Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе СЕЛИМОВА Зульфия Ибадулаевна

Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе
<
Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

СЕЛИМОВА Зульфия Ибадулаевна. Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / СЕЛИМОВА Зульфия Ибадулаевна;[Место защиты: Дагестанский государственный педагогический университет].- Махачкала, 2015.- 179 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Деонтологическая культура учителя в теории и практике профессионального образования 18

1.1. Сущность, структура, содержание деонтологической культуры учителя 18

1.2. Интегративные связи учебной и внеучебной деятельности в формировании деонтологической культуры студентов педагогического колледжа 40

1.3. Специфика формирования деонтологической культуры студентов педагогического колледжа 59

Выводы по первой главе 80

ГЛАВА II. Педагогические условия и технологии формирования деонтологической культуры студентов во внеучебной деятельности педагогического колледжа 82

2.1. Моделирование процесса формирования деонтологической культуры студентов во внеучебной работе педагогического колледжа 82

2.2. Технологии организации внеучебной работы педагогического колледжа и результаты педагогического эксперимента 98

2.3. Педагогические условия формирования деонтологической культуры студентов педагогического колледжа . 123

Выводы по второй главе 135

Заключение 138

Список использованной литературы 143

Интегративные связи учебной и внеучебной деятельности в формировании деонтологической культуры студентов педагогического колледжа

В современных условиях развития общества в образовательных процессах наметились тенденции перевода акцентов на свободное развитие личности, обращения к ее более продуктивным индивидуальным потенциальным возможностям. Поскольку каждая педагогическая ситуация и личность ученика, студента, учителя, преподавателя уникальны, непредсказуемы и неожиданны, от педагогов требуется своеобразный подход в каждой из этих ситуаций. Если следовать такой логике и подходу к педагогическим явлениям, то получается, что традиции, сложившиеся педагогические ценности не смогут справиться с новыми задачами развивающего, гуманистического образования. В этой связи возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, основанных на идеях природосообразности, куль-туросообразности (этнокультура) и индивидуального, ситуативного стиля работы педагогов.

Одним из таких тенденций развития образования можно считать культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой как ценности общества, в которой накоплен историческим проверенный на достоверность и оправдавший свою эффективность опыт человечества в организации разных областей жизнедеятельности. Образование, обращенное к человеку и ориентированное на культуру и личные смыслы, принято называть культурологическим [42, С.223]. Такое образование обеспечивает личностное смысловое развитие учащихся, поддерживает инициативу и ответственность педагогов, расширяет пространство инновационных проектов обучения, воспитания и систем образования.

Однако культура (лат. cnetnza – возделывание, обрабатывание) включает в себя совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности [241, С. 147]. Развитие культуры характеризует уровень овладения человеком силами природы или создания продуктов собственной мыслительной и практической деятельности, в ходе которых расширяются творческие возможности и развиваются способности человека. Но готовность преобразовать культурные ценности, способы которые пока не известны модели, еще не входят в культуру, как уже известный опыт. Это называют культуросозидательным потенциалом человека. Но и он может возникнуть на основе уже известной культуры и ее ценностей.

Как высокий качественный уровень освоения человеком действительности выделяют политическую, экономическую, эстетическую, художественную, этическую, экологическую и другие культуры. В таком ракурсе целесообразно было выделить и педагогическую культуру, рассматривающую как часть общечеловеческой культуры, мировой педагогический опыт создания и совершенствования целей, содержания, методов форм и условий организации и совершенствования обучения, воспитания и образования. Педагогическая культура также как и общая культура должна вместить в себе совокупность всех видов преобразовательной педагогической деятельности. По мнению Е.В. Бондаревской «педагогическая культура- это часть общей культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимых для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательное -воспитательное процесса [43, С. 224]. Она предлагает рассматривать в рамках педагогической культуры следующие ее уровни развития: - социальная сфера общества, способы сохранения межпоколенных и межчеловеческих отношений и передача социально-педагогического опыта; - часть общечеловеческой и духовной культуры, сфера педагогических ценностей, включающая педагогические теории, педагогические мышление, педагогические сознание, культурные образцы практической педагогической деятельности; - общественные требования к профессиональной педагогической деятельности, закономерности педагогической идентификации к различным педагогическим теориям и школам, характеристики культуросообразных педагогических систем, уникальны педагогические технологии и средства; - требования к личностным свойствам учителя, воспитателя, преподавателя, интегративно выражающие педагогическую компетентность, профессиональные учения, поведение и индивидуальные достижения педагогов [43. С. 224].

При определении сути педагогической культуры в научно-педагогических исследованиях преобладает суждение о том, что профессиональная культура есть сущностная характеристика личности педагога, представляющая собой реализуемую им систему педагогической деятельности и профессионального поведения, способ овладения педагогической деятельностью (Е.В.Бондаревская); это упорядоченная совокупность общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности (В.А. Сластенин); совокупность педагогических ценностей, специфических способов деятельности, мера и способ творческой самореализации личности педагога, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий (И.Ф. Исаев). Многообразие подходов к объяснению феномена педагогической культуры учителя позволяет представить как сложное и многофакторное явление.

Синтезируя различные аспекты культуры и элементы сознания и практической педагогической деятельности, можно сказать, что педагогическая культура содержит в своей основе мировоззренческую, нравственную, профессиональную, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую, физическую и гигиеническую культуры. В ней выражается отношение преподавателя к своей деятельности, понимание ее сути, своей роли и места в педагогическом процессе, характер специальной подготовки, стиль повседневной педагогической и научно исследовательской деятельности, общения, поведения, отношение к самосовершенствованию и т.п.» [24, С. 72]. Таким образом, по мнению А.В. Барабанщикова, педагогическая культура представляет собой синтез психолого-педагогических убеждений и мастерства, общего развития и профессионально-педагогических качеств, педагогической этики и системы многогранных отношений, стиля деятельности и поведения. Несмотря на нерядоположенность приведенных составляющих, исследователю удалось выделить направленность личности, которая, по мнению большинства ученых, интегрирует в себе такие личностные параметры, как установки, интересы, ценностные ориентации, мотивы, определяющие в целом профессиональную успешность.

Специфика формирования деонтологической культуры студентов педагогического колледжа

Возраст от 15 до 19 лет в период, которого проходит учеба в колледже, назван ранней юностью. Этот период характеризуется завершением физического созревания. В психологическом же плане это время самоопределения во взрослом мире, время выработки мировоззрения и жизненной позиции. В данном возрасте человек сориентирован на ближайшее социальное окружение (друзья, однокурсники), а также на общество, на свою будущую роль в нём, усиливается рефлексия, самоуглубление. Для исследования нашей темы важно, что это студент 15-18 лет. Формирование деонтологической культуры личности происходит на протяжении всей жизни, в том числе и во время обучения в колледже, но необходимо сохранить и индивидуальность студента, а особенно творческую индивидуальность, так как без неё не может состояться специалист. И.С. Кон, Н.П. Аникеева, В.П. Дубровина отмечают, что для юношей и девушек характерна ориентация на общество, на свою будущую роль в нём. С одной стороны, их интересуют различные события, явления за пределами семьи и школы, с другой, усиливается самоуглубление, вследствие чего общение становится избирательным, эмоционально насыщенным, актуализируются социальные потребности. В студенческие годы человек учится осознавать нормы и требования общества, регулировать свои действия. Переход школьника в новую не только возрастную, но и социальную группу, взросление, период адаптации характеризуются напряжённостью, несдержанностью. Поэтому важнейшими формами внеучебной работы являются те, которые вызывают интерес, помогают студентам контролировать свое эмоциональное состояние, стимулируют к нравственному самовоспитанию. Переход из одной возрастной группы в другую - это переломный момент, благоприятный для усвоения культурных ценностей, воспитания нравственных отношений. Студент применяет в игре, дискуссии, творческой деятельности отношения, чувства, переживания реальной жизни. Внеурочная жизнь студентов колледжа имеет неоценимые возможности в деле формирования деонтологической культуры студентов. Многие студенты живут в общежитии, и для них значимо не только мнение одногруппников, но и соседей по общежитию - таких же студентов, но с других курсов, специализаций и т.д. Поэтому большое значение в воспитательной работе колледжа имеет создание студенческого коллектива через формирование традиций, воспитывающей среды.

Формирование деонгтологической культуры в педагогическом колледже встречает определенные трудности, обусловленные возрастными особенностями студентов и спецификой учебного заведения. В возрасте 15-18 лет студенты не принимают на веру этические правила, осознают их относительность, правила эти не выстраиваются у них в определённую систему. Кроме того, общий кругозор студентов колледжа не позволяет им всесторонне рассмотреть определённые нормы. «Ниспровержение» авторитетов становится средством самоутверждения студентов. Возникает иллюзия «всё относительно», следовательно, многие нравственные нормы можно оспорить и не принимать во внимание. Неустойчивость морального сознания влияет и на чувства. Эмоциональная сфера личности студентов колледжа отличается впечатлительностью, возбудимостью. Студенты колледжа эмоциональны, то есть способны испытывать сильные кратковременные переживания - эмоции, но не все способны испытывать чувства - устойчивые переживания, которые в сочетании с волевой установкой и нравственным сознанием способны стимулировать нравственное поведение. Осознание потребности в заинтересованном общении, в признании достоинств личности, в творческой деятельности рождает интерес, но интерес этот не всегда становится постоянным мотивом деятельности, так как недостаточно развитой оказывается эмоционально-волевая сфера личности студента. В студенте не созрело нравственное сознание, ответственные отношения к специальности, но жизнь требует от него обдуманных, выверенных поступков, поведения. Это выбор специальности, выбор друзей, противостояние отрицательному влиянию. Процесс осознания студентом собственной личности сопровождается непониманием своей роли в новом коллективе, учебном заведении, городе.

Перед ним открывается возможность самоутверждения в коллективе, но использовать её без осознания собственного «я» трудно и почти невозможно.

Немаловажным было проанализировать особенности студенчества как социальной группы. Сюда можно отнести все процессы, происходящие в социально-экономической жизни: а) безработица и отсутствие заработка; б) дифференциация по уровню жизни; в) деформации в системе социальных ценностей; г) непризнание нравственных ценностей и др. По исследованиям ВЦИОМ (2006г.) большинство студентов (более 72 %) живут на уровне ниже прожиточного минимума. Это в большинстве своем социально неблагополучная группа, на которую легко влияют внешние отрицательные идеалы. В данных условиях проблема формирования деонтологической культуры студентов нуждается в особом внимании.

Простое декларирование нравственных истин - «Будьте честными, ответственными, благородными людьми, ибо только таким должен быть современный учитель!» - не дает результата, поэтому эффективными на деле оказываются личностно-ориентированные технологии. В них студент получает возможность самостоятельного творчества, увлечения своей соискательно-стью а также осознания, обоснования собственной точки зрения на педагогические и социальные явления процессы и события.

Технологии организации внеучебной работы педагогического колледжа и результаты педагогического эксперимента

Цель куратора была в том, чтобы обратить внимание на проблемные вопросы, приемы проведения, воспитательный потенциал игры и задачи ведущего. После просмотра фильма студенты были разделены на группы. Активным студентам было поручено составить проблемные вопросы, изменить некоторые роли, продумать индивидуальные формы работы со студентами, если они будут испытывать затруднения при выборе и разработке роли. Студенты типа «наблюдатель» должны были оформить кабинет перед игрой. Игра на 2 курсе прошла хорошо и результативно. Студенты, принимавшие активное участие в организации игры, начали работать над поздравительной программой к Дню учителя. Задача классного руководителя на данном этапе состояла в том, чтобы привлечь к внеучебной работе менее активных студентов. Студенты и классный руководитель вместе определили цель данного меро приятия. Далее классный руководитель использовал дифференцированный подход: студентам-активистам было поручено написание сценария, студентам типа «наблюдатель» - оформление сцены, студентам импульсивного типа - организаторская работа со студентами различных курсов и специализаций. По отношению к студентам пассивного и скептического типов применялись индивидуальные формы работы. Педагогическое наблюдение выявило изменение отношения к внеучебной творческой деятельности и желание многих студентов самореализоваться. Например, Серажутдин Р. помогал оформлять сцену и при этом присутствовал на репетиции некоторых концертных номеров. Увидев затруднение в музыкальном оформлении пауз между номерами, он сыграл несколько мелодий, которые потом вошли в концертную программу. На концерте он сам был их исполнителем. Повысился его статус в группе и в коллективе колледжа, а следовательно, и самооценка Серажутдина. Его темперамент не изменился, Серажутдин остался таким же молчаливым и скромным, но при подобных затруднениях к нему стали обращаться студенты различных групп, что способствовало активному участию Серажутдина во внеучебной работе и повышению уровня его деонтологической культуры. Ярким примером импульсивного типа является Наида. Она быстро заинтересовывается каким-либо делом, способна оказывать влияние на группу сверстников, но не всегда доводит начатое дело до конца; если интерес пропал, ведет себя апатично. Ей и другим студентам импульсивного типа было поручено узнать, какие концертные номера могут исполнить студенты различных групп на Дне учителя, отрепетировать их и обеспечить явку студентов на общую репетицию концерта. Наида со свойственным ей энтузиазмом взялась за работу. Отличные навыки общения помогли ей наладить контакты со студентами различных специализаций, рассказать студентам активного типа о возможных номерах концертной программы. На этом Наида считала свою функцию выполненной. Первая общая репетиция не состоялась из-за несогласованности действий студентов. Классный руководитель провела игру «Жажда объединения», разработанную К. Фопелем. При анализе игры Наида сказала «В этой игре я поняла, что наша группа - это единый организм. Нам хорошо вместе, когда мы понимаем друг друга». Беседа о понимании, сотрудничестве и необходимости выполнять свои обещания стала продолжением обсуждения игры и началом осмысления своих недостатков многими студентами. В тех группах, за которые Наида была ответственна, она провела игру, направленную на развитие сотрудничества, координировала работу участников концерта. Дальнейшие репетиции проходили успешно.

Сложнее было работать со студентами пассивного и скептического типов, поэтому по отношению к ним применялся индивидуальный подход, проявляющийся в понимании проблем каждого ученика и помощи ему. Например, Мурад А.. не участвовал во внеучебной работе, неудовлетворительно относился к своим учебным обязанностям. На одном из тренингов «Итоги» он сказал: «Преподаватель русского языка и литературы называет меня «Мурадик». Меня никто так раньше не называл». Этот факт послужил осознанию потребности Мурада в успехе. Привлечь Мурада к внеучебной работе было сложно. Однако ему старались дать небольшое посильное поручение. Например, включение и выключение видеомагнитофона при просмотре видеовстреч с интересными людьми. С этим заданием Мурад успешно справлялся и не пропустил ни одного классного часа, где была необходима его помощь. Позднее он стал участвовать и в обсуждении фильмов. Интересным стал эпизод, когда видеомагнитофон сломался. Мурад при помощи студентов специализации кино-фото-видео творчество отремонтировал видеомагнитофон. В процессе внеучебной работы укрепились его связи с этими студентами. В конце учебного года Мурад участвовал в создании праздничной газеты

Необходимым компонентом моделирующего блока является ор 118 ганизация педагогической, тьютерской деятельности вне колледжа. Эту деятельность трудно запланировать, так как ее организаторами являются сами студенты, часто организация мероприятия является ответом на определенный социальный заказ со стороны какого-либо учреждения образования. В этом случае помощь студентам оказывают педагоги. Например, в 2005 году группа студентов 4 курса проводила День защиты детей в соседнем дошкольном учреждении. Незабываемо проявила себя на этом мероприятии Саният. Она стала его организатором, участвовала в разработке сценария, координировала работу своих однокурсников. В дальнейшем она стал организатором тьютерской, шефской помощи школьникам начальной школы, расположенной по соседству, а также акцию «Пополним нашу библиотеку» в колледже и мероприятия ко Дню защитников Отечества. Куратор отзывалась о ней: «На 2 курсе Саният не всегда выполняла требования педагогов, стремилась обратить на себя внимание с помощью недисциплинированного поведения. В то же время в ней ярко проявился организаторский талант. Она всегда в центре внимания студентов. Организация Дня матери проявила ее лучшие качества: творческий подход, чувство юмора, умение увлечь художественным замыслом, умение создать коллектив единомышленников. Участие в других мероприятиях колледжа помогло Соне самореализоваться. Она перестал пропускать уроки, заинтересовалась предметами специальных дисциплин, что помогло нормализовать отношения с педагогами».

Педагогические условия формирования деонтологической культуры студентов педагогического колледжа

Формирование педагогической и, в частности, деонтологической культуры учителя пока в педагогических исследованиях не находит должного внимание. Проведенное исследование отношений студентов и преподавателей к роли деонтологической культуры в профессиональной подготовке учителя показало, что они даже не очень хорошо представляют сущность, структуру, содержание, специфику и функции де-онтологической культуры в своей профессиональной деятельности

Оценив такое неопределенное исходное состояние проблемы, в работе на основе теоретического анализа уточнено понятие «деонтоло-гическая культура учителя», выявлены ее специфика, содержание и смоделирован процесс формирования деонтологической культуры учителя во внеучебной работе педагогического колледжа. Такой анализ позволил дополнить известное в педагогике понятие деонтологической культуры учителя как знаний и способов организации педагогической деятельности и поведения студентов в соответствии и нормативными требованиями уровнями импровизации и создания новых элементов де-онтологической культуры.

В какой структуре деонтологической культуры выделены ее составные компоненты: направленность личности учителя на свободное развитие личности, сформированность педагогического мировоззрения, отработанность умений педагогического мастерства и умения строить открытые взаимоотношения со студентами (для преподавателей) и учащихся (для учителей) с коллегами и родителями.

Адекватными условиями формирования деонтологической культуры студентов в работе определены содержание формы технологий организации внеучебной деятельности, органически дополняющей учебную деятельность студентов. Именно во внеучебной деятельности возникают условия свободы выбора рода занятий, учет индивидуальных способностей студентов, испытание возможностей свободного общения и создания собственных идей, проектов, которые являются признаками высокого уровня деонтологической культуры учителя.

Рассматривая внеучебную деятельности по содержанию, выявлен разный характер взаимодействия студентов: целевой, индивидуально-групповой, пространственно-временной и деятельностный.

Видами внеучебной деятельности определены; внеучебная работа куратора, внеклассная работа предметников, общественная и творческая работа студентов по интересам, поисковая работа по заданиям учебных предметов и деятельность вне колледжа.

Динамическими этапами внеучебной работы определены: целе-полагающий, ценностно-ориентационный, стимулирующе- развивающий, проектно-моделируюший, организационно-технологический и аналитико- результативный.

Эффективными условиями организации внеучебной деятельности в работе приняты: ориентированность на деонтологическую культуру учителя, коллективный характер учителя, сотворчество преподавателей и студентов, развитие прикладных педагогических умений студентов на основе их интересов и способностей, выделение в программе внеучеб-ной деятельности аксиологического, познавательного технологического, коммуникативного и рефлексивного компонентов, использование интерактивных диалоговых и игровых форм занятий.

На основе анализа психологических особенностей студентов педагогического колледжа и материалов массового тестирования по выявлению характера отношений преподавателей и студентов педагогических колледжей выявлена специфика внеучебной деятельности формировании деонтологической культуры учителя.

Теоретический анализ и выявление специфики формирования де-онтологической культуры учителя во внеучебной деятельности педагогического колледжа послужили основанием моделирования существенных динамических структурных связей между компонентами единой учебной и внеучебной работы в колледже. В числе динамических связей выделены: аксиологический, направленный на формирование деон-тологической культуры учителя; субьект-субьектный, устанавливающий формы и характер взаимодействия студентов и преподавателей; интегративный, определяющий характер связей учебной и внеучебной деятельности; а также диагностический, проектированный, содержательный, технологический и аналитико-рефлексивный.

В экспериментальной части исследования выявлены технологии и условия эффективной реализации модели и программы формирования деонтологической культуры студентов педагогического колледжа. В эксперименте выявлены существенные механизмы влияния условий внеучебной деятельности, вывод деонтологической культуры студентов на уровень импровизации педагогических действий, способность создавать новые элементы педагогической культуры и развить прикладные педагогические умения.

В заключительной части диссертации сформулированы рекомендации преподавателям и руководству педагогического колледжа по созданию в колледже благоприятных условий организации внеучебной деятельности в формирования деонтологической культуры студентов.

Обобщение материалов исследования приводит к следующим выводам:

1) деонтологическая культура студентов педагогического кол леджа является составной частью педагогической культуры и представ ляет собой эволюционирующую совокупность профессионально педагогических и нравственно-этических качеств обучающихся, харак теризующая уровень сформированности профессионального сознания и мировоззрения, уровень готовности и способности будущих учителей к профессиональному поведению и трансляции нормативных педагоги ческих ценностей.

2) формирование деонтологической культуры студентов - это непрерывный процесс, характеризующийся этапностью и направленностью цели внеучебной работы на становление этого вида культуры и, осуществляемый в пространстве педагогического колледжа под влиянием внешних (педагогических условий, образовательных технологий, образцов поведения) и внутренних (личностных нравственно-ценностных установок, мотивов) факторов. Формированию деонтоло-гической культуры студентов в значительной степени способствуют условия свободы выбора и разнообразия форм и технологий внеучеб-ной деятельности;

3) внеучебная работа в педагогическом колледже содержит в себе учебно-воспитательный потенциал, позволяющий использовать его в качестве эффективного педагогического средства формирования деон-тологической культуры студентов; успешному формированию деонто-логической культуры студентов педагогического колледжа способствует соблюдение следующих принципов организации внеучебной деятельности: ориентация целей и проектов на деонтологическую культуру учителя, интеграция учебной и внеучебной деятельности, опоры на самоценности педагогической культуры и личности учителя в ней, учет инициативности и самостоятельности выбора студентами видов и форм внеучебной деятельности, взаимопроникновение когнитивного, эмоционального и деятельностного стимулов в организации внеучебной деятельности, взаимообусловленность способностей студентов и прикладных педагогических умений;

Похожие диссертации на Формирование деонтологической культуры студентов педагогических колледжей во внеучебной работе