Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессиональной компетентности музыканта-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета Хотенцев Александр Алексеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хотенцев Александр Алексеевич. Формирование профессиональной компетентности музыканта-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Хотенцев Александр Алексеевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2007.- 22 с.: ил.

Введение к работе

І.

Актуальность исследования. Россия на современном этапе своего развития переживает период значительных преобразований как в политической, экономической сферах, так и в социальной и культурной жизни Радикальные перемены, результатом которых является смена ориентиров социального развития, устремленность общества в сторону повышения жизненных стандартов и социальных возможностей, переход к рыночным отношениям определяют новые требования социального заказа, предъявляемого обществом системе образования в целом и высшего профессионального образования в частности Перед педагогикой чрезвычайно остро стоит проблема создания педагогических условий, способствующих максимальной самоактуализации и самореализации выпускников вузов в новом социокультурном пространстве

Настоятельной потребностью современного образования в области культуры и искусства является обеспечение высокого качества подготовки специалистов за счет многовариантности, многообразия, многопрофильно-сти, адаптации существующих программ к новым социокультурным потребностям общества, что позволяет обеспечивать адекватность музыкально-педагогического процесса динамике и эволюции преобразований, происходящих в сфере культуры и искусства Это обусловливает насущную необходимость в поиске новых подходов к созданию современной музыкально-образовательной модели, соответствующей международным критериям качества образования и обеспечивающей доверие к российским дипломам во всем мировом художественном пространстве

Такие возможности предоставляет компетентностиый подход, позволяющий строить в музыкально-педагогическом процессе теоретико-методическую модель формирования профессиональной компетентности специалиста, принципиальным отличием которой является то, что критерии качества образования связываются не только с уровнем полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков, но и овладения им широким спектром компетенций, необходимых для реализации своего творческого потенциала и определяющих способность интегрировать полученные знания, умения и навыки в дальнейшей профессиональной деятельности

Следует отметить, что в области подготовки будущих кларнетистов-исполнителей существует целый ряд нерешенных проблем, связанных с определенной ограниченностью сферы профессиональной подготовки Одна из них - отсутствие целенаправленного обучения игре на различных видах кларнета Как показало специально проведенное исследование, а также анализ исполнительской деятельности кларнетистов, данный компонент вузовской подготовки чрезвычайно важен для формирования профессиональной компетентности и дальнейшей самореализации выпускников на современном рынке труда. Наличие в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в области

культуры и искусства (050900 - Инструментальное исполнительство, 2003 г) дисциплины «Изучение родственных инструментов» также подтверждает данное утверждение, однако до сих пор отсутствуют специальные теоретико-методические разработки, направленные на подготовку кларнетистов-исполнителей в этом направлении

Вышеизложенное свидетельствует о существующем противоречии: необходимости создания педагогических условий для подготовки специалистов, отвечающих мировым критериям качества, конкурентоспособных, готовых к максимальной самореализации и самоактуализации, что является основной целью образования, и отсутствия образовательной модели, соответствующей этой цели

Таким образом, проблема создания теоретико-методической модели формирования профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя, значительно расширяющей профессиональное поле и открывающей ему широкие возможности для самореализации и самоактуализации в художественном пространстве культуры, чрезвычайно актуальна и значима на современном этапе Разработка такой модели на основании применения нового компетентностного подхода открывает значительные перспективы для совершенствования современного музыкально-педагогического процесса

Степень изученности проблемы Проблема профессиональной компетентности широко освещена в исследованиях ученых различных направлений Компетентность как одно из основных условий достижения успеха в профессиональной деятельности рассматривается в работах западных (Р Джай, 3 Зиглар, Дж.Каунт, Дж Льюис, Р Фрай и др) и отечественных исследователей (В В Бондаренко, С Д Резник, С Н Соколов, Ф Е Удалов и др ) В психологии существует ряд исследований, посвященных изучению и анализу компетентности как фактора социализации личности (Е.В Руденский, К Р Роджерс, М В Буянов, Е И Рогов и др )

Значительное количество научных исследований посвящено анализу современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования в России (А А Аронов, А Я Айзенберг, Н.К Бакланова, Т И Бакланова, А А Вербицкий, Л С Жаркова, Л С. Зорилова, Н В Кротова, В И Черниченко, В М и В В Чижиковы и др ) В ряде на-учных работ освещаются различные аспекты компетентности педагога (Н В Бордовская, Н В Кузьмина, А А Реан, В А Сластенин, И Ф Исаев, Е Н Шиянов и др.) В области музыкально-педагогического образования проблема профессиональной компетентности рассматривается с позиций подготовки учителя музыки (Э Б Абдуллин, Л.Г Арчажнйкова, В И Закутский, Л С Майковская, В Г Кузнецов, Е В Николаева, Л А Рапацкая, Г М Цыпин, А И Щербакова и др.)

Существует ряд работ, в которых проблема повышения профессиональной компетентности учителя музыки рассматривается через осмысление опыта выдающихся педагогов-музыкантов (Т Н Батуринская, Д Д Благой, Т Е Вендрова, Т П Житенева, С Н Морозова, И В Пигарева, Л Г Сухова и др )

К настоящему времени в России выполнен ряд исследований, обращенных к развитию понятия компетентности музыканта и разработке ее структуры (А С Казурова, И Р Левина, А А Горбачева, Е А Петелина и др) Существует также ряд исследований в области подготовки музыкантов-духовиков, в частности современного исполнительства и методики игры на трубе и валторне (Н Л Куров, П Ю Делий), а также кларнета, где рассматриваются такие аспекты исполнительской деятельности, как влияние различных видов аппликатуры на исполнительский результат (А А Косенко), особенности звукоизвлечения на кларнете (Н В Волков), особенности темброобразования на кларнете (А Г Семенов), общая методика игры на кларнете (А А Федотов, Б А Диков, С В Розанов и др )

Однако несмотря на то, что существует немало работ, посвященных тем или иным аспектам профессиональной компетентности музыканта (исполнителя, педагога), целостной образовательной модели подготовки, основанной на компетентностном подходе, на данный момент не существует Отсутствует и специальная методика обучения игре на различных видах кларнета

Объект исследования: профессиональная подготовка кларнетиста-исполнителя в высших учебных заведениях

Предмет исследования: динамика формирования профессиональной компетентности кларнетиста в процессе обучения игре на различных видах кларнета

Цель исследования: теоретико-методическая разработка профессиональной компетентности кларнетиста в процессе обучения игре на различных видах кларнета, обоснование и внедрение модели ее формирования

Задачи исследования:

  1. Сформулировать сущность и структуру профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя

  2. Определить педагогические условия, необходимые для повышения профессиональной компетентности кларнетиста

  1. Осуществить анализ теоретико-исторических основ исполнительства на различных видах кларнета

  2. Теоретически обосновать, разработать авторскую методику по обучению игре на различных видах кларнета и экспериментально проверить ее эффективность

  3. Разработать способы диагностики уровней сформированное профессиональной компетентности студентов-кларнетистов

6 Разработать и внедрить теоретико-методическую модель формирования профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета

В основе гипотезы исследования лежит предположение о том, что в становлении профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя значительную роль играет расширение профессионального поля, включающего в себя как высокий уровень теоретической подготовки, так и обучение игре на различных видах кларнета, что обеспечивает в дальнейшем востребованность музыканта на современном рынке труда, его конкурентоспособность, возможность реализовать свой потенциал в эффективной и успешной творчески-созидательной деятельности При этом педагогическими условиями, от которых зависит эффективность процесса формирования профессиональной компетентности кларнетиста, выступают следующие создание у студентов мотивации к совершенствованию профессиональной компетентности, формирование потребности в повышении уровня теоретических знаний, освоении различных видов кларнета, разработка и внедрение теоретико-методической модели формирования профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета

Методологическую базу исследования составляют философские
и психолого-педагогические труды отечественных и зарубежных ученых,
содержащие различные традиционные подходы к воспитанию (А П Фло
ренский, Н А Бердяев), а также концептуальные подходы к проблеме
компетентности аксиологический (А Г Бермус, А В Хуторской,

В И Слободчиков и др ), синергетический (Н Ф Ефремова, Л А Сучкова и др), деятельностно-субстанциональный (Т В Добудько, Б С Гершунский, А К Маркова, Н Н Лобанова и др )

Теоретической основой исследования являются научные труды, освещающие различные аспекты компетентности педагога (В Н Введенский, В С Безрукова, Л М Митина, Т Г.Браже, Е И Рогов), а также компетентностного подхода в образовании (В А Козырева, О С Лебедев, Дж Равен, Н Ф Родионова, А П Тряпицына, Т Хоффман и др), исследования, раскрывающие сущность и структуру умений и навыков, творческие и репродуктивные аспекты их формирования (М А Данилов, Е Н Кабанова-Меллер, К Н Корнилов, Н В Кузьмина, В А Сластенин и др ), работы в области дидактики и педагогической психологии, связанные с проблемой формирования профессиональных умений и навыков

(В Н Копорулина, А В Петровский, Е Л Мелибурда, Ю М Жуков,

Л А Петровская, О В Соловьева), труды, посвященные становлению личности в музыкально-педагогическом процессе (Э Б Абдуллин, Г М Цыпин, А И Щербакова и др), а также различные аспекты развития музыкального искусства и образования (Б В Асафьев, В Ю Григорьев, Л М Гинзбург, Т А Гайдамович, Е В Назайкинский, В В Холопова и др ), работы, осве-

щающие вопросы теории и методики музыкального исполнительства на кларнете (Н В Волков, А Е Дмитриев, А А Степанов, С В Розанов, А Г Семенов и др )

База исследования: Музыкальный институт Московского государственного университета культуры и искусств, оркестровый факультет Российской академии музыки им Гнесиных

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ, систематизация и обобщение передового музыкально-педагогического опыта, целенаправленное педагогическое наблюдение, педагогические беседы, анализ и обобщение личного педагогического опыта, интервьюирование и анкетирование студентов и педагогов, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования

Экспериментальное исследование проводилось на протяжении 2003-2007 гг Ход исследования можно разделить на три основных этапа

На первом этапе (2003-2005 гг ) изучалась литература по проблеме исследования, разрабатывались его основные методологические характеристики и теоретико-методические основы, создавался экспериментальный курс «Профессиональная компетентность кларнетистов-исполнителей» На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого анализировалось состояние изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике, проводился социологический опрос, в котором приняли участие 43 студента и педагога (кларнетистов) не только базовых вузов, разрабатывалась методика диагностики уровней сформированности профессиональной компетентности студентов-кларнетистов

На втором этапе (2005-2006 гг) диагностировался исходный уровень сформированности профессиональной компетентности у 18 студентов-кларнетистов, осуществлялась экспериментальная работа по внедрению экспериментального курса «Профессиональная компетентность кларнетистов-исполнителей», апробировалась методика обучения игре на различных видах кларнета (формирующий этап)

На третьем этапе (2006-2007 гг) систематизировался материал, полученный в ходе экспериментального исследования, проводилась обработка полученных данных, уточнятись теоретико-методические выводы и подводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования

Научная новизна исследования состоит в том, что

- разработана теоретико-методическая модель формирования профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя, в основе которой лежит обучение игре на различных видах кларнета, способствующее более полной самореализации исполнителей, содержание данной модели

составляют мотивационно-ценностный, содержательно-конструктивный и операционально-деятельностный компоненты,

определены педагогические условия, необходимые для повышения уровня профессиональной компетентности кларнетистов-исполнителей (создание у студентов мотивации к совершенствованию профессиональной компетентности, формирование потребности в повышении уровня теоретических знаний, освоении различных видов кларнета),

разработана методика вузовской подготовки музыкантов к исполнительской деятельности на основных видах кларнета (кларнете в строе А, Бас-кларнете в строе В, Малом кларнете в строе Es)

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определено понятие «профессиональная компетентность кларнетиста-исполнителя», рассматриваемое как обладание широким спектром академических, инструментальных, межличностных и системных компетенций в области музыкального искусства, определяющих способность выпускника интегрировать полученные знания, умения и навыки в дальнейшей профессиональной деятельности, сформулирована сущность и структура профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя, включающая мотивационный, содержательный, личностный и технологический компоненты, разработан диагностический инструментарий, позволяющий проследить динамику в процессе формирования у студентов комплекса компетенций, необходимых для эффективной самореализации и самоактуализации в избранной сфере профессиональной деятельности

Практическая значимость исследования состоит в том, что со
держащиеся в диссертации теоретические положения, методические разра
ботки и рекомендации по формированию профессиональной компетентно
сти кларнетистов-исполнителей содействуют осуществлению целостного
процесса вузовской подготовки будущих кларнетистов-исполнителей на
основе компетентностного подхода Разработанные автором диссертации
спецкурс «Профессиональная компетентность кларнетистов-

исполнителей» и методика обучения игре на различных видах кларнета могут быть востребованы в высших учебных заведениях, готовящих специалистов данного профиля Материалы диссертации могут войти составной частью в лекционные, семинарские и практические занятия по дисциплине «Методика обучения игре на духовых инструментах», а также использоваться на курсах повышения квалификации педагогов, готовящих кларнетистов-исполнителей в средних и высших учебных заведениях

Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации научно-методических материалов автора и выступлений на международных научно-практических конференциях в МГУКИ (Москва, 2005 г, 2006 г), на II межрегиональной научно-практической конференции

в ЛГГТУ (Липецк, 2005 г), в ходе обсуждений материалов диссертации на кафедре музыкального образования МГУКИ

Внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы со студентами музыкального факультета Московского государственного университета культуры и искусств через практическое применение экспериментального курса «Профессиональная компетентность кларнетистов-исполнителей» Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс МГУКИ, РАМ им Гнесиных, Московской детской специальной школы им Гнесиных

Достоверность полученных результатов обеспечивается изучением и анализом широкого круга научных источников, освещающих различные аспекты поставленной проблемы, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, разнообразием и взаимодополняемостью используемых методов исследования, разносторонностью эмпирических материалов, необходимых для качественного и количественного анализа исследуемой проблемы, адекватностью научного аппарата объекту и предмету исследования, результатами экспериментальной работы, подтверждающими позитивные изменения уровня профессиональной компетентности кларнетиста в процессе внедрения теоретико-методической модели по формированию профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета

На защиту выносятся следующие положения:

1 Теоретико-методическая модель формирования профессиональ
ной компетентности кларнетиста-исполнителя в процессе обучения игре на
основных видах кларнета, содержание которой составляют мотивационно-
ценностный, содержательно-конструктивный и операционально-
деятельностный компоненты, отвечает задаче совершенствования системы
высшего профессионального образования и обеспечения максимальной
эффективности процесса воспитания компетентных исполнителей-
кларнетистов, способных к более полной самореализации

  1. Педагогическими условиями, необходимыми для повышения уровня профессиональной компетентности кларнетистов-исполнителей, являются создание у студентов мотивации к совершенствованию профессиональной компетентности, формирование потребности в повышении уровня теоретических знаний, освоение различных видов кларнета

  2. Методика вузовской подготовки музыкантов к исполнительской деятельности на основных видах кларнета способствует повышению профессиональной компетентности кларнетиста, которая измеряется по следующим критериям диагностики качества каждого компонента у кларнетистов

мотивационно-ценностного - интерес к исполнительству на различных видах кларнета, степень развития потребности в повышении уровня профессиональной компетентности,

содержательно-конструктивного - уровень знаний о сущности и структуре профессиональной компетентности кларнетиста-исполнителя, о педагогических условиях и методах повышения компетентности, уровень знаний об истории различных видов кларнета и др ,

операционально-деятельностного - наличие умений и навыков исполнительства на основных видах кларнета (в строе А, Бас-кларнете в строе В, Малом кларнете в строе Es), проверенные по следующим показателям - качество тембра (в т ч качество атаки звука) на каждом основном виде кларнета, качество владения аппликатурой на каждом основном виде кларнета

4 Инструментарий диагностики профессиональной компетентности студентов-кларнетистов позволяет проследить динамику личностного развития участников эксперимента Это открывает широкие возможности для применения индивидуального подхода, направленного на максимальную реализацию творческого потенциала каждого студента, что отвечает задаче гуманизации современной системы образования

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения

Похожие диссертации на Формирование профессиональной компетентности музыканта-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета