Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора Трибушная Галина Андреевна

Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора
<
Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трибушная Галина Андреевна. Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.08 Армавир, 2007 270 с. РГБ ОД, 61:07-13/1815

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора 15

1.1. Сущностная характеристика понятий «духовность», «духовное развитие» человека 15

1.2. Психолого-педагогические основы духовного развития будущего учителя начальных классов 42

Выводы 63

Глава II. Концептуальные основы духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора 65

2.1. Теоретическое обоснование структурно-функциональной модели духовного развития будущего учителя начальных классов . 65

2.2. Кубанский музыкальный фольклор как средство духовного развития будущего учителя начальных классов 87

Выводы 117

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по духовному развитию будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора 120

3.1. Диагностика духовного развития будущего учителя начальных классов 120

3.2. Реализация структурно-функциональной модели духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора 147

Выводы 181

Заключение 184

Список использованных источников и литературы 194

Приложение 218

Введение к работе

Актуальность исследования. Возрастание кризиса в духовной сфере человека становится глобальной проблемой во всем мире. Последствия этого кризиса наиболее заметны на подрастающем поколении.

Процессы глобализация мира, с одной стороны, объединяют народы в хозяйственной деятельности, способствуют ускорению научно-технического прогресса, разрушают исторические барьеры между народами, с другой - несут угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов, унификации жизни по чуждым им стандартам.

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» указывается на необходимость «привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность».

Сегодня духовное развитие личности выдвигается в качестве важнейшей задачи в современных концепциях образования. Научно-педагогические центры в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону уже предложили системы воспитания, разработанные с учетом особенностей своих регионов, учитывающие основной принцип - необходимость возрождения духовно-нравственных основ жизни общества и каждого человека.

Осмысление этого принципа особенно необходимо для тех, кто участвует в воспитании нового поколения. Следовательно, в период кризисного развития современного общества, когда наблюдается девальвация духовных ценностей, одной из основных целью является подготовка духовно богатого учителя, способного развивать духовность младших школьников.

В различных областях наук (философии, психологии, педагогике и др.) накоплен значительный опыт, создающий предпосылки для исследования духовного развития будущего учителя.

Проблема духовного развития личности представлена в философских трудах И. Канта, Г.В. Лейбница, Ф.В.И. Шеллинга, Ф. Гегеля, Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, И.О. Лосского, В.В. Розанова, С.Л. Франка, Е.Н. Трубецкого, В.И. Несмелова, В.Д. Диденко, А.И. Фортовой и др. В зарубежных исследованиях духовного развития личности представляют ценность труды А. Маслоу, В. Франка, Э. Фромма, Р. Штейнера.

Общие закономерности психического развития личности и её духовного аспекта содержатся в работах Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Б.С. Братусь, К.А. Абульхановой-Славской, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова и др.

Необходимость духовного развития личности находится в центре внимания педагогической науки (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлин-ский, Е.В. Бондаревская, В.И. Андреев, Б.З. Вульфов, СБ. Елканов, Н.Д. Ни-кандров, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.).

Становление личности учителя в современных концепциях педагогического образования было исследовано достаточно разносторонне. Психолого-педагогические аспекты формирования личности учителя в процессе профессиональной подготовки раскрыты О.А. Абдуллиной, СИ. Архангельским, Ф.Н. Гоноболиным, В.А. Кан-Каликом, Н.В. Кузьминой, А.И. Щербаковым и др.

Проблема творчества в деятельности учителя исследовалась в работах Ю.П. Азарова, В.А. Андреева, СМ. Бондаренко, В.А. Кан-Калика, А.П. Тря-пицина, А.И. Щербакова и др.

Вопросам формирования нравственно-эстетического, коммуникативного, духовного аспектов культуры будущего учителя посвящены исследования Л.Н. Акимова, И.Ф. Исаева, В.В. Краевского, Н.Б. Крыловой, М.М. Левиной, A.M. Мудрика, Э.В. Соколова и др.

В науке освещены вопросы духовных потребностей человека (Ю.В. Шаров, Е.В. Бондаревская), ценности образования (Е.В. Бондаревская, В.А. Сла-

стенин, Н.Д. Никандров), музыкальные потребности и ценности (Г.С. Тарасов, А.И. Щербакова, П.А. Сергеева, Р.И. Лозовская).

В последнее время появился ряд диссертационных исследований, посвященных духовному воспитанию школьников (Т.И. Власова, Н.А. Ермак, Г.А. Насыпная, Л.М. Федорова, И.Г. Баринова), духовному развитию учителя начальных классов в период его вузовской подготовки (Л.Г. Шеняк, М.М. Му-камбаева, А.Н. Гуровой, В.В. Богатова).

Для раскрытия отдельных аспектов исследуемой проблемы вызывают интерес работы О.С. Гармана, Н.Г. Григорьевой, К.Л. Каверина, В.Г. Риндак, Э.Ш. Хамитова и др.

Особое место в решении современных проблем духовного развития принадлежит прогрессивным традициям народа, которые являются средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта, духовных ценностей. В условиях регионализации образования, в том числе высшего педагогического, обращение к народной культуре, использование гуманистических национально-культурных традиций народа для повышения эффективности подготовки учителя, безусловно, является естественным. Эта точка зрения нашла отражение в Национально-региональном компоненте современного образования /НРКСО/. В плоскости культурно-ориентированного образования краеведческие знания, традиционно носившие прикладной аспект, приобретают новый ценностный смысл, который заключается в духовном развитии.

Важнейшим средством формирования духовности личности является музыкальный фольклор. Исследователи фольклора (Е.В. Гусев, И.И. Земцов-ский, Ю.Г. Круглов, К.В. Чистов) характеризуют фольклор как особый вид народного искусства. Народное искусство неизменно продолжает оставаться предметом исследования различных областей науки: этнографии, филологии, искусствознания, эстетики, фольклористики, педагогики и психологии художественного творчества. Попадая в духовное поле песенного фольклора, че-

ловек неузнаваемо меняется сам. Он приобретает не только новые знания, новых друзей, иным становится его миропонимание, шире кругозор, он выступает творцом и наследником народной культуры.

Обозримая история человечества показывает, как песня из чего-то утилитарного в жизни превратилась в носителя человеческой духовности, в источник возвышения души. Конечно, она не может прямо «перенести» духовность в человека, но способна разбудить дремлющие в нем нравственные силы, воздействовать на его духовный мир. Глубокая жизненная основа народной песни обусловила реалистичность и многоплановость ее содержания. Отражая жизнь народа, его историю, песня по своему художественному воздействию равносильна в раскрытии самых различных тем, самых различных проявлений эмоциональной настроенности.

Проблеме совершенствования музыкально-педагогического образования посвящены исследования Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Т.А. Колышевой, А.В. Тороповой, Б.М. Целковникова и др.

Вопросы влияния фольклорного искусства на развитие личности рассматривались в трудах В.Б. Асафьева, С.С. Балашовой, Е. Гембицкой, Б.А. Дыш-левской, Н. Жемчужиной, Л.А. Мекалиной, М.А. Румер и др. Некоторые аспекты проблемы использования музыкального фольклора в воспитании подрастающего поколения исследовались Н. А. Ветлугиной, Н.А. Метловым, Р.Н. Плавник, М.А. Медведевой, М.Н. Мельниковым, О.И. Капицы, Л.В. Даниловой, Г.К. Руменой и др.

Однако при безоговорочном признании огромного влияния фольклора на человека в педагогической и художественной практике используется богатейшее наследие народного творчества весьма ограниченно. Имеющий высочайшую художественную ценность музыкальный фольклор постепенно превращается в искусство элитарное, понятное и нужное немногим избранным. Способность воплощать в звуках тяготение к чистоте, свету, святости жиз-

ни - свойство серьезной музыки и народной песни, ибо в самой ее интонации заложена «энергия души и духа» [6, С. 10].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что становление личности учителя наиболее полно изучено как единство теоретической и практической, социальной и психолого-педагогической подготовки. Менее исследованы общекультурная подготовка, ориентация на личностный уровень в овладении педагогической профессией, на развитие духовно-эмоциональной сферы студентов, их творческой индивидуальности. К сожалению, количество педагогических исследований, специально посвященных проблемам духовного развития студентов средствами кубанского музыкального фольклора незначительно, а также недостаточно выявлены эт-нопедагогические факторы, влияющие на духовное развитие личности учителя, совершенствование профессионально-педагогического образования с учетом региональных и национальных особенностей.

Анализ литературы свидетельствует о том, что проблема духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора исследована не в полной мере. Кроме того, недостаточно выявлены и обоснованы средства, влияющие на духовное развитие будущего учителя начальных классов, совершенствование педагогического образования с учетом региональных и национальных особенностей.

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сформулировать ряд имеющих место противоречий между:

наметившейся в обществе потребностью в духовно богатом учителе и преобладанием в обществе прагматического взгляда на мир;

необходимостью целенаправленного и управляемого процесса духовного развития будущего учителя начальных классов и недостаточной разработанностью теоретических основ и инструментария развития духовности средствами кубанского музыкального фольклора.

Необходимость решения этих вопросов определили тему предлагаемой диссертационной работы «Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие духовное развитие будущего учителя начальных классов?

Цель исследования - выявить, теоретически обосновать систему педагогических условий, обеспечивающих эффективное духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора, разработать структурно-функциональную модель, проверить ее эффективность.

Объект исследования - воспитательный процесс студентов в педагогическом вузе.

Предмет исследования - процесс духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой духовное развитие будущего учителя начальных классов будет осуществляться успешно и обеспечит прогнозируемое интегральное качество, если

будут определены теоретические основы духовного развития будущего учителя начальных классов;

будет выявлен механизм духовного развития будущего учителя начальных классов;

будет реализована структурно-функциональная модель духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора, включающая методологический, психолого-педагогический и технологический компоненты;

будет соблюдена система педагогических условий, включающая целевое, критериальное, содержательное, процессуально-методическое и техно-

логическое обеспечение процесса духовного развития будущего учителя начальных классов.

Задачи исследования.

Раскрыть сущностное содержание понятий «духовность» и «духовное развитие» человека.

Выявить критерии и уровни духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора.

Разработать и реализовать структурно-функциональную модель духовного развития будущего учителя начальных классов и экспериментально проверить ее.

Выявить, теоретически обосновать и проверить эффективность системы педагогических условий духовного развития будущего учителя начальных классов.

Методологическую основу исследования составляют философские положения по проблеме духовности, системный подход к исследованию образовательного процесса, идеи гуманизации образования.

Теоретической основой исследования являются: культурологический аспект религиозных (Г. Гегель, И. Кант, B.C. Соловьев и др.), экзистенциальных (Н.А. Бердяев, К. Ясперс), антропологических (В.Г. Федотова) концепций духа и духовности человека; психология субъектности и духовности личности (В.П. Зинченко, В.А. Петровский, Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков); культурологическая концепция содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), концепция личностноориентированного образования (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); теория методов обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин); концепция педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, В.И. Горовая, З.К. Меретукова); теория моделирования и проектирования педагогических систем (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Ю.С. Тюнников); теория педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, Ю.С. Тюнников);

вопросы дидактического анализа проблем художественного переживания (Ю.Б. Алиев); вопросы интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса (Е.Д. Критская, Л.В. Школяр). Важную роль сыграли теоретические положения о воспитании духовности Т.И. Власовой.

Методы исследования:

- теоретические - анализ, моделирование педагогического процесса,
обобщение, сравнение, синтез;

эмпирические - наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент;

математические - ранжирование, шкалирование, математическая обработка полученных результатов.

Организация, база и этапы исследования.

Исследование выполнялось в 2000-2007 г. на базе социально-педагогического факультета Армавирского государственного педагогического университета и организационно включало три этапа.

Первый этап (2000-2002 гг.) - изучение и анализ философской, психологической, педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; определение состояния разработанности проблемы в педагогической теории и практике; разработка научно-исследовательского аппарата; определение подходов к изменению содержания музыкального образования с целью духовного развития будущего учителя начальных классов; подготовка диагностических средств; определение критериев и показателей духовного развития будущего учителя начальных классов; проведение констатирующего эксперимента и планирование формирующего эксперимента.

Второй этап (2002-2005 гг.) - выполнение программы формирующего эксперимента: реализация структурно-функциональной модели духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музы-

кального фольклора; проведение диагностических процедур с последующей фиксацией данных, характеризующих изменения в субъекте под влиянием экспериментальной работы.

Третий этап (2005-2007 гг.) - анализ и обработка результатов экспериментальной работы, формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования.

  1. Определены теоретико-методологические основы духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора: уточнено содержание базовых понятий «духовность», «духовное развитие», «механизмы духовного развития»; выявлено состояние разработанности проблемы духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора.

  2. Определены критерии, показатели и уровни духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора.

  3. Разработана структурно-функциональная модель духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора, включающая методологический, психолого-педагогический и технологический компоненты.

  4. Определена и теоретически обоснована совокупность педагогических условий духовного развития будущего учителя начальной школы средствами кубанского музыкального фольклора, включающая целевое, критериальное, содержательное, процессуально-методическое и технологическое обеспечение.

  5. Определены средства активизации духовного развития будущего учителя начальных классов при изучении кубанского музыкального фольклора.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержания понятий «духовность», «духовное развитие» личности педагога, раз-

работке структурно-функциональной модели духовного развития будущего учителя начальных классов и условий ее реализации, выявление критериев духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора: мотивационном, познавательном, эмоционально-ценностном, практически-действенном, обосновании приоритета духовного развития будущих учителей начальной школы в процессе его профессиональной подготовки; в выделении и раскрытии педагогических условий духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора.

Практическая значимость исследования заключается в разработке элективного курса «Теоретико-методологические основы духовного развития личности педагога» и спецкурса «Традиционная культура и кубанский музыкальный фольклор», «Фольклорный ансамбль», которые могут быть использованы преподавателями вузов, руководителями фольклорных кружков, учителями начальных классов в процессе профессионально-педагогической подготовки и деятельности учителя начальных классов в качестве методических материалов, а также материалы данных курсов могут быть использованы в системе повышения квалификации учителя начальных классов.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается четкостью методологических и теоретических положений, применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, предмету, целям, задачам и логике исследования; экспериментальной проверкой основных положений диссертации и получением конкретных позитивных изменений в духовном развитии будущих учителей начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Результаты теоретического анализа понятий «духовность» и «духовное развитие» в философском и психолого-педагогическом аспектах, позволившие уточнить эти понятия. Под духовностью будущего учителя началь-

ных классов мы понимаем интегральное качество, синтезирующее в себе нравственное, эстетическое, интеллектуальное, эмоциональное, ценностное, поведенческое содержание личности, направленное на утверждение подлинно человеческого в людях, основанного на устремленности к высшим человеческим ценностям, на творческое созидание своей жизни, совершенствование себя и окружающего мира в соответствии с идеалами истины, добра и красоты.

  1. Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора как интегральное личностное качество определяется критериями: мотивационным, познавательным, эмоционально-ценностным, практически-действенным.

  2. Структурно-функциональная модель духовного развития будущего учителя начальных классов, включающая методологический компонент, определяющий стратегию и теоретические основания моделируемого процесса; психолого-педагогический компонент, включающий систему принципов духовного развития; проект учебно-воспитательного процесса, описывающий систему педагогических условий: целевое, критериальное, содержательное, процессуально-методическое обеспечение; технологический компонент, обеспечивающий организацию и реализацию моделируемого процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики и методики преподавания педагогических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета, отражены в научных статьях и тезисах, в докладах и выступлениях на научных конференциях: межрегиональной конференции «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (г. Ростов-на-Дону, 2001, 2002, 2003, 2005 гг.), региональной конференции «Социально-педагогическая работа в современных условиях» (г. Армавир, 2002 г.), межвузовской научно-практической конференции «Развитие непрерывного педагогического образования в новых социаль-

но-экономических условиях» (г. Армавир, 2003 г.), межвузовской научно-практической конференции «Неделя науки в АГПУ» (г. Армавир, 2004 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Системный подход к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении» (Армавир - Ленинградская, 2006 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 308 наименований, 5 приложений. Общий объем диссертации 270 страниц, в том числе 5 рисунков, 15 таблиц.

Сущностная характеристика понятий «духовность», «духовное развитие» человека

Для решения основной цели исследования необходимо осмысление дефиниции «духовность» человека с точки зрения выделения философских основ и определения основных философских положений, позволяющих данную категорию в дальнейшем рассмотреть в аспекте обозначенной проблемы.

Понятие «духовность» относится к категориям, существовавшим задолго до их философского осмысления, так как способность человека осознавать себя и - сквозь эту призму - окружающий мир, явилась объективным условием человеческого становления, как единичной личности, так и общества в целом [4].

Исследователи данной проблематики сходятся во мнении, что «человеческое» - это суть понятия «духовность». Сущность человека заключена в духовном, что является основанием его физической и психической ипостасей. В словаре СИ. Ожегова духовность объясняется как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными [222, С. 186].

«Духовное», «дух», «душа» часто выступали как однозначные понятия, в связи с чем нам приходится находиться в рамках того тезауруса, которым пользовались наши предшественники. «... Жизнь человека не есть чисто объективное, подобно жизни животного, а составляет одно целое с .. .душой, которая столь же зависит от тела, сколь со своей стороны определяет его» [304, С. 123].

Происхождение слова «дух» связано с понятийными символами древнейших культур человечества, в которых в различных интерпретациях встречаются его специфические определения. Неопределенность, трудно разрешимость «духовного» можно обнаружить в древневосточной философии. О «духовном» говорят тексты, повествующие о происхождении человека, например, по представлениям древних китайцев, человек возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, ци) делится на два начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту расколо-тость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное. В древнеиндийской философии душа трактуется как духовное начало вне человека. Это скорее мировая душа, нежели некая проекция личности.

Взгляды античных философов на проблему духовности человека развивались, дополняя друг друга.

Первые шаги в понимании сущности духовности мира сделал античный философ Гераклит. Так, душу человека он считал огнем, которому свойственен процесс развития, но постичь ее очень трудно, так как «границ души тебе не отыскать» [4, С. 123]. Так, Гераклит, по мнению исследователей, является первым философом, систематически описавшим духовность человека. Определив душу через огонь, он пришел к выводу, что и человеческой душе свойственен процесс развития. Как правило, это связывается с образованностью и добродетелями человека. Античные философы проводят различие между природой и человеческим миром, несмотря на то, что в объяснении «необъяснимого», «невидимого» и загадочного явления души они пользуются вполне зримыми образами, например, образом огня. Знаменательным, на наш взгляд, является тот факт, что, несмотря на доминантную тенденцию античного мышления докапываться до сути всех вещей через их, если так можно сформулировать в данном случае, содержание и сущность, душа рассматривается философами через ее проявленность, т.е. функциональность. И хотя у античных философов отсутствовал анализ внутреннего духовного мира человека, духовный мир для них являлся ценностным началом человеческой личности.

Пифагорейцы рассуждали о творческом начале души, считая, что в ней заложен потенциал творческого отношения к миру. Они считали, что внутренней гармонии можно достичь, нацелив душу на добро, и разработали моральный кодекс нравственного совершенствования спасения души.

Нравственные идеалы стояли в центре духовности мира человека и в теории выдающегося философа античности Сократа. Поиски моральной истины привели его к выводу, что в человеке главное не тело, а душа, что именно о ней должен он заботиться.

Ученик Сократа Платон утверждал, что природа человека, в первую очередь, определяется именно душой, а потом уже телом, т.к. она подчиняется ей. Платон, однако, не отрицает возможности воспитательного воздействия на душу. Воспитание человеческой души - основная тема и Федона [4, С. 140].

Рассуждая о душе, древнегреческий философ Аристотель отводит ей господствующее начало, впервые высказывает мысль о неотделимости ее от тела. В его работе «О душе» говорится, что она является началом живого тела [13]. Аристотель различает три вида души, первые два вида существуют только в материальном (принадлежат к области физической психологии); третий вид метакризичен. По мнению философа, в своем минимуме душа есть везде, где есть жизнь; в максимуме душа есть там, где есть ум. В живом теле, прежде всего, имеется животная душа (способность к жизни) и растительная душа (способность к росту, развитию, ощущению, осязанию); где есть животная душа, там есть и растительная душа. По мнению философа, человек одновременно является и животным, и растением, а бог - только богом, обладающим лишь разумной душой. В отличие от бога человеческая душа обладает растительным, животным и разумным компонентами. Все состояния души (гнев, негодование, отвага, желание, страдание, кротость, страх, сострадание, радость, любовь и др.) связаны с телом. Если способность ощущения невозможна без тела, то ум существует отдельно от него. Как считает Аристотель, практический разум должен властвовать над страстной частью души, которая разумна лишь в той степени, в какой она повинуется разуму. Теоретический разум (мудрость) созерцателен, делится на «ум, который становится всем, и на ум, все производящий» [13], что впоследствии было названо соответственно пассивным и активным интеллектом.

Теоретическое обоснование структурно-функциональной модели духовного развития будущего учителя начальных классов

Процесс развития духовности нами рассматривается в системе педагогического образования, обеспечивающей профессиональную подготовку учителя начальных классов. Система педагогического образования в Российской Федерации включает в себя образовательные стандарты и программы разных уровней и направлений.

Профессиональные образовательные программы, в отличие от программ общего образования, «направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации» [269, С. 9]. Таким образом, профессиональное образование осуществляется в определенных границах возраста, содержания образования, типа образовательного учреждения. Закон об образовании рассматривает содержание образования в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества и предполагает его ориентацию на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации [270, С. 14].

Духовное развитие неотделимо от профессиональной подготовки и развития учителя, поскольку в основе того и другого лежит принцип саморазвития, который, по мнению Л. М. Митиной, обладает специфическими особенностями и не сводится ни к процессуальным, ни к деятельностным характеристикам [201, С. 9].

Психологическим механизмом развития является внутренняя активность личности учителя, активность по преобразованию своих взглядов и своего внутреннего мира в направлении саморегуляции. На первый план выдвигается активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности.

Для модели профессионального развития учителя характерна способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [201].

Вслед за Л.М. Митиной, мы обратили внимание на то, что структура личности учителя приобретает гармоничность не только на основе «соразмерного» и пропорционального развития всех ее качеств, а в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность личности учителя, придающей смысл всей его жизни и деятельности. Мы солидарны с мнением ученого-психолога, но полагаем, что переход на более высокий уровень профессионального самосознания выступает не только фундаментальным условием профессионального развития, а также базовым условием духовного развития учителя.

В потенциале личности структура сознания является центральной. Особое место в ней занимает «Я-концепция» - система представлений личности о самом себе. Профессиональное самосознание включает в себя признание наличия у себя качеств-признаков, присущих педагогу (когнитивный образ «Я»); представление о соотношении «содержания себя» с идеальным образом педагога (эмоционально-ценностный, оценочный компонент), потенциальную поведенческую реакцию - представления о действиях, составляющих основу педагогической деятельности учителя.

Кроме того, духовность личности, выступая в качестве интегрального качества, может рассматриваться, как мы полагаем, в качестве потенциального объекта профессионального развития будущего учителя. Потенциальное реализуется в том случае, если оно приходит в движение, тогда, когда оно активизировано внешними и/или внутренними условиями. Таким образом, педагогическое влияние может быть направлено как на изменение внутри личностных процессов, так и на окружающую личность среду. Процессами, обеспечивающими личностные изменения, являются рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде.

Движение, обеспечивающее такое развитие, может иметь несколько направлений: движение вперед или вверх - из глубин сознания, по иерархической лестнице потребностей и мотивов, осознание и доминирование потребности в учительстве, свободный выбор (перебор содержания), либо увеличение в объеме, развертывание сублимированных форм (изменение содержания). Каждый из этих процессов может происходить при определенных условиях. Поскольку потенциал сам по себе не обладает свойством явной выраженности, а проявляется при определенных условиях, то создание таких условий, максимально способствующих реализации духовности, становится одной из задач профессиональной подготовки.

Осознание учителем своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста, отмечает Л.М. Митина [201], побуждают его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора.

Большие возможности для развития духовности предоставляет инновационная деятельность, требующая от будущего учителя не только умения по-новому решать профессиональные задачи, но и иначе оценивать свое место в педагогическом процессе. Инновационная деятельность мобилизует все возможности и резервы учителя для развития духовного потенциала. Эта деятельность по своему содержанию сближается с научной, поскольку также направлена на познание и осознание нового педагогического знания. Инновационная деятельность представляет собой форму научного творчества, особенность которой состоит в том, что человек проявляется здесь как самостоятельный субъект познания, опирается в деятельности на собственные приемы и средства труда. Если в научной работе ведущую роль выполняют интеллектуальный и индивидуальный компоненты, то в учебной - когнитивный и эмоциональный компоненты.

Диагностика духовного развития будущего учителя начальных классов

Духовность является стержневым элементом личности учителя, определяющим успешность его профессионального развития.

В своем исследовании мы исходим из того, что современная диагностика уровней духовного развития будущего учителя начальных классов позволяет с достаточной уверенностью судить о результатах функционирования процесса становления этого интегрального качества у студентов социально-педагогического факультета.

Экспериментальная работа проводилась на базе Армавирского государственного педагогического университета и состояла из нескольких этапов.

На первом этапе (подготовительном) проводился констатирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента заключается в выявлении исходного уровня показателей духовности будущего учителя начальных классов. Основными задачами констатирующего эксперимента в исследовании являются:

1. Определение уровня осознания студентами проблемы духовного развития и внутренней готовности к духовному развитию.

2. Определение мотивационной готовности будущих учителей начальных классов к освоению кубанского музыкального фольклора.

3. Выявление уровня знаний особенностей кубанского музыкального фольклора, его жанров, образов, содержания, музыкальных традиций.

4. Изучение отношения студентов к кубанскому музыкальному фольклору.

5. Составление программ духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора.

Второй этап - формирующий эксперимент, в ходе которого решались следующие задачи:

Апробация и внедрение модели духовного развития будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора.

Реализация системы педагогических условий духовного развития будущего учителя начальных классов.

Организация и проведение формирующего эксперимента.

Обобщение полученных экспериментальных данных.

В ходе проведения констатирующего эксперимента мы использовали следующие методы: анкетирование, беседа, наблюдение, опрос, тестирование, анализ программных документов, анализ творческих работ.

В констатирующем эксперименте участвовали 186 студентов социально-педагогического факультета Армавирского государственного педагогического университета.

Диагностическое исследование проводилось в форме анкетирования и опроса студентов, наблюдения, групповых и индивидуальных бесед и т.п. Полученные данные обрабатывались математическими и статистическими методами.

Мы предполагаем, что на развитие духовности студентов большое влияние оказывает мотивационная сфера профессионального самоопределения, так как осознанная мотивированность на творческую деятельность способствует возникновению у студентов стремления к постоянному самосовершенствованию.

Раскрытие сущности, содержания духовности показывает, что актуализация и стимулирование духовного развития в педагогическом вузе должны стать неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса будущих педагогов.

С целью выяснения уровня и глубины осознания проблемы духовного развития студентами нами была разработана анкета №1 «Изучение духовного мира студентов», состоящая из следующих вопросов:

1. Что такое духовность в вашем понимании?

2. Размышляете ли Вы над своим поведением, характером, анализируете ли Вы свои поступки?

3. Есть ли у Вас программа саморазвития, самосовершенствования?

4. Каковы ваши жизненные ценности?

5. По вашему мнению, в чем смысл жизни?

6. Какие проблемы Вас волнуют?

7. Как Вы думаете, какими путями можно развивать духовность?

Рассуждая о духовности, 16% студентов отмечают, что духовность - это милосердие, доброта, искренность, благородство, чистые помыслы, стремление к красоте, доброте; 6% опрошенных связывают духовность с верой в Бога. По их мнению, вера в Бога духовно развивает людей, воспитывает такие качества, как человечность, милосердие, доброта, умение прощать. Не ответили на вопрос, что такое духовность, или дали неточный ответ 7% опрошенных. 8% студентов определили духовность как «внутренний мир человека», «внутреннее качество человека», «внутренний мир и внутренняя культура человека».

Среди ответов нет ни одного, где духовность связывали бы с самопознанием, самосовершенствованием. Следовательно, студенты не понимают, что духовность достигается только через внутреннюю активность, что свидетельствует о недостаточном развитом умении рефлексировать, философствовать.

Об этом говорят и ответы на вопрос о смысле жизни, лишь 11% из числа студентов отметили, что они часто задумывались о смысле жизни, свой смысл они видят в творении добра, познании прекрасного, в получении хорошего образования, добросовестном труде.

Похожие диссертации на Духовное развитие будущего учителя начальных классов средствами кубанского музыкального фольклора