Содержание к диссертации
Введение
Глава І.Теоретические основы формирования ценностного самоотношения у будущего учителя
1.1. Понимание сущности ценностного самоотношения в научной литературе 10
1.2. Психологические вопросы формирования ценностного самоотношения у будущего учителя 23
1.3. Формирование ценностного самоотношения у будущего учителя как педагогическая проблема 44
Глава 2.Пути и средства формирования ценностного самоотношения у будущего учителя при обучении иностранному языку
2.1. Анализ состояния исходного уровня сформированности ценностного самоотношения у будущего учителя 68
2.2. Использование личностно-ориентированной программы обучения иностранному языку 85
2.2. Обеспечение успешности учебной деятельности студента 105
2.4. Гуманизация взаимодействия субъектов образовательного процесса 122
2.5. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного самоотношения у будущего учителя при обучении иностранному языку 138
Заключение 151
Библиографический список 155
Приложения 176
- Понимание сущности ценностного самоотношения в научной литературе
- Психологические вопросы формирования ценностного самоотношения у будущего учителя
- Анализ состояния исходного уровня сформированности ценностного самоотношения у будущего учителя
Введение к работе
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения,
происшедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой переоценку всей системы общественно-личностных ценностей и требуют существенного пересмотра концептуальных основ образования. Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, готовой вырабатывать и изменять собственную стратегию жизни и быть счастливой -такова подлинная цель и критерии успешности современного образования. Возрастают требования к личностным и профессиональным характеристикам педагога. Гуманизация образования как методологический ориентир нового подхода ставит острый вопрос о готовности учителя к педагогической деятельности в системе отношений, в которых ключевым социально-психологическим образованием является признание человека наивысшей ценностью. «Первичным благом, которое лежит в основе всех человеческих стремлений и действий и которое необходимо учитывать при построении справедливого общества, является отношение человека к самому себе, его самоуважение, вера в свои возможности» (Дж. Ролз). Определение сущности человека как «ансамбля отношений» актуализирует проблему формирования отношения к себе как ценности. Ценностное самоотношение рассматривается как система личностных образований, определяющих более или менее устойчивую степень положительного отношения к собственному Я. Ценностное самоотношение обеспечивает учителю духовно-нравственное, деятельностно-практическое самообогащение и взаимосвязано с реализацией гуманистической образовательной парадигмы.
Преобладание в вузовском обучении традиционного знаниевого подхода, авторитарный стиль педагогического общения, субъективность оценочной деятельности, ориентированность на «среднего» студента выступают главными препятствиями роста чувства самоценности будущего
учителя, которое формируется в основном стихийно, ограничивая тем самым его личностное и профессиональное становление.
На сегодняшний день сложилось определенное противоречие между возросшей потребностью общества в учителе, способном строить педагогическое взаимодействие на принципах гуманистического образования, требующего высокого уровня сформированности ценностного самоотношения, и недостаточной разработанностью указанного аспекта в педагогической теории и практике.
Проблема исследования состоит в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании комплекса эффективных условий успешного формирования ценностного самоотношения у будущего учителя при обучении иностранному языку, что и определило выбор темы нашего исследования: «Формирование ценностного самоотношения у будущего учителя при обучении иностранному языку».
Цель исследования: выявление и обоснование комплекса условий формирования ценностного самоотношения у будущего учителя при обучении иностранному языку.
Объект исследования: становление будущего учителя в педагогическом процессе ВУЗа.
Предмет исследования: процесс формирования ценностного самоотношения у будущего учителя при обучении иностранному языку.
Гипотеза исследования.
Ценностное самоотношение является необходимым условием личностного и профессионального становления будущего учителя, так как оно стимулирует процессы самопознания, самопонимания, самореализации; является мерой готовности к педагогической деятельности в системе отношений, признающих человека наивысшей ценностью.
Формирование ценностного самоотношения у будущего учителя при обучении иностранному языку будет наиболее успешным, если:
использовать личностно-ориентированную программу обучения иностранному языку;
обеспечить успешность учебной деятельности студента;
гуманизировать взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Задачи исследования.
Раскрыть сущность и структуру процесса формирования ценностного самоотношения у будущего учителя.
Определить критерии успешного формирования ценностного самоотношения у будущего учителя при обучении иностранному языку.
Разработать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность педагогических условий формирования ценностного самоотношения у будущего учителя при обучении иностранному языку.
4. Разработать методические рекомендации для преподавателей по
формированию ценностного самоотношения у будущего учителя при
обучении иностранному языку.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения о человеке как высшей ценности (Б.Г. Ананьев, О.С. Газман, И.С. Кон, СВ. Кульневич, Д.А. Леонтьев, В.В. Столин, В.А. Сухомлинский, Л. Фейербах, Э. Фромм и др.); концепции о взаимосвязи ценностного самоотношения и общечеловеческих ценностей: смысла жизни, свободы, творчества, самосовершенствования (Н.А.Бердяев, В. Франкл, Н.Е. Щуркова и др.); идеи о взаимосвязи отношения к себе, людям и миру в целом (М.М. Бахтин, М. Бубер, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. Швейцер и др.); представления об условиях личностного и профессионального становления педагога (Н.П. Аникеева, Р. Берне, Л.Н. Куликова, Л.М. Митина, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин и др.); принципы личностной ориентированности процесса обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.),
6 в том числе на занятиях по иностранному языку (Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, И.А. Цатурова и др.).
Методы исследования. В работе использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ и синтез научной литературы, учебно-методических материалов по проблеме исследования; наблюдение, опрос, беседы; психолого-педагогическая диагностика: анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент. Количественный анализ полученных данных осуществлялся с помощью методов математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые раскрыта сущность процесса формирования ценностного самоотношения как целенаправленного, организованного, гуманистически ориентированного взаимодействия преподавателя и студента, побуждающего студента к самопознанию, самопониманию, самореализации и конкретизирована структура данного процесса, включающая субъектов (преподавателя и студента), учебно-воспитательные цели, принципы, содержание, методы; определены критерии успешного формирования ценностного самоотношения у будущего учителя (позитивная самооценка студента, уверенность в себе, личностная направленность ценностных ориентации); разработаны педагогические условия формирования ценностного самоотношения у будущего учителя при обучении иностранному языку (использование личностно-ориентированной программы обучения, обеспечение успешности учебной деятельности студента, гуманизация субъектов образовательного процесса).
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании возможности формирования ценностного самоотношения у будущего учителя средствами иностранного языка; разработке содержания, структуры, критериев, условий формирования ценностного самоотношения. Результаты исследования расширяют существующие представления о ценностном
самоотношении будущего учителя общеобразовательной школы и его формировании.
Практическая значимость исследования связана с тем, что разработана, апробирована и внедрена личностно-ориентированная программа обучения иностранному языку, стимулирующая формирование ценностного самоотношения у будущего учителя; разработаны методические рекомендации для преподавателей, направленные на реализацию условий, способствующих развитию чувства самоценности у студента («Обучение активному владению иностранным языком студентов неязыковых специальностей»); учебное пособие для студентов, обеспечивающее более успешное овладение иностранным языком («Немецкий язык: грамматические признаки, помогающие ориентироваться в тексте»); подготовлены рекомендации для студентов по активизации процесса формирования ценностного самоотношения. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями на материале других предметов в образовательных учреждениях разного типа.
Достоверность научных результатов исследования обеспечивается теоретической и методологической обоснованностью исходных положений; системным рассмотрением проблемы; комплексной методикой исследования, адекватной его логике и задачам; опытно-педагогической проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробации; корректным использованием методов сбора и проверки эмпирического материала; многоаспектностью обработки данных, включающих качественные и количественные оценки.
Положения, выносимые на защиту.
1. Сущность процесса формирования ценностного самоотношения у будущего учителя рассматривается как целенаправленное, организованное, гуманистически ориентированное взаимодействие преподавателя и студента, побуждающее студента к самопознанию, самопониманию, самореализации;
структура данного процесса включает субъектов (преподавателя и студента), учебно-воспитательные цели, принципы, содержание, методы.
2. Критериями успешного формирования ценностного самоотношения
являются: позитивная самооценка студента, уверенность в себе, личностная
направленность ценностных ориентации.
3. Эффективными педагогическими условиями формирования
ценностного самоотношения у будущего учителя при обучении иностранному
языку являются: использование личностно-ориентированной программы
обучения, обеспечение успешности учебной деятельности студента,
гуманистическое взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Апробация результатов исследования: материалы исследования обсуждались и получили одобрение на Всероссийских научно-практических конференциях: «Организационно-педагогические проблемы экологического образования на современном этапе» (Горно-Алтайск, 2001), «Психодидактика высшего и среднего образования» (Барнаул, 2002, 2004); республиканской научно-практической конференции «Народное образование - фактор социально-экономического и культурного развития Республики Алтай» (Горно-Алтайск, 2002); региональных научно-практических конференциях «Развитие личности в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (Бийск, 2001, 2003, 2004); заседаниях кафедр педагогики, теории и методики профессионального образования, иностранных языков Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина
Публикации: по материалам исследования имеется одиннадцать публикаций.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе естественно-географического и педагогического факультетов Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина с 2000 по 2005 годы и включало три этапа.
На первом этапе - поисковом (2000 - 2001) - осуществлялся анализ изученности проблемы в философской, психологической и педагогической литературе, ее отражения в практике образовательного процесса современной высшей педагогической школы; определялось концептуальное ядро исследования, выдвигалась рабочая гипотеза, намечалась программа опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе - теоретико-экспериментальном (2001 - 2004) -проводились констатирующий и формирующий эксперименты, обосновывались теоретические положения, уточнялась концепция исследования, оценивалась эффективность вводимых педагогических путей и средств.
На третьем этапе - завершающем (2004 - 2005) - проводилась обработка и анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация данных, уточнение полученных теоретических и практических выводов, апробация, подготовка методических рекомендаций, оформление диссертационного исследования.
В исследовании приняли участие 315 человек.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Понимание сущности ценностного самоотношения в научной литературе
Социально-экономические и духовные изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, все больше обостряют проблему уникальности, самоценности человека и требуют проведения новой образовательной политики как в средней, так и высшей школе, так как от них зависит действенность и результативность всех процессов выживания российского общества. Этим определяется цель сегодняшнего образования: возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нации, воспитание социально стабильных, свободных, активных, нравственных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности и собственной значимости. Изменилось не столько само содержание целей, сколько их иерархия, соподчинённость. Так, в статье 14 Закона «Об образовании» задача самоопределения и самореализации личности выдвинута в качестве ведущей.
Методологическим ориентиром нового подхода стала гуманизация образования (лат. humanus - человеческий, человечный), обращающая педагогов к проблемам развития уникальной целостной личности. Гуманизация высшей педагогической школы предполагает поиск человекосообразных форм взаимодействия преподавателя и студента, обеспечивающих формирование у будущего учителя ценностного отношения к себе и другим людям и активизирующих внутренние механизмы самореализации, самосовершенствования.
Понятие «ценностное самоотношение» в справочной и энциклопедической литературе как самостоятельное, к сожалению, отсутствует. С этой целью мы обратились к понятиям, которые, на наш взгляд, являются близкими смысловыми эквивалентами - «ценность», «самоценность», «любовь к себе», «самосознание», «самоотношение».
Большинством исследователей под ценностями понимается значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений [66, с.480], [159, с.371], к которым они относятся с уважением, признанием [199, с.175] и без которых не мыслят собственной жизни [216, с.220].
Ценности рассматриваются как элемент когнитивной структуры личности и как элемент её мотивационно-потребностной сферы, т.е. выполняют двойную функцию. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают занять определённую позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Во-вторых, они выступают в качестве мотивов деятельности и поведения, помогая человеку ориентироваться в мире и достигать определённых целей [213, с. 137]. Ценностные ориентации определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе. Этот компонент структуры личности представляет собой «некую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы, чувства человека и с точки зрения которых решаются многие жизненные вопросы» (Т.А. Ольховая).
Ценности носят исторический характер. Каждое общество, каждая культура и социальная группа может иметь свою иерархию ценностей. Принятая в том или ином обществе, эта система отношений ставит на первое место либо индивидуальный самоконтроль и личные достижения, либо обязательство общественной солидарности. Это обстоятельство является одним из распространённых критериев, по которым могут различаться культуры. Так, западная культура предполагает, что жизнь будет богаче, если человек определит свои возможные Я и поверит в собственные силы: «Будьте самим собой. ... Чтобы любить других, сначала полюбите себя». Незападные же культуры взращивают так называемое взаимозависимое Я (С. Кимаяма, X. Маркус) [115, с.71]. Человек с взаимозависимым Я в большей степени ощущает принадлежность к чему-либо или кому-либо и цель образования состоит не столько в развитии Я индивида, сколько в достижении гармонии с обществом.
Уважение личности, ее своеобразия и индивидуальности, права на свободное развитие и счастье - это ядро любых прогрессивных концепций прошлого и настоящего, в том числе и христианской религиозной морали. Из Нового Завета мы узнаём о трёх видах любви: к Богу, другим людям и самому себе. Первой заповедью является любовь к Богу. Любовь к другим и себе -производные от любви к Богу: «Возлюби ближнего твоего как самого себя» [26, с.37-39]. Однако любовь к Всевышнему, людям и самому себе не исключают друг друга. В философии Л.Н. Толстого нравственное отношение к себе автоматически гарантирует нравственное отношение к другим: «Я возношу свою жизнь, и это одно может вознести жизнь другого. Так, если я вознесу себя, я вознесу всех. Я в них, и они во мне». ... «Верьте ... себе, тому вечному, разумному и благому началу, которое живёт в каждом из нас», -гласит жизнеучение Л.Н. Толстого [192, с.63], [191, с.302].
Подтверждение этой мысли мы находим и у современных исследователей. Например, по мнению Л.Н. Куликовой, «человек начинается с чувства своей самоценности, с веры в себя» [103, с.8]. Е.В. Шишмакова характеризует самоценность как «эмоционально-когнитивное отношение к самому себе, которое выражается в стремлении остаться самим собой, реализовать себя, найти своё место в жизнетворчестве» [214, с.32]. У Д.А. Белухина под чувством самоценности понимается ощущение, эмоциональная окраска отношения к себе [21, с.298].
Вместе с тем, существует иной подход, полностью отрицающий возможность любви к человеку в силу его греховности и ничтожности. Классическое выражение этот принцип обрёл в теологии Кальвина, основанной на крайнем презрении к себе [228, с.619]. Делая акцент на ничтожности и слабости человека, Кальвин называл себялюбие «чумой» и подразумевал, что у человека нет ничего, достойного любви и уважения.
Подобного утверждения придерживался и немецкий философ Э. Кант. Несмотря на то, что он испытывал большее уважение к личности, чем Кальвин, выдвинув принцип, что человек есть цель, а не средство, но и он осуждал себялюбие, утверждая, что любовь к себе, стремление к собственному счастью никогда не могут быть добродетелью. По его мнению, человек должен видеть высшее счастье лишь в исполнении своего долга перед нацией и государством, пренебрегая собственными интересами и благополучием [81, с.354], [82, с.ЗО].
Психологические вопросы формирования ценностного самоотношения у будущего учителя
Многосторонний характер проблемы нашего исследования предполагает изучение целого комплекса факторов, оказывающих позитивное влияние на формирование ценностного самоотношения у будущего учителя. Прежде всего необходимо вспомнить положение И.С. Кона о том, что «открытие Я -не одномоментное и пожизненное приобретение, а целая серия последовательных открытий, каждое из которых предполагает предыдущие и вместе с тем вносит в них коррективы» [94, с. 145].
Рассмотрим это утверждение подробнее и обратимся к теории личности Э. Эриксона, которая акцентирует внимание на изменениях, происходящих в ходе развития человека [229, с.286]. В его концепции основы ценностного самоотношения закладываются ещё в младенчестве в виде чувства «базового доверия», которое является «первым развивающим компонентом ментальной витальности» [218, с. 130]. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляется чувство «базового недоверия», которое позднее может проявиться у взрослого в форме замкнутости, высоком уровне тревожности, неуверенности в себе. В раннем детстве формируется чувство автономии и личной ценности, активности и инициативы или их противоположность -сомнение в себе, пассивность и подавленность. Главным новообразованием школьного возраста является стремление к достижениям, развитию познавательных и коммуникативных навыков, эффективности, компетентности. В отрицательном варианте развития появляется чувство собственной неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. Юность характеризуется появлением чувства индивидуальности, идентичности, непохожести на другого, активным поиском себя, жизненным самоопределением. Хотя на каждой из стадий развития Э. Эриксоном описаны лишь некоторые личностные образования, рассмотренная концепция представляет главное - значение детства и юности в формировании у человека ценностного самоотношения, гарантирующего здоровое развитие личности.
Остановимся далее более подробно на особенностях студенческого возраста. Исследования Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, А.А. Реана, В.А. Сластёнина, В.И. Слободчикова и др. позволяют охарактеризовать студента с социально-психологической и психолого-педагогической позиций.
Современные студенты - это молодые люди в возрасте 18-25 лет. В классификациях периодов жизни человека этот возраст определяется как поздняя юность или ранняя зрелость [44, с.255], [11, с.346-347]. Студенческий возраст - это возраст физического совершенства человека. Достигают максимума в своём развитии высшие психические функции: внимание, память, мышление, речь, эмоции, чувства. Этот факт позволил Б.Г. Ананьеву сделать вывод о том, что в студенческом возрасте имеются наибольшие возможности развития, и именно в этом возрастном диапазоне расположены сензитивные периоды, максимально благоприятные для обучения и профессиональной подготовки [10, с.20]. По мнению В.И. Слободчикова, возраст от 18 до 40 лет - это период индивидуализации, «приводящей человека к его уникальности и неповторимости» [173, с.387]. Этот момент в духовном развитии человека связан с поиском «своей укоренённости в мире, с выработкой собственного мировоззрения, со становлением подлинного авторства в определении и реализации своего собственного способа жизни» [172,с.48].
Важнейшая потребность студенческого возраста - в общении, достижениях и самоутверждении как проявлении стремления молодого человека к уважительному положению среди других людей и собственному одобрению своего поведения. В этот период последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих кардинальную смену движущих сил личностного развития: индивидуальное мировоззрение, система личностных ценностей [109, с.376], «персонофицированная ответственность за собственную судьбу» [197, с.96]. В ходе этих изменений источник и движущие силы развития молодого человека смещаются внутрь самой личности, которая обретает способность преодолевать обусловленность её жизнедеятельности окружающим миром.
Обратимся далее к научным теориям, в которых представления об условиях и движущих силах развития личности связываются с проблемой самопринятия, отношения к себе как ценности, и рассмотрим концепции, которые имеют педагогическое применение к теме нашего исследования. В зарубежной психологии этот вопрос затрагивается в трудах как учёных-психоаналитиков - А. Адлера, Г. Сэливана, К. Хорни, Э. Фромма, Э. Эриксона, К. Юнга и др., так и представителей гуманистической теории - Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллер и др.
А. Адлер поставил в центр своей теории идею о том, что человек является самосогласующимся организмом, который невозможно представить без непрерывного движения в направлении роста и развития [5]. На конечную цель жизни влияет образ желаемого Я, который зарождается одновременно с осознанием своего Я, и для достижения этой цели «решающим является ощущение собственной ценности или чувство своей индивидуальности» [4, с. 140]. А. Адлер полагал, что фундаментальным законом жизни является врождённое стремление человека к преодолению «комплекса недостаточности» (Minderwertigkeitskompleks), и утверждал, что каждый стремится преодолеть свою недостаточность, преодолеть себя-худшего и устремиться к себе-лучшему. Для развёртывания процесса активизации и роста человека, необходимо увидеть в нём не объект обучения, а субъект, зрелую личность, способную жить общественными интересами, так как, по мнению ученого, именно полезность для других рождает чувство собственной ценности [6, с.243-245]. Э. Эриксон, вслед за А. Адлером, относил факторы социальной жизни к условиям, определяющим развитие человека. Поскольку личность детерминирована условиями общественной жизни, то значительные изменения в обществе должны вызывать перестройку личности, чтобы была обеспечена её «психосоциальная идентичность» [24, с.53]. В противном случае у человека наступает потеря самого себя. У Э. Эриксона идентичность - это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также знание о том, как реагируют на него другие. Задача, с которой встречаются молодые люди, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность.
В определении идентичности, данном Э. Эриксоном, можно выделить три элемента: 1) молодые люди должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе»; 2) значимые другие тоже должны видеть их «тождественность и целостность»; 3) они должны достичь уверенности в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи [207, с.228].
Э. Эриксон считал, что чувство идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути, когда он позволяет себе быть отличным от других, ценит свою оригинальность и неповторимость.
Анализ состояния исходного уровня сформированности ценностного самоотношения у будущего учителя
Целью опытно-экспериментальной работы было выявление и обоснование путей и средств формирования ценностного самоотношения у будущего учителя при обучении иностранному языку. Мы ставили задачу рассмотреть динамику становления ценностного самоотношения путем активного вмешательства исследователя в изучаемый процесс. Цель и задачи исследования определили структуру и программу экспериментального обучения. Данное исследование проводилось с использованием основных принципов комплексного и системного подходов к изучению человека (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев), личности обучаемого (А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.А. Реан). Преимущество этих подходов состоит в том, что различные показатели дополняют друг друга и дают адекватную картину внутреннего мира человека.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось с сентября 2001 по январь 2004 года на базе естественно-географического и педагогического факультетов Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина (количество студентов контрольной и экспериментальной групп составило 195 человек). Эксперимент проводился с помощью метода «единственного различия» (Р.С. Немов). В экспериментальной группе были созданы специально разработанные педагогические условия формирования ценностного самоотношения: использование личностно-ориентированной программы обучения иностранному языку; обеспечение успешности учебной деятельности студента и осознание этого успеха; гуманизация взаимодействия субъектов образовательного процесса. В контрольной группе указанные педагогические условия не применялись. Разница в результатах между сдвигами в обеих группах должна говорить об эффективности или несостоятельности предлагаемых нами педагогических условий формирования ценностного самоотношения. Через определенные промежутки времени, по окончании учебного семестра, проводилась оценка изменений, происшедших в экспериментальной и контрольной группах. Полученные данные сравнивались с исходными.
Проверка гипотезы осуществлялась в три логически взаимосвязанных этапа: констатирующий, формирующий и заключительный.
Констатирующий этап должен был дать объективную картину состояния процесса формирования ценностного самоотношения у будущего учителя к началу опытно-экспериментальной работы.
Целью формирующего этапа являлась активизация внутреннего потенциала студентов экспериментальной группы путем параллельного создания взаимодополняющих педагогических условий, способствующих формированию ценностного самоотношения; отслеживание итогов на каждом из этапов, коррекция процесса формирования данного качества на основе результатов контрольных «срезов».
Заключительный этап предполагал качественно-количественный анализ и интерпретацию результатов экспериментальной работы, их сопоставление с прогнозируемыми.
Данный параграф представляет собой суть констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования, целью которого был анализ состояния исходного уровня сформированности ценностного самоотношения у будущего учителя. В ходе констатирующего эксперимента выявлялась также ориентированность вузовских преподавателей на тот или иной подход в обучении.
Исследование проводилось с сентября по декабрь 2001 года. Первая задача состояла в определении исходного уровня сформированности ценностного самоотношения у студентов контрольной и экспериментальной групп. В зависимости от степени проявления выявленных критериев было выделено три уровня - низкий, средний и высокий.
Низкий уровень ценностного самоотношения характеризуется частичным самопринятием, надостатком самодоверия, самоуважения; уверенностью в себе лишь в единичных случаях, связанных в основном с прошлым позитивным опытом, зависимостью от мнений других; выраженной ориентированностью на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с будущими учениками.
Для среднего уровня свойственно обусловленное принятие себя, в основном в ситуациях успеха и недостаток самодоверия в ситуациях с непрогнозируемым успешным результатом; уверенность в себе при наличии прошлого позитивного опыта и в случае успешного наглядного примера, равная степень автономности-зависимости в деятельности и суждениях; умеренная (не достаточно выраженная) ориентированность на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с будущими учениками.
Для высокого уровня характерно полное принятие себя в многообразии личностных качеств; уверенность в себе, основанная на вере в свои возможности, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к осуществлению самостоятельного выбора; автономность в деятельности и суждениях; выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с будущими учениками.
Самоотношение исследовалось нами с помощью методических средств, которые используются для диагностики тех или иных аспектов самосознания, в том числе и отношения к себе. Материал о характере самооценки обучаемых был собран с помощью процедуры ранжирования (А.А. Реан) [149, с.418-419]. На бланке было перечислено 20 различных качеств личности и испытуемым предлагалось расположить их в колонке «Идеал» от 1 до 20 баллов в той последовательности, в какой мере они им импонируют (20 - высший балл, 1