Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Формирование готовности молодежи к созданию семьи как философская, психологическая и педагогическая проблема
1.1. Семья как социальный институт 15
1.2. Развитие подходов к проблеме подготовки молодежи к семейной жизни 29
1.3. Содержание и структура готовности студентов к браку и семейной жизни 39
1.4. Педагогические условия формирования готовности молодежи к созданию семьи в современной социокультурной ситуации. 49
Выводы к главе I 73
ГЛАВА 2. Пути и средства формирования готовности студентов к созданию семьи
2.1. Организация процесса подготовки студентов к брачно-семейным отношениям 74
2.2.Анализ и экспериментальная проверка процесса подготовки студентов к созданию семьи
Выводы к главе II 118
Заключение 120
Список использованной литературы 123
Приложения 137
- Семья как социальный институт
- Развитие подходов к проблеме подготовки молодежи к семейной жизни
- Организация процесса подготовки студентов к брачно-семейным отношениям
Введение к работе
Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества. Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную. Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося. В-третьих, в современной России остро стоит вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной
готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Таким образом, в педагогической теории возникает настоятельная необходимость искать пути решения проблемы формирования готовности молодежи к созданию семьи, которые было бы возможно применять в педагогической практике.
Понятие «готовность» впервые появилось в экспериментальной психологии в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, Д.Н. Узнадзе, а затем было перенесено в сферу педагогических и социально-психологических исследований. В педагогической литературе отмечается, что готовность, в отличие от установки, характеризуется активной природой и предполагает развитие субъекта педагогической деятельности. В.А. Сластенин, описывая понятие готовности с педагогических позиций, определяет его как «интегративное, значимое качество личности, представляющее собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, включающую личностные и процессуальные аспекты» [143, с. 19]. В психолого-педагогической литературе рассмотрены такие частные виды данного образования, как готовность к школьному обучению, готовность к педагогическому анализу, готовность к изучению нового материала, готовность учителя к инновационной деятельности, готовность к изучению этнопедагогической среды, готовность к исследованию педагогической среды и др.
Что касается рассматриваемого нами аспекта понятия «готовность», то отечественная педагогика накопила в данном отношении значительный опыт. Советской педагогической школой были разработаны специальные курсы, целью которых была подготовка молодежи к браку и семье.
Как свидетельствуют архивные источники, в советской школе существовали следующие основные направления такой подготовки:
ознакомление на уроках и внеклассных занятиях с этическими вопросами брачно-семейных отношений;
половое воспитание молодежи с привлечением к этой работе врачей, родителей и общественности, формирование нетерпимости к пьянству и половой распущенности;
развитие и укрепление у школьников чувств товарищества, дружбы, коллективизма, дисциплинированности в деятельности пионерской и комсомольской организаций; формирование уважительного, заботливого отношения к женщинам, старикам, детям;
практическая подготовка старших школьников к ведению семейного хозяйства и воспитанию детей в родительском доме.
Большое значение в педагогической практике подготовки будущего семьянина уделялось использованию межпредметных связей. В ряде школ учебная работа объединялась вокруг таких тем, как «Семья в социалистическом обществе», «Новый семейный быт и женщина», «Женщина в советской художественной литературе».
В подготовке учащихся к семейным отношениям особо подчеркивалась роль семьи. Поощрялось участие родителей школьников в различных внеклассных мероприятиях, усиливался контроль школы над созданием благоприятных условий домашнего быта и отдыха учащихся, их оздоровлением.
Курс «Культура взаимоотношений в семье» впервые был введен в учебный план Павлышской средней школы в 70-е гг. XX в. В.А. Сухомлин-ский считал, что в этом вопросе на первом месте должна стоять проблема культуры человеческих желаний, умение управлять ими [155]. Он рассмотрел важнейшие аспекты социализации ребенка в условиях семьи, роль семьи в приобщении ребенка к ценностям общества и в формировании семьянина. Педагог считал, что к материнству и отцовству нужно готовить чуть ли не с колыбели, а воспитание хорошей матери и хорошего отца - одна из важнейших задач школы [154].
В СССР проблему подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности пытались решить на общегосударственном уровне путем введения «родительского всеобуча» и школьного курса «Этика и
психология семейной жизни». Для успеха этого дела требовалась большая внеклассная работа, к которой необходимо было привлечь психологов, педагогов, юристов, врачей.
Особого подъема работа по подготовке молодежи к браку и семье достигла в 80-е гг. XX в. В этот период с подачи Министерства просвещения и Академии педагогических наук СССР школа была переведена на новый типовой учебный план, согласно которому дисциплина «Этика и психология семейной жизни» являлась одним из основных учебных предметов в 9-10 классах. В педагогической литературе были рассмотрены основные направления совместной работы школы, семьи и общественности в условиях ускорения социально-экономического развития государства; предложены конкретные методы и средства преподавания основ семейной жизни в советской школе, обсуждены возможности культурно-просветительских учреждений в воспитании семьянина, намечены пути и средства психосексуального воспитания молодежи.
Позднее, в новых экономических условиях, в период кризисов 90-х гг. XX в., когда в обществе менялись моральные ценности и происходило обновление всех социальных институтов и систем, адаптация подрастающего поколения к взрослой самостоятельной жизни также являлась важной педагогической задачей. Проблема подготовки молодежи к браку и семейной жизни как бы синтезирует различные аспекты воспитания, прежде всего -нравственный, правовой и физический, и имеет особый психолого-педагогический смысл. Однако исследования данной проблемы в науке и практике в значительной степени отстают от требований жизни.
В ранее выполненных исследованиях отсутствует достаточно глубокий анализ развития готовности юношества к брачно-семейным отношениям. Чаще всего названная проблема включается в общий круг вопросов, посвященных жизненному самоопределению студенческой молодежи (В.Ф. Иванова, О.Н. Титов), созданию и функционированию психологической службы вуза (П.В. Лумин, И.Б. Котова, Е.И. Рогов), целям и методам воспитательной
работы (В.В. Давыдов, И.В. Калинин), системе подготовки родителей к выполнению ими функций воспитателей (Л. Франк).
В начале XXI в. социально-экономические и культурно-нравственные изменения в обществе привели к тому, что многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни оказался невостребованным в обновляющейся России. У современной молодежи недостаточно развиты навыки жизненного самоопределения. В настоящее время в России отсутствуют общественные институты, готовые поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации. В психолого-педагогической литературе отмечается относительная скудность теоретических и практических разработок по формированию готовности к браку и семье.
Таким образом, актуальность исследования связана с рядом противоречий. Во-первых, большая часть уже существующих в названной области исследований была проделана в 90-е гг. XX в. Они ориентированы на реалии того времени и не учитывают современные социально-экономические и политические условия, нравственно-психологические черты современной личности. Изменения в обществе привели к необходимости пересмотреть многие теоретические положения и их реализацию на практике, чтобы максимально приблизить их к современным условиям. Во-вторых, основная часть исследований посвящена подготовке к семейной жизни старшеклассников, а студентам уделяется гораздо меньше внимания. Это связано с тем, что в 90-е гг. XX в. брачный возраст был ниже, чем в начале XXI в. (об этом свидетельствует и Астраханский статистический ежегодник), и работа по подготовке молодежи к семейной жизни велась в старших классах средней школы. В-третьих, ряд исследований по интересующему нас вопросу ориентирован на определенный регион и носит этнографический характер. В-четвертых, формирование готовности к браку и семье ранее включалось в общий круг вопросов по подготовке молодежи к взрослой жизни, где рассматривались лишь отдельные стороны проблемы: выявлялись особенности подготовки к
брачно-семейным отношениям в современной России, определялись условия, влияющие на эффективность подготовки к семейным отношениям.
С учетом актуальности темы исследования были определены его объект и предмет.
Объект исследования: деятельность по подготовке студентов к семейной жизни.
Предмет исследования: процесс формирования готовности студенческой молодежи к созданию семьи.
Целью нашего исследования является оптимизация процесса формирования готовности студенческой молодежи к созданию семьи.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи.
Рассмотреть современную российскую семью как социальный институт.
Проанализировать существующие подходы к проблеме подготовки студентов к созданию семьи.
Определить сущность, содержание и структуру готовности студентов к браку и семейной жизни.
Выявить условия, влияющие на формирование у студентов готовности к созданию семьи.
Обосновать содержание и технологию формирования готовности молодежи к браку и семье путем создания необходимых для этого условий.
Экспериментально проверить процесс подготовки студентов к созданию семьи.
Разработать методические рекомендации для специального курса по подготовке студентов к брачно-семейным отношениям.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование готовности студентов к семейной жизни будет проходить успешно, если:
будет создана положительная мотивация студентов к работе по формированию готовности к семейным отношениям;
будут определены состав, структура и уровни готовности студентов к созданию семьи;
будет организован процесс формирования готовности студентов к созданию семьи с учетом условий, влияющих на оптимизацию данного процесса;
процесс формирования готовности студентов к созданию семьи будет организован в руслу гуманистической личностно-ориентированной парадигмы;
исследуемый процесс будет строиться с учетом современных социально-экономических условий и культурно-нравственных особенностей современного российского общества;
будет обеспечена взаимосвязь подготовки и внутриличностного формирования готовности студентов к браку и семейной жизни.
Базой экспериментального исследования явился психолого-педагогический факультет Астраханского государственного университета (АГУ), где диссертант в качестве ассистента кафедры педагогики занимается учебно-воспитательной деятельностью. На различных этапах исследования в экспериментальной работе по формированию готовности студентов к созданию семьи участвовали 282 студента и 5 преподавателей университета.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют психологическая концепция (К. Роджерс), культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская), концепция аксиологического подхода (В.А. Сластенин), концепция целостного системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (Ю.К. Бабан-ский, В.В. Краевский). В качестве методологических выступали положения о личности как субъекте собственной жизнедеятельности и отношений; о единстве сознания и деятельности; принцип детерминизма, предполагающий зависимость психических явлений от порождающих их факторов; системно-
целостный подход, который ориентирован на целостное изучение и формирование личности.
Теоретической основой диссертационного исследования явились научные данные, концепции по проблеме подготовки молодежи к семейной жизни, представленные в работах таких ученых, как И.В. Гребенников, И.В. Дубровина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Э. Пахальян, A.M. Прихожан, А.В. Толстых и др.
Нами были использованы многократно апробированные методики, которые соответствуют конкретным задачам эксперимента. В процессе исследования данной темы мы прибегали к следующим методам: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; структурно-функциональное моделирование, системный анализ; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, метод изучения результатов деятельности); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты); методы статистической обработки данных.
Научная новизна исследования заключаются в следующем:
Уточнено понятие семьи с учетом современных психологических особенностей человека и возросших нравственно-психологических требований супругов друг к другу. Семья - духовно-нравственный союз, основанный на браке или кровном родстве, для которого характерна особая система межличностных отношений, в большей или меньшей степени управляемая государством, нравственными нормами, традициями.
Раскрыто содержание понятия «готовность» к созданию семьи в юношеском возрасте как нравственно-психологическая установка личности к созданию семьи, обусловленная когнитивными, эмотивными, регулятивными потребностями молодых людей, потребностями в деятельности и общении.
Обосновано содержание процесса формирования готовности студентов к созданию семьи во всех его компонентах — эмотивном, способствующий вхождению обучаемых в мир брачно-семейных ценностей и
оказывающий им помощь в выборе среди них личностно значимых; когнитивном, наделяющий студентов системой знаний о закономерностях создания и развития благополучного супружества; оценочно-волевом, обеспечивающий самопознание индивидуальных личностных свойств, значимых в семейной жизни, развитие эффективных способов саморегуляции; деятельностном, формирующий у обучаемых творческие способности и готовность к выполнению разнообразных способов взаимодействия с партнерами по общению и деятельности; Выявлены условия, влияющие на процесс формирования готовности студентов к созданию семьи, включающие гуманизацию и интеграцию образования, субъект-субъектный подход, интенсификацию методов и средств, учет современных социо-культурных и психологических особенностей общества, возможность свободы выбора студентами способов и форм деятельности, учет потребностей молодых людей. Обоснованы содержание, методы и средства формирования готовности, которые отвечают основным потребностям юношеского возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические выводы могут пополнить курсы «Педагогики», «Социальной педагогики», «Юнологии» в вузе, а также могут быть учтены при создании курсов по семейному воспитанию. Результаты исследования могут быть использованы в рамках курсов по саморазвитию личности и оптимизации ее социальных отношений, в процессе преподавания таких дисциплин, как «Введение в педагогику», «Общая педагогика», «Социальная педагогика» и др. Полученные материалы могут быть применены педагогами при разработке собственных программ подготовки молодежи к браку и семье, составлении учебно-методических пособий, учитывающих возрастные особенности обучающихся и специфику образовательного учреждения. На защиту выносятся следующие положения. 1. Семья - это духовно-нравственный союз, основанный на браке или кровном родстве, для которого характерна особая система межлично-
стных отношений, в большей или меньшей степени управляемая законами, нравственными нормами, традициями.
Готовность студентов к созданию семьи - качество личности молодого человека, интегрирующее принятие ценности семьи как социального института, специальные знания и умения в области семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения. В структурном отношении такая готовность представлена эмотивным, когнитивным, оценочно-волевым и деятельностным компонентами. Выделение данных компонентов в структуре готовности студентов к семейной жизни объясняется основными потребностями юношеского возраста (когнитивными, эмотивны-ми, оценочно-волевыми и потребностями в деятельности и общении).
Процесс формирования готовности студентов к созданию семьи состоит из следующих компонентов: цель и задачи, учитывающие современные социо-культурные, экономические и психологические особенности российского общества; современное содержание, включающее различные виды педагогической деятельности; субъект-субъектные отношения преподавателя и студентов; культурно-педагогическая среда вуза, обеспечивающая развитие студентов и их взаимодействие; оценка и самооцеуїка результатов педагогической деятельности.
Условиями и средствами, обеспечивающими эффективность процесса формирования готовности студентов к созданию семьи, являются:
гуманизация и субъективная направленность образовательного процесса, суть которой заключается в принятии и поддержке педагогами молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации;
интеграция образования в вузе, направленная на создание студентами собственного культурного поля, поиск личностных смыслов, брачно-семейных ценностей личности и т.д.;
игровая деятельность, позволяющая моделировать возможные ситуации из будущей семейной жизни и осваивать различные социальные роли;
воспитательные ситуации, творческие виды деятельности, способствующие эмоциональному переживанию, формированию значимых для будущей семейной жизни качеств личности;
возможности свободы выбора студентами способов и форм деятельности, учет интересов и потребностей молодых людей и т.д.
Исследования проводились в несколько этапов.
Первый этап (2001-2002 гг.) - изучение проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в философской и психолого-педагогической науке и практике, определение темы и понятийного аппарата исследования, уточнение методологической основы, формулирование гипотезы исследования.
Второй этап (2002-2003 гг.) - разработка теоретических положений рассматриваемой проблемы, согласование со службами вуза путей и средств формирования готовности студентов к созданию семьи, подготовка экспериментальной части исследования.
Третий этап (2003-2004 гг.) - экспериментальное исследование мотивации и ценностных ориентации студентов в отношении будущего супружества, определение степени готовности к семейной жизни. Разработана модель процесса формирования готовности студентов к брачно-семейным отношениям. Осуществлен анализ результатов исследования, произведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, сформулированы основные выводы и рекомендации.
Достоверность научных данных обеспечивается разнообразием источников информации, исследовательских процедур и приемов, использованием методик, адекватных предмету и задачам исследования, и подтверждается опытно-экспериментальной работой, сочетанием количественного и качественного анализов результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, на ежегодных внутривузов-ских научно-практических конференциях в 2000 - 2004 гг., а также получили одобрение в ходе работы научно-практических конференций в Астрахани, Москве, Челябинске. Результаты исследования апробировались в процессе педагогической деятельности Астраханского государственного университета (АГУ) и нашли свое отражение в публикациях автора.
Поставленные цели и задачи обусловили структуру диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Общий объем диссертации составляет 167 страниц машинописного текста, включающего 8 таблиц, 1 схему, 10 приложений.
Семья как социальный институт
Выявление содержательной стороны формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни предполагает, прежде всего, обращение к анализу таких базовых рабочих понятий, как «семья», «брак», «функции семьи».
Анализ понятия «семья» свидетельствует о том, что имеется много подходов к его интерпретации. Так, в «Словаре русского языка» СИ. Ожегова слово «семья» означает «объединение лиц, связанных родственными или брачными узами». В педагогическом словаре и словаре «Семейное воспитание» вообще нет слова «семья», а раскрывается лишь понятие «семейное воспитание». В «Философском словаре» дается определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [129, 161, 182].
А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». [190].
В последние годы семью все чаще называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями
Зарубежные исследователи признают семью социальным институтом только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных общений: супружеством, родительством и родством; при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная груп Мы рассматриваем семью как духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей и связанный не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве.
Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности. Относительно понятий «брак» и «семья» нужно отметить, что между ними существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Брак прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию. Само слово «брак» в русском языке происходит от глагола «брать».
В «Философском словаре» брак определяется как «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям» [182]. Моногамные браки как союз одного мужчины и одной женщины являются более поздней и наиболее распространенной в настоящее время формой брака.
Современные ученые определяют брак как исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной. А.Г. Харчев отмечает, что семья представляет собой более сложную систему взаимоотношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, а также дру-" гих родственников или просто близких супругам и необходимых им людей [190]. В.А. Рясенцев дает следующее определение брака: «Брак есть заключенный в установленном порядке с соблюдением требований закона добро вольный и равноправный, в принципе пожизненный союз свободных мужчин и женщин, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности» [159]. Таким образом, союз мужчины и женщины еще не семья, и только после появления детей брак перерастает в семью.
А.В. Мудрик считает, что «...семья являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи». Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудованно-сти жилища, гигиенических особенностей образа жизни семьи. Наконец, демографический параметр обусловливается структурой семьи (расширенная или нуклеарная, полная или неполная, бездетная, мало- или многодетная) [123].
Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брачные отношения, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи.
Исходя из эволюционной теории брачно-семейных отношений, А.Г. Вишневский считает, что идеальный тип брака, свойственный тому или иному общественному строю, не повторяется однозначно из поколения в поколение. Общественное развитие накладывает на него свой отпечаток, подчиняет его своим изменяющимся во времени нормам и правилам.
В современной социокультурной ситуации получил широкое распространение фактический брак (консенсуальный брак, адюльтер, свободное сожительство) или, как его еще называют, «гражданский» брак. Он во многом обусловлен опытом, полученным в родительской семье, наблюдением за супружескими проблемами родственников или друзей, знакомством с многочисленными примерами распада семей. На широкое распространение данного вида супружеских отношений повлияло сложное социально-экономическое положение молодых людей: безработица, небольшие заработки, отсутствие собственного жилья и невозможность его скорого приобретения. Все это приводит к нежеланию молодых людей официально регистрировать свои отношения или заставляет их откладывать это событие до тех пор, пока не будет устроено материальное положение будущей семьи. Как следствие, появляется желание молодежи искать альтернативные формы семейной жизни.
На этом фоне представляется адекватной типология брака, учитывающая то обстоятельство, что брак предполагает юридическое оформление (регистрацию) отношений. Приведем выдержку из статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года): «Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния». Такой брак называют официальным, или зарегистрированным. В противоположном случае говорят о фактическом, «гражданском» браке или сожительстве.
Развитие подходов к проблеме подготовки молодежи к семейной жизни
Изучение прблемы подготовки подрастающего поколения к жизни имеет многовековую историю и волновала еще мыслителей древности.
Л.А. Беляева, специалист в области философии воспитания, считает что в основе любой педагогической теории или исторически сложившейся системы воспитания лежит определенная философия человека и его взаимоотношений с миром, и выделяет четыре основных подхода во взглядах ученых на проблему подготовки молодых людей к браку и семье [13]:
? теоцентрический подход, основанный на идеалистическом понимании человека как продукта божественного творения;
? натуроцентрический подход, считающий человека частью природы и делающий акцент на признании врожденного характера всех его качеств, в том числе и духовных;
? антропоцентрический подход, основанный на признании духовной сущности человека, психической активности, самоценности и самодостаточности личности;
? социоцентрический подход, рассматривающий человека как продукт социальной среды, видящий назначение человека в служении обществу и государству.
Теоцентрический подход к воспитанию сложился в средневековье. В работах идеологов раннего христианства Василия Великого, Святого Иеро-нима, Иоанна Златоуста, Блаженного Августина воспитание трактуется как подготовка к вечной загробной жизни. Цель воспитания связывается со служением богу, формированием богоугодных качеств личности. Утверждая превосходство духовного над телесным, одну из важных задач воспитания средневековая наука видит в укрощении плоти, подчинении влечений и страстей высшему духовному началу. Воспитание пронизано заповедями смирения, терпения и покорности, подчинению человека воле Бога. Для педагогических отношений характерно безусловное доминирование старших.
Важнейшим авторитетом и основным средством воспитания является Священное писание. Положение воспитуемого двойственно: как объект воздействия религиозной идеологии он пассивен, как субъект религиозной деятельности - активен. Средства воспитания направлены на эмоционально-чувственную сферу личности, развитие религиозных, нравственных, эстетических чувств. Результат воспитания при теоцентрическом подходе - человек, верующий в Бога, детерминированный его волей. В целом средневековая философия и рожденная ею модель воспитания нацеливали человека на погружение в мир души, формировали потребность освободиться от всего темного и греховного в ней. Эти идеи имеют важное значение для теории и практики педагогики, так как обращают и воспитателя, и воспитуемого к проблемам его совершенствования и самосовершенствования, добродетельному существованию человека, огромному значению духовных ценностей. Современные теоцентрические модели, например, неопротестанство и неотомизм, главную задачу воспитания связывают с воспитанием религиозной совести, чувства вины и ответственности за все, что происходит в мире. Эти качества призваны не дать человеку отклониться от праведной жизни, понимаемой как служение воле божьей и преодоление первородного греха [4, 13].
Известный русский педагог П.Ф. Каптерев отмечал, что в Древней Руси был распространен ветхозаветный педагогический идеал[72, с. 328]. Основные идеи ветхозаветной педагогики, отраженные в основном в двух книгах -«Притчи Соломоновы» и «Премудрости Иисуса, сына Сирахова» - были следующими: всемогущество отца, подавление личности детей, суровое к ним отношение, варварское отношение к женщине. Особенно подчеркивалась не обходимость физических наказаний, строгая дисциплина, беспрекословное подчинение старшим. Другим видным источником педагогических идей были труды отцов церкви, особенно Иоанна Златоуста, который считал, что цель воспитания должна быть суровой, аскетической и состоять в приготовлении Богу благочестивых служителей и рабов. Считая, что в воспитании будущих семьянинов надо обращаться к божественному началу в душе человека, И. Златоуст в качестве основных методов воспитания предлагал использовать увещевание, совет, предостережение. Педагогические идеи Златоуста были развиты К. Туровским и К. Новгородским, которые подчеркивали важность познания в подготовке молодежи к взрослой жизни. В целом же подготовка юношей и девушек к семейной жизни в Древней Руси способствовала освоению житейских правил «христианского жительства», т.е. формированию идеалов духовного поведения, гражданского общежития, жизни в семье [69].
В системе ценностей христианского воспитания важное место занимает утверждение, что право и обязанность воспитания детей, подготовки их к браку принадлежит родителям. Брак и семья - это свято, «это образ жизни, ниспосланный Богом». При теоцентрическом подходе к развитию готовности к браку и семье приводятся рациональные аргументы:
? Доведенная до степени сексуальных взаимоотношений связь между мужчиной и женщиной раскрывает человеческое «Я» в самых чувст-внных и глубоких сферах личности. Тонкие проявления интимной жизни требуют постоянства и надежности всех отношений между партнерами, ощущения, что эта связь не прервется и в трудные времена.
? Расторжение брака может привести одного из супругов к безысходности. Совместная жизнь в браке включает в себя и ответственность за жизнь супругов.
? Доверительные и прочные отношения между супругами создают хорошую почву для воспитания молодежи и подготовки их к самостоятельной жизни. Центром такого воспитания является всеобщая и безраз дельная любовь к детям всех возрастов, передаваемая им так, что они чувствуют, как важны для родителей и дороги им.
Таким образом, при теоцентрическом подходе к подготовке молодежи к браку и семье утверждается важная роль взаимоотношений между родителями, успех воспитания ставится в прямую зависимость от создания близких и прочных отношений между супругами.
Натуроцентрический подход к проблеме подготовки молодежи к браку и семье базируется на признании врожденности человеческих качеств, и поэтому воспитание понимается как «создание условий для роста и развития способностей, заложенных в человеке от рождения» [13, с. 72]. Он основан на принципе природосообразности, и особое внимание при этом подходе уделяется биологическим пластам личности, их влиянию на процесс культурного становления человека. Воспитание следует природе человека, а возможности педагогической коррекции при этом невелики.
Еще в трудах Демокрита, Платона, Аристотеля, Ж.Ж. Руссо в той или иной степени проявляются натуроцентрические тенденции. Работам таких немецких философов XX века, как А. Гелен, Г. Плесснер и М. Шелер, также свойственна антропологическая проблематика. Так Г. Плесснер общественную жизнь человека выводит из человеческих чувств и стремление людей объединяться в группы (в том числе родственные и семейные) объясняет чувством тревоги перед чужим.
Организация процесса подготовки студентов к брачно-семейным отношениям
В предыдущей главе раскрыты философско-психолого-педагогические подходы к проблеме развития готовности молодежи к брачно-семейным отношениям. В числе важных факторов становления этого качества мы выделили взаимоотношения личности с современной образовательной средой, способной оказать действенную поддержку личностному становлению молодых людей, обучающихся в вузе.
Для организации процесса подготовки студентов к семейной жизни необходимо ясно представлять содержание, структуру, процессуальные основы данного процесса и те результаты, в которых он «опредмечивается». В контексте нашего исследования результатом такой подготовки является сформированная готовность студентов к заключению брака и организации семейных отношений, структура которой должна содержать критерии, описнные в главе 1 (с. 43). Таким образом, мы будем следовать цели - сформировать готовность к браку и семье в единстве ее компонентов (когнитивного, оценочно-волевого, эмотивного и деятельностного).
Процесс подготовки студентов к брачно-семейным отношениям рассматривается на основе культурологической концепции личностно-ориентированного подхода, аксиологического подхода, целостного системного подхода к организации педагогического процесса.
Совокупность таких компонентов, как цель - средство - результат, определяет моделирующую систему. Цели организуют средства в определенную систему, при этом возможность средств определяется соответствием содержания обучения поставленным целям. Подготовка студентов к браку и семье включает определенную последовательность этапов. Процесс этой подготовки может быть представлен как смена этапов динамической системы взаимодействия преподавателей и студентов.
Организованный нами процесс подготовки к браку и семье предусматривает три этапа. Его необходимо начать с сообщения определенной информации, которая обеспечит формирование мотивационного компонента готовности. Это является необходимым условием становления активной позиции обучающихся, так как именно потребность студента, его интерес к овладению системой знаний и умений является важным фактором, обеспечивающим эффективность учебного процесса.
Таким образом, первым этапом процесса подготовки студентов к созданию семьи является мотивацаоино-установочный этап, в ходе которого у студентов формируется положительная направленность на учебно-познавательную деятельность по овладению знаниями и умениями, необходимыми для осуществления брачно-семейных отношений. Задачей данного этапа является формирование положительной мотивации студентов к созданию семьи. Мы обращаемся к эмотивным потребностям молодых людей (с. 47). Потребность в самостоятельном пересмотре ценностей способствует развитию иерархии ценностей, в том числе семейных. Результатом первого этапа должны стать сформированные эмотивный и оценочно-волевой компоненты готовности. Решающее значение для решения такой задачи имеет хорошо продуманная, структурированная система педагогического взаимодействия преподавателя и студентов. Устремление к Истине и Добру, духовное и творческое взаимопонимание в процессе совместной деятельности студентов и преподавателей на основе взаимопринятия, самоуважения, интереса и ответственности являются критериями качества подготовки студентов к созданию семьи. Также в основу подготовки студентов положена профессиональная специализация будущего педагога, его ориентация на работу с семьей школьника, при которой происходит равноправный обмен нравственными ценностями, а любое действие рассматривается сквозь призму человеческих смыслов и отношений.
Мы считаем, что на первом этапе подготовки к созданию семьи в основе формирования целевой установки на деятельность по овладению знаниями и умениями могут лежать два механизма, о которых упоминает в своей работе Е.А. Мясоедова [125]. Первый из них заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные преподавателем условия деятельности и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Второй механизм состоит в принятии, усвоении студентом предъявленных ему в «готовом виде» побуждений, целей, потребностей, которые, по замыслу преподавателя, должны у него сформироваться и которые сам студент должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренние и реально действующие.
И первый, и второй механизмы имеют как свои преимущества, так и недостатки. В первом случае, при стимулировании смысловой установки изменением внешних условий, преподаватель не может быть полностью уверен, что сформируются именно требуемые побуждения. Во втором, когда переосмысление мотивационной сферы личности должно происходить через сознательно-волевые усилия, возможно чисто формальное принятие требуемых побуждений. Поэтому полноценное формирование мотивационно-личностных образований должно происходить на базе обоих механизмов.
После анализа педагогической литературы по данной проблеме можно выделить несколько способов формирования мотивационного компонента готовности к созданию семьи. Наиболее «универсальный» из них - это показ студентам важности предлагаемого материала для будущей семейной жизни, разъяснение реальных практических условий, в которых им придется использовать знания и умения, полученные в процессе подготовки к брачно-семейным отношениям. Реализация этого способа возможна, с нашей точки зрения, в ходе информационных и проблемных лекций. Информация, которая будет представлена на лекциях, сможет способствовать процессу самопознания и самореализации молодежи в браке и семье с помощью формирования представлений личности о ценности супружества и родительства, анализа различных аспектов семейного взаимодействия (нравственно-психологических, хозяйственно-бытовых, сексуально-эротических, репро-дуктивно-воспитательных, рекреационно-коммуникативных). Студенты смогут оценить свои индивидуальные качества и свойства партнера, супруга, родителя. Лекции также способствуют осмыслению личностью собственных индивидуальных приоритетов, развитию коммуникативной компетентности, нравственности и общекультурной зрелости обучающегося.
В процессе подготовки студентов к брачно-семейным отношениям необходимо актуализировать основные субъектные функции личности: свободу выбора, сознательное и рефлексивное отношение к своей деятельности, це-леполагание, нравственную и эстетическую оценку человеческих отношений, их своеобразия. На занятиях предполагается представлять наиболее содержательные точки зрения, подходы к решению рассматриваемых проблем; создавать условия убеждения студентов в том, что и в истории научного познания, и в понимании современных процессов развития брачно-семейного института на любой вопрос всегда существует множество различных ответов.