Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы подготовки будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности
1.1. Сущность свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности 16
1.2. Готовность к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности как цель подготовки будущих учителей начальных классов 42
1.3. Характеристика уровней готовности будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности... 66
Выводы первой главы 87
ГЛАВА 2. Процесс подготовки будущих учителей к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности 91
2.1. Модель процесса подготовки будущих учителей к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности 91
2.2. Система подготовки будущих учителей к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности 112
Выводы второй главы 141
Заключение 145
Библиографический список 150
Приложения 167
- Сущность свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности
- Модель процесса подготовки будущих учителей к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности
- Система подготовки будущих учителей к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности
Введение к работе
Актуальность исследования. Ситуация, сложившаяся в системе российского образования, характеризуется поиском новых путей развития педагогической науки и практики на основе гуманистических и культурных приоритетов, объединяющим стержнем которых является феномен свободы. Свобода становится одной из значимых индивидуальных и социальных ценностей, а также целью и условием образования подрастающего поколения.
Свобода долгое время не являлась базовой педагогической ценностью, семидесятилетнее социалистическое прошлое наибольший урон причинило гуманитарной сфере в целом и образованию, в частности, а в образовании — именно идее свободы (А.А.Пинский). Отсюда — кардинальная незрелость постсоветского человека по отношению к свободе, адекватная переходному этапу (от тоталитаризма'1 к демократии,' от авторитарной педагогической системы к гуманистической), который характеризуется преобладанием внешних границ свободы (которые ассоциируются субъектом с окружающим миром) над внутренними (воспринимающимися как авторские, создаваемые по собственной воле). Это проявляется в чрезмерной пассивности индивида,'закомплексованного прежним жизненным опытом и
її - ;-. v гі> vw V.' _
не желающим или не способным к переменам, обусловленным расширением свободы (Е.И.Кузьмина). В современной практике образования идея ценности свободы, свободного развития личности еще не вошла прочно в сознание широкой общественности России,4^ том числе в сознание учителей начальных классов, которые оказывают решающее влияние на формирование ценностных ориентации учащихся. Не сформировано осознанное отношение к свободе как ценности, отсутствуют понимание необходимости свободы для развивающейся личности ребенка и умение реализовывать принципы свободы в педагогической деятельности.
Как показало исследование, многие педагоги (43%) не считают свободу базовой педагогической ценностью, не рассматривают в качестве важной цели развитие свободы. Другие, признавая значимость поддержки свободы ребенка, затрудняются в выборе содержания и эффективных средств
З . -і :!!('<'
реализации этой цели (51%). Причем из них только 8 % приветствуют действия ребенка, исходя из собственной точкой зрения, а не в соответствии с заданными педагогом правилами. У остальных учителей (92%) наблюдается расхождение в декларируемых целях и реальных действиях («свобода нужна, но только ограниченная педагогической целесообразностью»). Лишь 6 % учителей действительно верят в свободу, выбирая ее в качестве ведущего принципа своей педагогической деятельности.
Данная статистика свидетельствует, что свобода еще не стала руководящим принципом деятельности для большинства педагогов, на практике учителя не всегда предоставляют детям свободу, даже, как ни парадоксально, в творческой деятельности^ с которой свобода тесно связана. Вместе с тем свобода художественно-творческой деятельности имеет глубокий педагогический смысл: она расширяет кругозор, усиливает продуктивность фантазии, положительные эмоции, волю к действию, помогает с настойчивостью ' и изобретательностью пользоваться художественными материалами (Т.В.Лабунская, С.Д.Левин, В.Р.Щербаков).
Высшая школа стоит перед необходимостью создания системы подготовки специалиста, способного воплотить идеи свободы в образовательном и воспитательном процессах. Опыт реализации концепции построения образования в начальной школе на основе принципа свободы (В.В.Зайцев), в которой в качестве доминирующей педагогической ценности и приоритетного направления в работе избрана свобода младшего школьника, требует от учителя начальных классов иного педагогического менталитета, отличного от существующего и формируемого в педагогических учебных заведениях. Для реализации принципа свободы в образовании педагог должен обладать- гибким мышлением, альтруизмом, самоотдачей, мастерством, приверженностью гуманистическим принципам и определенной «харизмой», обаянием, столь ценимыми детьми (Н.Б.Крылова). Такой специалист способен сам действовать в условиях
„ ч-н:,---;ч.si..- міг- . _,
предоставленной ему свободы, понимает значимость развития свободы, знает механизмы развития свободы и может создавать оптимальные условия
для реализации свободы своих воспитанников. Такого педагога должен подготовить педагогический вуз. Очевидно, что для становления свободного образования требуется другая подготовка самого учителя.
Как показало исследование,' у будущих учителей начальных классов наблюдается несформированность осознанного отношения к свободе как ценности, непонимание ценности свободы для творческого процесса, ценностно-смысловая неподготовленность будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников; низкий уровень личной мотивации к развитию свободы младших школьников при переносе теоретических знаний на практическую сферу в области развития свободы; затруднения при адаптации уже известных и разработке новых форм работы, направленных на развитие свободы младших школьников в творческой деятельности.
На наш взгляд, это связано с тем, что будущие учителя сами не знали ситуации свободы. Они не принимали самостоятельных решений, не определяли содержания своего образования, поэтому не осознают свободу как ценность и сами не являются свободными. Вместе с тем «сделать свободным других людей может только свободный человек» (И.Г.Фихте). Решить задачи развития свободы сможет только такой педагог, который сам обладает свободой. Поэтому будущий специалист должен сам пройти через опыт самоуправления и свободы в процессе собственного обучения и самообразования. Поддержку будущему педагогу в становлении свободной личности должен оказать вуз.
Свобода выступает необходимым условием формирования, сохранения и трансляции личностной позиции педагога в творчестве. Подготовку будущих учителей начальных классов к развитию свободы в художественно-творческой деятельности целесообразно осуществлять в рамках художественно-творческих дисциплин, а организацию творческой деятельности рассматривать как эффективное' средство развития свободы младших школьников.
К настоящему времени в науке накоплен богатый опыт исследования
проблемы профессиональной подготовки учителей: развитие
профессионально важных качеств учителя в системе его подготовки (Н.В.Кузьмина), закономерности профессионального становления учителя, пути его самовоспитания и самообразования (В.А.Сластёнин), общепедагогическая подготовка учителя (О.А.Абдуллина), формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя (В.П.Кузовлев).
Проблемы подготовки;*'^ освещаются в
работах Т.П. Лакоцениной,'" Е.А.Маркушевской, М.В.Николаевой, Л.С.Подымовой, О.А.Ралдугиной, М.Г.Резниченко, Е.А.Руденко, Т.Б.Руденко, З.В.Шагиной. Особенности подготовки будущих учителей к
организации творческой и художественно-творческой деятельности
tii-.-.vто..:ерлости.-пpi :і>єссі'^;;;іЛі.ікі.
школьников отражены ( в, работах И.Ф.Слюняевой, А.П.Тряпицыной, М.В.Финько. Раскрытию сущности художественно-творческой деятельности посвящены исследования В.В.Бондаревой, О.С.Кирилловой, А.А.Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, М.Г.Племенюк, Ю.А.Полуянова, Н.М.Сокольниковой^ Б.П.ЮсоваіПо.'еіі.-hi'; і.іі.ііьгс
В педагогических ч исследованиях і. последних лет, посвященных проблематике свободы, изучены такие аспекты, как развитие личностной свободы учащихся разных возрастных категорий (В.В.Зайцев, М.В.Ларина, А.Н.Сергеев); развитие автономности младших школьников (Тхонг Ле Динь); подготовка будущего учителя-начальных; классов к развитию личностной свободы учащихся (Е.А.Руденко).
Полноценное развитие свободы младших школьников в русле данных исследований обеспечивается > благодаря освоению опыта свободной деятельности, которое, к осуществлялось на предметном содержании дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов.
Вместе с тем свобода неразрывно связана с творчеством, являясь необходимым его условием. Именно в художественно-творческой деятельности, поскольку она не строго регламентирована, наиболее благоприятные условия для развития свободы,, а такие дисциплины, как «Изобразительное искусство и художественный труд», «Трудовое обучение»
могут обеспечить освоение опыта свободной деятельности. Освоенный в художественно-творческой деятельности данный опыт может быть перенесен в другие виды деятельности и применен младшим школьником в жизненных ситуациях. Начальная ступень образования во многом предопределяет успехи в развитии свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности. В связи с этим перед современным учителем стоит задача развития свободы у младших школьников, являющейся реальной основой проявления творчества в дальнейшей жизни.
В педагогических исследованиях рассматривается необходимость организации творческой деятельности детей для развития свободы: свободная художественная деятельность как путь к развитию творческих способностей ребенка (К.Н.Вентцель); ручной труд как средство пробуждения в детях самостоятельности и свободной творческой активности (Д.Дьюи); самостоятельная творческая деятельность - в основе содержания
образования (Э.Кей); обеспечение эмоционально насыщенной творческой
і. ., ... . .. , ...
деятельности детей в формах игр, самостоятельных занятий, коллективного
художественного творчества (А.Нилл).
Вместе с тем требует рассмотрения вопрос об оптимальных путях
подготовки будущих учителей к развитию свободы младших школьников в
художественно-творческой деятельности. В условиях расширения практики
гуманистической педагогики необходимо активное становление отношения
к свободе как ценности образования, что выдвигает новые требования к
подготовке учителя.
Таким образом, есть основание утверждать, что возникло противоречие
между потребностью школы в специалистах, способных развивать свободу
младших школьников в художественно-творческой деятельности, и
недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике
проблемы профессиональной подготовки учителя к развитию свободы
младших школьников в художественно-творческой деятельности.
Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования:
каковы научные основы подготовки будущих учителей начальных классов к
развитию свободы младших школьников в художественно-творческой
деятельности?
Решение данной проблемы обусловило тему исследования:
«Подготовка будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности».
Объект исследования — профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов.
Предмет исследования^-^; ^процесс..подготовки будущих учителей к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности.
Цель исследования - научное обоснование процесса подготовки будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс подготовки будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности будет более эффективным, если:
— свобода младших школьников в'художественно-творческой деятельности
I 1 ' I ' л
будет определена как качество личности, обеспечивающее возможность младшему школьнику как субъекту художественно-творческой деятельности управлять процессом творчества, основанное на способности мыслить и действовать автономно, проявляющееся в непосредственности восприятия, смелых ассоциациях, попытках 'представить образ в необычном ракурсе, спонтанности, стихийности возникновения замыслов, в характере художественного образа, в колористической свободе, в экспериментировании;
- готовность будущего учителя начальных классов к развитию свободы
младших школьников в художественно-творческой деятельности будет
рассматриваться как ' личностное "' образование, характеризующееся
профессионально направленным опытом свободной художественно-
творческой деятельности; уважением прав ребенка на свободное развитие
творческих способностей, принятием личности учащегося, его «Я —
свободного» как ценности; умением встать'"в" позицию фасилитатора;
наличием знаний о специфике и возможностях художественно-творческой деятельности в развитии свободы младших школьников;
модель подготовки будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности включает три этапа: смыслообразующий,' деятелъностныщ творческий. При этом главным в динамике развития готовности (как итога подготовки) является восхождение от осознания личностного смысла в развитии свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности через освоение профессионально направленного опыта свободной художественно-творческой деятельности к творческому поиску и созданию собственных приемов развития свободы младших"'школьников в художественно-творческой деятельности;
система педагогических средств, обеспечивающих подготовку будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности,' будет включать: на первом этапе
деловые игры, направленные'на'актуализацию представления о свободе в
художественно-творческой деятельности и осознания гуманности цели
развития свободы; на втором этапе — художественно-творческую
деятельность, учебно-имитационные игры, основанные на сотворчестве
субъектов образовательного процесса и проектировании ситуации
свободного выбора; на третьем этапе — исследовательскую деятельность
по поиску собственных приемов развития свободы младших школьников в
художественно-творческой деятельности, рефлексию результатов своей
педагогической деятельности. Дополняющим средством каждого этапа будет
являться организация комфортной, вариативной, развивающей среды.
>. .
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи
исследования:
Выявить сущностные характеристики свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности;
Определить сущность готовности, критерии и уровни сформированности готовности будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности.
Обосновать теоретическую модель подготовки будущих учителей начальных классов к развитию свободы учащихся в художественно-творческой деятельности.
Выявить содержание и наиболее "эффективные средства подготовки будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности в процессе преподавания дисциплин художественного цикла в педагогическом вузе на факультете дошкольного и начального образования/
Методологическую основу исследования составили целостный подход к организации педагогического процесса, позволяющий представить систему подготовки будущих учителей начальных классов целостно и рассмотреть ее как взаимосвязанную совокупность компонентов (Н.М.Борытко, В.С.Ильин, В.В.Краевский, В.А.Павлов, А.М.Саранов, Е.И.Сахарчук, Н.К.Сергеев, В.А.Сластенин и др.); личностно ориентированный подход как основа обоснования логики и разработки условий подготовки будущих учителей начальных классов (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, В.В.Зайцев, Е.А.Крюкова, В.В.Сериков, Л.И.Столярчук, И-СЯкиманская и др.); идеи исследования готовности к педагогической деятельности' как целостного личностного образования (В.А.Сластенин, Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков, К.М.Дурай-Новакова, В.В.Сериков, Е.А.Крюкова и др.); концепция контекстного обучения, задающая систему переходов от учебной деятельности к профессиональной (А.А.Вербицкий); идеи гуманистической психологии, основным вопросом которой выступает человек, способный к самореализации в субъект-субъектных отношениях (К.А.Абульханова-Славская, А.Маслоу, К.Роджерс и др.); принципы гуманистической педагогики как основа построения педагогического процесса и взаимоотношений между всеми его участниками (Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский, М.Монтессори, Ш.А.Амонашвили, О.С.Газман и др.); рефлексивно-деятельностный подход к пониманию феномена свободы личности (Е.И. Кузьмина); концепция построения начального образования на основе принципа свободы (В.В.Зайцев); концепции художественного образования, рассматривающие искусство'в качестве способа формирования
-Mti.!' піхотне иск;- їх ти л .4.:40-,-lis-
духовной культуры (Б.М.Неменский, Ю.А.Полуянов, Б.П.Юсов и др.).
Для реализации целей и задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; наблюдение, беседы, анкетирование в студенческих группах,, интервьюирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; корректной организацией опытно-экспериментальной работы,' оптимальной количественной базой эксперимента; репрезентативностью экспериментальных данных и контрольным сопоставлением их с массовым опытом.
Новизна результатов исследования заключается в том, что в нем
уточнены представления о сущности свободы младших школьников в
художественно-творческой деятельности: непосредственность восприятия,
которое характеризуется смелыми ассоциациями, попытками представить
образ в непривычном ракурсе; спонтанность, которая выражается в
стихийности возникновения 'замыслов; оригинальный характер
художественного образа,' 'независимость от стереотипов, колористическая
свобода, экспериментирование с различными изобразительными
материалами и др. Уточнено знание о сущности готовности будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой "деятельности.' Наиболее значимыми проявлениями данной готовности являются''профессионально направленный опыт свободной художественно-творческой деятельности; уважение права ребенка на свободу самовыражения; понимание специфики и условий развития свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности; умение предоставлять ребёнку свободу действовать на основе
. .. Т" Г ' ?' Mi":' '.' ' .,—'>Т err'
собственного интереса на всех этапах творческого процесса, оказывать поддержку в осуществлении творческого замысла. Впервые выделены и содержательно описаны критерии и уровни данной готовности.
к>1 : ' ll.iiv."! И
Теоретически обоснована модель подготовки будущих учителей
начальных классов к развитию свободы младших школьников, содержание
которой дополнено профессионально направленным опытом свободной
художественно-творческой деятельности (на примере дисциплин
художественно-эстетического цикла). Уточнена логика развертывания
педагогических средств: система деловых игр, направленных на
актуализацию своего представления-о свободе в художественно-творческой
деятельности и"" осознания:''''гуманнбіста"*'''''ц'ели развития свободы;
художественно-творческая деятельность; учебно-имитационные игры,
основанные на сотворчестве субъектов образовательного процесса и
проектировании ситуаций свободного выбора; исследовательская
деятельность по поиску собственных приемов развития свободы младших
школьников в художественно-творческой деятельности, рефлексия
результатов собственной педагогической деятельности по развитию свободы
младших школьников в художественно-творческой деятельности. tv/
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в теоретическом обоснований' модели" подготовки будущего учителя начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности, что является вкладом в развитие теории профессиональной подготовки учителей начальных классов в системе непрерывного образования. Полученные результаты могут служить
Т.ОС (I... : 11 * * ||Р.;- "V. 1:<
теоретическим основанием для подготовки учителей среднего звена к развитию свободы школьников в художественно-творческой деятельности, учителей начальных классов к развитию свободы в творческой деятельности (на дисциплинах гуманитарного цикла).
Практическая ценность результатов исследования заключается в
r.'fflM vl(V' I Nrv;<.:.,!.
возможности использования разработанного курса по выбору «История художественной культуры и основы эстетического воспитания», методических средств подготовки учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности в практике работы преподавателей факультетов начального образования, факультетов искусств педагогических вузов * и институтов повышения
; e-_ : ...Mnr'HMi'.iC'.-!-гк- і:; ::
квалификации работников образования.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в Волгоградском государственном педагогическом университете. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение в'форме- публикации статей, выступлений на международной (Волгоград, 2005 г.), региональных (Волгоград, 1999, 2001, 2002, 2004, 2005 гг.), вузовских (2003, 2005 гг.) конференциях, заседаниях лаборатории управления качеством профессионального образования, а также в научном журнале «Начальная школа плюс До и После», 2004 г. По проблеме исследования опубликовано 9 работ общим объемом 2 п.л.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в практической деятельности диссертанта на факультете дошкольного и начального образования Волгоградского государственного педагогического университета.
Положения, выносимые на защиту:
Свобода в художественно-творческой деятельности определяется как качество личности, основанное на способности мыслить и действовать автономно, независимо от внешних влияний, проявляется через интеллектуальную инициативу, независимость восприятия, самостоятельное целеполагание, индивидуальный поиск решения художественно-образных задач в ходе сознательного выбора темы, содержания, техники исполнения и художественных материалов для воплощения творческого замысла. У младших школьников свобода в художественно-творческой деятельности проявляется в непосредственности восприятия, которое характеризуется смелыми ассоциациями, попытками представить образ в непривычном ракурсе; в спонтанности, которая выражается в стихийности возникновения замыслов; в характере художественного образа, независимости от стереотипов, в колористической свободе, в экспериментировании с различными изобразительными материалами.
Готовность будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности рассматривается как личностное образование, характеризующееся
профессионально направленным опытом свободной художественно-творческой деятельности; уважением прав ребенка на свободное развитие творческих способностей, на свободу самовыражения; принятием личности учащегося, его «Я - свободного» как ценности; наличием знаний об особенностях организации художественно-творческой деятельности младших школьников, о специфике и условиях развития свободы младших школьников в художественно-творческой .деятельности; умением встать в позицию фасилитатора:' инициировать'""* поиск каждым ребенком наиболее выразительных средств воплощения образа, предоставлять свободу действовать на основе собственного интереса на всех этапах творческого процесса, оказывать поддержку в осуществлении творческого замысла. Данные характеристики' '":' готовности являются критериями сформированности готовности будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников ' в художественно-творческой деятельности.
Модель подготовки будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности включает три этапа: смыслообразующии, направленный на осмысление ценности свободы в художественно-творческой деятельности; осознание личностного смысла знаний о развитии свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности; деятельностный, на протяжении которого закладывается действенно-практическая сфера, происходит формирование специфических умении, необходимых для развития свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности, освоение методов развития свободы; творческий, в ходе которого осуществляется поиск и апробация собственных приемов развития свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности.
Процесс подготовки будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности основан на организации комфортной, вариативной, развивающей среды, способствующей становлению личностного опыта свободы каждого студента на максимально реально возможном уровне
проявления свободы. Система педагогических средств, направленных на решение задач каждого этапа подготовки, включает: на первом этапе -систему деловых игр, направленных на актуализацию своего представления о свободе и осознания гуманности цели развития свободы; на втором этапе -художественно-творческую деятельность, учебно-имитационные игры, основанные на сотворчестве субъектов образовательного процесса и проектировании ситуаций свободного выбора; на третьем этапе -исследовательскую деятельность по поиску собственных приемов развития свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности, рефлексию результатов собственной педагогической деятельности.
Базу исследования составили факультет дошкольного и начального образования Волгоградского государственного педагогического университета.
Этапы исследования: На первом (поисковом) этапе (1999 - 2000 гг.) осуществлялся анализ литературы по проблеме исследования; были выработаны исходные теоретические позиции, определены цели и задачи исследования, его рабочая гипотеза, определена логика диссертационного исследования. На втором (экспериментальном) этапе (2000 - 2005 гг.) проводился констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня готовности студентов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности, разрабатывалась модель подготовки и уточнялась система средств организации учебного процесса по подготовке студентов. Был проведен формирующий эксперимент. На третьем (обобщающем) этапе (2005 - 2006 гг.) осуществлены анализ и систематизация результатов исследования, проведена контрольная диагностика исследуемой готовности, сформулированы выводы, проведены подготовка и оформление текста диссертации.
Объем и структура диссертации. Диссертация (171 с.) состоит из введения (13с), двух глав (74с. и 55с), заключения (4 с), библиографического списка литературных источников (193 наименования) и 5 приложений. В тексте работы представлены 6 таблиц, 1 схема.
Сущность свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности
Категории «свобода» и «творчество» тесно связаны. На взаимосвязь этих понятий обращали -внимание многие- исследователи, рассматривая свободу как продукт самостоятельной художественно-творческой деятельности людей (древнегреческие софисты); как творческую энергию, возможность создания нового (Бердяев 1993: 122); «творчество нового, в мире дотоле не существовавшего» , (Гессен 1995: 69); как условие художественно-творческой «деятельности ((Левицкий 1995: 204).
Проблема свободы для Н.А.Бердяева .неразрывно связана с проблемой творчества. «Это элементарная истина, что никакое творчество невозможно без свободы. Творчество и есть акт свободы». «Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленными передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла» (Бердяев 1991: 62). В нашем исследовании мы опираемся на положение, выдвинутое Н.А.Бердяевым (1995), о том, что свобода есть внутренняя творческая энергия человека.
С.И.Гессен (19,95), анализируя, свободные действия индивида, приходит к выводу, что «свобода, есть .творчество нового, в мире дотоле не существовавшего». Свободный человек любую сложную жизненную задачу решает по-своему. Его поступки обладают безусловной новизной, своеобразием, не являются;, повторением.: какого-то чужого образца, отличаются устойчивостью, самобытностью) по і отношению к изменчивым влияниям среды. В этом, заключает С.И.Гессен (1995), основное отличие свободных действий от произвольных поступков, которые, напротив, характеризуются неустойчивостью и пассивной зависимостью от внешнего По мнению С.А.Левицкого, «...свобода непосредственнее всего выражается в творчестве» (Левицкий 1995: 312). Человеческое «я» — творческое, самоопределяющееся, воспринимающее, выбирающее и реализующее свои возможности в процессе деятельности. Динамическую природу «я» С.А.Левицкий ..(1995) определяет как сферу творческих возможностей — как сферу свободы. Находясь в творчестве - сфере высшей детерминации вдохновений, - вместо внешнего давления среды человек имеет внутреннее внушение голоса творческого или морального долга, поднимающего его на духовный уровень (Там же: 246). С.А.Левицкий считает, что «свобода всегда ;есть івьіход из круга данностей, есть прорыв к новому, есть внесение новизны в бытие, есть усмотрение и реализация новых ценностей» (Там же: 147).
В экзистенциализме свобода рассматривается как свобода личности, достигаемая в процессе трансцендирования - выхода за пределы границ эмпирического «я» в поиске самобытия посредством бунта, творчества - тех действий и состояний, через которые личность самовыражается (Кузьмина 1999: 78). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор своей сущности, налагающий на него ответственность за все. По мнению Ж.П.Сартра, человекегг это. проект, который сам себя создает. Человек волен действовать согласно своему проекту бытия, самостоятельно решая, каким быть ему и его жизни, но при этом он должен отвечать за свои поступки (Сумерки богов 1989: 323). Экзистенциальная свобода - это свобода не только выбора,:Но.и творчества.;.,,
В результате изучения философских,)С г исследований нами были выделены основные идеи, выступающие ориентиром к пониманию свободы в художественно-творческой деятельности: деление на негативную и позитивную свободу; неразрывная связь свободы с активностью, с художественно-творческой (активностью;; рассмотрение свободы как поиска новых путей и возможностей; связь свободы с воображением. Деление на негативную и позитивную свободу
В эпоху Нового времени при определении свободы внимание фокусируется на объективной ее стороне — свободе действия (Т.Гоббс). Свобода, согласно его определению, есть отсутствие препятствий для действия, не содержащихся в природе деятеля (Лосский 1991: 28). В характеристике, свободы как действия заключена важная проблема восхождения свободы от произвола к творчеству. В произволе и творчестве свобода обнаруживается как свобода негативная и позитивная.
Главной отличительной чертой негативной, отрицательной свободы, свободы «от» можно считать отсутствие вмешательства со стороны других, независимость от причинной связи, судьбы.
Основной характеристикой положительной свободы является способность личности действовать в своих интересах без вмешательства извне. В этом случае свобода рассматривается в смысле ее положительной ценности.
Модель процесса подготовки будущих учителей к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности
Теоретический анализ и эмпирическое исследование позволяют подойти вплотную к выполнению одной из главных задач нашего исследования — построению модели подготовки будущих учителей начальных классов к развитию свободы .младших.,школьников, в художественно-творческой деятельности на основе требований, предъявляемых к содержанию и организации учебно-познавательной деятельности студентов педагогического вуза их будущей профессией. Несмотря на то, что модели; не в полношв мере отражают содержание реальных объектов, они позволяют рассматривать их наиболее важные черты и характеристики. Являясь аналогами реальных объектов и процессов, они фиксируют только основу, освобождая их от излишней детализации, случайностей и второстепенных моментов, позволяя сделать любой сложный объект доступным для тщательного изучения. В совокупности их создание помогает учитывать источники и способы постановки дидактических целей, позиции и взаимоотношения сторон в процессе их достижения, получаемый результат и его соответствие Для обоснования процесса подготовки будущих учителей к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности рассмотрим модель профессиональной подготовки специалиста в системе высшего образования, разработанную іВиленским В.Я., Образцовым П.И., Уманом А.И., на основе методики:1 нормативно-функционального моделирования профессиональной деятельности специалиста, предложенной В.В.Гусевым Методика нормативно-функционального моделирования профессиональной деятельности специалиста опирается, во-первых, на приоритетное значение-требований-нормативных- документов (ГОС ВО), определяющих уровень и качество профессиональной подготовки специалиста (нормативная составляющая); во-вторых, на профессиональные задачи, которые специалисту необходимо будет решать при реализации своих функциональных обязанностей Х0ункцирцфіьная составляющая).
Модель профессиональной подготовки специалиста в системе высшего образования представляет собой замкнутый регулируемый процесс. Схема 1. Модель подготовки специалиста в вузе. Подготовка будущих учителей: начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности вписывается в подготовку специалистов педагогического вуза по специальности «Педагогика и методика начального образования», пронизывая разные составляющие подготовки - методологическую, теоретическую, методическую, технологическую (Климова 1995: 56).
Модель подготовки будущего специалиста строится для организации профессионального обучения на основе модели специалиста. Модель подготовки специалиста включает виды учебной и познавательной деятельности по овладению профессиональной деятельностью, учебные планы и программы, формы связи с производством, квалификационные характеристики специалистов (Моделирование деятельности специалиста... 1984). При построении модели подготовки специалиста осуществляется проекция требований к специалисту на требования к организации учебного процесса, к содержанию учебных;планов,.программ, к методам обучения Следовательно, организация учебного процесса в педагогическом вузе по подготовке студентов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности будет строиться исходя из требований к будущему учителю і начальных; классов, подготовленному к развитию свободы младших: школьников, в художественно-творческой деятельности. Данные требования содержатся в сформулированных нами характеристиках исследуемой готовности.
Система подготовки будущих учителей к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности
Экспериментальная работа осуществлялась на базе института дошкольного, начального и специального образования ВГПУ на факультете дошкольного и начального образования.
Процесс подготовки:,будущйх учщщ$кцт шьтлх классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности осуществляется в три этапа, органично вливаясь в общий процесс подготовки специалиста. На каждом этапе подготовки осуществлялась ориентация будущего учителя-начальных..классов на развитие свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности.
Перейдем к описанию формирующего эксперимента.
Первый этап формирующего эксперимента Первый этап в нашем эксперименте соответствовал 1-му и 2-му курсам На первом этапе формирующего эксперимента решаются следующие задачи: адаптация студентов и преподавателя к условиям совместной деятельности; создание условий для определения собственной личной позиции в системе ценностей; выбор.и обоснование личностно значимых ценностей; определение личностного отношения к свободе; осмысление ценности свободы в художественно-творческой деятельности; получение первоначальных представлений об организации художественно-творческой деятельности как средстве развития свободы младших школьников; постановка студента в субъектную позицию, обеспечивающую его активность.
Первый этап ориентирован на развитие мотивационно-ценностного компонента готовности будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности.
Важнейшим результатом с этого этапа:, является осознание ценности свободы в художественно-творческой деятельности в качестве руководящего принципа деятельности для будущих учителей начальных классов. Достижение указанного результата создает предпосылку для формирования умений будущих учителей начальных классов, направленных на развитие свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности на следующем этапе эксперимента.
На период обучения на 1-м, 2-м курсах приходится основная масса дисциплин общепедагогической подготовки, обеспечивающих формирование у будущих учителей системы общепедагогических знаний и умений, которые, по мнению О.А.Абдуллиной, (1990), являются ядром всей профессиональной подготовки учителя.
В ходе диагностического эксперимента выявилось следующее противоречие: с одной стороны, студенты заявляют, что им свобода нужна, что нужно расширять; границы \ предоставляемой им свободы, с другой стороны, в условиях свободы студенты теряются, чувствуют себя неуверенно. Причины этого факта объясняются следующим: в беседах со студентами было выявлено, что образовательный процесс в период их обучения в школе базировался, и в основном, на авторитете педагога. Знакомые с особенностями педагогики авторитета (а также — педагогики манипуляции и педагогики поддержки) из курса «История образования и педагогической мысли» студенты выделили одну из самых острых проблем педагогики авторитета, заключающуюся в постоянном давлении на ребенка авторитета учителя, направляющего с і. его ч. развитие, но не всегда предоставляющего возможности для проявления собственной активности. В этом случае ученик, как правило, освобождается от необходимости совершать самостоятельный ответственный жизненный выбор, так как во многом за него этот выбор,делает взрослый, открыто демонстрируя это ребенку. Это обстоятельство не стимулирует і формирование способности жить в условиях свободы, самостоятельный выбор оказывается тяжелым психологическим бременем для взрослеющего человека. После одиннадцати лет подконтрольной школьной жизни молодые люди, наконец, получают свободу выбирать, искать новые пути и возможности, не имея при этом никакого (или почти никакого) "прошлого опыта выбора, опыта свободы. В итоге большинство из них не осознают возможности жить в соответствии с собственным выбором, не способны действовать свободно, ответственно во взрослой жизни, став студентами.
На основании этого можно- сделать вывод 6 том; что процесс подготовки будущих учителей начальных классов к развитию свободы младших школьников в художественно-творческой деятельности должен строиться на основе принципов поддержки, свободы, чтобы студенты на собственном опыте поняли, что . означаеты атмосфера ; взаимодействия для развития свободы. і.
На 2-м курсе специальности «Педагогика и методика начального образования» проводился курс по выбору «История художественной культуры и основы эстетического воспитания». Цели курса - не только изучение философско-эстетических.!аспектов.) свободы в художественно-творческой деятельности, но и осмысление ценности свободы в художественно-творческой деятельности, обретение опыта свободной художественно-творческой деятельности.