Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Статус и субординация категорий 14
I. "Потребность" как категория исторического материализма 14
2. Категория "интерес" и ее соотношение с категорией "потребность" 39
3. Категория "цель" в системе категорий "потребность-интерес" 64
Глава II. Методологическая роль категорий "потребность", "интерес", "цель" 81
I. Роль категорий "потребность", "интерес", "цель" в обосновании детерминации социальной деятельности 81
2. Значение категорий "потребность", "интерес", "цель" в раскрытии механизма действия обще ственных законов 105
Заключение 129
Литература 134
- "Потребность" как категория исторического материализма
- Категория "интерес" и ее соотношение с категорией "потребность"
- Роль категорий "потребность", "интерес", "цель" в обосновании детерминации социальной деятельности
- Значение категорий "потребность", "интерес", "цель" в раскрытии механизма действия обще ственных законов
Введение к работе
С возрастанием интереса со стороны всей прогрессивной общественности мира к историческому опыту СССР и других социалистических стран стала особенно актуальной проблема сущности научного социалистического управления. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС показал, какие грандиозные задачи стоят в настоящее время перед социалистическим управлением. "Сегодня партия и народ, - подчеркнул К.У.Черненко на Пленуме, - решают задачи небывалых масштабов"-: Для.их успешного осуществления в жизнь необходима тщательная теоретическая разработка механизма действия всех звеньев социального управления. В этом плане немаловажное значение имеет исследование проблемы категорий "потребность", "интерес", "цель", которая в целом связана с решением задач управления на разных уровнях его организации. В настоящее время в условиях небывалого динамизма социальных процессов и все ускоряющегося научно-технического прогресса приобрела особую актуальность связанная с исследованием данных категорий проблема раскрытия механизма действия социологических законов, характеризующих социальную целостность. Стержневой методологической проблемой остается проблема выяснения соотношения объективной стороны механизма общественных процессов и сознательной деятельности субъектов. Включение целеполагающей деятельности людей в процесс формирования исторической необходимости и закономерности происходит через систему потребность-интерес-цель на основе производственных отношений. Анализ общества на социологическом уровне дает возможность определения стратегии развития общества в целом, на социальном - изучить различные ви-
I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня
1983 г., с.29. " "
_ 4 -
ды деятельности, что, безусловно, способствует раскрытию включения сознательной деятельности субъекта в объективный социальный процесс, ее целенаправленного регулирования.
Проблемы общественных законов, их действия и реализации в социальном управлении активно обсуждаются в нашей литературе1. Бесспорным достижением в этой области исследования является раскрытие ряда существенных аспектов механизма действия законов, их связи с экономической политикой и практикой хозяйствования, а также дальнейшее обоснование их объективного характера и типологии. Обоснование объективного характера законов общества во многом способствует осмыслению диалектики социальной закономерности и исторической сознательности, что, в свою очередь, влияет на убедительность концепции социального детерминизма.
Именно они обеспечивают жизнедеятельность общества как единого социального организма.
Составной частью управления социально-экономическими процессами на современном этапе развития социалистического общества становится развитие потребностей и интересов всех его членов. На 2ХУІ съезде отмечалось: "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый
I. См., например: Ермолаев И.Д. Законы развития общества и строительство коммунизма. М., 1971; Гончарук СИ. Законы развития и функционирования общества. М., 1971; Виноградов В.Г., Гончарук СИ. Законы общества и научное предвидение. М., 1972; Первушин СП. Экономические законы в развитом социалистическом обществе. Особенности проявления и использования. М., 1974; Уледов А.К. Социологические законы. М., 1975; Проблема закона и закономерностей в обществознании. Л., "1975; Ковалев A.M. Общество и законы его развития. М., 1975; Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи. М., 1978; Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер"и использование. М., 1979 и др.
человек умел ими разумно пользоваться. А это в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном целенаправленном формировании наша партия видит одну из главных задач социальной политики" .
Решение поставленной партией практической задачи целенаправленного формирования потребностей, интересов нашего общества предполагает наличие прочного фундамента, которым служит теоретико-научное осмысление вопросов, связанных с. пониманием возникновения потребностей, их становления в качестве побудительных сил человеческой деятельности и их удовлетворения с помощью продуктов этой деятельности. Наличие подобного запроса со стороны социальной практики следует рассматривать в качестве одной из главных причин того, что в последнее время ученые уделяют большое внимание исследованию различных аспектов проблемы потребностей, интересов. Актуальность подобных разработок обусловливается логикой процесса познания сущности природы и закономерностей целеполагающей деятельности социального субъекта. Значительное место в общем объеме литературы по проблематике потребностей, интересов, целей занимают философские исследования. Разработке различных методологических и концептуальных вопросов, связанных с данной темой, посвящают свои работы такие авторы, как И.В.Бестужев-Лада, Р.В.Гребенников, Г.Г.Дилигенский, Л.Н.Жилина, А.Г. Здравомыслов, Н.В.Иванчук, Л.И.Иванько, Д.А.Кикнадзе, Л.Н.Коган, Е.Г.Куделин, В.П.Каманкин, В.Н.Лавриненко, А.В.Маргулис, Н.Н.Михайлов, Н.И.Ропаков, Н.Н.Трубников, И.М.Чудинова и др.
Некоторые существенные аспекты проблемы потребностей, интересов, связанных с анализом их роли в жизнедеятельности личности
I. Материалы XUI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с.63.
- 6 - '
и общества, исследуются в работах К.А.Абульхановой-Славской, В.Г.Афанасьева, Л.П.Буевой, А.П.Бутенко, Г.Е.Глезермана, М.В. Дёмина, М.С.Кагана, Р.И.Косолаюва, Ю.К.Плетникова, А.К.Уледова и др. авторов.
При этом большинство ученых вполне справедливо считают, что изучение человеческих потребностей, интересов, целей является необходимым этапом на пути познания механизма действия глубинных факторов детерминации социальной деятельности, доскональное знание которых служит важнейшей задаче дальнейшего совершенствования научного управления социалистическим обществом и отдельными социальными процессами. Эта задача связана с решением прежде всего таких кардинальных практических проблем зрелого социализма, выдвинутых ХНУ, ХХУ, XU1 съездами КПСС, как интенсификация производства, ускорение технического и социального прогресса. Осуществление этих задач предполагает глубокое изучение социальных потребностей, интересов, целей, которое открывает путь к познанию содержания и механизма социальных процессов.
Потребности, интересы, цели людей отличаются исторической изменчивостью; для каждой общественно-экономической формации характерны их определенная форма проявления и специфика, появляются новые, присущие только данной исторической стадии развития общества детерминаторы социальной деятельности, складывается новое отношение между интересами личности и общества, свои специфические особенности. Так, например, примечательным преимуществом социалистического общества является совпадение направленности общеисторических потребностей, интересов, целей с частными: "...общеисторическая цель производства - удовлетворение потребностей людей -становится в соответствии с основным экономическим законом социа-
лизма непосредственной конкретно-исторической целью в новом обществе"1.
Проблема потребностей-интересов-целей в их взаимосвязи выступает в марксизме прежде всего как проблема общественных отношений, как проблема движущих сил общественно-исторического процесса. Без четкого представления объема, содержания и смысла понятия "движущие силы" нельзя понять сущность исторического процесса и специфику каждой общественно-исторической формации, динамику общественной жизни и особенности детерминации социальной деятельности в различные исторические эпохи. На современном этапе совершенствования зрелого социализма в связи с дальнейшей интенсификацией производства, выполнением продовольственной программы и т.д. перед страной встали такие задачи, для решения которых требуется хорошее знание и активное использование движущих сил, противоречий и законов развития социалистического общества для ускорения социальных процессов, совершенствования зрелого социализма. Ю.В.Андропов в статье "Учение Карда Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР" указывал на необходимость использования движущих сил для поступательного развития социализма2. Создавая условия для развития движущих сил общества, необходимо опираться на требования социальных законов, "правильно использовать противоречия социализма в качестве источника и стимула его развития" . А это предполагает тщательное изучение
Сюсюкалов Б.И. Движущие силы развития социалистического общества. М.: Знание, 1983, с.49.
См.: Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983, с.12.
Там же, с.27.
системы общественных связей, различных процессов в их взаимообусловленности и взаимовлиянии, т.е. истинно социально детерминистских проблем. Известно, что детерминизм - это "система связей, обусловливавшая возникновение и бытие предметов, вещей, явлений, процессов природы и общества"-^. Детерминизм - это такой тип связи, при котором одно определяет другое в социальной структуре или общественных отношениях. От различных типов детермина-ционных отношений зависят особенности различных типов общественных законов и видов деятельности.
Исследованию явлений социального детерминизма в советской литературе посвящается много работ. Ряд исследований связан с анализом истории его возникновения и развития, выделяются основные формы и типы, определяется практическая значимость проблемы социального детерминизма, его гносеологические и логические функции, методологическая роль в познании социальных явлений, дается всеобъемлющая критика буржуазных и ревизионистских представлений2. Проблема детерминации социальной структуры, особенно на уровне социологического анализа, исследуется в работах И.Д.Андреева, В.Г.Афанасьева, В.С.Барулина, М.В.Дёмина, К.Х.Момддяна, Ю.М.Павлова, В.И.Разина и др. Значительный вклад внесли В.Г.Виноградов, А.М.Гендин, С.И.Гончарук, Г.Е.Глезерман, А.В.Гулыга, Д.П.Зеркин, В.П.Кузьмин, В.Ф.Паркин, Ю.К.Шіетников и др.
В связи с качественными изменениями, происшедшими во всех
Паркин В.Ф. Социальный детерминизм как проблема развитого социализма. "М.: изд-во "Наука", 1981, с.5.
См., например: Боровский М.И. "Детерминизм и нравственное поведение личности"; Глезерман Г.Е. "Проблемы социального детерминизма"; Ефимов В.П. "Социальный детерминизм и мораль"; Кудрявцев В.Н. "Причинность в криминологии"; Петров Ю.В. "Причинность в исторической науке" и др.
сферах жизни общества, связанными с построением развитого социализма, выясняются, какие сдвиги произошли в механизме взаимосвязи категорий необходимости и случайности, причины и следствия, сущности и явления, возможности и действительности, свободы и необходимости и каким конкретным содержанием наполняются эти категории в новых социальных условиях. Эти проблемы освещает в работе "Социальный детерминизм как проблема развитого социализма" В.Ф.Паркин, взявший за основу задачу выяснения особенностей механизма взаимосвязи основных компонентов системы социального детерминизма в условиях развитого социалистического общества.
Методологической основой решения проблем, связанных с социальным детерминизмом, является марксистско-ленинское учение об общественно-экономической формации как социальном организме, функционирующим и развивающимся по своим объективным законам. Как указывал Б.И.Ленин, К.Маркс положил конец воззрению на общество как на механический конгломерат индивидов, возникающий и изменяющийся случайно. К.Маркс впервые в истории человечества исследовал объективные закономерности развития общества.
Важнейшей методологической предпосылкой для анализа особенностей детерминации в обществе является изучение его в качестве органической системы. К.Маркс пишет: "...Органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще не достающие ей органы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целостность. Становление системы такой целостностью образует моменты ее, системы, процесса, ее развития . В этом определении органической системы наиболее важными являются черты, ко-
I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.І, с.229.
торые способствуют рассмотрению проблем жесткой и вероятностной детерминации как в широком методологическом плане, так и применительно к общественным законам. К ним относятся: направленность развития системы к целостности и к сохранению достигнутой структурной целостности, способность формирования этой системой своих собственных условий развития, необратимость. Причем применительно к социальной системе понятие жесткой детерминации служит для выражения целостности и системности и не сводится к подчеркиванию непосредственной однозначности. Понятие вероятностной детерминации "отражает многообразие форм сложности, подвижности, взаимодействия элементов социальных систем"1.
Большое значение для решения проблем социального детерминизма имеет высказывание К.Маркса о том, что "ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созревают материальные условия их существования в недрах самого общества" . Маркс раскрыл механизм обусловленности, детерминированности общественных явлений материальными отношениями, выявил решающую роль народных масс в истории, исследовал соотношение общественного и личного, объективного и субъективного, необходимости и свободы.
В диссертации использовались важнейшие документы КПСС (материалы съездов, пленумов, конференций) и выступления руководителей партии и государства по актуальным вопросам общественной жизни. В работе над диссертацией использовалась философская литера-
Виноградов В.Г., Гончарук СИ. Особенности детерминации в общественных процессах. "Философские науки", Ш 5, 1982, с.34.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.7.
- II -
тура советских авторов и ученых социалистических стран, посвященная анализу проблем социальной деятельности, общественных законов, социальной структуре общества и т.д.
Изучение литературы по социальному детерминизму дает основание утверждать, что анализу детерминирующей роли потребностей, интересов, целей в их системной взаимосвязи в создании социальной целостности еще мало уделяется внимания. Недостаточно исследуется и их роль в раскрытии механизма действия общественных законов. Это положение в значительной мере определило направление исследования данных проблем в диссертационной работе.
Целью данного диссертационного исследования является выяснение роли категорий "потребность", "интерес", "цель", рассмотренных в их системной взаимозависимости для анализа детерминистских связей социальной структуры. Основная цель обусловила следующие познавательные задачи:
обоснование потребностей как движущей силы, источника всех форм й видов человеческой деятельности;
анализ интереса, выражающего диалектическое единство потребностей и целей, как отношения социального субъекта к потребностям и условиям их удовлетворения;
исследование цели как результата осознания социальным субъектом его объективных потребностей и интересов;
выявление методологической специфики категорий "потребность", "интерес", "цель" в их системной взаимосвязи в исследовании социального детерминизма;
выяснение роли потребностей, интересов, целей в механизме действия общественных законов.
Эти задачи раскрывают социально-философский характер постановки и решения указанной проблемы, ее теоретико-методологическое
значение. Новизна подхода к ее решению состоит в следующем:
в выявлении методологических подходов для установления системообразующих принципов социальной целостности на основании анализа движущих сид_деятельности социального субъекта;
в выделении детерминирующего звена в социальной структуре общества с целью управления социальными связями;
в углублении представлений о детерминирующей роли социальных законов посредством анализа механизма детерминации социальной деятельности и механизма действия общественных законов;
в выяснении значения основных детерминант социальной деятельности для исследования структуры социального детерминизма.
В структурном отношении диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
В первой главе под названием "Статус и субординация категорий" выявляется взаимосвязь категориального ряда - "потребность", "интерес", "цель". Будучи основными детерминантами человеческой деятельности, потребности и интересы объективны как по источнику и содержанию, так и по форме существования в качестве проявления общественных отношений. Чтобы выступать в роли побудительных сил человеческой активности, они должны реализоваться через определенные механизмы их осознания. Одним из них является специфически человеческий способ деятельности - целеполагание. Первый параграф посвящен исследованию особенностей категории "потребность" как объекта социально-философского анализа. Во втором - исследуется содержание категории "интерес", выявляются ее методологические функции в познании явлений общества. В третьем - выясняется роль категории цели в структуре детерминации социальной деятельности.
- ІЗ -
Во второй главе - "Методологическая роль категорий "потребность", "интерес", "цель" - исследуется проблема детерминации социальной структуры на уровне социологического анализа. В первом параграфе рассматривается механизм детерминации человеческой деятельности. Во втором - исследуется проблема детерминации в общественных законах.
В заключении подводятся итоги проделанной работе, делаются выводы, намечаются пути дальнейшего исследования проблемы.
Результаты диссертационного исследования и сфордулированные на их основе выводы выносятся автором на защиту.
"Потребность" как категория исторического материализма
Потребности возникают на уровне биологической формы движения материи. У животных они выступают в качестве регулирующих функций их организма и внешне выражаются в виде генетически обусловленного поведения, которое детерминировано жизнедеятельностью организма. Это потребности в пище, размножении и др. Удовлетворение этих потребностей есть приведение состояния организма в соответствие с требованиягли условии его существования. При сохранении в "снятом" виде биологических потребностей на уровне социальной формы движения материи появляется совершенно новый тип потребностей - социальный. Сами же биологические потребности, входящие в систему человеческих потребностей, основательно изменяются. Карл Маркс писал: "Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью вилки и ножа - это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов"1.
С одной стороны, социальной средой формируются привычки, представления, взгляды, наконец, образ жизни, которые придают ярко выраженную индивидуальную (и, разумеется, в своей основе социальную) окраску любой человеческой потребности, как органической, так и социальной. С другой, - предметный мир, выступая в качестве посредника между людьми и опосредуя общественные отношения, становится важным атерминирующим фактором. При общности материальных условий он производит определенную нивелировку потребностей социального субъекта. В сочетании этих противопо ложностей у человека в процессе его жизнедеятельности складывается динамический комплекс различных потребностей, образующих единую развивающуюся систему. Их виды, способы проявления и удовлетворения детерминированы конкретно-историческими условиями жизни, системой общественных отношений, степенью развития материальной и духовной культуры, формами и масштабами ее освоения человеком.
К.Маркс подчеркивал в "Капитале", что "размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большей мере от культурного уровня страны, между прочим, в значительной степени и от того, при каких условиях, а следовательно, с какими привычками и жизненными притязаниями сформировался класс свободных рабочих"1.
Иными словами, социальные потребности детерминируются обществом, способом материального производства, общественным положением социальных групп, духовной жизнью людей и т.д.
Применительно к каждому отдельному человеку социальные потребности, сочетаясь с биологическими, вырастают в целостную систему индивидуальных потребностей. Основу развития индивидуального составляет социальное. Отсюда понятие социальных потребностей непосредственно относится не только к социальным группам и к обществу в целом, но и к отдельным индивидам.
Итак, потребности, присущие биологической и социальной формам движения материи, различаются между собой. Потребности животного, детерминированные способом жизнедеятельности, удовлетворяются без опосредующего сознанием звена. Как только появляется стимул к удовлетворению потребностей, срабатывает реакция.
Потребность—J стимул — . реакция - такова схема удовлетворения потребностей на уровне биологической формы движения материи. Совсем по-иному происходит этот процесс у человека. Удовлетворение потребностей на уровне социальной формы движения материи происходит не непосредственно, т.е. предметная деятельность направлена не на непосредственное овладение предметом потребности (как это имеет место у животных), а на овладение средством труда, с помощью которого в последующей деятельности предмет труда преобразуется, приспосабливается к потребностям, становится продуктом труда. Предмет потребности, таким образом, не является просто добычей, имеющей биологический смысл. Он создан трудом, приспособлен, изменен с помощью определенных орудий (средств труда). Удовлетворение потребностей теперь не просто зависит от наличия в природной среде тех или иных предметов, способных стать предметом потребности, а, прежде всего, от характера и уровня развития труда, практической продуктивности деятельности, поставляющей продукты для удовлетворения потребностей. Отсюда видно, что трудовая деятельность оказывает обратное влияние на человека и его потребности соответственно своей собственной логике развития. По К.Марксу, человек, воздействуя на измененную природу, в то же время изменяет человеческим трудом свою собственную природу, развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.
Категория "интерес" и ее соотношение с категорией "потребность"
Интересы, как и потребности, выступают основными детерминантами человеческой деятельности, ибо через их реализацию выражается сущность общественной жизни. Они объективны не только по содержанию, но и по форме своего существования, как проявление общественных отношений. Трудовая деятельность порождает общественные отношения, на основе которых она превращается в общественную практику. Последняя, являясь результатом взаимодействия объективного мира и человека, детерминируется как объектом, так и свойствами самого субъекта.
Чтобы люди практически действовали, экономические отношения должны выступить как потребности и интересы. Об этом неоднократно писали классики марксизма-ленинизма: "... все то, за что человек борется, связано с его интересом..." . Конспектируя "Науку логики", В.И.Ленин обстоятельно выписывает высказывания Гегеля, относящиеся к роли интересов, и делает следующую за т пись: "Интересы "двигают жизнью народов" . Г.В.Плеханов писал, что "люди делают свою историю вовсе не затем, чтобы шествовать по заранее начертанному пути прогресса, и не потому, что должны повиноваться законам какой-то отвлеченной... эволюции. Они делают ее, стремясь удовлетворить свои нужды..."2
Приведенные высказывания классиков марксизма свидетельствуют прежде всего о том, что они не выводят активность социального субъекта непосредственно из производственных отношений. Ее источник они видели в потребностях и интересах. "Экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы" . Поэтому марксист обязан "отыскивать корни общественных явлений в производственных отношениях... сводить их к интересам определенных классов..."
Таким образом, потребности и интересы выступают важными детерминантами человеческой деятельности. Они имеют определенное сходство. Как потребности, так и интересы проявляются через отношение, которое складывается между субъектом (носителем потребности) и определенной совокупностью объектов, необходимых для его существования, функционирования и развития. Потребности и интересы являются необходимой частью своих носителей. Наличие потребностей и интересов вызывает особое состояние напршсенности и потенциальной готовности к соответствующему виду деятельности .
Однако потребности и интересы различаются между собою. Это различие касается прежде всего объема их содержания. Потребность представляет собой совокупность компонентов, объективно необходимых для существования и развития как биологических, так и социальных систем. Интерес - явление исключительно социальное. Отсюда "только о разумном существе говорят, что оно проявляет к чему-нибудь интерес; существа, лишенные разума, имеют чувст венные побуждения .
Интерес более конкретно выражает специфику социальных отношений как отражение единства объективного и субъективного, особенности социальной активности, связанной не просто с избирательным отношением к среде, но и с практическим отношением, преобразованием этой среды. В нем фиксируется объективно существующее отношение между состоянием среды и потребностями социального субъекта. Это отношение существует как объективная реальность общественной жизни, независимо от того, осознается ли оно субъектом или не осознается и как отражается в сознании адекватно или иллюзорно. Маркс, исследуя разделение труда и возникающее на этой основе несовпадение интересов социальных групп, отмечал вместе с тем наличие общего интереса у всех членов общества. "...Притом этот общий интерес, - писали Маркс и Энгельс, - существует не только в представлении, как "всеобщее", но прежде всего он существует в действительности в качестве взаимной зависимости индивидов, между которыми разделен труд . Потребности и интересы различаются также и по своему функциональному назначению. "Если потребность выражает объективную необходимость тех или иных действий, направленных на обеспечение существования субъекта, то интерес фиксирует те "меры", осуществление которых ведет к удовлетворению потребности и тем самым к реализации данной необходимости.
Роль категорий "потребность", "интерес", "цель" в обосновании детерминации социальной деятельности
В теоретической перспективе, задаваемой понятием деятельности, создается возможность построить динамическую модель живой системы общества, которое предстает перед нами как постоянный, непрекращающийся деятельный процесс множества объединенных социальными связями индивидов. Согласно этой модели, можно утверждать, что в историческом плане процесс развития общества будет выражаться в непрерывном развитии человеческой деятельности. Но каковы источники деятельности людей? Исходным моментом для ответа на этот вопрос служит диалектико-материалистический принцип детерминизма. Согласно этому принципу универсальная связь всех явлений, событий, изменений действительности обусловливается естественными внутренними и внешними связями и явлениями объективного мира. Конкретным выражением детерминизма предстает один из видов всеобщих связей причинная зависимость, дающая объяснение миру явлений посредством естественных причин. Такие причины есть как у всякого изменения, развития, так и у действий и поступков людей. Проявление активности материи, ее самодвижения происходит через причинение, способное вызывать изменения, возникновения или исчезновение явлений.
Категорию детерминизма в силу ее интегративного характера применяют в марксистско-ленинской теории для обозначения совокупности объективных связей, в рамках которых реализуется взаимообусловленность всех без исключения явлений и процессов. Если категория взаимосвязи отражает взаимодействие всего со всем, то детерминизм - это такой тип связи, когда одно не только порождает другое, но и определяет его. Диалектико-материалистическое понимание детерминизма неотделимо от категории взаимодействия, закономерности, причинности, условий, основания, действительности и возможности, необходимости и случайности, необходимости и свободы. Категория детерминизма не является простой суммой соподчиненных с ней категорий. Аккумулируя в себе и отражая в "снятом" виде все типы связей и зависимостей, она превращается в инструмент познания, позволяющий в полной мере применительно к материи выявлять направленность целостного процесса движения от низшего к высшему, от неодушевленной материи к мыслящей материи, от "царства необходимости" к "царству свободы".
Итак, суть принципа детерминизма состоит в признании того, что все в мире взаимосвязано. Необходимым моментом правильного понимания этого принципа является признание всеобщей взаимообусловленности, простейшей формой и существенной стороной которой является причинная связь. Б философское понятие детерминизма входит вся совокупность типов детерминации во всех областях действительности, вся "всесторонность и всеобъемлющий характер мировой связи, лишь односторонне, отрывочно и неполно выражаемой каузальностью"
Общество является частью природы, но не частью в ряду других частей. Специфика человеческого общества, рассматриваемого как часть природы, состоит в том, что оно, являясь подсистемой в системном единстве биосферы вместе с тем как бы выделяется из нее и управляет ею, в силу чего представляет собой качественно новый тип детерминации. Понятие социального детерминизма отражает один из важнейших методологических принципов социального познания, специфику детерминации явлений и процессов общественной жизни, общей восходящей направленности исторического процесса. Социальная детерминация характеризуется исключительной сложностью связей. Взаимодействие явлений общественной жизни в значительной мере обусловливается их генетическими связями, что объясняется процессом происхождения одних явлений из других и их последующего обратного влияния друг на друга. В этом можно убедиться на примере появления частной собственности на орудия и средства производства. Монопольное владение средствами труда привело к возникновению антагонистических классов, стало причиной возникновения государства как аппарата насилия угнетенных масс, вызвало к жизни новую мораль, новые формы общественного сознания, что в конечном счете должно служить сохранению и развитию первоначальной причины этих производных явлений -частной собственности.
Существенные особенности самодетерминации социального процесса заключаются в том, что в отличие от природы, где в движении и развитии участвуют только объективные явления, на уровне социальной формы движения материи наряду с объективными действуют субъективные факторы/Социальный субъект, вступая во взаимодействие с объективными условиями, управляет процессами общественной жизни во всех ее проявлениях, представляющей собой взаимодействие субъективного и объективного, посредством целеполагаю-щей деятельности. "История - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека
Значение категорий "потребность", "интерес", "цель" в раскрытии механизма действия обще ственных законов
История людей, с одной стороны, совершается по объективным законам, а с другой, - она делается людьми, наделенными сознанием, желаниями, волей, лишний раз подтверждающими, что общественные законы являются законами человеческой деятельности. Процесс их реализации не может происходить иначе как через деятельность людей, всегда действующих в соответствии со своими потребностями, интересами и целями. Итак, в связи с чем появились социальные законы?
Генетические начала социальных законов находятся в деятельности. Для того, чтобы деятельность многих людей не распалась на отдельные составляющие, а представляла собой систему, внутренние связи которой были бы сильнее внешних разрушающих сил, в ней должен был возникнуть определенный стереотип объективных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей действительности. С учетом использования этих связей стало возможным наследовать в качестве социального опыта результаты познания, вынесенные из процесса определенных родов деятельности. Общество формируется и познает законы собственного развития лишь через осмысление практического опыта во всей его совокупности. На определенном этапе своего развития им были открыты и сформулированы социологические законы, являющиеся системообразующими факторами самой деятельности, представляющими собой характеристики степени ее связности, целостности как системы.
Общество является результатом целостного взаимодействия людей, в результате которого образуется система связей общественных отношений. Существуют разные типы общественных отношений: -экономические, политические и т.д. Реализация их происходит по определенным законам, определяющим объективно сложившиеся отношения между людьми в тех сферах деятельности, в которых они возникли. Это такие законы, как экономические, политические и т.д.
Более того. В общественной жизни в течение длительного времени складываются необходимые, существенные, повторяющиеся связи и отношения, которые затем определяют дальнейшую деятельность людей. Такие объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи и являются социальными законами, законами собственных общественных действий людей , общими и устойчивыми формами человеческой деятельности. Таким образом, реализация законов происходит через деятельность людей, которая строится по имманентно присущим ей связям; именно благодаря им и существует общество как целостное образование, как процесс непрекращающейся деятельности людей. Проявление объективных законов развития через целенаправленную человеческую деятельность находит свое выражение в том, что эта деятельность имеет и такие последствия, которые не входили в намерения классов и общества и даже не предвиделись ими. Это означает, что добиваясь своих целей, субъекты социальной деятельности создают нечто большее, чем они хотели, первоначально планируя свою деятельность.
Классики марксизма-ленинизма показали, что формирование человеческого общества и его законов начинается с общественного производства, цель которого состоит в присвоении человеком необходимых ему для жизни веществ природы. Маркс подчеркнул специфику человеческой деятельности: "Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т.е. мо жет изменять лишь формы веществ. Более того. В самом этом труде формирования он постоянно опирается на содействие сил природы"1. Отсюда видно, что Маркс выделяет три основные характеристики человеческой деятельности. Первое, что человек меняет формы объектов своих действий, сообразно своим потребностям, которые сами по себе уже содержательны. Во-вторых, Маркс отмечает единство диалектических законов, управляющих развитием как самой природы, так и практическим взаимодействием с нею. В-третьих, так как действия и поступки в определенной степени определяются и управляются всеобщими законами развития материального мира, то люди в своей практической деятельности не могут обойтись без знания этих законов и их сознательного использования в своих целях. Другими словами, Маркс понимает человеческую деятельность как изменение среды обитания в полезном для людей направлении на основании знания объективных законов.
Как уже говорилось ранее, природа человеческой деятельности носит общественный характер. Общественный характер означает, что человек существует в рамках определенной социальной системы, а потому его индивидуальная деятельность опосредуется исторически определенной системой общественных отношений, складывающихся в данной системе. Более того, сама человеческая деятельность представляет собой систему, где, несмотря на хаотичность действий отдельных индивидов и даже определенных социальных групп, основные типы и формы деятельности закономерным образом координированы и субординированы. И для того, чтобы выявить эти закономерности человеческой деятельности, уметь управлять ими, чрезвычайно важно знание законов общества.