Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Допрофессиональное развитие литературно-творческих способностей учащихся 5 классов Фаршатова Марина Вильгельмовна

Допрофессиональное развитие литературно-творческих способностей учащихся 5 классов
<
Допрофессиональное развитие литературно-творческих способностей учащихся 5 классов Допрофессиональное развитие литературно-творческих способностей учащихся 5 классов Допрофессиональное развитие литературно-творческих способностей учащихся 5 классов Допрофессиональное развитие литературно-творческих способностей учащихся 5 классов Допрофессиональное развитие литературно-творческих способностей учащихся 5 классов Допрофессиональное развитие литературно-творческих способностей учащихся 5 классов Допрофессиональное развитие литературно-творческих способностей учащихся 5 классов Допрофессиональное развитие литературно-творческих способностей учащихся 5 классов Допрофессиональное развитие литературно-творческих способностей учащихся 5 классов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фаршатова Марина Вильгельмовна. Допрофессиональное развитие литературно-творческих способностей учащихся 5 классов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Тольятти, 1999 194 c. РГБ ОД, 61:99-13/993-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1.. Теоретико-методологические основы развития литературно-творческих способностей учащихся 7

1.1 Сущность проблемы развития литературно-творческих способностей учащихся 7

1.2 Психологический аспект проблемы развития литературно-творческих способностей учащихся 30

1.3 Развитие литературно-творческих способностей учащихся как дидактическая проблема

1.4 Деятельностно-целевая модель системного процесса формирования творческой личности ученика средствами литературного творчества 73

Глава 2. Опытно-экспериментальная апробация технологии развития литературно-творческих способностей учащихся пятых классов 80

2.1 Организация опытно-экспериментальной работы 80

2.2 Содержание и ход опытно-экспериментальной работы по развитию литературно-творческих способностей учащихся пятых классов 95

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной проверки эффективности процесса развития литературно-творческих способностей учащихся 129

Заключение 152

Список литературы 157

Приложения

Введение к работе

Актуальность проблемы. Изменение социально-политической и экономической ориентации России на демократическое общество, с одной стороны, и рыночные отношения, с другой, изменили цели и ценности системы образования, перед которым в новых условиях стоят задачи огромной важности. Одной из них является улучшение качества подготовки выпускников учебных заведений всех уровней. Выпускников общеобразовательных учреждений должны отличать не только сбалансированные и устойчивые знания, умения, но и наличие сформированных свойств и качеств, значимых в перспективной профессиональной деятельности, а также развитые творческие и другие способности.

Совершенствование профессиональной подготовки специалистов - процесс многоступенчатый, вполне логично начинать эту работу со ступени допрофессионального образования в условиях средней школы. В последнее десятилетие возрастает внимание к проблемам творческого развития учащихся общеобразовательных школ. В работах ВИ. Андреева, ТИ. Артемьевой, Ю.К. Бабанского, Ю.А. Грибова, В.В. Давыдова, А.А. Кирсанова, Н.С.Лейтеса, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, В.Э. Чудновского, Е.ЛЛковлевой и других рассматриваются пути и средства развития творческих способностей учащихся в процессе обучения.

Формирование творческой личности обучаемого - одна из сущностных проблем современной педагогики, эффективно работать над разрешением которой может только творчески развитая личность педагога. В этой связи представляемая работа мыслилась как двунаправленное исследование, ориентированное, с одной стороны, на анализ закономерностей развития школьников как творческих личностей средствами литературного творчества, а с другой, ее адресатом были студенты-словесники педагогических вузов, через подготовку которых только и возможна реализация разработанных в исследовании концепции и путей творческого развития учащихся, будущих специалистов.

Очевидно, что эффективность развития творческих черт личности учащегося повышается, если использовать ресурс не только урочной, но и внеурочной деятельности. Большие возможности для совершенствования творческого потенциала личности учащегося предоставляет литературно-творческая деятельность вне уроков литературы.

Литературно-творческая деятельность создает условия для совершенствования одноименных способностей, бесспорно, являющихся неотъемлемой частью всесторонне и гармонично развитой личности специалиста в любой профессиональной сфере, повышает ка чество функционирования профессионально значимых психических свойств (восприятие, воображение, память, мышление и др.), формирует мотивацию на творческую деятельность, совершенствует умения, актуальные для литературно-творческой деятельности, воспитывает индивидуальность, самостоятельность, коллективизм как профессионально важные качества личности.

Различные аспекты литературного творчества учащихся освещается в работах Л.С. Выготского, В.И. Глоцера, Т.С. Зепаловой, А.Г. Ковалева, Е.А. Корсунского, А. Н. Коп-чук, И.Г. Кривошапкина, Г.Н. Кудиной, СП. Кудрявцевой, Т. Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, В.И. Лейбсона, В.А. Левина, ЮЛ. Львовой, В.Г. Маранцмана, Н.Д. Молдавской, З.Н. Новлянской, М. А. Рыбниковой, Г.Н. Тараносовой и других.

Проведен ряд диссертационных исследований, рассматривающих литературно-творческие способности учащихся с психологических и педагогических точек зрения. Так, например, рассмотрено развитие литературно-творческих способностей учащихся как психологическая проблема (Е.А. Корсунский), получены экспериментальные данные об элементарных проявлениях компонентов литературно-творческих способностей у младших школьников (З.Н. Новлянская), освещены вопросы методики совершенствования литературно-творческих способностей старшеклассников (В.Н. Шамордин), рассмотрены педагогические условия развития младших школьников во внеурочной литературно-творческой деятельности (Г.Х. Валеев).

Однако вопрос о развитии литературно-творческих способностей учащихся в качестве фактора оптимизации их допрофессионального образования до настоящего времени не ставился, что дает основание для вывода о недостаточной разработанности научно-методических основ проектирования и реализации процесса литературно-творческого развития учащихся, столь важного для качественной подготовки творческой личности специалиста на допрофессиональном уровне.

Между тем, мысль о значимости литературного творчества учащихся в деле развития их креативности, понимаемой как предрасположенность к творчеству, в частности, в будущей профессиональной деятельности в различных сферах общественно полезного труда содержится в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Э.В. Ильенкова, В.И. Лейбсона, В.А. Левина, Е.А. Корсунского и других.

К исследованию процесса развития литературно-творческих способностей школьников как к фактору оптимизации допрофессионального образования творческой личности учащегося, будущего специалиста, подводит и ряд выявленных нами противоречий между:

- необходимостью начинать формирование профессионально значимого фундамента творческой личности на довузовском уровне и неиспользованностью ресурсов литературного творчества учащихся в указанном направлении;

- необходимостью эффективно использовать возможности литературного творчества учащихся для оптимизации их допрофессионального образования и недостаточной разработанностью методических основ литературно-творческого развития учащихся;

- современными социальными требованиями к способности личности саморазвиваться в динамично изменяющихся условиях и недостаточным вниманием образовательного процесса в средней школе к формированию этой составляющей личности будущего специалиста.

Указанные противоречия подвигли сформулировать научную проблему: как следует организовать процесс развития литературно-творческих способностей учащихся, чтобы он становился фактором оптимизации допрофессионального образования творческой личности учащегося: формировал мотивацию на творческую деятельность, развивал профессионально важные психические свойства и качества личности, совершенствовал умения литературно-творческой деятельности, создавал условия для воспитания саморазвивающейся творческой личности.

Осознанная необходимость разрешить названную проблему способствовала выбору темы «Допрофессиональное развитие литературно-творческих способностей учащихся пятых классов» и цели исследования: разработать научно обоснованную методику развития литературно-творческих способностей учащихся, рассматриваемую в качестве фактора оптимизации их допрофессионального образования.

Объект исследования: теория и методика развития литературно-творческих способностей учащихся.

Предмет исследования: процесс развития литературно-творческих способностей учащихся как фактор оптимизации допрофессионального образования учащихся.

Гипотеза исследования: система занятий литературным творчеством будет развивать не только литературно-творческие способности учащихся, но и станет фактором оптимизации допрофессионального образования творческой личности учащегося, если:

- в качестве главных целей развития литературно-творческих способностей выдвигаются: развитие мотивации на творческую деятельность, в том числе и литературного характера; совершенствование уровня развитости психических свойств личности (наблюдательности, памяти, воображения, эмоциональности), вовлеченных в литературно-творческую деятельность, обусловливающих успешность осуществления профессиональной деятельности в различных производственных сферах; формирование умений литературно-творческой деятельности; воспитание творческой саморазвивающейся личности, востребованной современной социально-политической и экономической ситуацией;

- процесс развития литературно-творческих способностей целенаправленно конструируется как последовательность этапов накопления материалов для творческих работ в процессе чувственного взаимодействия с действительностью, разработка накопленного материала в творческих работах литературного характера, рефлексия литературно-творческой деятельности, творческий тренинг;

- накопление материалов для написания литературно-творческих работ на этапе наблюдения за окружающей действительностью сопровождать опорой на развитие таких

психических свойств и процессов, как наблюдательность, память, эмоциональность, эмпа-тия учащихся;

- процесс литературно-творческого развития учащихся насыщается системой средств, адекватных развитию литературно-творческих способностей, обеспечивающих новообразования в творческой деятельности литературного характера, и способствуют формированию мотивации на творческую деятельность, воспитанию творческой саморазвивающейся личности;

- процесс литературно-творческого развития учащихся строить на личностно- ориетированной основе.

В соответствии с указанной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:

- установить степень разработанности вопроса по теме исследования в научной литературе;

- разработать модель процесса и методику занятий, направленных на развитие литературно-творческих способностей учащихся;

- определить результативность опытно-экспериментального обучения, направленного на - развитие литературно-творческих способностей учащихся;

- разработать в помощь учителям общеобразовательных школ научно-практические рекомендации по развитию литературно-творческих способностей учащихся. Общая методология исследования базируется на принципах единства исторического и логического, основополагающих идеях философской мысли о формирования личности, о природе человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере, преобразующем способности человека.

В своем исследовании мы опирались на теорию содержания образования и процесса обучения (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, В.В. Сериков, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.); на теорию творческого саморазвития личности (В.И. Андреев); на работы по психологии творчества (М. Арнаудов, B.C. Выготский, АИ. Лук, АГ. Ковалев, Е.А. Корсунский и др.); на положения: о способностях (В.АКрутецкий, Е.А. Корсунский, АН. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.), о характеристиках творчества (Д.Б. Богоявленская, А.А. Кирсанов, Е.А. Яковлева и др.), о значимости жизненного опыта для литературного творчества (М.Арнаудов, Л.И. Зивельчинская, АГ. Ковалев, Е.А. Корсунский, В.Г. Маранцман, М.А. Рыбникова, Г.Н. Тараносова и др.), о важности развития наблюдательности для успешного литературного творчества (З.Н. Новлянская, В.П. Ягункова и др.), о связи восприятия с речью (Б.Г. Ананьев, Л.А Венгер, АВ. Запорожец и др.), о значимости развитых психических свойств (восприятие, память, воображение, мышление) для успешности деятельности в различных производственных сферах (В.Д. Шадриков); на идеи о влиянии совершенствования психических свойств учащихся в процессе развития их способностей на устойчивость результатов развития (Н.Д. Молдавская, В.Г. Маранцман), о возможности рассмотрения литературного творчества в качестве средства формирования всеобщей творческой

способности, проявляющейся в различных сферах жизни и деятельности человека (Б.Г. Ананьев, Э.О. Ильенков, В.И. Лейбсон, Е.А. Корсунский и др.)

Для реализации поставленных задач использовались методы: теоретический анализ литературы, методы анкетирования, беседы, наблюдения, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.

Исследование проводилось в течение 11 лет и состояло из нескольких этапов. Первый этап - подготовительный (1987 - 1994 г.г.). Возникла потребность поиска форм, методов, приемов, направленных на развитие творческого потенциала учащихся средствами литературного творчества. Это вызвало необходимость обращения к практическому опыту коллег, занимающихся в своей педагогической практике творческим развитием учащихся, а также к теоретическим обобщениям, содержащимся в научной литературе. Кроме того, на этом этапе были осуществлены первые наблюдения, нацеленные на особенности литературно-творческой деятельности учащихся, их творческих способностей литературного характера.

Второй этап - теоретический (1995 - 1996 г.г.). Формировалась научно-методическая база эксперимента, изучалась педагогическая, психологическая, методическая литература по проблеме литературно-творческого развития учащихся, разрабатывались принципы, условия, приемы актуализации и развития некоторых компонентов литературно-творческих способностей, основываясь на важных результатах современной науки в области педагогики, психологии и методики. На данном этапе определялось содержание экспериментальной работы, методика ее проведения, намечались формы текущего контроля, а также критерии оценки результатов эксперимента.

Третий этап - практический (1997 - 1998г.г). Осуществлялась экспериментальная проверка выдвинутых гипотетических предположений в ходе опытно-экспериментальной работы, нацеленной на повышение качества допрофессинального образования учащихся средствами литературного творчества, анализировались и обобщались результаты исследования. Проведена работа по оформлению диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка осмыслить возможности системно организуемого процесса развития литературно-творческих способностей учащихся как фактора совершенствования их допрофессионального образования, выявлены компоненты литературно-творческого развития учащихся, критерии оценки их уровня сформированное™, разработан и научно обоснован системно выстроенный процесс литературно-творческого развития учащихся на личностно-ориентированной основе, разработана система упражнений, направленных на расширение объема опыта чувственного взаимодействия учащегося с окружающей его действительностью, формирующая профессионально важные психические свойства личности учащегося (наблюдательность, память, воображение).

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа занятий, имеющая направленность на развитие литературно-творческих способно стей учащихся, внедрены в практику литературно-творческого развития нейролингвисти-ческие технологии изучения содержания опыта личности учащихся, рассматриваемого в качестве источника литературного творчества учащихся среднего школьного возраста (5 класс), разработаны и внедрены в практику такие формы организации занятий, как практические занятия по накоплению материалов для литературно-творческих работ, имеющие первостепенную значимость для совершенствования литературно-творческих способностей учащихся, рефлексия литературно-творческой деятельности, творческий тренинг, усовершенствована методика проведения такой формы занятий литературным творчеством, как написание сочинения на материале личньгх наблюдений, разработаны методические рекомендации по развитию литературно-творческих способностей учащихся среднего школьного возраста (5 класс), определены пути совершенствования допрофессионального образования средствами литературного творчества школьников.

Достоверность и объективность результатов работы обусловлены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, опорой на философские основания, психолого-педагогические позиции; разработкой диагностических методик, адекватных задачам, предмету и объекту исследования; ведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью и ориентацией на нее.

Положения, выносимые на защиту:

1. Целенаправленно организуемый процесс литературно-творческого развития учащихся позволяет развивать мотивацию на творческую деятельность, совершенствовать психические свойства, актуальные для успешной профессиональной деятельности, формировать умения литературно-творческой деятельности, воспитывать творческую саморазвивающуюся личность, востребованную современной социально-политической и экономической ситуацией, что дает возможность рассматривать данный процесс в качестве фактора оптимизации допрофессионального образования творческой личности учащегося.

2. Процесс литературно-творческого развития учащихся подразделяется на четыре уровня: накопление материала для литературно-творческих работ в процессе наблюдения окружающей действительности; разработка материала наблюдений в творческих продуктах литературного характера; рефлексия литературно-творческой деятельности; творческий тренинг.

3. Выявление степени выраженности компонентов литературно-творческого развития каждого учащегося является средством организации личностно-ориентированного процесса совершенствования его творческих способностей литературного характера, способствует оптимизации допрофессионального образования учащихся.

4. Особое значение для совершенствования процесса развития литературно- творческих способностей учащихся, рассматриваемого в качестве фактора оптимизации их допрофессионального образования, имеют практические занятия по наблюдению окружающей действительности, осуществляемые на личностно-ориентированной основе.

Апробация и внедрение выдвигаемых в диссертации положений осуществлялись в ходе экспериментальной работы, базой для которой явились МОУ СШ. № 36, 39, 67, 80, а также НОУ гимназия "Радиант" (г. Тольятти), гимназия № 11 (г. Самара).

По мере проведения исследования его результаты докладывались на научно-практических конференциях в г.г. Москве (1997г.), Самаре (1998г.), Тольятти (1997, 1998г.г., март 1999 г.), а также на заседаниях кафедры методики преподавания русского языка и литературы Тольяттинского филиала Самарского Государственного педагогического университета (1998, 1999 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения,

списка литературы и приложений.

Сущность проблемы развития литературно-творческих способностей учащихся

Проблемы образования в судьбах России наших дней становятся узловыми. На этапе смены парадигм культуры, науки, мировоззрения образование превращается в ведущий фактор экономического и социального развития страны. Высшим смыслом нахождения человека в образовательной среде, по верной мысли многочисленных современных ученых, становится раскрытие и совершенствование его творческих способностей.

Содержание понятия "творческая личность" многогранно и обусловливает разнообразие интерпретаций, среди которых особую актуальность в контексте нашего ис следования приобретает определение Андреева В.И., а именно: «творческая личность это социальный тип личности с высоким уровнем устойчивой мотивации на профессиональное творчество, а также с достаточно высоким уровнем интеллектуальных, нравственных, коммуникативных, эстетических, мировоззренческих свойств и качеств, способности к самоуправлению, а также с высоким уровнем профессиональных знаний и умений, которые позволяют личности добиться творческих результатов в избранном виде профессиональной деятельности ( 12).

Данная интерпретация понятия "творческая личность" позволяет соотнести проблему развития творческой личности с проблемой ее профессиональной подготовки. Понятие "творческая личность" все чаще используется для характеристики высшего уровня качества подготовки молодых специалистов как синоним понятия "конкурентоспособная личность". В определении Андреева ВИ. мы выделяем три основных компонента структуры творческой личности специалиста: 1. мотивация на профессиональное творчество. 2. развитые профессионально значимые свойства и качества. 3. профессиональные знания и умения. Выделенные компоненты находятся во взаимосвязанной последовательности, где первый и второй компоненты являются психологическим основанием, платформой формирования третьего, знаниевого компонента.

Психологические и знаниевый компоненты структуры творческой личности специалиста взаимодействуют между собой как части единого целого и отражают современный взгляд на процесс профессиональной подготовки с позиции управления психологией восхождения человека к творческой реализации.

Подготовка конкурентоспособного, а, следовательно, творческого специалиста есть сложная задача, разрешение которой будет тем успешнее, чем раньше начнется работа по формированию психологических основ творческой личности.

Развитие творческих способностей учащихся в целостном педагогическом процессе тесно связывает такие педагогические понятия, как «обучение», «воспитание», «развитие». Толкование этих понятий в литературе по педагогике отличается большим разнообразием. Анализ и обобщение существующих трактовок перечисленных педагогических категорий позволили ученому-педагогу Андрееву В.И. дать определения понятий "обучение", "воспитание", на наш взгляд, наиболее полно и ясно отражающие их суть (11,с.30). Актуальность именно этих определений для данной работы объясняется тем, что результатом и обучения, и воспитания учащегося, по исключительно верной мысли ученого, является развитие личностных качеств школьника.

Понятие «развитие» есть одно из важнейших понятий-категорий в современной педагогической науке и имеет большое значение в контексте нашей работы. Под развитием в научной литературе понимается закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное. (Щеголь В.И. -194) Понятие «развитие» для педагогических систем (образовательно-воспитательных) определяется в научной литературе как «процесс и результат целенаправленного изменения системы, наиболее общей закономерностью которой является ее переход из состояния развития в саморазвитие» (Андреев ВИ. - 11, с. 35).

Развитие творческих сил личности учащегося, переходящее в саморазвитие, может осуществляться в процессе какой-либо деятельности, в том числе и в литературном творчестве. Учебное литературное творчество создает уникальные условия для целенаправленного обучения школьников творческому саморазвитию как виду деятель ности, "расширяя зоны возможностей для самопознания, самоопределения, самоуправления и саморазвития всего спектра "самости" ученика в процессе его рефлексирующего самосознания как творчески саморазвивающейся личности". (11,с. 13)

Общеизвестно, что в развитии творческих способностей личности незаменимую роль играет искусство. Его особая роль в умножении творческого потенциала личности обусловлена тем, что оно развивает в человеке универсальную, всеобщую творческую способность, которая, "будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности: и в познании, и в науке, и в политике, и в быту, и в труде."(68)

В развитии этой универсальной способности к творчеству велика роль литературного творчества. Оно, по мнению Ананьева Б.Г., является "каналом скрытого развития многих других видов творчества, важным инструментом формирования общей одаренности человека."(6). Именно поэтому из всего многообразия творческих способностей мы выделяем литературно-творческие способности и рассматриваем деятельности по их развитию их в качестве средства формирования творческих сил личности, проявляющихся впоследствии в различных видах профессиональной деятельности.

Психологический аспект проблемы развития литературно-творческих способностей учащихся

Построение научно обоснованной методики формирования и развития литературно-творческих способностей учащихся обусловливает необходимость познания сущности, специфики, структуры литературных способностей в целом и литературно-творческих способностей, в частности.

Для понимания сущности литературных способностей необходимо рассмотреть существующие в научной и учебно-методической литературе определения понятия "способности".

В большинстве определений способности понимаются как индивидуально-психические особенности, различия, качества, свойства личности. Такое понимание сущности способностей встречается в работах Артемьевой Т.И.(16), Жабицкой Л.Г.(58) Кузина В.С.(87), Лейтеса Н.С.(104), Петровского А.В.(136),.Теплова Б.М.(173) и других.

Некоторые психологи, подчеркивая множественность свойств, входящих в понятие "способности", определяют последние как совокупность свойств. Такое понимание способностей присутствует в работах Новлянской З.Н.(129), Платонова К.К. (137) и других.

Таким образом, авторы, разрабатывающие проблему способностей, определяют их как единство, совокупность индивидуально-психических свойств, особенностей, качеств личности. Признание сложного состава способностей выводит нас на понятие "структура способностей", на котором мы останавливаемся ниже.

В современной научной литературе, посвященной проблеме литературных способностей, можно выделить три тенденции в понимании их содержания. Литературные способности рассматриваются либо как читательские, которые проявляются и развиваются в читательской деятельности (Кудрявцева СП.- 93 и др.), либо как литературно-творческие способности, проявляющиеся и развивающиеся в литературно-творческой деятельности (Ягункова В.П.-196 и др.), либо как способности, проявляющиеся и развивающиеся одновременно в двух видах деятельности, - читательской и литературно-творческой. Эту точку зрения на природу литературных способностей научно обоснованно развивают в своих работах Гончаров И.Ф.(48), Жабицкая Л.Г.(60), Корсунский Е.А.(79), Молдавская Н.Д.(124) и другие. Такое понимание сложной природы литературных способностей перекликается с пониманием сущности музыкальных способностей Тепловым Б.М.(176), с точки зрения которого музыкальность появляется в нескольких видах музыкальной деятельности: в слушании, исполнении, и сочинении музыки.

Необходимо отметить устоявшееся в научной литературе положение о связи способностей с деятельностью. Способности рассматриваются:

- как условия выполнения деятельности -в работах Лейтеса Н.С.(ЮЗ), Петровского А.В.(Ш), Гоноблина Ф.Щ49) и др.;

- как условие, определяющее качество выполняемой деятельности - в работах Кузина В.С.(87), Крутецкого В.А.(86) и др.;

- как возможность совершенствовать деятельность - в исследовании Платонова К.К.(137)идр.

Сложный состав литературных способностей позволяет соотнести их, соответственно, с читательской и литературно-творческой деятельностью. Тенденция связывать литературные способности и с литературно-творческой, и с читательской деятельностью, по мнению многих ученых, является обоснованной, так как для той и другой деятельности общим является отражение действительности в художественных образах: в первом случае - в авторских образах, во втором - в читательских образах (74).

В научной литературе читательская деятельность рассматривается как один из видов коммуникативной деятельности, результатом которой являются не материальные продукты, но внутренние качественные изменения в духовном мире читателя (80).

Что же касается литературно-творческой деятельности, то ее продуктом являются не только материальные и духовные ценности в виде произведений, но и те "преобразования, которые совершаются в психологической организации личности художника в процессе художественного творчества"(21). Главная ценность литературно-творческой деятельности, безусловно, состоит в преобразованиях психической организации личности школьников, участвующих в литературно-творческой деятельности. Таким образом, основой для разделения литературных способностей на читательские и литературно-творческие является разность результатов деятельности, в которой выявляются, а также развиваются и формируются, соответственно, литературно-творческие и читательские способности.

В фокусе нашего внимания в рамках данной работы является понятие "литературно-творческие способности", развитие которых рассматривается нами в качестве фактора повышения эффективности профессиональной подготовки учащихся на допрофессиональном уровне.

Следует отметить, что в научной литературе по проблемам литературных способностей отсутствует единая трактовка понятия "литературно-творческие способности".

Литературно-творческие способности трактуются как:

- способность к самостоятельному и успешному (применительно к младшему школьному возрасту) сочинению устных рассказов и сказок, стихотворений и загадок, а также - к самостоятельному выполнению заданий литературно-творческого характера (Новлянская З.Н.-129, с.68).

- сложное психическое образование, в структуре которого ведущая роль принадлежит образно-художественному словесному мышлению; опорными являются мировоззренческие и характерологические качества формирующейся личности, фоном - качества, сложившиеся в индивидуальном социально-психологическом развитии ( Шамардин В.Н.-191, с.6).

- единство специальных и специализировавшихся общих свойств личности, проявляющихся и формирующихся преимущественно в литературно-творческой деятельности и отвечающих ее требованиям (Корсунский Е.А.- 79, с.72 ).

Отмечая терминологическое разнообразие понятия "литературно-творческие способности", мы считаем необходимым акцентировать внимание на определении, данном относительно названных способностей, психологом Корсунским Е.А., так как это определение позволяет сделать значимый для нашего исследования вывод о поликомпонентном составе этого вида литературных способностей.

Организация опытно-экспериментальной работы

Цель опытно-экспериментальной работы вытекала из общей цели исследования и заключалась в следующем: доказать эффективность использования системы занятий учебной литературно-творческой деятельностью, основанной на материале личных жизненных наблюдений учащихся, для развития мотивации на творческую деятельность, совершенствования профессионально значимых психических процессов и свойств, воспитания саморазвивающейся личности будущего специалиста на этапе его допрофессионального образования.

Названная цель конкретизировалась следующими задачами:

- разработать программу опытно-экспериментальной работы,

- создать методическое обеспечение экспериментальных занятий,

- констатировать имеющийся уровень развития литературно-творческих способностей учащихся,

- провести экспериментальные занятия,

- проанализировать результаты экспериментальной работы в сопоставительном аспекте.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению значимости системы занятий для формирования литературно-творческих способностей учащихся проводилась нами в три этапа - с 1987 по 1998 годы.

На первом, подготовительном, этапе с 1987 по 1994 год в ходе педагогической деятельности диссертанта возникла потребность поиска форм, методов, приемов, направленных на развитие литературно-творческих способностей учащихся. Это вызвало необходимость обращения к практическому опыту коллег, занимающихся в своей деятельности развитием творческого потенциала школьников, а также с теоретическим обобщением, изложенным в научной литературе. Кроме того, на этом этапе были осуществлены первые наблюдения, нацеленные на литературно-творческие способности учащихся. Все вышеназванное позволило определить основные подходы к решению проблемы диссертационного исследования.

Второй этап работы, теоретический, проходил с 1995 по 1996 год, где формировалась научно-методическая база эксперимента, изучалась педагогическая, психологическая, методическая литература по проблеме диссертации. На данном этапе определялось содержание экспериментальной работы, методика ее проведения, намечались формы текущего контроля, а также критерии анализа и оценки результатов эксперимента.

Третий этап, практический,проходил с 1997 по 1998 год.

Опытно-экспериментальная работа проводилась по специально разработанным методическим указаниям преподавателями-словесниками в школах города Тольятти: МОУ №36 - Ярыгина Н.С.; № 39 - Захаренкова КС; № 67 - Серова Н.В.; № 80 - Кузьмина Е.О.; НОУ гимназия "Радиант" - Фаршатова М.В., а также гимназия № 11 - Романова Н.Г. (г. Самара). На различных этапах экспериментальной работы к участию в ней активно привлекалась психологическая служба перечисленных школ.

Опытно-экспериментальное обучение проводилось в названных школах в течение

1997-1998 учебного года в параллели пятых классов. Классы, где проводилось экспе риментальное обучение, рассматривались в качестве экспериментальных. Параллельный экспериментальному класс рассматривался в качестве контрольного. Общее количество учащихся экспериментальных классов равнялось ста двадцати учащимся, контрольных классов - ста десяти учащимся. Занятия литературно-творческой деятельностью в экспериментальном режиме проводились один раз в неделю, продолжительность каждого занятия равнялась 40 минутам.

С целью получения предварительных данных об участниках эксперимента проводились наблюдения за учащимися контрольных и экспериментальных классов во время выполнения ими заданий творческого характера на уроках литературы. Выяснялся уровень выполнения учащимися литературно-творческих заданий по степени легкости и степени самостоятельности, что позволяло судить о типе отношения будущих участников эксперимента к литературно-творческой деятельности.

Кроме того, проводились индивидуальные беседы с учащимися будущих контрольных и экспериментальных классов, выясняющие их отношение к литературному творчеству. Путем бесед с классными руководителями избранных для эксперимента классов собирались сведения о преобладающих интересах учащихся и их успешности в различных видах учебной и внеучебной деятельности.

Данные, собранные в результате наблюдений, а также бесед с учащимися и учителями, позволили нам сделать вывод, что учащиеся будущих контрольных и экспериментальных классов не имели значительных отличий ни по одному из изучаемых перед началом эксперимента параметров: склонность к литературному творчеству, самостоятельность выполнения творческих заданий литературного характера, легкость выполнения литературно-творческих заданий. Сделанный вывод позволил нам отнести полученные через год результаты не к превосходству учащихся экспериментальных классов, а к эффективности предложенной методики развития литературно-творческих способностей.

Практический, опытно-экспериментальный этап исследования, имел трехфазовую структуру

В первой, диагностической, фазе для получения объективных данных эффективности экспериментальной работы потребовалось выявить имеющийся уровень литературно-творческого развития каждого участника эксперимента. С этой целью усилиями педагогов-экспериментаторов и психологов школ, служивших базой эксперимента, был проведен констатирующий срез на основе следующих методик: тестирование учащихся, анализ их творческих работ литературного характера, индивидуальные беседы, наблюдения и др. Полученные данные позволили составить индивидуальные карты литературно-творческого развития учащегося - участника эксперимента (приложение № 10).

Карта отражала: уровень развития психических процессов и свойств личности школьника, вовлеченных в литературно-творческую деятельность, а именно: наблюдательности, эмоциональности, памяти, эмпатии, ассоциативного мышления; сформиро-ванность умений, важных для литературного творчества, а именно: умение изложения в письменной форме своих мыслей и чувств, накопленных в процессе наблюдения окружающей действительности, умение создавать средства языковой выразительности на материале жизненных наблюдений, умение анализировать свой жизненный опыт взаимодействия с окружающей действительностью и вычленять его составляющие, умение самостоятельно организовывать литературно-творческую деятельность (формулировать цель творческой работы, планировать ее, нормировать объем материала, оценивать, совершенствовать на основе рефлексивного осмысления); тип отношения к творческой деятельности литературного характера, а именно: отрицательное отношение (отсутствие интереса к процессу литературного творчества, преобладание мотивов избегания неприятностей, связанных с невыполнением творческих заданий), нейтральное отношение (мотив интереса к внешним результатам занятий, неустойчивый интерес к литературно-творческим занятиям), положительное отношение (мотив интереса к литературно-творческой деятельности как к способу объективации своего жизненного опыта), активное, инициативное отношение (мотивы совершенствования способов литературного творчества с целью наибольшего самовыражения).

Похожие диссертации на Допрофессиональное развитие литературно-творческих способностей учащихся 5 классов