Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования Валетова Галина Владимировна

Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования
<
Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Валетова Галина Владимировна. Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Валетова Галина Владимировна; [Место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т].- Ишим, 2010.- 210 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/676

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические аспекты формирования культуры межнационального общения 18

1.1. Понятие, структура и содержание культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства 18

1.2. Особенности сельского социума и их роль в формировании культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства 44

1.3. Модель реализации Программы формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства 66

Выводы по первой главе 88

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства 92

2.1. Диагностика сформированности культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства 92

2.2. Реализация Программы формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства 110

2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 143

Выводы по второй главе 155

Заключение 157

Библиография 160

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями социально-экономической действительности, усиливающейся интеграцией России в европейское и мировое гуманитарное сообщество, разнообразием культур в сельских поселениях, порождающих принципиально новые требования к развитию всех элементов общества, требующих приобщения молодежи к ценностям мировой культуры, культуры своего народа. Изменение ориентиров социальных процессов, механизмов их взаимодействия; появление институтов, влияющих на интересы и формирование новых мотивов различных слоев общества, требует специалиста, обладающего культурой межнационального общения.

В хозяйственной, политической, духовной сферах жизни сельского социума кризис очевиден. Но при всех разрушительных его тенденциях именно сельский социум сохраняет способность миропонимания, дает возможность воспитания подрастающего поколения в духе общности, социальной ответственности, крестьянской морали, сохранения духовного наследства, отношений преемственности поколений, понимания и принятия другой культуры, дружеского отношения к людям других национальностей, их культуре и истории, приобретения умений и навыков межнационального общения в разнонациональной среде.

В Федеральной целевой Программе «Формирование установок толерантного отношения и профилактика экстремизма в российском обществе», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 15.06.96. № 909, основанной на признании приоритета воспитания у граждан культуры межнационального общения (российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости) отражены основные направления, в числе которых разработка программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях. Первое десятилетие XXI века провозглашено ООН «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты» (2001-2010 гг.).

Многонациональный состав студенческих коллективов, межнациональные отношения во всех сферах их жизнедеятельности в учебных заведениях среднего профессионального образования требуют усиления поликультурного образования будущего специалиста сельского хозяйства, которое обеспечит понимание культуры другого народа, продуктивный межкультурный диалог, терпимость к другим. Культура межнационального общения будущего специалиста становится доминантой его профессиональной деятельности, так как обеспечивает позитивное отношение будущего специалиста сельского хозяйства к сельскому образу жизни, следование крестьянским традициям, ценностную ориентацию на село, поддержание и развитие интересов, связанных с селом.

В связи с этим следует отметить, что проблеме общения в жизнедеятельности людей посвящены труды Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана и др. Этносоциологические, общетеоретические основы национальных и межнациональных отношений рассматривали Р.Г.Абдулатипов, Т.Ю.Бурмистрова, З.Т. Гасанов, Л.М.Дробижева, А.Г. Здравомыслов, М.С.Джунусов, О.А.Дмитриев, Л.М. Дробижева, Л.Р.Заурбекова, В.П. Комаров, И.И.Серова Е.И.Чарикова и др. Вопросы национальной психологии исследовали В.Г.Крысько, Э.А.Саракуев, С.Л. Рубинштейн и др. Философский аспект исследуемой проблемы представлен в трудах Н.А.Бердяева, В.С.Библера, Л.Н.Когана, В.М.Межуева и др. В аспекте социально-педагогических проблем сельский социум рассматривали В.Г. Бочарова, Г.Н. Волков, М.П.Гурьянова, Н.Б. Крылова, А.В. Мудрик, Г.В. Палаткина, М.Г. Тайчинов, Г.Н.Филонов и др. Пути формирования культуры межнационального общения подростков в условиях многонациональной школы с учетом этнических особенностей отдельных регионов отражены в диссертационных исследованиях Р.И.Кадиевой, Р.И.Кусарбаева. Особенности подготовки будущего специалиста сельского хозяйства средних специальных и высших учебных заведений к работе в условиях многонационального коллектива раскрыты Н.А.Асиповой, А.Г. Асмоловым, Г.Н. Волковым, Э.Гаруновым, З.Т.Гасановым, И.В.Жуковским М.Н. Кузьминым.

Значимость вышеобозначенных исследований очевидна. Однако проблема формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства изучена недостаточно. Отсутствуют фундаментальные работы, раскрывающие пути формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства, поверхностно изучены особенности национального самосознания большинства народов России, в том числе и русского, динамические изменения, происходящие в национальных менталитетах в настоящее время в сельском социуме.

В изученных педагогических исследованиях мы не нашли ответа на вопрос, каким образом перестроить учебный процесс, чтобы будущий специалист в перспективе хотел вернуться в село, создать там семью, вырастить детей. Поэтому требуется воспитание в будущих специалистах готовности и способности оставаться сельскими жителями с достаточно высоким уровнем культуры межнационального общения, позволяющим правильно выстраивать отношения с людьми других национальностей, на что и направлено наше исследование.

Таким образом, в науке созданы предпосылки, обеспечивающие системный анализ обозначенной проблемы, ее теоретическую и практическую значимость. Вместе с тем анализ теоретических исследований показывает, что педагогический и методический аспекты формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства остаются недостаточно изученными.

Существующий опыт по исследуемой проблеме обнаруживает ряд недостатков: отсутствие целенаправленной программы формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства; отсутствие обоснованных объективных измерительных показателей и оценок; высокий уровень тревожности студентов, низкий уровень их образовательных и личностных достижений; недостаточный учет особенностей сельского социума. Вышеизложенное свидетельствует о наличии объективно существующих противоречий:

социально-педагогического уровня между возросшей потребностью общества в специалисте, обладающем культурой межнационального общения, и сохранившимися традиционными подходами к ее формированию;

научно-теоретического уровня между насущной потребностью среднего профессионального учебного заведения в формировании культуры межнационального общения и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории и практике;

научно-методического уровня между возможностью средних профессиональных учебных заведений в формировании культуры межнационального общения будущего специалиста и недостаточным уровнем научно-методического обеспечения данного процесса.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность проблемы исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании содержания, эффективных методов, форм и средств формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства с учетом специфики сельского социума.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточность разработанности определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства».

В работе введено ограничение – исследование проведено на материале среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

Цель исследования – обосновать Программу формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства.

Объект исследования процесс формирования культуры межнационального общения будущего специалиста.

Предмет исследования – особенности формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование культуры межнационального общения, как совокупности ценностных отношений, мотивов, специальных знаний, убеждений, взглядов, принципов и адекватных им поступков и действий, отражающих связь национальной культуры с элементами иной культуры, обеспечивает целенаправленное освоение национальных и общечеловеческих ценностей, целостное развитие и обогащение личности будущего специалиста сельского хозяйства с опорой на лучшие традиции, национально-этническую обрядность, а также противостояние лжекультуре, проникающей из СМИ и молодежной среды, при соблюдении следующих условий:

поэтапного формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства путем интеграции традиционных и инновационных средств обучения, воплощающих нормы поликультурного поведения;

учета специфических возможностей сельского социума (традиционная соседская община, исторические традиции деревни, ментальность крестьянской жизни, сохранение соборных ценностей, доверительность человеческих отношений, забота о каждой семье, о каждом члене общины, стабильный состав жителей, слабая социально-профессиональная и культурная дифференциация, сильный социальный контроль над поведением селянина);

организации образовательного процесса как непрерывного движения от осмысления особенностей иной культуры к осознанию ценностей, мотивов, принципов родной культуры и обратно к углубленному пониманию иной культуры с помощью личностного обогащения и осмысливания родной культуры.

Основной замысел исследования заключается в утверждении, что формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства предполагает усиление практической составляющей за счет использования специально разработанной программы, активизирующей исследуемый процесс.

Задачи исследования:

1. Уточнить содержание и структуру понятия «культура межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства».

2. Выявить особенности сельского социума и их роль в процессе формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства.

3. Разработать организационно-педагогическую модель реализации Программы формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства.

4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства в образовательном процессе.

Методологическую основу исследования составили: теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; принципы исторического и логического в педагогическом познании; научности и объективности; диалектического единства общего, особенного и единичного; положения о взаимосвязи, взаимообусловленности социальных, экономических, культурологических, педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии системы образования и личности в ней; диалектика общечеловеческих ценностей и национальных интересов, взаимосвязь общечеловеческой и национальной культуры.

Теоретическая основа исследования:

на философском уровне аксиологический подход, рассматривающий культуру как систему ценностей, воспитание как основу развития ценностей, а человека как главную ценность и цель образования (М.М.Бахтин, Е.В. Бондаревская, В.А.Караковский, А.В. Кирьякова, М.Н.Кузьмин, Б.С.Лихачев, К.М. Мамардашвили, В.А.Разумный, Е.Н.Шиянов, Н.Е. Щуркова, Е.А.Ямбург);

на общенаучном уровне личностно ориентированный подход, который поддерживает идею развития субъектных свойств и индивидуальности человека (Н.А.Алексеев, Е.В. Бондаревская, К.Н.Вентцель, В.Г.Разумовский, В.В.Сериков, С.Т.Шацкий); деятельностный подход, определяющий деятельность в качестве необходимого условия развития личности и основы создания культурных ценностей (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, Т.Г.Грушевицкая, В.А. Караковский, М.Н.Кузьмин, А.Н. Леонтьев, О.А.Ростиславова, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин, Г.И. Щукина и др.); культурологический подход, в рамках которого человек входит в культуру и принимает ее, имеет право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интересов, самостоятельно решать свои проблемы (А.И.Арнольдов, Е.П., Белозерцев, И.Е.Видт, О.С.Газман, А.Н.Джуринский, Б.Е. Ерасов, А.В.Иванов, Н.Б.Крылова, А.Н. Ксенофонтова, Б.С.Лихачев, Н.П.Лотман, Э.С.Маркарян, М. Б. Насырова, В.Г. Рындак, Н.В. Сагатовский, Л.Б. Соколова, Э. Б. Тайлор);

на конкретно-научном уровне современные концепции гуманизации образовательного процесса (О.С.Газман, Е.Н. Шиянов), концепция особенностей развития образования в сельском социуме (В.Г.Бочарова, М.П. Гурьянова, А.В.Мудрик, Г.Н. Филонов); социально-исторический подход (Н.А. Корф, А.С. Макаренко, Т. Соломсторожская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий); современные концепции гражданского и патриотического воспитания и культуры межнационального общения (Т.Ю.Бурмистрова, З.Г.Гасанов, А.С.Гаязов, Г.Я. Гревцева, Н.В. Ипполитова, И.И.Серова и др.); основные положения о диалоге культур как пути освоения и формирования духовных ценностей и развития личности (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Л.С. Выготский, А. Дж. Тойнби и др.), о личности как выразителе отношений к различным сторонам окружающей жизни (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

на технологическом уровне теория моделирования педагогических систем (В.И.Загвязинский, В.С.Лазарев, Л.И.Лурье, Н.О.Яковлева).

Важными для нашего исследования явились нормативные документы (Конституция РФ, Закон РФ «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»), в области образования (Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, Закон РФ «Об образовании», а также документы, определяющие нормативную базу среднего профессионального образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025г. от 4 октября 2000г.).

Методы исследования: теоретические теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, изучение программной документации, анализ учебных планов и Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, моделирование; эмпирические изучение результатов деятельности, опрос, беседа, анкетирование, экспертная оценка, опытно-экспериментальная работа, как основной метод проверки теоретических предположений, методы статистики и математической обработки эмпирических данных.

Поставленные задачи и избранная методологическая основа определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое осуществлялось на протяжении 10 лет и в своем развитии прошло четыре этапа.

На подготовительном этапе (1998 – 2004гг.) проводилось налаживание связей с населением, общественными организациями, изучение особенностей жизни в сельской местности, знакомство с традициями представителей разных национальностей, проживающих на юге Тюменской области, осуществлялась работа клуба «Факел».

На первом этапе (2005-2006гг.) проводился анализ философской, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме, необходимой для получения информации о сущности процесса формирования культуры межнационального общения студентов сельскохозяйственного техникума, разрабатывались исходные теоретические позиции, формулировались цели и задачи исследования, определялся его объект, предмет, гипотеза.

На втором этапе (2006-2007гг.) проводилась поисково-теоретическая работа, разработка и конкретизация понятийного аппарата, определение теоретической концепции исследования, составление программы опытно-экспериментального исследования, составление программы элективного курса по формированию культуры межнационального общения и толерантности будущего специалиста сельского хозяйства, опытно-экспериментально определялись критерии и уровни сформированности культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства, проведен формирующий этап исследования, апробировалась Программа формирования культуры межнационального общения.

На третьем этапе (2007-2009гг.) осуществлялся анализ и обобщение полученных данных, обосновывались выводы, оформлялись материалы диссертационного исследования.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась с 2005 года на базе Ишимского сельскохозяйственного техникума. На разных этапах исследованием было охвачено 329 человек (бухгалтеры, коммерсанты, механики, банковские работники, фермеры, ветеринары, строители, автомеханики, слесари, автодорожники). В эксперименте участвовали представители различных национальностей (русские, казахи, немцы, татары и др.).

Научная новизна исследования:

уточнены содержание и структура понятия «культура межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства» за счет поликультурной ориентированности, толерантного поведения, когнитивно-операционной базы, готовности будущего специалиста сельского хозяйства к межнациональному взаимодействию и его умения общаться с представителями других народов, дружелюбия, способности учитывать в общении национальную специфику и проявлять гибкость;

выявлены специфические особенности сельского социума (коллективное сознание, соборные ценности, историческая память и преемственность поколений, традиции народной педагогики) в формировании культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства;

разработана и апробирована организационно-педагогическая модель реализации Программы формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства, включающая цель; методологический, аналитический, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционально-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный блоки; специфические особенности сельского социума; технологическую систему взаимодействия на уровне индивидуальной деятельности, деятельности в учебной группе, деятельности в учебном заведении.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обогащении педагогической науки за счет смоделированных и содержательно аргументированных теоретических основ образовательной деятельности как фактора формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства, что потенциально значимо для теории и методики профессионального образования:

осуществленная в учебно-воспитательной деятельности интеграция социально-экономических, общегуманитарных и общепрофессиональных дисциплин обеспечивает формирование культуры межнационального общения на основе обогащения мировоззренческих универсалий (межнациональное общение, этнос, нация, национальное самосознание, толерантность);

обоснованы личностно ориентированный, культурологический, аксиологический, деятельностный, социально-исторический подходы к формированию культуры межнационального общения для совершенствования профессиональной подготовки будущего специалиста сельского хозяйства;

дополненная концепция формирования культуры межнационального общения принципами культурособразности, природосообразности, личностной ориентации, системности, последовательности, сознательности, научности, связи обучения с жизнью, положительного эмоционального фона, единства интеграции и дифференциации, диалога культур актуализирует направленность образовательных процессов на расширение пространства учебно-воспитательной деятельности в современном учебном заведении.

Практическая значимость исследования:

разработана Программа формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства, функционирующая на четырех уровнях широты охвата контингента воспитуемых: а) личностный уровень студента, б) уровень учебной группы, в) уровень учебного заведения, г) уровень социума (район, населенный пункт) во всех аспектах его жизнедеятельности, содействующая преодолению негативных явлений межнациональной розни, добрососедским отношениям народов, проживающих на одной территории;

модифицированы этнопедагогические методики (Г. Макпарленд, Е.Б. Богардус, Г.У. Солдатова, Р. Ликерт, П. Степанов, И. Степанова) для разработки комплексной методики диагностики уровня сформированности культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства, позволяющей использовать аналогичный исследовательский инструментарий в изменяющихся условиях подготовки будущего специалиста сельского хозяйства;

разработаны дидактические и методические материалы в рамках элективного спецкурса «Формирование культуры межнационального общения и толерантности будущего специалиста сельского хозяйства» (тематика рефератов, контрольных работ, тесты, анкеты, «Методические рекомендации по проведению национальных праздников в учебном заведении», сводный календарь национальных праздников «Энциклопедия национальных праздников народов юга Тюменской области», информационно-аналитический обзор «Человек в социальном пространстве: мир национальностей юга Тюменской области»). Материалы исследования могут быть использованы преподавателями вузов, преподавателями СПО, учителями образовательных школ, работниками образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Культура межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства представляет собой совокупность ценностных отношений, мотивов, специальных знаний, убеждений, взглядов, принципов, адекватных им поступков и действий, которая обеспечивает в процессе профессиональной подготовки полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей, целостное развитие и обогащение личности будущего специалиста сельского хозяйства с опорой на лучшие традиции, национально-этническую обрядность, противостояние лжекультуре, проникающей из СМИ и других источников. Не отрицая подходы ряда ученых при определении критериев сформированности культуры межнационального общения, мы обосновываем критерии оценки уровней сформированности культуры межнационального общения исходя из структурных компонентов (целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный) и выделяем их низкий, средний и высокий уровни.

  2. Специфические особенности сельского социума (коллективное сознание, соборные ценности, историческая память и преемственность поколений, традиции народной педагогики) определяют процесс формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства на основе реализации принципов эффективного формирования культуры межнационального общения с учетом интересов этноконфессионального состава населения и характера взаимоотношений народов, проживающих в сельском социуме (связь с жизнью, природосообразность, культуросообразность, народность, диалог культур, личностная ориентация, труд, социальный контроль, интеграция традиций сельского социума и современных подходов в воспитании).

  3. Программа формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства функционирует соответственно четырем уровням широты охвата контингента воспитуемых: а) личностный уровень студента, б) уровень учебной группы, в) уровень учебного заведения, г) уровень социума (район, населенный пункт) во всех аспектах его жизнедеятельности, содействует преодолению негативных явлений межнациональной розни, добрососедским отношениям народов, проживающих на одной территории.

  4. Организационно-педагогическая модель реализации Программы формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства демонстрирует координацию организационно-педагогического взаимодействия. Ее внутреннее содержание носит педагогический характер, поскольку раскрывает практику формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства в рамках заявленной Программы согласно цели (сформировать культуру межнационального общения специалиста сельского хозяйства); методологического, аналитического, стимулирующе-мотивационного, содержательного, операционально-деятельностного, контрольно-регулировочного и оценочно-резуль-тативного блоков; учета специфических особенностей сельского социума посредством технологической системы взаимодействия на уровне индивидуальной деятельности, деятельности в учебной группе, деятельности в учебном заведении, деятельности в сельском социуме.

  5. Научно-методические рекомендации, обеспечивающие формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства, включают модифицированные этнопедагогические методики, комплексную методику диагностики уровня сформированности культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства, дидактические и методические материалы в рамках элективного спецкурса «Формирование культуры межнационального общения и толерантности будущего специалиста сельского хозяйства» (тематика рефератов, контрольных работ, тесты, анкеты, «Методические рекомендации по проведению национальных праздников в учебном заведении», сводный календарь национальных праздников «Энциклопедия национальных праздников народов юга Тюменской области», информационно-аналитический обзор «Человек в социальном пространстве: мир национальностей юга Тюменской области»).

Достоверность результатов исследования обеспечена методологическим обоснованием исходных положений; использованием современных концепций, анализом литературы по проблеме формирования культуры межнационального общения и специфике села; выбором и использованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; репрезентативностью экспериментальных данных, анкетных методик; соотносимостью и выверяемостью полученных данных и их интерпретацией; обработкой полученных эмпирических результатов на основе количественного и качественного анализа, позволившего сделать обобщенные выводы; возможностью повторения экспериментальной программы.

Личный вклад автора в исследовании и получении научных результатов состоит в проведении анализа проблемы эффективного формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства, в разработке и внедрении Программы формирования культуры межнационального общения, разработке научно-методического обеспечения процесса формирования культуры межнационального общения, проведении опытно-экспериментальной работы по проверке выявленных способов и обработке результатов педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций результатов исследования, выступлений на различных научно-практических конференциях с международным участием (Иркутск, 2005г.), (Сочи, 2005г.), (Ишим, 2006г., 2007г., 2008г.,2009г.); Всероссийских: (Тюмень, 2005г.), (Ишим, 2008г.); региональных: (Тобольск, 2007г.), (Ишим, 2007г.), (Тюмень, 2002г., 2004г.), на областном педагогическом фестивале «Я и моя профессия» (Тюмень, 2004г., 2005г.,2006г.), (р.п. Голышманово, 2007г.).

Результаты исследования нашли практическое применение при разработке элективного курса «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у будущего специалиста сельского хозяйства», «Энциклопедии национальных праздников народов Тюменской области», «Методических рекомендаций по проведению национальных праздников в учебном заведении», учебно-методического пособия «Человек в социальном пространстве: мир национальностей юга Тюменской области» информационно-аналитический обзор.

Результаты исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в качестве заместителя директора по научно-методической работе.

Структура диссертации: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения. Общий объем работы включает 160 страниц, список литературы, состоящий из 225 источников, глоссарий и приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, раскрывается степень ее разработанности в научно-педагогической литературе, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, его гипотеза, методологическая основа, методы и этапы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, описываются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические аспекты формирования культуры межнационального общения» обоснованы содержание и структура понятия «культура межнационального общения», Программы формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства» представлены материалы констатирующего, формирующего и контрольно-обобщающего этапов эксперимента.

В заключении диссертационного исследования обобщены результаты, сформулированы основные выводы, позволяющие подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы.

Понятие, структура и содержание культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства

Проблема межнационального общения является предметом изучения такими общественными науками, как этнология, социология, культурология, политология, психология, педагогика и другие. Каждая из них рассматривает ее под специфическим углом зрения, в рамках своего предмета. Проблема формирования культуры межнационального общения связана, прежде всего, с изучением и разработкой различных путей и способов формирования культуры межнационального общения как части единого процесса воспитания подрастающего поколения.

Для данного исследования центральными являются понятия «культура» и «формирование». Исходя из этого, в первой главе будет рассмотрена сущность культуры общения, культуры межнационального общения, ее структура, формы воспитания межнациональной культуры. Далее в работе предлагается анализ особенностей сложившейся культуры межнационального общения в сельском социуме будущего специалиста СПО на примере районов юга Тюменской области, выявление существующих трудностей, обобщение положительного опыта многонациональных учебных групп, семей.

Теоретический анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы позволил нам рассмотреть проблему формирования культуры межнационального общения, определить сущность этого явления и присущих ему характеристик.

Термин «культура» является многозначным и часто употребляемым в гуманитарном знании. Культура - чрезвычайно сложное, многоаспектное явление, состоящее из ряда структурных компонентов, имеющих множество разнообразных проявлений. Современные исследователи насчитывают около 2000 дефиниций культуры.

Анализ работ по истории культуры показал многозначность определений термина, множественность теорий, подходов к его рассмотрению. Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150 определений культуры и расширили перечень определений культуры за счет включения новых интерпретаций, сгруппировав их следующим образом: описательные, исторические, нормативные, ценностные, психологические определения на базе теории обучения, структурные, идеологические, символические [81; с.81].

В словаре по мировой художественной культуре приводится большое количество значений термина «культура»: 1) совокупность достижений человечества во всех сферах его жизнедеятельности; 2) высокий уровень развития какого-либо вида человеческой деятельности; 3) современный уровень развития просвещения и образования в историческом развитии какого-либо общества; 4) определенная совокупность передаваемых из поколения в поколение символов, идей, ценностей, обычаев, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою совместную жизнь и т.д. [49; с. 198].

Энциклопедия «Народы России» дает следующее определение: «культура -это система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека... Она охватывает все стороны жизни человека — биологическую (еда, сон, отдых), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения - орудий, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность), социальную (коммуникация, социальные отношения)» [125; с.256].

В современной теории культуры признается органическое единство и взаимосвязь материальной и духовной культуры. Она пронизывает все стороны жизни людей: материальную и духовную, общественную и индивидуальную, политическую, профессиональную, семейную и сливается в единое целое с их жизнью, уровнем развития общества и конкретного человека так, что становится неотделимой от них.

Культура — понятие широкое, оно включает в себя все материальные и духовные ценности, которые накоплены людьми, в том числе, способы человеческой деятельности, тот круг форм, приемов и норм, которые характеризуют особенности функционирования общества и делают возможным его существование. Если культура исчезнет, то человечество обречено на гибель. Поэтому культура необходима не только для самовыражения и самоутверждения, но и для духовного спасения [6; с. 184 - 190].

Такое представление о культуре, как о чрезвычайно сложном, многоаспектном явлении всегда создавало проблемы в ее изучении. Трудно назвать другое явление социальной жизни людей, которое вызывало бы, с одной стороны, такой интерес а, с другой, — порождало бы столько теорий и концепций. В нашу задачу входит поиск первоначального значения термина культура, отслеживание пути его становления до настоящего времени, определение исходного для нашей работы понимания сущности культуры.

Для введения термина культура в контекст исследования необходимо уточнить, что термин «культура» имеет очень древнее происхождение, восходит к латинскому «cultura» и образовывается из двух слов: «культ» (лат.) — поклонение, почитание, хвала; и «ур» - свет [162; с.232]. Первоначально в латинском языке он означал обработку земли, разведение растений и животных и т.п. Со временем понятие вбирает в себя совокупность умений и навыков, сформировавшихся в обществе для избранной цели; наконец, обретает значение высшего результата деятельности людей. Постепенно ведущим его смыслом становится значение «возделывать», «заботиться», «оберегать человека и общество, формировать нравственный облик личности, душу» [162; с.232].

Особенности сельского социума и их роль в формировании культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства

В рамках нашего исследования сельский социум — базовый компонент целостной этнокультурной системы страны. Заселение и хозяйственное освоение любой территории представителями разных национальностей, а также соседство с районами традиционного проживания других народов всегда накладывают своеобразный отпечаток на национальный состав населения области, города, села. В настоящее время сельское население РФ сокращается. Прирост происходит лишь за счет мигрантов и беженцев. Приток в сельскую местность беженцев разных национальностей и в то же время миграция сельской молодежи в город приводят к нарушению стабильности в укладе сельской жизни и заставляют рассматривать проблему межкультурного взаимодействия не только с позиции социально-культурной, но и педагогической.

Педагогика широко использует межнаучное понятие «формирование».

Под формированием чаще всего понимают процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических, педагогических и т.д. [147; с.368].

Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Понятие «формирование» — педагогическая категория. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирование нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Фактором формирования личности является целенаправленное воспитание. П.Н. Груздев предлагал называть формированием только стихийное воспитание, «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности» [47; с. 14]. Наше мнение не совпадает с мнением П.Н. Груздева, так как формирование выступает результатом развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств. Формирование - категория придания форме завершенности. Под этим словом понимаются те качества и свойства, которые возникают в результате развития. Такое же определение дает и СИ. Ожегов [137; с.750]. Под словом «формирование» он понимает «...придавать чему-нибудь форму, законченность, порождать...».

С учетом этой позиции и анализа философских, психолого-педагогических источников мы полностью разделяем точку зрения Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, которые понимают под формированием «процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитательной, обучающей, социальной среды, целенаправленное развитие личности или какой-либо ее стороны, развития качеств под влиянием воспитания и обучения, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений» [89; с. 160].

Мы также делаем акцент на целенаправленную педагогическую деятельность. Многие педагоги высказывают мысль о том, что на современном этапе реформирования системы образования, который характеризуется процессами демократизации, гуманизации, понятию «формирование» нет места в воспитательном процессе, так как оно якобы выражает авторитарность в подходе к обучающемуся, давление на личность, у некоторых ассоциируется со словом «формовка». [169; с.2-7]. Но по меткому выражению В.А. Караковского, «...развивать можно то, что уже есть. Пустое место развивать нельзя. Дано ребенку от природы что-то, вот это и надо развивать» [85; с. 187]. По его мнению, с которым трудно не согласиться, формирование - «это привитие ребенку таких качеств, которых у него еще не было». «Мы формируем в нем какие-то ценности, какие-то черты личности и затем пытаемся их развивать» [86; с. 174].

Многие свойства личности, которые социально обусловлены, образуют ее высшую подструктуру (интересы, взгляды, убеждения, ценности, ориентиры) на начальном этапе, несомненно, формируются. Поэтому при изучении семейных традиций студентов стоит задача не только выявить интересы, склонности, потребности, но, если они отсутствуют или имеют общественную неприемлемую направленность, не соответствуют особенностям студента, их следует формировать. Личность студента и формируется, и воспитывается под воздействием, прежде всего, его окружения.

Воздействие, хотя и целенаправленное, осуществляется не «в лоб», не авторитарно, а в процессе диалога, под влиянием живого слова (убеждения, внушения), примера (образца), организуемой, значимой для человека, отвечающей его потребностям деятельности, создаваемых в микросоциуме отношений, умелого использования и конструирования педагогических ситуаций и, конечно, самовоспитания.

Диагностика сформированности культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства

Целью проведения опытно-экспериментальной работы являлась экспериментальная проверка разработанной нами программы, способствующей эффективному формированию культуры межнационального общения студентов сельскохозяйственного техникума.

Исходя из цели, были сформулированы следующие основные задачи опытно-экспериментальной работы:

1. Разработка критериев и показателей определения уровней сформированности культуры межнационального общения для студентов сельскохозяйственного техникума.

2. Проведение констатирующего эксперимента для диагностики уровня сформированности культуры межнационального общения студентов. ,

3. Проведение формирующего эксперимента. Обоснование и апробация программы, при которых процесс формирования культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства будет проходить наиболее эффективно.

Поскольку решение обозначенных задач возможно лишь в практической деятельности, возникла необходимость в организации опытно-экспериментальной работы. Теоретической основой организации эксперимента явились работы Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского B.C. Лазарева, Л.И. Лурье, Н.О. Яковлевой и др.

Экспериментальная работа по исследуемой проблеме проводилась в течение четырех лет (с 2005 по 2009 гг.) и представляла собой определенную систему организационно-методических мероприятий, направленных на реше 93 ниє поставленных в диссертационном исследовании задач.

В ходе проведения экспериментальной работы было осуществлено несколько этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Рассмотрим каждый этап педагогического эксперимента более детально.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента проводилась диагностика сформированности культуры межнационального общения у студентов Ишимского сельскохозяйственного техникума (ИСХТ).

В рамках нашего исследования был проведен анализ национального состава жителей юга Тюменской области и студентов ИСХТ.

В Ишимском районе и г. Ишиме в настоящее время общая численность населения свыше 100 тысяч человек. Численность проживающих национальностей выглядит следующим образом: русские - 90,42%; казахи — 3,79%; немцы - 2,043%; татары - 0,87%; другие (армяне, белорусы, украинцы, чуваши и др.) - 2,88%.

Ишимский сельскохозяйственный техникум неоднороден в этнокультурном отношении. Здесь обучаются русские, татары, немцы, армяне, казахи, украинцы, башкиры, азербайджанцы - всего представителей 12 национальностей. С будущими специалистами занимается многонациональный состав преподавателей, принадлежащих к разным конфессиям, по-разному осознающих свою идентичность: русские, украинцы, татары, немцы, белорусы, удмурты, башкиры, калмыки, казахи. Подлинная национальная и любая иная идентичность преподавателя не исключает, а предполагает защиту, прежде всего, студентов иной национальности, другого исповедания. Здесь наиболее интенсивны процессы межэтнического взаимодействия и взрослых, и молодежи, а, следовательно, особенно актуальны проблемы формирования культуры межнационального общения.

Возникающие трудности связаны с тем, что в учебном процессе участвуют представители разных национальностей, чьи этнотрадиции существенно различаются, что может породить случаи дискриминации, ксенофобии, недопонимания ценностей инокультур. Порой приходится приспосабливаться к особенностям каждого, учитывая, что получаемое среднее профессиональное образование означает не только приобретение профессиональных знаний и умений, но и индивидуальную национально-культурную идентификацию. Каждый студент обладает своими индивидуальными особенностями (национальным сознанием, чертами, интересами, склонностями и др.), которые он проявляет в студенческом коллективе. Здесь духовное взаимодействие между представителями разных национальностей происходит через преодоление как социальных, психологических, так и этнических барьеров. В общении между собой вступают студенты с различным жизненным опытом, различно устроенным сознанием, с отличительными особенностями в культуре и языке, по-разному оценивающие и осмысливающие реальность, в соответствии с нормами и традициями той нации, представителями которой они являются.

Анализ национального состава студенческого и преподавательского коллективов ИСХТ на 1 сентября 2007 г. показал, что в нем всего обучается 807 студентов, из них русских - 92%, татар — 1,2% , немцев — 1%, казахов - 3%, украинцев - 0,7%, башкир - 0,6%, молдаван - 0,6%, белорусов - 0,5%, армян -0,2%, чувашей - 0,2%. Из сел юга Тюменской области и соседних регионов-обучается 488, из них русских - 90,1%), татар — 1,3%, немцев - 1,6%, казахов — 4,2%, украинцев - 0,7%, башкир - 0,9%, молдаван - 0,4%, белорусов - 0,3%), армян - 0,2%, чувашей - 0,3%. Представители других национальностей приезжают, главным образом, из Тюменской области из Ишимского, Казанского, Абатского, Сорокинского, Сладковского, Викуловского и других районов.

Похожие диссертации на Формирование культуры межнационального общения будущего специалиста сельского хозяйства : на материале среднего профессионального образования