Введение к работе
Аюуальностъ темы. Альт прошел долгий и трудный путь развития - с точки зрения его конструкции, использования в исполнительском искусстве, внимания к нему композиторов. Как и многие другие его собратья по симфоническому оркестру, в XX столетии альт приобрел статус сольного концертного инструмента, но и в этом плане ему пришлось долго преодолевать стойкое предубеждение в среде исполнителей, композиторов, слушателей. Колоссальные успехи альтового искусства недавнего прошлого и наших дней побуждают внимательнее присмотреться к его истории, попытаться понять, с одной стороны, что тормозило его подъем, с другой что послужило предпосылками такого подъема.
Одна из причин трудностей, пережитых инструментом, заключается в парадоксальности его функций на протяжении долгого времени: его роль в музицировании была второстепенной и, вместе с тем, незаменимой. Без альта не обходились ни камерные ансамбли, ни оркестры, однако более ответственные роли ему не доверялись. За отдельными исключениями (немногочисленные концертные пьесы XVTIT века), он на такие роли и не претендовал.
Противоречивыми тенденциями отмечено отношение к альту в XIX столетии. С одной стороны, век романтизма, принесший с собой культ виртуозности, не мог не пробудить интереса к инструменту. По эта тенденция нашла отражение, главным образом, в усложнении апьтовых партий в оркестре и ансамблях. С другой стороны, ни абсолютное большинство музыкантов, ни публика еше не были готовы к тому, чтобы признать за альтом такие же права, как за скрипкой. Показательно, что когда Паганини впервые выступил как альтист-солист со своей Сонатой для Большого альта с оркестром, лондонские слушатели и критика встретили это событие без энтузиазма.
Другая причина длительного пребывания инструмента на вторых ролях более специфична. Новый Словарь Гроува подытоживает: «Главная проблема альта в том, что он физически не может дать совершенный акустический результат, подобный скрипке Настроенный на квинту ниже скрипки, [он] акустически потребовал бы корпус в полтора раза больше скрипичного (т. е. длиной около 53 см). Инструмент же, превышает 43 см, неудобен для исполнителя с руками нормальной длины»1.
Выдающийся альтисти педагогXX столетия В. В. Борисовский более 30 лет назад писал: «В наше время, когда альт как сольный инструмент вышел (вернее, выходит) на широкую дорогу становится очевидным, что для изучающих альт как сольный инструмент совершенно необходимо знать историю его возникновения, развитие исполнительского мастерства на нем и его литературу» .
По сути дела, приведенное высказывание в общих чертах намечает перспективы предлагаемого исследования. Российскими и зарубежными учеными в этом плане изучены преимущественно скрипка и виолончель. Фундаментальной обобщающей работы, посвященной альтовому искусству, все еще пет.
Из сказанного вытекают цель и задачи исследования. Конечная цель воссоздать и осмыслить историю русского (дореволюционного) альтового искусства в основных формах его проявления в соотнесении с эволюцией самого инструментов и приемов игры на нем. Под формами проявления мы имеем в виду в данном случае оба вида творчества композиторское и исполнительское, а также рассмотренный в двух соответствующих аспектах весь спектр жанров оркестровых, ансамблевых, сольных.
Стремление к указанной цели выдвинуло перед автором комплекс задач:
проследить процесс возникновения альта, его функционирования в разные исторические периоды;
изучить историю усовершенствования конструкции и акустических качеств альта в сопоставлении с наиболее близким ему инструментом — скрипкой;
- обобщить, систематизировать и прокомментировать взгляды по этим вопросам, существующие в разных областях пауки (ипструмеито-ведение, музыкальная акустика) и практики (исполнительство, педагогика, изготовление инструментов);
представить подробную классификацию разновидностей атьта;
1 Стоклицкан К В. Борисовский — педагог. М., 1984. С. 10. (Курсив мой. — В. Г.) выявить сходство и различие приемов игры на альте и скрипке;
определить место, занимаемое альтом в русской музыкальной культуре от истоков к зарождению профессионального искусства и затем до начала XX столетия включительно;
воссоздать процесс становления и развития струнно-смычкового образования и педагогики, уделяя специальное внимание вопросам воспитания альтистов в эпоху, когда система музыкального образования еше не существовала;
исследовать эволюцию технических возможностей и выразительных функций инструмента в музыке разных жанров (оркестровой, ансамблевой, сольной).
Степень исследованносга проблемы. Сочетание в диссертации разных ракурсов анализа обусловило обращение к нескольким группам источников.
1. Изучение альта собственно как инструмента, то есть акустического прибора, потребовато опоры на работы инструліентоведов, мастеров по изготовлению инструментов, музыкальных акустиков. Вопросы конструкции и акустики альта исследованы чрезвычайно мато как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Имеющиеся сведения на этот счет разрознены, затеряны среди материалов по скрипке и носят порой случайный характер. Скупо сказано о мастерах-изготовителях, о поисках ими наиболее совершенной конструкции. Информацию приходилось, в основном, «транспонировать» из скрипичной сферы в альтовую, добывая ее по крупицам у десятков авторов.
2. Среди трудов, исследующих приемы игры на инструменте, абсолютное большинство также посвящены скрипке либо семейству струн-но-смычковых инструментов в целом, и лишь немногие непосредственно альтовой проблематике (О.Шульпяков, Л. Сквирский, Б. Пал-шков).
3. Соответствующие источники привлекались по проблемам возникновения смычковых инструментов в России, шире - - в славянских культу-рах,т?а/ш альта в историческомразвитиирусскогомузыкального искусства, в эволюции ансамблевых и оркестровых жанров, сольного альтового репертуара. В числе важнейших в этом ряду выделим фундаментальные труцы К. Закса и Э.-М. Хорнбостеля, И. Ямпольского, Б.Струве, Л. Гинзбурга. Автором учтены результаты исследований старинных смыч KORMX инструментов южных и посточных славян, полученные российскими и польскими учеными. Важные сведения о русском смычковом инструментарии, формах музицирования почерпнуты в работах, описывающих русский музыкальный быт XVI XVITI веков (И. Забелин, Б. Машкин, П. Морозов,Т. Ливанова, П.Столпянский).
4. Изучение сферы применения альта, места инструмента в наследии русских авторов, а также сольного, камерно-ансамблевого и оркестрового альтового исполнительства обусловило обращение к значительному массиву литературы. Здесь назовем, во-первых, книгу М. Гринберга единственную, специально посвященную данной теме1. Однако этот источник далек от исчерпывающей полноты, ибо основное внимание автор уделяет сольному альтовому репертуару, практически не затрагивая сферу ансамбля и оркестра. Во-вторых, это монографические работы о творчестве крупных русских композиторов, об отдельных, интересующих нас жанрах, а также мемуарные, эпистолярные и публицистические источники. В-третьих, специальные исследования по вопросам оркестровки и инструментовки. В-четвертых, труды об исполнительстве и исполнителях, в частности, альтистах. В-пятых, методические работы, особенно те, в которых авторы стремятся к обобщающим наблюдениям и выводам историко-теоретического характера.
В целом ряде работ указанные ракурсы переплетаются, поэтому распределение их в настоящем обзоре по группам в известной мере условно.
Знакомство с литературой приводит к нескольким выводам. В соответствии со своими целями, авторы зачастую сосредотачиваются на каком-либо одном из названных вопросов или большем их количестве, но практически никто не сводит воедино все заявленные проблемы. В частности, никем последовательно не сопоставлены строение и акустические свойства альта, с одной стороны, и его историческое бытование в отечественной музыкальной культуре с другой. Важная роль альтов в камерно-ансамблевом и оркестровом исполнительстве признается всеми авторами, но современное музыкознание до сих пор не располагает специальным исследованием эволюции функций альтов в ансамблях и оркестре. Не в достаточной мере изучены приемы употребления композиторами альтового звучания, особенности использования
1 Гринберг М. Русская альтовая литература. М, 1967. исполнительской технологии, т. е. вопросы, определяющие назначение данного инструмента, оркестровой группы в семействе струнных смычковых. Однако не стоит недооценивать итогов проведенных исследований, поскольку без них не был бы возможен следующий шаг в изучении атьта.
5. Предмет исследования потребовал также обращения к архивным материалам, а также к таким источникам информации как газеты, журналы, каталоги, энциклопедии и словари.
6. Исключительно ценными для автора оказались личные контакты со скрипичными мастерами, крупными исполнителями, педагогами, дирижерами, композиторами. Из бесед и переписки с ними почерпнуты редчайшие, труднодоступные данные, представляющих огромный интерес для работы над темой.
Методы исследования определены поставленными задачами. Диссертация возникла на стыке различных научных дисциплин: истории и теории музыки и музыкальной культуры, истории и теории исполнительского искусства, ипструмептоведепия, отдельных областей музыкальной акустики.
Музыкальный материал собирался и систематизировался с таким расчетом, чтобы наиболее полно выявить роль и основные этапы эволюции альта в различных жанрах творчества русских композиторов. Именно с этих позиций, для иллюстрирования основных положений работы, отбирались произведения тех авторов XVIII начала XX века, которые внесли наибольший вклад в развитие альтового искусства, выявили лучшие качества инструмента, создали почву для его дальнейшего совершенствования.
Научная новизна. В эволюции историко-теоретического знания о струнном инструментарии выкристаллизовались два ведущих пласта скрипичный и виолончельный. Однако принципиальное отличие природы атьта и этих инструментов еще никем не анализировалось как специальная проблема. В диссертации впервые собран и систематизирован обширный материал, связанный со строением и акустикой альта, вскрыты закономерности его использования на фоне общего развития русской музыкальной кулыуры и в тесной связи с индивидуальными манерами крупнейших русских композиторов.
Практическая значимость работы определяется ее многопрофильным назначением. Использование ее результатов возможно в учебных курсах истории и теории смычкового искусства, методики ооучеиия игре на скрипке (альте), инструментоведения и оркестровки, истории русской музыки. Некоторые выводы и положения уже используются в Ростовской консерватории. Работа может оказаться полезной для педагогов и студентов-ачьтиетов высших и средних специальных учебных заведений, дирижеров, композиторов, музыковедов, мастеров по изготовлению инструментов.
Структура. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Приложения (67 нотных примеров), библиографического списка (222 наименования).
Апробация. Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) имени С. В. Рахманинова и рекомендована к защите. По теме диссертации автор неоднократно выступал на методических конференциях, проводившихся в РГКв 1968—2СКЮ гг. Основные положения исследования отражены в шести научных публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Периферийное положение альта в музыкальной культуре обусловлено как причинами историко-стилевыми (техника генерал-баса), так и противоречием, заложенным в его конструкции.
2. Иные в сравнении со скрипкой технико-акустические характеристики альта (длина струны, ее диаметр, масса и сила натяжения, ширина дек и др.) требуют специфического соотношения между основными факторами звукоизвлечения; точкой соприкосновения смычка со струной, скоростью движения смычка и степенью нажимного усилия, особых технических приемов игры, в частности, в высоких позициях.
3. Со второй половины XVTIT века обучение игре па альте велось в образовательных учреждениях разного типа, в оркестрах, а также приватно. Система обучения альтистов начала формироваться лишь с открытием в Петербургской консерватории класса альта.
4. Профессиональное исполнительство на альте и творчество композиторов развиваюсь преимущественно в областях оркестровой и ансамблевой.
5. Для сферы сольного исполнительства и соответствующего репертуара время конца XVIII начала XX века было периодом становления и поиска идентичности. Полноправным участником музыкального процесса альт стал только в XX веке (появление всемирно знаменитых исполнителей, огромный массив сочинений, система образования, проведение конкурсов и др.).