Введение к работе
Актуальность исследования определяется возникшими в теории и практике профессионально-художественного образования противоречиями
- между потребностью общества в интеллектуальных, разносторонних
высоконравственных педагогах с базовым художественным образованием,
обладающих эстетической культурой, понимающих важность единства развития
духовности и природной красоты человека, - и недостаточной разработанностью в
системе профессионально-художественной подготовки научно-методических
подходов и соответствующего обеспечения этого процесса на основе таких
специальных художественных дисциплин как скульптура и пластическая анатомия
для более эффективного освоения студентами достижений эстетической культуры
- между настоятельной необходимостью формирования эстетической куль туры,
как составляющей профессиональной компетентности будущих педагогов в
системе профессионально-художественной подготовки, с опорой на развитие
ценностного содержания специальных художественных дисциплин - скульптуры и
пластической анатомии, - и недостаточной разработанностью теоретических основ
этого процесса, отсутствием методической системы формирования
взаимосвязанных компонентов эстетической культуры, присущих специфике
преподавания скульптуры и пластической анатомии
между необходимостью личностного развития и профессионального становления будущих педагогов на основе эстетических ценностей искусства - и практическим отсутствием методики освоения эстетической культуры средствами скульптуры и пластической анатомии
Выявленные противоречия позволили нам определить проблему исследования, связанную с разработкой научно-методических подходов к формированию эстетической культуры личности будущих педагогов в процессе изучения скульптуры и пластической анатомии и обеспечением высокого уровня эстетической культуры специалистов, обладающих индивидуальной развитой системой эстетических отношений, позволяющей ориентироваться в многообразии эстетических и художественных ценностей
Актуальность нашего исследования заключается в том, что от нерешенности проблемы в значительной степени страдает качество формирования эстетической культуры студентов в системе профессионально-художественной подготовки в вузе
Стремление решить эту научную проблему побудило нас избрать следующую
тему исследования «Формирование эстетической культуры будущего педагога в процессе изучения специальных дисциплин (на примере скульптуры и пластической анатомии)»
Цель исследования решение данной проблемы.
Объект исследования - формирование эстетической культуры будущих педагогов в системе профессионально- художественной подготовки
Предмет исследования - формирование эстетической культуры студентов в процессе изучения скульптуры и пластической анатомии
Гипотеза исследования формирование эстетической культуры студентов, изучающих скульптуру и пластическую анатомию в блоке специальных художественных дисциплин будет наиболее эффективным если
разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена система формирования эстетической культуры студентов в процессе изучения этих дисциплин, обеспечивающая повышение эффективности профессионально-художественной подготовки
определены роль и значение скульптуры и пластической анатомии в формировании эстетической культуры студентов,
разработаны научно-методические подходы к формированию эстетической культуры в процессе изучения скульптуры и пластической анатомии, которые обеспечивают художествешю-эстетическую направленность их* изучения, историческую обусловленность развития эстетической культуры в мировой скульптуре, единство формирования духовного и природного в человеке,
специально отобраны, адаптированы к условиям специальной подготовки и применены принципы, методы и формы обучения, обеспечивающие формирование эстетической культуры будущих педагогов в процессе изучения скульптуры и пластической анатомии
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования1
1 Разработать содержание и структуру эстетической культуры в системе профессионально-художественного образования.
2 Теоретически обосновать научно-методические подходы формирования
эстетической культуры студентов посредством развития творческо-
образовательного потенциала этих спепдцсциплин, обеспечивающей интеграцию художественного, исторического, образовательного, духовного и физического компонентов эстетической культуры
3 Разработать критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры будущих педагогов в процессе изучения скульптуры и пластической анатомии.
4 Научно обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность методики формирования эстетической культуры студентов средствами скульптуры и пластической анатомии
Теоретико-методологической основой исследования являются положения философии, культурологии, эстетики, педагогики и психологии о всестороннем развитии личности, о формировании эстетической культуры и воспитании студентов (К А Абульханова-Славская, Б.Г Ананьев, П.К Анохин, Л.С
Выгодский, В.В Давыдов, АН Леонтьев, К К Платонов и др), теория личности как субъекта деятельности (БТ Ананьев, А Н Леонтьев, С Л Рубинштейн), идея о целостности педагогического процесса и системный подход в обучении (ВС Ильин, В А Сластенин и др); теории и методики художественно-графического образования (Н.Н Ростовцев, ВС. Кузин, Е.В Шорохов, В К. Лебедко, ВВ. Корешков, Л В Алексеева, Н.С Боголюбов, Л М Писаревский, И.М Черкасов, Р Р Иодко, С Е Игнатьев, Г В Беда, С П. Ломов, А С Хворостов, Н.К Шабанов, А С Шпикалова и др )
Методы исследования Для проведения исследования использовались следующие методы педагогического исследования анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, наблюдение за процессом преподавания скульптуры и пластической анатомии; беседы с преподавателями вузов и студентами, изучение продуктов учебно-творческой деятельности студентов по скульптуре и пластической анатомии, педагогический эксперимент, применение разработанных учебно-методических материалов в учебном процессе, статистическая обработка результатов исследования
База исследования Исследование проводилось на кафедре теории и методики профессионального образования и эстетического воспитания Московского государственного социально-гуманитарного института (МГСГП) и на художественно-технологическом факультете Московского государственного университета сервиса (МГУС) В общей сложности исследованием было охвачено 251 студент Исследование включало несколько этапов
Первый этап (2003-2004 годы)- анализ философских, педагогических и психологических исследований, анализ опыта работы преподавателей вузов по формированию эстетической культуры студентов, разработка концептуальных позиций развития творческо-образовательного потенциада скульптуры и пластической анатомии, определение программы опытно-экспериментальной работы и порядка внедрения результатов исследования в учебный процесс, выявление исходного уровня эстетической культуры студентов
Второй этап (2004-2006 годы) - проведение формирующего эксперимента, в ходе которого проверялась методика формирования эстетической культуры студентов в процессе изучения скульптуры и пластической анатомии, - проведение контрольных срезов и анализа полученных результатов эксперимента
Третий этап (2006-2007 годы) завершение формирующего эксперимента, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических выводов и положений, оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем
1. Решена значительная научно-педагогическая задача - дано научно-методическое обоснование формированию эстетической культуры будущих педагогов, разработаны принципы, методы и формы обучения скульптуре и пластической анатомии, обеспечивающие повышение эффективности профессионально-художественной подготовки специалистов, способных ориентироваться во многообразии эстетических и художественных ценностей
2 Определены роль и значение спецдисциплин (скульптуры и пластической
анатомии) в формировании эстетической культуры, раскрывающие важность понимания единства развития духовности и природной красоты человека и возможности существенного повышения уровня эстетической культуры необходимой для качественной профессионально-художественной подготовки студентов
3 Разработаны научно-методические подходы к формированию эстетической культуры будущих педагогов посредством развития творческо-образовательного потенциала скульптуры и пластической анатомии К ним относятся- художественно-эстетическая направленность изучения этих дисциплин, - опора на исторические корни формирования эстетических понягай в ценностном содержании скульптуры и пластической анатомии, - раскрытие духовности и природной красоты человека, влияющих на мировоззрение формирующейся личности студента, на становление ее духовного облика, -единство формирования различных аспектов эстетической культуры (духовного и природного в человеке) в процессе изучения скульптуры и пластической анатомии
4 Разработаны критерии анализа и оценки сформированности эстетической
культуры будущих педагогов, объективно показывающие проявление эстетической
культуры по различным параметрам и уровням (наличие эстетических знаний,
эстетическо-оценочные представления, эстетическая потребность,
исследовательско-творческая деятельность)
5 Разработана методическая система эффективного формирования эстетической культуры будущих педагогов на основе развития творческо-образовательного потенциала скульптуры и пластической анатомии, обеспечивающая интеграцию художественной, исторической, образовательной, духовной и физической компонентов культуры и повышение качества профессионально-художественной подготовки студентов
Теоретическая значимость результатов исследования заключаются в том, что внесен .вклад в теорию и методику профессионального образования - решена значительная научно-педагогическая задача - формирование эстетической культуры будущих педагогов в процессе изучения спецдисциплин (скульптуры и пластической анатомии); определены сущность, содержание и структура эстетической культуры, разработаны основные показатели уровней сформированности эстетической культуры будущих педагогов, разработаны теоретические основы эстетической культуры, опирающиеся на художественно-эстетическую направленность и исторический аспект изучения ценностного содержания скульптуры и пластической анатомии, на единство формирования различных аспектов эстетической и физической культуры, сочетающих в себе развитие духовного и природного в человеке
Практическая значимость результатов исследования заключаются в том, что материалы диссертации могут быть использованы при совершенствовании учебно-методического процесса обучения специальным художественным дисциплинам в профессиональном образовании, что повысит качественный уровень подготовки будущих специалистов
Полученные результаты опытно-экспериментальной работы по
формированию эстетической культуры средствами скульптуры и пластической
анатомии могут применяться при реализации государственных стандартов
образования в высших профессионально-художественных учебных заведениях
Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования
были обеспечены- анализом психолого-педагогической и специальной литературы
по обозначенной проблеме, последовательным осуществлении программы
исследования, использованием комплексной методики, соответствующей целям и
задачам исследования, положительной динамикой формирования эстетической
культуры студентов в процессе экспериментального обучения, воспроизводимостью
результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных
данных, их количественным и качественным анализом, подтверждением гипотезы
исследования.
На защиту выносится следующие положения:
1 Формирование эстетической культуры будущих педагогов определяется научно-методическими подходами, направленными на развитие творческо-образовательного потенциала спеццисциплин (скульптуры и пластической анатомии), такими как художественно-эстетическая направленность изучения этих дисциплин, опора на исторические корни формирования эстетических понятий в ценностном содержании спецдисциплин, раскрытие духовности и природной красоты человека, влияющих на мировоззрение личности студента, единство формирования различных аспектов эстетической культуры (духовного и природного в человеке)
2. Реализация методической системы формирования эстетической культуры будущих педагогов, включающая в себя адаптированные к условиям специальной подготовки принципы, методы и приемы, средства обучения и формы проведения занятий (по художественно-творческому экспериментированию, занятий-дискуссий) приводит к значительному повышению эффективности формирования эстетической культуры будущих педагогов в высшей школе.
3 Действие принципов методической системы формирования эстетической культуры студентов (- эстетической направленности изучения скульптуры и пластической анатомии, - формирования эстетического сознания, направленного на развитие творческого потенциала личности будущего педагога, - учета информационно-формирующих воздействий реконструирования художественно-культурной информации в процессе изучения пластических искусств) обеспечивает эффективность формирования всех ее компонентов
4. Критерии сформированности эстетической культуры будущих педагогов в
процессе изучения скульптуры и пластической анатомии по различным
параметрам и уровням (наличие эстетических знаний, эстетическо-оценочные
представления, эстетическая потребность, исследовательско-творческая
деятельность) являются объективными показателями проявления эстетической культуры студентов
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования и эстетического воспитания Московского государственного социально-гуманитарного института, на
художественно-технологическом факультете Московского государственного университета сервиса, и на ежегодных научно-практических конференциях МГСГИ и МГУС в 2003-2006 годах, на региональной научно-практической конференции «Состояние, проблемы и перспективы развития профессионального образования в Московской области» (г Москва)
Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Московского государственного социально-гуманитарного института и на художественно-технологическом факультете Московского государственного университета сервиса.
Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью решения задач исследования Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения