Содержание к диссертации
Введение
1. Проблема формирования эмпатической культуры студентов как основа развития профессионализма будущего педагога
1.1. Анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике работы высшей школы 13
1.2. Моделирование процесса формирования эмпатической культуры студентов в учебной и внеучебной работе 31
1.3. Психолого-педагогическая характеристика приемов эмоционально-интеллектуального стимулирования процесса формирования эмпатической культуры студентов 46
Выводы по первой главе 69
2. Результаты экспериментальной работы по формированию эмпатической культуры с использованием приемов эмоционально- интеллектуального стимулирования студентов
2.1. Методы, этапы и основные стадии организации опытно-экспериментальной работы 72
2.2. Технологическая характеристика содержания и приемов формирования эмпатической культуры студентов педвуза 86
2.3. Критерии эффективности и обсуждение результатов экспериментальной работы 109
Выводы по второй главе 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
Список использованной и цитируемой литературы 132
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике работы высшей школы
- Моделирование процесса формирования эмпатической культуры студентов в учебной и внеучебной работе
- Методы, этапы и основные стадии организации опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Высшее педагогическое образование является особой сферой системы образования России в целом. В ней, с одной стороны, осуществляется воспроизводство аккумулированных в прошлом педагогических знаний и опыта, с другой, закладывается и определяется облик будущего педагога, способного не только транслировать знания и опыт, накопленный человечеством, но и формировать умения школьников самостоятельно добывать новые знания; не только рационально знать, понимать и учитывать действующие на ученика обстоятельства, но и способного к взаимопониманию, человеческому участию, сочувст-вию, сопереживанию. С этой точки зрения успешность функционирования высшей педагогической школы во многом определяется уровнем ее гуманизации. Гуманизм в философском смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая особую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих сил и способностей, считающая благо человека приоритетным критерием в оценке деятельности социальных институтов. Гуманистическая ориентация образовательного процесса, обращенность к личности будущего специалиста-педагога обусловлена сменой образовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим, а также подготовкой будущего учителя к профессионально-компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии.
В последнее время идет активное обсуждение стратегии и тактики осуществления реформы высшего педагогического образования как на макроуровне (в масштабах региона и государства), так и на микроуровне (конкретный вуз, в том числе и негосударственный). В связи с этим особую актуальность приобретает повышение профессионально-педагогической культуры будущего молодого учителя. При низкой культуре обучающихся, отсутствии навыков эмпатической культуры все намеченные реформы так и останутся на стадии теоретического обсуждения. На актуальность этой проблемы обращают внимание многие ис-
следователи: Г.М. Андреева (8), А.А. Бодалев (18), Т.И. Гаврилова (33), И.Б. Крылова (65), А.Б. Орлов и М.А. Хазанова (100), К. Роджерс (123), И.М. Юсупов (202) и другие авторы.
Между общей культурой личности и культурой общества существует сложная взаимосвязь, состоящая в том, что культура личности, хотя и зависит от экономики общества, вместе с тем может ее опережать. Последнее означает, что возможно воспитание высокой профессионально-педагогической культуры, в том числе эмпатической, отдельной категории граждан, которые в последующем помогут поднять уровень развития всего общества. В первую очередь ска-занное относится к молодежи, которая не отягощена стереотипами прежних социально-политических и экономических отношений. Поэтому необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы как общей, так и эмпатической культуры молодежи, выявление ее специфики, разработка и реализация специальных программ и спецкурсов по формированию эмпатии студентов с учетом их возрастных и психологических особенностей. Это будет способствовать решению актуальной проблемы качественного повышения профессиональной подготовки студенческой молодежи, существенно увеличит шансы выпускника на жизненный успех, позволит ему занять активную сознательную гражданскую позицию, расширит диапазон применения его способностей и, наконец, даст возможность легче адаптироваться в постоянно изменяющихся рыночных условиях.
Формирование эмпатической культуры студентов педагогического вуза единодушно признается наиболее слабым звеном в системе высшего педагогического образования. Это подтверждают и результаты нашего исследования. Так, большинство педагогов (64%) специально не ставят на своих занятиях цель формировать у студентов элементы эмпатической культуры, считая, что все получается само собой. При этом 28% (УралГАФК) и 33% (КГУ) опрошенных преподавателей считают, что учебно-воспитательный процесс в их вузе совершенно далек от воспитания эмпатии у студентов. Аналогичные результаты были получены и другими исследователями (22; 54; 81; 89; 90).
Значительную роль эмпатии в обучении и воспитании подтверждают исследования и в сфере среднего образования: у учеников учителей, обладающих более высоким уровнем эмпатии, по сравнению с детьми, обучающимися у
"традиционных" учителей, наблюдалось меньше пропусков занятий в учебном
году, более высокие академические успехи, меньше дисциплинарных проблем, рост творческих способностей, более позитивное самоуважение (35, с. 62). Однако "эмпатийных преподавателей" в современной школе крайне мало. По данным С.Н. Борисенко, к сопереживанию, сочувствию, содействию способны лишь 18% учителей (22). Данный факт еще раз подтверждает слова К. Роджерса о том, что "... эмпатичным быть трудно. Это означает быть ответственным и в то же время - тонким и чутким" (124, с. 248-250).
Кроме того, новая социально-педагогическая ситуация требует подготовки такого специалиста-педагога, который бы сочетал в себе лучшие черты русской, советской педагогической школы, вместе со всем положительным, что было привнесено в педагогику за последние годы. Необходимость в педагоге творческом, человеке, ориентированном на развитие способностей учащихся, умеющем строить образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи, обусловлена объективной потребностью нравственного и духовного прогресса общества. В этой связи главной целью деятельности высшей школы должно стать творческое развитие личности будущего специалиста и формирование его культуры, в том числе и эмпатической как составной части базовой культуры личности, компонента педагогического мастерства.
Имеющийся научно-исследовательский потенциал позволяет ставить и решать обозначенные вопросы. Прямое или косвенное упоминание эмпатии можно найти в работах, связанных с изучением проблемы педагогических способностей (В.И. Гинецинский, В.К. Елманова, Н.В. Кузьмина, В.П. Мацулевич, И.Н. Орлова, Н.Г. Полехина, О.В. Салкова, Н.А. Стафурина и др.). В исследовании Р.Б. Карамуратовой показано, что эмпатия как стержневой компонент педагогических способностей пронизывает все другие их компоненты (54, с.7).
Наиболее значительны здесь школы В.А. Крутецкого и Н.В. Кузьминой. Рассматривая организационно-коммуникативные способности, В.А. Крутецкий и СВ. Недбаева отмечают, что в них входит и "способность проникать во внутренний мир ученика", и "способность устанавливать правильный стиль взаимо-
отношений со школьниками" (64, с. 13). Н.В. Кузьмина наряду с умением педагога управлять собственным эмоциональным состоянием подчеркивает важность такого коммуникативного умения, как умение понимать и чувствовать детский мир, уровень развития детей (67). Ф.Н. Гоноболин также отмечает, что
проникновение в душевный мир ребенка, искусство улавливать все сложные и нередко тонкие нюансы психики, умение видеть мир глазами другого человека особенно необходимы педагогу для эффективного общения с детьми (40).
Эмпатическая культура студента - это часть его общей культуры. Изучение эмпатии опирается на педагогическое наследие А. Дистервега, Я.А. Комен-ского, И.Г. Песталлоци, Ж.-Ж. Руссо, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В А. Су-хомлинского, К.Д. Ушинского и др.; на фундаментальные психологические труды А. Бена, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А. Маслоу, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Э. Титченера, Д.Б. Эльконина и др. Феномен эмпатии в зарубежной и отечественной психологии исследуется Р. Бернсом, В. Мак-Дауголом, К. Роджерсом, Л.П. Выговской, Т.П. Гавриловой, Ю.Б. Гиппенрей-тер, И.С. Коном, Н.Н. Обозовым, ТИ. Пашуковой, А.П. Сопиковым, И.М. Юсуповым и др.
Ретроспективный анализ философской (38; 51; 158; 169), психологической (8; 17; 20; 35; 123) и педагогической (5; 47; 74; 84; 119) литературы, реальной практики работы высшей школы показывает, что без должного внимания остается до сих пор в теории и методике профессионального образования проблема развития эмпатической культуры студентов младших курсов высшей педагогической школы. Хотя имеются отдельные исследования, в которых с различных позиций предпринимается попытка более полного освещения вопросов, связанных с определением сущности эмпатической культуры (А.Г. Гостев, Я.Л. Коло-
минский, Е.Е. Кравцова, Н.Б. Кухарев, К.М. Левитан, Н.Н. Лисина, А.Н. Лутош-кин, А.Я. Наин, Е.С. Смирнова и др.).
Однако объективность существования самого феномена эмпатической культуры студентов педвуза и необходимость ее формирования в настоящее время экспериментально не были подтверждены. Следует учитывать также и тот факт, что в настоящее время не только педагогов, но и студентов не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Студент стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил, а современная социально-экономическая и морально-политическая ситуация стимулирует многие негативные явления, в том числе и в среде студенческой молодежи (культ денег, жажда наживы, пренебрежение к знаниям и нормам морали и т.п.).
Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется возникшими в теории и практике педагогического образования существенными противоречиями между:
а) новыми ценностными ориентациями студентов, которые стихийно адаптируются к изменяющимся социально-экономическим условиям, и консер-
*>
вативностью высшей школы как государственного института;
*L>
б) меняющимся содержанием предметов гуманитарного цикла, настоятельной потребностью использовать в педвузе обновленные программы и не-
достаточной подготовленностью педагогических коллективов к этому виду учебно-воспитательной деятельности;
V*
в) необходимостью разработки и внедрения эффективных форм и методов игровой технологии формирования эмпатической культуры и преобладанием в
высшей школе традиционных педагогических технологии.
Указанные противоречия порождают проблему, заключающуюся в необходимости разработки, внедрения и использования новых технологий формиро-
вания эмпатической культуры у студентов педагогического вуза.
Цель исследования - разработать педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов высшей педагогической школы.
s Объект исследования - процесс формирования эмпатической культуры
будущего молодого педагога.
Предмет исследования - педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза.
Основополагающая идея исследования отражается в следующей гипотезе. Формирование эмпатической культуры студентов педагогического вуза будет
протекать успешно, если:
а) этот процесс проектировать на основе персонифицированного подхода,
предполагающего реализацию системы воспитательных функций;
б) система воспитательных функций охватывает объективную структуру
педагогической деятельности на целевом, процессуальном и контрольно-аналитическом уровнях;
в) осуществлять сквозную дифференциацию содержания формирования
эмпатической культуры студента в процессе его обучения.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи исследования.
Определить уровень разработанности проблемы в педагогической теории и практике высшего образования и сформировать понятийный аппарат исследования.
Охарактеризовать сущность понятий "культура", "эмпатическая культура".
Обосновать и опытным путем проверить комплекс педагогических условий эффективного формирования эмпатической культуры студентов педвуза.
Разработать модель формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза на основе выделенных педагогических условий.
Методологическим основанием для построения научно-теоретической концепции и программы исследования послужили работы философов, в которых содержится научный анализ природы общественных противоречий (Г.Е. Глезерман, Р.И. Косолапов, И.М. Панюшин, В.П. Тугаринов, П.Н. Федосеев,
В.П. Чертков и др.).
Социально-педагогические аспекты формирования и развития эмпати-ческой культуры исследовались по работам Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана, В.М. Григорьева, И.П. Иванова, Т.Е. Конникова, А.А. Люблинской, А.С. Макаренко, Н.Н. Михайловой, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, И.Б. Первина, Е.А. Покровского, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлинского, В.Н. Терского, К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, С.А. Шмакова, Н.Е. Щурковой и др.
Исследуемая проблема эмпатической культуры изучалась и по трудам ММ. Бирштейна, В.Н. Буркова, СР. Гидровича, Р.Ф. Жукова, В.М. Ефимова, В.Ф. Комарова, В.Я. Платова, В.И. Рыбальского, A.M. Смолкина, И.М. Сыроеж-кина, Т.П. Тимофеевского, Б.Н. Христенко и др.
Из работ, непосредственно связанных с темой исследования, следует отметить научные публикации и диссертационные исследования Г.М. Андреевой, Л.А. Байковой, СБ. Борисенко, А.А. Валантинаса, Т.П. Гавриловой, Л.Н. Джрназяна, Р.Б. Карамуратовой, М.С Когана, Г.Ф. Михальченко, И.М. Насен-ковой, А.Н. Насифуллиной, Г.И. Ризз, В.В. Рябухина, Л.П. Стрелковой, И.М. Юсупова и др.
Поиски новых форм и приемов формирования эмпатической культуры молодежи связаны сегодня с разработкой и внедрением эффективных обучающих технологий, в том числе и игровых. Философские и педагогические подходы к игре как особому способу взаимодействия с миром нашли отражение уже в трудах древних философов (Аристотель, Платон), в работах классиков педагогики (Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и др.).
Роль игры как социально-психологического феномена формирования и развития эмпатической культуры раскрыта в работах отечественных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.С Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лу-рия, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконина и др. Проблемы эмпатии в том или ином русле исследовали М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Е.С Махлах, ВС. Мухина, В.И. Мясищев, СТ.
Шацкий и др.
Исследование осуществлялось поэтапно. На каждом этапе в зависимости от его задач применялись соответствующие им методы исследования. Общенаучные методы: теоретический и ретроспективный анализ философской и психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, изучение и анализ продуктов деятельности преподавателей и студентов. В ходе опытно-экспериментальной работы использовались прогностические методы : метод экспертных оценок, самооценка; диагностические методы: анкетирование, тестирование, интервьюирование; обсервационные методы, прямое, непосредственное и косвенное наблюдение, самонаблюдение; методы матема-тической статистики.
На первом, поисковом этапе (1996-1997 гг.) проводился ретроспективный и теоретический анализ проблемы формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза, изучалась философская, социологическая и психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Это позволило сформулировать исходные позиции исследования, определить современные прогрессивные тенденции профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи исследования, наметить пути их решения.
На втором, экспериментально-аналитическом этапе (1997-1998 гг.) осуществлялся поиск авторских подходов к решению проблемы. Проводилась опытно-экспериментальная работа на основе теоретически обоснованного и разработанного содержания и технологических приемов формирования эмпатической культуры студентов. Это позволило нам построить модель процесса формирования эмпатической культуры студентов педвуза и выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективное протекание изучаемого процесса. В ходе этой работы анализировались полученные результаты, уточнялись критерии эффективности процесса формирования эмпатии у студентов.
На третьем, обобщающем этапе (1998-1999 гг.) был продолжен формирующий эксперимент, уточнены теоретико-экспериментальные выводы, обобщены, систематизированы и описаны полученные результаты, завершено лите-
ратурное оформление работы. Полученные в ходе экспериментальной работы данные подверглись качественному и количественному анализу с привлечением методов математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
Уточнено понятие "эмпатическая культура" на основе интеграции понятий "эмпатия" и "культура".
Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие формированию у студентов эмпатическои культуры, проектируемые на основе персонифицированного подхода, который
предполагает реализацию системы воспитательных функций, охватывающих объективную структуру педагогической деятельности на целевом, процессуальном и контрольно-аналитическом уровнях, а также предполагающие сквозную дифференциацию содержания формирования эмпатическои культуры студента в процессе его обучения.
3. Разработана и экспериментально проверена модель процесса формиро
вания эмпатическои культуры студентов педагогического вуза, включающая
три взаимосвязанных блока: целеполагания, организации и оценивания.
Теоретическая значимость исследования. Совокупность положений научной новизны диссертационной работы вносит определенный вклад в исследование проблемы формирования эмпатическои культуры студентов педагогического вуза. В этом видится основное теоретическое значение изыскания.
Практическое значение работы состоит в следующем.
В процессе исследования разработан спецкурс "Проблемы формирования эмпатическои культуры студентов педагогического вуза", внедренный в учебно-воспитательный процесс вуза.
Предложены критерии и показатели оценки уровня сформированности эмпатическои культуры студентов.
Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования; использованием комплексной методики теоретического и экспериментального исследования, адекватной
природе изучаемого явления, цели и задачам изыскания; воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данных; количественным и качественным анализом полученных данных.
На защиту выносятся следующие положения.
Эффективность процесса формирования эмпатической культуры студентов педвуза зависит от реализации в образовательном пространстве разработанной модели исследуемого процесса. Предлагаемая модель, в соответствии со структурой педагогической деятельности, включает три взаимосвязанных блока: целевой, процессуальный и контрольно-оценивающий.
Педагогические условия, способствующие формированию эмпатической культуры студентов, органично включены в адаптированную модель процесса формирования данного качества. Таковыми являются:
а) проектирование процесса формирования эмпатической культуры сту
дентов на основе персонифицированного подхода, предполагающего реализа
цию системы воспитательных функций;
б) учет объективной структуры педагогической деятельности на целевом,
процессуальном и контрольно-аналитическом уровнях;
в) сквозная дифференциация содержания формирования эмпатической
культуры студента в процессе его обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством выступлений на заседаниях кафедры педагогики Магнитогорского государственного педагогического института, на выездных заседаниях Школы педагога-исследователя Уральской государственной академии физической культуры (рук. проф. А.Я. Наин); опытно-экспериментальной работы в МГПИ; путем публикаций в печати (1996-1999 гг.); отчетов на заседаниях кафедры педагогики и кафедры немецкого языка факультета иностранных языков МГПИ.
Результаты экспериментального исследования внедрялись в практику работы преподавателей кафедр педагогики ряда вузов Уральского региона.
Всего автором опубликовано 10 работ по проблеме исследования.
Анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике работы высшей школы
В основе любого анализа, тем более столь сложной проблемы как формирование эмпатическои культуры студентов, должен лежать предыдущий опыт развития педагогической науки и практики работы высшей школы в их историческом измерении. Здесь особенно важен передовой педагогический опыт, являющийся носителем новых знаний о воспитании и обучении студенчества. Принципиальное значение имеет мировой педагогический опыт, новые научные знания в области общественных наук. Остановимся вначале на анализе понятий "культура" и "эмпатическая культура". Для этого мы использовали справочную литературу, теоретические источники по философии, психологии и педагогике.
Культура - неоднозначное понятие (культура труда, культура поведения, культура нации, человека, педагогическая культура и пр.).
В соответствии со словарем русского языка СИ. Ожегова 1986 г., культура - "совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении, а также высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение" (97, с. 268).
Философский энциклопедический словарь 1983 г. дает следующее толкование интересующему нас понятию: "культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни" (174, с. 292).
В культуре проявляются и формируются сущностные силы общества, социальных групп, отдельных личностей. С этих позиций в науке принято выделение нескольких уровней анализа культуры: всеобщий уровень анализа - культура общества; особенный - культура социальных групп; единичный - культура личности. Овладевая ценностями культуры, человек формирует свое "Я". Личностный или единичный уровень анализа культуры зависит от уровня анализа культуры целого общества, формации, а также от степени заинтересованности общества в развитии способностей, наклонностей своих членов. В силу этого функционирование культуры есть постоянное превращение индивидуального богатства личности во всеобщие формы культуры и, наоборот, всеобщих форм -. вновь в индивидуальное богатство личности. При этом индивидуальность не нивелируется, как справедливо отмечает Л.Н. Коган, а активно развивается, проявляя свои возможности (58).
LL В связи с этим особого внимания, на наш взгляд, заслуживает научное направление, в котором исследователи рассматривают проблему культуры как проблему изменения самого человека, его становления как творческой личности (Е.М. Бабосов, B.C. Библер, Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, А.Н. Леонтьев, В.М. Ме-жуев, Э.В. Соколов, Л.В. Сохонь, В.Б. Чурбанов и др.). Мы поддерживаем мнение В.А. Сластенина о том, что "...культура - это всегда творчество со всеми характеристиками творческого акта, она всегда рассчитана на адресата, на диа лог, а усвоение ее есть процесс личностного открытия, создание мира культуры в себе, сопереживания и сотворчества, где каждый новый элемент культуры не перечеркивает, не отрицает предшествующий пласт культуры" (146, с. 13).
Понятие "культура" характеризует все атрибуты социальной реальности, фокусирует все области материальной и духовной деятельности. При этом развитие и совершенствование человеческой деятельности способствует и совершенствованию культуры. В процессе деятельности создаются и закрепляются образцы культуры, а человек выступает ее субъектом. Культура, в свою очередь, определяет наиболее приоритетные, необходимые виды деятельности и способы ее осуществления.
Таким образом, в контексте нашего исследования под культурой мы понимаем исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей индивидуума, выраженный в различных типах и формах организации жизни и деятельности людей и создаваемых ими матери альных и духовных ценностях. можно призму следующего категориального ряда: общее, особенное, отдельное, единичное, где каждый элемент соответствует основным уровням анализа. На первом уровне культура рассматривается как диалектическое единство материальной культуры, на втором - как проявление профессиональной культуры отдельных групп лиц, являющихся представителями каких-либо профессий, на третьем - в нашем случае как педагогическая культура, раскрывающая особенности деятельности людей педагогической направленности, на четвертом - в рамках нашего исследования как эмпатическая культура личности, позволяющая обратиться к анализу изучаемого феномена. Следовательно, особый интерес представляют рассмотрение понятия "педагогическая культура" и через него выход на интересующую нас категорию "эмпатическая культура".
Понятие "педагогическая культура" давно включено в практику педагогической деятельности, однако однозначного мнения по этому вопросу нет. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя, преподавателя вуза данная проблема нашла отражение в работах СИ. Архангельского, З.Ф. Есаре-вой, Н.В. Кузьминой. В.Г. Максимова, В.А. Сластенина, Н.Н. Тарасевич, Г.И. Хозяинова и др. Особый вклад в исследование данной проблемы вносят работы А.В. Барабанщикова, С.С. Муцынова, в которых представлено исследование педагогической культуры преподавателей высшей военной школы, военных педагогов. Проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры. Так, изучаются вопросы методологической (М.С. Бургин, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, В.Э. Тамаррин), историко-педагогической (А.К. Колесова), нравственно-эстетической (Э.А. Гришин, Н.Б. Крылова, Д.С. Яковлева), коммуникативной (B.C. Грехнев, 0.0. Киселева, Т.Н. Левашова, А.В. Мудрик), технологической (М.М. Левина), духовной (М.М. Мукомбаева, Ю.М. Рябов, НЕ. Щуркова) культуры личности учителя. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющаяся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности. Теоретико-методологическим основам формирования и развития педагогической культуры посвящено исследование В.Л. Бенина (12).
Моделирование процесса формирования эмпатической культуры студентов в учебной и внеучебной работе
Наличие четкого представления о сущности, структуре и содержании процесса формирования эмпатической культуры требует обращения к моделированию исследуемого явления, к применению метода мысленного эксперимента. Построить модель - значит провести материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем создания специальных аналогов, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы.
Характеризуя понятие "модель", М.К. Мамардашвили подчеркивает, что на модели "как бы нанизывается вся масса эмпирически наблюдаемых свойств и связей действительности, которые в этом случае берутся научно, а не каким-либо иным возможным для создания образом; человек оказывается исследователем по отношению к ним" (192, с. 16-17). Однако наиболее приемлемым и отвечающим целям исследования является определение понятия "модель", сформулированное В.А. Штоффом. Это "такая мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте" (192, с. 19). Исходными для нас были также необходимые и достаточные условия существования модели, выявленные и описанные тем же автором (192, с. 87). Именно:
- между моделью и оригиналом имеются отношения сходства, форма которого явно выражена и точно зафиксирована (условия отражения и уточненной аналогии);
- модель в процессе научного познания является заместителем изучаемого объекта (условие репрезентативности);
- изучение модели позволяет получить информацию об оригинале (условие экстраполяции).
К понятию "моделирование" в философской и научно-педагогической литературе можно обнаружить разные подходы. В Российской педагогической энциклопедии моделирование определяют, с одной стороны, как метод исследования объектов на моделях-аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности, с другой, - как процесс построения и изучения модели реально существующих предметов и явлений или конструируемых объектов (126, с. 580).
Ю.А. Конаржевский определяет моделирование как "метод опосредованно практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется непосредственно не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная или искусственная система (квазиобъект), находящаяся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при его исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте" (61, с. 42).
А.З. Зак определяет действие моделирования как "замещение изучаемого объекта другим, специально для этого созданным" (46, с. 16).
В педагогике моделирование применяется в следующих случаях:
- моделирование педагогических задач и педагогических ситуаций;
- моделирование процесса обучения, воспитания, развития обучающихся;
- моделирование состояния системы управления образовательными учреждениями . В нашем исследовании метод моделирования мы используем для построения модели процесса формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза.
При конструировании модели изучаемого феномена мы исходили из того, что модель должна отражать:
- требования, предъявляемые обществом к качеству профессионально-педагогической подготовки будущих учителей;
- основные идеи исследований по проблеме формирования эмпатической культуры;
- организацию процесса формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза;
- содержание подготовки в виде знаний по теории и технологии формирования эмпатической культуры;
- основные критерии и показатели уровней сформированности исследуемого качества.
Формирование эмпатической культуры студентов педагогического вуза нельзя рассматривать только в пределах психолого-педагогического образования. Для ее формирования должны быть созданы определенные социальные условия. Хотя это не является специальной задачей исследования, но для объективности и полноты модели формирования данного качества личности мы их учитываем.
Необходимость рассмотрения социальных условий в рамках педагогического исследования продиктована одним из противоречий современного этапа развития нашей страны. Именно, противоречие между востребованностью школой педагога творческого, педагога-новатора, составляющими педагогического мастерства которого является эмпатическая культура, и каждодневным воспроизведением в системе общечеловеческих ценностей взаимоотношений, законов и норм, далеких от гуманизма. Иными словами, это противоречие между потребительским идеалом (как моделью индивидуального материального благополучия любой ценой) и подлинными общечеловеческими ценностями, общечеловеческими поведенческими заповедями. Данное противоречие выдвигает на первый план проблему формирования общечеловеческих ценностей у будущих педагогов. На этом фоне воспитание эмпатической культуры студентов, на первый взгляд, должно осуществляться в трех аспектах: управленческом, психолого-педагогическом, коммуникативном.
Управленческий аспект предполагает сочетание таких компонентов, как социальная защищенность студентов во всех возможных ее формах, материальное и моральное стимулирование, и поддержка общественно-полезной деятельности, и морально-психологический климат коллектива вуза.
Психолого-педагогический аспект - это реализация в образовательном процессе проанализированных ниже трех педагогических условий (персонифицированный подход; учет объективной структуры педагогической деятельности; сквозная дифференциация содержания формирования эмпатической культуры студентов).
Коммуникативный аспект формирования эмпатической культуры будущих учителей усиливает контакты студентов и преподавателей и способствует созданию общих эмоциональных переживаний, предполагает оказание помощи студентам при выполнении учебных и других заданий, справедливое, ровное отношение к каждому студенту и объективную оценку вне зависимо от уже сложившихся межличностных отношений, оценку успехов не только в учебной деятельности, но и других ее видах.
Методы, этапы и основные стадии организации опытно-экспериментальной работы
Изучая основные составляющие технологической характеристики организации опытно-экспериментальной работы, определимся прежде всего с самой дефиницией "эксперимент".
Эксперимент - метод исследования и получения эмпирического материала для последующего обсуждения. Это научно организованный опыт в целях получения результата, подтверждающего или опровергающего научную гипотезу. Как пишет академик РАО В.В. Краевский, в эксперименте осуществляется управление ходом опыта, его контроль, регулировка. Эксперимент позволяет ускорить проверку предложений, гипотез, добыть доказательства эффективности идеи, положения (62, с. 81).
Ретроспективный анализ литературных источников по философии (38; 51; 158; 169), педагогике (5; 47; 73; 74; 84; 89; 90; 119; 131), психологии (8; 17; 20; 35; 41; 78; 100; 123) и методике воспитательной работы (2; 9; 13; 16; 23; 81) позволил ясно представить и осветить настоящий уровень состояния проблемы формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза, определить направление всей экспериментальной работы и разрешить возникшие противоречия.
Для получения репрезентативной научной информации нами использовались многоаспектные теоретические и методические труды по общей педагогике, теории и методике профессионального образования, работы ученых ближнего и дальнего зарубежья. Разрабатывая проблему формирования эмпатической культуры студентов, мы изучили авторефераты, диссертации, монографии, учебно-методические пособия и другие источники с целью разобраться с клю-чевыми понятиями, которые позволили бы вывести нас на методологию данного направления. Всего было изучено более 200 источников, а также работы ино-стр анных автор ов.
Анализируя технологическую характеристику организации опытно-экспериментальной работы, остановимся более подробно на методах изыскания. Понятие "метод" означает путь к достижению определенной цели и способ решения какой-либо задачи и отвечает на вопрос: "Как добиться поставленной цели?" (В.В. Краевский, 1996).
В нашей опытно-экспериментальной работе широко использовался метод наблюдения. Он включает непосредственное восприятие события или его следов, визуальное фиксирование явлений или косвенное их описание другими людьми. При кажущейся простоте его использования метод имеет массу тонкостей и нюансов. Он не вскрывает внутренние противоречия, стимулы и мотивы поведения, слабо отражает элементы сознания, поэтому при наблюдении присутствует определенный субъективизм оценок.
Кроме того, как отмечает академик РАО В.И. Загвязинский, метод требует довольно длительного времени на организацию наблюдения в различных жизненных ситуациях, определения - что, где и когда наблюдать, кого привлечь к этому процессу, как подготовиться самому и подготовить наблюдателей из числа студентов, какие документы, бланки, таблицы, протоколы предварительно изучить, заполнить в ходе наблюдения, какие технические средства применить (фотоаппарат, магнитофон, микрокалькулятор, компьютер и т.д.). А если учесть, что основными объектами наблюдения являются люди с их неповторимыми особенностями, проявляющимися в бесконечных вариантах и условиях, то очевидна вся сложность использования метода наблюдения (44, с. 121).
Как показала опытно-экспериментальная работа, одним из перспективных вариантов получения уже количественной информации с помощью наблюдения является использование бланка наблюдения, где оцениваются уровни проявления коммуникативных свойств личности (см. табл. 6).
Наше исследование показало, что трудности при работе с методом на-блюдения не оканчиваются процессом фиксации и анализа результатов. Здесь важно предусмотреть пути корректировки поведения и деятельности той или иной личности или коллектива, найти способы улучшения социально-педагогической обстановки в социуме.
Наиболее емкая информация в нашей опытно-экспериментальной работе получена методом анкетирования. Данный метод получил широкое применение в психолого-педагогических изысканиях и является, по мнению проф. В.А. Ядова, достаточно объективным инструментом для получения репрезентативных результатов. Он хорош, как пишет автор, когда нужно выяснить взгляды, мнения и отношение к каким-либо явлениям или событиям большого массива людей, проследить закономерности социально-педагогических проблем. Метод позволяет сохранить анонимность ответов, включить открытые и закрытые вопросы, которые предполагают выбор вариантов ответов, и сформировать математическую модель какого-то явления (206, с. 109-110).