Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников Фуртас, Татьяна Владимировна

Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников
<
Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фуртас, Татьяна Владимировна. Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Чебоксары, 2005. - 217 с. : ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы музыкально-театральной деятельности учителя музыки

1.1. Сущность и содержание музыкально-театральной деятельности учителя музыки 14

1.2. Анализ современного состояния подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников 52

1.3 Показатели и уровни готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников 70

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников I 93

2.1 Структура и содержание опытно-экспериментальной работы 93

2.2. Педагогические условия подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников 111

Заключение 142

Библиография . 146

Приложение 163

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества все более осознается важность проблемы воспитания подрастающего поколения. Отчасти это связано с девальвацией общечеловеческих ценностей, следствием чего является распространение в среде молодежи и подростков таких общественных пороков как наркомания, преступность, проституция и т.д. Одним из путей решения данной проблемы является приобщение детей и молодежи к системе общекультурных ценностей через вовлечение в активную музыкально-творческую деятельность, что стимулирует развитие у них чувственной сферы и способствует морально-нравственному становлению. В действительности же в последние годы наблюдается сокращение учреждений дополнительного образования художественной направленности, а оставшиеся в большинстве своем становятся платными и не могут в полной мере удовлетворить потребности детей в творческой самореализации.

Несомненно, вопросы воспитания и формирования личности ребенка должны быть в центре внимания всех социальных институтов, средств массовой информации и др. Но прежде всего конкретные шаги в направлении решения данной проблемы должны осуществляться в системе образования. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (2002 г.) среди основных принципов государственной политики обозначены: приоритет общечеловеческих ценностей и свободное развитие личности. Поэтому создание условий для самореализации личности следует считать основным требованием, предъявляемым государством к содержанию образования.

Одним из вариантов выполнения данного требования можно считать привлечение школьников к музыкально-театральной деятельности, организуемой в школе, поскольку взаимопроникновение музыкального и театрального искусства в художественно-творческой деятельности значительно расширяет возможности воспитания и развития личности

4 ребенка. Включение детей в активную музыкально-театральную деятельность способствует интенсивному развитию их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей, формированию адекватных общечеловеческим нормам критериев оценки явлений действительности.

Использование музыкального театра в эстетическом воспитании школьников признано в современной педагогике перспективным направлением. Проблемы социокультурных ориентации детей средствами музыкального театра исследованы в работах И.Б. Нестеровой, вопросы воспитания и развития школьников средствами театрального искусства рассмотрены в трудах В.И. Козловского, О.А. Лапиной, В.П. Остривного и др. К проблеме развития музыкально-эстетической культуры средствами детского музыкального театра обращались Л.Л. Пилипенко, С.Н. Чечерина и др. Особенности использования театрализации в учебном процессе освещены в трудах А.П. Ершова, Е.К. Чухман и др.

Следует отметить также значительный интерес ученых к проблеме использования элементов театрального искусства и в профессиональном становлении учителя. О сходстве профессий учителя и актера писал еще А.С. Макаренко. Вопросам исследования сущности педагогического артистизма посвящены работы И.В. Адоевцевой, О.С. Булатовой. Роль и значение театрального мастерства в деятельности учителя всесторонне рассмотрены в работах Ю.П. Азарова, П.М. Ершова, В.А. Кан-Калика, Ю.Л. Львовой, Е.А. Ямбург и др. Проблемам использования элементов театральной педагогики в подготовке будущего учителя посвящены труды М.А. Ларионовой, В.В. Самарич, Н.А. Рачковской, СВ. Шашкиной и др.

В последнее время все чаще наблюдается тенденция привлечения театрального искусства для решения учебно-воспитательных задач в школе. Эффективность использования детского музыкального театра в эстетическом воспитании школьников подтверждена передовым опытом работы Ю.Д. Белодубровской, Л.М. Борухзон, A.M. Моисеевой, Н.И. Сац, Г.М. Фурсовой, В.Н. Чепурова и др.

Бесспорно, что для организации музыкально-театральной деятельности в школе требуются специально подготовленные работники. Как показали результаты анкетирования, проведенного среди учителей, в современной школе чаще всего организацией данного вида деятельности занимаются учителя музыки. Объяснятся это тем, что в школе учителя музыки являются единственными специалистами с музыкальным образованием. Более того, как практикующие, так и будущие учителя проявляют большой интерес и желание освоить не только собственно музыкально-театральную деятельность, но и методику ее организации с учащимися школ. Понятно, что театральная специфика данного вида деятельности предполагает освоение специальных сценических умений и навыков, тогда как анализ учебных планов и программ музыкально-педагогического факультета показывает, что ни одна из дисциплин не предусматривает сценической подготовки будущего учителя музыки.

Таким образом, существует ряд противоречий:

  1. между потребностью общества в совершенствовании эстетического воспитания школьников средствами музыкально-театрального искусства и отсутствием научно обоснованной системы подготовки педагогических кадров к данному виду деятельности;

  2. субъективной потребностью большинства студентов музыкально-педагогического факультета в освоении методики организации музыкально-театральной деятельности школьников и отсутствием специальной программы подготовки к данному виду деятельности.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие подготовку будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников?

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете педагогического вуза.

Предмет исследования: педагогические условия подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников.

В основу исследования нами положена гипотеза, согласно которой подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников будет осуществляться успешно, если реализовать следующие условия:

формирование у студентов положительной мотивации к организации музыкально-театральной деятельности школьников и комплекса профессионально-личностных качеств, необходимых для успешного осуществления данного вида деятельности;

внедрение в учебный процесс специально разработанной и научно обоснованной программы подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников, в которой четко обозначены цели, задачи и содержание данного вида деятельности;

освоение студентами знаний, умений и навыков, обеспечивающих теоретическую, практическую и методическую подготовку к организации музыкально-театральной деятельности школьников;

- создание учебно-методического обеспечения процесса подготовки
будущего учителя музыки к данному виду деятельности;

- разработка и внедрение в практику диагностического инструментария,
позволяющего судить о готовности будущего учителя музыки к организации
музыкально-театральной деятельности школьников.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили его задачи:

  1. уточнить сущность и содержание музыкально-театральной деятельности учителя музыки;

  2. проанализировать современное состояние профессиональной подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников;

  1. разработать диагностический инструментарий для определения уровня готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников;

  2. разработать экспериментальную программу подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников;

  3. выявить и экспериментально обосновать педагогические условия подготовки будущего учителя музыки к организации данного вида деятельности.

Методологическую основу исследования составили: философские положения о всеобщей связи явлений реального мира, о человеке как высшей ценности и самоцели общественного развития, о социальной природе деятельности; историко-культурологическии и личностно-деятельностныи подходы к формированию личности, гуманистические концепции сотрудничества и взаимодействия субъектов воспитания, положения о воспитательной и развивающей роли искусства.

Теоретической основой исследования явились концепции формирования личности учителя и учителя музыки (Л.Г. Арчажникова, В.Г. Максимов, ОТ. Максимова, И.А. Медведева, Л.А. Рапацкая, В.А. Сластенин, Г.Г. Тенюкова, Г.М. Цыпин и др.), теории педагогических систем и педагогической деятельности (В.П. Беспалько, Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников, А.И. Щербаков и др.); музыкально-эстетического развития личности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр и др.), художественно-эстетического творчества (П.М. Ершов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко и др.), детского музыкального творчества (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, Б.Л. Яворский); положения психологии музыкального искусства (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др.), театральной педагогики (А.А. Брянцев, Е.Б. Вахтангов, А.Я. Таиров и др.), о готовности к профессиональной педагогической

8 деятельности (Ф.Н. Гоноболин, И.Я. Лернер, М.И. Лукьянова, Н.В. Кузьмина, П.А. Шептенко и др.), о мотивации учебной деятельности (Л.И. Божович, А.А. Вербицкий, А.Н. Леонтьев, Т.А. Матис, А.К. Маркова, В.П. Симонов и др.), о развитии музыкально-эстетической культуры школьников средствами детского музыкального театра (Л.М. Борухзон, Е.А. Катеринчук, Н.И. Сац, В.Н. Чепуров и др.).

Для решения задач и проверки гипотезы использовались следующие
методы исследования: теоретический анализ философской,
социологической, культурологической, психолого-педагогической

литературы; анализ нормативно-правовых документов; педагогическое наблюдение; анкетирование, беседа, тестирование; педагогический эксперимент; метод экспертных оценок; методы статистической обработки данных исследования; анализ результатов творческой деятельности студентов.

Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, школы Чувашской Республики и города Чебоксары. Всего в исследовании приняли участие 52 преподавателя музыкально-педагогических факультетов вузов России (гг. Абакан, Саранск, Саратов, Екатеринбург, Чебоксары), 30 учителей музыки школ Чувашской Республики, 95 студентов музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 15 представителей школьной администрации. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2001 - 2002 гг.) включал в себя определение методологического аппарата исследования; изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы для выявления и анализа сущности и содержания музыкально-театральной деятельности учителя музыки; выбор адекватных методов исследования; составление программы опытно-экспериментальной работы; наблюдение за учебной и

9 исполнительской деятельностью студентов; изучение педагогического опыта по проблеме исследования, а также общего состояния процесса подготовки будущих учителей музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников; анкетирование преподавателей музыкально-педагогического факультета и учителей музыки по вопросам подготовки студентов к данному виду деятельности; выявление обобщенного коэффициента освоения студентами старших курсов музыкально-театральной педагогической деятельности после прохождения ими стандартного цикла музыкально-педагогических дисциплин.

Второй этап (2002 - 2004 гг.) был связан с определением критериев, показателей и уровней готовности студентов к организации музыкально-театральной деятельности школьников; разработкой экспериментальной программы подготовки будущего учителя музыки к данному виду деятельности и ее апробацией; разработкой диагностического инструментария для оценивания результатов эксперимента.

На третьем этапе (2004 - 2005 гг.) были проанализированы и систематизированы результаты исследования; сформулированы основные теоретические выводы и научно-методические рекомендации; завершено оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнены сущность и содержание музыкально-театральной
деятельности учителя музыки в контексте его профессиональной
деятельности.

  1. Определены показатели готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников (мотивационно-личностный, теоретический, практический и методический).

  2. Разработана экспериментальная программа подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников, учитывающая интегрированный характер данной деятельности и основанная на модульной технологии обучения.

4. Выявлены и обоснованы педагогические условия подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников, охватывающие все стороны этого процесса (обучение, учебно-методическое обеспечение, формирование личности).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы этапы становления и развития детского музыкального театра и музыкально-театральной деятельности школьников в России XVIII-XX вв. Охарактеризованы компоненты и содержание музыкально-театральной деятельности учителя в школе. Результаты исследования дополняют и конкретизируют современные походы к профессиональной подготовке будущего учителя музыки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты обеспечивают будущего учителя музыки научно обоснованными выводами и рекомендациями по организации музыкально-театральной деятельности школьников. Разработанная автором программа внедрена в учебный процесс музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и может быть использована в образовательном процессе среднего звена профессиональной подготовки соответствующего профиля, а также в системе послевузовского образования. Материалы исследования могут послужить основой для разработки специальных учебных курсов: «История детского театра», «Основы актерского мастерства учителя» и др. В адаптированном виде элементы обучающей программы можно рекомендовать к использованию на занятиях в эстетических и досуговых центрах, школах искусств, дворцах детского творчества и т.п.

Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе
исследования, обеспечиваются методологической обоснованностью

исходных позиций; адекватностью комплекса взаимодополняющих методов исследования его цели и задачам; последовательным проведением этапов педагогического эксперимента; количественным и качественным анализом результатов эксперимента; позитивными результатами рекомендаций,

результатов эксперимента; позитивными результатами рекомендаций, внедряемых в педагогическую практику. Количественные показатели результатов исследований подвергнуты статистической обработке с использованием стандартных пакетов программ прикладного статистического анализа (Excel из пакета MS Office 2000).

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в ходе обсуждений на III Международной научно-практической конференции «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта» (Казань, 2005); всероссийских научно-практических конференциях «Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» (Саранск, 2002); «Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии» (Саранск, 2004), «Педагогический процесс в условиях модернизации Российского образования» (Москва, 2005); научных сессиях аспирантов и докторантов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева; на заседаниях кафедры теории и методики музыки музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Экспериментальная программа «Подготовка будущих учителей музыки к организации музыкально-театральной деятельности со школьниками» апробирована и внедрена в учебно-воспитательный процесс музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. По теме исследования подготовлено и опубликовано 7 работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкально-театральная деятельность является одним из направлений профессиональной деятельности учителя музыки в школе. Сущность ее заключается в реализации задач воспитания, образования и развития школьников средствами музыкально-театрального искусства. Содержанием данной деятельности является организация процесса духовно-нравственного развития школьников через постижение ими основ

12 музыкально-сценической деятельности (сценическое движение, сценическая речь, актерское мастерство, исполнительские навыки).

  1. Успешная подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников обеспечивается благодаря реализации следующих педагогических условий: формирование у студентов положительной мотивации к организации музыкально-театральной деятельности школьников и комплекса профессионально-личностных качеств, необходимых для успешного осуществления данного вида деятельности; внедрение в практику специально разработанной и научно обоснованной программы подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников, в которой обозначены цели, задачи и содержание данного вида деятельности; освоение студентами знаний, умений и навыков, обеспечивающих их теоретическую, практическую и методическую подготовку к организации музыкально-театральной деятельности школьников; создание учебно-методического обеспечения процесса подготовки будущего учителя музыки к данному виду деятельности; разработка и внедрение в практику диагностического инструментария, позволяющего судить о готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников.

  2. О готовности будущего учителя музыки к осуществлению и организации музыкально-театральной деятельности свидетельствуют следующие показатели: наличие у будущего учителя положительной мотивации и определенных профессионально-личностных качеств, необходимых для осуществления данного вида деятельности (мотивационно-личностный), наличие знаний по истории и теории музыкально-сценического искусства (теоретический), освоение сценических умений и навыков (практический), овладение методикой организации музыкально-театральной деятельности школьников (методический). Степень их проявления определяет уровень готовности студентов к организации музыкально-

13 театральной деятельности в школе (ознакомительный, репродуктивный, творческий).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Сущность и содержание музыкально-театральной деятельности учителя музыки

Проблема использования музыкально-театрального искусства для решения вопросов воспитания и развития подрастающего поколения имеет многовековую историю. В связи с тем, что среди многочисленных форм музыкально-театральной деятельности в школе (театрализованный урок, театрализованные концерты, календарные праздники, театральная студия, театральный факультатив) наиболее целостной и значимой для учебно-воспитательного процесса является такая форма, как детский музыкальный театр, возникла необходимость в анализе особенностей становления и развития данного явления, имеющего отношение и к сфере культуры, и к сфере образования.

Понятие «детский музыкальный театр» обычно рассматривается в двух значениях: как профессиональный театр, репертуар которого рассчитан на детскую аудиторию, и как театр школьной самодеятельности, или, другими словами, школьный театр.

Разделяя точку зрения О.А. Лапиной, согласно которой детский театр определяется как особая форма образовательной и художественно-эстетической деятельности, принадлежащей одновременно и искусству, и образованию [100, 14], мы посчитали необходимым изучить историю становления детского музыкального театра, а также опыт использования музыкально-театрального искусства в учебно-воспитательном процессе.

Истоки детского музыкального театра в России, как и в большинстве стран, восходят к так называемому «школьному» театру, возникновение которого связано с учреждением в XVII веке духовных учебных заведений (Киево-Могилянской, а затем и Славяно-греко-латинской духовных академий). Основная особенность русского школьного театра заключалась не столько в освоении учащимися закономерностей постановки литургической драмы, сколько в использовании средств театрального искусства в целях религиозно-идеологического воспитания учащихся.

В основании репертуара школьного театра лежала школьная драма, которая представляла собой нравоучительную аллегорию, опирающуюся на догматы христианского учения о мире и человеке. Среди создателей школьной драмы необходимо особо выделить имя монаха Семеона Полоцкого (1623-1689), являющегося основателем жанра комедии-притчи («О Навуходоносоре, о теле злате и о трех отроках, в пещи сожженных», «О блудном сыне» и др.). Школьный театр духовных академий по праву можно назвать музыкальным театром, так как в школьной драме сценическое действо сочеталось с музыкой, хоровым и сольным пением. Поэтому в данных учебных заведениях большое значение придавалось обучению пению, нотной грамоте и другим музыкальным дисциплинам.

Сценические постановки школьного театра долгое время сохраняли свою связь с библейскими и евангельскими сюжетами («Ужасная измена сластолюбивого жития...», «Страшное изображение второго пришествия Господня на землю» и др.). И только в начале XVIII века (в большей степени благодаря творческим исканиям преподавателя Киево-Могилянской духовной академии монаха Феофана Прокоповича появляются произведения, в которых явственно ощущаются черты новой драматургии («Владимир, славянороссийских стран князь и повелитель, от неверии тьмы в свет евангельской приведенный Духом Святым» и др.). Их отличительными особенностями явились отмена символов и аллегорий, соответствие принципам жизненного правдоподобия, выбор сюжета, основанного на реальных исторических фактах и др.

С течением времени в спектаклях Славяно-греко-латинской академии, более всего в период царствования Петра I, все чаще стали отражаться передовые современные события, многие из них были посвящены военным успехам России тех лет, благодаря чему московский школьный театр стал иметь большое культурное значение. Школьные драмы, посвященные триумфальным событиям, отличались особой пышностью и торжественностью. Следует отметить, что Петр I всячески содействовал развитию школьного театра, в драматургии которого отражались новые реформаторские веяния того времени. В его честь был поставлен ряд представлений: «Царство мира, идолослужением прежде разоренное и проповедию апостола Петра... паки восстановленное», «Торжество мира православное», «Ревность православия» и др.

Структура и содержание опытно-экспериментальной работы

С целью проверки выдвинутых условий была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на подготовку студентов к организации музыкально-театральной деятельности со школьниками; определены ее цели, задачи, принципы и методы осуществления. Цель опытно-экспериментальной работы — экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие подготовку студентов музыкально-педагогического факультета к организации музыкально-театральной деятельности школьников. В ходе эксперимента решались следующие задачи: - выявление исходного уровня подготовки студентов к организации музыкально-театральной деятельности школьников; определение критериев уровня мотивационно-личностной, теоретической, практической и методической готовности к данному виду деятельности; - разработка и внедрение в учебный процесс экспериментальной программы подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников; - определение эффективности реализуемых педагогических условий. Опытно-экспериментальная работа проходила на базе музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, средних общеобразовательных школ №29 и №2 города Чебоксары и состояла из нескольких этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. ф

В соответствии с целью эксперимента были определены задачи каждого этапа. Так, в задачи констатирующего этапа входило рассмотрение следующих вопросов: - определение степени подготовленности студентов 4 курса к организации музыкально-театральной деятельности школьников; - определение критериев готовности студентов к данному виду деятельности; - разработка экспериментальной программы подготовки будущих учителей музыки к организации музыкально-театральной деятельности в школе; - структурирование содержания программы по модулям; - определение методов и приемов работы, способствующих более эффективной подготовке студентов к данному виду деятельности; - подготовка учебного материала, необходимого для проведения формирующего этапа эксперимента. В ходе формирующего этапа эксперимента необходимо было решить Ф следующие задачи: - реализовать в практике обучения студентов выведенные и теоретически обоснованные педагогические условия подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников; провести входную диагностику и внедрить в процесс профессиональной подготовки студентов на МПФ экспериментальную программу «Детский музыкальный театр». На контрольном этапе эксперимента решались следующие задачи: - провести итоговую диагностику в контрольной и экспериментальной группах; - сравнить уровни готовности студентов к организации музыкально-театральной деятельности школьников в экспериментальной и контрольной группах; - проанализировать результаты эксперимента и оценить эффективность апробированных педагогических условий. В ходе решения поставленных задач нами применялись следующие методы: - тестирование студентов для выявления уровня их мотивационно личностной, теоретической, практической и методической готовности к организации музыкально-театральной деятельности школьников; - коллективная экспертная оценка умений и навыков, необходимых для организации музыкально-театральной деятельности со школьниками; - педагогическое наблюдение за учебной и исполнительской деятельностью студентов; - педагогический эксперимент; - методы математической обработки полученных результатов.

Педагогические условия подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников

Реализация вышеназванных педагогических условий проходила в рамках формирующего этапа эксперимента.

Понятие «условие» в справочной литературе трактуется как: 1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; 2) обстановка, в которой происходит, осуществляется что-либо; 3) требования, из которых следует исходить [141, 837].

Изучению педагогических условий посвящены труды ряда ученых. Так, Ю.К. Бабанский рассматривает педагогические условия как «обстановку, при которой компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии, и которая дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся успешно учиться» [22, 61].

С точки зрения В.Г. Максимова, педагогические условия - это совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы, зависящей от целей, задач, содержания, форм и методов этой системы [118].

В.И. Андреев определяет педагогические условия как «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [10, 124].

В свете исследуемой нами проблемы подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников педагогические условия представляют собой обстоятельства эффективного осуществления этой подготовки, что является результатом отбора и применения элементов содержания, форм, методов подготовки будущего учителя музыки к данному виду деятельности.

В связи с тем, что в процессе анализа учебных планов, программ, а также результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы был выявлен факт недостаточного освоения именно сценического компонента музыкально-театральной деятельности, основу специально разработанной экспериментальной программы подготовки студентов к организации музыкально-театральной деятельности школьников, составили знания, умения и навыки музыкально-сценической деятельности и методики ее организации в школе.

На освоение содержания программы было отведено 70 часов, из них лекционных занятий - 16 часов, практических - 22 часа, лабораторных - 2 часа, самостоятельная работа — 30 часов.

Экспериментальная программа была включена в учебный план подготовки студентов 4 курса с расчетом на уже имеющиеся к данному этапу обучения знания, умения, навыки, полученные студентами на других дисциплинах.

В программе определены цели и задачи подготовки студентов к организации музыкально-театральной деятельности школьников, требования к уровню усвоения содержания программы, тематический план, краткое описание содержания разделов и тем программы, указано учебно-методическое обеспечение, а также методические рекомендации по организации музыкально-театральной деятельности школьников.

Экспериментальная программа была разработана таким образом, чтобы обеспечить достаточную подготовку студентов по всем четырем основным показателям готовности: наличие у будущего учителя положительной мотивации и профессионально-личностных качеств, необходимых для осуществления данного вида деятельности (мотивационно-личностный), наличие знаний по истории и теории музыкально-сценического искусства (теоретический), освоение сценических умений и навыков (практический), овладение методикой организации музыкально-театральной деятельности школьников (методический).

Похожие диссертации на Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников