Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама Петров Эдуард Александрович

Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама
<
Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петров Эдуард Александрович. Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама : Дис. ... канд. юрид. наук : 23.00.02 : Ростов н/Д, 2003 145 c. РГБ ОД, 61:04-12/52-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА ИСЛАМА О ПОЛИТИКЕ, ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРАВОВЫЕ КОНФЛИКТЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13

1.1. Политико-юридические коллизии шариата и российского права 16

1.2. Государственно-правовые коллизии российских законов и законов шариата 41

Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ИСЛАМА О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И ОБЯЗАННОСТЯХ ГРАЖДАНИНА И ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ 77

2.1. Особенности исламского понимания прав человека и его соответствие российскому праву 77

2. 2. Шариатские основы права человека на социальное обеспечение и проблема их реализации на территории России 108

2. 3. Проблемные аспекты реализации российскими мусульманами конституционных обязанностей гражданина 122

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 133

ЛИТЕРАТУРА:

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Ислам сегодня становится объектом пристального внимания политиков, правоведов, ученых различных направлений науки, представителей силовых структур, деятелей культуры и искусства - всех, кто волей или неволей, прямо или косвенно вовлечен во взаимодействие с мусульманами, их политическими, общественными, религиозными организациями, объединениями и движениями.

Ислам исповедуют более 1 миллиарда человек, его носители составляют большинство или значительную часть граждан в 45 странах мира1.

В Российскую Федерацию входят субъекты, коренное население которых традиционно исповедуют ислам - это Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Хакасия, Чечня. Мусульманами называют себя представители более чем сорока народов России. Мнение об общем количестве мусульман в Российской Федерации значительно разнятся2. По подсчетам экспертов численность традиционно исповедующих ислам, в России составляет примерно 20 млн. человек. Современная демографическая ситуация складывается так, что в ближайшие десятилетия процентное соотношение жителей России по этноконфессиональному признаку будет иметь тенденцию к значительному увеличению численности мусульман.

Нет никакого сомнения, что ислам в нашей стране переживает период своего возрождения. Этот процесс происходит в ситуации

Islam / A Dictionary Sociology. Edited by G. Marshall/ - Oxford New York. Oxford university Press/ 1998. Р.ЗЗО

2 В статье Ислам в России / Религии народов современной России: Словарь - M.: Республика, 1999. С.122 находим цифру от 15 до 20 млн. мусульман. 20 млн. насчитывает Малашенко А.В. в книге Исламские ориентиры Северного Кавказа / Московский центр Карнеги, - М.:Гендальф, 2001. С.16. По мнению «Независимой газеты» их 8 млн. См.: Лидеры мусульманского раскола / Приложение «Независимой газеты», №12, 28 июня 2001. С.12.

самых разнообразных противоречий и конфликтов внутри России, а также в обстоятельствах радикального изменения геополитической ситуации конца двадцатого - начала двадцать первого века и кардинального изменения положения и роли российского государства и исламских стран в мире. В этой связи нужно быть готовым к различным ситуациям конфликтного характера, уже возникающим и могущим значительно усилиться в результате усилия исламского фактора.

В этих обстоятельствах для России, как государства с полиэтничным и поликонфессиональным составом, важнейшей задачей становится создание условий для мирного сожительства различных этноконфессиональных общностей. Жизнь в одном государстве требует от различных больших социальных групп, с одной стороны, выработки единых правил, с другой стороны, сохранения своей этноконфессиональной самобытности. Возникает проблема совмещения правил и норм общего масштаба с внутриконфессиональными или внутригрупповыми правилами и нормами, к которым следует отнести и нормы мусульманского права, нормы шариата.

Проблема усложняется тем, что мусульмане России, как и все мусульмане в мире, обязаны выполнять нормативные требования своей религии - «законы шариата». Но по отношению к национальной правовой системе Российской Федерации, шариат представляет собой внешнюю правовую систему традиционно-религиозного права. В связи с этим юридические нормы шариата не являются таковыми с точки зрения позитивного права Российской Федерации, если они каким-либо законным образом не введены в него3.

3 Например, некоторые субъекты Российской Федерации на законодательном уровне объявили праздничными днями даты празднования Ураза-Байрам и Курбан-Байрам.

Но для мусульманина Коран и Сунна, является действующими нормативными актами, точнее источниками права, поэтому юридические нормы шариата являются для него действующими нормами. Фактически мусульманин в нашей стране поставлен в ситуацию юридического конфликта, коллизии законов: законов Российской Федерации и «законов шариата». В данной работе под конфликтом мы будем понимать противоречие друг другу (столкновение) именно законов Российской Федерации и «законов шариата».

Налицо противоречие и еще одна научно-практическая проблема, которая требует своего решения. В связи с этим возникает настоятельная потребность проанализировать социально-правовое учение ислама, его источники и выявить, действительно ли они содержат идеи и нормы, порождающие существование представлений и практик, противоречащих российским законам.

Основные направления исследования предполагается осуществить на основе анализа социальной доктрины ислама, которая представляет собой учение ислама, посредством которого мусульмане объясняют общественную жизнь в ее многообразных проявлениях: экономики, политики и власти, проблем прав и свобод человека, брака и семьи, науки, культуры, образования и права, многих других4.

Основной акцент будет сделан на исследовании документа «Основные положения социальной программы российских мусульман» , в котором представлена современная конкретизация социального учения мусульман именно российскими последователями ислама. Документ, разработан Советом муфтиев

Ахмедов С. Социальная доктрина ислама. - Махачкала, Издательство ДГУ, 1982; Нуруллаев А.А. Социальная доктрина мусульман / Религии народов современной России: Словарь. - М.: Республика, 1999

Основные положения социальной программы российских мусульман /Совет муфтиев России. Ярославль: ДИА-пресс, 2001.

России, излагает базовые положения ислама в сфере взаимоотношения мусульман с обществом и светским государством, разъясняет их современные позиции по особо значимым социальным проблемам российского общества, а также устанавливает ряд руководящих принципов, необходимых в деятельности мусульманских религиозных организаций . Государственно-правовой анализ положений этого документа избран потому, что он представляет собой современный этап в осмыслении российскими мусульманами своего места в системе современных социальных институтов, в том числе института государства и права.

Внимательное и непредвзятое исследование правовых источников шариата, исторический и современный опыт реализации норм шариата в различных странах мира, говорит о том, что в «Основных положениях социальной программы российских мусульман», сознательно или бессознательно для ее авторов, существуют пробелы, а может быть умолчания, о тех доктринальных положениях шариата и его нормах, которые противоречат и вступают в конфликт с доктринальными положениями и нормами правовой системы Российской Федерации. Эта проблема и станет центральной в нашей работе7.

Степень разработанности проблемы. Заявленная тема является новым направлением в научном исследовании бытия ислама в России.

Основные положения социальной программы российских мусульман /Совет муфтиев России. Ярославль: ДИА-пресс, 2001. С.З.

При этом нам известно, что некоторые западные авторы, как замечает М.Н. Марченко, предрекают, что развитие современных правовых систем будет подвержено исламизации. В российской юридической литературе также существует мнение (Л.Р. Сюкияйнена и др.) о том, что некоторые положения шариата как мусульманского права, особенно принципы и нормы, регулирующие мирские взаимоотношения, могут быть совмещены с иными правовыми системами, включая правовую систему Российской Федерации. Эта проблема существует в действительности, как и соответствующий аспект исследования. В контексте темы нашего исследования этот вопрос остается за пределами нашего анализа.

Тем не менее, многие общие вопросы учения мусульман по вопросам государства, политики, права, социальным проблемам, затрагивались в классических трудах Аль-Газали, Л. Бернарда, Г.Э. Грюнебаума, Идрис Шаха, А.Массе, А. Мюллера, Ф. Розеунтала, С.А. Маудуди и др. и оказались полезными для понимания нашей проблемы.

Важный вклад в изучение отдельных положений социального учения ислама внесли отечественные дореволюционные ученые Н. Торнау, Н.Ф. Грабовский, А.Ф. Кистяковский, М.М. Ковалевский, A.M. Ладыженский. Многое для понимания политического и правового аспекта социального учения ислама сделали переводчики на русский язык и комментаторы Корана: И. Ю. Крачковский, М. -Н. Н. Османов, Маулан Мухаммад Али и др.

Отдельные государственно-правовые аспекты шариата, его социальной доктрины, также оказавшимися полезными для нашего исследования, рассматривались советскими и современными российскими учеными. Наиболее известны труды по социальному учению мусульман Керимова Г. М. Сюкияйненом Л. Р. поставлен вопрос о включении отдельных положений шариата в правовую систему Российской Федерации. Л.Р Ахмадулиным В., Мельковым С. рассмотрена история государственно-исламских отношений в России. Першиц А. И. затронул проблемы исламской нормативной этнографии. В работе над диссертацией пригодилось знакомство с трудами Гордон-Полонской Л. Р., А. И. Смирновой, А.Х. Саидова. Бабич И.Л. и других.

В существующей литературе, затрагивающей вопросы социального учения ислама, его государственно-правовые и политико-правовые проблемы отсутствуют работы, посвященные политико-юридическим и государственно-правовым конфликтам

двух нормативно-правовых систем - институтам права Российской Федерации и шариата.

Объектом исследования выступает социально-правовая доктрина российских мусульман и возможный процесс ее реализации в условиях политико-правового пространства России.

Предметом исследования стали государственно-правовые и политико-юридические конфликты (коллизии) институтов и норм российского права и шариата.

Цель исследования; выявить существующие и возможные концептуальные противоречия и конфликты идей и институтов государства и права, норм российского права и шариата в процессах реализации нормативной составляющей социально-правовой доктрины ислама российскими мусульманами.

Для этого автору предстоит решить следующие задачи:

  1. Выявить концептуальные политико-юридические коллизии шариата и российского права.

  2. Рассмотреть противоречия государственно-правовых доктрин шариата и российского права.

  3. Проанализировать возможные юридические коллизии при реализации основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации гражданами, исповедующими ислам.

  4. Выявить возможные правовые конфликты шариата и российского законодательства при реализации права мусульман на социальное обеспечение.

Методологические основания работы. Наряду с общенаучными методами исследования: анализа, синтеза, обобщения, аналогии, структурно-функционального, эмпирического и рационального, применены и частнонаучные правовые методы:

сравнительное правоведение, неофициальное толкование, конкретизация и другие.

Новизна исследования.

  1. Впервые в юридической науке сделан анализ политико-правового аспекта социальной доктрины ислама в изложении российских мусульман и выявлены ее противоречия российскому праву.

  2. Рассмотрена государственно-правовая доктрина ислама и возможные правовые коллизии в случае ее реализации в Российской Федерации.

  3. Выявлены правовые противоречия и конфликты в случае реализации мусульманского понимания основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в правовом поле России.

  4. Проанализировано шариатское понимание решения социальных проблем и возможные юридические конфликты при его реализации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основные концептуальные положения политико-
юридической доктрины ислама противоречат правовым принципам,
на которых построена государственная власть в Российской
Федерации. В отличие от шариата источником власти в Российской
Федерации является народ, который сам или через своих
представителей создает законы, в шариате законы дает Бог через
своих посланников. Шариатская доктрина, провозглашает принцип
неотделимости ислама от политики, что противоречит принципу
светскости государственной власти в России. Шариат предписывает,
запрет на существование законодательной ветви власти, что также
противоречит Конституции Российской Федерации.

2. Государственно-правовая доктрина шариата имеют в своем
составе такие элементы, которые абсолютно противоречат

государственно-правовой теории, на которой построена государственно-правовая система Российской Федерации. К ним относятся: непризнание конституционного принципа отделения церкви от государства; требование о тотальном проникновении норм шариата во все сферы жизни мусульман; нормативное предписание шариата - джихад - к распространению ислама на все человечество; установление превосходства правового статуса мусульман и мусульманских организаций над последователями других религий и другими социальными организациями и др.

3. Реализация мусульманского права в сфере основных прав и
свобод человека в условиях России приведет к нарушению принципа
равенства граждан и соответственно юридическому конфликту:

по религиозному признаку: шариат запрещает существование в исламском обществе политеистических и атеистических убеждений; устанавливает повышенные ставки налогов и сборов для иудеев, христиан и др. в сравнении с мусульманами; по половому признаку: в отличие от российского законодательства жена мусульманина не имеет права свободно выбрать род занятий, место пребывания и жительства; мужчина имеет право иметь четыре жены, женщина только одного мужа и др.;

4. Реализация некоторых конституционных обязанностей
гражданина Российской Федерации таких, как защита отечества
(ст.59) в обстоятельствах, например, войны России с мусульманами;
или обязанности заботиться о соблюдении исторического и
культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (п.З
ст.44), в ситуации, когда конкретное наследие или памятники
запрещены шариатом, например, любые изображения человека в
натуральную величину, вступает в противоречие с обязанностями

мусульманина, зафиксированными нормами шариата, и ставит его в ситуацию юридического конфликта с государством и обществом.

5. Часть шариатских положений о праве на социальное обеспечение - садаке (закяте) - не противоречит российскому законодательству о благотворительности. Напротив, такие цели садаки и благополучатели как социальная поддержка людей, «чьи сердца склоняются к Истине» (т.е. граждан России, которые склонны принять ислам); «расходы на войско» мусульман; «дело Аллаха» (т.е. помощь тем, кто занят распространением ислама, миссионерам) оказываются в правовом конфликте с российским законом в том случае, если они не попадают в перечень благополучателей в соответствии со ст.2 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Научно-практическая значимость диссертационной работы. Проведенный анализ, полученные результаты и выводы могут быть использованы:

- при дальнейшем изучении правовых аспектов социального
учения мусульман, его государственно-правовой составляющей и
практики их реализации в Российской Федерации или других
странах.

- В законотворческой работе, особенно, в субъектах
Федерации, в которых значительная часть населения традиционно
исповедуют ислам.

В судебной практике, при рассмотрении дел, включающих соответствующие теме вопросы.

Кроме того, материалы работы могут быть использованы в курсах правового и гуманитарного цикла высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в двух публикациях автора.

Результаты исследования докладывались на заседании отдела социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, первая глава содержит два параграфа, вторая - три параграфа, заключения, списка законодательных актов, библиографического списка.

Политико-юридические коллизии шариата и российского права

В нашей работе мы исходим из того, что социальное учение мусульман содержит в себе, говоря современным языком, теорию (доктрину) государства и права, которая представляет собой политико-юридическое знание, тесно связанное, с одной стороны, с религиозно-философскими и правовыми представлениями ислама, а с другой, с различными отраслевыми и прикладными юридическими науками.

Начнем с вопроса о природе общества. Исламская общественно-политическая доктрина выросла из исторического опыта общества, в котором религия и политика были тесно переплетены. Ее автор, пророк Мухаммад, руководил и правил межплеменным религиозно политическим обществом, в котором религиозная солидарность стала на место племенной связи и лояльности.

В соответствии с идеями Пророка, верующее общество существует как общественно - религиозно - политическое общество. Его задача служить средством выражения и распространения божественной воли. Бог - центр и предписывает обществу помогать добру и запрещать зло. Мухаммад верил, что шариат (Божественный закон) был и будет исчерпывающим планом общества.

Общественно-правовая теория исламского идеального общества построена на нескольких важных нормативных принципах, взятых из Корана:

- собственность принадлежит Аллаху, людям она дается только в пользование (земля, вода, огонь являются общими); социальное неравенство, строгое повиновение власть имущим, следование принципам справедливости, солидарности и взаимопомощи в отношениях между мусульманами, установлены свыше;

- ростовщичество запрещено, а каждый мусульманин, имеющий определенный минимум имущества, обязан жертвовать неимущим .

Большинство современных исламистских партий в так называемых мусульманских государствах свои программные представления о построении исламского общества конкретизируют эти принципы в следующих положениях:

1. Соблюдение справедливости в различных областях экономической системы; 2.Полное уничтожение различных проявлений гнета и эксплуатации и несправедливости; 3. Создание благоприятных условий, соблюдение принципов равенства, помощи и пользы для народа; 4. Неустанная, последовательная борьба с нищетой, голодом, постоянные усилия по созданию таких условий, чтобы не ущемлять определенные исламом права человека; 5. Справедливое пользование национальными и общественными богатствами13.

В изложении российских мусульман знатоков шариата эти принципы справедливого общества приобрели такой вид :

- равноправие всех членов общества независимо от расовой, половой и языковой принадлежности;

- равноправие и равная ответственность всех членов общества, ибо они берут начало от одного источника;

- свобода и жизнь человека есть равнозначные ценности;

- семья есть ядро общества; общество берет семью под свою защиту и окружает заботой, создавая ей все условия для процветания и спокойствия;

- за светские дела каждый отвечает перед обществом, а за дела касающиеся веры и духовной жизни - только перед Аллахом;

- недопустимы произвол и тирания в какой бы то ни было форме.

Заметим, в Политической программе общероссийской политической общественной организации «Исламская партия России» и в ее Уставе, - это первая в истории новейшей России исламская партия, - указанные принципы не прописаны достаточно четко. Обращает на себя внимание то, что разработчики Программы и Устава сознательно или бессознательно ничего не говорят об идейно-доктринальных мусульманских источниках этих документов. Едва ли не единственное упоминание о них встречается в формулировках задач партии: «защита политических, экономических и культурных прав и свобод граждан, в том числе объединенных исламской культурой». Более определенно эта мысль прописана в Обращении Генерального Совета Исламской Партии России к гражданам России: «История дает нам шанс показать миру возможности Ислама в преобразовании России через парламентскую деятельность, через наших представителей во всех ветвях государственной власти и через конкретную работу каждого члена партии».

В экономической части программы утверждается: «Действующая система управления социально-экономическими процессами не обеспечивает гражданам России природного, неотчуждаемого права на Труд (и, следовательно, на Жизнь), являющейся общечеловеческой ценностью»; «Устойчивое развитие Российской Федерации возможно только через внедрение в систему государственного управления целевой макроэкономической модели на базе классических схем общественного воспроизводства (с учетом практики социалистического хозяйствования и «перестроечного» периода)»; «Партия считает необходимым принятие законодательных актов по подъему промышленного и аграрного производства, развитию торговли и сферы услуг, а также поэтапному снижению налогов и сокращения численности государственного аппарата» .

Государственно-правовые коллизии российских законов и законов шариата

Задача выявление концептуальных противоречий шариатских правовых основ учения о государстве, в случае попытки их реализации в правовом поле России, соответствующим концептуально-правовым основам правовой системы Российской Федерации требует обратиться к доктрине шариата о государстве.

Социальная доктрина ислама трактует государство как социальное образование установленное свыше. Подобно учению об обществе, истоком исламской доктрины о государстве является опыт мусульманской общины, точнее общины-государства, созданного первоначально Мухаммадам и его непосредственными последователями - первыми четырьмя праведными халифами сначала с центром в Медине, потом в Мекке. Муххаммад вместе с руководителями племен, объединенных в общину-государство, решали все возникающие социальные, правовые, экономические, политические, военные, бытовые и многие иные проблемы.

Основный мусульманский принцип построения государства заключается в том, что не только общество, но и государство должно строится на принципах шариата. В идеале мусульманские правоведы считают, что Коран и есть конституция государства. Мусульманская государственно-правовая доктрина трактует шариат как законодательство установленное для государства и общества Аллахом. Ислам не понимает и не признает государство и право свободными от ислама.

Отсюда особенностью исламской правовой доктрины, вступающей в этой части в прямой конфликт с Конституций Российской Федерации, является то, что законы шариата создают не люди, создавшие государство, а Аллах. Люди и государство (через своих представителей) всего лишь осуществляют, используют, соблюдают и применяют установленный свыше закон.

Сравним цели и функции российского государства и государства построенного на законах шариата.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (пп.1,2 ст.7) основной целью государства является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, которая конкретизируется в таких направлениях как охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, в развитии системы социальных служб, установлении государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Цель российского государства реализуется через исполнением им следующих основных функций: экономической, социальной, экологической, правовой, воспитательной, регулирования меры труда и оборона страны, поддержание отношений с другими государствами, интеграции страны в мировую экономику и др.

По мнению исламских правоведов: «Священный Коран четко утверждает, что целью этого государства является установление, поддержание и развитие тех достоинств, которыми Создатель щедро наделил человеческую жизнь и защита от того зла в человеческой жизни, которые Он считает отвратительными. Исламское государство в действительности является не просто инструментом политического управления, не только исполнением коллективной воли определенной группы людей, но Ислам ставит перед государством высокие идеалы, которые должны быть достигнуты, с использованием всех возможных средств. Этими идеалами являются целомудренность, красота, благочестие, успех, процветание, которыми Бог украшает жизнь преданных Ему людей. Поэтому, любая несправедливость, эксплуатация и неправедность губительны для мира и вредят жизни других Его созданий», «Ислам требует только такой образ действий, когда утверждаются справедливость, истинность и честность»51.

В основные функции исламского государства входит то, чтобы люди исполняли договоры и обязательства, имели единую форму поведения, помнили свои обязанности и права, использовало власть и авторитет для установления справедливости, а не для распространения несправедливости, считали свои обязанности священным долгом и выполняли их до мелочей, рассматривали власть как доверие Бога52. Российские мусульмане, четко следуют исламской традиции, которой придерживаются все теоретические концепции шариата в понимании происхождения государства и права: «Государство и его законы рассматриваются как форма общественного договора, в котором достигается максимально возможный компромисс и устанавливается баланс интересов различных социальных групп и религиозных организаций». Более современно выглядит утверждение: «Государство и его законы рассматриваются как результат договора всех социальных групп об общих нормах сосуществования на единой территории и в единой правовой и экономической системе»54.

Основные положения шариатской концепции происхождения государства и права во многом корреспондируют с соответствующими европейскими религиозными и философскими идеями. Явные религиозные истоки имеют представления о божественном происхождении права и делегировании людям права создать государство. Многие элементы договорной теории происхождения государства разрабатывались не только мудрецами Древней Греции и Древнего Рима, более поздними европейскими мыслителями (Г.Гроцием, Д.Локком, Д.Дидро, П. Гольбахом, А. Радищевым, Ж.-Ж. Руссо и др.), но и мусульманскими улемами (учеными знатоками богословия) и факифами (учеными знатоками права), например, аль-Газали и др.

Поскольку в шариатском учении о государстве большое значение имеет правовой институт договора - сулх (араб, улаживание, соглашение), то исследуем этот вопрос более детально.

Правовая идея шариатского договора выведена по аналогии договора человечества с Аллахом55. Авторы «Основных положений социальной программы российских мусульман» утверждают: «Оптимальным способом достижения мира между людьми и между народами, устойчивости общественного и государственного развития является договор»56. По их мнению «свободный договор между людьми стал высшей формой социальной организации, как внутри мусульманской уммы, так и во взаимоотношении с немусульманами»57. При этом в документе специально оговаривают то, что «В социальном учении Ислама есть понятие «мир согласия» -«дар ас-сульх», которое является формулой договора мусульман с немусульманскими социальными группами и государствами в целях максимальной защиты прав и свобод мусульман» .

Ни в тексте, ни в контексте документа нет определения этого понятия. Уточним его традиционный смысл. В политической и правовой литературе под сулх чаще всего понимается мирный договор, заключавшийся мусульманами с жителями завоеванных территорий.

Особенности исламского понимания прав человека и его соответствие российскому праву

Понятие права человека характеризует правовой статус человека по отношению к государству и обществу, те возможности и притязания, на которые он может рассчитывать в различных сферах общественной жизни. Как известно, в основе идеологии прав человека лежит идея об их естественности и неотчуждаемости. При этом различают абсолютные и относительные права человека. Предполагается, что в демократических странах ограничение абсолютных прав не допустимо.

Международные документы, регулирующие права человека относят к абсолютным правам человека: право на жизнь, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращение и наказание, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, свободу вероисповедания, а также право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права.

Ислам имеет свой взгляд на права человека. Его мировоззренческий смысл заключается в том, что права человеку даны Аллахом. Эти права никто из людей не может отобрать.

Социальное учение мусульман в изложении российских мусульман, в разделе 2. Права и свободы человека, так трактует проблему прав человека : права и свободы человека в Исламе установлены прямой волей Всевышнего Творца, а не субъективными желаниями и чувствами или человеческими сочинениями. Это имеет принципиальное значение, так как права, провозглашенные человеком относительны и точно так же могут быть изменены или отменены человеком, например, по воле земного правителя. Воля же Аллаха вечна и неизменна, и никто из людей не вправе ее нарушать. Согласно учению ислама права и свободы человека устанавливаются по воле Всемогущего Творца как необходимое и позитивное средство достижения счастья в вечной жизни. Основные права и свободы человека установлены самим Богом, доведены до людей через Его пророков, окончательно сформулированы в последней пророческой книге - Священном Коране, и поэтому никто из верующих не вправе ни отменять, ни изменять их ни самолично, ни коллегиально. Общество и государство должны признавать и уважать права человека. Особенность ислама заключается в том, что он не разделяет «духовное» и «светское», а соединяет их в единую реальность, где цель и средства находятся в гармонии. Основные правила социального поведения мусульман, позволяют каждому человеку сохранять и реализовывать без ущерба для себя и других свою Богом данную свободу.

Права человека в его земном бытии нуждаются в защите, поскольку человек может нанести вред себе и другим, поэтому для защиты прав и свобод человека в соответствии с предписаниями ислама устанавливаются общественные и государственные механизмы, изолирующие преступников, которые должны понести справедливое наказание уже в этой жизни.

Основные права и свободы человека в их исламском значении, в том числе и для современного многоконфессионального общества, были сформулированы в «Каирской Декларации прав человека в Исламе», принятой всеми мусульманскими государствами - членами организации «Исламская Конференция» 5 августа 1990 года.

Как видим перечень прав и свобод в исламе мало чем отличается от перечня прав и свобод зафиксированных в соответствующих международных документах. Разница и возможные правовые конфликты кроются в толковании прав и свобод, то есть прежде в смысле и значении, которые вкладываются в эти понятия. А они уходят своими корнями в мировоззренческое прошлое христианских стран Запада, его правовых традиций и, соответственно, мировоззрения и правовых традиций стран распространения ислама.

Рассмотрим более основательно те права человека в трактовке шариата, при реализации, которых в Российской Федерации могут возникнуть правовые конфликты двух правовых систем.

В перечне прав человека как они изложены в «Основных положениях социальной программы российских мусульман» на первом месте стоит право на свободу совести и свободу вероисповедания.

Свобода вероисповедания. Права религиозного гражданина в современной России, включая права гражданина исповедующего ислам, и характеризующие правовой статус человека в обществе, в основном по отношению к государству, определяются тремя системами права: системой права Российской Федерации, международной и системой конфессионального права, в нашем случае шариата.

Похожие диссертации на Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама