Содержание к диссертации
ВВЩНКЕ 4
Глава 1. ТШРЕШЮШ і/і ИРШАДНЫИ ПВДШіШОШСІВДЖЯ ЖКТШ- ЮГ'О АРМИРОВАНИЯ ?ШШ1Ш0-ХЖ«Ж0Й КУЛЬТУРЫ У (ВДЁН ТОБ ^ЗЬ1НА)1ЬЮ-ПЕЩАГОПіЧЕ(Ж)Г0 (ЩЖШтМН П/МАШГАРНОГО ©АНУ- JibTETA 16
1.1. ВысокоэйЙективное Оюрмирование музыкально-эстетической профессиональной культуры воспитателей детских садов как психологс-пе-дагорлческая проблема 16
1.2. Теоретические и опьггно-экспепиментальные изыскания в области обеспечения вьюокоэййвктивного Формирования музыкально-эстетической культуры будущих специалистов для дошкольных образовательных учреждений 33
1.3. Источники вьюокоэйЬективного сЬормирования музыкально-эстетической культуры будущих музыкальных руководителей-воспитателей дошкольных образовательных учшященин 55
1.4. Характеристика оптимальной совокупности педагогических условий вьюокоалйеетивного обоширования музыквльно-эстетической культуры у будущих воспитателей для детских садов 79
1.5. Исследование педагогических условий высокоэбйективного йормитювания музыкально-эстетической культуры будущих музыкальных руководителей-воспитателей как органическая составная часть коллективного научного поиска в педагогическом учебном заведении 96
Глава 2. OltffflO^hJCIEM/ffiTAJIbHOE ІШЩЮАШ ГЮШССА ШІЇШІЇШЖ шзшін^^штшмм нужуш щштов гшштарчого фаШЬТЕТА 112
2.1. Особенности реализации исследуемых педагогических условии в образовательно-воспитательном процессе вуза 112
2.2. Диалектическая борьба противоречивых тенденций в процессе самосовершенствования музыкально-эстетической профессиональной куль-туты студентами дошкольного отделения 129
2.3. Развитие индивидуального стиля проявления педагогического мастерства студентами в работе по Нормированию у них музыкально-эстетической культуры 138
2.4. Методика. (Фиксирования и качественной характеристики проявлений музыкально-эстетической культуры у будущих музыкальных руководителей-воспитателей дошкольных образовательных учреждений 147
2.5. Педагогический анализ и профессиональная оценка йактичес- ких результатов опытно-экспериментального поиска 166
ЗАЮМШИЕ 174
список иаісшьзовмдаї жгамта і?9
1РШЮЖШЯ 207
Введение к работе
Современный этап развития высшей школы в России характеризуется существенными изменениями содержания обучения и воспитания специалистов, обусловленными задачами гуманизации и гуманитаризации образования. Важным условием реализации этих задач является усиление внимания к эстетическому и художественному компоненту. Во многих педагогических вузах России открываются гуманитарные факультеты с разветвлённой сетью специ-ализаций, готовящих студентов к педагогической деятельности художественной наггоашенности в дошкольных, школьных и внешкольных образовательных учреждениях. Учебные планы и программы таких гоакультетов являются, как правило, экспериментальными, в настоящее время не получившими теоретического обоснования. Спецшика данных Факультетов, разнопрофильность выпускаемыз специалистов не позволяют полностью претворять педагогические модели, разработанные для традиционных гуманитарных Факультетов педвузов (например, для музьїкально-педагогтееского, художественно-графь ческого и др.).
Использование традиционных процедур выборочного обследования содержания, Форм и методов обучения на гуманитарном Факультете Сургутского государственного педагогического института позволило прийти к выводу о недостаточной подготовленности вырускников к деятельности в области музыкальной культуры. Специалисты гуманитарного Факультета ориентированы на "классические" методики преподавания музыкальных дисциплин, испытывают значительные затруднения, сталкиваясь с разнопрофильной аудиторией студентов, имегсщих разный уровень специальной музыкальной подготовки
(а иногда не имекиих её вовсе). Особое беспокойство вызывает отсутствие надёжных методик обучения и воспитания вузовской молодёжи, связанных с ориентацией на работу в альтернативных и нетрадиционных учебно-воспитательных учревдениях. ішогие выпускники гуманитарного факультета, получив комплекс музыкальных знаний, умений и навыков, не могут их применять в роботе данных учреждений, в то время, как востребованность в специалистах данного гірогїиля в условиях жизни гтгоммпленньк северных ГОРОДОВ России остаётся.
Теоретические основания для проведения исследования в данной стере высшего педагогического образования мы находим в трудах отечественных психологов и педагогов О.А. Абдуллиной, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалёва, К.©. Виноградовой, Э.А. Гришина, В.И. Загвязинского, С.А. Козловой, Т.О. Комаровой, А. А. Леонтьева, С Л. Рубинштейна, В. А. Сластёнина, Л.Ф. Спирина, С.Н. Чистяковой, А.И. Щербакова.
Специтические особенности прелмления обшепедагогических установок в музыкально-эстетическом воспитании детей, а также икольнои и вузовской молодёжи отражены в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугиной, АЛ. Готсдинера, НЛ. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, В.И. Щттахвра., Л. А. Рапацкой, Г.й. Цьь пина? В.Н. Шацкой, Б.В. Яворского.
Освоение внутренних механизмов процесса становления и совершенствования педагогической деятельности будущих учителей-воспитателей входит в программы исследований З.Ф. Абросимовой, О.С. Анисимова, А.В. Барабан-шикова, B.C. Грехнова, Е.Ю. Захарченко, A.M. Концова, В.Н. Малиновской, Л.А. Терехиной, А.П. Храмченко, ЛЛ. Ивченко. Комплекс актуальных вопросов ггоєдлетного освоения содержания и средств музыкально-эстетической Ку льтуры студентов педвуза рассматривают Ы.К... Агапова, Ь. Ахмадалиева, і .й. Ьелошапка, Г.А. Глушаков, Л.В. Дементьева, Н.ІІ. Ляшко, л.її. Новикова, А.Н. холодов, Л.Р. Обыскалова, Б.И. куцмахер, Г.А. Петрова, Е.Б. Па-насюго, T.t. Рязанова, Л.А. Тихомишва, F.X. і4ельдгон, Н.Н. ешиыа.
Оригинальную интерпретацию отдельных аспектов развития у будущих му-зыкэльных руководителей-воспитателей для дошкольных образовательных учреждений профессионально значимых личностных к /зыкально-эстетических об-разований обнародовали Н.Н. Абутидзе, Д.И. Баран, Р.А. Белошэлка, Ё.м. Герасимова,, К.Н. Герцензон, Л.Н. даолгина, E.fi. Кормима, Т.Ю. Кочкова, Е.Ю. Усанова, Н.М. Фатеева.
Нетривиальные стаосойские и психологические подходы к объяснению процессов человеческого духовно-культурного самосовешенствования предлагают зарубежные учёные Р. Берне, к. Коул, С. Скрибнер, Г. Хакен, П. Шагден, К. Кнг и др.
ПРИ впечатлжшей ишрокомасиггабности пговодимых изысканий практически неосвоенньм оказалось направление образовательно-воспитательной деятельности дошкольных Факультетов педагогических вузов, связанное с Нормированием у его студентов, готовящихся стать музыкальными руководителями-воспитателями дошкольных образовательных учреждений, музыкально-эстетической культуры высоких уровней.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в вузовской педагогической теории и практике объективно существует проблема: каковы по своей сути, назначению и методическому воплощению в жизнедеятельности отделения педагогические условия высокоэоюективного Нормирования у будущих музыкаль
НИХ рУКОЕО.ШТелеі.і-РОСПТ ІТателе ДОитЛЬНИХ обраЗОВатЄЛЬНЬІХ VUTie eHHV MV зыкальнскэстетической культуры? Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - подготовка студентов по специальности "воспк-тателы тузыкальньй руководитель детского учреждения" к образовательно-воспитательной деятельности в дошкольных учреждениях как целостный процесс , а его предает - формирование у них музыкально-эстетической профессиональном культуры как составная часть данного процесса. В нашей интерпретации музыкально-эстетическая профессиональная культура музыкального руководителя-воспитателя современного лошкольного образовательного учреждения есть интегральное личностное образование квалифицированного специалиста, характе-ризукщееся наличием у него достаточного запаса актуальных педагогикс-методических обретений в области музыки и сориентированное на профессионально освоенное, эстетично оформляемое и искусно технологически инструментуемое применение такого потенциала в учебных, досуговых и иных обстоятельствах жизнедеятельности дошкольников. Под Формирование е м такой культуры мы понимаем процесс целеустремлённого и планомерного совершенствования музыкально-эстетического аспекта педагогического ітроФессиснализма обучавшегося на специализированном отделении педвуза мололого человека в соответствии с оФивдальными педагогическими стандартами , квалификационными характеристиками и принимаемым им общественно ценным идеалом профессионала по работе с воспитанниками детского сада. Гипотеза исследования содержала предположение о том, что преподава тельский состав музыкальных кгйедр на спещализировэнных отделениях дошкольных шакультетов педвузов может эойективно сторнировать у будущих музыкальных руковддителей-воспитателек дошкольных образовательных учреждений музыкально-эстетическую зтраоессиональную культуру повышенных уровней, если будет при этом научно обоснованно и целеустремленно создавать и уместно включать в контекст образовательно-воспитательной деятельности совокупность педагогических условий, в КОТОРОЙ ПЄРШЙ план составят: проспессионально-педагсгическое воздействие на, потребностно-мотивацион-нуіо, интеллектуально-мировоззренческую, эмоционально-волевую и деятель-ностно-поведенческую ссоеры личности; реализация дифйеренцированного и индивидуально-личностного подходов к проведению этой работы; применение систеш творческих задании студентам к аудиторным занятиям и на педагогическую пшктику, сориентированных на индивидуальные особенности каждого из них; планомерное и последовательное расширение ссоеры деятельности на исследуемом направлении за счёт многообразной досуговой практики студентов; демонстрация подопечным образцов проявления музыкально-эстетической культуры представителями наставнического корпусе,; объединение усилий преподавателей педвуза, специалистов дошкольных образовательных учреждений и ссберы культуры в Формировании у студентов специализирован- . ного отделения музыкально-эстетической культуры повышенных уровней; научно-теоретическое монографическое осмысление вузовскими преподавателями І генезиса целеустремлённого и последовательного самосовершенствования -: музыкапьнскэстетической культуры и индивидуального стиля просЗоессиональ-Щ но-педагогического мастерства студентами отделения. оаддчи исследования обусловлены его объектом, предметом, целью и гипотезой.
1. Выявить и каучко представить источники аюрмирования МуЗЫКаЛЬНО-ЭСТетИЧеСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОУДУНМХ І ЗЧКаЛЬНЬІХ ГіУК0Б0.їїИТЄЛЄУ-В0СПИТаТЄЛЄЙ дошкольных образовательных учре;кдений.
. Охарактеризовать оптилальнуїо совокупность педагогических условий шсокоэспазективного боормировашя музыкально-эстетической культуры у будущих воспитателей для детских садов.
3. Раскрыть методические особенности реализации исследуег.ых педагогических условий в обтвзовательно-воспитательном процессе.вуза.
±. Ііредпркнять психолого-педсіГогический анализ диалектической борьбы противоречивых тенденций в процессе самосовершенствования музыкально-эстетической гозсФессиональной культуры студентки дошкольного отделения.
о. Описать специфику развития шлдалпуального стиля проявления педз-гогического мастерства студентами в работе по ОюршроЕанию у них музыкально-эстетической культуры.
Теоретико-методологическая основа проведённых изысканий: теория многогранности и многомерности музыкально-эстетической культуры личности (Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асайъев, А.Л. Готсдинер, Л.А. Рапацкая, Б.ї/i. Те-плов, r.ivi. Цыпин), про ссиограйический подход к сгормфованию личности учителя-воспитателя (В.й. йуравлёв, Н.В. пузьмина, В.А. Сластёнин), теория педагогических систем (В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, В.П. Симонов, і Ю.П. Сокольников, Л.е. Спирин), концепция оптимизации обучения и воспита-I ния молодёжи (Ю.К. Еабанский, ї/І.К Поташник)
Выбор методов исследования дететяэднировак авторским поисковым замыслом и огормулировашыми задачами. Центральное место в изысканиях отводилось научно-педагогическому эксперименту, в русле которого соответственно конкретным ситуациям обрэзозательно-воспитательной деятельности ПРИ-менялись коллективные и индивидуальные беседы, массовые ОПРОСЫ, ИНТЄР-вьюирование, длительное наблюдение, изучение НЄПОСРЄДСТВЄННЬІХ итогов освоения студентами доступных высот музькально-эстетической пра .тессиональ-ной культуры в ходе аудиторных занятий, домашней самостоятельной работы, досуговой жизнедеятельности и педагогической практики, другие эмпирические метены, Диссертантом достаточно ШИРОКО практиковались шежтико-оце-ночное реашексирование будущих музыкальных руководителей-Еоспитателей дошкольных образовательных учреждений и экспертные процедуры, предпола-гакшие выявление и качественную характеристику актуальных состояний искомого личностного образования у занимакимхея. В обследованиях и экспериментальной деятельности с разной степенью интенсивности были заняты 180 студентов и 45 преподаватапей музыкально-эстетических дисциплин на родственных факультетах и отделениях педвузов. В результате соискателем получен вполне репрезентативный фактический материал. Группу теоретических методов научного поиска составили анализ и синтез, сравнение и обобщение, математическая обработка, массовых данных, генерирование ивйюрма-ции, бюрмулирование выводов.
Экспериментальная база исследования - Сургутский государственный педагогический институт. Фронтальные обследования проводились также в Нижневартовском педагогическом колледже и в Московском педколледже № 3. исследование гггюведено в три этапа.
На первом этапе поиске. (19о8-19&2 гг.) соискателем изучалась актуальная для рассмотрения выбранной проблематики омосогоская, социологическая, психологическая, обшепедагогическая и методическая литература. Осмысливался, йормулировался и практически осваивался поштийно-тешино-логический аппарат предпринятого научного поиска. Выбирались и теоретически обосновывались шдущие идеи и главенствущие позиции развёртываемых изысканий. Анажтико-критической характеристике подвергался массово-тщшл-юнный и оркгмкапьнс-автогский опыт стимулирования роста будущих музыкальных рукоюдителей-воспитателей дошкольных образовательных учреждений в музыкально-эстетическом отношении. Проводимый в данньй период констатирующий эксперимент предполагал выявление педагогических условий обеспечения успешности в сгордировадаи у юношей и девушек с дошкольного отделения мушкально-эстетической культуры и ранжирование их ради составления перечня авангардных в установленной иерархии.
Второй этап поиска (1992-19% гг.) был целиком подчинён проведению созидательно-преобразукщего эксперимента, когда соответственно исходным замыслам диссертанта осуществлялось практическое подтверждение научной состоятельности выявленной ею совокупности педагогических условий, благодаря которым у подопечных студентов с ЕЫСОКОЙ аТгективностью формировалась профессиональная культура в музыкально-эстетической сйере. По программе опьтю-экспериментальной деятельности выявлялись и целенаправленно включались в образовательно-воспитательную деятельность йаку-льтета и в (функционирование музыкально-художественных студенческих коллективов источники интенсишого йодирования у молодых людей высокоуровне вой музыкально-эстетической птааессиональной культуры. При этом планомерно изучались особенности развития у будуиих музыкальных работников инли-видуального стиля проявления педагогического мастештва.
На третьем этапе поиска (1996-199? гг.) в контгольном эксперименте дополнительно проверялись и при необхоэмости корректировались добытые соискателем ранее теоретические положения. Составленные метоли-ко-практкческке рекомендации внедрялись в систему учебно-роспкт?тельном деятельности руководимой диссертантом каі:тедрьі теории музыки и хорового дирижирования Сургутского пединститута и в массовую практику оюрмирова-ния музыкально-эстетической гграйессиональной культуры у студентов специализированных отделений дошкольных с%\ультетов педвузов. Оформлена диссертационная работа.
По получении новой профессионально значимой информации на втором и третьем этапах поиска она подвергалась широкой публичной апробации и обнародованию в открытой печати.
t . Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключаются в том, что диссертантом осуществлены: выявление и научное представление источников высокоэсошективного формирования музыкально-эстетической КУЛЬ-туры будущих музыкальных руководителей-воспитателей дошкольных образовательных учреждений; характеристика оптимальной совокупности педагогических условий высокоэгйективного Формирования музыкально-эстетической профессиональной культуры у будущих воспитателей для детских садов; раскрытие методических особенностей реализации исследуемых педагогических условий! в образовательно-воспитательном процессе вуза; психолого-педагоги ческий анализ диалектической борьбы противоречивых тенденций в процессе самосовершенствования этого личностного образования студентами доиколь-ного отделения; описание спецбанки развития индивидуального стиля проявления педагогического мастерства, студентами в работе по бюрмированию у них гузыкально-эстетической культуры.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования на родственных йакультетах и отделениях педвузов преддакеннои автором совокупности педагогических условий, способствующих достижению повышенной результативности в (ротировании у будущих музыкальных руководителей-воспитателей дошкольных образовательных учреждений музыкально-эстетической пройессионапьной культуры. Информация, добытая в проведённых изысканиях, монет составить содержательную основу для спецкурсов в институтах повышения ішалк%кации и переподготовки преподавателей музыкально-эстетических дисциплин педагогических учебных заведений.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены: применением современной научной теории для осмысления и истолкования ве-. дущих идей проводимого поиска и сути получаемых фактических данных; применением совокупности методов, согласующихся с целью и задачами исследования; репрезентативностью выборки студенческо-прегодавательского массива для обследования и экспериментальных испытаний; опытно-экспериментальным подтверждением авторских выводов.
На зашту представлены:
1. Научное описание источников высокоэсМвктивного Нормирования музыкально-эстетической культуры будущих музыкальных руководителей-воспитателей дошкольных образовательных учреждений . 2. Характеристика оптимальной совокупности педагогических условий высокоэффективного формирования музыкально-эстетической культуры у будущих воспитателей для детских СЭДОЕ.
3. Раскрытие сути диалектической борьбы противорчеивых тенденции в процессе самосовершенствования музыкальней-эстетической профессиональной культуры студентами специализированного отделения факультета дошкольной педагогики.
4. Описание специфики развития индивидуального стиля проявления педагогического мастерства студентами в работе по . Армированию у них музыкально-эстетической культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись посредством шетуплений диссертанта на заседаниях Совета Сургутского государственного педагогического института, каФедры теории музыки и хорового дирижирования, на научно-практической конференции преподавателей СГТМ по теме "Актуальные вопросы содержания и методики преподавания учебных дисциплин в педагогическом вузе" (Оургут, 1996), на межрегиональной научно-практической конференции 1994 г. в г. Сургуте "Личност-но ориентированные модели образовательного процесса в подготовке педагогических кадров", материалы поиска, были предоставлены автором и получили официальное одобрение на Всероссийской научно-практической конференции "К.Д. Ушинский и современная школа" (Курск, 1994), на Всеукраинской научно-практической конференции "История науки и техники: проблемы исследования, преподавания, гуманизации образования" (Днепропетровск, 1994), на международных конференциях "Воспитание свободной, независимой, ответ ствєнной личности" (Санкт-Петербург, 1994), "Экология и образование: проблемы теории и практики" (Умань, 1994), "миротворческая деятельность школы и вуза" (Ровно, 1997), на 1-ой научной сессии г щгународной педагогической академии (Ьосква, 1997). По теме исследования соискателем опубликовано 12 научных работ.
Достижения диссертанта в области вотирования у студентов проесессио-нально сориентированной музькально-эстетической культуры демонстоигова-лись и бьши улостоены высших наград на многих обгествевдо-политичесхкх и музьк&пьно-худокественных мероглжятиях местного, Ъшенского областного, регионального, межвузовского, Всероссийского, Всеукраинского масштабов. Вместе с восштанниками-студентаїж автор представляла славянские страны СНГ на крупных оюрумах мелщународной музькальной общественности в Бельгии, Великобритании, Лксембурге и щерландах. Данный акт апробирования подготовленности студентов из экспериментальных групп в музыка-льно-естетическом отношении также получил компетентные положительные отзывы и европейское признание.