Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : на материале КЧР Эсеккуев, Казимир Владимирович

Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : на материале КЧР
<
Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : на материале КЧР Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : на материале КЧР Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : на материале КЧР Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : на материале КЧР Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : на материале КЧР
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Эсеккуев, Казимир Владимирович. Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : на материале КЧР : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Эсеккуев Казимир Владимирович; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Карачаевск, 2011.- 167 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/554

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития российского общества происходят кардинальные преобразования, породившие ряд экономических, социальных и культурных проблем. Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют модернизации образования, его коррекции с целью повышения конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры и производства. Это выдвигает задачу подъёма качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем. От этого, в свою очередь, зависит интеллектуальное и эмоциональное развитие молодёжи, формирование её социальных, нравственных, этических и эстетических идеалов, а также овладение ими опытом творческой деятельности и профессионального мастерства и как результат - воспитание и развитие человека культуры: свободного, инициативного, с чувством долга и достоинства.

Одной из актуальных и важнейших проблем является реализация на практике личностно-ориентированной модели образования, включающей в качестве приоритетного направления этнорегиональную, в том числе этнохудожественную подготовку студентов, способствующую повышению уровня общей культуры.

Анализ психолого-педагогической литературы (Г.Н. Волков, Н.С. Кириченко, B.C. Кукушин, Л.М. Чомаева, В.А. Яковлев), результаты опроса преподавателей и студентов, а также собственный опыт работы в школе и вузе позволили нам сделать вывод, что на современном этапе развития образования студент поставлен перед объективной реальностью ускоренно, эффективно и в определённой мере самостоятельно овладевать знаниями и умениями, направленными на совершенствование этнохудожественной культуры.

Между тем, традиционные формы и методы организации занятий по народному декоративно-прикладному искусству не вовлекали студентов в привлекательную для них этнорегиональную исследовательскую деятельность.

Мотивация студентов к предметно-преобразующей этнохудожественной деятельности на занятиях по декоративно-прикладному искусству была недостаточной, поскольку они не видели социальной и личностной значимости своего труда.

Кроме того, анализ ситуации в вузах региона позволяет нам сделать вывод, что приобщение студентов к культурным ценностям своего народа, изучение народного декоративно-прикладного искусства носят фрагментарный характер. Студенты слабо владеют информацией о культурном наследии своего народа в области декоративно-прикладного искусства. Это также позволяет делать вывод об актуальности проблемы освоения этнокультурных и общечеловеческих ценностей.

Наша тема значима для личности каждого студента, представителя любой национальности, так как народное декоративно-прикладное искусство

способствует воспитанию у обучающихся эстетических чувств, обогащает их эмоциональный и интеллектуальный опыт, формирует активное и осознанное стремление к самореализации в этнокультурной и общечеловеческой среде.

Теоретико-методологические проблемы формирования

этнохудожественной культуры и деятельности нашли освещение в работах М.Ю. Айбазовой, И.А. Арабова, М.М. Байрамбекова, Х.Х.-М. Батчаевой, Г.Н. Волкова, В.Н. Тарасюк, В.К. Шаповалова, Т.Я. Шпикаловой и др.

Основой при разработке содержания опытно-экспериментальной работы для нас стали диссертационные исследования, направленные на изучение этнокультуры народов Карачаево-Черкесии Абаевой Ф.В., Айбазовой М.Ю., Блимготовой М.И., Богатырёвой М.Х., Джантотаевой М.Э., Джашаккуева В.М., Кириченко Н.С., Койчуева А.А.-Дж., Мунгиева А.-К.С, Семёнова К.Б., Фроловой М.И., Хубиева Ш.М., Чомаевой Л.М. и др.

В работе мы опирались на исследования учёных по вопросам педагогической, общей и возрастной психологии (Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.). Основополагающими в области теории основ учебно-воспитательного процесса являются работы СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, A.M. Матюшкина, В.А. Сластенина.

В истории педагогической мысли освещались различные аспекты воспитания и обучения на народных традициях (В .Г. Белинский, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский). Их идеи нашли отражение в работах современных учёных и педагогов (И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, В.К. Кочисов). Учёные акцентируют внимание на том, что в процессе обучения и воспитания использование регионального компонента должно способствовать формированию личности учителя нового типа, обладающей широким кругозором, нравственной и эстетической культурой.

Анализ широкого круга философской, историографической, психолого-педагогической литературы показал, что в науке наработаны основы для изучения проблемы формирования этнохудожественной культуры и воспитательных возможностей народных традиций. В то же время личностно-профессиональная подготовка будущего учителя в вузе на этой основе не нашла достаточного отражения в исследованиях учёных, а также вопросы формирования этнохудожественной культуры через элементы народного декоративно-прикладного искусства мало изучены.

Кроме того, анализ требований Государственного стандарта позволяет нам утверждать, что имеется явное несоответствие между высокими требованиями со стороны государства, диктуемыми современной социальной структурой российского общества, новой формой производственных отношений и уровнем развития выпускников. В условиях гуманизации общества, когда образование влияет на все сферы человеческой деятельности, необходимы новые концептуальные и теоретические подходы к процессу формирования этнохудожественной культуры и адекватных им технологий обучения.

В целом данное исследование призвано разрешить следующие противоречия между:

традиционным подходом к процессу подготовки специалистов по основам декоративно-прикладного искусства в вузе и новыми требованиями к изменению его структуры, логики освоения, направленностью на формирование у студентов этнохудожественной культуры;

требованиями общества к возрождению национальных традиций, связанных с необходимостью нравственного, эстетического и трудового воспитания будущих учителей, и недостаточностью теоретической и методологической базы содержания обучения студентов народному декоративно-прикладному искусству;

- важностью и необходимостью развития этнохудожественной культуры
у будущих учителей технологии и недостаточным количеством учебных
часов, отведённых для профилирующих предметов, предназначенных для
формирования данного феномена как в вузе, так и в школе.

Актуальность исследования, недостаточная разработанность темы, её значимость для современных социокультурных условий, а также указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия успешного формирования этнохудожественной культуры у студентов на основе изучения народного декоративно-прикладного искусства?

Цель исследования: теоретически обосновать содержание, педагогические условия и технологии формирования этнохудожественной культуры у студентов художественно-графического факультета.

Объект исследования: процесс обучения декоративно-прикладному искусству студентов художественно-графического факультета.

Предмет исследования: формирование этнохудожественной культуры у студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза исследования: формирование этнохудожественной культуры у студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству будет эффективным, если:

выявлены функции, содержание и сущность формирования этнохудожественной культуры средствами народного декоративно-прикладного искусства;

разработана модель формирования этнохудожественной культуры у студентов, характеризующая понятийные и процессуальные особенности данного феномена;

учтены психолого-педагогические условия формирования, развития и принципы реализации этнохудожественной культуры: опора на межпредметную и внутрипредметную интеграцию; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебных занятий, совершенствование материально-технической базы обучения, стимулирующая направленность учебного процесса и др.;

разработаны технологии, способствующие эффективному формированию этнохудожественной культуры у студентов в учебной и

внеучебной деятельности;

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. На основе теоретико-методологического анализа проблемы уточнить
сущностные характеристики этнохудожественной культуры студентов.

  1. Выявить структуру и отобрать содержательные компоненты декоративно-прикладной деятельности как средства формирования и развития у студентов этнохудожественной культуры.

  2. Уточнить критерии и показатели для определения уровня этнохудожественной культуры студентов в познавательной и практической деятельности.

  1. Разработать комплекс технологий формирования этнохудожественной культуры в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования;

  2. Разработать модель формирования этнохудожественной культуры у студентов художественно-графического факультета.

Методологическую основу исследования составили: философская
концепция связи теории и практики, всеобщей связи процессов и явлений;
концепция влияния национальной культуры на становление и развитие
личности; диалектические идеи взаимообогащения этнической и
общечеловеческой культуры; идеи гуманизации и регионализации
образования; философские и психолого-педагогические положения о
творческо-деятельностной сущности личности, закономерностях её
формирования и развития, о ведущей роли деятельности в её формировании;
аксиологический подход к воспитанию и обучению, согласно которому
личность рассматривается как высшая ценность в обществе, как самоцель
общественного развития; личностно-деятельностный подход,

рассматривающий личность как субъект деятельности и являющийся условием его полноценного развития и саморазвития; технологический подход, необходимый для разработки, внедрения и проверки инновационных технологий; культурологический подход, в основе которого лежат диахронический и синхронический подходы, рассматривающие содержание художественного процесса разных эпох не только с позиций самодостаточности, но и с позиций преемственности, обеспечивающий учёт социокультурных и этнорегиональных условий.

Теоретической основой исследования стали:

- психолого-педагогические концепции формирования и развития
личности (Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Г. Емузова,
В.В. Корешков, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Р.С. Немов, Г.
Олпорт, К. Роджерс, А.В. Петровский, Н.Н. Ростовцев, Л.Ф. Савинова, Э.
Фромм, А.С. Хворостов, К. Хорни, Е.Н. Шиянов, Е.В. Шорохов, Д.Б.
Эльконин и др.);

обобщённая концепция содержания образования и сущности обучения (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.А. Ситаров, М.Н. Скаткин и др.);

теории развития личности учителя в учебно-воспитательном процессе (СИ. Архангельский, Н.В. Кузьмина, A.M. Матюшкин, М.М. Левина, В.А.

Сластенин, А.И. Щербаков, В.А. Яковлев и др.);

теоретические положения о сущности стимулирования в формировании личности студентов (Л.Ю. Гордин, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.Н. Тарасюк);

идеи народности в мировоззрении философов и педагогов прошлого (Н.А. Бердяев, СИ. Гессен, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, А.А. Мусин-Пушкин, Н.И. Пирогов, В.В. Розанов, М.М. Рубинштейн, В.Н. Сорока-Росинский, И.А. Сикорский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский);

концепции философии культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Коган, A.M. Лобок, В.М. Межуев, П.А. Сорокин);

идеи интеграции национальных образовательных систем в единое образовательное пространство (И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, Б.С. Гершунский, К.Б. Семёнов, В.Ю. Троицкий, В.К. Шаповалов);

интегративный подход в преподавании основ искусства и этнохудожественных дисциплин (B.C. Кукушин, Б.Т. Лихачёв, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Т.Я. Шпикалова, В.А. Яковлев);

идеи эстетического воспитания средствами искусства (Ю.М. Алиев, Ю.К. Беджанов, З.К. Герюгова, М.А. Ершова, Б.Т. Лихачёв, В.Б. Огузов, Б.Н. Тамбиев, Л.М. Чомаева и др.);

теории этнорегионального подхода (И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева, Г.Н. Волков, А.А.-Дж. Койчуев, B.C. Кукушин, К.Б. Семёнов, В.К. Шаповалов).

В процессе исследования применялись следующие методы: теоретические - анализ и синтез философской, историографической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование учебно-воспитательного процесса в новых условиях, обобщение результатов исследования; эмпирические - прямое, косвенное и включенное наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий); статистические - обработка экспериментальных данных, графическое представление результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- определены теоретические и методологические основы формирования
этнохудожественной культуры у студентов художественно-графических
факультетов средствами народного декоративно-прикладного искусства
(принципы, признаки этнохудожественной культуры, её особенности,
движущие силы, структура);

выявлены научные основы процесса формирования и реализации этнохудожественной культуры в условиях интегрального межпредметного этнорегионального и личностного взаимодействия (задачи, понятие направления содержания, стимулы, условия, технологии);

разработана концептуальная модель формирования и реализации этнохудожественной культуры на основе этнорегионального подхода;

разработаны критерии и определены уровни сформированности

этнохудожественной культуры студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в обобщении и теоретическом обосновании психолого-педагогических
особенностей формирования этнохудожественной культуры студентов в
процессе обучения декоративно-прикладному искусству;

в теоретическом обосновании модели процесса формирования у студентов художественно-графических факультетов этнохудожественной культуры средствами народного декоративно-прикладного искусства и её структуры: содержания, основных этапов, условий, критериев, принципов, средств, форм и методов учебной деятельности;

в экспериментальном доказательстве, что позитивная динамика формирования этнохудожественной культуры на основе народных традиций и декоративно-прикладного искусства характеризуется определёнными особенностями и содержанием функционирования (взаимосвязью с другими культурами, гуманистическими подходами, высоким межнациональным общением, толерантностью, личностной направленностью).

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

внедрены и экспериментально проверены технологии, учитывающие специфику национально-художественных традиций, этнохудожественной культуры и их использования на занятиях по декоративно-прикладному искусству;

разработаны материалы (программы, методические рекомендации, УМК и др.), которые могут иметь значение для деятельности учителей технологии, преподавателей вузов, педагогических колледжей и институтов повышения квалификации, с позиций уточнения, конкретизации содержания предметов по декоративно-прикладному искусству национально-региональным компонентом.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева (группы 1-5 курсов художественно-графического факультета, преподаватели факультета), а также Институт дополнительного образования данного университета. Общее количество испытуемых составило 198 человек. В формирующем эксперименте приняло участие 136 человек.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2010 гг. и включало в себя следующие этапы:

Первый этап - поисково-теоретический (2005 - 2006 гг.). Основной его
целью являлся выбор, теоретическое осмысление и обоснование проблемы
исследования на основе изучения философской, социологической и
психолого-педагогической литературы; определение предмета, цели, задач и
формулирование рабочей гипотезы исследования; разработка проекта
опытно-экспериментальной работы, подбор диагностического

инструментария.

Второй этап - опытно-экспериментальный (2006 - 2008 гг.). Разрабатывалась педагогическая технология формирования и реализации

этнохудожественной культуры у студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства. Определялись педагогические условия и диагностировались уровни сформированности этнохудожественной культуры у студентов художественно-графического факультета.

Третий этап - обобщающий (2008 - 2010 гг.). Осуществлялась систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, анализировались и уточнялись результаты, формулировались выводы, оформлялись результаты исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась методологической непротиворечивостью и обоснованностью исходных теоретических положений исследования; совокупностью применяемых методов, адекватных поставленным целям и задачам; количественным и качественным анализом промежуточных и конечных результатов исследования; практическим подтверждением основных положений исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и педагогических технологий, декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесского госуниверситета (2005 - 2010 гг.). Основные положения исследования были изложены в ряде тезисов, статей, выступлений на итоговых научно-практических конференциях «Алиевские чтения» этого университета (2005 - 2010 гг.); научной конференции «Гуманизация образования на уроках эстетического цикла» (Карачаевск 2005); Всероссийской научно-практической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, проблемы и перспективы развития» (Махачкала 2006); в межвузовском сборнике «Художественное образование и эстетическое воспитание» (Карачаевск 2007); Всероссийской научной конференции «Формирование национального самосознания в процессе художественного образования» (Карачаевск 2008).

Автором разработаны и внедрены в образовательный процесс программы: для обучающихся в институте дополнительного образования «Художественная обработка металла» (насечка, чеканка); по курсу «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом» для студентов заочного отделения художественно-графического факультета.

По материалам диссертации опубликовано 16 работ, в том числе две в изданиях, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Этнохудожественная культура студента - это целостное личностное образование, включающее в себя совокупность этнохудожественных, этнокультурных знаний и представлений, овладение различными технологиями изготовления художественных изделий, характерных для этноса данного региона, а также овладение формами и методами этнопедагогической работы в вузе и школе.

  1. Формирование и развитие этнохудожественной культуры у студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется с

учётом гуманистической и демократической направленности обучения, обогащается новыми тенденциями, особенностями, стимулами, технологическими подходами и развивающим характером обучения.

  1. Формирование этнохудожественной культуры представляет собой организованную совокупность его структурных компонентов: когнитивного, мотивационно-эмоционального, операционально-деятельностного. Особенности этого процесса обусловлены спецификой каждого компонента, педагогическими условиями его осуществления и личностными ресурсами студентов.

  2. Модель формирования этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе декоративно-прикладной деятельности включает в себя целевой, содержательный, технологический и результативно-оценочный компоненты.

5. Педагогические условия формирования этнохудожественной
культуры у студентов средствами народного декоративно-прикладного
искусства включают: интегративность содержания этнохудожественного
обучения как взаимосвязь комплексного, системного, личностно-
ориентированного индивидуального подходов; культурно-рефлексивную
деятельность в процессе обучения; сочетание индивидуальных, групповых и
коллективных форм проведения учебных занятий; материально-техническое
оснащение учебной базы для проведения программных, дополнительных и
практических занятий со студентами; стимулирующую направленность
развития этнорегиональных мотивов, потребностей личности.

Структура и объём диссертации. Исследование состоит из введения (12 с), 2 глав (1-я 75 с, П-я 54 с), шести параграфов, заключения (8 с.) и библиографии. Общий объём диссертации составляет 167 страниц. В работе имеются 7 таблиц, 3 схемы, 4 гистограммы, 1 график. Список литературы включает в себя 186 источников.

Похожие диссертации на Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : на материале КЧР