Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования творческих способностей личности 14
1 1 Сущность понятия "творческие способности" 14
1.2 Педагогические условия формирования творческих способностей личности 29
1.3 Исследовательская работа в средних профессиональных учебных заведениях как компонент научно-методической работы. .39
Выводы по 1-й главе 56
Глава 2. Процесс формировапия творческих способностей студентов профессионально- педагогического колледжа в системе исследовательской работы 58
2.1 Научно-методическая работа как условие формирования творческих способностей студентов профессионально-педагогического колледжа 62
2.2.Интсгративное согласование учебных дисциплин, формирующее творческие способности студентов 80
2.3. Организация исследовательской работы студентов как основа формирования их творческих способностей 95
2.4.Результаты опытно - экспериментальной работы 108
Выводы по 2-й главе 122
Заключение 123
Библиография 129
Приложение 147
- Сущность понятия "творческие способности"
- Научно-методическая работа как условие формирования творческих способностей студентов профессионально-педагогического колледжа
- Организация исследовательской работы студентов как основа формирования их творческих способностей
Введение к работе
Проблема подготовки творческого учителя, владеющего исследовательскими умениями и навыками, способного ориентироваться в потоке научной информации, современных педагогических технологиях, альтернативных и вариативных программах, учебниках, адаптировать инновационные идеи, эффективный педагогический опыт, продиктована современным состоянием теории и практики образования, характеризующимся множеством подходов, концепций, разнообразием содержания, методов и форм обучения и воспитания.
На передний план выходит исследовательская педагогическая деятельность, способствующая саморазвитию творческих сил, самосовершенствованию с целью полной самореализации и, как результат, общественному благосостоянию, прогрессу в науке, культуре, образовании.
Главным действующих лицом изменений в системе образования выступает учитель как субъект педагогического процесса.
Внедрение в 90-х годах в систему среднего педагогического образования колледжей - инновационных для России образовательных учреждений, обеспечивающих обучающимся повышенный уровень квалификации, предъявляет и новые задачи, такие как удовлетворение потребности личности в получении широкой культурологической и качественной профессиональной подготовки, в развитии и реализации творческих способностей, приобщении к научно-исследовательской деятельности и др.
Творческую личность оптимально формирует творческий учитель. Творчество также стимулирует становление и развитие субъекта педагогической деятельности - учителя, преподавателя, воспитателя. Необходимость формирования творческих способностей личности обусловлена требованиями современного этапа социально- экономического развития нашего общества, его обновлением и качественными преобразованиями в системе профессиональной подготовки учителей.
Одним из ведущих направлений развития современной лсихолого-педагогической науки стала разработка проблемы «творчество», которая рассматривается в науке в различных контекстах.
Происходит пересмотр теоретических позиций относительно природы творчества, диагностики творческих способностей в целом; ведутся поиски источников креативности, условии, способствующих развитию творческого потенциала личности.
Исследователи соотношения творчества и целостности личности (Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, Л.Н. Коган), творчества и активности познания (К.А. Абульханова-Славская, Д.Б, Богоявленская), творчества и самореализации (А.В. Петровский), творчества и деятельности {Л.С, Выготский, А,Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) анализируют психологические проявления личности в творческом процессе, содержание, структуру и общие закономерности творческой деятельности.
Понятие "творчество" раскрывается одними исследователями как создание новых оригинальных ценностей, имеющих общественную значимость, другими - как созидание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого объекта, третьими - как источник и механизм движения, атрибута материи.
Мы берем за основу следующее определение: творчество - это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречий, решение творческих задач, для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные (личностные) условия (знания, умения и творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.
В психологии творчество изучается главным образом в двух направлениях: как психологический процесс создания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс (Д.Б. Богоявленская, Л.В. БрушлипскиЙ).
В педагогике творчество рассматривается как высшая форма активности, деятельности обучающегося, направленная на создание объективно и субъек-
тивно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формировании личности как общественного субъекта. Как считают одни, оно характеризует лишь социально значимые открытия, а другие указывают на творческий характер открытий, третьи - делят профессии на творческие и нетворческие.
Как одно из необходимых условий становления будущих учителей творчество исследуется в работах Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластс-нина, Е.Н. Шиянова и др.
В отечественной науке исследование способностей нашло отражение в трудах выдающихся ученых и практиков С.Л. Рубинштейна, Б.М, Теплова, А.В. Брушлинского, В.Д. Шадрикова и лр-
Способности не даны человеку от природы в готовом виде. Существуют четыре фактора, влияющих на формирование способностей. Прежде всего - это задатки (врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития ето способностей).
Второй фактор, который отечественные психологи считают основным, ведущим - воспитание- Очевидно, что на формирование человека оказывает влияние и третий фактор - среда, в которой он живет. Причем среда естественная (географическая), социальная и домашняя. Четвертый фактор - личное стремление к самосовершенствованию.
У каждого человека способности обнаруживаются не к одному, а ко многим видам занятий, О преимущественных способностях школьника можно судить по относительной легкости усвоения им разных предметов и по качеству его достижений. Способности часто проявляются в устойчивых интересах и склонностях.
Важное место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способностей к конкретным видам деятельности. В них показана возможность формирования способностей через создание личностной установки на овладение предметом деятельности. Большое значение
6 имеет научная отработка программ действия по освоению данного вида деятельности.
Повышением качества подготовки специалистов, обеспечивающей учебный процесс череч творческую деятельность, занимались следующие ученые: П.Р. Атутов. Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.И. Ильина, И..Я. Лернер, ПИ. Пидкасистый. А.Н. Прядехо, MB. Ретивых, Г.В. Рубина, В.Д. Симоненко, М.К. Скаткин, МИ. Станкин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.
Способности, как утверждает А.В. Петровский, существуют только в развитии. Способность не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания [Б,М. Теплові-
Как считают специалисты, творческие способности формируются в творческой деятельности (В,И. Андреев, И.Я. Лерпер, П.И. Пидкасистый), стимулирование которой происходит через содержание материала, мегоды, формы (П.Р. Атутов, И.Я. Лернер, Г.К. Селевко, МН. Скаткин, П.И. Третьяков, И.М Чсредов).
Психологические особенности развития творческих качеств личности в творческой деятельности рассматривались Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, Я.А. Пономаревым и др.
Различные формы и методы вовлечения будущих учителей в творческую учебную деятельность представлены в трудах В.И. Андреева, Н.Ф. Талызиной и другие.
В философской и психолого-педагогической литературе вопрос формирования творческих способностей раскрыт в трудах ученых: В,И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.Г. Ковалева, А.И. Кочетова, С.Л. Рубинштейна, Хорста Зиверта и другие.
По определению В.И. Андреева, творческие способности - это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обуславливающих уровень ее результативности.
Большое практическое значение, в частности, для профессиональной ориентации имеет диагностика сложившихся способностей (возможностей их становления) при профессиональном отборе. Она осуществляется с помощью тестов, позволяющих давать также количественную оценку уровня сформировавшихся способностей.
Для диагностики способностей в психолого-педагогической науке ведется постоянное совершенствование существующих и разработка новых методов. К ним относятся такие методы, как тестирование, анкетирование, теоретическое исследование, наблюдение, педагогический эксперимент, интервью, анализ продуктов деятельности и другие.
Методология и методика исследования педагогической деятельности, место исследовательских компонентов в творческой деятельности учителя получили отражение в трудах Б,С- Гершунского, В.В. Краевского, И,Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др.
Ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что в настоящее время накоплен значительный теоретический материал по разработке и внедрению различных технологий формирования творческих способностей личности.
Однако многие вопросы, связанные с формированием творческих способностей будущих учителей в средних педагогических учебных заведениях повышенного уровня, по ряду объективных и субъективных причин не нашли должного рассмотрения.
Анализ современной практики средних профессиональных учебных заведений по исследовательской работе показал, что не прослеживается система формирования творческих способностей студентов в процессе учебно-воспитательной деятельности. Это следует из того, что студенты недостаточно подготовлены к творческой деятельности, не в полной мере используются возможности исследовательской работы. Выполнение самостоятельных научных работ связывают с эпизодическим выполнением заданий исследовательского тина (подготовка рефератов, докладов, составление отчетов по производствен-
ной практике, выполнение курсовых и дипломных работ). И хотя при этом у студентов формируется опыт исследовательской деятельности, однако, уровень сформированности творческих способностей невысок. Отдельные преподаватели слабо владеют методологической культурой, обладают низким уровнем педагогической компетентности; отсутствует целенаправленное программно-методическое обеспечение, система стимулирования творчества.
Возникшее противоречие между объективными потребностями практики и недостаточной разработанностью в педагогической науке вопроса формирования творческих способностей будущих учителей средствами исследовательской работы, определило проблему, которая нами сформулирована следующим образом: каковы возможности исследовательской работы как средства формирования творческих способностей будущих учителей в профессионально-педагогическом колледже.
Актуальность данной проблемы и ее неразработанность послужили основанием для выбора темы диссертаиионного исследования «Исследовательская работа как средство формирования творческих способностей студентов профессионально-педагогического колледжа (на примере школьного отделения)».
Объектом исследования определено содержание и процесс подготовки студентов в профессионально-педагогическом колледже.
Предметом исследования является исследовательская работа как средство формирования творческих способностей студентов в средних профессиональных учебных заведениях.
Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия формирования творческих способностей студентов профессионально-педагогического колледжа в системе исследовательской работы.
Гипотеза исследования: формирование творческих способностей студентов профессионально-педагогического колледжа в процессе исследовательской работы будет проходить эффективно, если:
созданы условия для профессионального роста преподавателей, способствующего повышению эффективности исследовательской работы;
в учебно-воспитательной работе колледжа исследовательская работа будет осуществляться в определенной системе, включающей научно-методическую работу преподавателей; иптегративное согласование блоков дисциплин учебного плана, внеурочной работы и педагогической практики; различные формы организации исследовательской работы (выполнение творческих работ, олимпиады, конференции, участие в работе исследовательских кружков, творческих лабораторий и др.) и методы, создающие условия для активизации творческого мышления, с целью реализации и дальнейшего увеличения объема исследовательских заданий и умений, формирования творческих способностей студентов;
содержание подготовки будущих учителей будет включать задания исследовательского характера, отличающиеся систематичностью* преемственностью, выполненные в соответствии с требованиями к структуре, логике и правилам оформления научного исследования;
разработана комплексная дидактическая система по исследовательской работе студентов.
Задачи исследования:
Определить педагогические условия формирования творческих способностей студентов в процессе исследовательской работы,
Сориентировать научно-методическую работу преподавателей на исследовательскую с целью их профессионального роста, способствующего повышению эффективности исследовательской работы.
Разработать и проверить экспериментальным путем систему исследовательской работы по формированию творческих способностей студентов школьного отделения профессионально - педагогического колледжа.
Разработать методические материалы но исследовательской работе с целью формирования творческих способностей студентов.
Теоретико - методологическую основу исследования составляют:
идеи философской и психолого-педагогической теории о сущности творческих способностей (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, МС. Каган, Л.Н. Коган);
психологические теории деятельности о сущности активности человека как творческой самодеятельности (В.И, Андреев. Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н, Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов);
научные работы, определяющие условия формирования творческих способностей будущих учителей (В.А. Кан-Калик, П.Д. Никандров, В.А. Сластенин) и различные формы творческой деятельности по повышению качества подготовки педагогов (ПР. Атутов, Ю.К. Бабан-ский, В.П. Беспалько, В,И. Жураялев, А.И. Кочетов, И.Я. Лернер, В.Д. Симоненко, Т.И. Шамова);
идеи концепции системно-целостного подхода, представляющие характеристику объекта исследования в единстве и динамике развития его целостных свойств (П.К. Анохин, В.А. Ьухвалов, 'Г, А. Ильина).
Методы исследования:
методы теоретического исследования (анализ психолого - педагогической, методической, философской литературы, изучение документации и нормативных документов Министерства образования по проблемам развития и формирования творческих способностей личности, моделирование, абстрагирование);
методы эмпирического исследования (обобщение педагогического опыта, наблюдение за деятельностью студентов и преподавателей; анкетирование; групповые и индивидуальные беседы; интервьюирование различных категорий работников образования; тестирование; метод экспертных оценок; ретроспективный анализ собственного 30-летнего педагогического опыта по подготовке учителей начальных классов; педагогический эксперимент, устные и письменные опросы, отсроченный контроль за работой выпускников по специальности;
II математические методы обработки результатов исследования. Исследование провісилось в 3 этана:
1-й этап - (1993-1994 гг.) - поисково-теоретический, состоял в исследовании эмпирических данных о процессе обучения и воспитания в профессионально-педагогическом колледже, определении цели и задач исследования, уточнении понятийного аппарата исследования, изучении реального уровня процесса формирования творческих способностей студентов, определении плана исследования;
2-й этап — (1994-1999 гг.) - опытно-экспериментальный, заключался в разработке теоретической модели системы формирования творческих способностей будущих учителей, проведении констатирующего эксперимента, выявлении условий, оказывающих влияние на формирование творческих способностей студентов, определении структуры и содержания формирующего эксперимента, разработке методических материалов;
3-й этап - (1999-2000 гг.) - обобщающий, состоял в систематизации и обработке результатов, проверке и корректировке созданной системы, внедрении в практику, оформлении текста диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
Условия формирования творческих способностей студентов профессионально-педагогического колледжа, включающие учебно- воспитательную деятельность, определяющую оптимальное базовое развитие студентов; творческий педагогический коллектив, способствующий раскрытию способностей каждого преподавателя и студента; научно-методическую работу, включающую исследовательскую работу преподавателей и студентов; комплексную дидактическую систему, обеспечивающую формирование творческих и исследовательских умений у студентов.
Система исследовательской работы в учебно-воспитательной деятельности профессионально-педагогического колледжа, формирующая творческие способности студентов через
научно-методическую работу преподавателей как условие их профессионального роста;
интегративное согласование блоков дисциплин учебного плана, внеурочной работы и педагогической практики через исследовательскую работу;
организацию исследовательской работы студентов как средства формирования их творческих способностей.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
обобщении педагогического опыта исследовательской работы как компонента научно-методической работы колледжей и педучилищ России;
определении педагогических условий формирования творческих способностей студентов школьного отделения Брянского государственного профессионально-педагогического колледжа;
уточнении показателей профессионального роста преподавателей колледжа и уровней сформированности творческих способностей студентов;
разработке и обосновании системы исследовательской работы по формированию творческих способностей студентов в условиях профессионально-педагогического колледжа.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной дидактической системы по исследовательской работе студентов, двух учебио-методических пособий: «Педагогическая практика» и «Основы педагогических исследований» общим объемом 9,5 п.л. и других методических материалов, которые могут быть использованы в проиессе подготовки учителей в средних профессиональных и высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации работников образования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются целостным подходом к решению проблемы, непротиворечивостью исходных методологических позиций, валидностью использованных методов, длительным характером и возможностью повторения экспериментальной работы,
позволяющей провести тщательный количественный и качественный анализ ее хода и результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на базе школьного отделения Брянского государственного профессионально- педагогического колледжа. 1 рубчевского педагогического училища, а также международной в г, Минске (1998), областных в г. Брянске (1997, 1999) научно-практических конференциях, Всероссийском совещании - семинаре директоров педагогических училищ и колледжей в Москве (1999), методических Советах директоров и заместителей директоров средних профессиональных учебных заведений Брянской области (1994, 1996, 1998), заседаниях кафедры педагогики Брянского государственного педагогического университета, нашла отражение в девяти публикациях автора. Методические материалы, разработанные в процессе исследования, используются в учебно-воспитательной деятельности студентов и преподавателей в колледжах и педагогических училищах Брянской области.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.
[4
Сущность понятия "творческие способности"
В последние годы уходящего века особое звучание приобрела проблема развития творческих способностей, так как появился социальный заказ нашего общества на творческую личность во всех сферах производства. Появилась необходимость формирования креативности как личностного качества, которая определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, составляет основной стержень ее ориентации в жизни.
В документе «Юнеско и воспитание в духе мира» отражены позиции и взгляды мирового сообщества на развитие личности. Доминирующей целью в позиции документа является развитие таланта ребенка, формирование творческих способностей личности и только затем - процесс освоения детьми системы знаний, умений, навыков [215].
Несмотря на возросшее в последнее время количество исследований, посвященных творческим способностям, само понятие «творческие способности» раскрывается через более общие определения «творчество» и «способности».
Словарь СИ. Ожегова дает следующее определение понятию «творчество» - это «создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Творческий - созидательный, самостоятельно создающий что-нибудь новое, оригинальное» [129].
Авторами Большой Советской энциклопедии рассматривается творчество как «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественной истинной уникальностью. Творчество специфично для человека, творчество всегда предполагает творца -субъекта творческой деятельности» 129].
Философы определяют творчество как «процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям» [199].
Творчество как деятельность рассматривают и психологи. Но, в отличие от философов, они считают, что это не процесс, а «результат человеческой деятельности - создание новых материальных и духовных ценностей» [145],
Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции - неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей» [7, 41, 79, 145].
Понятие "творчество" раскрывается одними исследователями как создание новых оригинальных ценностей, имеющих общественную значимость, другими - как созидание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого объекта, третьими - как источник и механизм движения, атрибута материи [31, 167, 199],
В.А.Кан-Калик и Н.Д.Пикандров понятие «творчество» рассматривают как «сложнейшее преобразование человеком человека». Они также дают ответ на вопрос о том, в чем проявляется творчество, утверждая при этом, что ему можно научиться, и, что особенно значимо, - ему можно научить [75].
К специфической проблематике психологии творчества относится изучение творческой деятельности и роли факторов, способных стимулировать творческую активность. Существенной характеристикой человека вообще и личности в частности является наличие потребностей - состояний, создаваемых испытываемой человеком нуждой и выступающих источником его актив J6 ности. Активностью личности, в свою очередь, является способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющейся в творчестве и других видах деятельности. Осознание потребности, возникающей у личности и служащей причиной ее действий, являются интересы. Другими словами, интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности, которая характеризуется склонностями, способностями, задатками, убеждениями. Любой человек владеет довольно широким диапазоном этих качеств [87, 2131,
Изучением задатков творчества занимались Д.Б. Богоявленская, В .Д. Шадриков и др. [26, 27, 204].
Творческая природа познания рассматривается в трудах А.В. Брушлин-ского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.И. Щукиной [31, 51, 64, 212].
В психологии «творчество» изучается главным образом в двух направлениях: как психологический процесс создания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс
В Педагогическом словаре "творчество 1 рассматривается как высшая форма активности и самостоятельности человека [138],
И.Я. Лернер определяет творчество «как форму деятельности обучающегося, направленную на создание объективно и субъективно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта» [182].
Широко распространено определение творчества не по процессуальной стороне — механизму, а по результату - продукту (созданию нового).
Одни ученые, чтобы очертить его сферу, считают, что творчество характеризует лишь социально значимые открытия. Другие указывают на столь же несомненный творческий характер тех открытий, которые делает человек для себя. Третьи проводят границу по признаку алгоритмизации деятельности, так появляется деление на творческие профессии и нетворческие. По логике такого определения вы можете не быть мастером, а лишь ремесленником, но все равно принадлежать к творческой профессии [4, 8, 9: 174],
Вместе с тем, при таком подходе творчество характеризуется просто свершившимся актом мышления. Именно на этом основании принято говорить о творческом характере ежедневного труда любого учителя, так как ему постоянно приходится разрешать новые конкретные ситуации с учениками [179].
Более обобщенным определением можно считать: «творчество - это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречий, решение творческих задач, для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные (личностные) условия (знания, умения и творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью» [20].
По мнению AT. Шумилина, определение человека как разумного менее точно, чем определение го как человека творящего. Творчество - высшее проявление человеческих способностей.
Словарь русского языка дает определение понятию "способности" как "природной одаренности, талантливости, индивидуальных особенностей человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности (например: техническое воображение, которое требуется конструктору; музыкальный слух, необходимый для занятий музыкой, и т. д.)" [129],
Большой Энциклопедический словарь определяет способности как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности [29].
Б.М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность».
«Во-первых, под способностями понимаются индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях гам, где речь идет о свойствахj в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»[190].
Философы считают, что способности - в широком смысле - психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности [199].
Способности не даны человеку от природы в готовом виде. Хотя большое значение для их развития имеют задатки, однако, в конечном счете, способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков,
У каждого человека способности обнаруживаются не к одному, а ко многим видам занятий, О преимущественных способностях школьника можно судить по относительной легкости усвоения им разных предметов и по качеству его достижений. Способности часто проявляются в устойчивых интересах и склонностях.
Интересы и склонности, как и другие черты характера (настойчивость, целеустремленность), благоприятствуют формированию и развитию способностей, которое происходит лишь в процессе самого выполнения той или иной деятельности. Чем разнообразнее и содержательнее занятия ребенка, тем полнее и ярче могут развиться его способности. Исключительно важное значение имеют работоспособность и трудолюбие. МИ. Станкин определил четыре фактора, влияющих на формирование способностей: задатки, воспитание, среда и личное стремление к самосовершенствованию [184].
Научно-методическая работа как условие формирования творческих способностей студентов профессионально-педагогического колледжа
Любой сложный объект целесообразно рассматривать с позиции системного подхода. Формирование творческих способностей может быть также представлено в качестве анализируемого объекта как системы для изучения отдельных его компонентов, для выявления роли и места указанного направления учебно-воспитательного процесса профессионально-педагогического колледжа.
"Системой, - писал П.К. Анохин, - можно назвать только комплекс избирательно вовлеченных компонентов, взаимодействие и взаимоотношение которых направлено на получение фокусированного полезного результата 1].
В.Н. Садовский считает, что «системой называется упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство» [168].
По Т.А. Ильиной, система - « это выделение на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления во взаимодействии со средой как целостное явление» [69].
Как видим, в основе приведенных определений находится упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью функционирования.
Понятие "система образования" обозначает определенную целостность, упорядоченность и взаимную связь разных частей структуры такого явления, как образование.
Творческие способности формируются в системе образования, составной частью которой является педагогическая система. По определению В.П. Беспалько педагогическая система - это «некоторая упорядоченная совокупность средств и методов реализации алгоритмов управления педагогическим процессом... Педагогическая система - система управления педагогическим процессом, который складывается из диалектической суммы дидактического и воспитательного процессов» [211.
Н.В. Кузьмина под педагогической системой понимает "множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиняемых целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых". Введением понятия "функциональных компонентов" Н.В. Кузьмина привлекает внимание к необходимости исследования устойчивых базовых связей основных структурных комнонентов, возникающих в процессе деятельности руководителей, педагогов и учащихся [96].
Функция педагогической системы - осуществление целей обучения и воспитания. Методология системного подхода ориентирует на рассмотрение социальных объектов как в статике, так и в динамике развития.
Подход к выделению компонентов педагогической системы у равных авторов различный. А.Б. Орлов, представляя структурный аспект педагогической системы, в качестве ее компонентов выделяет следующие: 1) учащиеся, 2) учитель, 3) средства обучения и воспитания, 4} родители, 5) коллеги - учителя, 6) администрация школы [130].
В.П. Беспалько в составе педагогической системы выделяет следующие основные, по его мнению, элементы, ее порождающие: 1) цели воспитания, 2) учащиеся, 3) преподаватели или опосредующие их деятельность ТСО, 4) содержание воспитания, 5) организационные формы педагогической деятельности, 6) дидактические процессы или способы осуществления педагогического процесса [24].
В системе образования, сложившейся в нашей стране, И.П. Раченко выделил следующие компоненты:
1. Цели и задачи, определяющие деятельность системы. 2. Содержание обучения и воспитания.
3. Педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач содержания обучения и воспитания,
4. Научные кадры, обеспечивающие научно обоснованное функционирование системы, непрерывное совершенствование содержания и методов организации обучения и воспитания на уровне современных требований,
5. Учащихся, обучение и воспитание которых- главная задача системы.
6- Материально-техническое обеспечение (помещения, оборудование,технические средства, учебные пособия и др.), 1. Финансовое обеспечение системы и показатели ее эффективности.
8, Условия (психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные),
9. Организацию и управление [161].
ILB. Кузьмина, обобщив исследования в области теории педагогических систем, выделяет следующие структурные компоненты: педагогическая цель, учебная и научная информация, средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги [96].
Рассматриваемую нами систему формирования творческих способностей студентов как часть педагогической системы можно представить следующими компонентами: 1) управление, 2) структура, 3) содержание, 4) кадровое обеспечение, 5) организационно- деятельностные отношения, 6) партнерство и сотрудничество, 7) научно- методическое обеспечение, 8) материальное и моральное стимулирование.
Все представленные компоненты должны взаимодействовать в системе исследовательской работы
Организация исследовательской работы студентов как основа формирования их творческих способностей
Типовое положение (проект) об образовательном учреждении среднего профессионального образования Российской Федерации (пункт 59) обязывает педагогических работников обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, формировать у обучающихся профессиональные качества по избранной специальности, гражданскую позицию, способность к труду, развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности [193].
Высшим уровнем творчества в практической деятельности является создание принципиально новых, высокоэффективных систем обучения, воспитания и развития студентов профессионально- педагогического колледжа.
По определению В.А. Бухвалова, педагогическое творчество в зависимо сти от сформированностн качеств творческой личности проявляется на следующих уровнях:
совершенствование собственной дидактической системы через введение в нее известных из литературы методов и форм обучения и воспитания;
совершенствование личной дидактической системы педагога за счет использования известных методов в новых условиях;
принципиальное изменение частей дидактической системы педагога, создание новых методов и форм работы;
создание новой дидактической системы, которая дает более высокий системный эффект;
создание принципиально нового педагогического направления [30],
Как уже указывалось ранее, наиболее эффективным и результативным средством формирования творческих способностей является исследовательская работа. Но ее результативность зависит от систематичности, последовательности, научно - методического обеспечения учебных дисциплин, степени готовности преподавателей заниматься исследовательской работой со студентами, мотивации исследовательской деятельности.
В настоящий период без готовности будущего учителя к исследовательской деятельности невозможно обеспечить эффективность педагогического труда и педагогической культуры. Учитель - практик, строящий свою педагогическую деятельность на репродуктивном уровне, не может добиться эффективных результатов в своей работе. Он должен уметь не только исследовать тот или иной процесс, явление, но и воплотить его в практику, являясь творцом своей исследовательской идеи.
Исследовательская педагогическая деятельность - это педагогика творчества, а обучение исследовательскому методу студентов в профессионально-педагогическом колледже - одна из главных задач в подготовке современного учителя, К сожалению, Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования не ставит исследовательскую работу одним из необходимых требований к квалификации учителя начальных классов. Но соответствующую подготовку студентов необходимо осуществлять. При обучении студентов колледжа методам исследовательской работы надо формировать предлагаемые А.И. Кочетовым качества личности будущего педагога -исследователя:
научное психолого-педагогическое мышление, которое обеспечивает грамотный анализ успехов и неудач в своей работе, способности к восприятию новых педагогических идей и концепций;
стремление к высокому уровню педагогического мастерства;
определенную исследовательскую смелость, решительность, способность к риску;
нетерпимость к педагогическому бюрократизму, борьбу с косностью, трафаретами, штампами;
развитое педагогическое чутье, основанное на психологическом видении данных ребенка прогнозирование его поведения, предсказуемость принимаемых мер воздействия на него;
потребность в профессиональном самовоспитании, критическом анализе и разумном использовании передового педагогического опыта, применение научных разработок в своей деятельности.
Исследовательский подход преподавателя к обучению и воспитанию, по мнению А.И. Кочетова, означает:
непрерывное изучение и внедрение в практику достижений науки;
ориентацию на новые идеи в современном человековедении (философия, психология, педагогика, социология и т,д.);
использование во всей работе диагностического подхода;
применение на практике научного анализа своего опыта;
научная аргументация при использовании передового педагогического опыта или при распространении своих идей и находок;
всесторонний, глубинный анализ (на уровне моделей, концепций) целостной системы обучения и воспитания;
обоснование эффективности апробированных или создаваемых авторских методик с помощью полученных комплексной методикой достоверных научных данных.
Такой подход к обучению и воспитанию складывается годами. Можно выделить 4 ступени на пути к аершинам педагогического мастерства, по которым "поднимается" преподаватель.
1-я ступень. Понимание неизбежности ошибок и неудач в работе, их анализ.
2-я ступень. Осознание необходимости исследовательского подхода,
3-я ступень. Личная ответственность за свой труд, независимость от условий и обстоятельств.
4-я ступень - высшая - овладение культурой педагогического мышления, включающего в себя последовательность и логику, нестандартность и обоснованность любой педагогической новации.
Исходя из вышеизложенного, нами выделены основные положения исследовательской работы студентов по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах».
1. Исследовательская работа организуется с целью;
- включения студентов в опытно - экспериментальную работу, способствующую формированию их творческих способностей;
- формирования опыта, первоначальных умений и навыков ведения исследований, приобщение к исследовательской деятельности как необходимой составляющей цели профессионально- педагогического колледжа;
- помощи преподавателям в реализации индивидуальных и групповых программ опытно - экспериментальной работы в колледже как условия обеспечения широких возможностей для «трансляции» личностных, исследова-тельско - творческих и профессиональных качеств педагогов;
- помощи в создании единой системы диагностического обеспечения опытно — экспериментальной работы;
- реализации педагогического компонента в деятельности колледжа через формирование творческих способностей будущих учителей.
2. Участниками исследовательской деятельности являются преподаватели и студенты.
3. Научными руководителями студентов назначаются преподаватели кафедр вузов, научно-педагогические работники, преподаватели колледжа, которые консультируют студентов по вопросам методики ведения опытно- экспериментальной работы, ее планирования, диагностики, обработки результатов, подведения итогов и т.д.
4. Направление и содержание исследовательской деятельности определяется студентами совместно с научными руководителями и задается конкретной темой исследовательской деятельности.
5. Студенты - исследователи участвуют в творческих отчетах на студенческих конференциях, методических семинарах, педагогических советах, заседаниях предметно-цикловых комиссий, публикуют результаты своих исследований в рукописных журналах, студенческих сборниках и т.д.
6. По решению координационно-методического совета лучшие исследовательские работы студентов могут быть поощрены премиями или ценными подарками, участвовать в областных, республиканских и других конкурсах,
В колледже складывается система организации научно - исследовательской работы на базе сотрудничества педагогов высшей школы, колледжа, студентов и учителей начальной школы.
Организация исследовательской работы осуществляется на двух уровнях:
1-й уровень: деятельность преподавателей, включающую их переподготовку в системе повышения квалификации (участие в методических семинарах, педсоветах, методсоветах, планирование и осуществление индивидуальной научно-методической работы, обобщение опыта и т.д.), руководство и выполнение исследовательских работ;
2-й уровень: деятельность студентов, которая строится с учетом специфики учебного плана ло курсам, творческих самостоятельных работ и особенностей учебных курсов.
С целью повышения профессионального уровня преподавателей осуществляется их обучение через систему повышения квалификации, включающей коллективные и индивидуальные формы научно-методической работы в колледже, вузах и других учебных заведениях.