Введение к работе
Актуальность темы исследования. Национальный вопрос является в шшу эпоху одним из основных в жизни большинства стран и народов мира t неразрывно связан с проблемами оптимизации их общественного и госу-шретвенного устройства. Речь идет, прежде всего, о государственном регу-шровании межнациональных отношений, о правовом обеспечении распро-:трансння гражданских прав на всех жителей государства независимо от их ітнической и конфессиональной принадлежности. Это включает также учет :пецифических интересов конкретных этнических групп, компактно или іисперсно представленных в общем ареале расселения на территории того їли иного государства. В особой заботе государства нуждаются коренные іар оды.
Успех процесса реформ в России во многом зависит от выработки го-;ударственной политики в сфере межнациональных отношений. Это связа-ю, прежде всего, с полиэтничным составом населения России, историче-кими факторами, а также со спецификой ее федеративного устройства, со-іетающего национально-территориальные и административно-ерриториальные принципы статуирования субъектов Российской Федерації!. Без адекватного понимания проблем этнополитического характера не-іозможно выработать действенную модель государственной политики в >бласти регулирования межнациональных процессов. В.свою очередь, это ребует не только всестороннего знания и понимания реалий полиэтниче-кого федеративного государства, каким является наша страна, но и пред-тавления о том, какие подходы в этой области выработала мировая прак-ика. При всех различиях и специфике, которые отличают Российскую Фе-(.ерацию, в мировом опыте есть несомненные достижения (так же как и іросчетьі), которые необходимо учитывать российскому государству при
2 разработке основ национальной и региональной политики, становленні федерализма.
В диссертации исследуется опыт государственного регулированш межэтнических отношений на примере Соединенных Штатов Мексики Мексика относится к числу латиноамериканских стран, для которых харак терны весьма насыщенная этническая история, сложная национальная композиция: согласно официальным данным в стране имеется 56 индейских народов, их доля в составе населения оценивается в пределах от 7,5 до 9,5%. Мексике принадлежит одно из ведущих мест в истории латиноамериканского индеанизма XX столетия. Достаточно сказать, что на континентальном уровне современный официальный индеанизм последних десятилетий по сути ведет отсчет от состоявшегося в этой стране в 1940 г. I Межамериканского индеанистского конгресса и создания Межамериканского Индеанист-ского Института (Instituto Indigenista Interamericano -111).
В сегодняшнем мире этнополитические проблемы становятся причинами многих конфликтов современности. Как правило, в этих движениях вместе с "чисто" этническими присутствует и целый комплекс других проблем и интересов. Однако признание последнего обстоятельства отнюдь не означает отрицания этнических факторов, их значимости и высокой степени способности мобилизовать народы на основе самых глубоких социально-психологических мотиваций.
Важно учитывать, что направленность национальной политики в различных регионах мира неодинакова. Так, в "третьем мире" государство особое значение придает задаче обеспечения "национальной интеграции", как первоочередной в развитии общества. Часто она отождествляется с идеей достижения этнической гомогенности населения страны. В любом случае при такой постановке вопроса национальное большинство или этнически доминирующая группа отождествляется с нацией. И наоборот, этнические
меньшинства автоматически оказываются стоящими "вне нации" и, в лучшем случае, подлежат интеграции в нее.
В Латинской Америке ситуация исторически складывалась таким образом, что юридические нормы, правовая практика и вытекающая из них политика государства при всей их разнородности определялись интересами доминирующего ибероамериканского компонента населения. Политика государства формировалась исходя из утилитарных целей административного управления ни базе постулатов философии "неделимого" государственного суверенитета - теории "государства-нации".
На этой основе сформировалась идеология официального индеанизма, как теория индейского вопроса и путей его решения, ставшая, в свою очередь, обоснованием государственной политики в этой области. Официальный, или государственный индеанизм добивается решения индейского вопроса путем интеграции индейских этносов в национальное сообщество. Вполне естественно, что идеология индеанизма эволюционировала в связи с переменами в обществе, что проявилось в изменении содержания индеа-нистской политики, формулировании ее целей и задач.
В этом процессе важную роль сыграли индейские этнические движения, представляющие собой сравнительно недавний, но уже устойчивый и весомый феномен на латиноамериканской общественно-политической сцене. На 1970-е гг. приходится всплеск, своего рода возрождение этнического самосознания индейцев во всей Латинской Америке. Индейские движения и организации, стоящие вне профсоюзов и традиционных политических партий, а иногда подчеркнуто противопоставляющие себя этим структурам, обычно формировались непосредственно в ходе борьбы за решение конкретных проблем коренного населения.
Правительства ряда латиноамериканских стран, прежде всего Мексики, примерно к середине 70-х гг. отошли от негибкого, ассимиляторского курса. В эти годы в Мексике появляются "этнополитические проекты",
4 основанные на этническом самосознании и культурных ценностях того или иного народа. Разброс лежащих в их основе идей велик: от реставрации "доколумбовых" (доколониальных) структур индейских обществ и до "плюралистского социализма с индейским участием", от разных вариантов реформизма - в плане улучшения отношений между индейцами и неиндейцами в рамках существующего общества - до тезиса об особом "индейском социализме", который базируется на автохтонном опыте общественной организации, отличной от "западного выбора".'
В Мексике в последние два десятилетия идея этнической идентичности возродилась в качестве мобилизующего фактора в общественной жизни, став политически взрывчатой проблемой. Она связана с индейскими движениями и проблемой прав этнических групп: говорить на своем языке, иметь свои верования, жить по своим традиционным нормам, не подвергаясь угрозе быть насильственно лишенными своего историко-культурного наследия и возможности развивать собственную культуру, а также с правом на политическое участие и на самоопределение.
Все сказанное в той или иной степени коррелирует с кругом проблем, обсуждаемых отечественным политологическим сообществом применительно к российским реалиям. Этим определяется и выбор темы настоящего исследования. Исследование процессов, связанных с подъемом индейского движения Мексики в один из наиболее интересных периодов жизни страны, существенные изменения в идеологии и политике официального индеаниз-ма и заметное повышение внимания к этнической проблематике в общественно-политической жизни Мексики и недостаточная разработанность данной темы в отечественной латиноамериканистике также определяют необходимость специального изучения данной темы.
1 См. об этом: G.Bonfil Batalla. La nueva presencia politica de los indios: un reto a la creatividad latinoamericana. II Casa de las Americas. La Habana.1979. №116. P.73.
Состояние научной разработанности проблемы. В отечественной историографии национальные и этнические процессы долгие годы были как бы "разведены" друг от друга (объясняется это причинами не научного, а идеологического характера). Последние искусственно выводились на периферию национального. Считалось, что сфера последнего детерминируется социально-классовым фактором, а этническое сводилось преимущественно к описательной дисциплине - "этнографии".
Так, в работах академика Ю.В.Бромлея, в которых эти вопросы рассматривались, для того времени, наиболее обстоятельно, этнические явления характеризовались лишь как "аспект", который необходимо "учитывать" при анализе социально-экономических и политических явлений.2
Это обусловливало и ракурс изучения национальных отношений и государственной политики в несоциалистических странах в рамках господствовавшей идейной установки о том, что "в отличие от социализма", в капиталистических странах национальный вопрос не решается и национальные отношения, являясь отражением социальных, все более обостряются.3
Изучение этнических процессов в мире, тем не менее, имело место в нашей историографии. Выходили весьма обстоятельные публикации, авторы которых на большом фактическом материале показывали этническую
! См.: Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973; Он же. Современные проблемы этнографии. - М., 1981; Он же. Очерки теории этноса. - М, 1983; Он же. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. - М., 1988.
* См. например: Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Социально-культурное развитие и сближение наций в СССР на современном этапе. - М, 1972; Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. - М., 1974; Со-зременные этнические процессы в СССР. - М., 1975; Семенов B.C. Интернационализм и общественный прогресс. - М., 1978; Брутенц К.Н. Освободившиеся страны в 70-е годы. - М., 1979; Государственная политика и обострение национальных отношений в странах капитала. - Киев, 1979; О национальном вопросе в капиталистических странах. - Прага, 1981 и др.
ситуацию в различных регионах и странах мира. Особенно значительный вклад внесли ученые Института этнологии и антропологии РАН,4 однако идеологические "шоры" не могли не повлиять на характер изложения и концептуальные выводы и обобщения.
С конца 80-х и по настоящее время идет сложный процесс смены парадигмы исследования национальных отношений. Он находится на начальной стадии, и речь может идти лишь о первых попытках по-новому осмыслить область национального (этнического), выработать рекомендации по гармонизации сферы межнациональных процессов с учетом отечественного и мирового опыта. В частности, с точки зрения политологии и политической практики все большее значение придается изучению коренных, малочисленных народов России, социально-экономических проблем их развития, демографических, культурно-исторических причин возрождения традиционного образа жизни, вопросам национально-территориального и национально-культурного самоуправления.
В связи с поиском эффективных механизмов и подходов к осуществлению национальной политики в многонациональной России усиливается внимание к этому направлению в этнополитических и этносоциальных исследованиях.5 В последние годы вышли новые работы российских ученых,
4 См.: Народы мира. Этнографические очерки. - М., 1954-1966; Этнические
процессы в странах Зарубежной Европы. - М.,1970; Национальные процес
сы в США. - М.,1973; Национальные процессы в Центральной Америке и
Мексике. - М., 1974; Этнические процессы в странах Юго-Восточной Азии. -
М.,1974; Этнические процессы в странах Южной Азии. - М., 1976; Этниче
ские процессы в странах Южной Америки. - М., 1981; Этнические процессы
в странах Карибского моря. - М., 1982; Расы и народы. Ежегодник. -
М.,1970-1993 и др.
5 См. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в ис
тории России. Кн. 1-3. - М., 1990-1993; Абдулатипов Р.Г. Природа и пара
доксы национального "Я". - М., 1993; Красовицкая Т.Ю. Власть и культура.
Исторический опыт организации государственного руководства нацио
нально-культурной жизнью народов. - М., 1992; Национальная политика в
Российской Федерации. - М., 1993; Чичановский А.А. В тенетах свободы.
7 в которых предпринимаются попытки с иных позиций осмыслить историко-себытийные, теоретические и практические аспекты этнической проблематики." Появляется больше научных исследований, посвященных изучению сг;ыта государственного регулирования национальными и федеративными отношениями в нашей стране и зарубежных странах; выходят книги, в которых в широкомасштабном контексте реконструируется мир разных народов планеты.7
В то же время в отечественной латиноамериканистике исследованию индейской проблемы в современной Мексике не уделялось сколько-нибудь значительного внимания. В той или иной степени некоторые ее аспекты затрагивались в разделах коллективных работ, индивидуальных монографий
М. 1995; Тишков В.А. Этнонационализм и новая Россия // Свободная мысль. 1992, № 3; Он же. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе. // Вопросы социологии. - 1993. - № 1-2; Он же. Россия: от межэтнических конфликтов к взаимопониманию.// Этнополитический вестник. -1995. - № 2 и др.
6 Разделит ли Россия участь СССР (Кризис межнациональных отношений и
федеральная национальная политика). - М., 1993; Российская Федерация:
нации и межнациональные отношения. - Новосибирск. 1993; Калинина К.В.
Национальные меньшинства в России. М., - 1993; Королева-Коноплянная
Г.И., Мацнев А.А., Тавадов Г.Т. Россия в поисках формулы национального
возрождения. // Социально-политический журнал. - 1994. - № 2; Михайлов
В.А. Россия перед выбором. // Обозреватель. - 1993. - № 7; Он же. Нацио
нальная политика как фактор государственного строительства. - М.,1995;
Печенев В.А. О национальной и региональной политике в федеративной
России. //Этнополитический вестник. - М., 1995, № 1-2 и др.
7 См.: Государство, право и межнациональные отношения в странах запад
ной демократии. - М., 1993; Федерация в зарубежных странах. - М, 1993;
Абдулатнпов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. - М., 1994; Абду
латнпов Р.Г. Россия: национальное возрождение и межнациональное со
трудничество: Приоритеты национальной политики. - М., 1994; Абдулатн
пов Р.Г. О федеративной и национальной политике Российского госу
дарства. - М., 1995; Абдулатнпов Р.Г. Парадоксы суверенитета. - М., 1995;
Этничность и власть в полиэтничных государствах. М. 1994; Государствен
ная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. - М.,
1995; Калинина К.В. Институты государства - регуляторы межнациональ
ных отношений. // Этнополитический вестник. - 1995. - № 1 и др.
8 и изданий научно-справочного характера, отдельных статьях, а также в докторской диссертации Т.В.Гончаровой.8
Впервые в нашей стране эта тема начала разрабатываться И.Ф.Хорошаевой, которой в фундаментальном труде "Народы мира. Этнографические очерки." была написана глава о населении Мексики с колониальных времен до 1950-х гг., содержащая краткую историю индейских этносов и этническую карту страны.9 Особо стоит отметить тот факт, что подробное исследование индейского населения Мексики и составление этнических карт, отразивших целый ряд параметров, показывающих процесс ассимиляции индейских этносов, было предпринято И.Ф.Хорошаевой впервые как в мировой, так и в отечественной латиноамериканистике.
Позднее в научную разработку данной проблемы внес вклад Ю.А.Зубрицкий, а еще несколько лет спустя различные аспекты этнической ситуации в Мексике были проанализированы И.Ф.Хорошаевой.10 В этих работах статистические данные и оценки численности индейского населения доведены до I960 г., содержится сжатая характеристика идеологии и политики официального индеанизма 1920-50-х гг., причем И.Ф.Хорошаева квалифицировала ее как "принудительное ассимиляторство"." Оба автора подчеркивали многообразный и чрезвычайно ценный вклад индейских народов в формирование мексиканской нации (включая биологический аспект метисации). И.Ф.Хорошаевой написана также статья, в которой впервые в
8 Т.В.Гончарова. Индейские движения в Латинской Америке 70-80-х гг.
Идеология и практика. Диссертация на соиск. ученой степени доктора ис-
тор. наук. М., 1993.
9 Народы Америки. Том 2. М., 1959. СС.101-145.
10 Ю.А.Зубрицкий. Индейцы Мексики (историографические и этнографиче
ские заметки). // Мексика. Политика. Экономика. Культура. М., 1968.
СС.159-197; И.Ф.Хорошаева. Мексика. Этническая история и националь
ные отношения. // Национальные процессы в Центральной Америке и Мек-
сике.М.,1974. СС.48-86.
1' И.Ф.Хорошаева. Указ.соч. СС.7 і-75.
9 ственной мексиканистике показаны некоторые направления и формы повышения социально-политической активности мексиканских индейцев з 1970-е гг., включая создание ряда индейских организаций.12
Следует подчеркнуть, что индейская проблема современной Мексики не получила сколько-нибудь развернутого освещения в трудах отечественных латиноамериканисюв, тем не менее обширная историография данной проблематики в Мексике, показывает остроту этнических проблем в мексиканском обществе.
В диссертации анализируется мексиканская историография исследуемой проблемы - научные труды теоретиков "официального индеанизма",'3 представителей различных направлений и течений социальной антропологии Мексики, представляющие собой теоретические разработки и практические рекомендации (в том числе корректирующие и альтернативные) в области индеанистской политики.14
12 И.Ф.Хорошаева. Социальная активность индейцев в современной Мекси
ке. // Исторические судьбы американских индейцев. Проблемы индеанисти-
ки. М., 1985.С.193.
13 L.Villoro. Los grandes momentos del indigenismo en Mexico. - Mexico. 1950;
J.Comas. Ensayos sobre indigenismo. - Mexico. 1953; A.Caso, J.Miranda.
Metodos у resultados de la polftica indigenista en Mexico. - Mexico. 1954;
A.Caso. Indigenismo. - Mexico. 1958; G.Aguirre Beltran. Regiones de refugio. El
desarrollo de la comunidad у el proceso dominical en Mestizo America. - Mexico.
1967; Idem. Teoria у practica de la education. - Mexico. 1975; C.Echanove
Trujillo. Sociologi'a mexicana. - Me'xico. 1973 etc.
14 Existe una antropologia marxista? Escritos exploratorios.(Compilador:
A.Medina). - Mexico. 1982; G.Bonfil Batalla. La nueva presencia polftica de los
indios: un reto a la creatividad latinoamericana. Casa de las Americas. - La
Habana. 1979.№116; M.-Ch.Barre'. Ideologias indigenistas у movimientos indios. -
Mexico. 1983; S. Nahmad Sitton. La educacidn bilingue у bicultural para las
regiones interculturales de Me'xico. II INI. 30 anos despue"s. - Mexico. 1978; Idem. II
Indianismo e Indigenismo. - Madrid. 1987; H.Diaz-Polanco. La cuestioh etnico-
nacional. - Mexico. 1985; A.Warmen. La participation indigena. II Instituto
National Indigenista. 40 anos. - Mexico. 1988; F.Baez Jorge. Aculturacion e
integracio'n intercultural: un momento histo'rico del indigenismo mexicano. II INI.
30 anos despues.; N.Hernandez Hernandez. La Nueva Polftica Indigenista.
Работа написана на материалах письменных источников разных типов, которые по происхождению и характеру представляется возможным сгруппировать следующим образом.
Законодательные и административные акты, правительственные постановления и программы, ежегодные президентские отчеты в Национальном Конгрессе, в которых определяются нормативная база, принципы и основное содержание государственной политики в отношении этнических меньшинств Мексики.15
Официальные речи, выступления, публикации кандидатов в президенты от правящей Институционно-революционной партии, а также руководящих деятелей правительственных ведомств и учреждений, ведающих вопросами этнорегиональной политики.16 Данные источники позволяют проследить эволюцию подходов государства к этническим проблемам.
Программные документы, декларации, обращения, речи, выступления, публикации руководящих деятелей индейских движений и организаций, а также политических партий, профсоюзов и других общественно-политических образований Мексики, отражающие позиции различных со-
Indigenista. Mensaje de la Alianza Nacional de Profesionales Indigenas Bilingues.A.C. II INI.30 afios despues; Idem. Las organizaciones indfgenas: autonomia о dependencia? II Instituto Nacional Indigenista. 40 anos.
15 Seis anos de Gobierno a! Servicio de Mexico. 1934-1940. - Mexico. 1940;
Legislation indigenista de Mexico. - Mexico. 1958; Plan Ba'sico de Gobierno.
1976-1982. - Me'xico.1975; INI. 30 anos despues. Revision cntica. (Parte
"Documentos"). - Mexico. 1978; Instituto Nacional Indigenista. 40 anos.
(Anexos). - Mexico. 1988; etc.
16 L.Echeverria Alvarez. Praxis politica. Vv.8,9. - Mexico. 1971; INI. 30 alTos
despues. Revision cntica. (Parte "Presentation"). - Mexico. 1978; M. de la
Madrid Hurtado. Los grandes problemas nacionales de hoy: el reto de! futuro. -
Mexico. 1982; El Gobierno mexicano. - Mexico. 1976-1982; Instituto Nacional
Indigenista. 40 anos. (Parte "La practica indigenista"). - Mexico. 1988 etc.
циально-политических сил страны в отношении этнонациональной ситуации и ее регулирования.17
Периодическая печать, научные журналы, содержащие разнообразные материалы, характеризующие положение индейского населения,18 а также данные о действиях правительственных органов и институтов в центре и в местах проживания коренного населения Мексики.19
Статистика и справочные материалы, содержащие сведения, главным образом, о численности индейского населения страны и динамике индейских языков, а также (в меньшей степени) о социально-классовой и профессиональной структуре индейских этносов, их экономическом положении, миграционных тенденциях и др.20
17 Quiebra polftica de la antropologia social en Mexico. - Mexico. 1976 Vv.I-IL;
INI. 30 anos despues. Revision critica. (Partes "Fundamentos", "Planteamientos
actuales"). - Mexico. 1978; Indeanismo e indigenismo. - Madrid. 1987; Instituto
Nacional Indigenista. 40 anos. (Partes "La practica indigenista","Indigenismo:
un guehacer multiple", "Retos del indigenismo"). - Mexico. 1988 etc.
18 Antropologia у marxismo. - Mexico. - 1979; Por Esto! - Mexico; Desarrollo
Indoamericano. - Mexico; Cuadernos Americanos. - Mexico; Revista Mexicana
de Ciencias Politicas у Sociaies. - Mexico; Anuario Indigenista. - Mexico;
America Indtyena.- Mexico; Nueva Antropologia. - Mexico; Anales de
Antropologfa. Mexico; Mexico Indi'gena. - Mexico etc.
19 INI. 30 anos despues. Revision cntica. (Partes "Planeamientos actuales",
"Documentos"). - Mexico. 1978; Instituto Nacional Indigenista. 40 anos. (Partes
"Representantes indfgenas: una opinion"). - Mexico. 1988; Revista Mexicana de
Ciencias Politicas у Sociaies. (Niimero especial "La cuestion etnica en la America
Latina"). - Mexico. - 1981. - № 103; Utopia у revolution. El pensamiento politico
contemporaneo de los indios de America Latina. (Compilador, G.Bonfil Batalla).
- Mexico. 1981; Ma.C.Mejfa Piiieros, S.Sarmiento Silva. La lucha indfgena: un
reto a ortodoxia. - Mexico. 1987; Declaration deprincipios, Programa de Accion
у Estatutos del Partido Revolucionario Institucional. - Mexico. 1973;
Declaracion de Principios. Programa de Accion. Estatutos. II La Republica. -
Mexico. - 1978. - № 398; Declaraciori de Principios, Programa de Acciori у
Estatutos del PSUM. - Mexico. 1982; C.Cardenas. Nuestra lucha apenas
comienza. - Mexico. 1988 etc.
20 X Censo General de Poblacion у Vivienda. Resumen General Abreviado. -
Mexico. 1984. M.Olivera, M.Ortiz, C.Valverde. La poblacion у las lenguas
indigenas de Mexico: mapas у cuadros. - Mexico. 1982; Grupos etnicos de
Следует оговориться, что материалы практически всех указанных групп источников содержатся как в специальных изданиях соответствующего типа, так и в приложениях ^разного рода изданиям, а также представлены в виде итогов обследований, опубликованных в научных работах - книгах и статьях.
Хронологические рамки диссертационной работы - охватывают 1970-е-80-е гг. Это обусловлено тем, что на этот период преходится своего рода "расцвет" индеанистской политики мексиканского государства и, одновременно, наибольший подъем индейского движения в стране.
Цели и задачи исследования. Исходя из научной и общественно- политической значимости избранной проблемы, учитывая ее неразработанность в российской этнополитологической науке, автором диссертации поставлена цель - изучить опыт'государственной политики Мексики в отношении коренных народов, выявить факторы, основные проявления и особенности "индейского возрождения" в Мексике с учетом социально-экономических, этнокультурных и этнополитических аспектов этого феномена.
Данная цель реализовывалась через решение следующих задач:
показать научные основы разработки индеанистской политики, обобщить историю подходов к исследованию проблем коренных народов в Мексике и отношение государства к этой проблеме;
определить место индейских народов в этносоциальной структуре мексиканского общества, раскрыть содержание и функционирование механизмов местного самоуправления коренных народов;
проанализировать основные направления государственной политики в отношении индейского населения;
Mexico. - Mexico. S.a. Vv.1,11.; INI. 30 anos despues. Revision critica. (Parte "Mapas, graficas, cifras). - Mexico. 1978; Instituto National Indigenista. 40 anos. (Parte "Datos у cifras", "Anexos: Poblacion Indfgeria en Mexico). - Mexico. 1988.
- исследовать практические задачи, которые ставят перед собой индей
ские общественно-политические движения Мексики; проанализировать со
ставляющие рассматриваемого явления: идеологические платформы и фор
мы организации коренного населения Мексики в контексте общественно-
политической жизни страны, основные направления и методы борьбы ин-
дейцев за социальное освобождение и сохранение этнокультурной идентич
ности; определить влияние этих процессов на эволюцию политики госу
дарства в индейском вопросе.
Предмет исследования - государственная политика Соединенных Штатов Мексики в отношении индейских народов.
Методологической основой диссертационной работы являются сравнительно-исторические методы, применяемые в исследовании политических процессов, такие как - исторического описания, конкретного анализа, проблемно-хронологический, а также системный, ориентирующий на комплексное изучение межнациональных отношений в контексте их государственного регулирования.
Теоретической и источниковой базой исследования стали труды российских и зарубежных политологов, историков и этнологов, изучавших этносоциальную проблематику, а также этнические традиции, культуру, мировоззрение, психологию коренных народов, в том числе и Латинской Америки, документы и текущие материалы органов государственной власти, занимающихся национальными вопросами в России и Мексике.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- диссертация представляет собой первую в отечественной этнополи-
тологии попытку специального комплексного изучения политики госу
дарства в отношении коренных народов Мексики - одной из крупнейших
федеративных стран латиноамериканского континента;
выявлены научные основы формирования государственной индеа-нйстской политики Мексики, роль Национального Индеанистского Института (Institute Nfacional Indigenista - INI), действующего при федеральном правительстве Мексики;
проанализированы история и эволюция подходов мексиканского государства к урегулированию сложных и многообразных проблем коренного населения страны, их причинно-следственная обусловленность;
раскрыты механизмы удовлетворения правительством Мексики через образовательные и другие системы духовно-культурных запросов коренных народов;
показано развитие движений индейских народов Мексики за свои права и учет их требований в государственной политике.
Практическое значение работы заключается в том, что проведенное исследование представляет собой попытку выявить взаимосвязь разных сторон индейской проблемы в Мексике на современном этапе, ее социально-экономические, этнические и политические аспекты, что позволяет лучше понять особенности и перспективы опыта государственного регулирования межнациональных отношений в этой стране. Изучение идеологии и практики правительства Мексики в индейском вопросе позволяет по-новому взглянуть на этнические проблемы нашей страны, оценить их значение и опыт решения данных проблем. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы при подготовке научных исследований, а также лекционных курсов по новейшей истории Мексики и Латинской Америки, по проблемам национальных движений.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в ряде статей и в выступлении на III Всесоюзном симпозиуме по проблемам индеанистики (Москва, декабрь, 1988), тезисы выступления опубликованы в материалах Международного конгресса антропологических и этнологических наук (Мексика, 1993).
15 Выводы и наблюдения автора нашли отражение в информационно-аналитических материалах органов исполнительной власти Российской Федерации, а также изложены в ряде публикаций автора.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка источников и литературы.