Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) Чуб Людмила Ивановна

Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект)
<
Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чуб Людмила Ивановна. Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) : ил РГБ ОД 61:85-9/408

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Труд как потребность человека

I. Социологическое понимание потребности

2. Потребность труда - основа всех потребностей человека

3. Труд как выражение деятельно-творческой и социальной сущности человека

Глава П. Предпосылки становления труда внутренней потребностью человека 88-04

I. Социализм и освобождение труда

2. Социально-экономическая неоднородность труда при социализме

3. Пути превращения труда в свободную творче скую деятельность

Заключение

Литература...

Введение к работе

Актуальность исследования. На ХХУІ съезде партии была выдвинута задача превращения труда в первую жизненную потребность. В Отчетном докладе ЦК КПСС подчеркивалось, что "Советское общество - это общество людей труда. Партия и государство прилагали и прилагают много усилий, чтобы сделать труд человека не только более производительным, но и содержательным, интересным, творческим. Важнейшую роль здесь призвана сыграть ликвидация ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда. Это не только экономическая, но и серьезная социальная проблема". Значимость процесса становления труда в качестве потребности личности обусловлена задачами построения материально-технической базы коммунизма, перехода от экстенсивных методов ведения хозяйства к интенсивным, повышения эффективности и качества выпускаемой продукции, повышения производительности труда, ускорения научно-технического прогресса и превращения науки в непосредственную производительную силу. Решение этих задач с одной стороны создает объективные предпосылки для превращения труда в первую жизненную по -требность, поскольку в процессе вышеперечисленных задач происходит изменение характера и содержания труда. С другой стороны, создание материально-технической базы коммунизма требует совершенствования субъективного фактора общественного производства, а именно самого человека, его сознательного и творческого отношения к труду, дисциплины и чувства ответственности за порученное дело, высокой общеобразовательной и квалифицированной подготовки, идейной убежденности и коммунистической нравственности. Отсюда исследование специфики социальной сферы общества заключается в изуче-

I. Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: 1981, с.57. нии процесса воспроизводства и развития общественного человека как конкретно-исторического субъекта общественной деятельности, поскольку общественный процесс - это прежде всего "развитие производительных сил человечества, т.е. развитие богатства челове- ческой природы как самоцель". Необходимо всестороннее раскрытие положений К.Маркса о том, что основное богатство коммунистического общества не в вещах, а в свободном и универсальном развитии человека, и эта целостность развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу, становится самоцелью общественного развития. В соответствии с этим возникает ряд проблем, требующих конкретно-научного, философского осмысления и решения. В их числе - исследование места и роли человека как субъекта общественных отноше -ний и деятельности, специфики субъективного мира человека, его социальной, творческой природы, развития способностей и потребностей.

Постановка и решение вопросов, связанных с различными сторонами проблемы потребностей, имеют актуальное значение для ведения эффективного идеологического противоборства с противниками марксизма-ленинизма. В ходе этого противоборства на основании сопоставления социально-экономической практики социализма и капитализма раскрываются преимущества социалистического общества в создании необходимых предпосылок для формирования, развития и удовлетворения потребностей личности, реализации ее творческих способностей, оптимизации индивидуальных и общественных потребностей. "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.П, с.123; см.также: т.12,С7П-8І2; т.25, ч.П, с.450, 385. их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики".

Решение поставленной партией практической задачи целенаправленного формирования потребностей членов нашего общества предполагает наличие прочного теоретического фундамента, научного осмысления вопросов, связанных с пониманием возникновения потребностей, их становления и превращения в побудительные силы человеческой деятельности и их удовлетворения с помощью продуктов этой деятельности.

Актуальность подобных исследований обусловливается и логикой научных разработок, направленных на познание сущности, природы и закономерностей деятельности различных социальных субъектов - от индивида до общества в целом.

Партия считает важнейшей задачей "воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного сознания необходимости добросовестной работы на общее благо... Здесь имеет значение не одна лишь экономическая сторона. Не менее значима сторона идейно-нрав-ственная".

Значимость таких исследований обусловливается тем, что "познание процесса коммунистического преобразования труда может послужить ключом к пониманию сущности и практических путей построе-

Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М., 1981, с.63.

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года, с.35-36. ния коммунизма". На основе нового отношения к труду формируется новое мировоззрение и ценностная ориентация личности, изменяется отношение людей друг к другу, утверждается новый тип общественных отношений в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Впервые материалистическую, подлинно научную трактовку превращения труда в потребность человека дали в своих произведениях К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин. Основываясь на методологических положениях классиков марксизма-ленинизма, советские ученые-обществоведы продолжают исследовать основные тенденции, способствующие превращению труда в потребность человека.

Огромную важность приобретает проблема управления общественным производством, всей системой общественных отношений в целом. В общетеоретическом плане среди работ,наиболее многопланово освещающих этот вопрос, особого внимания заслуживают работы Г.С.Григорьева, Л.П.Буевой, В.Я.Ельмеева, А.Г.Здравомыслова, Д.Н.Кайда-лова, А.М.Ковалева, Б.В.Князева, Р.И.Косолапова, Н.В.Маркова, В.П.Ратникова, Й.М.Рогова, В.Я.Суслова, И.Й.Чангли, Ф.Н.Щербака. Эти работы содержат разработку многих валшых проблем, в том числе и проблемы превращения труда в потребность. Результаты социологических исследований, проводившихся в связи с решением этой проблемы, нашли отражение в научных трудах Л.П.Буевой, В.В.Водзин-ской, Ю.А.Замошкина, А.Г.Здравомыслова, Л.Н.Жилиной, Д.П.Кайдало-ва, В.Г.Подмаркова, К.К.Платонова, М.Н.Руткевича, В.А.Смирнова, Е.И.Сушленко, М.Х.Титмы, В.Н.Шубкина, В.А.Ядова и др.авторов. Наряду с публикациями материалов конкретных социологических иссле-

I. Значительная тема научных исследований. - Коммунист, 1978, В 12, с.13. дований издан и целый ряд работ, посвященных теоретическим аспектам проблемы превращения труда в потребность. Этот вопрос рассматривается как в специальных работах, посвященных изучению потребности в труде, так и при рассмотрении отдельных аспектов, касающихся вопросов труда, таких как изменение его характера и содержания в условиях НТР. Так, Г.В.Бадеева, И.Ф.Громов, Г.Н.Волков, Т.И.Зинченко, А.П.Попов, В.К.Врублевский проблему превращения труда в потребность человека рассматривают в связи с научно-технической революцией, которая ведет к качественному преобразова-'Нию характера и содержания труда и тем самым создает объективные предпосылки для формирования данной потребности.

На современном этапе обстоятельно развито ленинское положение об отличии социалистического труда от коммунистического; обращено внимание на необходимость отличать коммунистическое отношение к труду от собственно коммунистического труда ; изучена совокупность и иерархия факторов, влияющих на отношение различных категорий трудящихся к своему труду; многочисленными исследованиями подтверждается закономерность отношения к труду в зависимости от изменения характера и содержания самого труда; при этом отмечается усиление тенденции к ориентации на творческое содержа-ние труда. Наблюдается, можно сказать, "этизация проблемы воспи-

I. См.: Григорьев Г.С. Труд - первая человеческая потребность. Пермь, 1965; Косолапов.П.И. Коммунистический труд: природа и стимулы. М., 1968; Марков Н.В. Социалистический труд и его будущее. М., 1976; Разжигаев А.Ф. Труд как потребность. Челябинск, 1973; Суслов В.Я. Труд в условиях развитого социализма. Л., 1976; Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., 1959; Чангли И.И. Труд. М., 1973; Человек-наука-техника. М., 1973; и др..

См., напр.,. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Актуальные проблемы социологии труда. - М., 1977, с.144.

См.подробнее: Блинов Н.М. Удовлетворение человеческих по- тания коммунистического отношения к труду. В литературе недостаточно внимания обращается на объективный характер формирования потребности в труде. Под последним имеется в виду объективная обусловленность процесса развития как трудовой деятельности, так и самого человека труда. Уровень или степень развития потребности в труде рассматривается преимущественно как результат воспитания. В частности, основанием для такого подхода является то, что формирование нового отношения к труду есть вроде бы возвращение последнему его изначального свойства быть источником радости и вдохновения, поприщем самораскрытия и самоутверждения личности, свойства иметь притягательную силу и вне связи с его результата- ми. В литературе коммунистическое отношение к труду, или отношение к нему как первой жизненной ценности, представляется преимущественно как исчерпываемое ориентацией на творческое содержание

3 труда. В настоящее время следует, видимо, говорить лишь об отдельных элементах коммунистического труда в труде социалистическом. Мы должны трезво оценивать и то, что предстоит сделать на пути к достижению коммунистического труда. А путь предстоит длительный и нелегкий. Поэтому задача заключается в тщательном анализе потребности в труде, современных тенденций ее развития. Лишь на основе такого анализа можно представить превращение труда в первую жизненную потребность как реальный процесс, и лишь с его требностей - важнейшая социальная функция труда при социализме. -Социологические исследования, IS78, Ш 2, с.46-47.

См.: Косолапов Р.И. Социализм. К вопросам теории. - М., 1975, с.277, 283.

См.: Чангли И.И. Труд. - М.: Наука, 1973, с.77.

Человек и его работа. Под ред.А.Г.Здравомыслова, В.А.Ядо-ва, В.П.Рожина. М., 1969, с.289; Разжигаев А.Ф. Труд как потребность, с.120-122. помощью можно определить, на каком этапе этого процесса находится сейчас социалистическое общество. В этом аспекте процесс перерастания труда в потребность должен быть рассмотрен как свидетельство того, что сама потребность в труде достигла в своем развитии уровня, еще не высшего, но уже предшествующего ему. В соответствии с этим большую значимость имеет выявление путей и средств превращения труда в первую жизненную потребность человека в процессе совершенствования социалистического общества.

В настоящем исследовании труд рассматривается как потребность человека. Именно она, потребность трудиться, "делает" человека человеком.

Труд как потребность не есть что-то, лежащее вне труда, а собственный момент труда, как выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Процесс обнаружения сущности человека средствами научного исследования предполагает понимание диалектического единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, которое реализуется в деятельности и общественных отношениях человека. Мера их соотношения диалектична. Поскольку сущность человека носит общественный характер, то ее изучение предполагает выход за пределы индивида, рассмотрение его в широкой системе общественных связей, отношений со специфическим общественным миром.

Сущность человека не передается по наследству, биологически, а формируется в процессе жизнедеятельности. Включение индивида в жизнедеятельность определенных общностей является решающим условием такого формирования. При этом каждый индивид заново и по-своему развивает свои сущностные силы и способности, с большей

I. См.: Значительная тема научных исследований, с.9-Ю. или меньшей активностью участвует в творчестве новых общественных отношений, включаясь в деятельность. Вне процесса перевода общественного в индивидуальное, равно как и обратного ему процесса объективации сил в общественной деятельности и отношениях, сущность человека не проявляется, не развивается и вообще не существует.

Методологическим ключом в решении вышеуказанных вопросов является принцип единства деятельности, общественных отношений и сознания. Этот принцип необходим не только для раскрытия сущности социальных процессов и механизмов действия общественных законов, но и сущности законов формирования общественных субъектов деятельности.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является анализ труда как внутренней потребности. Выявление деятельного основания и форм единства человека и мира. Обнаружение всеобщих связей, определяющих способ человеческого бытия в такой же мере, как и способ бытия мира для человека. Рассмотрение обусловливающего влияния производства и потребностей друг на друга. Рассмотрение диалектики труда и потребностей на различных этапах развития марксистского учения, осмысление понятия потребности как социологической категории; исследование потребности в труде как основы всех потребностей человека, как выражение его деятельно-творческой, социальной сущности; изучение социально-экономических и научно-технических предпосылок превращения труда во внутреннюю потребность человека.

Методологической и теоретической основой исследования послу-служили произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС, программные документы партии, выступления и труды руководителей партии и Советского государства. На- - II - стоящее исследование в качестве своей исходной базы имеет труды советских философов, социологов, психологов и экономистов.

Научная новизна исследования. Анализ трудовой деятельности только в аспекте ее субъекта и объекта может дать лишь весьма абстрактные результаты, потому что без выяснения всех связей и опосредствовании между субъектом и объектом, без исследования средств и орудий деятельности невозможно понять изменения в объекте, эволюцию целей и развитие самого субъекта трудовой деятельности. Диссертант исходит из того, что труд - самая неискоренимая потребность человека. Потребность - момент труда, выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Труд рассматривается как деятельность и как система отношений. Сущностью человека в действительности является совокупность общественных отношений. Сущность человека развертывается в диалектике его деятельно-творческой природы и социальных форм трудовой деятельности, отношений. Труд становится действительным способом развертывания сущностных сил человека в меру своего освобождения. Свободный труд - не свобода от материальной деятельности, а от ее нужды, ее внешней целесообразности. Труд свободен, когда внешние цели его становятся целями, которые ставит перед собой сам индивид, полагаются как самоосуществление, как действительная свобода, деятельным творческим проявлением которой является труд.

В настоящем исследовании мы рассматривали процесс социальной детерминации, осуществляющийся через деятельность, в которой сами субъекты являются с одной стороны активным, творческим началом всех изменении, а с другой - своеобразным "объектом" воздействия и взаимодействия самих субъектов, в ходе которых индивиды "как физически, так и духовно творят друг друга...".

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.36.

Мы стремились акцентировать свое внимание не столько на движении "от общества к личности", сколько на "обратном воздействии", на анализе того, что может внести и вносит личность, об-ладающая субъективными творческими способностями, в объективные процессы, в реализацию общественных целей и в какой мере решение общественных задач зависит от меры активности личности, от ее творческого потенциала. Это дает возможность выявить творческий потенциал личности, ее способности и оптимально для общества и личности помочь ей найти свое место в жизни, а также показать значение субъективного мира личности, пути формирования всестороннего развития ее способностей, реализация которых зависит не только от благоприятных общественных условий, но и от активности и развитости личности. 1цинство этих-подходов выявляется в диалектике социального и индивидуального, всестороннее раскрытие которой позволит подойти к теоретическому и практическому решению проблемы становления человека самоцелью общественного развития.

Практическая ценность исследования состоит в том, что оно содержит характеристику труда как деятельности человека по производству своей общественной жизни, включая и производство общественной связи, в которую люди вступают в процессе созидания своей материальной и духовной жизни и производство самого человека как агента, субъекта общественного производства и воспроизводства производственных отношений. Производство жизненных средств есть фундамент производства и воспроизводства общественных отношений и потребностей самого человека. Практическая значимость данной диссертационной работы состоит и в том, что ее результаты могут быть использованы: при проведении конкретных социологических исследований в трудовых коллективах, при изучении возможностей и специфики формирования коммунистического отношения к труду; при - ІЗ - осуществлении задач профессиональной ориентации учащейся молодежи; в лекционной пропаганде по формированию коммунистического мировоззрения и по коммунистическому воспитанию. В теоретическом плане они могут послужить для развертывания дальнейших исследований проблемы труда как потребности человека.

Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в статьях, опубликованных автором, в выступлениях на научных конференциях Ленинграда и Владивостока. Диссертация была обсуждена на теоретическом семинаре и заседании кафедры исторического материализма философского факультета Ленинградского университета имени А, А. Жданова.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях и выступлениях автора на конференциях:

К вопросу об изменении характера труда под воздействием научно-технической революции.-В сб.: Объективное и субъективное в общественном развитии. Владивосток, 1981, с.143-151.

Тезисы выступления на конференции "Взаимодействие общества, природы и техники". Дальневосточная секция при Проблемных советах Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР по материалистической диалектике и научно-технической революции. Владивосток, 1982 год. См.: Вопросы философии, 1983, В 4.

Превращение науки в непосредственную производительную силу. Тезисы выступления на расширенном заседании секции исторического материализма Северо-Западного отделения философского общества СССР и Проблемного совета Минвуза РСФСР "Современная ВТР и ее социальные последствия". См.: Информационные материалы философского общества СССР. Москва, 1983, № 4 (37).

Социологическое понимание потребности

Изучением потребностей занимаются многие науки: философия, политическая экономия, психология, педагогика и др. Каждая из них имеет свой предмет исследования, решает конкретные задачи, применяя свои методы и формы анализа. Исследователи - марксисты придают большое значение изучению потребностей как в теоретическом аспекте, так и в плане исследования механизма действия и развития потребностей.

Проблема потребностей является узловой для целого ряда наук. Накоплен значительный теоретический материал, требующий философского обобщения. Осмысление понятия (проблемы) потребностей как социологической категории имеет важное значение для разработки общей теории потребностей для обогащения категориального аппарата исторического материализма.

Большой вклад в создание научной теории потребностей внесли К.Маркс и Ф.Энгельс. Анализ взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса на проблему потребностей позволяет рассмотреть содержащиеся в их произведениях существенные характеристики потребностей и их классификацию, вычленить основные положения классиков марксизма о роли потребностей в жизнедеятельности субъектов, об их взаимоотношении с производительной деятельностью и о проявлении этого взаимоотношения на различных этапах исторического развития.

В произведениях основоположников марксизма рассматриваются основания классификации потребностей и понимание противоречивой взаимосвязи потребностей и производства. К.Маркс и Ф.Энгельс связывали потребность как философскую категорию с необходимостью.

Например, в одной из своих ранних статей К.Маркс так показывает эту связь: "Существование того, что я действительно люблю, я ощущаю как необходимое, я чувствую в нем потребность, без него мое существование не может быть полным, удовлетворенным, совершенным". Столь тесная взаимосвязь объясняется тем, что для К.Маркса и Ф.Энгельса потребность, как и необходимость, выражает объективно неизменный при определенных условиях характер развития явлений. Но необходимость - это категория, имеющая всеобщий характер, свойственная всем уровням движения материи. Она выступает по отношению к потребности как родовое понятие, по скольку последняя существует, по мнению основоположников марксизма, только на биологическом и социальном уровнях движения и не может быть применена к описанию явлений и процессов, происходящих в области неживой природы. Можно сказать, что потребность есть конкретная специфическая форма проявления необходимости, "практическое выражение необходимости".

Б произведениях К.Маркса и Ф.Энгельса потребности рассматриваются как выражение объективно существующей внутренней и внешней необходимости в жизнедеятельности организма. С одной стороны они выступают для своего субъекта как проявление его глубинных сущностных сил, как свободное проявление его собственной природы. Но, с другой стороны, сам субъект потребностей, согласно материалистическому пониманию истории, является продуктом длительного эволюционного и исторического развития, результатом взаимодействия сил во внешней по отношению к нему среде (природной и соци -альной). Вследствие этого потребности как проявление внутренней необходимости и жизнедеятельности субъекта следует рассматривать в то же время как отражение и преломление внешней необходимости, в конечном счете определяющей качественно своеобразные характеристики. Данный момент вместе с зависимостью удовлетворения потребностей от обмена веществ с внешней средой и определяет специфический характер потребностей как выражения одновременно и внутренней, и внешней необходимости в жизнедеятельности биологических и социальных организмов. Именно с этой точки зрения следует рассматривать тот факт, что К.Маркс и Ф.Энгельс неоднократно определяли их как "естественную необходимость" и "внутреннюю необходимость".

Состояние потребностей людей той или иной эпохи, того или иного народа, класса - достоверный показатель уровня развития общественных отношений.

Изменение потребностей людей - объективный свидетель новых тенденций общественного развития. Содержание категории "потребность" настолько значительно, что позволило К.Марксу и Ф.Энгельсу ввести ее в основной принцип коммунизма "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".

Потребность "отражает", "воплощает" во внутренней телесной субстанции" человека свойства и качества .окружающего предметного мира. Это отношение человека к окружающему миру, так как любая потребность предполагает какой-то объект потребности. Потребность - это и деятельность личности по "присвоению", "переводу" качеств и свойств объекта во внутренние свойства человека. По -требности - это форма самоутверждения в жизни, источник саморазвития личности, импульс ее практической деятельности. Определяющую роль при этом играют материальные нужды человека и их удовлетворение. Само производство возникает и существует для удовлет - 17 ворения потребностей, без потребностей нет производства. "Потреб-ность является определенной...", - пишет Гегель. Чем же она определена? Определенность различных потребностей "запрограммирована" наследственными задатками и самим многообразием окружающей природы.

Превращение задатков в потребности происходит только благодаря взаимодействию с внешними условиями, через противопоставление им и через преодоление этого противопоставления. В результате осуществляется, по выражению Гегеля, "идеализация" природы в органическом индивиде, то есть превращение внешних вещей, сил, отношений в чувственность, в потребности органической индивидуальности, что служит внутренней основой ее активности.

Гегель видит источник внутренней активности органического индивида в его потребностях, реализация и развитие которых обусловливается внешней средой.

Труд как выражение деятельно-творческой и социальной сущности человека

Вопрос о сущности человека обсуждается в наши дни более интенсивно, чем когда-либо. Сущность человека не предшествует его бытию в форме общественных отношений, а эти отношения складываются по мере развития форм деятельности, которое обусловлено практическим отношением людей к природе и друг к другу.

В своих первых работах К.Маркс сосредоточил внимание на разработке диалектико-материалистической концепции сущности человека. Методологическим ориентиром здесь служит идея о двойственной природе труда. Она позволяет различать понятия "природа человека" и "сущность человека". Первое открывает простой факт принадлежности человека к материальному миру, его природную основу, второе - специфику человека по сравнению с другими живыми существами.

Вслед за Л.Фейербахом К.Маркс подчеркивает, что человек есть существо родовое, что его родовая жизнь, как и у животного, состоит в том, что человек живет природой. Но в противоположность Фейербаху К.Маркс уже в "Эконошческо-философских рукописях 1844 г." исследует природу человека с принципиально иных позиций. "Человек является непосредственно природным существом. Но человек - не только природное существо, он есть человеческое природное существо...". Общая природа человека как родового существа - продукт и выражение труда. Благодаря труду образуется связь в истории, механизм социального наследования. Вся история общества - становление человека человеческим трудом. А труд - положительная творческая деятельность. Чтобы понять человека, постичь его сущность, необходимо понять его деятельность и мир, в котором эта деятельность осуществляется, в том числе мир, созданный самим человеком, его "вторую природу". Сущность человека, развернутая в действительности - это деятельность человека. Человек, преобразуя природу, преобразует и самого себя, свои общественные отношения, себя как природное существо. В понимании Марксом "очеловеченной природы" наглядно проявляется то, что социальное не противостоит природному, не существует наряду с последним. Оно есть не что иное, как само это природное, но природное очеловеченное, ставшее предметом и результатом деятельности, вовлеченное в нее. В процессе трудовой деятельности человек совершенствует и свою собственную природу, свои качества, интеллект, орудия деятельности и свои отношения. Отсюда следует, что природа человека не в биологии и не в дуализме биологического и социального ("биосоциальная"), а именно в становлении его как человека в процессе труда, преобразования природы. Человеческая деятельность представ - 61 ляет собою одновременно и ступень в эволюции взаимосвязей природы, и универсальную форму соподчинения всех видов движения материи и общественной практики, а потому составляет человеческую сущность. Сущность человека социальна. Это в действительности совокупность общественных, прежде, всего трудовых, производственных отношений. Этот смысл и вкладывается в понятие труд (т.е. трудовые отношения) как выражение социальной сущности человека.

Труд - исключительно сложное явление, противоречивая сущность которого может быть раскрыта лишь в совокупности, в диалектическом единстве ряда аспектов. Как деятельность труд предстает прежде всего в виде процесса, совершающегося между человеком и природой.

Процесс труда немыслим без взаимного обмена деятельностью между людьми. Труд - не просто предметная деятельность, но и материальные отношения между ними, производственные отношения, Итак, труд - деятельность и вместе с тем отношения.

Человек вступает в сферу исторического бытия, в мир культуры и истории, где природная и социальная действительность приходят в единство и в конечном итоге выступают перед самим человеком в новом измерении - как историческая реальность. Человеческий мир раскрывается как культурно-исторически заданная человеку объективная действительность, которую он не только созерцает, но и творит, практически и духовно, преобразует, воспроизводит; опираясь на опыт предшествующего развития, и в этом бесконечном формообразовании создает самого себя.

К.Маркс, раскрывая двойственную природу труда, показал, что труд является сущностным выражением производства; труд как процесс меяоду человеком и природой и труд как отношение между людьми. Труд является основным способом присвоения человеком своей социальной сущности.

В связи с этим мы считаем необходимым обращение к идеям Карла Маркса об определении исторической необходимости формирования нового человека. Согласно К.Марксу общество - продукт взаимодействия людей, что находит проявление в производственно-экономической, социально-политической, идеологической и других сферах их жизни. Характер этого взаимодействия, устанавливающегося в первую очередь в процессе производства, определяет природу общества, а через последнее - сущность человека. "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности (подчеркнуто мною - Л.Ч.) она есть совокупность т всех общественных отношений".

Своим определением человеческой сущности как совокупности общественных отношений К.Маркс лишил почвы абстрактные рассуждения прежних философов и социологов о человеке, обосновал методологический принцип социального познания, согласно которому человека следует рассматривать конкретно-исторически, с учетом аккумулированных в нем общественных отношений. К.Маркс подчеркнул, что на каждом этапе своего развития человек принадлежит определенному обществу, а внутри общества - определенной общественной группе и слою. Вот почему понимание общества дает нам ключ к пониманию человека и его сущности. "Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни ... является проявлением и утверждением общественной жизни".

Социализм и освобождение труда

Только с социализма, - писал В.И.Ленин, - начинается быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни". Социализм - общество освобожденного труда. При социализме труд на деле стал главным проявлением человеческой свободы. Развитой соци-лизм создает все более благоприятные условия для трудовой деятельности.

Во всех антагонистических формациях труд, который по своему генезису и существу есть глубочайшая основа, действительная субстанция свободы, выступал как эксплуатируемый, подневольный, отчужденный труд. Трудовая деятельность вопреки своей сути оказывалась физически, духовно, нравственно - ярмом, оковами, узами. "Отчужденность труда, - отмечал К.Маркс, - ясно сказывается в том, что как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут от чумы".

Вопрос о причинах, условиях и факторах возникновения несвободного (отчужденного) труда глубоко исследован классиками марксизма-ленинизма. Анализ "Экономическо-философских рукописей 1844 года" показывает, что постановка проблемы отчуждения у К;Маркса принципиально отличается от решения этой же проблемы у Гегеля и Фейербаха. Маркс отвергает гегелевское идеалистическое толкование отчуждения, согласно которому природа есть отчужденное бытие "абсолютной идеи". Маркс отказывается от социологической и антропологической универсализации отчуждения, согласно которой отчуждение является следствием всякой человеческой деятельности и поэтому неустранимо. Наемный труд, подчеркивает Маркс, это отчужденный от самого себя труд, его собственная производительная сила - как производительная сила его продукта, его обогащение - как самообогащение, его общественная сила - как сила общества, властвующая над ним". Тайна отчуждения труда - в частнокапиталистической собственности на средства производства. Наполнив понятие отчуждения конкретным историческим, материалистическим (экономическим) содержанием, Маркс переработал это понятие и придал ему определенный смысл. Он связал проблему отчуждения с анализом капиталистического производства, отношений основных классов буржуазного общества. В экономических рукописях 1857-1858 годов Маркс анализирует виды зависимости, процесс эволюции и снятия отчуждения труда:

1. "Отношения личной зависимости (в начале совершенно первобытные) - таковы первые формы общества, при которых производи тельность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах". Имеются в виду рабовладельческий и феодальный строй, когда отчуждение труда связано с отчуждением личности работника.

2. "Личная независимость, основанная на вещной зависимости, такова вторая крупная форма, при которой впервые создается система всеобщего вещественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных способностей".3

Это особенности капиталистического общества. "Рабочий, как только захочет, покидает капиталиста, к которому нанялся, и капиталист, когда ему заблагорассудится, увольняет рабочего, увольняет, как только рабочий перестанет приносить ему выгоду, на какую капиталист рассчитывал. Но рабочий, дшя которого единственным источником заработка служит продажа рабочей силы, не может покинуть всего класса покупателей, т.е. класса капиталистов, не обрекая себя при этом на голодную смерть. Он принадлежит не тому или другому капиталисту, а классу капиталистов в целом; и уж его дело - найти себе хозяина, т.е. подыскать покупателя среди класса капиталистов.

3. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние, - такова третья ступень. Вторая ступень создает условия для третьей", которая начинается с социализма.

Социальная свобода возможна там, где основная масса продукта не изымается в пользу нетрудящихся и не служит средством эксплуатации человека человеком, где в человеческой деятельности проявляются сущностные силы человека, где труд стал свободным творчеством каждого, труд на общество и на себя.

"Б характере жизнедеятельности заключается весь характер данного вида, его родовой характер, а свободная деятельность как раз и составляет характер человека", писал К.Маркс в 1844 году.

Труд становится трудом на себя, из принудительного он превращается в добровольный сознательный труд, развивающийся в осознанную необходимость, в потребность свободных людей. Отсутствие эксплуатации человека человеком при социализме означает исчезновение основного человеческого отчуждения, "отчужденного труда". Решения вопроса о преодолении отчуждения труда необходимо связывать с последовательным устранением причин, мешающих превращению труда в свободную самодеятельность, с высвобождением и развитием творческой активности трудящихся. Это означает, что на базе совершенствующейся техники и технологии каждый сможет успешно Функционировать: как в области физического, так и в области умственного труда, точнее - в труде, представляющем собой гармоническое сочетание элементов первого и второго; как в области исполнительского, так и в сфере управленческо-организаторского труда; при выполнении механических, так и во все более возрастающей степени - творческих операций; как в сфере материального, так и в сфере духовного производства.

Пути превращения труда в свободную творче скую деятельность

Труд является всеобщей основой и генетической "клеточкой" развития человеческих творческих сил, что в своей сущности труд т это положительная творческая деятельность, представляющая безграничное развитие материальных и духовных сил человека в процессе преобразования природы и общества. Анализ сущности труда привел к выводу, что специфика творчества не тождественна его экономической функции - производству вещного богатства, оно становится способом саморазвития человека, ибо "развитие производительных сил человечества есть "развитие богатства человеческой при р

роды как самоцель".

Сущность творчества может быть определена через труд. Содержание творчества выступает как конкретное выражение сущностных сил человека, обусловленное социально-историческими обстоятельствами - данным уровнем производительных сил и общественными отношениями.

Говоря о генезисе творчества, автор обращается к открытому К.Марксом закону, согласно которому "всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом".

Б классово-антагонистических формациях социально-исторический прогресс осуществлялся в различных формах отчужденного труда (рабство, крепостничество, наемный труд), вследствие чего всеобщая (родовая) творческая деятельность расщепилась на объективные (всеобщие) и субъективные (индивидуальные) стороны творчества, на материальную и духовную, творческую и исполнительскую. Творчество как родовая сущность труда в этих формациях не находило адекватной формы утверждения. Лишь в условиях коммунистического строительства постепенно преодолевается вековое противоречие между общеродовой сущностью труда и ее индивидуальным проявлением. Труд каждого работника становится непосредственно творческой деятельностью. Социальное творчество в современных условиях - это революционный исторический процесс преобразования мира и практического овладения стихийными силами общества и природы.

Ныне достигнута такая задача зрелости нового общества, когда завершается перестройка всей совокупности общественных отношений на внутренне присущих социализму коллективистских началах. Достижения развитого социалистического общества и обусловленная им научно-техническая революция открыли новый этап в развертывании творческих сил и возможностей личности в труде и во всех сферах общественной жизни.

Опираясь на определение, данное К.Марксом, что человеческая действительность столь же многообразна, как многообразны .определения человеческой сущности, мы утверждаем, что творческая, "родовая" природа труда находит свое дифференцированное выражение в многообразных видах деятельности и отношениях людей.

Возрастание фактора творчества в социальной, политической, духовной и трудовой сферах есть важнейшая закономерность общества развитого социализма. Эта закономерность выступает как процесс постепенного превращения человеческой деятельности в самодеятельность, т.е. в свободную самореализацию сущностных сил человека, как реальный, практический процесс созидания нового общественного строя.

Для познания внутреннего источника самодвижения и саморазвития творческих сил человеческого труда следует иметь в виду диалектику опредмечивания и распредмечивания этих сил в историческом процессе. В этом процессе непрерывного взаимодействия объективных и субъективных сторон, творчество выражает общее в человеческой созидательной деятельности в единстве и целостности общественно-исторического движения. Именно в историческом процессе материального и духовного преобразования и познания мира осуществляется целостное развитие человека как общественное явление. Поэтому творчество не есть некое изначальное свойство труда, которое лишь проявляется в ходе истории, оно возникает и формируется как новое качество, характеризующее саморазвитие материальных и духовных сил человека как самоцели.

Социализм порождает творческое отношение к труду. Это находит яркое выражение в массовом социалистическом соревновании, в движении за коммунистическое отношение к труду. Но этого мало: чтобы труд стимулировал сам себя, он должен приобрести объективные свойства, которые сами по себе рождают глубокий интерес, наслаждение трудом, пробуждают творческие способности человека, позволяют их реализовать. А для этого труд должен не только освободиться от социального принуждения, но и, радикально изменяясь по своему характеру в ходе научно-технической революции, обрести технологическую свободу. Принципиально новые достижения науки в корне преобразуют технику и технологию производства. Атомные электростанции, технология бездоменного производства стали, плаз - 144 менная плавка, производство качественно новых материалов, биотехнология и многое другое превращают технологический процесс в рационализированный и технизированный процесс природы. Человек выступает в роли субъекта, управляющего этим процессом на научной основе. Его труд обретает характер творчества. Только свободный труд может быть творческим.

Похожие диссертации на Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект)