Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СПЕЦИАЛИСТОВ - ПРОДЮСЕРОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ 19
I. Вузы культуры и искусств как субъекты формирования организационно-управленческих умений у студентов 19
2. Понятие «формирование организационно-управленческих умений у специалистов-продюсеров культурно-досуговых программ» 39
3. Педагогические условия формирования организационно- управленческих умений у специалистов- продюсеров культурно -досуговых программ 59
Глава II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ У СПЕЦИАЛИСТОВ-ПРОДЮСЕРОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ 78
I. Интеграция организационно-управленческого и творческого начал у специалистов продюсеров культурно-досуговых программ 78
2. Педагогическая импровизация - важный фактор формирования организационно-управленческих умений у специалистов- продюсеров культурно -досуговых программ 106
3. Поэтапное овладение студентами организационно-управленческими умениями специалистов-продюсеров культурно-досуговых программ... 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 170
ПРИЛОЖЕНИЕ 204
- Вузы культуры и искусств как субъекты формирования организационно-управленческих умений у студентов
- Понятие «формирование организационно-управленческих умений у специалистов-продюсеров культурно-досуговых программ»
- Интеграция организационно-управленческого и творческого начал у специалистов продюсеров культурно-досуговых программ
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования процесса формирования организационно-управленческих умений у специалистов продюсеров культурно-досуговых вузах культуры и искусств.
В настоящее время накоплен большой массив теоретических работ, освещающих различные стороны проблематики обучения студентов в вузах культуры и искусств.
В условиях реформирования образования в нашем обществе формирование профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры и искусств становится актуальным, поскольку организационно-управленческие умения имеют самое широкое применение в практической деятельности учреждений культуры и искусств.
Формирование организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств происходит одновременно с получением знаний.
Анализ показывает что освоение профессиональной направленности личности студента начинается с познавательного интереса, который немыслим без получения знаний развития морально-волевых качеств личности студента, так необходимых для формирования организационно-управленческих умений, особенно у специалистов-продюсеров культурно-досуговых программ.
Современная педагогика образования часто встречается с проблемой специфики проявления умений студента, пришедшего на занятия, который обладает целым рядом уже сформировавшихся личностных качеств, имеет определённые вкусы, ценности и идеалы, с рождения воспитанные семьёй и школой.
В вузах культуры и искусств все сильнее утверждается молодёжная субкультура, важным элементом которой выступает гипертрофированный
интерес к современным развлекательным жанрам искусства суррогатам и подделкам.
Увлечение различными видами искусства, интернациональный язык и полифункциональность которых объединяют людей самых разных национальностей позволяют использовать организационно-управленческие умения у специалистов-продюсеров культурно-досуговых программ. Реализовать способность студента конструктивно воздействовать на духовный мир формирующейся личности, наполнив её мир самым разным его формами является главной целью обучения на отделении продюсирования и постановка культурно-досуговых программ.
Как показывает анализ формирование организационно-управленческих умений у студентов требует широкого использования системы взаимодополняющих мер социально-экономического, правового, организационного, психолого-педагогического и иного характера, среди которых значительное место призвана занять специфически инструментованная деятельность вызов культуры и искусств.
Поиск выхода из этого состояния может быть осуществлён только на путях отказа от старых, не оправдавших себя, психолого-педагогических условий формирования профессиональной подготовки личности студента в соответствии со спецификой учебного процесса в вузах культуры и искусств.
Поэтому необходим поиск современных психолого-педагогических основ, составляющих стратегию культурологического образования как «открытой системы», обеспечивающей профессиональную подготовку студентов в наиболее популярных видах деятельности, одним из которых является продюсирование культурно-досуговых программ. Условия учебного процесса позволяет расширить удельный вес и усилить реальное влияние на весь образовательный процесс в вузах культуры и искусств, сместить акценты на формирование организационно-управленческих
умений у студентов отделения продюсирование и постановка культурно-досуговых программ.
Рассматривая сущность процесса формирования профессиональной
подготовки личности студента, необходимо учитывать организационные
условия, личностно-ориентированную мотивацию обучения,
профессиональный уровень педагогов.
Следовательно, актуальность исследования вытекает из противоречия между острой потребностью общества в получении специалистов культурно-досуговых программ и их отсутствием на практике, поскольку процесс формирования организационно-управленческих умений у студентов не рассматривался в специальных исследованиях.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния
разработанности проблемы позволяет констатировать, что существует
значительное число научных публикаций, раскрывающих методологию
формирования организационно-управленческих умений в системе
образования, которая наиболее полно раскрыта в трудах В.Г. Асеева, Л.И.
Божович, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И Лингарт,
А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, X. Хекхаузена, Г.И.
Щукиной и других учёных. Все они характеризуют формирование
организационно-управленческих умений как важнейший,
методологический компонент для специалистов широкой квалификации и в том числе творческих специальностей.
Современной психологией и педагогикой накоплен значительный опыт в области совершенствования в формировании организационно-управленческих умений. Содержание этой подготовки включает широкий спектр общепедагогических и специальных умений, навыков, опыт творческой деятельности Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Стастенин раскрыли педагогические, социальные, личностные,
индивидуальные основы, которые закладываются в вузах, при формировании организационно-управленческих умениях.
На методологическом уровне анализа проблем формирования организационно-управленческих умений у студентов выделены следующие проблемные области: становление этой специфической демографической, возрастной и социально-психологической группы: содержание процесса превращения студентов в субъект общественных отношений; специфика молодёжного сознания и поведения под углом зрения потребностей в активизации организационно-управленческой деятельности. Именно эти ключевые вопросы осмысляются в трудах Ю.Г. Алексеевой, И.В. Бестужева-Лады, В.Н. Боряза, Л.П. Буевой, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, Л.Н. Когана, В.А. Разумного, А.Г. Харчева, В.Б. Чурбановой, В.А. Шубкина, В.А. Ядова и других исследователей.
Актуально, что уже на методическом уровне в ряде работ проакцентирована сложность проблемы включения студенчества в систему культурных отношений и процессов. По мнению таких авторов, как Л.П. Буева, И.В. Бестужев-Лада, С.Н. Иконникова, И.С. Кон, В.А. Разумный, В.Б. Чурбанов, одним из комплексных средств активности молодёжи в условиях развёртывания демократии все в большей степени становится культура, в следствие чего особого внимания требуют вопросы формирования организационно управленческих умений у студентов, будущих специалистов культурными ценностями (интеллектуальным и, этическими, эстетическими) и стимулирования творческой инициативы в сфере культурно-творческой деятельности.
Эта проблема рассматривалась в трудах В.И. Байденко, Н.С. Белого, В. Беспалько, В.В. Герчиковой, В.Н. Гончарова, И.Ф. Гончарова, Э.П. Гусинского, Ю.С. Давыдова, СВ. Девятовой, В.А. Змеева, А.Е. Иванова, И. Савицкого, Е.А. Сергеева, Ю.Г. Татура, А.Н. Тихонова, Л.В. Трапезниковой, Ю.И. Турчининовой, Ф.Н. Филиппова, В.Д. Шадрикова.
Различные концепции реформирования современного образования раскрыты в трудах Е.А. Батениной, В.В. Бокова, Е.В. Владимирова, Е.Н. Вороновой, А.И. Галаган, В.И. Гинецинского, С. Джалалова, В.И. Ерошина, Т.И. Заславской, В. Кроль, Л.П. Куракова, А. Панкрухина, Б.С. Рябушкина, С.Д. Свидерской, Н.А. Хроменкова, Е. Шаровой, В.П. Щетинина.
Важное значение для данной проблемы имеют исследования, посвященные непосредственно теории и практике социально-культурной деятельности, включая деятельность вузов культуры и искусства. Здесь следует выделить труды И.М. Андреевой, И.И. Горловой, С.Н. Иконниковой, В.Ф. Зивы, Т.Г. Киселёвой, Е.М. Клюско, М.Б. Крыловой, А.В. Красильникова, Б.Г. Мосалёва, Н.Д. Никандрова, Г.Я. Никитиной, Л.Г. Олех, Р.И. Пшеничкиной, Л.И. Рудич, Е.Ю. Сидорова, А.В. Соколова, Ю.А. Стрельцов, В.В. Туева, Г.Л. Тульчинского, А. Флиера.
Технологии образовании в вузах культуры и искусств посвящены труды Ю.П. Азарова, Н.К. Баклановой, Н.Ю. Бутенко, Л. Вишневского, Н.И. Гендиной, С.С. Герасименко, Е. Голубкова, Г.Ф. Гордукаловой, В.И. Грачева, Л.С. Жарковой, И.Ю. Жилиной, В.И. Захарченко, В.А. Кальней, Л.Н. Клочкова, B.C. Кузина, Л. Куликова, А.А. Орлова, Ф.Г. Прокопова, Т.В. Рязенковой, Т.И. Рейзенкинд, Л.И. Рудич, СЕ. Шишова, Г.И. Щукиной.
Анализируя выводы данных исследований можно обобщить типичные недостатки в подготовке кадров в вузах культуры и искусства.
Круг этих вопросов глубоко проанализирован отечественными теоретиками культуры, педагогики, социальной психологии, социально-культурной деятельности, включающих всю совокупность проблем вузов культуры и искусств.
Внимание исследователей привлекла специфика процесса приобщения студентов к культурным достижениям прошлого и настоящего; иерархия студенческих интересов и предпочтений в сфере
потребления духовных ценностей; явление развёртывания студенческой инициативы в различных видах учебной деятельности; особенности и перспективы реализации творческих стремлений в художественных видах деятельности.
Несмотря на тематическое разнообразие трудов отмеченных авторов, зримо прослеживается их единодушие в главном теоретическом тезисе: совершенствование культурных контактов студентов и повышение индивидуальной творческой активности не достигаются сами по себе, какой бы совершенной не была система учебно-творческого процесса в вузах культуры и искусств, а только целенаправленное, психолого-педагогически выверенное на студенческие ориентации и установки способствует эффективному решению задач формирования конкретных знаний, умений и навыков.
Здесь следует подчеркнуть, что внимания исследователей к теоретическим и одновременно методическим вопросам стимулирования познавательной деятельности студентов вузов культуры и искусств к организационно-управленческим умениям у студентов специалистов-продюсеров культурно-досуговых программ. Опираясь на накопленные результаты методологического и теоретического анализа основных проблем учебно-творческого процесса в вузах культуры и искусств, ученые сосредоточили внимание на вопросах специфики постоянного участия студентов в различных видах учебной деятельности, способных формированию специальных умений.
Однако такого аспекта как формирование организационно-управленческих умений у специалистов-продюсеров культурно-досуговых программ ещё не было.
В этой связи возрастает потребность в формировании организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств на отделении продюсирование и постановка кульутрно-досуговых программ. Поиск новых форм и методов формирования
организационно-управленческих умений у личности студента вуза культуры и искусств нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании.
Как и любая целевая деятельность, организационно-управленческая деятельность по происхождению и сущности носит общественно-исторический характер, выражает активность психики личности, требует затраты его энергии; она является процессом его взаимодействия с социумом.
Кроме общих для всякой деятельности черт, организационно-управленческая деятельность имеет и свои, специфические особенности. Эта специфика проявляется прежде всего в её целях. Конечные цели этой деятельности - обеспечение эффективности одного из видов целевой деятельности (трудовой, учебной, игровой, научной, спортивной, деятельности в области искусства и т.д.).
Организационно-управленческая деятельность не существует ради самой себя, она носит по отношению к целевой деятельности вторичный, исполнительский характер. Эта особенность обусловливает то положение, при котором конечная цель организационно-управленческой деятельности задается, не организатором, а другим человеком или людьми. Когда же организатор сам определяет конечную цель, он выполняет не специфически организаторскую, а целевую организационно-управленческую деятельность.
Вторичный характер организаторской деятельности выражается её
опосредованной от деятельности целевой продуктивностью и
эффективностью. Поскольку организационно-управленческая деятельность
обеспечивает эффективность целевой деятельности, поскольку конечная
продуктивность этой деятельности выражена в количественно-
качественном результате целевой деятельности. Однако, с другой стороны,
продуктивность организационно-управленческой деятельности
непосредственно выражается в развитии коллектива, воспитании
организуемых, создании их единства, сплоченности и взаимопомощи, в закреплении или формировании у них знаний, умений, навыков. Основной продукт организационно-управленческой деятельности всегда носит психологический, идеальный характер.
Объектом исследования стали студенты Московского государственного университета культуры и искусств.
Предмет исследования - процесс формирования организационно-управленческих умений у специалистов-продюсеров культурно-досуговых программ.
Цель исследования - выявление условий и факторов формирования организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств на отделении продюсирование и постановка культурно-досуговых программ.
Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:
раскрыть понятие «формирование организационно-управленческих умений у специалистов-продюсеров культурно-досуговых программ»;
разработать теоретические основы формирования организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств, отделения продюсирование и постановка культурно-досуговых программ;
- выявить педагогические основы совершенствования процесса
формирования организационно-управленческих умений у студентов вузов
культуры и искусств, отделения продюсирование и постановка культурно-
досуговых программ;
- выработать практические рекомендации совершенствования
процесса формирования организационно-управленческих умений у
студентов вузов культуры и искусств в учебно-творческом процессе на
отделение продюсирование и постановка культурно-досуговых программ.
Гипотеза состоит в предположении о том, что создание оптимальных педагогических условий процесса формирования организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств отделения продюсирование и постановка культурно-досуговых программ значительно повысит результативность учебно-воспитательного процесса, если будет осуществляться:
целенаправленная педагогическая деятельность с учётом специфики учебно-творческого процесса в вузах культуры и искусств на отделении продюсирование и постановка культурно-досуговых программ;
- единый технологический процесс формирования организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств на отделении продюсирование и постановка культурно-досуговых программ; освоение инновационных педагогических технологий формирования организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств.
Базой исследования стал Московский государственный университет культуры и искусств, где проводилось исследование и экспериментальные программы для формирования у студентов организационно-управленческих умений у специалистов-продюсеров культурно-досуговых программ.
Методологической основой исследования послужили идеи и
положения о диалектической взаимосвязи явлений, их сущности и
процессов обеспечивающих их реализацию о ведущей роли
организационно-управленческой деятельности, разработанной
отечественными психологами и педагогами теории деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова на основе принципов оптимизации педагогического процесса Ю.К. Бабанского, А.К. Маркова, Н.Н. Нечаева, А.А. Вербицкого.
Теоретические основы исследования опираются на концептуальные положения разработанные ведущими учёными в области психолого-
педагогического анализа личности Б.Г. Ананьевым, А.Г. Асмоловым, В.М. Бехтеревым, А.А Бодалёвым, Б.М. Величковской, И.С. Коном, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, Б.Н. Тепловым, П.М. Якобсоном.
В разработке вопросам формирования организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств диссертант опирался на труды по теории и методике профессионального образования в целом и на работы, отражающие особенности профессионального образования в вузе культуры и искусств (А.Я. Айзенберг, А.А. Аронов, Н.К. Бакланова, Т.Г. Киселёва, М.Г. Данильченко, Л.С. Жаркова, В.И. Закутский, П.А. Черватюк, В.М. Чижиков, В.Д. Шадриков и др.).
Изучение и анализ исследуемой проблемы позволили предположить возможность моделирования учебно-творческого процесса на художественных специализациях, внедрение инновационных технологий обучения в вузах культуры и искусств на отделении продюсирование и постановка культурно-досуговых программ.
В настоящее время новый подход к явлениям образования вообще, к методике обучения конкретным умениям в частности представляется перспективным, поскольку стремление к формированию организационно-управленческих умений объективно необходимо в рыночных отношениях.
Организация и методы исследования.
Исследование проводилось с 2000 по 2003 гг. и осуществлялись в несколько этапов, являясь органическим продолжением научного интереса диссертанта к современному состоянию процесса формирования организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств на отделении продюсирование и постановка культурно-досуговых программ, проблемам и перспективам совершенствования педагогических технологий в преподавании на этой специализации.
На первом констатирующем этапе (2000-2001 гг.) проводился анализ темы исследования, педагогики формирования умений у студентов вузов культуры и искусств, обосновывалась актуальность рассматриваемой
проблемы, формировались цели и задачи, гипотеза, предмет и объект исследования.
В этот период были изучены материалы основного объекта исследования - Московского государственного университета культуры и искусств, проанализирована его деятельность в избранном аспекте. На данном этапе исследования диссертант изучил все существующие учебные программы по преподаванию на специализации продюсирование и постановка культурно-досуговых программ. Диссертант изучал учебные программы в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре культурно-досуговой деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса на обследуемом объекте было проведено снятие первого среза стартового состояния процесса формирования организационно-управленческих умений у студентов данной специализации.
Второй этап исследования (2001-2002 гг.) носил поисково-экспериментальный характер. Проведён анализ фактологического материала и сделаны обобщённые выводы. Основой данного процесса были методологические установки и методы исследования: анкетирование, наблюдения, интервьюирование, экспертных оценок результатов деятельности, высказываний и суждений педагогов и студентов, описание, экспертный опрос, анализ сопоставимых данных.
Полученные на первом этапе исследования материалы были упорядочены и систематизированы, что дало возможность, применяя структурный метод выявить составляющие процесса формулирования организационно-управленческих умений у студентов отделения продюсирование и постановка культурно-досуговых программ.
Итогом второго этапа исследования стало завершение систематизации материалов исследования, выявление системообразующих факторов и связей организационно-управленческих умений и элементов художественной культуры и компонентов инновационных педагогических
технологий преподавания на данной специализации в вузах культуры и искусств. На этой основе была организована опытно-экспериментальная работа по формированию организационно-управленческих умений у студентов культуры и искусств.
Социально-педагогический эксперимент представлял собой проверку научных предположений, выраженных в гипотезе и сформулированной в проблеме. Цель эксперимента состояла в поисках наиболее эффективных компонентов и целостных педагогических технологий способных усовершенствовать учебно-творческий процесс на специализации продюсирование и постановка культурно-досуговых программ в вузах культуры и искусств.
Суть эксперимента состояла не в фотографировании и буквальном описании учебно-творческого процесса в Московском государственном университете культуры и искусств, а в переносе опыта из одних условий в другие, в вычленении наиболее существенных черт инновационного опыта.
На наш взгляд, абстрагирование обеспечило возможность использования новых идей в формировании организационно-управленческих умений в самых разнообразных психолого-педагогических условиях. Полученный фактологический материал позволил разработать специальную программу экспериментальной работы, включающую социальные и педагогические разделы, в которых предусмотрены поиски новых элементов учебно-творческого процесса, обеспечивающих формирование вышеуказанных умений у вузов культуры и искусств.
В эксперименте принимало участи 50 студентов и 10 педагогов. В ходе проведения эксперимента была сделана попытка найти методики, которые позволили бы в дополнение к внешним обстоятельствам выявить внутренние резервы учебно-творческого процесса в вузе культуры и искусств на данной специализации, прежде всего за счёт осознания студентами того, что подлинными мотиваторами поиска новых стимулов
формирования организационно-управленческих умений является принятые на себя ответственность и возможность роста мастерства, нахождение способов и методов обучения, которые были бы созвучны времени.
В эксперименте отмечался характер роста каждого студента и группы в целом. Студенты научились владеть своим вниманием, приобрели культуру и свободу движений, улучшили физическую форму. Избранная методика позволила получить необходимый и достаточный набор сведений, способствующих наиболее полному пониманию сущности процесса формирования организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств.
На третьем этапе (2002-2003 гг.) была завершена экспериментальная работа и окончательно сформулированы выводы. На этом этапе исследования проводилась апробация результатов, подготовлены тезисы и научные статьи по исследуемой проблеме. Диссертант провёл анализ эффективности авторской программы формирования организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств на данной специализации. В этой период проводились наблюдения занятий, анкетирование выпускников кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.
В исследуемый период был осуществлён анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, окончательных выводов исследования и разработаны практические рекомендации по их внедрению.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в:
- разработке теоретических основ процесса формирования организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств, где установлена высокая степень воздействия на личность студента объективных факторов, определены причины торможения
развития этого процесса в современных условиях, предложены оптимальные психолого-педагогические условия для функционирования этого процесса;
выявлении педагогических условий формирования организационно-управленческих умений у студентов в вузах культуры и искусств, опирающихся на мотивацию студентов, их выбор специализации;
рассмотрении современных педагогических технологий, активизирующих деятельность по усвоению новых знаний, умений владеть своим вниманием, интересом, навыков организации имиджа своей будущей профессии, способности саморегуляции внутренних ресурсов личности студента;
- создании синтезированной, комплексной методике поэтапного
формирования организационно-управленческих умений на отделении
продюсирование и постановка культурно-досуговых программ;
разработке научном обосновании рекомендаций по педагогической деятельности систематизации терминологического аппарата, анализу программного материала на данных специализациях в вузах кульутры и искусств.
Практическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и методические рекомендации внедряются в учебно-творческий процесс вузов культуры и искусств и могут использованы в профессиональной подготовке будущих специалистов и преподавании теории и методике, а также в творческих работах в высших учебных заведениях.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- выступлений на международных, республиканских и областных
научно-практических конференциях:
1. Специфика педагогической деятельности на отделении
«Продюсирована и постановка культурно-досуговых программ» в вузах
культуры и искусств. Доклад на круглом столе «Проблемы, тенденции и
перспективы развития продюсирования как специальности». Комитет
образования г. Москвы 30 марта 2001 г.
2. Профессионально-художественная направленность личности
студента вуза культуры и искусств. Сообщение на круглом столе. На
международной научно-практической конференции: XXI века: духовно-
нравственное и социальное здоровье человека. Москва: МГУКИ. 16-17 мая
2001г.;
опубликование статей в сборниках Московского государственного университета культуры и искусств;
применение разработанных методических принципов в преподавании дисциплин специального цикла для студентов вузов культуры и искусств.
Положения, выносимые на защиту:
Формирование организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств представляет собой сложное мотивационно-смысловой феномен, в основе которого лежат личностная зрелость, сформированность профессионально-значимых качеств, знаний, умений и навыков, необходимо для эффективного овладения профессиональным мастерством.
Успешное формирование организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств возможно достигнуть в следующих психолого-педагогических условиях:
- устойчивой мотивации обучения на отделении продюсирование и
постановка культурно-досуговых программ;
- организация и содержание учебно-творческого процесса с
использованием интенсивных научно обоснованных методов обучения,
диагностических и методических приёмов, учитывающих личностные особенности студентов;
овладение студентами, умениями преодолевать психологические трудности адаптации к жизни в обществе в новых рыночных отношениях;
обучение специальности на высоком профессиональном уровне станет возможным при деятельностном подходе к учебно-творческому процессу, систематизации теоретических и методических знаний, умений и навыков студентов направленных на формирование организационно-управленческих умений.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с деятельностным подходом к решению проблемы, опорой на широкий спектр научно-педагогических источников, обобщающих основные достижения в области дидактики, оптимизации учебно-воспитательного процесса, проведением сравнительного анализа в процессе социально-педагогического эксперимента и неоднократно апробированных в ходе исследования результатов, сопоставлением данных, полученных в учреждениях дополнительного образования идентичного профиля.
Структура диссертации.
Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав: «Теоретические основы формирования организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств» и «Совершенствование процесса формирования организационно-управленческих умений у студентов вузов культуры и искусств на специализации продюсирование и постановка культурно-досуговых программ», заключения, списка литературы и приложения.
Вузы культуры и искусств как субъекты формирования организационно-управленческих умений у студентов
С каждым годом все больше появляется научных работ по различным аспектам функционирования вузов культуры и искусств.
На наш взгляд, существуют различные варианты совершенствования деятельности вузов культуры и искусств. Один из вариантов предложил ректор Орловского государственного института искусств и культуры, рассмотрев основные виды деятельности как систему. Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств, осуществленный Н.А.Паршиковым , представленный подлинно научным, имеющим культурно-историческое значение, может использоваться не только управленцами высшей школы, но и непосредственно педагогами, определяющими в своих вузах адекватные формы, методы и средства процесса образования студентов.
Существует и до последнего времени широко используется традиционно-научный способ представлений понятий о вузах культуры и искусств, который характерен и для культурно-научной картины мира, отличающийся отношением исследователя к явлениям мира, общества, друзьям, родным, товарищам по работе, окружающим вещам и т.д.
Ученый, самоопределяясь, как исследователь, занимает определенную позицию к какому-либо явлению и в образовании. На основании своего самоопределения он формирует специфическую рамку (фокус) рассмотрения явления, через которую и осуществляет построение понятия.
Анализ показывает, что понятия создаются, чтобы ими получили возможность пользоваться все, кто причастен к данной области науки и практики. Тогда вопрос выбора понятия для репрезентации явления решается так: либо отдают предпочтение понятию, сформированному в авторитетной научной школе, или идут на компромисс и «достраивают» базовое определение за счет значимых черт других дефиниций.
Вуз культуры и искусств - своеобразный канал, в котором происходит воспроизводство различных видов деятельности и трансляции норм культуры.
В системах высшего культурологического образования смысл не в том, чтобы передавать знания, а в том, чтобы знания, приобретенные в вузе культуры и искусств, превратились в умения и способствовали развитию общественного процесса, где культура становится жизненно необходимым стимулом в формировании личности и общества.
В вузах культуры и искусств формирование организационно-управленческих умений представляется для студента как ведущая духовная ценность. Духовная ценность, которая несет в себе не только содержательный способ индивидуальной жизнедеятельности в многообразии способов постижения ценностей и реального развития творческих способностей и потребностей, саморазвития индивидуальных творческих сил и способов деятельности.
Гегель рассматривал культуру как способ деятельности. Смысл здесь в «самоделании» личности студента, себя посредством культуры, а это невозможно в вузе, где студент лишен возможности выбора и пробного использования той или иной, представляющейся ему значимой нормы культуры.
Студенческий возраст — это, прежде всего, стремление к успеху. Непонимание окружающих, непризнание воспринимаются как личная неудача. Однако механизмы развития творческих личностей представлены весьма разнообразно. В этой связи творческой личности, вписывающейся в нормативную педагогику, остается переходить на позицию избегания неудач, т.е. становиться на путь конформистского поведения и искать условия для проявления творческих способностей в выборе специальности и специализации.
Существенной проблемой студенческого возраста становится творческая неадаптированность и, как следствие этого, потеря интереса к обучению.
Здесь основной категорией является категория «творчество». Что же, на наш взгляд, следует иметь в виду под категорией «творчество» применительно к познавательной деятельности студентов?
Теория отражения позволяет правильно вскрыть гносеологические основы этого понятия, дать положительный ответ на поставленный вопрос. В соответствии с этой теорией познание не является зеркальным отражением объектов, явлений и процессов действительности в сознании личности студента.
Процесс отражения характерен тем, что в создании проявляется определенная доля преобразующего воспроизведения, зарождающая элементы новизны, оригинальности, творческих решений в познавательной деятельности субъекта.
В психическом отражении, как активном процессе, особенно значительно то, что на его основе развертывается функция мышления, продуктом которой являются образы предметов, процессов.
В результате реализации задач, сформированных в процессе творческого мышления, могут быть созданы новые продукты действительности.
Следовательно, природа творческой деятельности личности студента на кафедре культурно-досуговой деятельности рассматривается в педагогике как результат и высшая форма его отражательно-преобразовательной деятельности. При этом важно то, что деятельность воспринимается личностью студента непосредственно через ощущения, но и опосредованно, через систему понятий, категорий. Поэтому деятельность является базой для создания прогрессивных инновационных технологий в вузах культуры.
Разработка инновационных технологий в вузах культуры и искусств связана с определенными сложностями, поскольку учебный процесс отличается динамизмом, имеет открытый характер, в нем участвует большое количество педагогов со своими специфическими отношениями и взглядами на новые специализации.
Понятие «формирование организационно-управленческих умений у специалистов-продюсеров культурно-досуговых программ»
Отечественные психологи А.Н.Леонтьев, Д.Б.Давыдов, Л.Б.Занков, Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин разработали теоретические основы учебной деятельности, определяющие развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности студента и обеспечивающие разностороннее ее формирование.
Исходя из положений о роли труда в становлении личности, отечественная психология утверждает, что постоянная предметная деятельность в течение пяти лет обучения в вузе оказывает решающее воздействие на формирование различных качеств личности студента. Для студента вуза культуры и искусств одновременно с предметной деятельностью на формирование личности большое значение оказывает мировоззренческая позиция.
Различными умениями, навыками студент вуза культуры и искусств особенно активно овладевает во время специального организованного обучения. Отношения студентов, проявленные в обучении, ведут к развитию их высших психических функций. Теперь принято кратко передавать эту мысль Л.С.Выготского в виде формулы: «Обучение идет впереди развития».
Принципиальное отличие отечественной педагогической психологии от многих зарубежных концепций состоит в том, что она ориентируется на активное формирование психологических функций, а не на пассивную их регистрацию и приспособление к имеющемуся уровню знания, умений, навыков.
Знания, характерные для других «высоких» форм общественного сознания, получают в вузах культуры и искусств свое целостное воспроизведение, имеющее родство с «теоретическими знаниями».
Знания студента вуза культуры и искусств находятся в единстве с его мыслительными действиями (абстрагированием, обобщением и т.д.). Как отмечает С.Л.Рубинштейн: «... Знания ... не возникают помимо познавательной деятельности субъекта и не существуют безотносительно к ней» . Поэтому правомерно рассматривать знания, с одной стороны, как результат мыслительных действий, который имплицитно содержит их в себе, с другой - как процесс получения этого результата, в котором находит свое выражение функционирование мыслительных действий. Следовательно, вполне допустимо термином «знания» одновременно обозначать и результат мышления (отражение действительности), и процесс его получения (т.е. мыслительные действия). «Всякое научное понятие - это и конструкция мысли и отражение бытия»2. С этой точки зрения понятие является и отражением бытия, и средством мыслительной операции.
Поэтому эмпирическим знаниям-понятиям соответствуют эмпирические (или формальные) действия, а теоретическим знаниям-понятиям - теоретические (или содержательные) действия.
Отсюда весьма важное теоретическое значение имеет идея построения процесса обучения в вузах культуры и искусств, которое учитывало бы зону ближайшего развития личности студента, т.е. ориентировало бы его не на имеющийся сегодня уровень развития, а на более высокий, который он может достичь под руководством и с помощью педагогического состава.
С позиции общей теории деятельности в отечественной психологии различают понятия «учебная деятельность» и «учение». Учебная деятельность - один из основных видов деятельности студента вуза культуры и искусств, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Понятие «учебная деятельность» по отношению к «учению» рассматривается как более широкое, так как оно включает одновременно и деятельность педагога и деятельность студента.
Учение - процесс приобретения и закрепления способов деятельности, которое включат в себя процесс:
усвоения информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса - знания);
освоение приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт этого процесса - навыки);
овладения способами использования указанной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт этого процесса - умения).
«Умения - неотъемлемый компонент деятельности, как и навыки. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение».
Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. О первокласснике говорят, что он умеет читать. Взрослый тоже умеет читать.
Между этими «умениями» лежит многолетний путь упражнений, совершенствований навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психологической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения - это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний»1.
Умения имеют место там, где действия студента обусловлены сознательной целью усвоить определенные знания.
Интеграция организационно-управленческого и творческого начал у специалистов продюсеров культурно-досуговых программ
Проведенный нами теоретический анализ формирования организационно-управленческих умений у специалистов-продюсеров культурно-досуговых программ показал, что учебная деятельность является монополией в этом процессе. Интеграция между двумя составляющими подготовки специалистов-продюсеров культурно-досуговых программ позволяет строить взаимоотношения, которые складываются между педагогом и студентом. Эти отношения проистекают из студенческой группы, в которой студент проходит «фазы адаптации (овладение социотипичными надсознательными образцами поведения общности), индивидуализации (обостренный поиск средств и способов самоосуществления) и интеграции личности в общности (возникновение системных качеств индивидуальности, потенциально могущих определить зону ближайшего развития социальной группы)»1. Адаптация, индивидуализация и интеграция - не порядок линейного следования деятельности студента в учебной группе, а смешанные линии развития, отражающие сквозные закономерности процесса формирования организационно-управленческих умений. Содержание на каждой их этих фаз, восхождение по учебной лестнице зависит от «ценностных ориентации, доминирующих во всех видах учебной деятельности, где наличествуют элементы творчества. Здесь творчество понимается как специфически социальное качество активности, присущее человеку» .
В научно-педагогической литературе имеется опыт выделения «сущностных признаков интегративного процесса» (Ю.С.Тюнников):
1) интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов;
2) интеграция связана с количественными и качественными преобразованиями взаимодействующих элементов;
3) интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу;
4) интегративный процесс имеет собственную структуру;
5) педагогическая направленность и относительная самостоятельность интегративного процесса.
Основываясь на этом, диссертант выделил собственную группу характеристик интегративного процесса, дополняющих и учитывающих выше перечисленные: предсказуемость и стохастичность, прерывность (проницаемость) и непрерывность (непроницаемость), изменчивость и константность качеств ее компонентов. Предсказуемость определяет возможность управления интеграционным процессом. Но это управление может осуществляться с учетом вероятностных факторов. Прерывность обусловливает наличие у интегративного процесса этапов (уровней, ступеней) развития, что позволяет говорить об иерархическом характере, как интеграционного процесса, так и интеграции в целом. Непрерывность выражает способность интеграционного процесса представлять собой единую цепь, связывающую между собой эти этапы (уровни, ступени). Изменчивость означает то, что в ходе интеграции происходит трансформация и преобразование ее компонентов и появление на этой основе интегративных новообразований. Например, при интеграции педагогических и технических знаний наблюдается взаимотрансформация (взаимоуподобление) их структурных элементов, ведущая к образованию качественно нового профессионально-педагогического знания. Интеграции-процессу могут быть «приписаны» характеристики самого процесса. Тогда она выступает как:
а) последовательность этапов возникновения, развития и исчезновения событий в рамках данной ситуации;
б) последовательная смена событий в фиксированном интервале времени;
в) последовательная смена ситуаций внутри определенной системы в фиксированном интервале времени;
г) смена систем в фиксированном временном интервале. Существенные признаки интеграции-результата образуют следующие диалектические пары:
1 Единство несводимости и сводимости кооперируемых частей к интегративному результату. Суть несводимости в педагогической литературе выражена следующей формулой: «сумма действий причин, действующих порознь, не может вызвать то следствие, которое получается при их совместном действии». Применительно к нашему случаю это означает, прежде всего, то, что роль и функциональная направленность составляющих образуемого интегративного целого определяется не столько их исходными данными, сколько природой связей и отношений между ними. Причем характер этих связей и отношений не всегда отчетливо прослеживается. Сводимость - это способность интегративного результата вбирать в себя разнокачественные составляющие и на их основе обеспечивать свое функционирование как относительно самостоятельное и самодостаточное структурное образование.