Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная ценность личности при социализме Артюхин Михаил Иванович

Социальная ценность личности при социализме
<
Социальная ценность личности при социализме Социальная ценность личности при социализме Социальная ценность личности при социализме Социальная ценность личности при социализме Социальная ценность личности при социализме Социальная ценность личности при социализме Социальная ценность личности при социализме
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Артюхин Михаил Иванович. Социальная ценность личности при социализме : ил РГБ ОД 61:85-9/66

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социальная ценность личности: теоретико-методологический аспект проблемы

1. Сущность и структура общественной формы социальной ценности личности 15-37

2. Основные исторические формы социальной ценности личности 37 - 58

Глава.II. Социализм: цели и ценности

1. Специфика социалистической общественной формы социальной ценности личности 59-83

2. Динамика социальной ценности личности в условиях развитого социализма 83 - 110

Заключение 111 - 126

Литература.. 127-148

Введение к работе

Обоснование темы и ее актуальность. ГОТ съезд КПСС и последующие Пленумы ЦК партии, определив важнейшие направления развития страны на ближайшее десятилетие во всех областях социально-экономической жизни, поставили перед учеными-обществоведами в качестве основной задачу исследования теоретических проблем планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма. В этом плане особое значение приобретает дальнейшая разработка концепции развитого социализма, которая, как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, вооружает партию "новыми идеями, научно обоснованным, взвешенным подходом к актуальным проблемам современности" . Одним из важнейших компонентов этой концепции являются ценные выводы и обобщения о путях и средствах реализации программной цели партии - формирования нового человека, социалистической личности.

Развитой социализм создает все необходимые социально-экономические и идеологические условия, которые предоставляют и гарантируют каждому члену общества реальную "возможность развивать во

всех направлениях и действенно проявлять все свои способности

р как физические, так и духовные..." Вместе с тем становление и

утверждение личности социалистического типа, которая по своим социально-психологическим качествам, идейным установкам и ценностным ориентациям была бы способна оптимально и эффективно осваивать и развивать эти благоприятные условия,гармонически сочетая интересы личные и общественные, представляет собою исторически длительный и чрезвычайно сложный процесс, совершающийся под воздействием многообразных факторов. Процесс этот не свободен от

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня
1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.32.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.305.

- 4 -известных противоречий как объективного, так и субъективного характера, что обусловлено, с одной стороны, динамизмом и сложностью протекающих в нашем обществе социально-экономических процессов, объективно достигнутым социализмом наших дней уровня развития производительных сил, а с другой - наличным уровнем сознания масс, их политической культурой, сложностью самого процесса формирования человеческой личности.

Среди проблем, так или иначе связанных с формированием нового человека, оптимизацией этого сложного процесса, важное место занимает проблема социальной ценности личности как в плане ее дальнейшей теоретико-методологической разработки, так и в ее практически-воспитательном смысле.

Вопросы социальной ценности личности, реализации гуманистического принципа "личность - высшая ценность общества" в практике социалистического строительства находятся сейчас в центре идеологической борьбы двух социальных систем - социализма и капитализма.

Апологеты буржуазного строя, идеологи антикоммунизма и ревизионизма всеми силами и средствами пытаются доказать, что марксистско-ленинский идеал - социалистическая личность - неосуществим в масштабах общества и утопичен. При этом исторические достижения реального социализма в формировании нового человека, существующие здесь трудности и нерешенные вопросы противопоставляются коммунистическому идеалу и на основе всякого рода подтасовок и фальсификаций "доказывается" их несоответствие. Цель этих идеологических акций совершенно ясна: фальсифицировать историческую ценность социализма, подвергнуть сомнению подлинность его гуманистической направленности. И не случайно поэтому на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС было обращено особое внимание на усиление пропа-

- 5 -ганды исторических достижений и преимуществ нового строя, на всестороннее и глубокое раскрытие значения фундаментальных ценностей социализма .

Актуальность темы данного исследования не может, естественно, ограничиваться только целями и задачами идеологической борьбы. Как бы ни была важна эта сторона проблемы, все же основной упор должен быть сделан на проблемах реального социализма, степени воплощения в практике социалистического строительства коммунистического принципа "личность - высшая ценность общества".

Теоретическая разработка проблемы социальной ценности личности при социализме и путей преодоления противоречивых моментов ее реализации на уровне общества, коллектива и конкретного индивида имеет большое значение для правильного, проникнутого социальным реализмом понимания всей сложности процесса социалистического строительства, воплощения коммунистических идеалов в общественную практику, а также более полному осознанию того, что "хотя во всемирно-историческом плане задача социального переустройства общества в целом созрела для своего разрешения, полная реализации социалистического идеала является лишь результатом дея-тельности целого ряда поколений и многих десятилетий" .

Высшую цель социализма Б.И.Яенин определил как "планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общест-

ва..." Эта ленинская мысль нашла свое отражение в стратегической линии партии, ее социально-экономической политике, направленной на усиление взаимосвязи процессов интенсификации экономического

См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., с.42.

2 См.: Правда, 1983, 28 ноября.

3 Ленин Б.И. Полн.собр.соч., т.32, с.149.

развития с социальным и духовным прогрессом общества и формированием нового человека. В связи с этим партия поставила задачу особой важности - мобилизовать творческий потенциал всего нашего общества и каждого советского человека. Ибо в условиях совершенствования развитого социализма, когда на деле осуществляется процесс соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы, неизмеримо возрастает значение личностного фактора общественного производства, а также роль личности как субъекта исторического процесса. Всестороннее гармоническое развитие личности становится объективной потребностью и условием дальнейшего прогресса производительных сил и общественных отношений развитого социализма. Тем самым актуализируются проблемы коммунистического воспитания, активного и целенаправленного формирования социалистической личности, ее интересов, потребностей и ценностных ориентации, адекватных природе социализма. Выполнение этой программной задачи, как показывает практика социалистического строительства, зависит не только от объективных общественных условий и факторов, но и от меры самоактуализации сущностных сил человека, которую характеризуют степень развития его интеллектуальных и профессиональных способностей, его идейно-политические позиции, духовно-нравственное богатство, волевые качества, т.е. все то, что составляет социальную культуру личности, меру ее социалистической цивилизованности.

Все это свидетельствует об актуальности избранной темы исследования и обусловливает объективную потребность в изучении специфики социальной ценности личности при социализме, а также тенденций ее развития в условиях совершенствования развитого социалистического общества.

Степень разработанности проблемы в научной литературе. Методологические основы подлинно научного решения проблемы социальной ценности личности дали классики марксизма-ленинизма. Научное понимание социальной ценности личности определяется положением К.Маркса о том, что в личности как социальной ценности персонифицируется вся совокупность конкретно-исторических общественных отношений. При этом имеются ввиду прежде всего производственные отношения, которые своей сложно структурированной системой детерминируют содержание и критерий социальной ценности личности.

Этот марксистский взгляд на сущность и природу социальной ценности личности творчески развил и конкретизировал В.И.Ленин. Особое методологическое значение имеет в этом плане указание В.И.Ленина на то, что успех социалистической доктрины обеспечен именно в том случае, когда "она оставляет рассуждения об общественных условиях, соответствующих человеческой природе, и берется за материалистический анализ современных общественных отношений..." Существенным моментом ленинской концепции социальной ценности личности является его идея самореализации человека, объективирования его сущностных сил.

В противоположность идеалистической философии и социологии, искавшей разгадку ценностной сущности человека в нем самом, в его "чистом самосознании", марксизм-ленинизм рассматривает сущность человека и его социальную ценность не как абстракт, присущий отдельному индивиду, а в контексте объективных законов прогрессивного развития общества. Ценность человеческой личности получает объяснение не из самой себя, а прежде всего из сущности социальных систем, складывающихся в результате деятельности людей как субъектов общественного производства и всех других

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, с.188.

- 8 -сторон общественной жизни. Таким образом, не разрабатывая специально проблемы ценности, основоположники марксизма дали глубоко научную концепцию активной творческой роли субъективного фактора в истории, которая позволяет рассматривать с научных позиций природу ценностного отношения человека и действительности, равно как и социальную ценность личности при социализме.

Эти идеи классиков марксизма-ленинизма получили свое развитие в советской и зарубежной марксисткой литературе. Особенно актуальной проблема социальной ценности личности становится в начале 60-х годов. В дальнейшем появились исследования, в которых были достигнуты значительные результаты в позитивной разработке как философских, так и социологических, социально-психологических, этических аспектов данной темы. Значительный интерес представляют в этом плане монографии и статьи К.А.Абульхаяовой-Славской, Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, И.И.Антоновича, Е.А.Ануфриева, Л.М.Архангельского, В.Г.Афанасьева, Е.М.Бабосова, С.С.Батенина, Г.С.Батищева, Л.П.Буевой, К.П.Буслова, Б.Т.Григорьяна, Ю.Н.Давыдова, В.Е.Давидовича, М.В.Демина, О.Г.Дробницкого, Ю.А. Замошкина, А.Г.Здравомыслова, Н.С.Злобина, М.С.Кагана, В.Е.Кемерова, А.Г.Ковалева, А.М.Ковалева, СМ.Ковалева, И.С.Кона, Р.И. Косолапова, П.Е.Кряжева, П.Я.Корнеева, О.Н.Крутовой, Б.К.Лебедева, А.Н.Леонтьева, В.М.Межуева, А.Г.Мысливченко, И.С.Нарского, Б.Д.Парыгина, К.К.Платонова, С.И.Попова, Д.Д.Рогова, Г.Л.Смирнова, Л.Н.Столовича, В.И.Толстых, В.П.Тугаринова, И.Т.Фролова, А.Г.Харчева, К.А.Шварцман, В.А.Ядова и других.

В работах советских философов, социологов, психологов, а в последнее время и экономистов плодотворно разрабатываются различные аспекты проблемы личности, так или иначе связанные с вопросом ее социальной ценности. Одни авторы сущность личности, ее

- 9 -развитие рассматривают в общефилософском плане, имеющем методологическое и теоретическое значение. Другие исследуют данную проблему в специально-социологическом ключе с целью выяснения конкретных социальных механизмов деятельности и общения личности, ее интерсубъективных отношений в зависимости от макро- и микросреды, принадлежности к определенному классу, социальному слою, трудовому коллективу.

Однако попыток концептуального анализа становления социальной ценности личности, выявления ее природы и сущности, а также способов ее реализации в конкретно-исторических условиях в нашей литературе не предпринималось. Ценностный аспект проблемы личности, если и затрагивается, то, как правило, на фоне социологических, моральных, эстетических и других проблем.

Все сказанное и послужило основанием для выбора темы диссертации, определило ее цели и содержание.

Цель и задачи исследования. Основной целью работы является теоретико-методологический анализ категории "социальная ценность личности", ее сущности и содержания в контексте анализа типозо-гических особенностей социализма и его совершенствования. Особое внимание автор уделяет социалистической модели социальной ценности личности, анализу ее структуры и способа реализации на уровне общества, коллектива и индивида. Эта цель раскрывается и достигается в диссертации через решение следующих конкретных задач:

I. На основе марксистско-ленинских методологических принципов дается анализ природы ценности и ценностного отношения человека и действительности путем аксиологической импликации учения К.Маркса о двойственном характере труда в производной от него марксистской концепции стоимости.

- ю -

  1. Вычленение категорий "социальная ценность личности" и "общественная форма социальной ценности личности", анализ их структур, уровней и способов реализации, а также основных факторов, обусловливающих их качественную специфику.

  2. Выявление системного характера общественной формы социальной ценности личности, ее исторической типологии.

  3. Анализ социально-экономического механизма и условий становления основных исторических типов социальной ценности личности на основе Марксова деления истории на три ступени развития общественного производства, различаемых по типу детерминации, по всеобщей определяющей цели производства, по типу господствующей социальной связи.

  4. Теоретико-методологическое обоснование анализа специфики общественной формы социальной ценности личности при социализме, включая в круг решаемых проблем такие, как определение ее структуры и уровней, нахождение основных детерминант ее непосредственно общественного характера, выяснение особенности соотношения объективных и субъективных факторов ее развития, определение присущих ей противоречий и путей их разрешения.

  5. Решение проблемы основного критерия социальной ценности личности в условиях развитого социализма.

Эти задачи решаются в работе средствами теоретико-методологического анализа.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней практически впервые предпринята попытка анализа категории "социальная ценность личности", ее структуры и типологии, а также специфики ее общественной формы и способа ее реализации в условиях становления социализма и его совершенствования.

Наиболее существенные научные выводы диссертации (в плане

- II -

определения ее новизны) заключаются в следующем:

  1. Обоснован на основе изучения наследия классиков марксизма-ленинизма, а также работ советских и зарубежных марксистов статус социальной ценности личности как категории исторического материализма. Раскрыто общесоциологическое содержание данной категории, отражающей наиболее существенные стороны функционирования общественного производства, а также специфические формы проявления общесоциологического содержания отражаемого ею социального феномена в конкретно-исторических условиях осуществления основного экономического закона получения прибыли в капиталистической формации и закономерности всестороннего развития личности, превращения ее в высшую цель производства и в самоцель общественного развития - в коммунистическом обществе. Для этого в понятийный аппарат исследования введена категория "общественная форма социальной ценности личности", рассмотрена ее структура и способ реализации применительно к различным социально-экономическим системам с основным акцентом на выяснение особенностей реализации этой формы в условиях социализма.

  2. Автор, показывая системный характер социальной ценности личности, приходит к выводу, что эта категория относится к группе интегративных: она воплощает в себе особый тип взаимоперехода социальных и экономических процессов и их закономерностей, а также целостность процесса общественного производства и сопряженного с ним духовного развития личности.

  3. Раскрывая диалектическое единство объективного и субъективного уровней социалистической общественной формы социальной ценности личности, автор анализирует малоисследованную в нашей литературе проблему противоречивости этой формы. Б качестве основной ее причины автор выделяет момент неадекватности объекти-

- 12 -вно достигнутого социализмом уровня развития производительных сил непосредственно общественному характеру присущего ему типа социальной ценности личности. Это противоречие преодолевается по мере создания материально-технической базы коммунизма.

Теоретическая и практическая значимость работы. Философско-социологический анализ категории "социальная ценность личности" и ее социалистической общественной формы имеет большое теоретическое и практическое значение. Выяснение основных аспектов проблемы позволило показать гуманистическую сущность социализма, а также раскрыть некоторые особенности процесса утверждения в реальной практике социалистического строительства коммунистического принципа - "личность - высшая ценность общества", выявив тем самым объективные детерминанты становления социалистического типа личности. Решение этих проблем позволит более целенаправленно влиять на развитие названного процесса средствами социального регулирования,

Практическая значимость работы связана с возможностью использования полученных в ней результатов для разработки методологии и инструментария конкретных социологических и социально-психологических исследований, проводимых в самых различных ракурсах данной проблемы, и теоретического осмысления их результатов.

Основные теоретические выводы диссертации могут быть учтены при разработке мер по повышению уровня и эффективности пропагандистской и контрпропагандистской деятельности, а также могут способствовать совершенствованию планирования социально-экономического развития производственных коллективов, коммунистического воспитания трудящихся.

Основные результаты работы могут быть также использованы в процессе преподавания и изучения некоторых разделов историческо-

-13-го материализма.

Методологической основой диссертации является идейно-теоретическое наследие классиков марксизма-ленинизма. В процессе исследования автор руководствовался решениями съездов партии, постановлениями Пленумов ЦК КПСС и другими партийными документами.

В процессе анализа различных проблем социальной ценности личности диссертант опирался на работы советских и зарубежных авторов. Диссертант также использовал результаты некоторых конкретных социологических исследований, проведенных Институтом философии и права АН БССР.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании . сектора исторического материализма и методологических проблем социологических исследований Института философии и права АН БССР. Основное содержание диссертации нашло свое отражение в ряде публикаций автора.

Проблематика диссертации была апробирована на Всесоюзной научной конференции "Рабочий класс: показатели политической, трудовой и нравственной активности" (.Минск, 1983), республиканской научно-теоретической конференции "Методологические основы изучения и пропаганды преимуществ социалистического образа жизни (Минск, 1981), научно-практической конференции "Комплексный подход к коммунистическому воспитанию молодежи в свете реше-ний ХХУ съезда КПСС (Минск, 1980) и ряда других.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор и актуальность темы диссертационного исследования, выясняется степень научной разработки проблемы, определяется цель диссертации и формулируются основные ее задачи, раскрывается научная новизна исследования,

- 14 -дается определение теоретической и практической значимости положений, выносимых на защиту.

Центральной проблемой в диссертации является проблема социальной ценности личности в условиях социализма. Ее решение во многом зависит от того, что мы будем вкладывать в содержание понятия "социальная ценность личности". Только тогда, когда выяснен вопрос о сущности и структуре общественной формы социальной ценности личности, а также ее типологии, можно переходить к вопросу ее специфики в условиях социализма. Поэтому диссертация включает в себя две главы. Первая глава - "Социальная ценность личности: теоретико-методологический аспект проблемы" - посвящена определению понятия "социальная ценность личности", сущности и структуры ее общественной формы. Она является методологической базой для второй главы - "Социализм: цели и ценности", в которой и раскрывается основное содержание работы.

Б заключении делаются выводы, вытекающие из содержания диссертации, определяются задачи и основные направления дальнейшего исследования.

Сущность и структура общественной формы социальной ценности личности

Проблема человека, личности является одной из- важнейших в марксизме-ленинизме. Действительно, для всех, кто более или менее знаком с основами марксизма-ленинизма, совершенно очевидным является тот факт, что проблема человека, ценностной его сущности неразрывно связана с подлинно научным пониманием объективных законов общественного бытия и самим формированием материалистического взгляда на общество.

В.И.Ленин, критикуя буржуазных идеологов, пытавшихся "доказать" отсутствие личностной проблематики в марксизме, называл подобную его фальсификацию "идеалистическим вздором", признание которого заставило бы "отвергнуть марксизм целиком, с самого начала, с самых основных его философских посылок"1.

Основоположники марксизма, критически переработав достижения всей передовой философской, политэкономической мысли, "открыли" реального субъекта исторического процесса - деятельного общественного индивида, и вместе с тем и саму основу исторически изменяющейся сущности человека - общественное производство.

Свое понимание сущности человека, а также ее анализа К.Маркс выразил в следующих словах:"Человек"? Если здесь понимается категория "человек вообще", то он вообще не имеет "никаких" потребностей; если имеется в виду человек, обособленно противостоящий природе, то его следует рассматривать как любое нестадное животное; если же этот человек, живущий в какой бы то ни было форме общества... то в качестве исходного пункта следует принять определенный характер общественного человека, т.е. определенный характер общества, в котором он живет..." .

Общество, по Марксу, не есть реальность, независимая от человека и его деятельности, а представляет собой определенную совокупность отношений и форм самой практической деятельности людей. "...Дело обстоит, - пишут К.Маркс и Ф.Энгельс, - следующим образом: определенные индивиды, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью, вступают в определенные общественные и политические отношения" .

Общественные отношения людей (в том числе и ценностные отношения;, тип их социальной связи имеют исторический характер. Так, если в докапиталистическом обществе общественные отношения строятся на принципах личной зависимости, а формой социальной связи выступает обмен деятельностью, т.е. конкретный труд непосредственного производителя в его натуральной форме, то при капитализме господствует иной тип социальной связи. Она приобретает вещный характер и носителем ее становится меновая стоимость.

В силу каких причин это происходит? Ответ на этот вопрос мы найдем в учении К.Маркса о двойственной природе труда, суть которого в том, что производя вещи, человек одновременно производит и свои общественные отношения. Ибо, как это доказал К.РЛаркс, в основе общественных отношений людей лежит их предметно-деятельная связь. "Индивид В, - отмечает К.Маркс, - будучи объективирован в товаре, представляет потребность индивида А, и vice versa , так что они находятся друг к другу... в общественном отношении" . Продукт труда, таким образом, наряду с природными качествами приобретает в процессе общественно-исторической практики и социальное измерение - становится носителем общественной связи людей. Поэтому, как верно полагает Ю.К.Плетников, опредмечеяная человеческая деятельность претерпевает сущностную метаморфозу -"из формы движения и предметности она переходит в форму связи" . В различные моменты развития человеческого общества двойственная природа труда проявляется по-разному. Синкретизм труда (сущностное единство конкретного и абстрактного труда в силу неразвитости его общественных производительных сил), характерный для докапиталистического общества, предопределяет господство первичной формы непосредственно общественного труда, а тем самым потребительной стоимости как объективной цели этого исторического типа общественного производства. Конкретный и абстрактный труд еще не выявили своей противоположности, в силу чего производство вещей и производство общественных отношений предстает здесь как единый нерасчлененный процесс. Соответственно, носителем общественной связи в рамках докапиталистических формаций выступает, по Марксу, "определенный труд отдельного лица в его натуральной форме, особенность, а не Bee s общность труда..." .

Основные исторические формы социальной ценности личности

Качественная специфика СЦЛ, как мы показали, определяется и детерминируется типом общественных и прежде всего производственных отношений, которые, по Марксу, "в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество, находящееся на определенной ступени исторического развития..."

Поэтому, говоря об основных, исторических типах СЦЛ, вполне логично предположить, что типология СЦЛ соответствует формациоя-яой типологии общества. Иными словами, каждой общественно-экономической формации присуща конкретно-историческая общественная форма СЦЛ, которая объективно необходима для развития и функционирования данного способа производства.

Однако в творческом наследии основоположников марксизма, кроме формационного деления исторического процесса имеются и другие принципы периодизации истории. Так, К.Маркс выделил три ступени развития человеческого общества. Б основе этого членения истории лежит различение исторических форм общественного производства по типу детерминации, по всеобщей определяющей цели производства, а также типу господствующей общественной связи.

К первой ступени общественного развития К.Маркс отнес все докапиталистические формации, для которых характерен единый тип общественного производства, отличающийся естественной (природной) детерминацией социально-экономических процессов, отношениями личной зависимости как формой общественной связи и, наконец, самой целью производства - потребительной стоимостью.

Капиталистическая формация, с присущей ей экономическим типом детерминации, вещной зависимостью как формой социальной связи и меновой стоимостью в качестве всеобщей цели ее общественного производства, воплощает собой вторую ступень истории.

К третьей К.Маркс относит коммунистическое общество, которому соответствует "свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние ...

Опираясь на эту Марксову периодизацию истории и на ее исходные принципы (тип. детерминации, форма общественной связи, всеобщая цель общественного производства), мы можем выделить три основные исторические формы СЦЛ, а именно - докапиталистическую,капиталистическую (отчужденно-вещную) и коммунистическую.

Докапиталистическая форма социальной ценности личности в рамках первобытно-общинного строя, рабовладельческой формации и феодализма имеет свои специфические особенности, оставаясь в то же время единой в своей качественной определенности. Последнее можно отнести и к коммунистическому типу социальной ценности личности, который имеет социалистическую модель свой общественной формы.

Кроме того, необходимо отметить, что основные исторические формы социальной ценности личности в реальном своем проявлении не отделены друг от друга абстрактно строгими границами", ибо их социально-экономические основы, "новые производительные силы и производственные отношения не развиваются из ничего, из воздуха или из лона саму себя полагающей идеи; они развиваются внутри и в борьбе с имеющими налицо развитием производства и с унаследованными традиционными отношениями собственности". Соответственно, новая общественная форма СЦЯ никогда не появляется на арене истории раньше, чем разовьются все производительные силы и производственные отношения, выступающие ее базисом.

Выяснив некоторые исходные принципы типологии общественной формы СЦЯ, мы можем перейти к непосредственному анализу ее основных исторических Форм.

Рассмотрим в самых общих чертах докапиталистическую форму СЦЯ, которая, как уже отмечалось, характерна для всех докапиталистических формаций. И это несмотря на то, что рабовладельческий строй и феодализм представляют собой начальные формы антагонистической формации, а первобытно общинная - первобытный коммунизм, т.е. доклассовое общество. Их объединяет единый по способу детерминации и определяющей цели, а также форме социальной связи тип общественного производства.

Здесь, как пишет К.Маркс, "главным объективным условием труда является не продукт труда, а находимая трудом природа" . Базисом производства выступает земля - "с одной стороны, имеется налицо живой индивид, с другой - земля, как объективное усло-вие его воспроизводства" .

В рамках этих формаций господствует непосредственно общественная форма труда, которая еще не обособилась от конкретно особенной деятельности индивида, что обусловливает единство личностных и вещных условий труда, естественную сращенность непосредственного производителя с объективными условиями его производства. К.Маркс отмечает в связи с атим, что докапиталистическое общество отличает "природное единство труда с его вещными предпосылками" (прежде всего с землей). Тем самым индивид здесь не отчужден от своего труда и не противостоит ни продукту труда, ни той общности, к которой он принадлежит. Иными словами, отсутствует отчуждение труда и его продукта от непосредственного производителя, и в конечном счете нет отчуждения сущности человека от самого человека.

Кроме того, как отмечает К.Маркс, "во всех этих формах (имеется в виду первобытно-общинное, рабовладельческое а феодальное общества — М.А.), в которых земельная собственность и земледелие образуют базис экономического строя, экономической целью яв-ляется производство потребительных стоимостей, т.е. сам человек, его непосредственные потребности. Здесь "целью труда - является не созидание стоимости ... но ... обеспечение существованяя отдельного собственника и его семьи, а также всей общины" . Это в конечном счете и обусловливает определенный тип господствующих общественных производственных отношений - отношений личной зависимости (в условиях рабства и крепостничества составным их элементом выступает насилие).

Специфика социалистической общественной формы социальной ценности личности

Коммунистический тип социальной ценности личности, как было отмечено ранее, имеет социалистическую модель своей общественной формы, которая соответствует и адекватна природе социализма, представляющего собой низшую фазу коммунистической формации.

Перед нами стоит задача выяснить качественную определенность общественной формы СЦЛ при социализме, особенности ее структуры и самого способа ее реализации. Для этого обратимся к анализу ее основы - социально-экономической системы социализма.

Вопрос о природе и историческом месте социализма, этапов его исторического развития приобретает в плане нашего исследования особое значение, так как его объяснение дает нам возможность поставить и решить ряд общетеоретических проблем, имеющих принципиальное значение для раскрытия сущности социалистической общественной формы СЦЛ.

К.Маркс, называя капитализм последней антагонистической формой общественного процесса производства, в рамках которой "люди еще находятся в процессе созидания условий своей социальной жизни, а не живут уже социальной жизнью, отправляясь от этих условий" , указывал на то, что социализм представляет собой начало перехода из царства естественной необходимости к царству исторической необходимости. Именно при социализме общественный прогресс начинает измеряться поступательным развитием самих субъектов исторического действия, степенью "очеловечивания человека". Причем свобода в этой области может заключаться лишь в том, что коллективный человек, ассоциированные производители рационально регулируют... свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и адекватных ей. Но тем не менее это все же остается царством необходимости". Это является следствием того, что при социализме степень "очеловечивания человека", "выступая как результат "продуцирования человека человеческим трудом" находит и будет находить свое выражение в степени господства человечества над естественными и общественными, природными и человеческими силами в рамках естественной исторической необходимости, в степени свободы человечества в этих границах по отношению к естественным и общественным условиям своего существования" .

Вместе с тем, если историческая необходимость капитализма проявляется в крайне противоречивой и отчужденной от человека форме, когда, с одной стороны, "производство ради производства есть не что иное, как ... развитие богатства человеческой природы как самоцель" , но с другой-по отношению к человеку - это развитие "совершается за счет большинства человеческих индивидов и даже целых человеческих классов" , то социализм представляет собой принципиально иную по отношению к капитализму форму движения социально-экономических структур, развитие которых объективно совпадает с развитием самого человека как подлинного субъекта исторического процесса. Вся социально-экономическая структура социалистического общества, весь общественный механизм ее функционирования ориентирован на человека. При социализме, как и предвидел К.Маркс, "культивирование всех свойств общественного человека и производство человека как возможно более целостного и универсального продукта общества" из условия развития производства становится его самоцелью. Социализм тем самым знаменует собой становление нового типа социальности, конечной целью и необходимым результатом которой выступает "полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение чело р века к самому себе как человеку общественному..." Начало этому историческому процессу кладет, по Марксу, "положительное упразд-нение частной собственности - этого самоотчуждения человека... Историческая миссия социализма, таким образом, состоит в создании необходимых материальных и социальных предпосылок "практического присвоения человеком своих собственных исторически созданных сил уже не в качестве сил ему противостоящих, сил частной собственности, а в качестве условия его подлинно человеческой жизни. Социализм преодолевает социально-экономические формы отчуждения человека и своим историческим содержанием делает целостное развитие его личности. Поэтому он как в теории, так и на практике предстает как научнооптимизируемая система общественных отношений, главной осью которой выступает человек - творчески,духов 5 но богатая, гармонически развитая личность. Выявление исторической специфики социализма связано с пониманием качественных особенностей его социально-экономического базиса, системы социалистического общественного производства, закономерностей его развития.

Динамика социальной ценности личности в условиях развитого социализма

Вступление нашего общества в исторически длительный этап развитого социализма требует новаторского решения комплекса задач, обеспечивающих его всестороннее совершенствование. Важнейшей из них, как отметил товарищ К.У.Черненко, партия считает воспитание нового человека - идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизни по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты . Такой новый человек, социалистическая личность - это не отдаленный идеал, а реальность наших дней, итог глубочайших социально-экономических и политических перемен, осуществляемых под руководством Коммунисти-ческой партии . Партия проявляет постоянную заботу о формировании нового человека, ибо это не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства.

Практическая необходимость формирования всесторонне и гармонически развитой личности на этапе совершенствования развитого социализма становится все более настоятельной. Прогресс в области материального и духовного производства, необходимость более полного соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социализма, т.е. безусловного подчинения ее результатов интересам развития личности человека труда, проблемы, связанные с актуализацией человеческого фактора общественного производства - все это переводит вопрос о всесторонне развитой, целостной личности социалистического типа в сферу повседневной социальной практики общества.

Процесс формирования социалистической личности в масштабах общества чрезвычайно сложен и ставит немало новых задач и проблем, в том числе и теоретических, при решении которых, как указывалось на июньском Ц983 г.) Пленуме ЦК КПСС, ученые-обществоведы "должны исходить из той реальности, которая есть, со всеми ее плюсами и минусами, полнее раскрывать объективные законы об-ществеяного развития" . Партия нацеливает философов, социологов на углубленное исследование самого человека как субъекта социадиетических общественных отношений (реального носителя их системных качеств), на изучение специфических индивидуализированных форм проявления сущностных характеристик общества развитого социализма в конкретных личностях, в их ценностных ориентациях, интересах и потребностях, т.е. в их реальных действиях и отношениях. Иными словами, поставлена задача дальнейшей разработки социальной диалектики всеобщего, особенного и единичного применительно к анализу реальных путей и особенностей интериоризации конкретной личностью интегративных качеств социалистической общественной системы.

Динамику социальной ценности личности при социализме нельзя понять без решения некоторых теоретических проблем, а именно -выяснения сущности и основных детерминант социалистической общественной формы социальной ценности личности, специфики соотношения ее объективного и субъективного уровней (проблема субъекта-носителя общественной формы СІШ, а также конкретных условий и факторов процесса ее практической реализации. Сущность и основные детерминанты общественной формы СЦЯ при социализме нами уже выяснены. Остановимся на еще не решенных проблемах.

Специфика соотношения объективного и субъективного уровней общественной формы СЦЛ обусловлена, как было показано в первой главе работы, диалектикой объективных и субъективных факторов общественного развития. Напомним некоторые ее основные моменты. Прежде всего отметим, что общественная форма СЦЛ ни генетически, ни функционально не существует отдельно от субъективного фактора исторического процесса. Ее субъективный уровень имеет сложную структуру и включает в себя, с одной стороны, субъекта-носителя общественной формы СЦЛ, а с другой - исторически-конкретный способ взаимодействия общества и личности, непосредственную и опосредованную связь социальной деятельности личности и интегрировавших ее общественных отношений, которая определяется в конечном счете способом производства, типом и характером всей системы общественных отношений, а тем самым отражает модификацию объективного характера общественных законов, обусловленную развитием производительных сил общественного труда и становлением нового субъекта истории» Так, если в рамках капиталистической формации наблюдается разрыв объективного и субъективного в общественном развитии, растет антагонизм между личностным и социальным (человек оказывается отчужденным от своей общественной сущности и тем самым от своей подлинной социальной ценности), то при социализме начинает складываться принципиально иное соотношение объективных и субъективных факторов исторического процесса. В условиях господства общественной собственности на средства производства по мере развития производительных сил и совершенствования общественных отношений, по мере формирования нового субъекта исторического действия постепенно преодолевается стихийность и отчужденность общественного развития. Объективный характер общественных законов все менее проявляется как "слепая сила", изменяется характер проявления объективного через субъективное. "Специфика законов развития социалистического общества, - отмечает Ю.К.Плетников, - обусловлена тем, что стихийное в развертывании исторического процесса уступает ведущее место своей противоположности - сознательности и планомерности" . При социализме общественные отношения людей обретают новое системное качество, становятся, как мы уже показали, собственным коллективным отношением людей и подчинены их коллективному контролю. Последнее необходимо приводит к тому, что проявление объективного через субъективное получает здесь принципиально иную по отношению к капитализму форму. При социализме абсолютизация и противопоставленность социального личному преодолевается, закладываются основы нового исторического способа субъективирования общественных структур.

Однако это не говорит о том, что здесь изменяется объективный характер общественных законов, а тем самым и общественной формы социальной ценности личности. Качественная определенность последней обусловлена, как мы выяснили ранее, объективно складывающимся основным производственным отношением социализма, его спецификой. Вместе с тем объективность общественной формы социальной ценности личности приобретает в условиях социализма новый исторический характер. Соотношение объективного и субъективного в ее структуре кардинальным образом модифицируется, изменяется способ его проявления. Действие общественных законов при социализме протекает при активной и непосредственной роли субъективного фактора, который превращается здесь в решающую силу социально-экономического прогресса. Главное условие этого - адекватность объективного и субъективного факторов общественного развития. В условиях социализма принципиальную роль в приведении к соответствию объективных и субъективных факторов истории играет Коммунистическая партия, в социально-экономической стратегии которой реализуется факт сознательного и планомерного использования общественных условий в соответствии с объективншли закономерностями.

Похожие диссертации на Социальная ценность личности при социализме