Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа Цагараев Марат Асланбекович

Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа
<
Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цагараев Марат Асланбекович. Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Цагараев Марат Асланбекович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2009.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-23/212

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа феномена разделенных народов. 15

1.1. Разделенные народы в контексте современной трактовки права народов на самоопределение . 15

1.2. Причинно-следственные связи появления разделенных народов на постсоветском пространстве . 51

Глава 2. Осетины - разделенный народ, этнополитическая ситуация, перспективы решения. 78

2.1. Осетинский народ в составе России. История вопроса . 78

2.2. Политико-правовые основы объединения осетинского народа, проблемы их реализации. 124

Заключение. 150

Список использованной литературы. 152

Приложения 189

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Вся история существования проблемы разделенных народов - это история борьбы народа-этноса за права на самоопределение, объединение и восстановление своей национальной целостности. В последние десятилетия эта проблема значительно актуализировалась. Это вызвано крушением биполярного мира, связанного с распадом мировой социалистической системы.

Стремление разделенного этноса к воссоединению и контролю над исторически принадлежащей ему территорией, находящейся под иностранным правлением, неизбежно обретает конфликтогенный характер. Разделенные народы - постоянный источник международной напряженности и этнополитических конфликтов, о чем сегодня красноречиво свидетельствуют как события на территории бывшего социалистического лагеря, так и в других странах мира.

Эта проблема является источником этнополитических конфликтов, базирующихся на двух тенденциях:

1) Стремлении разделенного этноса к самоопределению путем
воссоединения, сохранению своей самобытности и контролю над
исторически принадлежащей ему (этнической) территорией,
находящейся под иностранным правлением;

2) Стремлении государств, включающих составные части
этнической территории разделенных народов к сохранению своей
территориальной целостности.

Это глобальная проблема требующая не только политического решения, но и научного осмысления, выявления историко-правовых предпосылок в каждом отдельном случае.

Актуальность исследуемой проблемы продиктована

необходимостью теоретического исследования данного вопроса через призму понятий «право народа-нации на самоопределение» и принципа

4 «территориальной целостности государства». Для разделенных народов,

как в прочем и для всех этносов характерно стремление к созданию на

своей этнической территории государства или автономии. Этот процесс

особенно характерен для периода образования наций. Политическое

закрепление этнической территории (государство) способствует

сохранению ее компактности.

Диалектика понятий «народ-нация» и «государство» пока полностью не раскрыта. Существуют явные противоречия совместимости этих понятий, поскольку возникает вопрос об интересах включенных в «государство» в силу тех или иных причин, этнических групп - составных частей разделенного народа, со своими этническими и лингвистическими особенностями, которые естественно отстаивают свои права на самоопределение, отделение или объединение с народом, частью которого они являются.

Возникновение и существование этнополитических проблем разделенных народов связывают с незавершенностью формирования державной карты мира. Оно идет и по пути приобретения независимости, и по модели дезинтеграции ранее единых государств.

Распад империй и возникновение ряда мелких государств под мощным ' напором национально-освободительных движений одновременно запускают механизм новых националистических движений, теперь уже в каждом из этих государств, где имеются национальные меньшинства, также стремящиеся к обретению государственности. Сначала распались СФРЮ и СССР, а затем во многих независимых государствах возникли собственные проблемы, угрожающие их территориальной целостности. Принцип национального унитарного государства, требующий, чтобы этнические и политические границы совпадали, неизбежно приводит к занижению или отрицанию

5 моральных стандартов, когда приемлемыми для общества могут стать

этнические чистки и геноцид.

Следует уточнить и другую проблему. После распада СССР на отдельные государства, провозгласившие национальный суверенитет (в след за Югославией, Чехословакией, объединением ГДР и ФРГ), был поставлен под сомнение международный принцип территориальной целостности государств. Как бы ни были прозрачны цели новых элит, но претензии на территорию и власть, облеченные в форму борьбы за самоопределение и национальные права, выглядели респектабельно и заслуживали международной поддержки. Показательно, что поддержка предоставлялась при этом весьма выборочно. Так, многие малочисленные народы в бывшем СССР и России рассматривались на Западе именно как нации, которые имеют право на собственную государственность на своей территории. При этом во многом превышавшие их численно представители нетитульных этносов в западных государствах так и оставались этническими меньшинствами, национальные претензии которых можно ограничить исключительно культурной автономией.1

Примером может служить судьба Осетинского народа. Стремление осетин к самоопределению путем воссоединения и создания единого государства в составе Российской Федерации, связано с решением сложного вопроса: Осетинский вопрос - это один этнос и два государственных образования. В связи с этим актуальным является осмысление комплекса политических, исторических и научных проблем. Актуализируется проблема «коллективных прав» у народов, претендующих на уважение государством своего права на самоопределение. Проблема актуализируется так же практическими

1 Звягельская И.Д. Этноконфессиональные конфликты современности и подходы к их урегулированию / Конфликты на востоке: этнические и конфессиональные / Под ред. А.Д.Воскресенского.-М.:Аспект Пресс, 2008. С.45.

задачами, в частности, разработкой системы поведения и механизмов управления конфликтом, при помощи которых может быть обеспечен комплексный учет всех факторов связанных с интересами всех сторон. В данном случае осетинской, грузинской и российской.

Жизнь показала, что любое военно-политическое противостояние на территории бывшего Союза, в той или иной мере становится проблемой России, порождая в ней дополнительные внутренние проблемы и международные осложнения.

Степень научной разработанности проблемы. Анализом
проблем разделенных народов в отечественной исторической и
политической науке XIX - начале XX веков в контексте исследований
историко-этнографического, филологического, географические,

статистические и военного характера занимались Б.В.Миллер, В.Ф.Минорский, Н.В.Ханыков, П.М.Власов, И.Ф. Бларамберг и другие1.

Исследование проблемы разделенных народов осуществлялось в контексте колониальной политики великих держав, в противостоянии Османской империи и стран Запада на Ближнем Востоке и Африканском континенте через призму национально-освободительного движения, самоопределение разделенных народов и образования независимых

1 Миллер Б.В. Таты, их расселение и говоры, Баку, 1929; Миллер Б.В. Очерк Лрабистана (Донесение драгомана генерального консульства в Бендер-Бушире) /Сборник консульских донесений. Год десятый. Вып.Ш,-СПб., 1907; Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда -М.:1963. с. 64; Минорский В.Ф. Курды. -Пг.,1915; Ханыков Н.В. Описание Бухарского Ханства. -СПб., 1843; Ханыков Ы.В. Экспедиция в Хорасан. -М.: Наука,1973; Власов П.М. Статистические сведения о Дарегезском, Кучанском, Буджнурдском и Келатском округах и краткий очерк Хорасана / СМА Bbin.LVI-СПб., 1894; Бларамберг И.Ф. Статистическое обозрение Персии / Записки ИРГО кн.7. -СПб., 1853; Бларамберг И.Ф. Топографическое и статистическое описание восточного берега Каспийскаго моря от Астрабадского Залива до мыса Тюк-Карагана / Записки ИРГО кн.8. -СПб., 1853; Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись -Ставрополь, 1992.C.240.

7
государств. Оно осуществлялось советскими ученными

О.Л.Вильчевским, О.И.Жигалиной, М.С.Лазаревым и другими1.

В современной отечественной науке исследованием новых тенденций в развитии национальной идеологии разделенных народов, их месте в системе координат однополярного мира и процессов интеграции и глобализации, а так же изучением эволюции этносоциальных процессов у разделенных народов в историко-политическом аспекте известны труды О.И.Жигалиной, М.С.Лазарева, В.А.Тишкова и других2.

Проблема разделенных народов в исторической и политической науке стран Запада также занимает довольно значительное место. Интерес представляет исследование проблемы с точки зрения культурной детерминированности этносоциальных и этнополитических процессов в среде разделенных народов, культурной детерминированности процессов разграничения этносов в рамках империй, анализ противоречий между титульными этносами и разделенными народами, рассмотрение процессов интеграции — ассимиляции, изучение проблем развития этносов, этнической идентичности, анализ политических позиций партий и общественных движений разделенных народов и т.д. представлены в трудах американских, английских, норвежских, немецких, французских, шведских и др. антропологов и этнологов. Анализу этих проблем

Вильчевский О.Л. Курды. Введение в этническую историю курдского народа. -М.-Л.:1961.с. 162; Жигалина О.И. Национальное движение курдов в Иране 1918-1947.-М.:11аука, 1988. с.166; Лазарев М.С. Курдский вопрос 1891-1917. -М.: Наука, 1972. с.472; Лазарев М.С. Империализм и курдский вопрос 1917-1923. -М.: Наука, 1989. с.327.

2 Жигалина О.И. Курды Иранской провинции Керманшах на кануне и в период Первой мировой войны.-М.:Восточная литература, 2008. с.288; Лазарев М.С. Курдистан и Курдский вопрос 1923-1945. - М.:Восточная литература, 2005. с.310; Лазарев М.С. Новые тенденции в курдском национализме/Сборник Национализм и Фундаментализм на Ближнем Востоке/Материалы конференции. -М.: 1999. с.111; Тишков В.А. "Разделенные народы". О том, как не следует решать национальный вопрос в России // Независимая газета, 24 августа 1998 г.

8 посвящены труды Б.Андерсона, М.Бэнкса, Ф.Барта, П.Брасса, П.Ван ден

Берга, Н.Глейзера, К.Грица, К.Дейча, Р.Коэна, М.Новака,

Р.Шермерхорна, Н.Уайта, Д.Хоровица, А.Эпштейна, Т.Эриксона1 и

других. Следует отметить, что они хотя и позволили раскрыть

взаимосвязь этнических движений с социальными, тем не менее, этносы

и этнические движения не рассматриваются ими как один из важнейших

факторов развития современности.

Проблемы разделенных народов в науке разделяющих и

Разделенные народы в контексте современной трактовки права народов на самоопределение

Можно констатировать, что этносы возникли значительно раньше такой формы организации территорий и социальных отношений, как государство. В силу этого география, границы территориального проживания народов и границы возникших в результате сложных геополитических процессов государств, как правило не совпадают — создавая проблемы разделенных народов.

Границы категории «разделенные народы» распространяются на этнические группы, компактно проживающие на исторически сформировавшейся этнической территории, в силу каких-либо причин разделенной на сопоставимые части административными или государственными границами двух и более государственных образований.

Разделенные народы можно структурировать по группам и типам:

Первую группу — «статусно-разделенные народы» составляют этносы, этническая территория которых разделена государственными границами двух и более государств;

Вторую группу - «формально-разделённые народы» составляют этносы, этническая территория которых включена в состав единого государства и разделена административными границами между двумя и более субъектами этого государства.

Первая группа, наиболее крупная, включает в себя как малочисленные реликтовые этносы, насчитывающие до нескольких сотен человек (памирские народы: рушанцы, ишкашими и т.д.), так и крупные многомиллионные этносы (бенгалы, курды, корейцы, пуштуны и т.д.). Группа характеризуется обостренностью этнополитических проблем, связанных с вопросами объединения этноса, и тенденцией к возникновению долговременных, трудноразрешимых этнополитических конфликтов. Причины возникновения данной группы «разделенных народов» лежат в основе своей в колониальной политике европейских государств, либо искусственном разделении этносов в ходе войны по признакам социально-политической ориентации. Рассмотрению этнополитических проблем этносов-представителей именно данной группы посвящено настоящее исследование.

Вторая группа, не столь значительная, объединяет в себе этносы, административно разделенные внутри единого государства (татары, коми, ногайцы, буряты и т.д.). Проблема постановки вопроса объединения этих этносов носит перманентный, сглаженный характер. Причины возникновения данной группы связаны, как правило, с административно-территориальным районированием по хозяйственно-экономическому, либо природно-климатическому признаку.

Кроме того, категория «разделенные народы» может быть условно разделена по типу административно-государственного оформления статуса:

Первый тип. Этносы, имеющие административно государственное образование, т.е. этнос, все разделенные части этнической территории которого имеют административно-государственное оформление в форме национального государства или национальной автономии (КНДР-Южная Корея, Ирландия-Северная Ирландия, Бангладеш-Бенгалия и т.д.);

Второй тип. Этносы, частично имеющие административно -государственное образование, т.е. этнос, одна, либо более части этнической территории которого имеют административно-государственное оформление (Афганистан - пуштунские провинции Пакистана, Иракский Курдистан - курдские территории Турции, Ирана и Сирии, Азербайджан- азербайджанские территории Ирана и т.д.);

Третий тип. Этносы, не имеющие административно государственных образований (памирские народы (Таджикистан-Афганистан), лезгины (Дагестан-Азербайджан), баски (Испания-Франция) и т.д.).

Причинно-следственные связи появления разделенных народов на постсоветском пространстве

Сложные геополитические процессы проходившие на территории Советского Союза в конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века, сопровождавшиеся глубоким политическим, экономическим и социальным кризисом, на фоне роста этноцентристских тенденций и слабости Союзных властей, привели к распаду страны и глобальным изменениям геополитического устройства мира. Распад Советского Союза предопределил окончание эры холодной войны и противостояния двух мировых социально-экономических систем, соответственно двух сверхдержав - СССР и США. В результате этого, произошли кардинальные сдвиги в самой основе мировой политики, в содержании и направленности сотрудничества и противоборства на мировой арене. Всё это оказало сильное влияние на развитие современной системы международных отношений, увеличилось число акторов политического взаимодействия на мировой арене, усложнился его характер, распались старьте, появились и продолжают появляться новые государственные, национально-территориальные и политические образования, получающие международно-правовое признание.

Один из наиболее болезненных процессов, сопровождавших распад СССР и становление на его обломках новых независимых государств, - резкое обострение межнациональных и межэтнических отношений. Развал Советского Союза, являвшегося, безусловно, образованием имперского типа и при этом предельно гетерогенным в этнокультурном отношении, привел к формированию качественно новьгх геополитических и этнополитических реалий на одной шестой части земной суши. Распад огромной державы, конфликтогенный сам по себе, обнажил и актуализировал также те противоречия и проблемы, что накапливались десятилетиями, а то и веками, но в царской России и Советском Союзе сдерживались мощной имперской инфраструктурой и тоталитаризмом власти. Неурегулированность отношений между нациями как внутри государств, особенно многонациональных, так и между различными странами небывало обострила межнациональные проблемы, которые осознаются как нарушения суверенитета нации, порождая амбициозность в подходе сторон и затрудняя возможные пути разрешения конфликта.

Первые беспорядки на этой почве произошли весной 1986 года в Якутии, а в декабре этого же года - в Алма-Ате. Затем последовали демонстрации крымских татар в городах Узбекистана (Ташкенте, Бекабаде, Янгиюле, Фергане, Намангане и др.), в Москве на Красной площади. Началась эскалация этнических конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош). Зона конфликтных действий расширилась. В 1989 году возникло несколько очагов конфликтов в Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь охватил Приднестровье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ. Только за период с 1988 по 1991 год на этнической почве в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20, повлекших человеческие жертвы . Наиболее яркими из них, трансформировавшимся в полномасштабные военные действия, являются: гражданская война в Таджикистане, молдо-приднестровский конфликт в Молдавии, грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты в Грузии, проблема Чечни в России, нагорно-карабахский конфликт в Азербайджане.

Конфликты в постсоветстком пространстве - это и своеобразный ответ на вызовы, возникшие в связи с изменившейся геополитической обстановкой на территории бывшего СССР и в мире в целом".

Истинные причины практически всех национальных конфликтов, в частности на территории бывшего Советского Союза, своими корнями уходят в историю. Можно даже сказать, что эти конфликты достались нам в наследство от недавнего тоталитарного прошлого, когда административные границы проводились по живому телу этносов, которые были поделены на несколько сортов, различавшихся по степени равноправия.

Осетинский народ в составе России. История вопроса

Осетия расположена в самом сердце Кавказа. Потеряв в XIV в. равнину, осетины сохранили за собой центральные ущелья по обеим сторонам Главного хребта.

Закавказская часть горной Осетии расположена в бассейне рек Куры, впадающей в Каспийское море, и Риона, несущего свои воды к Черному морю. Осетинские ущелья находятся в верхнем течении Лиахвы, Ксандона, Арагвы, Джоджоры, Квирилы и других притоков Куры и Риона.

Северокавказская территория горной Осетии расположена в бассейне Терека и его притоков - Ирафа (Уруха), Ардона, Фиагдона, Гизельдона.

Горные хребты делят Осетию на десятки больших и малых ущелий. С глубокой древности сообщение между соседними ущельями осуществлялось через перевалы. Многочисленные перевальные дороги и тропы составляли единую сеть путей сообщения. Только через главный хребет проходило около двадцати перевальных маршрутов. Сеть перевальных дорог связывала между собой самые отдаленные уголки горной Осетии.

Через Осетию проходили две дороги международного значения -

Дарьяльская и Мамисонская. Контроль над ними повышал военно-политический авторитет Осетии, а пошлина за проезд приносила немалый доход.

Выгодное географическое положение Осетии помогло осетинскому народу выжить в самые тяжелые времена, укрепить оборону, наладить отношения с соседями. Но выгоды политической географии одновременно осложняли жизнь Осетии. Страна, расположенная на северном и южном склонах Кавказа, на пересечении важнейших путей, всегда привлекала внимание алчных недругов.

Природная среда определила многие особенности хозяйственной и общественной жизни горной Осетии.

Главной отраслью экономики в средние века, как и в древности, было сельское хозяйство. От успехов и возможностей сельского хозяйства зависело не только благосостояние народа, но и темпы общественного развития. С XV в. основу экономической жизни Осетии составляли ограниченные земельные ресурсы и скудные хозяйственные возможности горных ущелий.

Горные общества. В XV-XVI вв. в горах сложились осетинские общества. Каждое из них занимало определенную территорию. Границей между соседними обществами чаще всего служили горные хребты. Некоторые общества располагались в отдельных больших ущельях. Другие занимали по несколько малых ущелий и горных долин, разделенных невысокими перевалами. Например, Куртатинское и Цымытинское общества разделили ущелье реки Фиагдон, а соседнее Тагаурское заняло долины Терека, Гизельдона и Ганалдона.

На северном склоне осетинских гор расположились Тагаурское, Куртатинское, Цымытинское, Алагирское и Дигорское общества. В высокогорной центральной Осетии - Тырсыгомское, Туальское, Урс-Туальское и Кудское. На южном склоне - Ксанское, Дзауское и Кударское.

Каждое общество чем-то отличалось от соседей. Разными были размеры территории и число жителей, климат и фонд удобных земель, связи с внешним миром. Однако местные особенности осетинских обществ не мешали народу осознавать традиционное единство, сложившееся в государственную эпоху. И соседи воспринимали Осетию как единую страну. Каждое осетинское общество, сохраняя суверенитет и независимость внутренней жизни, объединялось с остальными в области военной и внешнеполитической деятельности. Иными словами, Осетия эпохи горных обществ - это конфедерация самоуправляющихся областей. Формы и принципы организации населения были едиными для всех осетинских обществ. Повседневная жизнь и хозяйственные отношения складывались в соседской общине - коллективе семей, которые жили в одном селении и были связаны общей собственностью на землю, взаимопомощью и самоуправлением. Политическим объединением равноправных жителей определенной территории повсюду в горной Осетии стала гражданская община. Все осетинские общества были либо самостоятельными гражданскими общинами, либо союзами нескольких таких общин. Большинство осетинских обществ были союзами гражданских общин. Чаще всего такой союз складывался из нескольких небольших общин, примкнувших к более крупной.

Единство гражданской общины скрепляли общая система военных укреплений и религиозный центр с общинными святилищами. Высший орган самоуправления - Ныхас (народное собрание) состоял из депутатских групп, представителей всего общества, так же формировался посреднический суд, таким же было строение войска.

Гражданина, то есть полноправного члена гражданской общины, называли уазданом. Осетинское слово «уаздан» означает «благородный, знатный». Звание уаздана передавалось по наследству. Три признака отличали гражданина-уаздана от людей, не имевших права на гражданство. Во-первых, уаздан непременно возводил свой род к легендарному предку всей гражданской общины. Фамилия уаздана принадлежала к одному из трех знатных колен. Во-вторых, уаздан обязательно владел наследственной землей. От величины участка ничего не зависело, он мог быть велик или очень мал. Зато купленная земля, сколько бы ее ни было, не давала никаких гражданских прав. В-третьих, уаздан был равен другим членам гражданской общины. Все граждане имели одинаковые права и обязанности. Не все жители гражданской общины были ее членами и носили звание уаздана. В некоторых семьях жили холопы. Чаще всего холопами становились пленники, привезенные из набегов. Иногда их покупали, выменивая на скот, оружие или другие товары.

Община могла поселить на своей территории и свободных чужаков, попросивших защиты и покровительства. Такие люди назывались фарсагами. Фарсаг не имел наследственной земли и гражданских прав, не участвовал в народном собрании. Но он оставался свободным человеком и был волен обращаться к посредническому суду и мстить за кровь.

Гражданская община регулировала общественные отношения и распределение плодородных земель, защищала личные права свободного человека, обеспечивала безопасность своей территории и населения. Небольшие группы осетин, разбросанные по разным ущельям, выжили и разрослись благодаря организованности и порядку, которые свойственны гражданской общине. Гражданские общины стали основой более крупных объединений - осетинских обществ. Общества складывались в естественных границах определенной территории.

Похожие диссертации на Этнополитические проблемы разделенных народов: политико-правовые основы их регулирования : на примере осетинского народа