Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования артистизма у музыкантов-исполнителей
1. Исполнительское искусство как педагогическая проблема 13-45
2. Личность музыканта-исполнителя 45-80
3. Артистизм музыканта-исполнителя: сущность и структура понятия...80-104
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию артистизма у музыкантов-исполнителей
1. Система формирования артистизма у музыкантов-исполнителей 105-137
2. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию артистизма у музыкантов-исполнителей 137-150
Заключение 150-155
Список использованных источников и литературы 156-171
Приложение 172-194
- Исполнительское искусство как педагогическая проблема
- Система формирования артистизма у музыкантов-исполнителей
- Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию артистизма у музыкантов-исполнителей
Введение к работе
Актуальность исследования. Глубокие и многообразные изменения, происходящие в настоящее время в современном образовании, свидетельствует о смене научных подходов к решению учебно-воспитательных задач в сфере музыкального искусства. Феномен искусства органически связан с потребностью человека к самовыражению духовной сущности, к утверждению высшего предназначения своего человеческого «Я». Музыка как часть духовной культуры содержит опыт, накопленный за тысячелетия, который, оказывая сильное эмоциональное воздействие, вызывает особый подъем чувств, способствует очищению, катарсису.
Музыка как вид искусства сочетает в себе чувственное и рациональное начало, ей принадлежит особое место среди исполнительских искусств, утвердивших в европейской культуре субстанцию художественного произведения как специфически выстроенного воплощения духовно значимого содержания в формах, обеспечивающих его адекватное восприятие слушателями. Выделение исполнительства в специфический вид музыкально-творческой деятельности потребовало постижения результатов художественной деятельности автора музыкального произведения, поиска способов оптимизации направленности его воплощения на слушателя в процессе публичного выступления.
Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности музыканта-исполнителя вызвали необходимость становления его творческой индивидуальности, развития творческих способностей и индивидуального стиля музыкально-исполнительской деятельности. Идея формирования творческой личности стимулирует поиск средств, обеспечивающих развитие профессионально значимых свойств музыканта-исполнителя в вузе.
Анализ и осмысление научной литературы, посвященной творческой индивидуальности, показывает, что данная проблема исследуется на философском (Н.А. Бердяев, В.В. Иванов, В.А. Конев, ЯЛ. Пономарев и др.),
4 психологическом (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогическом (Ю.П. Азаров, И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.) уровнях.
В методической литературе отмечается, что существенным показателем музыкальной зрелости и высочайшего профессионализма на концертной эстраде является артистизм. Артистизм музыканта-исполнителя предстает богатством и красотой внутреннего мира, разнообразной палитрой эмоций, способностью к гармоничному сочетанию внешней и внутренней выразительности, к перевоплощению.
Ретроспективный анализ научной литературы показывает, что проблема формирования творческой личности музыканта разрабатывалась исследователями: выявлялась специфика профессиональной деятельности и личностных качеств музыканта (Л.Л. Бочкарев, А.Б. Гольденвейзер, Е.Г. Гурен-ко, Г.Г. Нейгауз, Г.П. Прокофьев, В.Г. Ражников, СИ. Савшинский, и др.); разрабатывались методики его подготовки (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Баренбойм, Н.И. Голубовская, Л.С. Гинзбург, Г.М. Коган, Г.М. Цыпин и др.); описывались системы профессионального музыкального образования (В.И. Авратинер, Г.Г. Коломиец, Д.К. Кинарская и др.).
Особую значимость имеют исследования, в которых рассматривается проблема становления личности учителя на основе сопоставления специфики педагогической деятельности с другими видами деятельности, в частности, с профессией актера (В.М. Букатов, О.С. Булатова, П.М. Ершов, А.П. Ершова, Б.Е. Захава, Е.Г. Кашина, З.Я. Корогодский, П.В. Симонов, К.С. Станиславский, и др.).
Вместе с тем обнаруживается, что в вузе недостаточно уделяется внимания
формированию у будущих музыкантов-исполнителей артистизма. На наш взгляд, главной причиной этого является отсутствие целенаправленной, систематической работы с будущими музыкантами-исполнителями по формированию артистизма как профессионально значимого свойства, что обусловлено объективными противоречиями между:
-уровнем образовательного процесса по подготовке музыкантов-исполнителей и характером требований, предъявляемых к специальностям в современных условиях;
-современными требованиями к способам решения профессиональных задач музыкантом-исполнителем и недостаточной разработанностью их в педагогической науке;
-структурно сложным комплексом задач музыкально-исполнительской деятельности, недостаточной разработанностью средств с учетом специфики процесса профессиональной подготовки на музыкально-исполнительском факультете.
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема обоснования необходимости формирования артистизма у будущих музыкантов-исполнителей. В практическом плане - это разработка содержания и средств профессионально-исполнительской подготовки, результат которой выражается артистизмом музыкантов-исполнителей.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей.
Предмет исследования: система формирования артистизма у музыкантов-исполнителей как аспект профессиональной подготовки.
Цель исследования: теоретически разработать и апробировать практикоориентированную концепцию формирования артистизма у музыкантов-исполнителей.
Гипотеза исследования: Творческая сущность исполнительского искусства выражается в передаче идеи автора индивидуальными выразительными средствами на языке невербальной коммуникации. Музыкант-исполнитель, как определяющий фактор исполнительского искусства, доносит до слушателей художественный образ средствами артистической трактовки. Исходим из того, что готовность к реализации посреднической, интерпретационной, воспроизводящей функций музыкально-исполнительской деятельности является предпосылкой успешного публичного
выступления, характеризующегося искусством самовыражения, артистизмом. Формирование артистизма у студентов музыкально-исполнительского факультета предполагает, что:
-учитываются особенности музыкально-исполнительской деятельности, обусловленные комплексом личностных характеристик музыканта-исполнителя;
-в виде общей характеристики для представителей искусства и специфичной для музыканта-исполнителя рассматривается артистизм;
-определяется сущность и структура понятия (артистизм, «артистизм музыканта-исполнителя», формирование артистизма у музыкантов-исполнителей);
-разработана система формирования артистизма у музыкантов-исполнителей.
Задачи исследования:
Конкретизировать научное представление об особенностях музыкально-исполнительской деятельности.
Выделить специфичное в личности музыканта-исполнителя.
Определить сущность и структуру ключевых понятий.
4. Разработать и экспериментально проверить систему формирования
артистизма у музыкантов-исполнителей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ведущей тенденцией развития современного образования является его гуманистическая направленность. Однако существует противоречие между традиционными подходами к организации учебного процесса в современном вузе и природой гуманизации профессиональной подготовки, характеристиками которой являются профессионально значимые свойства. Структура деятельности музыканта-исполнителя, имея общепедагогическую основу, обусловлена специфическим характером музыкального образования, направленного на развитие творческого потенциала студентов. Разрешению противоречия между требованиями к деятельности и личности музыканта-исполнителя и индивидуально-личностными возможностями для
7 осуществления исполнительского процесса может способствовать профессиональная подготовка, обеспечивающая условия для становления культуры мысли, культуры чувств, поведенческой культуры студентов музыкально-исполнительского факультета.
2. Личностно-ориентированная парадигма профессионального образования
предполагает принципиально новый взгляд на проблему подготовки студентов
к музыкально-исполнительской деятельности, в основе которого обозначен
критерий личностной (свойства) и деятельностной (техника) готовности к
представлению культурных образцов. Стратегия профессиональной подго
товки в специальном вузе должна направляться на формирование
профессионально значимого свойства - артистизма, необходимость которого
обусловлена синкретичностью музыкально-исполнительской деятельности.
3. Принципиально важным является доказательство того, что при
определении структуры артистизма музыканта-исполнителя следует
базироваться на функциональном подходе, что позволяет соотносить ее
компонентный состав с функциями музыкально-исполнительской деятельности
(когнитивный компонент - сотворческая функция; эмоционально-волевой
компонент - интерпретационная функция; поведенческий компонент —
воспроизводящая функция).
4. В требовании изменить содержание и процессуальные характеристики
профессиональной подготовки будущих студентов, направленной на
формирование артистизма, заложена основа становления творческой личности
музыканта-исполнителя. Изменения выражаются включением в учебно-воспи
тательный процесс системы формирования артистизма у музыкантов-
исполнителей: специальные учебные дисциплины дополняются содержанием,
стимулирующим развитие показателей в структуре компонентов артистизма, а
спецкурс «Основы формирования артистизма у музыкантов-исполнителей»
выполняет интегрирующую функцию; специально отобранные упражнения
обеспечивают единство внешнего и внутреннего артистизма. Результативность
реализации системы будет выражаться положительной динамикой и
доминированием показателей в структуре компонентов артистизма.
8 Научная новизна исследования:
-конкретизировано научное представление об особенностях музыкально-
исполнительской деятельности (вторичность, относительная
самостоятельность, публичность, необратимость, регламентированность),
задающих специфические виды деятельности музыканта-исполнителя
(освоение, создание, исполнение), что подтверждает необходимость развития
творческого потенциала студента;
-выделено в личности музыканта-исполнителя общее (техника представления художественного произведения) и специфичное (артистизм в структуре индивидуально-личностных возможностей);
-определена сущность (интегративное образование личности) и структурные компоненты артистизма музыканта-исполнителя (когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий), показатели которых представляют культурные образцы соучастия, проникновения в замысел автора и выразительное исполнение музыкального произведения;
-разработана система формирования артистизма у музыкантов-исполнителей (спецкурс «Основы формирования артистизма у музыкантов-исполнителей», выполняя интегрирующую функцию, обеспечивает междисциплинарные связи; комплекс упражнений стимулирует рост показателей в структуре компонентов артистизма), доказана ее эффективность положительной динамикой показателей компонентов артистизма и доминирующими показателями в составе каждого компонента.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования будут способствовать решению задач профессиональной подготовки будущих музыкантов-исполнителей; расширят представления о способах создания контекста исполнительской деятельности в ходе учебного процесса; составят основу для широких теоретических представлений о профессионально значимых качествах музыканта-исполнителя; будут способствовать формированию артистизма музыканта-исполнителя с учетом специфики и функций его профессиональной деятельности; открываются возможности
9 нового подхода к развитию способностей студентов музыкально-исполнительского факультета.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют совершенствованию подготовки будущих музыкантов-исполнителей, определению подходов и принципов построения образовательных систем, обеспечивающих развитие профессиональных качеств. По результатам исследования разработан спецкурс «Основы формирования артистизма у музыкантов-исполнителей», а так же комплекс заданий для аудиторной и внеаудиторной работы, способствующий активизации процесса профессиональной подготовки, результат которой представляется артистизмом музыканта-исполнителя. Разработанная и апробированная в Самарской государственной академии культуры и искусств система формирования артистизма у музыкантов-исполнителей может применяться в других учебных заведениях данного типа.
Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории и концепции, раскрывающие проблемы исполнительского искусства; современные психологические и педагогические теории и концепции профессионального образования; учение о рефлексивной природе сознания и мышления человека; контекстный, культурологический, личностно-ориентированный, деятельностный, системно-структурный подходы; современные теории музыкально-исполнительской деятельности.
Источниками исследования являются фундаментальные положения:
-о творческом потенциале и становлении личности (В.Л. Леви, А.Б. Орлов, В.И.Петрушин, Т.Г. Сырицо, В.П. Трусов, А.В. Эфрос и др.);
-о системном характере деятельности (Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Т.И.Руднева, В.А. Сластенин и др.);
-о единстве личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М.Тешгов и др.);
-методологии и методики педагогического исследования (В.В. Краевский, А.Г. Лидере, Б.Т. Лихачев, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин и др.).
Существенное значение в концептуальном плане имеют:
-идеи культурологического (Е.Б. Бондаревская, М.Г. Вохрышева Е.Н. Прасолов и др.); личностно-ориентированного (В.А. Орлов, И.С. Якиманская и др.); деятельностного (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) подходов;
-идеи акмеологии профессионального образования (А.А. Деркач, Г.Г. Коломиец, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина и др.);
-идеи становления педагогического артистизма у будущих учителей музыки (И.В. Адоевцева, Ж.В. Ваганова, И.Н. Головко и др.);
-теория художественно-эстетического творчества в профессиональной педагогической деятельности (П.М. Ершов, В.М. Букатов, Б.Е. Захава, Е.М.Ильев, П.В. Симонов, К.С. Станиславский, М.А. Чехов и др.);
-теория педагогического творчества (В.А. Кан-Калик, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандров, В.А. Сухомлинский и др.);
-теория художественно-интерпретационной природы исполнительства (Е.Г. Гуренко, Н.П. Корыхалова и др.);
-теория конгруэнтности (К. Роджерс).
В моделировании системы формирования артистизма у музыкантов-исполнителей базировались на: основах обучения и воспитания музыканта-педагога (В.И. Авратинер, Э.Б. Абдулин, Г.Г. Коломиец и др.) и основах обучения и воспитания музыканта-исполнителя (Ю.Т. Акимов, Л.Л. Бочкарев, А.А. Малинковская, В.И. Петрушин, Г.П. Прокофьев, В.Г. Ражников, С.И.Савшинский, Г.М. Цыпин и др.); ориентировались на результаты в области теоретического и исторического музыкознания (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Д.К. Кирнарская, Л.А. Мазель, Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский, А.Н.Серов, В.Н. Холопова и др.) и исследования в сфере музыкально-исполнительского искусства (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, Н.И. Голу-бовская, Л.Е. Гаккель, В.Ю. Григорьев, Г.М. Коган, Ф.Р. Липе, Г.Г. Нейгауз, В.Г. Ражников, М.А. Смирнов и др.).
База исследования: опыт профессиональной подготовки к музыкально-исполнительской деятельности; опыт подготовки студентов к международным и всероссийским конкурсам; к выступлениям на фестивалях, концертных площадках; опыт подготовки к музыкально-исполнительской деятельности студентов Самарской государственной академии культуры и искусств.
Работа выполнена на базе Самарского государственного университета.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (2000-2002 гг.). Изучение и анализ философской, психологической, педагогической, музыковедческой литературы, посвященной различным аспектам профессиональной деятельности музыканта-исполнителя; знакомство с исследованиями, тематически близкими нашему; выявление основных направлений в изучении проблемы профессиональной подготовки музыканта-исполнителя и средств формирования профессионально значимых качеств; проведение исследований с целью выявления состояния изучаемой проблемы, что позволило обосновать исходные позиции, проблему, выделить объект, предмет, цель, сформулировать гипотезу и задачи исследования; разработка структуры и содержания системы формирования артистизма у музыкантов-исполнителей. Результатом этого этапа явилось определение методологии и методов исследования, разработка и обоснование его программы.
Второй этап (2002-2004 гг.). В ходе экспериментальной работы, анализа и
осмысления опыта подготовки музыкантов-исполнителей проверялась и
уточнялась гипотеза исследования; выявлялись условия успешности
формирования артистизма как профессионально значимого свойства;
разрабатывались показатели, составляющие структуру компонентов артистизма
музыканта-исполнителя; корректировались средства обучения;
анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом
>
этого этапа явилась разработка системы формирования артистизма у музыкантов-исполнителей.
Третий этап (2004-2005гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для проверки эффективности системы формирования артистизма у музыкантов-исполнителей в условиях учебного процесса. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов, подвергнуто теоретическому анализу. Проведено оформление результатов исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, психологической, педагогической, музыкально-педагогической литературы; эмпирические методы (анкетирование, самооценка, тестирование, педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, констатирующий и формирующий эксперименты); праксиметрические методы (контент-анализ программ и методических разработок педагогов-музыкантов); моделирование, методы математической статистики (кластерный анализ).
Выборочная совокупность исследования составила 94 человека: 74 студента музыкально-исполнительского факультета и 20 преподавателей.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, методических разработках, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях (Самара, Тольятти, Таганрог). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в Самарской государственной академии культуры и искусств.
Исполнительское искусство как педагогическая проблема
Музыка - один из самых эмоциональных видов искусства, значимый для осуществления комплексного воздействия на личность, на всю совокупность ее отношений к действительности и к самой себе. Она обладает уникальными познавательными возможностями, где предмет человеческих отношений обобщен, мощными средствами, внедряющими опыт познанных человеческих отношений в самое ядро личности (И.А. Константинов). «Музыка - вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов (звуков определенной высоты)» [115,730].
Благодаря своим особенностям музыка вступает в синтез с другими искусствами, привлекая их себе в помощь для конкретизации предмета раскрываемых ею отношений. Никакое другое искусство не имеет столь многочисленных и разнообразных возможностей художественного синтеза. Музыка усиливает воздействие, придает большую емкость и ясность тем отношениям, которые другие виды искусств могут передать только опосредованными путями. Примером может служить фигурное катание, показательные выступления гимнастов, массовые игры и танцы.
Быстрое развитие технических средств способствует тому, что музыка становится распространенным видом искусства: она звучит в концертных залах, приходит в дом к современному слушателю благодаря радио, телевидению, становится участником многих сфер социального быта от официальных церемоний и массовых празднеств до домашнего музицирования.
Особенностям духовного содержания музыки, ее внутренней и внешней формы, процессу взаимоотношений музыки с другими видами искусств посвящены труды Э.Ансерме, Л. Закса, Д. Золтаи, М.С. Кагана, Ю.А. Кремлева, Т.А. Курышевой, Л.А. Мазеля, Е.В. Назайкинского, А.Н. Серова, Л.Стоковского, В.Н. Холоповой.
В синтезе с другими видами искусств музыка является важнейшим средством в системе массовых коммуникаций, формой общения людей (Б.В.Асафьев, А.Н. Сохор, Л.А. Мазель). Заключая в себе глубокие знания о человеке и мире, разнообразные ценности (нравственные, политические, религиозные, эстетические), она предстает как форма игры - игры актера, игры музыканта, игры поэта со словом (М.С. Каган). Л.А. Мазель утверждает, что музыка «должна обращаться к человеческой личности во всей ее полноте, воздействовать на различные «этажи» психики - на эмоции и на интеллект, на глубины подсознания и вершины сознания» [97,15].
Выполняя коммуникативную функцию, которая проявляется во взаимной связи основных форм музыкальной деятельности в композиторском творчестве, в исполнении и восприятии слушателем (Б.В. Асафьев), оказывает сильное эмоциональное воздействие, так как в нем интегрируются человеческие эмоции (В.Г. Белинский). Осуществляя «связь времен», музыка воссоздает прошлое (А.А. Блок), отражает действительность в звуковых художественных образах (Т.В.Смирнов). Раскрывая сущность музыки, Ф. фон Хаузеггер отмечал, что это «озвученное, до благороднейшего действия доведенное выражение» [60,15].
Древние греки (Платон, Аристотель) считали музыку воплощением нравственных состояний человеческого духа: «Для того чтобы звучание стало музыкой, звуковая конструкция - или «игра звуков» должна стать особым языком, на котором высказывается некое духовное содержание» [60,41].
Являясь искусством интонируемого смысла, музыка через интонацию несет в себе смысл, мысль: «Интонация в музыке - выразительно-смысловое единство, существующее в невербально-звуковой форме, функционирующее при участии музыкального опыта и внемузыкальных ассоциаций» [177,58]. «Музыкальное интонирование, или образно-музыкальная речь, «создает контакт между композитором - исполнителем - слушателем, устанавливает духовное общение, притом эта речь необычайно богата по своим выразительным возможностям» [80,118].
Система формирования артистизма у музыкантов-исполнителей
Процесс профессиональной подготовки будущих музыкантов-исполнителей происходит в вузовской педагогической системе. Система всегда центрируется на определенную цель или комплекс взаимообусловленных целей (И.В. Адоевцева). В рамках вуза в качестве главной цели происходит трансляция знаний в их специфически систематизированном виде, фиксирующем общий уровень научного осмысления действительности - знаний общих и специальных, а также подготовка специалиста к практической профессиональной деятельности, способного творчески развивать науку и практику. Вуз является показателем культуры и ее носителем, специфическим культурным пространством.
В качестве составляющих культурного пространства выделяют пространство знаний и пространство культуры отношений (С.К. Бондарева). Как особое пространство культуры, вуз воспроизводит образованного человека, способного сохранять и обеспечивать пространство культуры общества, его преобразовывать. Главным является понимание того, что особое культурное пространство вуза определяется содержанием, определенным образом интегрируемых, транслируемых и осваиваемых знаний.
Соответствующие специфические принципы отношений требуют выдержанных норм представленности преподавателей как ответственных за трансляцию культуры в имитируемых обстоятельствах. Реальные позиции преподавателей, их функциональные нагрузки, обязанности, ценности обуславливают объективные условия для субъект-субъектных отношений и ответственного единства в представленности студентов.
Учебный процесс требует оптимизации всех его составляющих. Под оптимизацией педагогического процесса ученые понимают выбор лучшего из возможных вариантов, что требует в каждом конкретном случае определенного плана деятельности, содержания, методов, средств, форм обучения и воспитания [8,4].
Анализ исследований, проводившихся по проблеме формирования артистизма музыканта-исполнителя в вузе, показал, что в процессе профессиональной подготовки студентов в числе доминирующих разрабатываются идеи фундаментализации образования, определения содержания подготовки через овладение техникой исполнительской деятельности [77].
Видные деятели театральной педагогики, актеры, режиссеры, драматурги (Е.Б. Вахтангов, М.О. Кнебель, К.С. Станиславский, М.А. Чехов и др.) разрабатывали подходы, способствующие формированию человека-творца. Так, отбирались формы занятий, стимулирующих активность студентов (С.В.Гиппиус, Г.В. Кристи, Л.П. Новицкая, В.А. Петров), развивающих профессионально значимые качества, элементы театрального мастерства (Ю.ПАзаров, В.М. Букатов, П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.А. Кан-Калик и др.).
Приходим к выводу, что формирование - это оформление достигнутого (в период обучения на конкретном этапе подготовки студентов) уровня личностного развития, выражающегося знаниями, умениями, опытом деятельности, системой норм отношений к окружающему. Формирование педагогического артистизма как одно из направлений исследования проблемы профессионализации студентов - будущих учителей рассматривается учеными через: способы организации учебного процесса и методы выработки педагогического артистизма (И.В. Адоевцева); развитие артистизма речи учителя в системе среднего профессионального образования (И.Н. Головко); социо-игровой стиль обучения студентов (В.М. Букатов, А.П. Ершова); стимулирование творческой индивидуальности (Ж.В. Ваганова); внесение корректив в содержание учебного процесса - разработка практических упражнений и спецкурсов (О.С. Булатова); развитие артистизма музыканта как установки на творческую самореализация (В.Г. Ражников, СИ. Савшинский). Вместе с тем формирование артистизма у музыкантов-исполнителей исследовано недостаточно: не представлены подходы к организации учебно воспитательного процесса в вузе для получения этого результата, не вьщелен специфический компонент в учебных дисциплинах.
Формирование артистизма у музыкантов-исполнителей обусловлено содержанием учебных дисциплин, включающих теоретико-практические, творческо-исполнительские задачи, косвенные результаты, решения которых представляются высоким уровнем мотивации к самообразованию, самовоспитанию и овладению основами профессионального мастерства.
Формирование артистизма у музыкантов-исполнителей, с нашей точки зрения, есть процесс достижения в ходе профессиональной подготовки уровня личностного развития, выражающегося интегративным образованием личности - артистизмом. Профессиональная подготовка музыканта-исполнителя предполагает становление основ исполнительского мастерства, артистизма, воспитание потребности в его формировании как особого профессионально значимого свойства.
Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию артистизма у музыкантов-исполнителей
Целью экспериментальной работы была разработка и апробирование средств подготовки музыкантов-исполнителей к музыкально-исполнительской деятельности, обеспечивающих формирование артистизма. Исследование проводилось на базе Самарской государственной академии культуры и искусств. В эксперименте приняли участие студенты второго и пятого курсов музыкально-исполнительского факультета специальности «Инструментальное исполнительство». Создавались оптимальные условия для достижения цели эксперимента, что предполагало корректировку учебного процесса и междисциплинарную преемственность.
Систематическое наблюдение за студентами на занятиях, изучение потребностей, мотивов, характера их деятельности позволило выявить наличный уровень профессиональных знаний и умений, интерес к музыкально-исполнительской деятельности, направленность на саморазвитие. Вместе с тем, в числе недостатков их подготовки отмечали недостаточность развития артистизма как профессионально значимого свойства.
Опытно-экспериментальная работа носила лонгитюдный характер: на каждом курсе среди основных предметов отбирался один, где внедрялись средства формирования компонентов артистизма. Так, на втором курсе - это был «Специнструмент»; на третьем курсе - «Класс ансамбля»; на четвертом курсе «Методика обучения на игре специнструменте»; на пятом курсе «Дирижирование». Для выявления величины разрыва между измеряемыми показателями сравнение результатов проводилось на начале и в конце экспериментальной работы.
Констатирующий эксперимент направлялся на выявление уровня когнитивного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов в структуре артистизма музыкантов-исполнителей. Наряду с оценкой своих знаний по специальным дисциплинам студенты второго курса, отвечая на предлагаемые вопросы (приложение 1) в виде незаконченных приложений (Н.Е.Щуркова), должны были раскрыть понятие «артистизм», указать на его значение в музыкально-исполнительской деятельности, дать самооценку сформированности артистизма.
Анализ результатов исследования показал преобладание низкого уровня показателей когнитивного компонента в структуре артистизма студентов второго курса. Так, студенты (37% выборки), определяя суть понятия «артистизм», подменяли его качествами и умениями (умение "подать" себя в процессе исполнения», «свобода поведения на публике»), которые могут характеризовать внешнюю форму артистизма. Приближались к пониманию, выражающему взаимосвязь внешнего и внутреннего, проявляли - 40% респондентов. Они выделяют основные черты, присущие артистизму как качеству личности музыканта-исполнителя. Наиболее типичными ответами были: «Артистизм - это способность воздействовать на зрителя»; «артистизм -это способность увлечь слушателя своей игрой»; «артистизм - это умение донести до слушателя образное содержание музыки»; «музыканту-исполнителю необходим артистизм, без него он не раскрывается до конца как личность».
Часть студентов не считают нужным формировать артистизм, мотивируя это так: «Артистизм - это дар природы, он дается только с рождением». При ответе на утверждение: «Я не проявляю и не реализую артистизм, потому что...» максимальное число выборов студентов пришлось на ответы: «стесняюсь, так как не уверена в себе (своих знаниях, умениях, способностях)» - 100%; «не знаю, как проявить его» - 84%; «скована при игре, так как больше думаю о тексте произведения» - 90%.
На наш взгляд, неуверенность студентов в себе (своих знаниях, умениях, способностях), скованность на публике, боязнь сцены может оказывать тормозящее влияние на исполнительский рост музыканта-исполнителя не только в учебе, но и в процессе работы. Метод беседы позволил выявить причины недостаточной сформированности артистизма: собственная неуверенность; зажатость корпуса при игре на публике.