Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-политического исследования особенностей студенческой молодежи Таджикистана в новых условиях
1.1. Студенческая молодежь: понятие, ее специфические особенности 17
1.2. Студенческая молодежь как социальная группа и объект социально-политического анализа 45
Глава 2. Студенческая молодежь в период социально –политической трансформации таджикского общества
2.1. Вопросы политической ориентации студенческой молодежи Таджикистана и проблемы её религиозности 74
2.2. Роль студенческой молодежи в процессе преобразования общества, вероятность социальных протестов появления фактора толпы 104
Глава 3. Место студенческой молодежи в социальной структуре современного таджикского общества
3.1 Социальная рефлексия занятости студенческой молодежи вузов Таджикистана: основные причины и прогнозы 127
3.2. Политическая активность студенческой молодежи в условиях распространения новейших информационных технологий 159
Глава 4. Студенческая молодежь и перспективы воспитания политических лидеров из её среды
4.1.Патриотическое воспитание студенческой молодежи в условиях политической трансформации таджикского общества 192
4.2. Студенческая молодежь и вопросы воспитания политических лидеров в ВУЗ- ах республики 224
Заключение 260
Приложение 267
Библиография
- Студенческая молодежь как социальная группа и объект социально-политического анализа
- Роль студенческой молодежи в процессе преобразования общества, вероятность социальных протестов появления фактора толпы
- Политическая активность студенческой молодежи в условиях распространения новейших информационных технологий
- Студенческая молодежь и вопросы воспитания политических лидеров в ВУЗ- ах республики
Студенческая молодежь как социальная группа и объект социально-политического анализа
Как известно, современная молодежь включает в себя различные социальные группы, в том числе и студенчество. Выбор студенчества в качестве объекта нашего исследования объясняется тем, что указанная социальная группа является своего рода «индикатором» в отношении изменений, происходящих социально-политических процессов в Таджикистане.
Сегодня в республике действуют 38 ВУЗ - ов (высших специальных учебных заведений), из них: 14 университетов, 14 институтов, 1 консерватория, 4- высших учебных заведениях при Министерствах и силовых структурах, 3 внешних и 2 внутренних филиалов. В высших специальных учебных заведениях республики свыше 10073 преподавателей заняты учебной и воспитательной работой, из которых 501 человек являются докторами наук и 242 ч. кандидатов наук. В целом, в ВУЗ - ах республики обучаются свыше 157791 студентов (из них 114866 ч. парней и 42925 ч. девушек).1
Интерес к студенчеству всегда привлекал внимание социологов и политологов, поскольку именно для данной социальной группы характерны социальная мобильность, неоднородность этнического и классового состава носителя всех основных характеристик и проблем молодежи.
Приступая к рассмотрению дефиниции «студенчество», следует обратить внимание на то, что в существующей отечественной и зарубежной литературе нет единого мнения о сущности студенчества. Большая часть теоретических исследований студенчества представлена в работах таких российских социологов, как О. В. Ларминой А. С., Н. Лясникова, Ю. Лясниковой , Власенко , М.А. Ковзиридзе, Т.В. Солодовой, Н.П. Шарапова, Ю.В. Шкудуновой, О.В. Хамчук, А.В. Чукреева, которые рассматривают студенческую молодежь как наиболее подготовленную , образованную часть молодежи и дают различные определения.
Изучению проблем и особенностей формирования политической культуры в целом студенческой молодежи, в частности, в Таджикистане, посвящены работы: А. Шамолова, Ш. Шоисматуллаева, Т. Рахмонова, С.А. Пардаева, З. Ю.Тураевой.
Как и молодежь в целом, студенчество рассматривалось скорее как объект политико-идеологического воздействия, а не как конкретный субъект реального политического процесса. Тем не менее, в последнее время делается попытка исследовать студенческую молодежь как субъект политического процесса. В данный процесс входят субъекты и образования, которые рассматриваются в Статье 38 Закона Республики Таджикистан «Об образовании». Наряду с этим, автором диссертации использованы исследования, посвящённые месту и роли системы высшего образования в жизни общества. Опыт высших учебных заведений в деле демократизации управленческих структур отражен в ряде изданных ими методических рекомендаций по организации самоуправления в студенческих коллективах.1
Таким образом, к настоящему времени учёными в какой- то мере показана роль самоуправления студенческих коллективов в демократизации системы высшего образования, в формировании личности студента, выработаны общие рекомендации по внедрению самоуправления в практику высшей школы. Особенно актуальным представляется анализ новых форм и
Весомый вклад в исследование проблем молодежной политики внесли молодые ученые Таджикистана, но недостаточно полно раскрыли закономерности и противоречия процесса осуществления государственной молодежной политики, особенно конкретно не исследуется проблемы и перспективы студенческой молодежи в процессе трансформации современного таджикского общества. На наш взгляд, остается еще много не исследованных вопросов студенческой молодежи и её место в социальной структуре современного таджикского общества. Наряду с этим, исследование студенческой молодежи как социальная группы и объекта социально-политического анализа придает проблемный характер диссертационному исследованию и определяет предметное поле исследования, его цель и задачи.
Таким образом, трансформация таджикской политической системы привела к процессу коренных изменений в молодежной политике республики, что отразилось в работах таких таджикских ученых, как А.А. Шамолова, И. Рахимова, А.Хусейнова, Г. Икромова, В.Набиева1 и др. Вместе с тем, анализ данных работ показал, что их авторы, рассматривая различные направления государственной молодежной политики, их результаты и существующие противоречия, недостаточно критично оценивают негативные последствия государственного воздействия в сфере патриотического воспитания.
В политических науках в настоящее время весьма популярно, и перспективно рассматривается такое направление, как молодежная политика, политическое поведение молодежи, и в том числе особенности студенчества в процессе приобретения политической независимости.
Особенность социально-политического подхода к определению студенчества в данных работах заключается в определенном подходе к данному объекту исследования, поскольку эти авторы позволяют представить студенчество в органическом единстве различных сторон его жизнедеятельности: трудовой, общественно-политической, духовной, формирующихся и функционирующих в результате социальной деятельности человека. Ряд авторов - Р.Н.Асадулоев, К.А.Миралиев, С.Б.Ашуров, Ф.Ходибоев, Буриев Н.С. и др. анализируют различные аспекты государственной молодежной политики, и роль молодежи в жизни Республики Таджикистан. Однако во всех указанных работах проблемы государственной молодежной политики анализируются в общих чертах; до сих пор в республике не исследованы особенности студенческой молодежи в процессе трансформации таджикского общества. В исследованиях нет чёткого представления о роли вуза в процессе социализации студентов, отсутствуют работы, в которых сконцентрировано внимание на социологическом анализе особенностей политической ориентации студенческой молодежи и т.д.
В целом, анализ литературы показал, что, несмотря на достаточно большое количество научных исследований, в которых в той или иной степени рассматриваются различные аспекты молодежной политики, данная тема не исчерпала себя и требует дальнейшего научного осмысления. Внимание многих исследователей сосредоточено в основном на наиболее общих характеристиках молодежной политики. Недостаточно исследуются особенности студенческой молодежи в ракурсе их взаимозависимости от политических преобразований.
Роль студенческой молодежи в процессе преобразования общества, вероятность социальных протестов появления фактора толпы
Молодежь самая активная группа населения, поэтому идеологическое воздействие принимает иногда протестные формы. Это своего рода акт протеста присущий в критических случаях. Наиболее важным моментом является присоединение к разным рода движениям и группам молодежи ,неукоснительная жажда молодых людей показать свое превосходство. Мельчайшее движение нонконформистов заключается в активном поиске решения проблем.
Студенческая молодежь в отличие от молодежи является более мобильной, поэтому для исследователей представляет наибольший интерес. Исходя из этого, нам предстоит выявить общие положения и ценностные ориентации студенческой молодежи. Поэтому мы постараемся дать оценку действиям нынешней студенческой молодежи.
Молодежь и подростки стали одним из самых активных и самостоятельных субъектов на все расширяющемся потребительском рынке. Молодые люди получили возможность самостоятельно зарабатывать деньги (как легально, так и нелегально); они осваивают иные культурные пространства и новые повседневные практики, о которых их родители не имели (отчасти не имеют и до сих пор) представления. Это привело к нарушению естественной цепочки передачи от поколения к поколению культурного и социального опыта. Произошло нарушение общего социально-культурного процесса передачи опыта старших младшим, от молодежи – к подросткам, от взрослых – к молодым.1
Такая постановка задачи исследования говорит о том, что студенческая молодежь 21 века резко была заброшена в новый информационный поток, и её продвинутость завершает многолетний этап трансформации нового вида мышления не только студенческой молодежи, но и молодого поколения также. Следует отметить, что современная студенческая молодежь превозносит западную культуру подражает ей, предпочитает новую модель поведения, которая для старшего поколения является просто непонятной. Именно модель поведения формирует у них новый взгляд на вещи и убеждения.
Как показывают наблюдения, действия молодежных движений и протестов исходит из нежелания принять действительность старшего поколения, отторгнуться от устаревшего мировоззрения, дать понять остальным, что кроме их обыденной жизни существует другой мир, мир молодого поколения, и оно объявляет свой протест сложившимся вещам и пустит свою силу на реализацию своих взглядов. В связи с этим , возрастает роль идеологов, задачей которых является использование энергии молодежи в правильное русло.
Известно, что акции протеста студенческой молодежи на разных исторических этапах имели жесткий характер. Первые волны забастовок студенческой молодежи прошли в период нового революционного подъема (1910-1914) в Западной Сибири.
В Западной Сибири именно студенчество во второй половине 1910 – начале 1911 гг. оказалось в роли своеобразного локомотива общественного движения. Развиваясь на академической почве, студенческое движение в конце 1910 – начале 1911 гг. растет количественно, постепенно приобретая политический характер. Так, с октября 1910 г. по март 1911 г. в томских вузах состоялось не менее 17 сходок и 7 забастовок, причем своего пика студенческое движение достигло в январе 1911 г.
Далее Кленовая весна. Забастовка студентов Квебека в феврале-августе 2012 года. Студенческие забастовки против повышения платы за обучение переросли в массовое народное движение, приведшее к падению правительства либералов.1
Майские события 1968г. «Красный май» или просто май 1968 (Mai 68) – социальный кризис во Франции, начавшийся с леворадикальных студенческих выступлений и вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки почти в 10-миллионную всеобщую забастовку привели, в конечном итоге, к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля, и в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе.1
Декабрьские события в Алма-Ате, – выступления казахской молодежи, проходившие в 17-18 декабря 1986 года в Алмате, бывшей в то время столицей Казахской ССР. По официальной версии, волнения начались из-за решения Горбачева М.С. о снятии с должности первого секретаря Компартии Казахстана Д. Кунаева, и замене его на ранее никогда не работавшего в Казахстане Г. Колбина, первого секретаря Ульяновского Обкома партии. Участники мирного митинга требовали назначить на должность главы республики представителя коренного населения.
Хронология событий, произошедших в таких странах как Франция, Китай, Канада, США, Германия и другие демонстрирует нам о смене политического режима названных государств.
Известно, что смена политического курса сопровождается политическим кризисом внутреннего порядка. Наиболее активная сила студенческой молодежи проявляется с политической позиции жизненных условий, начиная от студенческих домов, кончая семьей молодежи. Они видят устранения проблемы в свержении режима и политического лидера. Так, во Франции де Голль был вынужден уйти в отставку из-за забастовок студенческой молодежи в 1968 году. Направленная идеологическая подоплека заключалась в объявлении социальных проблем и пути их решения. Основная задача заключалась в свержении правящего режима.
Политическая активность студенческой молодежи в условиях распространения новейших информационных технологий
Что повлияло на молодежь? Личность, его ценностные качества, патриотическая готовность, определяющие в своей совокупности образ всего общества, как известно, являются отражением общественно-политических отношений.
Большую роль в воспитании играет идеологическая работа, которая на современном этапе в прежнем ее виде оказалась ограниченной, утратила свойственный ей ранее системный характер. Это связано с изменениями в обществе.
Следовательно, патриотическое воспитание молодежи во многом зависит от политики, которая вырабатывает формы и определяет средства для их достижения. Однако политика служит благу общества только в том случае, если есть граждански развитая личность, понимающая перспективы социального развития и собственное место в этом процессе. Формирование самостоятельного и ответственного за свои поступки гражданина, знающего свои права и свободы, возможности влияния на власть требует, прежде всего, чтобы член общества имел твердое мировоззрения, высокое политическое сознание и политическое культуру. Формирование идейной убежденности каждого члена общества поможет привить ценности демократической культуры новым поколениям, которые и будут создавать свободное общество.
Основой патриотического воспитания является: - отношение к государству (государственно-патриотическое воспитание, ориентированное на национальные интересы - патриотизм, чувство долга); - отношение к обществу (гражданское воспитание, ориентированное на воспитание социальных качеств личности - гражданственности, уважения к закону, социальной активности и ответственности); - отношение к культуре (приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности); - отношение к профессии (Понимание общественной значимости своей профессии, ответственности за качество своего труда) - отношение к своей собственной личности как уникальной ценности
В этой связи, необходим новый подход к теоретическому анализу патриотического воспитания как сложного и противоречивого социального феномена. Такой новый подход, с одной стороны, должен исходить из того, что в процессе демократизации общественной жизни утверждается плюрализм мировоззрения, связанного с тем, что переломный характер нашего времени, в котором мы живём, сложные социальные и международные коллизии, глобальные проблемы остро ставят вопрос о выработке правильной системы взглядов на мир и отношения человека к миру, осознании взаимосвязанности всего человечества.
И в этих условиях значительно повышается социальной статус мировоззрения, усиливается его роль в духовной жизни обществ и человека. Практика всех социальные революций, в том числе происходящих изменений в современных условиях, убедительно показывает, что без перелома в общественном сознании, без изменения мышления людей нельзя добиться качественного обновления общества. В свою очередь, исследования диалектики общего и особенного в формировании мировоззрения классов и социальных слоев создаёт возможность учёта приоритета общечеловеческих ценностей.
На наш взгляд, такой анализ крайне важен сейчас, когда общественно-политическая ситуация в Таджикистане требует консолидации всех прогрессивных общественных сил нации, социальных групп и слоев населения Республики. Как переломить устаревшие стереотипы мышления, психологические привычки людей - этот вопрос волнует сегодня весь прогрессивный потенциал нашего общества.
Однако, несмотря на это, остаётся еще много нерешенных проблем и дискуссионных вопросов по проблемам и противоречиям процесса формирования мировоззрения, требующих дальнейшего исследования и освещения. Так, анализ имеющейся литературы показал, что еще недостаточно глубоко исследованы проблемы и противоречия процесса формирования мировоззрения в условиях Таджикистана. Опыт работы Республики Таджикистан, по формированию мировоззрения людей отличается разнообразием форм, методов, средств, обусловленных специфическими и историка - этнографическими особенности развития этого многонационального региона.
Возвышение национального фактора над всеми остальными, сугубо этническая идентификация индивида, доминирование идеи национальной исключительности, как правило, способствует трансформации патриотического сознания в сторону крайнего национализма. Крайний национализм как идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим или как проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости, чуждо таджикской политической культуре.
Одной из проблем современной молодежи является то, что она претерпевает искажение в патриотическом сознании. Это связано с тем, что современная молодежь не воспринимает общественных ценностей своих предков.
По значению к данному явлению относится патриотический нигилизм. Он проявляется в отрицании положительной ценности родины, это поклонение всему западному, фанатической преданности какой-либо чужой или древней культуре. В новых условиях трансформации общества большое значение проблема патриотизма имеет для политической культуры современной таджикской молодежи. Это связано с тем, что отношение молодого поколения к патриотизму формировалось в условиях резкого перехода от одной общественно-политической системы к другой.
Следует отметить, что для перестройки личности необходимо формирование мировоззрения молодежи. При этом следует учесть следующие факторы: политическое сознание, политическую культуру, политические идеалы, твердую нравственность и другие духовно-идеологические факторы. Если у человека, особенно у студенческой молодежи, отсутствуют выше перечисленные идеологические факторы, то у него не может быть твердого мировоззрения.
Изменения, которые произошли в Таджикистане, оказали огромное влияние на мировоззрение студенческой молодежи республики. Как известно, студенческая молодежь является отражением тех преобразований, которые происходят в жизни общества. На современном этапе развития общественно-политических отношений, переосмысления культурных ценностей студенческая молодежь имеет свою специфику и особенности, основной характеристикой которого является культурная социализация, профессиональное и гражданское становление. Формирование духовной культуры таджикской молодежи имеет решающее значение для жизни не только молодого поколения, но и всего общества в целом. Духовная культура определяется возможностями осознания происходящего, диалогового общения социальных групп, снижения вероятности манипулирования студенческой молодежи деструктивными силами.
Студенческая молодежь и вопросы воспитания политических лидеров в ВУЗ- ах республики
О высоком развитии нравственно-правовой культуры свидетельствует наличие глубокой внутренней убежденности личности в справедливости закона и неукоснительном ему следовании. При ее отсутствии, даже обладая достаточными фактическими знаниями о праве, индивид переступает границы дозволенного законом, что связано с отсутствием правовых убеждений в ценности и значимости права, готовности и необходимости ему следовать, а также невыработанной привычкой правомерного поведения и следование лицом традиции нарушения правовых требований и норм. В этой связи основные деформации правового сознания и правовой культуры студенческой молодежи лежат преимущественно в сфере оценочных отношений к праву и правовой деятельности государственных органов власти и управления.
Таким образом, формируя гипотетическое правосознание студентов, мы включаем в этот процесс не только знание и понимание права, но и отношение к правовым ценностям, установку на проявление социально-правовой активности, на развитие готовности следовать правовым предписаниям, активно реализовывать как свои права и обязанности, так и отстаивать права других граждан.
Чтобы эффективно управлять процессом правосознания студенческой молодежи, необходимо создать в университете систему гражданско-правового воспитания студентов в течение всего периода их обучения. В области правового воспитания наиболее важными задачами являются:
В этом направлении принимаются активные меры со стороны государства в Таджикистане. Приняты государственные программы по повышению правовой грамотности граждан, составной частью которого выступает именно правовое образование молодежи.
Важным вопросом выступает активизация молодежи и определение ее места в обществе. Именно поэтому правильная организация работы по совершенствованию лидерских качеств молодежи имеет первостепенное значении.
Опыт воспитательной работы в вузе также позволяет делать вывод, что далеко не все студенты, активно участвующие в общественной жизни, впоследствии становятся эффективными правленцами. Однако именно у них имеется больше шансов реализоваться в руководящей деятельности по сравнению с теми, кто воздерживался в студенческие годы от участия в различных формах внеучебной деятельности. Тем не менее, необходимо учитывать следующее. Во-первых, далеко не все стремящиеся стать лидерами обладают необходимыми для этого качествами. И, во-вторых, такая активность ниже у студентов младших курсов. Тезис о практической сложности установления лидеров в группах, несмотря на очевидность феномена лидерства, поддерживается специалистами в области социальной психологии. Кроме того, крайне нежелательно наличие в коллективе потенциальных лидеров, не имеющих возможности для самореализации в сфере своей студенческой деятельности, поскольку они могут искать реализацию в других областях, нередко превращаясь в "антилидеров". Нереализованный лидер может представлять серьезную опасность для организации. Большинство сотрудников, вызывающих проверки «сверху», ведущие разного рода тяжбы с начальством, как раз и являются такими не замеченными и не оцененными потенциальными лидерами.
Развитие лидерских качеств - это целенаправленный процесс творческого взаимодействия студентов друг с другом, с педагогами, социальными партнерами, позволяющий развивать качества личности, связанные с лидерским статусом, приобретать опыт лидерского поведения.
Учитывая важную роль студенчества в развитии социально-политических процессов, государственными органами и общественными организациями в Таджикистане осуществляются различные проекты, направленные именно на формирование лидерских качеств студенческой молодежи. В качестве примера можно привести опыт организации летних лагерей.
Сорок пять молодых людей из Зарафшанской, Раштской долин и Горно-Бадахшанской автономной области с 6 по 11 июля находятся в Ромите в 6-дневном летнем лагере. Целью создания лагеря является повышение навыков гражданской ответственности и лидерства у молодёжи.
Через серию летних лагерей, организованных Каунтерпарт Интернешнл, как часть программы «Молодые лидеры» Агентство США по международному развитию (USAID) способствует развитию молодежного лидерства в Таджикистане.
Программа «Молодых лидеров» USAID началась с 2011 года и ставит своей целью поощрение позитивного и активного участия молодежи в общественной жизни путем обучения молодых людей основам лидерства, гражданской ответственности и добровольческих навыков. Каунтепарт Интернэшнл реализует этот проект в партнерстве с Министерством образования Республики Таджикистан, Комитетом по делам молодёжи, спорта и туризма при Правительстве Республики Таджикистан, местными неправительственными организациями, а также местными органами власти. Проект работает в девяти сообществах трех целевых регионов. Необходимо отметить, что проект USAID «Молодые лидеры» является одним из многих проектов по развитию, реализованных американским народом посредством USAID. С 1992 года Посольство США в Душанбе предоставило около 984 миллионов долларов на программы содействия развитию демократических институтов, системы образования, здравоохранения и росту экономики Таджикистана.