Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА... 14
1.1. Теоретическое обоснование проблемы организации художественно-творческой деятельности 14
1.2. Специфика подготовки будущего учителя изобразительного искусства как организатора художественно-творческой деятельности школьников 33
1.3. Комплекс организационно-педагогических условий эффективной подготовки 52
Выводы по первой главе 76
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗО К ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 79
2.1. Цели, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы 79
2.2. Реализация процесса подготовки будущего учителя 100
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы .118
Выводы по второй главе 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
БИБЛИОГРАФИЯ 142
ПРИЛОЖЕНИЯ 156
- Теоретическое обоснование проблемы организации художественно-творческой деятельности
- Специфика подготовки будущего учителя изобразительного искусства как организатора художественно-творческой деятельности школьников
- Цели, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. В период создания разноуровневой и целостной образовательной системы, индивидуализирующей
образовательный путь каждого ребенка, подготовка учителей изобразительного искусства (ИЗО) значительно усложняется. Проблема выдвинулась на первый план в силу несоответствия между потребностью школы в хорошо подготовленных учительских кадрах и их недостаточной общекультурной и теоретико-педагогической грамотностью, отсутствием у многих из них подлинного профессионализма, готовности к организации художественно-творческой деятельности школьников в государственной системе непрерывного образования.
Школа пытается разрешить противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, расширяя его и углубляя, а с другой, - создавать условия для свободного развития личности. Ей в этом помогает дополнительное образование, которое компенсирует ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях массовой школы и расширяет культурный слой образовательного учреждения. Будущий учитель изобразительного искусства, подготовленный в условиях традиционного вузовского обучения, не готов в полной мере к организации художественно-творческой деятельности школьников в системе непрерывного образования.
Кроме этого, невозможно опираться только на одаренных студентов. Важно обучать всех, кто желает стать педагогом, а это предполагает обновление содержания педагогического образования, учебных планов, иную организацию педагогических практик, создание различных спецкурсов, новых методик.
В связи с этим весьма актуальным становится вопрос повышения качественного уровня профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства на основе внедрения новых методик подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников. Решение этой проблемы позволит поднять учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных школах и в
учреждениях дополнительного образования на качественно новый уровень,
соответствующий современным требованиям эстетического воспитания подрастающих поколений, формирования духовного мира ребенка.
Анализ научной литературы в области философии, педагогики, психологии, теории и практики педагогического и профессионального образования показал, что решение проблемы связано с поиском условий подготовки будущего учителя изобразительного искусства.
На актуальность проблемы изучения условий педагогической подготовки будущего учителя обращают внимание О.А. Абдуллина, К.А. Абдульханова-Славская, Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и другие, которые считают одним из ведущих направлений реформирования современного образования его гуманизацию.
Наиболее существенными условиями гуманизации творческого процесса, по мнению современных исследователей, является следующее:
1) изменение характера деятельности самого педагога (М.Д. Виноградова, И.Я. Лернер, Г.И.Щукина);
2) формирование демократического стиля педагогического руководства (A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов);
3) создание атмосферы доброжелательности в учебной деятельности (Г.Д. Кириллова, Н.С. Лейтес, А.Н. Лутошкин, Г.И. Щукина).
Одним из основных направлений гуманизации современного образования - «педагогикой ненасилия» (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов, А.Г. Козлова, Н.Я. Сайгушев и др.) предлагается совершенствование стиля
общения между учителями и учениками, педагогами и студентами, самой духовной жизни школы, вуза. В гуманных отношениях и состоит единство эстетического и этического, что заложено в природе человека, в его стремлении к добру и красоте.
Поиску условий подготовки будущего учителя ИЗО посвящается значительное число специальной литературы. В ней исследователи рассматривают самые различные вопросы: о влиянии искусства на личность (А.В. Бакушинский, Н.С. Боголюбов, И.П. Волков, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов); о специфике управленческого аспекта в творческом процессе и педагогической деятельности учителя (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, И.П. Раченко); об организации творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования (Н.С. Боголюбов, Б.А. Березина, М.И. Волошина, СВ. Сальцева) и другие.
Ю.С. Крижанская, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин обращают свое внимание на то, что существующий процесс обучения включает в себя в основном репродуктивную деятельность, которая рассчитана на запоминание, копирование и воспроизведение полученной информации.
Совершенствование процесса образования видят в активизации познавательной деятельности и проблемном изложении учебного материала.
Подтверждением тому является вузовская практика, когда деятельность совершается традиционно, когда пренебрегают формированием творчески ориентированной личности, что приводит к привычке у студентов формально усваивать знания и формирует у них установку на репродуктивную познавательную деятельность. Одна из причин этого явления -несовершенство учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях.
Между тем, современные диссертационные исследования дают возможность судить о повышенном внимании к проблеме подготовки будущего учителя в системе высшего профессионального образования.
Особое внимание уделяется моделированию процесса подготовки студентов (О.Л. Назарова, А.К. Уразова, Н.С. Шкитина); системе подготовки будущего учителя (Т.Ю. Марьенко, И.В. Осипова); условиям подготовки и развития творческих способностей студентов (В.А. Герасев, М.В. Мусийчук); профессионально-творческой самообразовательной деятельности и самоанализу (Т.Е. Климова, А.В. Христева); организации и руководству творческой деятельностью (Р.А. Гильман, Н.С. Черевик, С.Н. Юревич). Исследователи солидарны в том, что ведущая роль в преобразовании общества принадлежит учителю, который может анализировать опыт своих коллег и совершенствоваться сам; искать и находить новые решения педагогических задач и проблем, преодолевать профессиональные кризисы.
Ряд исследователей с целью оптимизации процесса деятельности рекомендуют создавать определенный творческий климат, атмосферу (В.И. Андреев, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, М.М. Поташник, В.Г. Рындак). Они предлагают доступные творческие задания, вызывающие интерес к работе у школьников, множественность вариантов ответов, чувство предвосхищения результата, поиск рационального и другое.
Анализ состояния проблемы показывает, что, несмотря на определенный уровень теоретической и практической разработанности проблемы, вне поля зрения исследователей остались такие аспекты, как целостное рассмотрение комплекса организационно-педагогических условий подготовки будущего учителя к художественно-творческой деятельности.
Таким образом, актуальность исследования определяется возникшим в теории и практике профессионального образования противоречием между:
- потребностью общества в новых учебно-воспитательных подходах к обучению подрастающего поколения и недостаточной готовностью учителей ИЗО к организации творческой деятельности школьников;
- объективной необходимостью формирования творческой личности будущего учителя и недостаточной разработанностью педагогических
условий ее становления на художественно-графических факультетах в высших учебных заведениях.
Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: как осуществить эффективную подготовку будущего учителя к организации художественно-творческой деятельности школьников.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы, ее практическая значимость и обусловила выбор темы нашего исследования "Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников".
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка комплекса организационно-педагогических условий подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников.
Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка студентов художественно-графического факультета, ориентированная на развитие художественно-творческой деятельности школьников.
Предмет исследования: процесс обучения будущего учителя изобразительного искусства организации художественно-творческой деятельности школьников.
Гипотеза исследования: обучение будущего учителя изобразительного искусства организации художественно-творческой деятельности будет эффективным, если реализован комплекс следующих организационно-педагогических условий:
1) учебный процесс строится на основе гуманизации профессионально-педагогического обучения будущего педагога;
2) создается художественно обогащенная педагогическая среда, предполагающая сотворчество и творческую атмосферу;
3) вводятся спецкурсы, в рамках которых предполагается обучение основам организации художественно-творческой деятельности школьников;
4) организуется педагогическая практика по обучению художественно-творческой деятельности школьников в системе дополнительного образования.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи .
1. Изучить и раскрыть особенности существующих концепций подготовки будущего учителя изобразительного искусства.
2. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников.
3. Разработать методику подготовки будущего учителя ИЗО к организации художественно-творческой деятельности школьников в области декоративно-прикладного искусства.
4. Обобщить результаты исследования, определить критерии, уровни готовности студентов и разработать методические рекомендации по организации художественно-творческой деятельности школьников.
Методологической основой и теоретической базой исследования явились: работы философов, психологов, педагогов о всестороннем развитии личности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.); теории деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); педагогического творчества (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Никандров, В.А. Сластенин и др.) и теория целостной личности и ее развития в процессе обучения (А.В. Петровского, Л.М. Фридмана); фундаментальные работы по дидактике (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.).
Для решения поставленных задач в процессе исследования применялся комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы, состояния теории и практики преподавания изобразительного искусства в системе высшего образования; анкетирование, тестирование, наблюдение; оценка результатов учебной, самостоятельной творческой деятельности студентов; педагогический эксперимент; статистическая обработка данных, полученных в ходе эксперимента; количественный и качественный анализ опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в детском творческом центре «Радуга» при Магнитогорском государственном техническом университете, детском оздоровительном центре «Озерное» при ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», на факультете индивидуальной специализации, художественно-графическом факультете, в инструктивном лагере Магнитогорского государственного университета и летней лесной школе игровой кукольной культуры «ЛесШИКК» (Башкортостан).
Исследование проводилось в течение 1996 — 2001 годов. В ходе исследования нами были выделены три этапа. На каждом применялись методы, отвечающие целям и задачам работы .
На первом этапе - подготовительный (1996-1997гг.) осуществлялась подготовка теоретической и экспериментальной базы исследования проблемы на основе анализа философской, психолого-педагогической, методической, специальной литературы. Был подготовлен и проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе — основной (1997-1999гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на решение задач исследования и проверку основных положений выдвинутой гипотезы, был разработан и проведен формирующий эксперимент.
На третьем этапе - заключительный (1999-2001гг.) продолжалась опытно-экспериментальная работа, обрабатывались и обобщались полученные данные, апробировались методические рекомендации и материалы по проблеме исследования, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна заключается в следующем:
1. Разработана и в опытно-экспериментальной работе апробирована методика подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников.
2. Определен комплекс организационно-педагогических условий эффективной подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников.
Теоретическая значимость проблемы исследования определяется тем, что обоснован комплекс условий подготовки будущего учителя изобразительного искусства; раскрыты особенности организации художественно-творческой деятельности школьников в различных учреждениях дополнительного образования; определены критерии и показатели эффективной подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников.
Практическая значимость работы состоит в том, что научно обоснованная и экспериментально проверенная методика позволяет учителю изобразительного искусства повысить эффективность организации художественно-творческой деятельности школьников. Разработаны и апробированы программы для студентов по курсу «Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и народных промыслов», спецкурсу «Художественная роспись ткани» и для участников лесной школы игровой кукольной культуры по курсу «Прикладное творчество». Материалы имеют методический уровень практической значимости и могут быть использованы
практическими работниками учреждений дополнительного образования, детских оздоровительных центров.
Достоверность результатов исследования обеспечена
обоснованностью теоретических положений философской, психолого-педагогической и специальной литературы; применением широкого круга теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования; поэтапным проведением опытно-эксперименатльной работы; количественным и качественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов. Основные выводы и результаты исследования обсуждались и докладывались:
- на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства Магнитогорского государственного университета в 1996-2001 гг.;
- на внутривузовских научно-практических семинарах в 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001 гг. (г. Магнитогорск);
- на межвузовских научно-методических конференциях в 1996, 1997, 1998, 1999, 2000гг. (г. Елец, г. Магнитогорск, г. Санкт-Петербург, г. Уфа);
- на региональных и международных научно-практических конференциях в 1999, 2000гг. (г. Магнитогорск, г. Смоленск, г. Уфа, Аркаим Челябинская область).
Результаты исследования внедрены в практику работы художественно-графического факультета, факультета индивидуальных специализаций и инструктивного лагеря Магнитогорского государственного университета. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых программ для художественно-графических факультетов, спецкурсов и при подготовке дипломных работ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Организация художественно-творческой деятельности школьников представляет собой порядок взаимодействия учителя и школьников в соответствии с целями непрерывного образования. Подготовка студентов к организации художественно-творческой деятельности школьников в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий: гуманизацией учебно-воспитательного процесса; созданием художественно обогащенной педагогической среды; введением спецкурса; организацией педагогической практики в системе дополнительного образования.
2. Методика подготовки будущего учителя ИЗО к организации художественно-творческой деятельности школьников включает в себя такие положения, как: теоретические основы искусства и организации художественно-творческой деятельности школьников, процесс создания творческих работ и планирования художественно-творческих заданий; создание атмосферы сотворчества.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В работе содержатся 19 таблиц, 7гистограмм. Список литературы насчитывает 198 наименований.
Во введении раскрыта актуальность проблемы исследования, обоснована тема; определены объект, предмет, цель исследования; сформулированы гипотеза и задачи исследования; обозначены методологическая основа и методы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; охарактеризованы опытно-экспериментальная база и этапы исследования; сформулированы и представлены положения, выносимые на защиту; освещены способы внедрения результатов исследования.
В первой главе «Подготовка будущего учителя к организации художественно-творческой деятельности как педагогическая проблема». Дан анализ состояния исследуемой проблемы; определены основные понятия исследования; раскрыты сущность и содержание художественно-творческой деятельности. Выявлены специфика и условия эффективной подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников в различных образовательных учреждениях.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников в различных образовательных учреждениях». Изложены цели, задачи и этапы исследования; рассмотрена реализация процесса подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников; представлены анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности комплекса организационно-педагогических условий подготовки будущего учителя.
В заключении изложены основные результаты, сформулированы выводы и подведены итоги, а также намечены дальнейшие пути исследования.
Приложения содержат диагностические тесты-опросники (нулевого и контрольного срезов) спецкурса «Художественная роспись ткани», теоретического курса «Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и народных промыслов», логическое обоснование комплекса условий и граф методики подготовки будущего учителя.
Автором по теме диссертационного исследования опубликовано 8 научных работ.
Теоретическое обоснование проблемы организации художественно-творческой деятельности
Проблема организации художественно-творческой деятельности актуальна и является объектом психолого-педагогических и методических исследований. С сокращением в школах предметов художественно-эстетического цикла и преобразованием внешкольной и внеклассной работы в систему дополнительного образования возрастает потребность в различных видах неформального образования для личности и общества. Все больше внимания уделяется культурно-образовательным, информационным и досуговым формам работы в области образования, которые нацелены на постоянно изменяющиеся условия жизнедеятельности, потребности личности, мотивацию к познанию и творчеству.
В целях нашего исследования, рассмотрим одно из базисных понятий проблемы организации художественно-творческой деятельности -«творчество».
В последнее время, особенно на рубеже 80-х и 90-х годов, по вопросам творчества опубликовано немало содержательных работ. Обоснованию сущности творчества посвящают свои исследования представители различных наук: в философии - В.С.Библер, Е.С.Громов, Б.И.Кедров, С.Р.Микулинский, А.Г.Спиркин, М.ГЛрошевский и др.; в психологии -А.В.Брушлинский, Д.Б.Богоявленская, Л.С. Выготский, А.М.Матюшкин, К.К.Платонов, Я.А.Пономарев, В.Н.Пушкин, П.М. Якобсон; в педагогике -В.И.Андреев, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Никандров и др..
Так, в философском понимании творчество - это целенаправленная деятельность человека, несущая преобразующую силу (167; с. 588). Философов в творчестве больше всего интересует его окончательный результат (продукт деятельности). В связи с этим творчество рассматривается как «...деятельность, порождающая нечто новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» (167; с. 1317). Так, Е.С.Громов пишет: «Объективным результатом творческой деятельности является возникновение чего-либо нового, не существовавшего ранее. Формы творчества бесконечно многообразны, а сущность одна-созидание»(52; с. 10).
В психологии под творчеством понимается «процесс создания новых эстетических ценностей. Творчество здесь является высшей ступенью познания, наиболее сложной формой деятельности, присущей человеку, нацеленной на привлечение всех его основных психологических процессов, знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающиеся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» (130; с. 139). Вследствие чего под творческим процессом понимается совокупность действий творческого и нетворческого характера, образующих определенную целостность, которая позволяет достигнуть желаемого результата. В данном случае творческий процесс связан с познавательным процессом. И поэтому сущность его заключается в преобразовании имеющегося опыта, в формировании и создании на его основе нового продукта творчества.
В педагогике творчество определяется как «деятельность, в результате которой создаются новые, оригинальные произведения, имеющие общественное значение» (122; с. 604), поэтому творческие процессы принято характеризовать как «творческую деятельность».
В нашем исследовании понятие «творческая деятельность» имеет одно из основополагающих значений. Рассмотрим ее сущностные черты и особенности в связи с этим подробнее.
Проведенный анализ научно-теоретических исследований (Б.М. Кедров, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, П.М. Якобсон, В.П. Ушачев и др.) позволяет выделить основные признаки исследуемого понятия.
Специфика подготовки будущего учителя изобразительного искусства как организатора художественно-творческой деятельности школьников
В педагогической науке существуют различные точки зрения на процесс подготовки будущих учителей. В одних она понимается как совокупность путей подготовки студентов - преподавание основ наук, факультативные занятия, общественно-полезный труд и т.п.; в других - это объединение следующих компонентов учебно-воспитательного процесса: целей, задач, комплекса путей, содержания, форм, методов, материально-кадровых и организационных умений (В.А.Поляков, А.Е.Ставровский).
Педагогические исследования О.А.Абдуллиной, Абдульхановой-Славской, СЯ.Батышева и других показали, что содержание учебного предмета в высшем образовании должно включать систему теоретических знаний, познавательных и практических навыков и умений, заданий и проблемных задач, мировоззренческие обобщающие идеи, а также нацеливать на воспитание и развитие школьников. Эти общие положения в полной мере относятся и к содержанию подготовки будущего учителя к организации творческой деятельности школьников.
Сегодня в системе традиционного высшего образования по подготовке будущего учителя осуществляется по нескольким направлениям:
1. Общетеоретическая подготовка - изучение общественных дисциплин;
2. Психолого-педагогическая - изучение истории и основ педагогики и психологии;
3. Методическая и профессионально-практическая - изучение методики преподавания предмета и прохождения всех видов практики;
4. Специальная - изучение дисциплин по своему предмету.
Поэтому проблема подготовки студентов педагогических вузов к организации творческой деятельности школьников в настоящее время имеет свои особенности. Многими исследователями выделены формы обучения, которые благоприятствуют созданию четко организованной, целенаправленной, содержательно насыщенной и методически оснащенной системы познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Результатом такого взаимодействия является профессиональное совершенствование будущего учителя (Б.Лихачев, И.П.Подласый, П.И.Пидкасистый и др.).
Применительно к учебному процессу, ученые выделяют следующие формы творческой деятельности учителя: 1) применение известных средств в новых сочетаниях в тех педагогических ситуациях, которые возникают в учебном процессе; 2) разработка новых средств применительно к новым ситуациям.
В специальной литературе и в теоретических исследованиях вопрос о принципах организации содержания учебно-воспитательного процесса является предметом широкого обсуждения.
В современной педагогике выделяются такие принципы: 1. Гуманистичность обучения и свободное развитие личности.
2. Научность преподносимых знаний.
3. Последовательность и систематичность в изучении нового материала.
4. Воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.
5. Связь с жизнью как способ проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсальное средство подкрепления школьного образования практикой.
6. Соответствие возрастным особенностям и уровню подготовленности школьников.
7. Доступность, определяемая структурой учебных планов и программ, способами изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов (Б.Лихачев, И.П. Подласый, П.И. Пидкасистый и др.) Выбор тех или иных принципов или их сочетание зависит от конкретных условий, ситуации и среды. Развивая эту мысль Б.Д.Лихачев дополняет, что:
Во-первых, постепенное обогащение ребенка знаниями и общими навыками порождает интересы, вовлекает в деятельность их творческие силы и пробуждает задатки.
Во-вторых, он считает, что гражданская и гуманистическая направленность изучаемых фактов и обобщений является основным условием формирования научного мировоззрения школьников.
class2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗО К ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ class2
Цели, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы
Цель опытно-экспериментальной работы мы сформулировали следующим образом: в опытно-экспериментальной работе выявить комплекс эффективных организационно-педагогических условий подготовки будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников.
Сформулировав цель, мы определили характер основных задач, которые мы решали в ходе опытно-экспериментальной работы для более точного описания методики проведения исследования:
1. Определить реальное состояние подготовленности студентов к организации художественно-творческой деятельности в рамках сложившегося обучения и уровень осуществления этой деятельности будущими учителями (констатирующий эксперимент).
2. Разработать экспериментальную методику подготовки будущего учителя ИЗО к организации художественно-творческой деятельности школьников и проверить ее (формирующий эксперимент).
3. Опираясь на результаты констатирующего исследования, разработать, апробировать, внедрить в учебный процесс педагогического вуза методические рекомендации по организации художественно-творческой деятельности школьников в системе подготовки будущего учителя ИЗО, а также методические рекомендации для учителей по организации художественно-творческой деятельности на основе художественного текстиля, в частности - художественной росписи ткани.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась нами в естественных условиях учебно-воспитательного процесса в ходе изучения студентами психолого-педагогических, специальных дисциплин (рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикдладное искусство и др.), а также спецкурса «Художественная роспись ткани» и профессионально-педагогической практики в школе, летней практики в оздоровительных центрах и в лесной школе «ЛесШИКК». В педагогическом эксперименте приняли участие студенты художественно-графического факультета, факультета индивидуальной специализации (ФИС) Магнитогорского государственного университета, учащиеся нескольких школ г. Магнитогорска, отдыхающие в детском оздоровительном центре «Озерное», участники летней лесной школы игровой кукольной культуры «ЛесШИКК» (Башкортостан). Всего в эксперименте участвовали 112 студентов, 382 школьника.
В соответствии с целью и поставленными задачами, опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа и осуществлялась с 1996 по 2001 год.
В таблице 2.1.1 представлены цели каждого этапа, методы научно-педагогического исследования, которые мы использовали в своем исследовании и содержание хода опытно-экспериментальной работы.