Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе Есенгалиева Анна Михайловна

Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе
<
Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Есенгалиева Анна Михайловна. Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2000 195 c. РГБ ОД, 61:01-13/718-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАСТЕРСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ 16-75

1.1. Формирование профессионального общения как психолого-педагогическая проблема 16-32

1.2. Специфика профессионального общения специалиста культуры художественного профиля 33-48

1.3. Психолого-педагогические условия формирования основ мастерства профессионального общения будущих специалистов культуры 49-75

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МАСТЕРСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ 76-131

2.1. Выявление уровня владения профессиональным общением у специалистов культуры 76-90

2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию у студентов основ мастерства профессионального общения 91-108

2.3. Динамика формирования основ мастерства профессионального общения специалистов культуры в процессе экспериментального обучения 109-131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132-145

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 146-163

ПРИЛОЖЕНИЯ 164-195

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях, когда Республика Казахстан стала независимой и осуществляет реформирование, национально-государственное, социально-экономическое и духовно-нравственное обновление общества, важной задачей является развитие образования и культуры.

Вместе с тем уникальность ситуации в образовании в Республике состоит в том, что по времени совпали несколько кризисов: общий кризис образования в мире, кризис "застойного периода" и кризис образования в переходную эпоху (109, С. 18).

В утвержденных Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан документах: Концепции гуманитарного образования в Республике Казахстан (1994), Концепции государственной политики в области образования в Республике Казахстан (1995), Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан (1996) подчеркивается необходимость пересмотреть прежнюю систему образования и сохранив все ценное, реформировать ее в соответствии с культурно-историческими и национально-культурными традициями, этническими потребностями.

В основу Концепции государственной политики в области образования Республики Казахстан положена "идея формирования генерации людей с инновационным, творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, высококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру" (Концепция государственной политики в системе образования // Вести Казахстана, 1995- 8 сент- С. 2).

Это в полной мере относится и к подготовке специалистов культуры. Высокие требования к работникам культуры - к качествам личности и уровню их профессиональной компетенции - обусловливают необходимость подготовки не просто хороших специалистов, но профессионалов-мастеров, об ладающих высоким профессионализмом и духовностью, ориентированных на творчество, новаторство.

Многоаспектность профессиональной деятельности специалистов культуры, включающей организаторскую, педагогическую, художественно-творческую работу с людьми, диктует особые требования к мастерству их профессионального общения. "Умение общаться, строить отношения с участниками коллектива, учащимися студии, школы искусств, коллегами, посетителями мероприятий жизненно необходимо специалисту, работающему в сфере культуры" (146, С. 71).

Для Республики Казахстан, являющейся полиэтническим регионом, в котором проживают представители более 120 наций и народностей, проблема мастерства профессионального общения специалиста культуры имеет исключительное значение. Ее решение наряду с реализацией профессиональных задач специалиста культуры во многом определяет создание коммуникативной среды, обеспечивающей безбарьерное общение людей, принадлежащих к различным этническим общностям, эффективное осуществление этнокультурного образования и будет способствовать удовлетворению потребности людей в преодолении национальной замкнутости, развитии межкультурного общения.

Условия рыночных отношений, конкуренция повышают требования к умениям вступать в контакт с людьми, продуктивно взаимодействовать, принимать решения. Социально-психологическая неподготовленность, неумение быть эффективным в общении наносит серьезный ущерб профессиональной деятельности специалиста культуры. Непрерывно меняющаяся реальная действительность, изменения в практической деятельности учреждений культуры требуют от специалистов творческой активности, мастерства, в том числе и в сфере профессионального общения, что, в свою очередь, обусловливает необходимость формирования его основ в процессе профессиональной подготовки.

Вместе с тем, результаты опросов студентов - будущих специалистов культуры музыкального профиля, проведенные в учебных заведениях культуры и искусств (146, С. 73; 102) с целью определения испытываемых будущими специалистами психологических трудностей, показали, что большинство из них затрудняются прежде всего в общении.

Анкетирование будущих учителей музыки, проведенное М.И. Джексембековой на музыкально-педагогическом факультете Казахского государственного женского педагогического института (108, С. 17) выявило, что студенты испытывают определенные трудности во владении навыками педагогического общения, культурой речи, управлением эмоциональным поведенческим состоянием. Указанные результаты убедительно доказывают необходимость специального формирования основ мастерства профессионального общения будущих специалистов культуры.

Вузы культуры и искусств Республики Казахстан осуществляют общую и профессиональную подготовку специалистов в процессе преподавания общенаучных (психология, педагогика, литература, история, иностранный язык), специальных и дисциплин специализации. В Республике в рамках государственной программы разработаны и осуществляются мероприятия по развитию казахского, русского, иностранного и других национальных языков в системе образования.

Однако в формировании умений и навыков профессионального общения не всегда целенаправленно используются имеющиеся возможности: не в полной мере реализуется целостный подход, основанный на единстве общей и профессиональной подготовки; не используется эффективно коммуникативный потенциал изучаемых предметов и прежде всего психологии и иностранного языка, обладающих в этом плане приоритетными возможностями; не достаточно осуществляются межпредметные связи как между общенаучными (в том числе, психологией и иностранным языком), так и между общенаучными и специальными дисциплинами вузовской программы. В результа те уровень подготовленности специалистов к профессиональному общению не отвечает предъявляемым требованиям; перенос полученных знаний, умений и навыков профессионального общения, полученных на отдельных дисциплинах, их использование в практической деятельности осуществляется недостаточно.

Противоречия между требованиями, предъявляемыми к мастерству профессионального общения специалиста культуры, и их реализацией в практике профессиональной подготовки, между возможностями вузовской подготовки в формировании основ мастерства профессионального общения специалиста культуры и неразработанностью общепедагогической, методической обеспеченности этого процесса и обусловливают актуальность исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема мастерства в профессиональном общении затрагивалась в связи с достаточно разработанной проблемой педагогического мастерства учителя, воспитателя в трудах выдающихся педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Определенный вклад в ее разработку внесли, исследуя педагогическое мастерство, наши современники Ю.П. Азаров, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова и др.; Н.К. Бакланова, - исследуя мастерство специалиста культуры художественного профиля.

Решение проблемы формирования основ мастерства профессионального общения специалиста на материале обучения психологии и иностранному языку потребовало анализа исследований по обучению общению, в том числе профессиональному (Н.П. Аникеева, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, В.А. Кан-Калик, И.Д. Ладанов, А.А. Леонтьев, Л.А. Петровская и др.); по коммуникативной направленности в обучении языку (А.А. Леонтьев) и теории речевой деятельности (И.А. Зимняя); по обучению профессиональному общению на иностранном языке, в том числе в процессе интенсивного обу чения в условиях совместной коллективной деятельности (Г.А. Китайгородская, Г. Лозанов), с позиций деятельностного подхода (О.Я. Кабанова, В.Д. Квасков), преподавания иностранного языка в контексте с другими вузовскими дисциплинами (А.А. Вербицкий).

Мы опирались на работы Ю.П. Азарова, Л.Г. Арчажниковой, Н.К. Баклановой, И.А. Володарской и A.M. Митиной, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и др., где обсуждаются вопросы профессиональной подготовки специалиста в вузе, его общего и профессионального развития, а также на исследования по межпредметным связям в обучении (И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин), в том числе казахстанских ученых (А.Р. Бектеньярова, Г.А. Уманов и др.).

Важное значение для решения проблемы формирования основ мастерства профессионального общения специалиста культуры имели исследования культурологов (А.И. Арнольдов, Л.С. Зориловой, М.С. Кагана и др.), работы по социально-культурной и культурно-досуговой деятельности (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, B.C. Садовская, Ю.А. Стрельцов и др.), по музыкальной педагогике и психологии, искусствоведению (А.Л. Готсдинер, Г.Г. Нейгауз, В.И. Петрушин, Ю.Н. Pare и др.), позволяющие определить требования к коммуникативной компетентности специалиста культуры - музыканта с учетом особенностей его профессиональной деятельности.

Выполнение исследования на материале подготовки специалистов в Республике Казахстан, потребовало знакомства с трудами казахстанских ученых, отражающими особенности развития системы образования в Республике (А.К. Кусаинов), осуществления этнокультурного образования (М.Е. Ержанов); подготовки специалистов к педагогической деятельности, совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе (Н.К. Ахметов, А.А. Калыбекова, Г.А. Уманов и др.).

Важное значение имели работы казахстанских ученых, посвященные вопросам формирования коммуникативных умений, педагогической общительности будущего учителя (Ф.Н. Благовещенская, К.С. Успанов), умений профессионального общения на иностранном языке у студентов технического вуза (А.Б. Тыныштыкбаева), формирования речевых умений (Н.Б. Жиенбаева, М.Р. Кондубаева).

Рассмотренные исследования ориентируют в методологических подходах, психолого-педагогических аспектах мастерства общения, однако мы не встретили работ, специально посвященных формированию основ мастерства профессионального общения специалиста культуры художественного профиля в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы и обусловили ее выбор в качестве темы диссертационного исследования.

Объект исследования - профессиональная подготовка специалиста культуры в вузе.

Предмет исследования - формирование основ мастерства профессионального общения специалистов культуры в вузе в процессе интегрированного преподавания психологии и иностранного языка.

Цель исследования - выявление психолого-педагогических основ формирования мастерства общения специалистов культуры высшей квалификации в процессе профессиональной подготовки.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- раскрыть сущность и структуру мастерства профессионального общения как деятельности и как интегрального качества личности;

- выявить специфику профессионального общения работников культуры художественного профиля; проанализировать содержание их коммуникативной компетенции (сферы, проблемы, цели, ситуации общения, система решаемых в профессиональной деятельности коммуникативных задач);

- определить возможности профессиональной подготовки, вузовских дисциплин (психология, иностранный язык и другие) в формировании основ мастерства профессионального общения специалистов культуры;

- выявить психолого-педагогические условия формирования основ мастерства профессионального общения специалистов культуры художественного профиля;

- теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику формирования основ мастерства профессионального общения будущих специалистов культуры на материале интегрированного обучения психологии и иностранному языку;

- подготовить методические материалы по обучению специалистов культуры профессиональному общению.

Гипотеза исследования. Формирование основ мастерства профессионального общения будущих специалистов культуры в процессе профессиональной подготовки будет эффективным при выполнении следующих условий:

1. Единства общего, общекультурного и профессионального развития личности специалиста; формирования гармонии его профессиональных, общечеловеческих (духовных) и личностных ценностей.

2. Максимальной реализации коммуникативных возможностей вузовских дисциплин.

3. Организации процесса формирования основ мастерства профессионального общения специалистов культуры в соответствии с психолого-педагогическими условиями его эффективности.

4. Разработки методики формирования основ мастерства профессионального общения (на материале интегрированного обучения психологии и иностранному языку), сочетающей усвоение психологических умений и навыков общения с выработкой языковых умений и навыков и формированием профессионально важных качеств. Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения о социальной сущности и природе общения, о развитии личности в общении и деятельности, изложенные в философских, психолого-педагогических, психолингвистических трудах (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); о становлении духовных общечеловеческих ценностей личности (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев, А.Ф. Лосев, В. Франкл, Э. Фромм).

Мы опираемся на идеи педагогов и психологов гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне и др.) о непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений.

Общенаучная методология ориентирована на системный подход, позволяющий рассмотреть мастерство профессионального общения как многоаспектное явление (как особый вид деятельности и как интегральное качество личности); использованы также целостный, деятельностный, индивидуально-творческий подходы (Ю.П. Азаров, Ю.К. Бабанский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.А. Сластенин, В.А. Кан-Калик и др.).

Конкретно-научная методология исследования опирается на работы о закономерностях общения и взаимодействия (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев и др.), о теории речевой деятельности (И.А. Зимняя); концепции управления процессом усвоения знаний и умений (Н.Ф. Талызина); трансактном анализе (Э. Берн); обучении общению (Н.П. Аникеева, И. Атватер, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, И.Д. Ладанов, А.А. Леонтьев, Л.А. Петровская и др.), в том числе на иностранном языке (Г.А. Китайгородская, Г. Лозанов, О.Я. Кабанова, В.Д. Квасков, А.А. Вербицкий); о межпредметных связях в обучении (И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, В.Н. Федорова и др.) и интеграции содержания обучения (О.М. Кузнецова, С.А. Сергеенок), о профессиональной деятельности и общении специалистов культуры художественного профиля (Л.Г. Арчажникова, А.Л. Госдинер, А.С. Каргин, Ю.П. Цагарелли), их профессиональном мастерстве (Н.К. Бакланова).

Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс теоретических (анализ, синтез, аналогия) и эмпирических методов: наблюдение, беседа, анкетирование, тесты, анализ учебных планов, программ, опытно-экспериментальная работа, педагогический эксперимент.

Базами исследования были Западно-Казахстанский гуманитарный университет, Западно-Казахстанский институт искусств, Московский государственный университет культуры и искусств.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1996 по 2000 гг.

На первом этапе (1996-1997 гг.) изучались философские, психолого-педагогические, психолингвистические, лингвистические, культурологические работы по проблеме исследования. Осуществлялось наблюдение за подготовкой будущих специалистов культуры к профессиональному общению в процессе обучения в вузе. Намечались цель, задачи, гипотеза исследования.

На втором этапе (1998-1999 гг.) разрабатывалась теоретическая концепция, осуществлялось эмпирическое исследование. В нем участвовало 100 студентов ЗКИИ и ЗКГУ музыкальных специализаций и 74 преподавателя, велось наблюдение за студентами музыкальных специализаций МГУКИ.

На третьем этапе (1999-2000 гг.) проводился педагогический эксперимент, который включал констатирующий, формирующий и контрольный. В нем участвовало 30 студентов ЗКИИ, 29 студентов ЗКГУ, 15 студентов МГУКИ. Кроме того, в опытно-экспериментальной работе во МГУКИ принимало участие 25 студентов 1-го и 18 студентов П-го курса художественных специализаций. На этом этапе осуществлялось обобщение результатов и оформление диссертации.

Новизна и теоретическая значимость исследования:

- мастерство профессионального общения специалиста культуры рассмотрено как многоаспектное явление: как качественный уровень особого вида деятельности, как интегральное качество личности, как синтез профессионализма, творчества и духовности;

- определена специфика профессионального общения применительно к определенной области профессиональной деятельности - деятельности специалиста культуры - музыканта, заключающаяся в творческом характере взаимодействия и определяющем значении эмоционального, чувственного контакта; проанализировано содержание его коммуникативной компетентности (сферы, темы, проблемы и т.д.).

- выявлены приоритетные возможности вузовских дисциплин (психология, иностранный язык и др.) и вузовского обучения в целом в формировании основ мастерства профессионального общения специалиста;

- определены психолого-педагогические условия формирования основ мастерства профессионального общения специалистов культуры в процессе обучения: единство общего, общекультурного и профессионального развития личности; максимальная реализация возможностей и коммуникативного потенциала психологии, иностранного языка, др. дисциплин; межпредметные связи; профилированное, коммуникативно-направленное, личностно-ориентированное обучение; целенаправленное формирование умений и навыков профессионального общения и профессионально важных качеств;

- теоретически обоснована и экспериментально апробирована методика формирования основ мастерства профессионального общения будущих специалистов культуры на материале интегрированного обучения психологии и иностранному языку, сочетающая усвоение психологических умений и навыков общения и выработку языковых умений и навыков с формированием профессионально важных качеств, что обеспечивается выполнением специ альных тренинговых упражнений, использованием учебных карт и словарного материала к ним.

Практическая значимость исследования:

- материалы диссертации нашли отражение в методическом пособии, "Профессиональное общение специалиста культуры" для студентов художественных специализаций, слушателей курсов повышения квалификации, студентов института дополнительного профессионального образования, преподавателей, подготовленном диссертанткой в соавторстве с Н.К. Баклановой (М.: МГУКИ, 2000- 3 п.л.) и внедрены в учебный процесс в Московском государственном университете культуры и искусств;

- материалы исследования использованы в рабочей программе по иностранному языку, подготовленной на кафедре иностранного языка Западно-Казахстанского гуманитарного университета, и внедрены в учебные курсы для студентов музыкальных специализаций;

- разработанная на материале интегрированного обучения психологии и иностранному языку методика формирования основ мастерства профессионального общения (с использованием межпредметных связей и максимальной реализацией коммуникативного потенциала преподаваемых дисциплин) может быть при наполнении соответствующим содержанием применена к другим дисциплинам;

- разработанные автором содержание тренинговых упражнений, учебные карты, содержащие состав действий, обеспечивающих выполнение определенных умений общения, и словарный материал, необходимый для речевой деятельности на иностранном (английском) языке, могут быть использованы как в обучении общению в процессе занятий иностранным языком, так и в обучении иностранному языку в процессе специально организованной деятельности общения.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов аде кватных объекту, задачам, логике исследования, сопоставлением результатов с имеющимися в педагогической практике На защиту выносятся положения, характеризующие систему взглядов автора на мастерство профессионального общения и процесс формирования его основ у будущих специалистов культуры в условиях профессиональной подготовки:

1. Мастерство профессионального общения есть многоаспектное явление: качественный уровень деятельности; интегральное качество личности, синтез профессионализма, творчества и духовности;

2. Специфика профессионального общения работника культуры художественного профиля обусловлена художественно-творческой сущностью и эмоционально-чувственным характером его деятельности и заключается в творческом характере взаимодействия и определяющем значении эмоционального, чувственного контакта;

3. Психолого-педагогическими условиями формирования основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе обучения являются: единство его общего, общекультурного и профессионального развития; максимальная реализация возможностей и коммуникативного потенциала всех вузовских дисциплин (в том числе психологии, иностранного языка); межпредметные связи; профилированное, коммуникативно-направленное, личностно-ориентированное обучение; целенаправленное формирование коммуникативных (психологических и языковых) знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств личности.

4. Методика формирования основ мастерства профессионального общения специалиста культуры на материале интегрированного обучения психологии и иностранному языку сочетает усвоение психологических умений и навыков общения с выработкой языковых умений и навыков и формированием профессионально важных качеств. Методика предусматривает выполне ние специальных тренинговых упражнений, использование Учебных карт и словарного материала к ним. Апробация материалов исследования осуществлена:

- в научных докладах и сообщениях автора на межвузовских научных, научно-практических конференциях в 1995-2000 гг. в Западно-Казахстанском гуманитарном университете в г. Уральске, Московском государственном университете культуры и искусств.

- в 13 публикациях по теме исследования.

Структура диссертации состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложений.

В I главе "Теоретические основы формирования мастерства профессионального общения" представлен анализ основных идей и подходов к пониманию сущности общения, мастерства профессионального общения и его формирования; выявлена специфика профессионального общения специалиста культуры - музыканта; определены психолого-педагогические условия эффективного формирования основ мастерства профессионального общения у студентов.

Во II главе "Методика формирования основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе" анализируются результаты выявления исходного уровня владения профессиональным общением у специалистов культуры - музыкантов и студентов музыкальных специализаций; излагается содержание опытно-экспериментальной работы и динамика формирования основ мастерства профессионального общения у студентов в процессе экспериментального обучения.

Формирование профессионального общения как психолого-педагогическая проблема

Общение играет важную роль в жизни общества. Без общения немыслимы процессы обучения, воспитания и развития личности, межличностные контакты, управление, обслуживание, научная и любая деятельность, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.

Проблема общения многоаспектна и многогранна. Она является объектом исследования многих наук: философии, социологии, лингвистики, этнографии, психологии, педагогики и др.

В философии общение - "специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми" (178, С. 331), то есть в самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности.

Социальный смысл общения в том, что оно является средством передачи культуры и общественного опыта. В социологии общение определяется как "особая форма взаимодействия и межличностных отношений людей". В конкретно-социологических и социально-психологических исследованиях понятие "общение" употребляется в значении, близком к понятиям "взаимодействие", "контакт"(160, С. 197).

В трудах психологов Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна общение рассматривается как условие психического развития человека, его социализации.

Общение, как и деятельность, является важнейшей психологической категорией. В процессе общения и деятельности происходит развитие личности. Б.Ф. Ломов отмечает, что если деятельность позволяет раскрыть сторону человеческого бытия в направлении "субъект - объект", то общение раскрывает не менее значимую сторону- отношение "субъект- субъекты" (65, С. 245-246).

В настоящее время в психологии нет единой точки зрения в определении и понимании этого феномена. Иногда общение сводят к одной из его сторон: коммуникативной, интерактивной или перцептивной.

Отмечая, что общение в психологии не имеет единого определения, подчеркнем, что наиболее часто его определяют как "определенную сторону деятельности" (А.Н. Леонтьев), взаимодействие (Б.Ф. Ломов), как особый вид деятельности: один из видов деятельности (имеется в виду речевая деятельность) и как компонент другой деятельности (А.А. Леонтьев), как коммуникативную деятельность (в социальной психологии). Американский социальный психолог СЕ. Осгуд понимает под общением акты передачи и приема информации (187, С. 249). Английский социальный психолог М. Аргайл рассматривает коммуникацию как момент интеракции (взаимодействия) и характеризует его через различные виды контактов, в том числе и информационный (181). В зарубежной социальной психологии вообще употребляется понятие взаимодействие, а не общение.

Наиболее полным представляется определение общения как "сложного многопланового процесса установления и развития контактов между людьми, порождаемого потребностью в совместной деятельности и включающего в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека"(159, С. 213). При этом рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие его оптимизации. Основным содержанием общения является взаимопонимание. Взаимное познание в общении осуществляется механизмами идентификации и рефлексии.

Проблема соотношения общения и деятельности представляет собой дискуссионный вопрос отечественной психологии. Так, Б.Г. Ананьев выделяет общение как самостоятельный вид деятельности наряду с трудовой дея тельностью и познанием (5). По мнению М.С. Кагана, "общение - практическая деятельность", ... "практическая активность субъекта, направленная на других субъектов и не превращающая их в объектов, а, напротив, ориентирующаяся на них именно как на субъектов" (47, С. 82).

Рассматривая общение с позиций схемы, в которой описывается деятельность, Б.Ф. Ломов подчеркивает дополнительные моменты, которые отличают общение. Так, если в анализе индивидуальной деятельности важнейшим понятием является мотив, то в анализе мотивации общения следует учитывать взаимоотношения мотивов общающихся индивидов. Общение - не сложение параллельно развивающихся двух деятельностей, а взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры. При анализе действий, составляющих коммуникативную деятельность, обнаруживается их неразрывная связь с действиями партнера, то есть действия в общении являются сопряженными. Результат деятельности также является совместным (65, С. 251-254).

Учитывая указанные особенности, общение не следует полностью отождествлять с деятельностью. Вместе с тем, его можно рассматривать как особый вид деятельности (В.Д. Квасков).

Опираясь на исследование профессионального мастерства специалиста культуры, выполненное Н.К. Баклановой (102), и определение общения как особого вида деятельности, мы будем рассматривать мастерство профессионального общения как высший, качественный уровень деятельности и как интегральное качество личности, соответствующее высшему уровню ее развития. Как деятельность, мастерство общения содержит ряд действий. Как интегративное качество личности, - представляет собой синтез коммуникативно важных качеств.

Специфика профессионального общения специалиста культуры художественного профиля

Специалисты культуры, работающие в сфере профессионального искусства, культурно-досуговой деятельности, образовательных учреждениях, в том числе учреждениях дополнительного образования, призваны создавать условия для развития и самосовершенствования личности, ее самореализации. Осуществляя главную цель своей деятельности, они решают задачи удовлетворения потребностей людей в общении, творчестве, радости. От эффективности профессионального общения специалистов культуры зависит продуктивность их профессиональной деятельности.

Основные виды профессиональной деятельности специалиста культуры художественного профиля - организаторская, педагогическая, художественно-творческая - требуют умений воспринимать людей, обмениваться информацией, при этом быть понятым и понимать партнеров по общению, эффективно взаимодействовать.

Успешность профессиональной деятельности современного руководителя профессионального или любительского творческого коллектива, организатора культурно-досуговой деятельности зависит не только от его профессиональной подготовленности, но и от умений слушать и слышать человека, понимать его состояние, устанавливать контакты с отдельными лицами и организациями, ориентироваться в ситуациях профессионального общения, быть убедительным и привлекательным в общении со спонсорами, владеть культурой ведения дискуссий, управлять своим психическим состоянием. Н.К. Бакланова пишет: "Важнейшим качеством личности профессионала -мастера, специалиста культуры художественного профиля, во многом определяющим успех решения им организаторских, педагогических, художественно-творческих задач, является коммуникативная компетентность. Умение общаться, строить отношения с участниками коллектива, учащимися студии, школы искусств, коллегами ... жизненно необходимо специалисту, работающему в сфере народного художественного творчества. Без него не может состояться ни профессионал, ни, тем более, мастер" (102, С. 151).

А. Каргин и Ю. Цагарелли называют способность к общению профессиональным качеством работника культуры, которое необходимо для осуществления воспитательных, художественно-творческих и организаторских задач (50).

Анализируя специфику профессиональной деятельности, требования, которые она предъявляет к специалистам культуры, Е.А. Сергеев подчеркивает необходимость развития у них художественно-коммуникативных способностей (136).

Проблеме общения специалистов культуры, их подготовке к эффективному профессиональному общению в процессе обучения уделяет внимание ряд авторов (Н.Ю. Арефина, Л.С. Новикова, Ю.А. Стрельцов, Т.В. Христидис).

Н.Ю. Арефина исследовала формирование коммуникативных качеств будущих специалистов в процессе их обучения в вузе культуры. С учетом специфики культурно-просветительной работы и особенностей общения в рассматриваемой сфере автор выделила следующие блоки коммуникативных качеств, необходимых специалисту культуры: направленность на другого человека, отношение к людям и к себе, восприятие людей, взаимодействие с людьми, стиль общения (99).

Подчеркивая, что вся деятельность культурно-просветительного работника построена на общении с людьми и направлена на организацию людей в сфере досуга, по данным проведенного исследования, Н.Ю. Арефина делает вывод о коммуникативных качествах как ведущем компоненте личности и деятельности данного специалиста. Их отсутствие снижает эффективность профессиональной деятельности, затрудняет процесс адаптации молодых специалистов, сковывает проявление профессиональных знаний и умений (99, С. 9).

Применительно к нашему исследованию весьма существенным является выделение в указанной работе исходного блока коммуникативных качеств, реализующего гуманистический тип коммуникации специалиста культуры, -блока "Направленность на другого", - и обеспечивающих эту направленность таких личностных качеств, как доброжелательность и чуткость, что отвечает позиции психологов о значении установки в общении.

В исследовании Л.С. Новиковой "Развитие профессиональной направленности у студентов вузов культуры в процессе обучения педагогическому общению" (132) подчеркивается влияние профессиональной мотивации на эффективность педагогического общения будущих специалистов. Основываясь на результатах данного исследования, можно заключить, что одним из важнейших условий формирования мастерства профессионального общения является профессиональная направленность личности будущего специалиста культуры.

Выявление уровня владения профессиональным общением у специалистов культуры

Задача формирования основ мастерства профессионального общения специалистов культуры в процессе профессиональной подготовки потребовала выявления уровня владения профессиональным общением, развития умений и навыков общения, анализа имеющихся трудностей, проблем в общении, а также определения того, что именно необходимо совершенствовать в речевом общении у специалистов, осуществляющих художественно-педагогическую и художественно-творческую (исполнительскую) деятельность, и формировать у студентов учебных заведений, в том числе культуры и искусств, получающих специальности художественного профиля.

С этой целью было проведено анкетирование преподавателей и студентов трех учебных заведений Республики Казахстан: Западно-Казахстанского гуманитарного университета (ЗКГУ), Западно-Казахстанского института искусств им. Даулеткерея (ЗКИИ) и музыкально-педагогического колледжа, находящихся в г. Уральске. Анкетированием было охвачено 74 преподавателя музыкальных кафедр (музыки; музыки и пения; народных инструментов; теории музыки; фортепиано) и 100 студентов музыкальных специализаций. Результаты анкетирования студентов составили материал констатирующего эксперимента.

Выбор именно музыкальных специализаций в нашем исследовании обусловлен тем, что эти специализации наиболее представлены по сравнению с другими художественными специализациями в учебных заведениях -базах исследования.

В целом же, выбор художественных специализаций, в нашем случае музыкальных, привлекателен для нас, поскольку педагогическая деятельность специалиста культуры - музыканта (как, впрочем, и деятельность педагога-хореографа, педагога-режиссера) помимо умений и навыков педагогического общения требует мастерства эмоционального взаимодействия (см. 1.2). Кроме того, отметим, что автор имеет начальную музыкальную (музыкальная школа) и хореографическую (2 года занятий в самодеятельном хореографическом коллективе) подготовку.

Количественный состав опрошенных преподавателей распределился следующим образом. В общее количество (74 человека) вошли: - 16 преподавателей ЗКГУ; 25 преподавателей ЗКИИ; 33 преподавателя музыкально-педагогического колледжа.

Средний возраст преподавателей (из 68 человек, которые указали его в анкете)- 33,4 года, в том числе до 25 лет (включительно)- 13 человек, от 26 до 35 лет - 26 чел., от 36 до 45 лет - 24 чел., старше 45 лет - 6 чел.

Средний стаж преподавателей (из 64 человек, указавших его в анкете) - 13,2 года, в том числе до 5 лет (включительно) - 17 чел., от 6 до 10 лет -8 чел., от 11 до 20 лет - 22 чел., свыше 20 лет - 13 чел.

Анкета содержала пять вопросов с набором готовых ответов о причинах испытываемых психологических трудностей; о конкретных проблемах, возникающих в общении; о том, с чем связаны психологические трудности в общении; о наиболее сложном в процессе общения; о том, что, по мнению опрашиваемого, ему необходимо совершенствовать в речевом общении; и один открытый вопрос о необходимой психологической помощи. Анкета дана в Приложении 1.

Похожие диссертации на Формирование основ мастерства профессионального общения специалиста культуры в процессе подготовки в вузе