития национально-региональной системы образования (В.Ф. Ефремова, Г.М. Борликов, В.Н. Килганов, А.Б. Пань-кин, Н.Ц. Ташнинов и др.).

Кроме того, вполне закономерный интерес к этнопедагогическим исследованиям (Г.Н. Волков, В.А. Николаев, Т.Н. Петрова, Э.И. Сокольникова, З.Б. Цаллагова), в том числе и экологической направленности, отвечает тенденциям современных демократических преобразований в обществе и связан с осознанием преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры.

В традиционных культурах различных народов не существовало понятия «экология» в современном смысле этого слова, но, тем не менее, в культуре каждого этноса безусловно есть определённый вид человеческой деятельности, который так или иначе связан с взаимодействием человека с природой. Бытующие в народе экологические ценности сформировали строгие экологические нормы, воплощенные в педагогические идеи, традиции, обычаи, поэтому вполне правомерно вести речь о проблемах формирования экологической культуры и экологического сознания этносов.

Формирование экологического сознания предполагает ответственное отношение людей к окружающей среде, соблюдение ими правовых и морально-этических принципов природопользования, активную экологическою деятельность в своем регионе. Уникальное географическое положение Республики Калмыкия: расположенность в пределах Каспийской низменности, геологические, рельефные и природно-климатические особенности; разнообразие почв, многообразие животного мира и растительности, природных ресурсов; богатейшая история, быт и культура; наличие особо охраняемых экологических, археологических и исторических памятников, - служит объективной прочной основой для реализации в образовательном процессе основных установок непрерывного экологического образования, становления национального самосознания подрастающего поколения.

В этой связи в Республике Калмыкия принята краевая программа непрерывного экологического образования, позволяющая увидеть перспективы развития единой эколого-педагогической системы в регионе с учетом особенностей Республики Калмыкия: природных, этических, этнографических, социально - экологических, культурных, демографических.

Однако данная программа рассчитана на развитие экологической культуры учащихся и педагогов в системе школьного образования.

Анализ образовательных программ, программ воспитательной работы в Калмыцком государственном университете показал, что цели, задачи, пути и способы формирования экологического сознания у будущих учителей на основе этнокультурных традиций народа Республики Калмыкия недостаточно разработаны, а проблема этнокультурного подхода к экологическому образованию будущих учителей ещё не стала предметом исследования.

Таким образом, налицо ряд противоречий:

между потребностью общества в экологически образованных гражданах, способных к эффективной природоохранной деятельности, и недостаточной эффективностью экологического воспитания на всех ступенях системы образования;

между уровнем развития достижений педагогической науки в области экологического воспитания и уровнем готовности преподавателей педагогических вузов к оптимальному использованию этих достижений в процессе профессиональной подготовки будущего учителя;

между огромным воспитательным и образовательным потенциалом этнокультурных традиций калмыцкого народа и недостаточной разработанностью педагогических условий его использования в формировании экологического сознания будущего учителя.

Выявленные противоречия позволяют констатировать актуальность педагогического исследования научной проблемы, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования экологического сознания будущего учителя начальных классов на материале этнокультурных традиций Республики Калмыкия?

Решение указанной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования - система профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

Предмет исследования - процесс формирования экологического сознания будущих учителей начальных классов на основе этнокультурных традиций калмыцкого народа.

Гипотеза исследования: формирование экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций Республики Калмыкия будет проходить более эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

использование воспитательного и образовательного потенциала этнокультурных традиций, определяющих взаимодействие человека с природой, в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов;

разработка и внедрение в учебный процесс экспериментальной программы «Основы экологии», базирующейся на этнокультурных традициях калмыцкого народа;

реализация комплексного характера профессиональной подготовки будущего учителя, подразумевающей вовлечение в различные виды деятельности экологической направленности (научно-исследовательская, общественная, педагогическая и др.);

осуществление диагностики уровня сформированности экологического сознания будущего учителя.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи: 1. На основе анализа современного состояния образования выявить сущность экологического сознания будущего педагога.

  1. Выявить воспитательный и образовательный потенциал этнокультурных традиций калмыцкого народа в аспекте формирования экологического сознания будущего учителя.

  2. Разработать и апробировать педагогические условия формирования экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций калмыцкого народа.

  3. Определить показатели и уровни сформированности экологического сознания будущего учителя начальных классов.

Методологической основой исследования являются идеи диалектического единства общего, особенного и единичного; учение о сущности и движущих силах развития человека как личности, о ведущей роли деятельности и общения в формировании личности, современные положения этнопедагогики; системный подход к обучению и воспитанию (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабан-ский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.), деятельност-ный подход (П.Я. Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский и др.), личностный подход (B.C. Ильин, В.В. Сериков и др.) этноэколо-гический подход (Г.М. Борликов), акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А. А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.); концепция обновления и гуманизации учебно-воспитательного процесса (Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, Е.Н. Шиянов и др.), теория профессионального образования (В.А. Сластенин, В.Г. Максимов, О.Г. Максимова и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической, исторической, этнографической, психологической, экологической литературы, калмыцкого фольклора; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение, анкетирование; опытно-экспериментальная работа, статистическая обработка результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился: педагогический факультет Калмыцкого государственного университета. Всего в исследовании приняли участие около 130 студентов.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап - поисково-теоретический (2001 - 2002 гг.). Осуществлялась разработка общей концепции исследования на основе анализа философской, социологической, психолого-педагогической, экологической, методической литературы, изучался опыт реализации непрерывного экологического образования в различных учебных учреждениях.

Второй этап - экспериментальный (2002 - 2004 гг.). Разрабатывалась методика проведения эксперимента, были определены показатели и уровни сформированности экологического сознания у будущих учителей начальных классов. Выявлены, обоснованы и в ходе экспериментальной работы проверены педагогические условия, влияющие на эффективность процесса формирования экологического сознания у будущих педагогов на основе этнокультурных традиций калмыцкого народа.

Третий этап - обобщающий (2004 - 2005 гг.). Проводился анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, осуществлялись систематизация и обработка экспериментальных данных, разрабатывались методические рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в том, что этнокультурные традиции взаимодействия человека с природой рассматриваются с точки зрения возможности их использования в формировании экологического сознания будущих учителей начальных классов; определены показатели и уровни

сформированности экологического сознания будущего учителя начальных классов; выявлены педагогические условия формирования экологического сознания будущих учителей на основе использования этнокультурных тради-

* ций.

Теоретическая значимость заключается в том, что в нем уточнено
понятие «экологическое сознание» учителя начальных классов, которое ха
рактеризуется ориентацией на отсутствие противопоставления человека при
роде, восприятием природных объектов как партнеров по взаимодействию.
0 Обоснован комплекс форм и методов по совершенствованию процесса фор-

мирования экологического сознания у будущего учителя на основе этнокультурных традиций. Выявлены возможности этнокультурного потенциала учебных дисциплин в формировании экологического сознания будущего учителя начальных классов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что использование его результатов способствует повышению эффективности формирования экологического сознания будущих учителей начальных классов. Она связана с возможностью использования разработанного автором учебного пособия «Основы экологии» и комплекса диагностических методик в учебно-воспитательном процессе педагогических колледжей и вузов, а также в сис-

* теме послевузовского образования. Материалы исследования могут служить
основой для внесения корректив в вариативные программы школьного на
ционально-регионального образования.

Достоверность и объективность результатов исследования обуслов
лены методологической обоснованностью логики исследования, разнообрази
ем использованных методов, разносторонним и тщательным анализом дан
ії
ных, полученных в ходе эксперимента; практическим опытом работы диссер
танта в качестве преподавателя экологии.

Апробация основных положений диссертации проводилась в ходе выступлений автора на межрегиональной научной конференции «Молодежь в науке: проблемы и перспективы развития» (Элиста, 2004 г.), научно-

практической конференции «Образование Республики Калмыкия: опыт и перспективы развития» (Элиста, 2004 г.), международной научной конференции «Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа» (Элиста, 2004 г.), всероссийской научно-практической конференции «Этноэстетика ремесел и рукоделия в современных образовательных учреждениях» (Чебоксары, 2005

г.).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Этнокультурное, наследие, выраженное в обычаях и традициях материальной и духовной жизни (фольклор, обряды, установки поведенческих ограничений по отношению к природе и животному миру, предметы материальной культуры и т.д.), имеет определенный педагогический потенциал, заключающийся в формировании интереса к экологической деятельности, положительной мотивации к овладению экологическими знаниями, системы представлений о взаимодействии человека с природой, и может служить прочной основой для формирования экологического сознания будущего учителя.

  2. Педагогическими условиями эффективного формирования экологического сознания будущего учителя начальных классов на материале этнокультурных традиций являются:

использование воспитательного и образовательного потенциала этнокультурных традиций, определяющих взаимодействие человека с природой, в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов;

разработка и внедрение в учебный процесс программы «Основы экологии», базирующейся на этнокультурных традициях;

реализация комплексного характера профессиональной подготовки будущего учителя, подразумевающей вовлечение в различные виды деятельности экологической направленности (научно-исследовательская, общественная, педагогическая и др.);

осуществление диагностики уровня сформированное экологического сознания будущего учителя.

11 3. В качестве показателей сформированное экологического сознания будущего учителя начальных классов выступают: положительная мотивация к овладению экологическими знаниями и осознание их связи с этнокультурными традициями; глубина понимания значимости экологического воспитания для формирования личности ребенка; готовность к экологической деятельности и желание овладеть ею на творческом уровне.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Современное состояние проблемы экологического образования в педагогической науке и практике

Для изучения процесса формирования экологической культуры, мотивов бережного отношения к природе, мы использовали результаты психолого-педагогических исследований С.А. Боголюбова, Е.Д. Божович, Л.Д. Божович, А.А. Голуб, И.С. Кона, А.Н. Луташкина, А.Н. Леонтьева.

При рассмотрении психолого-педагогических аспектов формирования экологической компетентности были изучены научные исследования как отечественных, так и зарубежных педагогов и психологов: Л.С. Выготского,

М.Г. Васильева, В.Г. Златанова, И.С. Кона, А.Н. Кочергина, Б.Т. Лихачева, Под экологией Эрнст Геккель понимал «сумму знаний, относящихся к экономике природы, изучение своей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой как органической, так и неорганической, и, прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт» (48,49).

Наиболее распространенным среди современных исследователей является определение экологии как науки, изучающей условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Так, А.С. Данилевский дает следующее определение: «Экология - наука о структуре и функции экологических систем и о механизмах, обеспечивающих их гомеостазы». С точки зрения В.А. Радкевича, «Экология - это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека» (166).

Современная экология переросла рамки классической экологии. Она занимает место, равнозначное комплексным естественно-научным дисциплинам, но в силу уникальной внутренней возможности к интеграции знаний методологическому основанию наук, связанных с изучением и ее феноменов (6; 33; 51; 65; 78 и др.).

Существующие локальные и региональные различия окружающей среды являются преградой для разработки и применения универсальных понятий экологического образования. Эти понятия в равной степени доступны и обывателю и лицам, принимающим ответственные решения, поскольку эти понятия имеют прямое отношение к качеству повседневной жизни как сегодня, так и завтра.

Социальным заказам общества сейчас становится, не только передача подрастающему поколению факта осознания проблемы охраны природы, но и, по мнению И.Д. Зверева (88, 89, 90), А.Н. Захлебного (86, 87), И.Т. Сураве-гиной (219-221), Т.В. Кучер (126), С.Н. Глазачева (64), воспитание отношения к природной среде на основе моральных принципов, т.е экологической культуры.

В русле разработки концепции экологического образования и воспитания выполнено значительное число работ, из которых для нашего исследова ния имеют особое значение исследования А.Н. Захлебного (87), Н.Д. Зверева, В.Н. Максимовой (70), А.Т. Суравегиной (221), А.П. Сидельковского (202).

Большое внимание уделялось исследователями определению понятия «экологическое воспитание».

Воспитать социально и духовно развитую, экологически подготовлен ную личность, которая была бы способна адекватно понять свое место в об Ф ществе и природе, реагировать на изменения в жизни, решать социальные и нравственные проблемы - сложная воспитательная задача

Воспитательный и образовательный потенциал этнокультурных традиций в аспекте формирования экологического сознания будущего учителя начальных классов

Европейская этнокультурология началась от Феофраста. В Римской империи знания о жизни народов систематизировались и формировались в «искусство управления народами», а в Византии - в труде императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» (IX в.)- достигли совершенства. При этом европейское образование традиционно носило универсальный характер вследствие единой и целостной системы ценностей с точки зрения религии или идеологии. Интерес к национальной специфике начал проявляться в эпоху Просвещения, в XIX в., развивавшийся параллельно с возникновением буржуазных обществ и проявлением универсалистской концепции в образовании. В сфере образования в качестве общего принципа утвердились такие ценности, как национальные традиции и особенности.

Под воздействием политической власти и общественного мнения образование приобретало более выраженный этнический характер, укреплялись новые традиции, формировались чувство этнического самосознания, основные категории педагогической науки, в т. ч. понятие «этнокультурный образовательный идеал». После Первой мировой войны полиэтнические государства - Австро-Венгрия, Турция и в какой-то степени Россия - распались и утратили часть своих территорий, этнизация образования начала прогрессировать стремительными темпами. После Второй мировой войны казалось, что пришло время быстро сменяющих друг друга типов универсализма: идеалом представлялось человечество, затем свободное сообщество свергнувших иго фашизма наций, позже возобладала идея общественного устройства с социалистической системой ценностей. В середине 60-х годов XX в. пришло понимание того, что научно- технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности: обнаруживается глубокое противоречие между ними. Всё реальнее осознаётся то, что будущее определяется уровнем культуры, понимания и мудрости человека (38, 83).

В начале XXI столетия этнокультурная самобытность вновь актуализировалась. Для индивида и общности в целом становится важной этническая принадлежность, необходимая для самоутверждения и более полной самореализации. Повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обрядов и традиций, фольклоризации культуры, поисков « загадочной народной души» до стремления создать и восстановить свою национальную государственность. Каждая общность хранит и лелеет собственные традиции, этнокультуру, передача которых осуществляется посредством образования.

Личность учителя и его профессиональная подготовка всегда занимала и занимает одно из центральных мест в системе педагогического образования. Не случайно важнейшим научным направлением в области образования была и остается дальнейшая разработка проблемы профессиональной подготовки учителя.

Ее актуальность определяется и тем, что без существенных изменений в отношениях педагога к профессиональной деятельности и ее компонентам, к себе и к другим как субъектам этой деятельности качественного обновления системы профессионально-педагогического и, следовательно, школьного образования не произойдет.

Подготовка будущих специалистов, осуществляемая в настоящее время в системе вузовского образования различна, но в любом случае она должна быть направлена в конечном счете на формирование готовности учителя осуществлять свою профессиональную деятельность как деятельность творческую.

СТ. Шацкий одним из первых в России обосновал и реализовал этно-культурологическии подход, при котором культура стала интегративным средством, объединившим воспитание и образование. В.Г. Бабаков, В.М. Семёнов, Ю.В Бромлей, И.С. Вырост, П.И Гнатенко, Ш.Б. Саматов подчёркивают, что культура - общечеловеческое явление во всех её этнических формах.

Этнокультура - средство развития и воспитания личности, овладение ценностями окружающей социоприродной среды, главное условие гармонизации отношений с окружающим миром и самим собой посредством присвоения социально - исторического опыта, фиксированного в форме исторически сложившихся предметов культуры, воплощенного в отобранных этносом духовно- нравственных идеях- ценностях и осваиваемого в деятельности (38, 85).

По мнению Э.А. Баллера и Ш.Б. Саматова, этническая культура воплощает в себе интересы, цели и реальные возможности народа и личности. Культура как система субъектных смыслов и ценностных ориентации и одновременно как духовный потенциал предопределяет вектор и границы «поведения» субъектов (в т. ч. отдельных этносов) в обществе. Этническая культура способствует преобразованию личности.

Проблема возрождения духовности, развития гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности, включения её в этносоциальный опыт приобретают актуальность. Это требует обновления содержания учебно-воспитательного процесса в вузе: обоснование новых мировоззренческих идей, понятий, категорий личностного их восприятия будущими педагогами и обеспечение реальных возможностей для гуманистического мировоззрения личности, ориентированной на исторические и этнокультурные ценности народа, на утверждение в сознании и поведении будущих педагогов идеалов гражданственности и гуманизма.

Констатирующий этап экспериментальной работы

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы принимали участие 130 студентов педагогического факультета Калмыцкого государственного университета. Цель констатирующего этапа - выявить реальное состояние степени сформированное: экологического сознания будущих педагогов и определить основные условия, способствующие его активному формированию.

Задачи констатирующего эксперимента:

определить уровень экологических знаний; владение системой понятий, осведомленность о наиболее актуальных проблемах экологической безопасности, современных идеях по гармонизации отношений человека и окружающей среды;

выявить основные источники пополнения знаний, степень интереса к экологическим проблемам;

определить наличие, достаточность междисциплинарных связей, определяющих эффективность образовательного процесса относительно достижения целей формирования общей и экологической культуры;

оценить степень эффективности используемых форм и средств;

измерить и оценить степень сформированности основных умений устанавливать экологически грамотное отношение со средой.

В реальной практике содержание экологического образования и воспитания до сих пор не отвечает названным критериям или отвечает им лишь в малой степени, что затрудняет и, зачастую, сводит на нет экологическое воспитание.

На сегодняшний день в обществе преобладает потребительский подход к природе, отношение к проблемам экологии не включено в систему лично стных ценностей, не является частью нравственных убеждений. По данным ряда социологических опросов, система образования, в том числе и вузовско- го, занимает 10-е место по способности влиять на формирование экологиче ского сознания (после средств массовой информации, научно-популярной и художественной литературы, искусства и т.д.), не дает опыта природоохран ной деятельности, либо этот опыт весьма скромный. По результатам прове- д денного нами анкетирования лишь 32% из числа будущих педагогов участ- вуют в природоохранной работе, которая сводится в основном к посадке деревьев, цветов, уборке территорий, уходу за домашними животными. Основным источником экологических знаний для 70% опрошенных являются СМИ. Будущие педагоги в большинстве своем слабо рефлексируют свою экологическую культуру, что является следствием недостаточного включе-ния этой культуры в процесс воспитания.

Главная причина такого положения кроется в том, что вуз в целом не ориентирован на экологические проблемы. Существующее экологическое образование страдает гипертрофией функциональности, узкопредметной ориентированностью, недооценкой детей как проводников экологических « ценностей, скудностью педагогических технологий, недостаточным учетом личностного начала в решении учебно-воспитательных задач и в подготовке учителя к их решению. В России до сих пор нет единой экологической про граммы, а в имеющихся ни одна не предписывает соответствующую реаль ную деятельность будущих педагогов. Экология не включена в инвариант ную часть базисного учебного плана и является лишь предметом вузовской, реже национально-региональной компетенции. Но эта возможность далеко не всегда реализуется.

Структурная модель экологического образования, предлагаемая в разработке лаборатории экологии РАО, предусматривает три возможных варианта:

1) многопредметный, при котором каждая дисциплина пронизывается экологическим содержанием, раскрывая те или иные аспекты проблемы;

2) однопредметный, когда речь идет об интегрированном курсе;

3) смешанный, сочетающий оба предыдущих подхода. Основой системы экологического образования в каждой реальной школе должна явиться та из перечисленных моделей, которая учитывает все факторы, определяющие организацию жизни школы; местонахождение (городская или сельская), тип школы (общеобразовательная или инновационная, государственная или частная, национальная и т.д.)

Похожие диссертации на Формирование экологического сознания будущего учителя начальных классов на основе этнокультурных традиций : На материале Республики Калмыкия