Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы анализа тенденций развития правосознания 13
1.1 . Осмысление правосознания в философско - правовой традиции 13
1.2.Теоретико-методологический анализ структуры правосознания 38
1.3. Проблема правопонимания россиян в современных условиях 60
ГЛАВА II. Состояние правового сознания граждан России в современных условиях 83
2.1. Факторы трансформации правосознания граждан России в современных условиях 83
2.2. Причины трансформации различных видов правосознания 97
2.3. Основные пути формирования правосознания граждан России 108
ГЛАВА III. Трансформация структуры правового сознания в современных условиях 129
3.1. Свойства правовых понятий 129
3.2. Понятие свободы, 131
3.3. Понятие равенства 141
3.4. Понятие справедливости 150
3.5. Понятие закона, 160
Заключение ... 176
Список литературы
- Осмысление правосознания в философско - правовой традиции
- Проблема правопонимания россиян в современных условиях
- Факторы трансформации правосознания граждан России в современных условиях
- Понятие справедливости
Введение к работе
На рубеже ХХ-ХХІ веков в России происходили серьезнейшие социально-политические перемены. Вопросы о дальнейших путях развития российской государственности, о способах управления обществом в новых условиях, о самой будущности нашего общества необычайно актуальны. Одной из узловых становится проблема создания и развития правовых механизмов обеспечения государственной власти и устройства гражданской жизни. Естественно, в, связи с этим, возникает необходимость осмыслить и сущность действительного права, поскольку в современных условиях именно право» является тем социальным институтом, который наиболее очевидно накапливает положительный опыт разумной организации всей-совокупности общественных отношений.
Убеждение' в степени актуальности темы исследования* вытекает, по крайней мере, из следующих соображений:
Во-первых, поскольку современное общество находится в процессе качественного изменения, поскольку переосмысление многих представлений о закономерностях и сущности социально-духовного бытия людей оказывается неизбежным. Чрезвычайно важно отыскать новый смысловой каркас, в рамках которого может быть понята сегодняшняя реальность и могут быть на практике воплощены самые возвышенные представления о праве. В этом плане обращение к, вопросу о природе и сущности правосознания, как никогда, становится «задачей мировоззренческого плана. Особенно важным обращение к данным, вопросам оказывается» ' в. свете очевидного факта, что мировоззренческие1 вопросы незаметно, и неуклонно исчезают из пределов повседневных, интересов человека.
Во-вторых, избранный предмет настолько сложен для понимания и-содержательно глубок, что ни одно даже фундаментальное его исследование не
может считаться исчерпывающим или хотя бы достаточным. Стало быть, потребность в знании сущности правосознания по-прежнему остается неудовлетворенной. И уж тем более неудовлетворенной оказывается потребность в овладении средствами и механизмами правосознания, позволяющими осваивать социально-духовную действительность.
В-третьих, раскрытие природы, содержания- правосознания на стыке философско-правового и теоретико-правового подходов позволяет выйти на качественно новый уровень отражения природы исследуемого феномена. Этот уровень осмысления правовой теорий, поскольку именно на нем мы в состоянии выработать адекватную предмету и познавательной задаче методологию. Ни один теоретик права не*может игнорировать необходимости и неизбежности философствования по поводу права, равно, как ни один философ; подступающий к проблемам человека и общества, не может миновать осмысления'проблем права. ,
В-четвертых, исследование проблем правосознания'имеет несомненную практическую' значимость, потому что- непосредственно выводит на осмысление и решение целого комплекса вопросов правового воспитания.
Степень разработанности проблемы
Осмысление некоторых вопросов правосознания представлено уже в трудах Платона и Аристотеля, проблема массового правосознания изучалась Цицероном. В Новое время правосознание стало предметом исследований F. Гроция и Т. Гоббса.
Важнейшие методологические подходы к философско-правовой проблеме формирования и развития правосознания были сформулированы И. Кантом и Г. Гегелем. На рубеже 19-20 вв. отечественная философско-правовая.традиция значима для исследования тем, что в.ней, систематизированы принципы, обычного» права и нравственности, решается .вопрос о сущности человеческой свободы и ее взаимосвязи с моралью и позитивным, правом, раскрыта связь правосознания с национальной ментальностью. Проблема
і і
специфики отечественного правосознания разработана в трудах М.М. Сперанского, П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова. Идея нравственных основ правосознания развита в философских теориях B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева. Либеральные взгляды на проблемы правовой культуры 19 начала 20 вв. отражены в произведениях Б.Н. Чичерина, С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского, в этической концепции права П.И. Новгородцева. Наиболее всестороннему анализу правосознание подвергся в философской концепции И.А. Ильина.
Современная философия, укрепив свою связь с философской антропологией, совершила переход от констатации взаимосвязи права и человека к осознанию того, что они находятся на уровне своих сущностей. Вместе с тем, в современной отечественной философии не устранен кризис, связанный с отсутствием новой правовой парадигмы. Плюрализм, эклектичность, противоречивость правопонимания усложняет, ориентацию в общемировой философской мысли. Изучение проблем правосознания осложняется тем, что современная философия правосознания как специализированное направление исследований находится в настоящее время в стадии его формирования. Вместе с тем, в последнее время значимые разработки уже появляются. К ним, в первую очередь относятся работы Р.С. Байниязова, который предлагает положить в основу правопонимания духовно-культурологическую идею правосознания.
Наиболее существенный вклад в исследование правосознания к настоящему времени внесли К.Т. Вельский, Н.А. Бура, И.Б. Михайловская, В.В. Сорокин, Н.Е. Фербер, В.А. Щегорцев, И.Ф. Покровский, П.И. Разумовский, В.А. Чефранов.
Вопросы роли и места правосознания в правовой культуре и в социальной культуре в целом наиболее детально раскрыты в научных трудах Т.И. Афазижева, Ю.В. Дулина, А.Б. Венгерова, И.А. Иванникова, B.C. Нерсесянц, В.П. Сальникова, Т.В. Синюковой.
Однако большинство работ указанных авторов относятся к советскому периоду времени и отражали те условия, которые существовали тогда. Они написаны при системе, которую сегодня принято называть «тоталитарной». Правосознание и другие правовые явления квалифицировались не иначе, как «социалистические», противопоставлялись аналогичным «буржуазным». Но время, действительность изменились, и теперь требуется несколько иное осмысление правовой реальности, в том числе правосознания, новые трактовки старых понятий и категорий.
Философско-методологический анализ правосознания связан с потребностями дальнейшего развития российского общества, существенным аспектом которого выступает правовое регулирование, а также с необходимостью укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.
Определенные аспекты проблемы правового сознания освещены- в работах: Е.В. Аграновской, А.А. Алексеева; Н.В. Витрука, А.В. Грошева, НіМ. Кейзерова, Керимова Д.А., Козюбры Н.И., В.А. Кудрявцева, Кузнецовой Н.Г., Каревой М.П., Лукашевой Е.А., Назаренко Е.В., Орзиха М.Ф., Остроумова Г.С., Потопейко Д.А., Фарбера И.Е., Хайкина Я. 3., Л.И. Явича, Якубы Е.А. и других авторов.
Разработка философских проблем правосознания призвана, также способствовать, формированию цельного мировоззрения, культивированию уважительного отношения к праву, укреплению законности и правопорядка, без которых немыслим современный образ жизни, невозможно развитие демократии.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют, в первую очередь, принципы философской диалектики и системного подхода к общественному бытию. В работе, на основе принципов конкретности, целостности и историзма были использованы такие общенаучные методы исследования как сравнительный, сравнительно- исторический, историко-генетический. В конкретно-научном плане был использован принцип различия
права и закона, сформулированный Г.Г. Гегелем, а также методология, обосновавшая принцип единства объективного и субъективного права. Значимой для изучения предмета исследования являлась концепция правосознания И.А. Ильина.
Объектом диссертационного исследования выступает философско-методологический анализ состояния правового сознания как формы общественного сознания современного российского общества.
Предметом1 диссертационного исследования выступает природа, структура и общественные функции правосознания.
Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в анализе методологических подходов, которые наиболее адекватно отражает проблему формирования, развития и функционирования правосознания как фактора трансформации правового сознания, а также в дальнейшем развитии философско-правовых представлений об. особенностях, правосознания россиян в< условиях перехода- к правовому государству. Достижение заявленной цели сопряжено с решением1 следующих задач:
1'. Осмысление правосознания в философско-правовой традиции. * ;2\ ^ Анализ природы правосознания в границах его структурообразующих компонентов в различных подходах описания этой структуры.
Выявление тенденций развития правосознания россиян в современных условиях.
Выявление факторов трансформации правосознания в современной России.
Раскрытие причинной обусловленности трансформации правосознания российских граждан.
6: Выявление приемлемых путей и методов формирования правосознания россиян на современном этапе.
Положения, выносимые на защиту:
Важнейшая основа формирования и развития правосознания состоит в противоборстве природной и общественной моделей миропорядка, представленных в индивидуальном и массовом правосознании, которое концентрируется в понятиях о справедливости. Это противоречие не утрачивает своей остроты и не зависит от смены общественной.ситуации.
Позитивное право, определенным образом изменяет содержательную сторону правосознания, но не оказывает влияние на его имманентно -сущностные характеристики. При этом позитивное право само по себе, безотносительного» потенциала правосознания, не меняется: правосознание способно совершенствовать, а' при определенных условиях - изменить правовую систему в целом.
3. Характерной особенностью < российского правосознания, оказавшей
большое влияние на его формирование; является правоверие, как предельная
форма духовности, реализующая себя в образах, представлениях и идеалах.
Наиболее совершенной является система ценностей, верхний уровень которой
занимают метафизические и религиозные ценности. Применительно к
современности для общества с атеистическим или секуляризованным
сознанием, в качестве основы системы ценностей, является путь активного
воздействия на правовое сознание граждан средствами государственной
правовой политики, одновременно ориентированной и на изменение
действующего права в соответствии с избранными демократическими
идеалами.
4. Факторы правосознания в современных условиях.
5. Анализ наиболее типичных причин и условий, вызывающих
положительное состояние правового сознания.
6. Основные методы формирования правого сознания граждан России.
Научная новизна диссертации:
1. Рассмотрено правосознание как важнейшего элемента правовой
культуры и осмысление в философско - правовой традиции, которое является
основополагающим для анализа правосознания и его трансформации.
2. Раскрыто философское и смысловое содержание понятия
правосознания, которое является необходимым ' инвариантом российского
общества.
3. Установлено, что на обыденном уровне правосознание россиян
проявляется полярно: либо как инструмент реализации потребностей, либо как
особая форма общественных отношений, изолированная от бытия конкретного
индивида или социальной группы. Эти императивы, не находя, как правило,
точек соприкосновения, обуславливают противоречивость изменений
правосознания.
4. Определены причины трансформации различных видов правосознания,
состоящие из выяснения специфики своеобразия общественных отношений и
особенностей политического и экономического развития.
5. Установлено, что правосознанию всегда присуща психологическая
сторона, основанная на правовых чувствах, эмоциях, переживаниях, воли и т. д.
В правовом сознании могут концентрироваться как позитивные, так и
негативные чувства. К первым можно отнести: чувства закона, долга перед
обществом и государством. Ко вторым - чувство беззакония, правовой
безответственности, психологического неприятия общепризнанных ценностей
и многое другое.
Научная и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что в нём констатированы и конкретизированы такие тенденции развития правосознания россиян в современных условиях, как:
- тенденции дальнейшего развития общественного сознания граждан в
ситуациях правового взаимодействия
- тенденция дальнейшего развития не правовых практик через
значительную альтернативу существующего правопорядка.
- тенденция развития правосознания россиян в условиях сохранения и значительного распространения правового стандарта.
Материалы диссертационного исследования позволяют говорить о том,
что без формирования в правовой политике направления, формирующего и
развивающего правовое сознание, она и в дальнейшем будет характеризоваться
крайней непоследовательностью и бессистемностью. Большинство подходов в
области формирования и. развития правосознания не соответствует
требованиям времени, в условиях развития правового государства и
гражданского общества, господства общечеловеческих ценностей и приоритета
ценности человека, социальные методы управления правосознанием становятся
менее актуальными, чем социально-психологические. В*- связи с этим
исследование подчеркивает необходимость создания* специализированной
государственной службы правового образования и воспитания граждан.
Диссертационное исследование показывает, что эффективность воздействия* на
процесс формирования и развития' правосознания, в настоящее время
определяется1 не тем, какой\ именно-* результат и на* какой именно* стадии
совершенствования правосознания будет достигнут. А тем, что это воздействие
должно начаться как систематическая и научно-обоснованная деятельность под
общим руководством государственных структур и при участии политических
партий, а также различных общественных организаций. Его результативность
может быть оценена только в случае сопоставления государственных программ
совершенствования правосознания и промежуточных результатов их- *
реализации. ' '}
Установлено, что важнейшими условиями, предопределяющими эффективность воздействия на процесс формирования» и развития правосознания, является* соответствие программ совершенствования правосознания современной теории, необходимость комплексного государственного планирования мероприятий указанных программ на основе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования тенденций развития; как правовой ситуации в целом, так и правосознания граждан России. Результаты
работы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблематики трансформации правосознания как предмета философской рефлексии, философии и теории права, компаративистского анализа российского правосознания и других форм правовой духовности, изучения ментальности и связи различных правовых культур.
Материалы диссертационного исследования можно использовать при подготовке лекционных курсов и проведении практических занятий по философии, философии права, социальной философии и культурологии, религиоведению, теории политических и правовых учений, создании специального курса по российскому правосознанию. Отдельные положения и выводы диссертации могут быть применены для более глубокого исследования уровня правосознания и правовой культуры населения нашей страны.
Апробация диссертационного исследования.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры «Философия» «Российского государственного университета туризма и сервиса» и рекомендована к защите в диссертационный Совет Д - 212-150-04.
Общий объём результатов исследования составляет 3.5 печатных листа.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и одиннадцати параграфов, заключения и списка литературы.
Осмысление правосознания в философско - правовой традиции
Философия, в отличие от большинства направлений гуманитарных исследований, занятых анализом формально-юридических характеристик статусного положения различных субъектов права, призвана раскрывать глубинные факторы формирования и реализации поведенческих актов индивидуальных и коллективных субъектов общественных отношений. Необходимость философского анализа проблем правосознания обусловлена, прежде всего, их практической значимостью, что с особой остротой проявилось в современных условиях развития российского социума. Действующая Конституция Российской Федерации придала высшее нормативное значение новым правовым идеям, принципам, задачам и целям общественного развития и государственного строительства. Характер эволюции права зависит от всей истории. Растет роль права как сферы свободы культуры и просвещения в вечном стремлении народа к миру, свободе, справедливости, равенству, а важнейшим" институтом современных правовых систем оказывается не только право собственности, но и Права человека. Их реализация, как показывает философская наука, обобщившая совокупную практику человечества, становится возможным только при наличии ряда важнейших условий, имеющим место в данном обществе. При этом принципиально новые для российского общества ценности, содержащиеся в действующей Конституции и других нормативно-правовых актах, утверждаются в условиях политического и идеологического плюрализма, что, с одной стороны, способствует росту политико-правовой активности россиян. С другой стороны, этот же плюрализм позволяет осуществлять реализацию прежних моделей политико-правового участия, выражающихся в форме правового нигилизма или правовой пассивности. Такое положение дел требует дальнейшей научной разработки различных аспектов проблемы формирования и развития правосознания, предопределяющего правовое поведение граждан России, активность которого во многом предопределяет успех реализации идеи правового государства и гражданского общества.
Важнейшим детерминантом необходимости углубленного философского анализа проблем динамики правосознания граждан Российской Федерации является комплекс противоречий, сложившихся в процессе современного правотворческого процесса, в результате которого в различных отраслях права был сформирован ряд таких норм, которые при всей своей юридической непротиворечивости и гармоничности связей с иными нормами права, являются нефункциональными. Так происходит не только в силу отсутствия или неэффективности механизма их реализации, но и потому, что они, в процессе их разработки и принятия, не были соотнесены с особенностями господствующих типов правосознания в современном российском обществе. Процесс современного российского правотворчества во многом страдает потому, что в отечественной правовой науке сохраняются и доминируют традиции нормативистского подхода, кредо которого было в свое время сформулировано Г. Кельзеном: «Учение о праве называется чистым потому, что оно занимается одним только правом и «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле». Истоки формирования правосознания как неотъемлемого феномена культуры восходят к ранним мифологическим и религиозным воззрениям на общественный порядок. Согласно им, упорядоченность жизни в общественных представлениях должна воспроизводить космический и природный порядок. Основанием идеи порядка при этом является длительный опыт человеческого существования, констатированный в космологических и космогонических мифах, негативно оценивающий хаос и беспорядок, указывающий на приоритет организованных форм общественного взаимодействия. В частности, негативно характеризует хаос Ригведа как «... мрак, сокрытый мраком. Неразличимая пучина все это». В мифах Древнего Египта представления о хаосе воплощены в образе Нуна -первобытного океана, характеризуемого небытием, отсутствием неба, земли, животных и людей. Конфуцианский подход к хаосу характеризует его как нечто бесформенное, где все стихии смешаны. Ветхозаветная концепция хаоса, несмотря на его подчиненность Богу, описывается, тем не менее, как возмездие, кара человеческому роду. В начальный период развития греческой философии, в частности у Гесиода, хаос описан как важная составляющая часть первоначальных потенций, кроме Хаоса включавший Тартар, Эрос, Гею: «В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключается источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса весь мир и бессмертные боги».1
Антитеза хаосу — космос, лежащий в основе осознания общественной упорядоченности, обладал в воззрениях древнегреческой философии целостностью, определенностью, наличием общего закона, управляющего им. При этом космический закон одинаково действует как в макрокосмосе, гак и в микрокосмосе, указывая на необходимость соотнесения регулирования общественных отношений с закономерностями природного развития. Античная философия неоднократно указывает на наличие таких законов, которые имеют приоритет над установлениями официальной власти. Софокл, противопоставляя властные распоряжения и высший закон, говорит, что «...не сегодня и не вчера был создан Закон богов, живет он вековечно». Идея космического закона как доминанты общественного порядка получила наиболее детальную разработку в учении Гераклита и была оформлена понятием «логос»: «Хотя этот логос существует вечно, люди не понимают его ни прежде, чем услышат о нем- ни услышав впервые.
Проблема правопонимания россиян в современных условиях
Рассматривая основные вопросы развития правосознания россиян в современных условиях, необходимо отметить, что его тенденции могут быть наиболее всесторонне и полно осмыслены только в том случае, если в основу их оценки будет положен подход, основанный на достижениях современного философского знания, включающий в себя сочетание ряда передовых и классических методологий, функциональная взаимосвязь которых как и прежде основана на принципах и законах диалектики. В этой связи, в первую очередь, философской экспликации требует само понятие «развитие». Это необходимо в силу того, что данное понятие на протяжении довольно длительного периода функционирования общества во многом не правильно поставлено, из него постепенно уходил философский смысл, обыденное понимание развития, в свою очередь, довольно быстро нашло место в науке, что в ряде случаев создает существенные противоречия в ходе осознания общественного бытия.
В настоящее время в России проблема правопонимания получила специфический характер, отличный от сложившейся практики ее осмысления на Западе. Это обусловлено, прежде всего, особенностями развития России в 20 веке, в связи с которыми правовая мысль страны фактически разделилась на дореволюционную, советскую и постсоветскую, при отсутствии между ними научно приемлемого диалога. В России всегда существовала своя особенная традиция видения права, сложившаяся в рамках русской мировоззренческой философии. Хотя вопросы теоретического правопонимания получили разработку достаточно поздно. Плюрализм, противоречивость правопонимания в постсоветский период, обусловленные сложностью внутренней жизни России, остаточными идеологическими явлениями советского периода и неопределенностью нового пути развития, как юридической науки, так и практики, усугубляются коренной сменой ориентации в общемировой мысли.
Наиболее сформированными являются три пути формирования правопонимания. Первый характерен для той части исследователей, которые остаются на позициях с советских времен, но модернизировали свою правовую концепцию соответственно изменению направления развития общества и его ценностных приоритетов. В нем нормативизм дополнен элементами естественно-правовой теории, произведена корректировка правопонимания со смещением акцента на обусловленность позитивного права сложившимися общественными условиями.
Для второго характерны попытки сформировать универсальный образ права на основе четких методологических оснований. Представители этого пути утверждают, что право должно рассматриваться, прежде всего, как факт человеческой истории, сущность которого постигается на том уровне абстракции, где соединяются понятия и категории социологии, этики, психологии, политологии, истории, на современном этапе развития правоведения выходящей на первый план в качестве критерия всеобщности и истинности теоретического обобщения.
Но наиболее распространенной в современном российском правопонимании является разработка так называемого «широкого» понимания права. Главное основание, которого интеграция традиционных типов правопонимания в целостной правовой концепции, предоставляющей возможность для более концентрированного определения права. Способы такой интеграции различны, что приводит и к чрезвычайному разнообразию подобных теорий. Такая ситуация в современной философии права приводит к слабой разработанности её отдельных актуальных направлений, к которым, в частности, относится философия правосознания. При этом парадоксальным остается тот факт, что в каждой из существующих отечественных правовых концепций правосознанию как значительной составной части права уделяется значительное внимание. Только незначительное количество авторов касаются проблемы философии правосознания. Оценивая степень разработанности проблем философии правосознания, Р.С. Байниязов говорит о том, что в современном отечественном правоведении отсутствует философия правосознания. Некоторые проблемы правосознания, отмечает исследователь, рассматриваются в философии права, в рамках которой идея правосознания часто подменяется идеей права. Дело в том, что идея правосознания - более широкий духовный феномен, чем идея права. Безусловно, без права идея правосознания теряет свой исходный, подлинный смысл, но, тем не менее, не сливаясь с правом, правосознание занимает первичное (детерминирующее) место в их взаимодействии. Правосознание и право имманентно и органично взаимно связаны друг с другом. В контексте такого подхода к соотношению права и правосознания требуется не только философия права, но и философия правосознания. Учитывая современные достижения философии, социологии и психологии права, а также устойчивую идею примата естественного права над позитивным, с данным исследователем трудно не согласиться, по крайней мере в том, каким образом у него поставлена проблема. Действительно, анализ современных зарубежных и отечественных философско-правовых концепций показал, что на уровень наиболее философского осмысления правосознания как феномена правовой реальности более значимого, чем само право, вышел только И.А. Ильин. Идеи, заложенные И.А. Ильиным, содержащие в себе ценный теоретико-методологический стержень все же в настоящее время нуждаются в насыщении новыми данными науки, чего в настоящее время, не происходит и что собственно, составляет одну из сторон кризиса современной отечественной философии права. Таким образом, философия правосознания как отдельное направление теоретического исследования в рамках философии права номинировано в отечественной философии только в начале 21 -го века, что дает возможность осуществления значительного количества исследований в этой области философско-правового знания, которая отличается лишь поверхностным раскрытием, оставаясь, по сути, «вещью в себе».
Факторы трансформации правосознания граждан России в современных условиях
Трансформация правосознания — это сложное правовое явление, представляющее собой результат взаимодействия общественного бытия с общественным сознанием, характеризующееся собственным генезисом, содержанием, факторами и видами проявления, причинной обусловленностью. Правильное установление причин этого преобразующего явления в современном российском обществе дает возможность на научной основе разработать и осуществить эффективные меры по его развитию.
Теория государства и права как базовая юридическая наука традиционно исследует такие категории, которые характеризуют сущность, структуру и функции правосознания. В меньшем объеме изучаются понятия, связанные с сущностью, факторами и видами проявления трансформации правосознания. И значительное внимание уделяется вопросам выявления ее причинности. Тем не менее, эта проблема является одной из важных в учении о трансформации правосознания, так как только правильное установление причин этого прогрессивного явления может дать возможность на научной основе разработать и осуществить характерные меры по ее преобразованию.
Ученые, проводившие исследования в этой области, выделяют наиболее распространенные, типичные обстоятельства, обусловливающие трансформацию правосознания.1 При этом они отмечают, что в разных своих сочетаниях и проявлениях данные обстоятельства могут порождать различные факторы трансформации правосознания и изменять их содержание. Исходя из этого, не существует и может существовать одной главной (основной) причины, которая бы четко объясняла происхождение и динамику трансформации правосознания на различных этапах развития нашего общества, среди всех категорий российских граждан. Также может быть речь о возможности создания универсального перечня форм, преобразования правосознания.
Поэтому, изучая формы трансформации правосознания, на наш взгляд, всегда следует анализировать тот этап развития, на котором находится наше общество, учитывать происходящие в нем социальные, политические и экономические изменения, принимать во внимание имеющуюся законодательную базу и условия жизнедеятельности людей в конкретном регионе страны.
Возникает вопрос: на какой методологической основе и методами; какой науки возможно изучение фактор в трансформации правосознания?
Неоспоримым фактором функционирования общественной системы и ее подсистем является социальная динамика, которая выступает как частный случай всеобщей формы существования материи - движение. Любой компонент материального или духовного бытия немыслим без движения, которое так и упорядоченные, направленные черты, характеризующиеся философской наукой как развитие. При этом основой развития как более сложной, фиксируемой тенденции всегда выступает изменение. Изменение — более распространенная форма бытия материального и идеального мира, которая обусловлена всеобщей связью предметов и явлений, осуществляемой не только в рамках пространственно - временного континуума, имевших место в прошлом и потенциально возможных в будущем. Поэтому проникновение в сущность общественного развития, в том числе — развития правосознания россиян в рамках переходного этапа функционирования общества, возможно только посредством формирования представлений о многофакторности изменений, влекущих за собой количественно-качественные преобразования. Основой понимания общественных изменений выступает использование фундаментальной философской категории взаимодействия. Понятие взаимодействия отражает протекающие процессы взаимодействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимный переход или порождение одним объектом другого. Взаимодействие всегда носит объективный, универсальный и активный характер, обуславливая динамику развития всего мироздания, а категория взаимодействия является главным методологическим принципом познания природных и общественных явлений. Таким образом, представление о развитии правосознания россиян в условиях современного российского общества возможно на основе анализа совокупности факторов, которые обуславливают его изменения. Учитывая сложнейшую систему детерминации общественных процессов, представляется необходимым остановиться только на важнейших из них.
Сложность и противоречивость переходного этапа функционирования правой системы в целом и ее подсистемы - правосознания обусловлена, в первую очередь, их зависимостью от иных общественных систем, находящихся в переходном состоянии или не находящихся в переходном состоянии, но взаимодействующих с переходными. Правовая система «втягивается» в переходный период своего развития в тот момент, когда, в первую очередь, существенно изменяется экономическая система общества, значительные сдвиги происходят в структуре общественно-экономических отношений. Право, учитывая его функциональную сущность, призвано закрепить эти изменения, а также обеспечить надежное функционирование вновь создаваемых общественных институтов, которые в существенном противоречии с существовавшим ранее.
Причинное объяснение различных положительных общественных явлений, каким является и трансформация правосознания, всегда было и остается в центре внимания не только ученых и практиков, но и широких слоев общественности. В зависимости ,от методологических основ взгляды и объяснения их по данной проблеме были объективными или субъективными, материалистическими или идеалистическими, или прогрессивными.
Отдельные исследователи, особенно зарубежные, склонны дать причинные объяснения положительных общественных явлений. Они ищут корни этих явлений в самом процессе их проявления, либо объясняют на примере действий конкретных факторов («теория факторов»).1 Представители идеалистического учения отрицают объективное содержание понятия «причина» и выводят причинность либо из сознания людей, либо из их интересов. Сторонники материалистического понимания общественных процессов указывают, что в мире нет беспричинных явлений, что все в природе и обществе обусловлено определенными причинами.3
Не ставя перед собой задачу критики тех или иных учений о причинности общественных явлений, отметим только, что, по нашему мнению, базовым для изучения факторов трансформации правосознания является учение о детерминизме и причинности (причинно-следственной связи), разработанное основоположниками диалектического материализма. Это философское учение позволяет наиболее полно понять сущность трансформации правосознания и научно объяснить причины, ее преобразующие. Именно диалектико-материалистическое понимание форм общественных явлений ориентирует ученых — юристов и философов на установление объективно существующих факторов, определяющих появление трансформации правосознания, и её углубление. А это, в свою очередь, дает возможность наметить практически осуществляемые меры преобразования общественного явления.
Понятие справедливости
Подводя итог сказанному, остановимся на наиболее важных аспектах, сформулированными проблемами формирования и становления российского правосознания. 1. Диссертационное исследование показало, что формирования правосознания восходит к ранним мифологическим и религиозным воззрениям на существующий порядок. Уже античная философия выявила противоречия между правом и отношением людей к нему. Гомер, Гесиод и Платон ставили вопрос о приоритете космического закона и общественных отношений, противопоставление понятий «номос» и «фюзис», осуществляемое в рамках софизма, позволило древнегреческой философии генерировать понятие «естественного номоса», которое в последствии трансформировалось в понятие «естественное право», по сути дело отражало противоречие между желаемым и действительным в правоотношениях. Исследованием было установлено, что функциональная связь и противоречия между законами природы и позитивным правом в правосознании была связана с представлениями о справедливости, интерпретация которой во взглядах Демокрита, Платона, Аристотеля, И. Канта, Г. Гегеля оказались крайне важной для понимания предмета исследования. Диссертация подтвердила тот факт, что противоречие между двумя моделями миропорядка - естественной и искусственной не утрачивает своей остроты, не зависит от смены общественной ситуаций и колебаний. Оно по - прежнему, является доминирующем в процессе формирования, как индивидуального правосознания, так и его массовых форм. 2. Анализ философского наследия показал, что проблема формирования, развития и функционирования правосознания была поставлена Платоном и Аристотелем, первым важнейшим шагом на пути комплексного осмысления проблемы правосознания стали труды И. Канта. В диссертационном исследовании важное место занял анализ учения Г. Гегеля о различии права и закона, которое вобрало в себя весь предыдущий опыт социально- философских исследований, имеющих отклонение к формированию и функционированию правосознания. 3. Фактором, существенно затруднявшим анализ проблем правосознания во второй половине 19-века, являлся юридический позитивизм. Но социально-правовая практика, показала, что отказ от «оценочных суждений» и от философских подходов к праву выводил за пределы правоведения не только всю практику позитивного права, но и прогностический подход к самому праву, т.е. проблему его совершенствования и развития. 4. В теоретико - методологической концепции правосознания, само право представляет собой универсальной и национальной структурой, а метафизический подход в исследовании позволяет выявить сущность правосознания. 5. Оригинальным является подход к исследованию правосознания, когда оно из объекта исследования превращается в средство познания, и эта задача исключительно философско-правового плана. Проанализировав ряд современных западных концепций философии права, в которых речь идет о том, что современная онтологическая философия права в основе позитивно установленного общественного порядка видит допозитивный порядок бытия, который трактуется как препозитивное право, как право бытия. Сделан вывод о том, что современная отечественная философия права оказалась довольно быстро включенной, а контекст общемировой философско-правовой проблематики. Важным шагом совершенствования отечественной философии права является упрочение её связей с философской антропологией. В настоящее время совершается переход от констатации взаимосвязи права и человека к осознанию того факта, что человек и право координируют на уровне своих сущностей. Таким образом, человек, наконец, осознается и позиционируется как главное действующее лицо, как системообразующий фактор права. Значительное распространение в современных философско-правовых исследованиях начинает занимать синергетика, которая относит право и правосознание к диссипативным системам. Вместе с тем, указанные положительные изменения в современной отечественной философии права не смогли устранить его кризис, который обусловлен отсутствием нового системного понимания сущности права. 6. Характерной особенностью трансформации правосознания и оказавшей значительное влияние на формирование, мы полагаем, является такой специфический феномен российской духовности как правоверие, носящий общественный характер. 7. Состояние правосознания как фактора формирования национального правового воспитания имеет свои особенности, так и общие черты, свойственные общественному сознанию. Трансформация правосознания - это преобразование социально-правового явления, характеризующее такое состояние правосознания, когда у его носителей имеются определенные взгляды, идеи, представления, которые отражают правовую действительность и выражают положительное отношение к праву, правосудию и законности. Она характеризуется рядом признаков, положительного состояния правосознания, от случаев его трансформации политического и нравственного сознания и иных смежных общественных явлений.
Как общественное явление, трансформация правосознания требует не только юридического изучения, но и философского, психологического и социального обоснования. Объясняется это тем, что она характеризует положительное состояние правосознания, как формы общественного сознания, выступающего одним из основных понятий философии, психологии и социологии и права. Являясь предметом изучения нескольких наук, она требует применения при этом адекватных методов исследования. Наряду с методами материалистической диалектики ее исследование необходимо осуществлять на основе использования общенаучных, а также частных методов правовой, философской, психологической и социологической наук. Важнейшими среди них являются анализ и синтез, сравнение, наблюдение, социометрия, тестирование, анкетирование.