Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы Дворникова Евгения Игнатьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дворникова Евгения Игнатьевна. Формирование культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Дворникова Евгения Игнатьевна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Ставрополь, 2007.- 704 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-13/61

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Современное российское общество переживает кризис идентичности, протекающий на фоне идеологической неопределенности, утраты базовых духовно-нравственных основ социального бытия, резкого изменения ценностных ориентиров, что детерминирует главные факторы повышения уровня межэтнической агрессии и экстремизма, культурной нетерпимости, религиозного фанатизма в многонациональных территориях России.

В мировоззренческой плоскости кризис идентичности вызван истощением культурных, духовных факторов, разрушением системы духовного самовоспроизводства общества и мировоззренческим вакуумом, в котором оно сегодня находится, отсутствием общенациональной идеи, способной консолидировать социум в духовное пространство — общность «мы». Утрата мировоззренческих символов национально-культурной идентичности стимулировала процессы всеобщей маргинализации, которая проявилась в неспособности человека отождествлять себя в национально-государственном плане. Проведенный науковедческий анализ (Л. Ш. Бойчорова, Л. П. Буева, А. С. Запесоцкий, А. А. Кожанов, В. Г. Крысько, Н. М. Лебедева, А. П. Марков, В. С. Мухина, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, В. А. Тишков, Л. Б. Шнейдер и др.) показал, что кризис культурной идентичности сопровождается целым рядом негативных явлений и тенденций, проявляющихся как на личностном, так и на социальном уровнях — потерей ориентировки в историческом пространстве времени, связей с социальным и культурным миром, утратой идеалов и личностных смыслов бытия. Негативная социальная идентичность и культурная маргинальность существенно затрудняют поиск жизненного смысла, вызывают фрустрацию, стирают различия между добром и злом, рождают внутриличностные конфликты, стимулируют рост девиантных форм поведения (наркоманию, проституцию, алкоголизм и т. д.). В обыденном сознании утверждается правовой и нравственный нигилизм, игнорирование законов норм морали.

Рост национально-культурного самосознания сопровождается вспышками агрессивности по отношению к лицам другой национальности, непримиримостью в диалоге с другой точкой зрения, фанатизмом в отстаивании своей позиции. Кроме того, культурный этноцентризм становится основным препятствием на пути выстраивания диалогических отношений между культурами — он рождает проблему взаимной неуслышанности и непонятое -ти взаимодействующих культурных систем, и основная причина их взаимонепонимания заключается в том, что вопросы и ответы одной не входят в проблемное поле другой, остаются как бы за границей ее сознания.

Методологический анализ проблемы позволяет констатировать, что возможность принятия иной культуры требует наличия устойчивой культурной идентичности личности, осознания себя в качестве носителя определенных культурных традиций, выступающего в отношении к другим культурным традициям как субъект сохранения и развития человеческой культуры в целом. План заполнения личностных пустот психики ценностями

культуры, четкий образ себя, своего «Я» как субъекта культуры, отождествление с выдающимися достижениями духовности национальной культуры открывает перспективы принятия иных культурных ценностей. Устойчивая позиция сильной в психическом плане и развитой в культурном отношении личности, а также ее культурное самосознание обеспечивают терпимое отношение к тому, что «не похоже на меня». Без культурной идентичности, с размытым, неустойчивым образом своего «Я», с трудностями в выборе идеала для отождествления невозможно допустить, что субъект другой культуры не представляет опасности. Утраченное чувство духовных корней вызывает тревогу, ощущение незащищенности, опасности, рождает агрессию по отношению к «чужим» (представителям других этносов и культур), которая становится способом самозащиты, формой самосохранения, негативным механизмом общественной консолидации. Особенно велик риск подобных межэтнических агрессий на Северном Кавказе, где межнациональные противоречия во многих областях чрезвычайно накалены. Опираясь на исторический опыт Северного Кавказа в целом и отдельных многонациональных регионов, мы можем сказать, что толерантные межнациональные отношения вполне возможны. Представители разных народов, разных культур могут жить мирно, сотрудничать, уважать ценности и традиции других народов без утраты собственной идентичности и культурного своеобразия. Однако эта ценная практика в настоящее время во многом утрачена или близка к исчезновению.

Консолидирующие идеи и ценности, отражая национальную (и этническую) специфику, должны нести в себе общечеловеческий смысл. Как правило, в условиях естественного саморазвития культуры ее аутентичность и самотождественность обретаются в неантагонистическом соотношении национального и общечеловеческого. Отмечая односторонность взглядов Н. Данилевского, который делил человечество на замкнутые культурно-исторические типы и отрицал общечеловеческий вектор культурных процессов, Н. А. Бердяев писал: «Одинаково верно утверждение, что культура всегда национально-своеобразна и что существует общечеловеческая культура. Универсально-человеческое находится в индивидуально-национальном, которое делается значительным именно своим оригинальным достижением этого универсально-общечеловеческого».

Анализ исследований убеждает, что преодолеть кризисные явления путем только политических и экономических решений невозможно. Отсюда следует, что именно образование как полифункциональный инструмент целенаправленного регулирования социальных процессов становится в современных условиях — условиях значительных перемен и неустойчивости общества — одним из наиболее эффективных средств формирования новых отношений и норм поведения. Поэтому сегодня образование должно являться действительным приоритетом жизнедеятельности каждого человека. Представители разных поколений ученых считают, что организующая и «образующая» сила образования должна заключаться в его способности обеспечивать органичность и значимость личности. Особенно актуальна такая постановка вопроса для педагогических учебных заведений. Будущие

учителя должны ориентироваться на человекосозидательную деятельность, на осознанную работу по профессионально-личностному самосовершенствованию (И. А. Колесникова). Самореализация человека в субъекта педагогической деятельности должна начинаться с установления факта идентичности самому «себе». Если он «не равен самому себе, если он — марионетка, то его сознание представляет из себя собрание схем, стереотипов, усвоенных из чужого опыта, просто скопированных. В этом случае он будет стремиться понять воспитанника сквозь призму всего собрания комплексов, которое можно назвать «лавкой подержанных вещей» (Лузина А. М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков, 2000. С. 155). Для педагогической профессии важен не просто человек знающий (познавательный компонент), умеющий (прагматический компонент), но и человек понимающий, способный к самопроектированию и самореализации, самостоятельному выбору на основе иерархии ценностей и смыслов, имеющих личную значимость (аксиологический компонент).

В связи с этим качественно меняется не только образование, но и структура учебных предметов, технологии, методы и приемы, ориентированные на реализацию идеи гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления. Гуманитаризация образования обеспечивает толерантное начало, «ибо только лишь на основе изучения гуманитарных дисциплин можно сформировать понимание изменчивости культуры и незапрограммированности истории» (В. А. Лекторский). Среди традиционных гуманитарных предметов, играющих важнейшую роль в формировании сознания молодого поколения, его вживания в культуру, занимает русская литература, которая создает наиболее эффективные условия для формирования культурной идентичности и толерантности.

Исследования ученых (И. Н. Волков, Л. С. Выготский, С. Иванов, Е. В. Квятковский, Н. И. Кудряшов, СП. Лавлинский, В. А. Левидов, А. М. Левидов, Л. И. Лисохина, Е. В. Карсалова, Т. В. Мальцева, М. К. Ма-мардашвили, О. И. Молдавская, А. С. Запесоцкий, Н. Д. Никифорова, Т. Д. Полозова, С. X. Раппопорт, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др.) доказывают, что русская литература является формой самосознания, самопознания и самовыражения сути культуры и человека каждой исторической эпохи. Они фиксируют и сохраняют «генотип духовности» народа — образ человека и мира (через язык, персонифицированные духовные символы и т. д.), концентрируют в себе идентификационный ресурс общества, обеспечивая тем самым устойчивость социокультурной системы в пространстве и времени. В настоящее время ведется работа по созданию средств и методов по формированию культурной идентичности и толерантности личности. Одним из направлений является работа по созданию специальных видов занятий, основным содержанием которых является знакомство с понятиями «идентичность» и «толерантность» и формирование соответствующих личностных качеств. Разрабатываются специальные программы, учебные курсы, посвященные толерантности, разрабатываются специальные тренинговые занятия, направленные на развитие толерантности у студентов. Другим направлением формирования идентичности и толерантности

является изучение базовых и факультативных дисциплин, входящих в образовательный стандарт специальности. Данный подход представляется нам наиболее эффективным. Мы полагаем, что для будущих учителей литературы, истории, начальных классов, английского языка, логопедов, преподавателей педагогики и психологии существует потенциал в рамках изучения отечественной литературы. Это позволяет одновременно решать как практические, так и теоретические задачи. В этом случае мы имеем возможность не выходить за пределы учебной нагрузки, не уменьшать объем часов, отведенных на дисциплины предметного блока для выделения курса толерантности в отдельный предмет, а использовать имеющиеся программы, включив в них дополнительные педагогические задачи. В то же время обращение к неисчерпаемому культурному наследию, опора на подлинные образцы, запечатленные в творчестве великих писателей, подлинную диалогическую позицию личности позволяют говорить об идентичности и толерантности более убедительно.

Свое исследование мы направляем на всестороннее изучение процесса формирования культурной идентичности личности, ибо полагаем, что четкое определение культурных границ и ценностей психического пространства своего «Я» создает условия для продуктивного взаимодействия с другими индивидами, этническими общностями и культурами. Именно изучение литературы создает наиболее благоприятные условия для формирования культурной идентичности как неразрывно связанной с толерантностью личности. Мы рассматриваем формирование культурной идентичности и толерантности личности как процесс качественного перехода от усвоения знаний к осознанным взглядам, эмоционально-прочувствованным, личностно значимым, что в конечном итоге при определенной самостоятельной, творческой работе становится убеждением как основным компонентом в структуре формирующегося мировоззрения, а убежденность — качеством личности. Таким образом, перед системой современного педагогического образования встает задача разработки средств и методов диагностики и формирования культурной идентичности и толерантности личности, интегрированных в систему обучения по базовым предметным курсам.

Становление личности педагога исследовано глубоко и разносторонне. Психолого-педагогические аспекты формирования личности учителя в процессе профессиональной подготовки раскрыты в работах О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, Ф. Н. Гоноболина, В. А. Кан-Калика, Н. В. Кузьмина, Н. А. Половниковой, Л. И. Рувинского, А. И. Щербакова и других ученых. Вопросы педагогического мастерства заняли ведущее место в исследованиях А. Б. Добровича, И. Я. Зязюна, Н. В. Кузьминой и др. Проблема творчества в деятельности учителя исследовалась в работах Ю. П. Азарова, В. А. Андреева, В. В. Абраменковой, С. М. Бондаренко, 3. И. Васильева, В. А. Кан-Калика, А. П. Тряпициной, А. И. Щербакова, В. 3. Юсупова и др. Вопросы формирования социально-активной личности учителя отражены в трудах В. А. Сластенина; проблема профессионального самовоспитания — в исследованиях С. Б. Елканова; проблема самоопределения и самооценки личности — В. Ф. Сафина. Вопросам формирования методологического,

нравственно-эстетического, коммуникативного, технологического и духовного аспектов культуры будущего педагога свои исследования посвятили Л. Н. Акимов, Э. Т. Ардаширова, Д. И. Балдынюк, И. Ф. Исаев, В. В. Краевский, Н. Б. Крылова, М. М. Левина, А. М. Мудрик, М. М. Му-камбаева, Э. В. Соколов, Е. Н. Шиянов и другие. Проблемы личностно ориентированного образования рассматривались в работах Е. В. Бондаревской, Л. Л. Редько, В. В. Серикова, В. И. Слободчикова, И. С. Якиманской и др. Проблема развития толерантности в образовательном процессе рассматривается в работах Н. А. Асташовой, Е. М. Аджиевой, В. С. Кукушкина,

A. П. Садохина, М. А. Тамбиева и др.

Исследование проблем взаимодействия и взаимодетерминации личности и культуры активизировалось в последние десятилетия. При этом предметом исследования, как правило, были отдельные стороны личностной культуры. Так, формированию эстетической культуры посвящены работы А. И. Баллера, Л. Н. Когана, Б. Т. Лихачёва, М. Ф. Овсянникова,

B. А. Разумного, А. Г. Харчева и др. Мировоззренческий аспект культуры
личности анализируется В. Г. Афанасьевым, Р. Г. Гуровой, Л. А. Воловичем,
В. С. Ильиным, Э. И. Моносзоном и др. Ряд исследователей — Ф. И. Гон
чаров, В. В. Неверов, Г. П. Праздников, Д. X. Хацкевич — обосновали влия
ние социально-природной среды на формирование духовной культуры лич
ности, главным образом, её эстетического и экологического аспектов.

Проблемы эстетического и художественного воспитания раскрывались в диссертационных исследованиях последних лет таких авторов, как Л. Л. Надирова, И. Я. Неволина, Е. А. Новикова, А. П. Огаркова, Т. И. Петракова, Т. В. Светенко, Л. Б. Соколова, Т. Д. Суслова, С. В. Алексеев, А. Ю. Гончарук, Е. Б. Горлова и др.

Отдельные аспекты проблемы совершенствования педагогического образования будущих учителей рассматриваются в исследованиях, посвященных:

вопросам развития профессиональной компетентности учителя (Т. Г. Браже, Н. В. Карнаух, В. Ю. Кричевский, А. К. Маркова, Н. Н. Лобанова, Л. Л. Редько, Е. П. Тонконогая и др.);

проблемам научной организации труда учителя (И. П. Раченко, М. М. Поташник и др.);

раскрытию сущности педагогических умений, в том числе проектировочных, и условий их формирования (О. А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков и др.);

изучению структуры педагогического мышления (Ю. Н. Кулюткин, Е. К. Осипова, А. А. Орлов, Л. Ф. Спирин, М. Л. Фрумкин и др.).

Однако целостной концепции формирования культурной идентичности будущего педагога, формирования навыков культурного самоопределения на сегодняшний день еще не существует.

Наши эмпирические наблюдения показали, что в процессе получения педагогического образования существующие педагогические подходы не позволяют использовать потенциал русской литературы достаточно полно для формирования культурной идентичности и толерантности студентов.

Перечисленные обстоятельства актуализируют научно-познавательную и практическую значимость исследования формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы, предопределили выбор темы, объекта и предмета диссертационного исследования.

Анализ состояния процесса формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей во время обучения в вузе позволил выявить ряд противоречий:

между острой социальной потребностью целенаправленного формирования культурной идентичности и толерантности молодежи в многонациональной и многоконфессиональной стране и фактически неуправляемыми процессами формирования групповой идентичности по любым другим основаниям, что повышает риск развития ксенофобии, интолерантности к представителям других объединений, а также стремления к замыканию на ценностях узкой группы. Особенно велик риск проявления данного противоречия на Северном Кавказе, где межнациональное противостояние чрезвычайно накалено;

между возрастающей социальной значимостью проблемы формирования культурной идентичности и толерантности молодежи и практической неразработанностью ее в теории и практике педагогического образования;

между реальной действительностью, отражающей конфликтные ситуации в этническом пространстве, и отсутствием в науке и практике фундаментальных концепций, образовательных моделей, педагогических технологий, обеспечивающих формирование культурной идентичности и толерантности личности;

между необходимостью формирования культурной идентичности и толерантности как профессионально-личностной характеристики будущего учителя и отсутствием необходимых условий для этого в системе профессиональной подготовки будущих педагогов;

между, с одной стороны, большим вниманием, уделяемым современной педагогикой проблеме формирования толерантности как личностного качества будущих учителей, разработанностью конкретных методов и методических средств формирования толерантности, с другой — слабым использованием в этих целях потенциала изучения отечественной литературы;

между огромным гуманистическим потенциалом, содержащимся в русской литературе, и низким уровнем целенаправленного использования этого потенциала для формирования у будущих учителей культурной идентичности и толерантности;

между потребностью формирования толерантности и культурной идентичности будущих учителей в процессе обучения в вузе и необходимостью избежать излишней учебной нагрузки студентов.

С учетом вышесказанного и указанных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы теоретические основы, сущность,

структура, содержание, функции и категориальная связь понятий культурной идентичности и толерантности личности, в чем состоит культурно-образовательный потенциал русской литературы в контексте формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей, а также каковы педагогические условия формирования названных личностных образований в процессе изучения русской литературы в педагогическом вузе.

Охарактеризованная проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы».

Цель исследования: создание целостной концепции и обоснование теоретической модели формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы в высшем педагогическом учебном заведении.

Объект исследования — процесс формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в педагогическом вузе.

Предмет исследования — формирование культурной идентичности и толерантности личности будущего учителя в процессе изучения русской литературы.

Гипотеза данного исследования предполагает иное, по сравнению с имеющимся в традиционном формальном образовании, понимание сущности обучения и требует другой логики, последовательности и организации процесса обучения, основанного на определенных подходах и принципах взаимодействия обучающихся и обучающих.

Процесс формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в ходе изучения русской литературы в педагогическом вузе будет более эффективным, если:

определена аксиологическая основа процесса формирования культурной идентичности и толерантности личности будущего учителя, представленная целостной системой универсальных ценностных (культурных) идеалов гуманистического порядка;

в личностно-теоретическом контексте актуализирована и обоснована субъективно-ценностная основа культурной идентичности и толерантности будущего учителя; данная основа должна иметь выраженное этическое значение и обусловливаться духовно-нравственной личностной сферой будущего специалиста;

определены и обоснованы сущность, содержание понятий культурной идентичности и толерантности, выявлена психологическая структура их системной целостности в контексте развития гуманистического мировоззрения, когнитивной, эмоционально-ценностной, волевой и поведенческой сфер личности будущего учителя;

разработана концепция и теоретически обоснована модель формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы. При этом данная модель представлена качественными характеристиками культурной идентичности и толерантности личности будущего учителя, обус-

ловливающими целевой компонент формирующего эксперимента в его системообразующем значении; содержанием процесса преподавания русской литературы, в котором акцентированы ценностно-культурные универсалии, способные через семиотическое значение литературного текста воздействовать на смысловую, духовно-нравственную сферу будущего учителя, в полной мере детерминируя включение механизмов культурной идентификации и формирования толерантности его личности; принципами, формами и методами, активизирующими творческий потенциал личности будущего специалиста в образовательном процессе педагогического вуза;

— модель формирования культурной идентичности и толерантности
будущих учителей в процессе изучения русской литературы транс
формирована и реализована в виде авторской инновационной педа
гогической технологии, которая наряду с вышеобозначенными пе
дагогическими характеристиками образовательного процесса пред
ставляет:

систему образовательных стадий: эмоционально-ценностная стадия — стадия культурной идентичности; аналитико-диа-логическая стадия — стадия культурной децентрации; синте-тико-креативная стадия — стадия формирования толерантности;

спроектированное поликультурное пространство литературного образования в качестве системного взаимодействия нескольких структурных составляющих: текста, пространства контекста, пространства сверхтекста.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

дать теоретико-методологическое обоснование формирования культурной идентичности и толерантности учителей в процессе изучения русской литературы;

в контексте аксиологического подхода обосновать систему универсальных ценностных идеалов, определяющих методологическую основу процесса формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы; в контексте категории «ценность» проанализировать категорию «культура», выделить и обосновать культурные универсалии, позволяющие конкретизировать процесс формирования культурной идентичности и толерантности в условиях образовательного процесса педагогического вуза;

обосновать сущность, структуру и содержание понятий культурной идентичности и толерантности личности в их системной целостности и взаимообусловленности;

осуществить анализ литературных произведений на предмет актуализации в их содержании системы ценностно-культурных универсалий и гуманистических идеалов и обосновать культурно-образовательный потенциал русской литературы в контексте решения проб-

лемы формирования культурной идентичности и толерантности личности будущего учителя;

разработать целостную концепцию и теоретическую модель формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы;

разработать систему показателей, критериев оценки и методов диагностики культурной идентичности и толерантности личности будущего учителя в процессе изучения русской литературы;

в рамках концептуальных выводов по теоретическому анализу проблемы исследования и соответствующей теоретической модели формирования культурной идентичности и толерантности личности будущего учителя в процессе изучения русской литературы разработать авторскую педагогическую технологию, осуществить опытно-экспериментальную работу по формированию культурной идентичности и толерантности личности будущего специалиста, представить практические рекомендации в области, исследуемой проблемы.

Методологическая основа исследования базируется на философско-гумани-стических идеях, раскрывающих онтологическою и гносеологическую функцию категории «ценность», на ее определении в качестве опредмеченной цели, обусловленной потребностями, которые отражают личностные смыслы индивида; на ведущих педагогических концепциях, практико-ориентированных системах обучения и воспитания; на принципах и нормах аксиологического мышления, признающих человека высшей ценностью бытия; на рассмотрении высшего педагогического образования в аксиологических категориях и понятиях, отражающих его сущностные свойства и характеристики. В основу исследования формирования культурной идентичности и толерантности в образовательном процессе положены личностно-деятельностный, гуманистический, аксиологический, субъектно-ориентированный, культурологический, диалогический, системный, герменевтический подходы.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимоуточняющих и взаимодополняющих методов исследования:

теоретические и прогностические: аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный, метод моделирования;

эмпирические: диагностические (анкетирование, собеседование, интервьюирование), обсервационные (наблюдение: прямые и косвенные, длительные и кратковременные); фиксирование результатов обучения и развития, метод экспертных оценок;

экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты); систематизация и обобщение полученных данных; статистические методы.

Теоретическую основу исследования составили теории, концепции, идеи, в которых:

— раскрыты категории «ценность» и «ценностные ориентации»
(Н. А. Бердяев, С. И. Гессен, В. В. Зиньковский, В. В. Розанов,
В. С. Соловьев, С. Л. Франк, С. Ф. Анисимов, О. В. Долженко,
Д. А. Леонтьев, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов и др.);

изучены проблемы педагогической аксиологии (В. И. Додонов, Р. Б. Вендровская, В. В. Веселова, В. А. Караковский, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никантров, 3. И. Равкин и др.), проблемы включения ценностей в содержание образования (Л. Я. Зорина, И. Я. Лер-нер, В. Оконь, И. М. Осмоловская и др.).

исследованы проблемы гуманизации образования, в том числе связанные с гуманизацией содержания образования (Ш. А. Амонашви-ли, М. Н. Берулава, И. В. Бестужев-Лада, А. А. Бодалев, Е. В. Бонда-ревская, Л. П. Буева, Б. С. Гершунский, В. П. Зинченко, В. В. Краевс-кий, 3. А. Малькова, Б. М. Неменский, Н. С. Розов, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов), гуманитаризации образования, раскрывающие самоценность личности (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, А. С. Запесоцкий);

изучены проблемы личностно ориентированного культурологического образования (Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, Н. Б. Крылова, В. В. Сериков, Е. Ш. Ямбург, Р. М. Чумичева, В. В. Краевский, И. Е. Видт, А. С. Запесоцкий, Л. Г. Брылева, А. П. Валицкая, И. С. Якиманская и др.);

исследованы современные теории образования и обучения (С. П. Ер-кович, В. С. Кагерманьян, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лер-нер, Б.Т.Лихачёв, В.Я.Нечаев, П. И. Пидкасистый, Л. Л. Редько, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, В. К. Шаповалов и др.); раскрыты теории культуры (А. И. Арнольдов, Л. С. Выготский, П. С. Гуревич, В. Е. Давидович, Ю. А Жданов, Н. С. Злобин, М. С. Каган, Л. Н. Коган, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, Э. А. Орлова и др.); раскрыты теории личности и деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Ан-цыферова, Л. И. Божович, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.);

определена теория гуманистической психологии, представленная работами А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др. концептуально выстраиваются технологии учебных коммуникаций и деятельности, разработанные в рамках инновационных философских и психолого-педагогических подходов: школы развивающего обучения (В. В. Давыдов) и мыследеятельностной педагогики (Г. П. Щед-ровицкий, П. Г. Щедровицкий, Ю. В. Громыко и др.), школы филологической герменевтики (Г. И. и В. Г.Богины и др.), школы преемственной смыслодеятельности (В. В. Сильвестров, Т. В. Томко и др.), школы коммуникативной дидактики (В. И. Тюпа, Ю. Л. Троицкий и др.); раскрыты идеи концепций непротивления злу насилием (Л. Н. Толстой); смирения как миропонимания (А. Швейцер, М. Тареев, И. А. Ильин, С. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, Ф. М. Достоевский и др.); терпимости как активной формы взаимодействия (Н. К. Рерих); теоретические проблемы определения и содержания культуры толерантного сознания; толерантности как категории отношения, лин-гвокультурологические проблемы толерантности, толерантности как

социокультурной основы ненасилия (А. Г. Асмолов, С. К. Болдырева, Б. С. Гершунский, В. В. Бойко, И. Б. Гриншпун, А. П. Садохин, Г. У. Солдатова, В. В. Шалин, Е. Б. Магомедова, Н. В. Мольденгау-эр, 3. А. Кочергина, Б. В. Емельянов, А. П. Куницын, Н. А. Астангова, А. М. Байбаков, Г. В. Безюлева, В. В. Глебкин, Э. Д. Днепров, М. С. Жамкочьян, Д. В. Зиновьев, Е. Ю. Клепцова, А. Г. Козлова, П. Ф. Комогоров, В. С. Магун, М. М. Магура, В. Г. Маралов, 3. Ф. Мубинова, Е. Е. Насиновская, В. А. Ситаров, Т. П. Скрипкина, О. Б. Скрябина, И. Д. Фрумин, Г. М. Шеламова, М. Б. Хомяков, У. А. Хараш, Е. И. Шлягина Т. М. Полякова и др.);

изучены проблемы толерантности в теориях зарубежных исследователей (Дж. Роле, Ж.-Ж. Руссо, Г. Оллпорт, Дж. Локк, И.Кант, Дж. Грей, Д. Готье, Дж. К. Лорсен, К. Нидерман, Р. Дис, М. Уолцер, П. Николсон и др.);

представлены исследования проблемы идентичности в психологии, этнологии, антропологии, культурологии (Э. Эриксон, Дж. Марси, А. Ватерман, Дж. Мид, С. Московичи, И. Гофман, Р. Фогельсон, Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Г. Брейкуэлл, Ч. Кули, Т. Парсонс, А. А. Кожи-нов, В. Г. Крысько, Г. У. Кцоев, В. Ю. Хотинц, М. Н. Лебедева, В. С. Мухина, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, Ю. П. Платонов, Б. Ф. Порш-нев, Г. В. Старовойтова, В. А. Тишков, В. К. Шаповалов и др.).

Общие задачи профессионально-педагогической подготовки будущего учителя рассмотрены в трудах О. А. Абдуллиной, А. Ф. Амирова, С. И. Архангельского. Р. М. Асадуллина. К. Ш. Ахиярова, В. Э. Бауэр. Б. С. Гершунского, И. А. Зя-зюна, Е. А. Климова, Н. Д. Никандрова, Н. В. Кузьминой, Т. С. Поляковой, В. А. Сластенина, Ф. Я. Хабибуллиной, П. И. Чернецова и др.

Гуманистический подход в психологии связан с именами К. Гольдштей-на, А. Маслоу, Дж. Олпорта, К. Роджерса, К. Хорни, В. Франкла, К. А. Альбухановой-Славской, В. Давыдовым, И. Зимней, В. Мараловым, В. Моляко, В. Столиным, И. Якиманской и др.

Концепция гуманизации современного образовательного процесса представлена работами таких отечественных педагогов и психологов, как Ш. А. Амонашвили, И.Ф.Исаев, В. А. Кан-Калик, В. А. Сластенин, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.

Исходными методологическими положениями построения педагогической модели процесса формирования культурной идентичности и культурной толерантности в процессе изучения литературы у будущих учителей выступили: концепция гуманизации современного образования (Ш. А. Амонашвили, А. С. Айзерман, Г. И. Беленький, И. Б. Берхин, В. А. Кан-Калик, И. Б. Котова, Д. С. Лихачев, В. А. Сластенин, Е. К. Шиянов и др.); концепция воспитания человека культуры (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Л. С. Выготский, Е. В. Бондаревская, Ю. Н. Давидович, В. А. Доманский, А. Я. Зись, Н. С. Злобин, Э. С. Маркарян, Н. М. Свирина и др.), предполагающая рассматривать восприятие литературного искусства как форму диалогового общения двух полноправных личностей-культур (автор — читатель); теория диалогичности культуры М. М. Бахтина, разви-

тия личности через диалог культур В. С. Библера, теория автокоммуникации культуры Ю. М. Лотмана, концепция личностно ориентированного взаимодействия (Е. В. Бондаревская, И. Б. Котова, Л. Л. Редько, В. В. Сериков, Р. М. Чумичева и др.); теории толерантности как свойства личности, основанная на работах К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла, Э. Эриксона и др.

Хронологические рамки и этапы исследования.

Первый этап подготовительный (1997—1999 гг.). На первом этапе была сформулирована проблема и основная исследовательская цель; определена база исследования, сформулирован его объект и предмет; продумана и сформулирована гипотетическая часть исследования, поставлены наиболее общие исследовательские задачи.

Второй этап теоретический (1999—2002 гг.). На данном этапе был осуществлен поиск и качественный анализ научных источников по исследуемой проблеме; определена и научно обоснована методологическая основа исследования проблемы формирования культурной идентичности и толерантности личности; проанализированы и обоснованы сущностные и функциональные характеристики феномена культуры как социальной детерминанты формирования культурной идентичности и толерантности личности; определены и обоснованы сущностные и структурно-содержательные характеристики понятий культурной идентичности и толерантности личности в их диалектической взаимосвязи; выявлен и обоснован культурный потенциал образования в контексте проблемы формирования культурной идентичности и толерантности личности; определено культурно-образовательное значение русской литературы в процессе формирования культурной идентичности и толерантности личности будущего учителя; осуществлен аксиологический анализ произведений русских литературных классиков XIX века; разработана концепция и построена теоретическая модель процесса формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы.

Третий этап экспериментально-подготовительный (2002—2004 гг.). На третьем этапе были научно обоснованы перспективы организации и осуществления опытно-экспериментальной работы по формированию культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы; на основе сформулированных выводов теоретического анализа проблемы определены и обоснованы качественные критерии и показатели процесса формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы; в контексте обоснованных критериев и показателей подобран и разработан комплекс диагностических методов и методик по изучению динамики культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы.

Четвертый этап опытно-экспериментальный (2004—2006 гг). На четвертом этапе было осуществлено констатирующее исследование первоначального состояния культурной идентичности и толерантности будущих учителей; на основе полученных первоначальных констатирующих данных разработана образовательная программа формирования культур-

ной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы; осуществлен эксперимент по формированию культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы; проанализирована динамика культурной идентичности и толерантности будущих учителей в ходе формирующего эксперимента и разработаны практические рекомендации в области исследуемой проблемы.

Пятый этап — описательно-аналитический (2006—2007 гг.). На пятом этапе были окончательно оформлены результаты осуществленного исследования в текстовой форме в контексте необходимых требований.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились вузы города Ставрополя: Ставропольский государственный педагогический институт и его филиалы и представительства в городах Буденновске, Светлограде, Ессентуках, Железноводске, Новоалександровске, Минеральных Водах, Ставропольском государственном университете и Ставропольском государственном Северо-Кавказском гуманитарно-техническом университете. В исследовании приняли участие 1170 человек студентов — будущих учителей. Из них 576 человек составили контрольные группы, 594 человека — экспериментальные.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

на концептуально-системном уровне охарактеризовано современное научное состояние проблемы формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы;

представлена целостная концепция и теоретическая модель формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы;

определена и обоснована система универсальных ценностных идеалов, имеющих абсолютное значение в контексте решения проблемы формирования культурной идентичности и толерантности личности;

обоснованы аксиологические личностные образования, являющиеся субъективной ценностной основой культурной идентичности и толерантности личности;

обоснованы культурные универсалии, позволяющие определить приоритеты формирования культурной идентичности личности будущего учителя в процессе изучения русской литературы;

выявлена взаимосвязь культурной идентичности, толерантности личности с семиотической природой культуры, обеспечивающей возможность диалогического взаимодействия с поликулыурным социальным миром;

определены и обоснованы сущность, структура, содержание, функции понятий «культурная идентичность» и «толерантность» личности в их феноменологической и категориальной системной взаимообусловленности; показана их роль в процессе развития культуры общества в целом и культуры личности в частности.

Исследовательская работа проведена автором в 1997—2007 гг. Полученные в ходе исследования объективные результаты в своей совокупности

содержат решение научной проблемы формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы.

Теоретическая значимость исследования:

аргументировано положение о том, что образование как полифункциональный инструмент целенаправленного регулирования социальных процессов становится в современных условиях — условиях значительных перемен и неустойчивости общества — одним из наиболее эффективных средств формирования новых отношений и норм поведения;

обобщены, систематизированы и интегрированы данные о процессе формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения литературы;

на основе теоретического анализа и обобщения конкретного эмпирического материала показано, что формирование культурной идентичности, в свою очередь, обусловливает формирование толерантности личности к поликультурному социальному миру;

уточнены и конкретизированы понятия: «культура», «ценность», «ценностный идеал», «идентичность», «толерантность» как фундаментальные теоретические понятия для решения проблемы формирования культурной идентичности и толерантности личности в условиях образовательного процесса; даны авторские определения «культурной идентичности» и «толерантности», выявлены их соотношения и взаимосвязь;

предложена концепция, представляющая собой совокупность ведущих идей, раскрывающих сущность и закономерности процесса формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы;

теоретически обосновано и доказано, что формирование культурной идентичности и толерантности может представлять собой целенаправленно организованный педагогический процесс, при этом наибольшим потенциалом обладает русская литература как учебный предмет;

выявлены и сформулированы культурно-исторические, социальные, социально-политические, социально-правовые, теоретические, психолого-педагогические предпосылки для реализации идеи формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы.

Практическая значимость исследования:

— практическая значимость проведенного исследования определяется тем,
что полученные результаты диссертационного исследования могут по
служить основой для разработки педагогических моделей и систем фор
мирования профессионально значимых качеств личности будущим учи
телем средствами других учебных дисциплин, что может внести суще
ственный вклад в повышение культурной идентичности и толерантности
будущих учителей как на Северном Кавказе, так и в России в целом;

разработана и апробирована авторская педагогическая технология формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы. В рамках данной технологии представлена образовательная программа, включающая в себя циклическое прохождение следующих формирующих стадий: эмоционально-ценностной, аналитико-диалогической и синтетико-креативной. Дано теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение того, что именно последовательно-циклическое прохождение данных стадий обеспечивает возможность эффективного формирования культурной идентичности и толерантности личности будущего учителя в процессе изучения русской литературы;

разработаны критерии, показатели и апробированы средства диагностики уровней сформированности культурной идентичности и толерантности личности;

разработанные на основе проведенной работы комплексы образовательных материалов по развитию культурной идентичности и толерантности будущих учителей в ходе изучения отечественной литературы позволяют значительно повысить эффективность профессиональной подготовки названных специалистов;

результаты исследования могут быть использованы при составлении планов и программ по изучению литературы в рамках педагогического образования, создании учебных и методических пособий, разработке курсов лекций в институтах повышения квалификации учителей, в практической деятельности общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

формирование культурной идентичности и толерантности личности будущего учителя в процессе изучения русской литературы предполагает наличие общего аксиологического основания, представляющего систему общечеловеческих ценностных идеалов и культурных универсалий. При этом основной ценностью — идеалом, имеющей системообразующее аксиологическое значение является нравственная категория «свобода»;

в процессе взаимодействия личности с миром объективных культурных универсалий, представленных в содержании произведений русской литературы, формируется субъективная ценностная основа культурной идентичности и толерантности личности. В самом общем этическом контексте данная основа представлена понятиями «нравственность» и «духовность». При этом феномен нравственности имеет значение связующего звена между объективным ценностным миром и духовностью личности;

культурная идентичность — это сложное психологическое образование, обусловленное человеческой потребностью «в другом» и самоопределением личности в системе общечеловеческих, культурных ценностей и идеалов, определяющих ее гуманистическое мировоззрение, в уровневом аспекте влияющее на этнический, социальный и личност-

ный уровни идентичности, а в структурном плане представлено когнитивным, эмоционально-ценностным, волевым и поведенческими компонентами. Толерантность является духовно-нравственным качеством личности, характеризующимся готовностью и способностью человека понимать и принимать множественность и полиструктурную непохожесть культурного мира, строить свои отношения с этим миром в контексте принципов гуманизма, свободы и ненасилия, диалога и сотрудничества. При этом толерантность личности детерминируется ее культурной идентичностью через гуманистическое мировоззрение и духовно-нравственную составляющую личности, а также системно связана с культурной идентичностью в контексте единства когнитивной, эмоционально-ценностной, волевой и поведенческой личностных сфер. Идентичность и толерантность являются взаимосвязанными и взаимозависимыми характеристиками, определяющими особенности психического развития человека. Сформированная культурная идентичность выступает основой формирования толерантности, которая рассматривается как базовая ценность современной цивилизации, обеспечивающая стабильность и развитие культур. Наиболее эффективные условия для формирования культурной идентичности и толерантности личности предоставляет литературное образование; актуализированная в содержании произведений русской литературы система ценностно-культурных универсалий при определенных условиях способна через семиотическое значение литературного текста воздействовать на смысловую сферу личности будущего учителя, в полной мере активизируя механизмы культурной идентификации в контексте критического диалога субъекта образовательного процесса с позицией автора литературного произведения; авторская концепция исследования, разработанная вследствие обобщения, систематизации и интеграции различных теоретических подходов и собственных экспериментальных данных, представляет собой совокупность ведущих идей, раскрывающих сущность и закономерности педагогического процесса формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в ходе изучения русской литературы;

модель формирования культурной идентичности и толерантности обоснована идеями гуманизации и гуманитаризации образования, которые задают теоретические основания, общую логику и принципы педагогического проектирования; стратегию, этапы, доминанты и проектно-технологические характеристики процесса формирования культурной идентичности и толерантности. Данная модель построена с позиций следующих методологических подходов: личностно-деятельностного, гуманистического, субъектно-ориентированного, аксиологического, диалогического, культурологического, герменевтического, системного. Реализация данной модели возможна только в контексте активизации познавательной деятельности и актуализации личностно потребностной сферы студентов, что обеспечивает

выработку студентами собственных нравственных ориентиров через осмысление общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Данный контекст предполагает создание системы деятельностей, включенных в данный образовательный процесс. Планируемые деятельности должны не только согласовываться с основной учебной деятельностью студентов, но и иметь самостоятельные смыслопо-рождающие функции. Результативность функционирования данной модели предполагает последовательную реализацию ряда важных педагогических принципов: культуросообразности (поликультурности), интегративности, ценностно-смысловой направленности, личностного развития обучающихся, дополнительности; инновационная авторская педагогическая технология формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей включает проектно-методологический, проектно-организационный и проектно-технологический блоки, позволяющие с новых позиций рассматривать и проектировать кулыуротворческую подготовку современного учителя. Данные структурные блоки раскрывают целевые, содержательные, процедурные и организационно-управленческие аспекты. Педагогический процесс формирования культурной идентичности и толерантности в ходе изучения русской литературы представляет собой эпигенетический процесс, включающий в себя последовательное прохождение трех стадий, которые замкнуты в циклическую структуру. Первая, эмоционально-ценностная стадия — стадия построения идентичности. На первой стадии актуализировался эмоционально-оценочный параметр восприятия литературы и отечественной культуры в целом. Вторая, аналитико-диалогическая стадия — стадия децентрации, где акцент делался на формировании умений выходить за пределы одной единственной точки зрения, умений анализировать различия позиций и мнений, выявлять противоречия, признавая ценность и значимость различий и противоречий. Третья, синтетико-креативная стадия — стадия формирования толерантности. На этой стадии актуализировалась проблема развития толерантности, терпимого, безоценочного отношения к другим культурам, к иным ценностным позициям. В результате стадиально-циклической формы организации учебного процесса изучение литературы занимает место не только будущего материала основной педагогической деятельности, но обладая мировоззренческим потенциалом, является средством осмысления комплекса ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных средств и механизмов коллективных форм жизнедеятельности людей, что определенным образом сказывается на ценностно-мотивационных сторонах профессиональной деятельности будущего учителя;

поликультурное пространство литературного образования выступает в качестве педагогически организованного текстового пространства, структурообразующим компонентом которого является индивидуально-личностное место студента педагогического вуза в мире русской литературы и культуры в целом, а процессообразующим эле-

ментом выступает отношение к художественному тексту как к мыслящей личности, равноправному коммуниканту учебного диалога. Поликулыурное пространство литературного есть пространство культуры в целом, представляющее собой взаимодействие определенных структурных составляющих: пространства текста (отдельного художественного произведения), пространства контекста (литературный процесс в целом, концептосфера и персоносфера национальной литературы), пространство сверхтекста (культурная реальность). Поликультурное пространство литературного образования способствует формированию человека культуры, его культурной идентификации и толерантности. Апробация и внедрение результатов. Апробация основных результатов исследования осуществлялась: посредством публикаций научных статей, учебных пособий и монографий на протяжении 1997—2007 гг.; в процессе обсуждения на заседаниях кафедры социализации и развития личности Ставропольского государственного педагогического института, в рамках выступлений на годичных собраниях Южного отделения РАО (2003—2004, 2005), на международных (Ставрополь, 1999, 2001, 2003, 2005, 2006; Смоленск, 2001; Москва, 2002; Тамбов, 2003; Воронеж, 2003, 2004; Сыктывкар, 2004, 2005; Санкт-Петербург, 2004, 2005), республиканских, региональных, межвузовских и внутривузовских конференциях, на региональных психолого-педагогических чтениях Юга России. Внедрение основных идей и теоретических положений осуществлялось в процессе чтения лекционных курсов и проведения семинарских занятий по предметам «История русской литературы XIX века», «Дискуссионные вопросы русской литературы XIX века», «История отечественной литературы», «Литература и живопись», «Теория литературы и практика читательской деятельности», «Литература», «Отечественная литература», «Литература как искусство слова» для студентов 2, 4, 5 курсов факультетов: историко-филологического, психолого-педагогического, искусств, специальной и коррекционной педагогики Ставропольского государственного педагогического института, в процессе реализации основной образовательной программы послевузовской подготовки по научной специальности 13.00.08 для аспирантов и соискателей кафедры социализации и развития личности Ставропольского государственного педагогического института, в процессе руководства аспирантами и соискателями.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследований обусловлены корректностью его методологического аппарата; использованием непротиворечащих друг другу и взаимодополняющих научных подходов, соответствующих изучаемой проблеме, адекватной для решения исследовательских задач совокупностью научных идей, концепций и теоретических построений; научной и практической согласованностью сходных теоретико-методологических позиций и итоговых результатов исследования; многообразием и согласованностью использованных методов исследования, адекватных задачам и гипотезе; непротиворечивостью организации и логике проведения исследования современным представлениям о научном исследовании.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, приложения. Общий объем диссертации составляет 440 страниц.

Во введении обосновывается актуальность исследования, рассматриваются основные характеристики научного аппарата: цель, задачи, гипотезы, объект, предмет и методы исследования, определяются его методологические и теоретические ориентиры, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, организация, этапы исследования, сферы и формы внедрения его результатов в практику, положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Теоретико-методологическое обоснование проблемы культурной идентичности и толерантности личности» определены и обоснованы аксиологические основы исследования феноменов культурной идентичности и толерантности личности, проанализирована категория культуры в качестве социально-ценностной детерминанты формирования культурной идентичности и толерантности личности и дан сущнос-тно-категориальный и структурно-содержательный анализ понятий «культурная идентичность» и «толерантность» личности.

Во второй главе «Культурно-образовательный потенциал русской литературы в контексте формирования культурной идентичности и толерантности личности» проанализированы культурологические возможности образования и раскрыт потенциал русской литературы в контексте проблемы формирования культурной идентичности и толерантности личности, а также осуществлен аксиологический анализ литературного творчества русских писателей.

В третьей главе диссертации «Концепция исследования и организационно-педагогическое обеспечение процесса формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы» определены методологические и педагогические условия осуществления процесса формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в ходе изучения русской литературы, обоснована целостная концепция и теоретическая модель названного процесса и дано его организационно-методическое обеспечение.

В четвертой главе диссертации «Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы» показано первоначальное состояние культурной идентичности и толерантности студентов педагогического вуза, описан процесс осуществления опытно-экспериментального исследования по формированию культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы и проанализированы результаты опытно-экспериментального исследования.

В заключении дается обзор проведенного исследования, обобщаются данные, очерчиваются перспективы применения его результатов на практике. В форме выводов представляются содержательные итоги, отражающие решение задач теоретико-экспериментального изучения формирования культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы.

Похожие диссертации на Формирование культурной идентичности и толерантности будущих учителей в процессе изучения русской литературы