Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется недостаточной изученностью онто-гносеологического потенциала соборности в разрезе фундаментальных проблем философии в современных условиях развития человечества и в частности русской цивилизации.
Существует довольно много концепций, которые фокусируют внимание на социо-культурных и религиозных аспектах соборности, в то время как онто-гносеологический потенциал соборности раскрыт фрагментарно, недостаточно проанализирован и обобщен. Соборность в предельно широком смысле «единства во множестве» имеет на наш взгляд колоссальный потенциал для переосмысления теорий прошлого и создания новых идей в области онтологии и гносеологии в будущем.
Одной из основных проблем философии является единство бытия, которое объемлет все многообразие сущего. Решая эту фундаментальную онтологическую задачу, мыслители еще со времен древности пришли к выводу, что все объекты природы и идеальные продукты (мысли, идеи и др.), а также общество и составляющие его индивиды сходны в том, что существуют не только в сумме своих противоречий, но и в рамках единого бытия. Именно эту проблему мы рассматриваем в качестве главной задачи для исследования онтологических аспектов соборности.
Человеческое «единство во множестве» - собор - формирует соборный интеллект, основной функцией которого является соборное познание бытия. Структура, механизмы и функции соборного интеллекта, а также объективные возможности и аксиологическая составляющая соборного познания представляют собой совокупность гносеологических аспектов феномена «единства во множестве».
Согласно Аристотелю онтология и гносеология имеют общий корень: «Единоначалие» знания выступает в качестве общего принципа, гарантирующего его цельность», что принципиально важно для формирования объективной картины мира и решения вопроса о смысле жизни. Исходя из этого, мы можем констатировать, что онтология и теория познания совместно выполняют мировоззренческую функцию философии. Использование такого подхода позволяет по-новому взглянуть на бытийные и эпистемологические аспекты соборности в их предельно общем выражении, что может открыть новые горизонты для нашего общества и государства, культуры и науки, а также иных сфер жизни в XXI веке. Это может иметь принципиальное значение для выхода из глубокого кризиса и начала дальнейшего развития русской цивилизации. Поэтому стоит подчеркнуть, что настоящая работа представляет собой элемент современного витка развития соборных концепций, продолжающего традиции философии «единства во множестве».
В общем и целом изучение онтологических аспектов феномена соборности позволяет раскрыть потенциал ряда объективных процессов бытия, имеющих в своей основе принципы «единства во множестве», что становится крайне важным для создания соборной концепции гармонизирующей человеческое бытие с космосом. Разработка гносеологической теории «единства во множестве» в диссертации выявляет роль соборного интеллекта и познания в развитии глобальной человеческой цивилизации. Совокупность онтологических и гносеологических аспектов соборности образует целостную мировоззренческую модель, что одновременно является выражением важнейшей функции философии и открывает новые методологические горизонты в науке.
Определив актуальность темы нашего исследования, обратимся к истории изучаемого вопроса, который имеет значительно более древнее происхождение, нежели первые упоминания о соборности в трудах славянофилов XIX века. Дело в том, что мы должны искать не столько упоминания термина «соборность», сколько проявления смысловой составляющей исследуемого феномена, которая определяется как «единство во множестве». Благодаря этому мы сможем выявить и исследовать основные учения и теории «единства во множестве» до введения А.С. Хомяковым классического термина «соборность». Такие концепции мы выделим в отдельный ряд, для обозначения которого будем использовать рабочий термин «протособорность» или «концепции протособорности». А все возникшие после введения классического термина идеи «единства во множестве» станем рассматривать, как собственно концепции соборности. Отталкиваясь от описанного метода, мы постараемся изучить историю исследуемого феномена в совокупности концепций протособорности и соборности, что позволит охватить все общие моменты, связанные с «единством во множестве» в совокупности наиболее значимых теорий мировой философии.
Используя описанный выше подход, становится возможным выделить из суммы протособорных и соборных концепций три периода историко-философского развития исследуемого феномена: доклассический, классический и постклассический.
К доклассическому периоду развития соборности мы относим совокупность всех протособорных концепций и выделяем в этом периоде следующие стадии:
- дофилософская (мифология древних народов мира);
- раннефилософская, которая включает в себя две самостоятельных ветви: античная философия (пифагореизм, атомизм, кинизм, стоицизм и др.) и древняя восточная философия (конфуцианство, даосизм и др.);
- философская (схоласты, Н. Кузанский, Д. Бруно, Г.В. Лейбниц и др.).
К классическому периоду развития соборности мы относим основополагающую часть соборных концепций середины XIX – первой половины XX века и выделяем в нем две стадии историко-философского развития:
- первая представлена в трудах А.С. Хомякова, К.Н. Леонтьева, Д.А. Хомякова и др.;
- вторая включает в себя две самостоятельных философских ветви: отечественную (В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой, В.И. Иванов, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и др.) и зарубежную (Я.К. Смэтс, К.Г. Юнг и др.).
К постклассическому периоду развития соборности мы относим концепции «единства во множестве» второй половины ХХ – начала XXI века, а именно теории и научные исследования ряда отечественных (В.Н. Саготовский, Л.Е. Шапошников, А.Л. Анисин, В.К. Киреев, С.Г. Кара-Мурза и др.) и зарубежных (Д.Д. Кемпбелл и др.) мыслителей и исследователей. Причем, современная степень изученности проблематики соборности в академической науке во многом определена работами авторов именного этого периода.
Благодаря предложенной стратификации стало возможным целостно изучить наиболее значимые протособорные и соборные концепции, выявить и обобщить важные свойства и закономерности этих теорий «единства во множестве», а также на их основе сформулировать новые онто-гносеологические идеи в русле заданной темы.
Отдельно отметим, что изучение проявлений феномена «единства во множестве» в немецкой философии представляется нам перспективным направлением для дальнейших исследований.
Закономерность философских проявлений соборности на Западе и Востоке, в древности и современности, позволяет сделать следующий вывод: соборность – это неотъемлемая часть мировой цивилизации, которая самостоятельно возникает в разных сообществах и эпохах, что делает эту философскую систему важной частью коллективного бессознательного человечества по К.Г. Юнгу.
Подводя итог необходимо подчеркнуть, что феномен «единства во множестве» целостно не изучен, а истинный масштаб его онтологических и гносеологических аспектов может быть раскрыт только благодаря детальному анализу протособорных и соборных концепций, что позволит разработать новые интеграционные идеи в русле заданной темы. Комплексное решение этой научной задачи будет означать начало закладки фундамента для всеобъемлющей системы соборного мировоззрения.
Предметом исследования является феномен соборности.
Объектом исследования являются онто-гносеологические аспекты соборности.
Проблема исследования: объективное соотношение феномена соборности с бытием и познанием.
Цель исследования: исследовать онто-гносеологические аспекты изучаемого феномена.
Основные задачи исследования:
изучить соборные начала в философских представлениях об основах бытия космоса;
проанализировать специфику религиозно-философской сущности соборности;
исследовать онтологические аспекты социально-политической сущности соборности;
описать и подвергнуть анализу сущностные характеристики соборного интеллекта;
выявить и изучить гносеологические свойства и возможности соборного познания;
вскрыть и исследовать гносеологический аспект соборных ценностей.
Методологические и теоретические основы исследования базируются на реализации следующих подходов:
диалектического, который необходим для полноценного познания феномена соборности;
историко-философского, который необходим для научного сравнения и анализа концепций «единства во множестве».
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
-
выявлен дуализм феномена соборности, что позволило детально изучить и переосмыслить многообразие концепций «единства во множестве;
-
доказана онтологическая универсальность «единства во множестве» как для политеизма, так и для монотеизма.
-
раскрыт онтологический потенциал социально-политической сущности соборности как воплощения «Русской идеи»;
-
предложено понятие «соборный интеллект», раскрыты основные гносеологические свойства и закономерности функционирования феномена «единства во множестве»;
-
сформулирован термин «соборное познание», выделены основные разновидности и дано гносеологическое описание характеристик и закономерностей определяемого этим термином феномена;
-
благодаря проведенному гносеологическому анализу, выявлены фундаментальные соборные ценности, формирующие параметры соборного познания;
-
впервые применена хронологическая стратификация развития философии соборности, включающая в себя три периода: доклассический (с древних времен до середины XIX века), классический (вторая половина XIX – начало XX века) и постклассический (со второй половины XX века и до наших дней).
Положения, выносимые на защиту
-
Смысловым ключом к раскрытию и целостному постижению онтологических и гносеологических аспектов соборности является базовая трактовка изучаемого феномена, как «единства во множестве»;
-
Онтология и гносеология соборности могут быть комплексно исследованы только на основе научного анализа протособорных и соборных концепций;
-
Онтология соборности имеет дуалистический характер, что позволяет на основе философии «единства во множестве» универсальным образом описывать как материальные, так и идеальные объекты и явления;
-
Религиозно-философская сущность соборности универсальна как для политеизма, так и монотеизма;
-
Социально-политическая сущность соборности наиболее полно выражается в форме традиционной «Русской идеи»;
-
Соборный интеллект является одним из основных инструментов познания бытия человечеством;
-
Гносеологические возможности человечества могут быть в полной мере реализованы благодаря механизмам соборного познания;
-
Аксиологическая составляющая «единства во множестве» формирует систему координат для соборного познания и определяет его формы,
цели и задачи.
Теоретическое значение работы.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что материалы диссертации и полученные автором выводы способны внести определенный вклад в дальнейшее развитие философской науки в целом и прежде всего ее частных отраслей - онтологии и гносеологии.
Практическое значение работы
Материалы диссертации могут быть использованы для разработки курсов по гуманитарным дисциплинам в старших классах школы и высших учебных заведениях: философии, истории философии, онтологии и теории познания, истории, социологии, политологии религиоведении, культурологии и близких по содержанию спецкурсов. Отдельные выводы могут быть использованы в ходе практической деятельности руководителей, педагогов, социологов и политиков.
Апробация работы
Основные теоретические положения диссертации докладывались на следующих конференциях: XXIII Международная научно-практическая конференция «Наука и современность – 2013» (8 июля 2013 года), V Международная научно-практическая конференция «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований» (12 июля 2013 года), XXIX Международная научно-практическая конференция «Система ценностей современного общества» (8 июля 2013 года), VI Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты» (1 августа 2013 года). Также материалы исследования докладывались и обсуждались на теоретических семинарах кафедры философии «Магнитогорского государственного университета» (2012-2013 гг.).
Публикации и личный вклад автора
По теме диссертации опубликовано 7 авторских работ, в том числе 3 в рецензируемом научном журнале, входящем в перечень ВАК. Диссертация основана на методических и теоретических исследованиях, выполненных автором лично.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения и библиографического списка литературы.