Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты Кувшинов Максим Викторович

Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты
<
Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кувшинов Максим Викторович. Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Саратов, 2003.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-9/585-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Феномен компьютеризации .

1.1. Компьютеризация как естественнонаучный, технический и социальный феномен 16

1.2. Феномен компьютеризации: элементы 40

1.3. Феномен компьютеризации: функции и сущность 73

Глава 2. Компьютеризация и виртуальная реальность .

2.1. Компьютеризация: единство реального, интерсубъективного и виртуального 83

2.2. Структура пространства виртуальной реальности 106

2.3. Социальные аспекты виртуальной реальности 119

Заключение 127

Библиография 133

Введение к работе

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью разработки новых подходов в философии, отражающих глубокие изменения, как в познавательных, так и социальных процессах. Научный интерес к феномену компьютеризации определяется многими обстоятельствами. Именно XX век заявил о новых типах и видах технологий, о новой информационной революции. Первая, как известно, была связана с изобретением языка, вторая письменности, третья - с - книгопечатанием, четвертая - с созданием электронных средств информации, и новая, пятая - компьютерная революция с изобретением микропроцессора и машинных носителей, хранящих информацию. Общепринятыми стали понятия «техногенная» (Степин B.C.) и «информационная» цивилизация (Абдеев Р.Ф), «информационное общество» (З.Бжезинский, П.Дракер, Р.Катц, Й.Масуда, Т.Сакайя).

Осознание необходимости коренной трансформации стратегии человеческой деятельности сместило акценты поиска ресурсов развития в интеллектуальную сферу. Значительную роль в смене мировоззренческих ориентиров сыграла и начавшаяся массовая компьютеризация, придавшая социальным процессам новые «компьютерные измерения». Внедрение новой информационной технологии превратили информацию в неисчерпаемый ресурс цивилизации и привели к впечатляющему рывку во многих сферах жизни общества, в том числе, в научных исследованиях.

Естественно, что обстоятельства подобного рода повлекли за собой потребность их мировоззренческой и методологической оценки. Тем не менее, если социальным проблемам компьютеризации уделяется некоторое внимание, то проблема применения новых информационных технологий в научном познании в философских исследованиях занимает весьма скромное место. Общеизвестна «революционная» роль технических изобретений (микроскопа, телескопа, лазера и других), усиливающих физические способности человека. Но компьютеры - это «интеллектуальная» техника, именно в этом различии скрываются те специфические черты, которые принципиально меняют облик научного познания, выдвигают новые гносеологические и методологические проблемы взаимосвязи традиционных методов получения новых знаний и современных с применением информационной технологии.

Новая информационная технология познания существенно расширила границы естественнонаучного познания от традиционных рамок вещественно-энергетических и пространственно-временных отношений до информационных процессов. Наибольший интеллектуальный вклад в становление информационного подхода внесли кибернетика и синергетика. Получение информации стало не только характерным видом человеческой деятельности, но и основой «гносеологического поворота» в науке - от поиска элементарных кирпичиков мироздания до уяснения единства и целостности мира.

Нас привлек один из частных, но значительных проявлений информатизации общества - феномен компьютеризации науки, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Анализ феномена компьютеризации как «интеллектуальной техники» приводит к необходимости рассмотрения не только понятий «информация», «искусственный интеллект», «виртуальность», «компьютер», но и, прежде всего, более широкого пласта исследования - «человек и техника». Любопытно, что на прошедшем недавно Третьем философском конгрессе (сентябрь 2002, г. Ростов-на-Дону) вопрос об информационных технологиях отнесен к секции «Философия техники», а виртуальности посвящен специальный «круглый стол» «Философские проблемы виртуалистики». К сожалению, ни одного диссертационного исследования по компьютеризации в современной философской литературе мы не обнаружили, хотя исследования пестрят заголовками «Киберкультура», «Киберпространство», «Киборг», и даже «Кибертеррор».

Известно, что совершенствование в технике сопровождали человечество всегда. Существует обширная литература, как отечественная, так и зарубежная, по философии техники. Принято различать онтологию (М.Хайдеггер) и антропологию техники (Э.Капп, Х.Закссе), технику как коммуникационную стратегию и «тактику жизни» (О.Шпенглер), технику как сверхпотребность и «преодоление нужды» (Х.Ортега-и-Гассет), технику как проявление бессознательного и сублимацию инстинктивного начала (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Г.Башляр) и, наконец, учитывать эсхатологическое начало во взаимосвязи человека и машины (Н.Бердяев).

Не менее содержателен анализ техники и мифа в древних цивилизациях (И.Хэйзинга, Г.Гадамер, К.Леви-Строс) и в основных культурно-исторических типах техники. Наиболее разработан греческий вариант античной техники: соотношение «технэ» (ремесла и искусства) и «фюзис» (природы). Инженерные достижения (Архимед) применялись в подъемных механизмах, военной области, судостроении, горной промышленности и при строительстве храмов и театров (Витрувий). Медицина рассматривалась как важнейшая область приложения знаний и умений (Гиппократ, Гален). Аристотель выступает не только отцом физики и психологии как науки и теоретического знания, но и, по существу, первым «философом техники».

Средневековая техника выделяется не только религиозной мотивацией, но и «умением ума» (М.Вебер, С.Неретина) на примере Р.Бэкона, не только теологической, но экспериментальной направленностью (К.Г.Юнг), без которой не было бы современной химической технологии - на примере Парацельса.

Эпоха Возрождения совмещает ремесло с наукой и создает свой идеал творчески универсальной личности - Леонардо да Винчи, который поддается детальному психоанализу (З.Фрейд).

В Новое время происходит сциентификация техники: техника эксперимента, наблюдения и измерения становятся основой техники как прикладного, с одной стороны, и теоретического знания, с другой. (К.Хюбнер, Ф.Рапп, Г.Беме, В.Крон, В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов) и появляется понятие «технологии». XX век достижения в науке и технике - электродинамика, тепловая машина, теория электричества, катодные лучи, радио становятся мерилом национального престижа и фактором социального прогресса, с другой (Д.Белл, С.Н.Булгаков, Г.Зиммель)

Среди тенденций развития техники XX века ведущее значение приобретают науки о сложных системах - кибернетика (Н.Винер, А.А.Богданов) и синергетика (И.Пригожин, И.Стенгерс, Г.Хакен). Наука приобретает технический характер. Техника приобретает характер коммуникационной стратегии. Возникает термин «компьютерной революции» (А.И.Ракитов), и даже «компьютерной культуры» (С. Туркл), вводятся в оборот понятие «компьютерного времени» (Погрешаева Т.А.) и времени в компьютерном обществе (В.К.Карнаух), понятие компьютерного андеграунда (И.В.Куприянов) в связи с демократизацией общества. Активно обсуждается проблема компьютеризации в сфере образования (Б.С.Гершунский, Е.И..Машбиц). В связи с кибернетикой начинают обсуждаться традиционные проблемы философии - проблемы мышления, интеллекта, жизни, языка (А.И.Берг, Н.Хомский, Р.Шенк), обсуждается «ментальная жизнь некоторых машин» (Х.Патнэм). Возникает гипотеза квантовой природы сознания и квантовых компьютеров (Е.М.Иванов). Модной становится проблема «искусственного интеллекта», а компьютерный эксперимент становится новой парадигмой инженерного творчества

Литература, имеющая непосредственное отношение к избранной проблематике, условно может быть поделена на 2 блока. Во-первых, общие работы по информационной парадигме, в рамках которой рассматривается феномен компьютеризации. Во-вторых, работы, касающиеся нового вида реальности, связанного с феноменом компьютеризации - виртуальной.

В рамках первого блока логично обратить внимание на историю становления понятия информации. Дискуссия выявила два принципиально различных подхода к трактовке информации - атрибутивный и функциональный. Согласно атрибутивному подходу (Р.Ф.Абдеев, Б.В.Бирюков, В.М.Глушков, Д.А.Гущин, Е.В.Котова, С.Т.Мелюхин, И.Б.Новик, Л.А.Петрушенко, А.Д.Урсул, Ф.Н.Цырдя Р.Шералиева) информация рассматривается как свойство всех материальных объектов, согласно функциональному (Н.Т.Абрамова, Н.И.Гришкин, Д.И.Дубровский, Н.И.Жуков, Э.П.Семенюк, В.С.Тюхтин, Б.С.Украинцев) она присуща лишь самоуправляемым системам на биологическом и социальном отрезках магистрального развития материи.

В философских обобщениях понятия информации нашли отражение идеи Н.Винера, Л.Бриллюэна и У.Р.Эшби (в атрибутивной концепции) и К.Шеннона (в функциональной концепции). Так, согласно Н.Винеру, информация интерпретируется как мера упорядоченности, организованности систем. Согласно У.Россу Эшби, информация выступает как мера разнообразия . Близко к этой дефиниции стоит определение В.М.Глушкова (информация как мера неоднородности распределения материи и энергии), А.Д.Урсула и В.М.Адрова (информация как отраженное разнообразие). Таким образом, налицо «конкуренция» двух аспектов в определении информации - как меры упорядоченности, организованности, с одной стороны, и как меры неоднородности, разнообразия - с другой. 1 Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1965.С. 123.

За последнее время наметился новый важный сдвиг как в совмещении двух аспектов в трактовке информации, так и в сближении атрибутивного и функционального подходов. А.Д.Урсул и К.В.Казанцева предлагают определять информацию как существенную, инвариантную часть отраженного разнообразия, поддающуюся опредмечиванию, передаче . Это служит сближению атрибутивного и функционального подходов, более того, попытка определить информацию через инвариантность позволит установить связь информации с понятием симметрии, что, несомненно, усилит междисциплинарный характер информации. Интенсивность процесса сближения двух подходов усилилась после становления синергетики (работы И.Р.Пригожина и Г.Хакена).

В настоящее время концепции информационного общества разрабатываются Д.Беллом, Е.Масудой, М.Маклюэном и О.Тоффлером в контексте социальных коммуникаций.

В отечественной литературе концепция информационного общества (и шире информационной цивилизации) разрабатывалась группой саратовских философов В.Б. Устьянцевым, Е.Н. Богатыревой, С.Ф. Мартыновичем, А.С. Борщовым, А.Ю. Шеховцевым, В.П. Романовым, Д.И. Заровым и другими. Выявляются философские основы современной парадигмы информационной цивилизации, анализируются информационные основы истинной природы, информационные стандарты мышления.

Информатизация общества рассматривается в качестве генеральной стратегии его развития (Ю.Л.Егоров), а также оценивается как технико-социокультурный процесс (И.А.Негодаев). В рамках информатизации общества анализируются познавательные и коммуникативные процессы (А.Ю.Шеховцев, Е.А.Андрианова, В.Г.Федотова), оцениваются возможности 2 Эшби У.Р. Введение в кибернетику. МЛ 959 ^Казанцева KB, Урсул А.Д. Отражение, знание, информация-

Науч.техн.информ.Сер.2,1981,№1.С6 информации в единстве с структурой и симметрией выступать в качестве единого междисциплинарного языка делового общения (С.П.Позднева), выясняются особенности «экранной культуры» (Н.И.Колоскова) и даются определения информационно-коммуникативному пространству любой сложной системы (М.Ю.Казаринов). И, наконец, формулируются предпосылки информационной специфики сознания (В.Н.Веселовский).

В рамках второго блока весьма активно обсуждается феномен виртуальности в рамках категориального ряда «возможность»-«действительность» (О.В.Катаева, Т.И.Вафин) «материального» и «идеального» (Т.А.Кирик), выясняются гносеологическая природа и методологические функции виртуальной реальности (Б.К.Лебедев), феномен виртуальности исследуется в связи с феноменом детерминированного хаоса (В.В.Афанасьева), виртуальная реальность исследуется как в истории вообще (О.Д.Агапов), так и в истории философии, в частности, (М.Д.Садыков), исследуются как виртуальные истоки жизни (К.Х.Хайруллин), так и социальные практики (виртуальная медицина) (Г.П.Юрьев), оцениваются возможности виртуальной психологии вообще (Ю.Т.Яценко), так и виртуального человека, его детства, в частности, (Н.А.Носов), диагностируются виртуальные ловушки (М.А.Пронин), выясняются возможности виртуальной реальности как формы Мироосвоения (М.Д.Щелкунов) и становления виртуальной культуры (Л.П.Тимофеева), конструируются философские концепции виртуальных технологий (А.В.Юхвид), и одновременно оцениваются неизбежные издержки феномена виртуальности (В.Н.Комаров).

Подводя итог проведенному обзору, можно констатировать, что накопленный к настоящему времени объем теоретических знаний позволяет дать комплексный анализ феномена компьютеризации. Одновременно рассмотренный выше материал свидетельствует об отсутствии подобного исследования в философской литературе. Это обстоятельство и обусловило постановку цели и задач диссертационной работы.

Объектом диссертационного исследования является компьютеризация как целостный феномен.

Предметом диссертационного исследования являются генезис, элементы и функции компьютеризации в контексте информатизации общества.

Целью диссертационной работы является анализ компьютеризации как комплексного общенаучного, технического и социального феномена, его парадигмальных и онтологических оснований.

Цель достигается при решении следующих основных задач: дать краткую историко-философскую экспозицию генезиса и становления феномена компьютеризации; выделить элементы, функции и выяснить сущность компьютеризации; сформулировать дефиницию «компьютеризации»; доказать, что компьютеризация есть феномен, «размывающий» границы между естественнонаучным и гуманитарным знанием; исследовать феномен компьютеризации как единство реального, интерсубъективного и виртуального; описать сходство и различия компьютера и телесной организации человека; исследовать компьютерные сети как инфотехносферу, содержащую разнообразные потоки информации; исследовать онтологические и социальные аспекты компьютерной виртуальной реальности

Методологические основания исследования. Методологическую основу исследования составили исторический, системный и диалектический методы познания. Особенно плодотворным представляется системный подход, позволивший рассмотреть компьютеризацию как целостный естественнонаучный, технический и социальный феномен. Необходимым оказался функциональный подход, дающий возможность исследовать и оценить многочисленные функции компьютеризации в рамках информационной парадигмы. В работе используется и феноменологический подход, позволивший выделить элементы и выяснить сущность компьютеризации. Применяются и основные методы онтологического исследования: анализ и синтез.

Научная новизна исследования.

Новизна предпринятого исследования связана с самой постановкой и решением проблемы и состоит в том, что в нем впервые представлена онтологическая концепция компьютеризации в категориальном поле современной философии. Диссертация является первым комплексным философским исследованием феномена компьютеризации, в котором: исследованы генезис и эпистемологические основания феномена компьютеризации; разработана интерпретация компьютеризации как комплексного естественнонаучного, технического и социального феномена, «размывающего» границы естественнонаучного и гуманитарного знания; по-новому рассмотрены онтологический статус, содержательные характеристики и эвристический потенциал феномена компьютеризации в рамках информационной парадигмы; определены сущностные элементы феномена компьютеризации и исследованы функции компьютеризации: информационная, научно-техническая, коммуникационная, функция досуга; выделены основные философские проблемы, порождаемые феноменом компьютеризации: проблема искусственного интеллекта, проблема диалога «человек-компьютер», проблема компьютерной виртуальной реальности; показано, что феномен компьютеризации приводит к срастанию информосферы и техносреды и образованию глобальной информотехносферы как пространства виртуальной реальности; эксплицированы особенности компьютеризации как единства реального, интерсубъективного и виртуального; с онтологических позиций исследована компьютерная виртуальная реальность, введено представление о виртуальных потоках инфотехносреды как об основных типах социальных виртуальных взаимодействий.

Положения, выносимые на защиту.

1. Как комплексный общенаучный, технический и социальный феномен компьютеризация предполагает, что его генезис эпистемологически связан с использованием достижений ряда естественных и точных наук, таких, как кибернетика, физика полупроводников, электроника, прикладная математика, оптика, синергетика, а становление меняет эвристический потенциал и методологию как естественных, так и гуманитарных наук, существенно ускоряя их развитие; его основанием являются современные технические устройства (полупроводниковые, оптические, квантовые), методы хранения, обработки и передачи информации и новейшие информационные технологии (операционные среды, системы баз данных, системы распознавания речи); его функционирование существенно изменяет все сферы жизнедеятельности социума: образование и обучение, профессиональную структуру, систему социальных коммуникаций, потребление информации, досуг, шкалу ценностей и создает принципиально новую «киберкультуру».

Компьютеризация как комплексный междисциплинарный феномен, унифицируя достижения науки, техники, культуры и искусства, принципиально изменяет и универсализирует их методологические основания, «размывает» грани между естественнонаучным и гуманитарным знанием, позволяет совмещать гносеологические, деятельностные и аксиологические аспекты человеческого бытия.

Дается авторская дефиниция компьютеризации: «Компьютеризация - глобальный комплексный общенаучный, технический и социальный феномен, полифункциональный, онтологически многоуровневый, реально являющий себя в создании и повсеместном распространении компьютеров и компьютерных сетей, включающий в себя принципиально новый способ жизнедеятельности общества, выражающийся в особых способах обработки, хранения, анализа, передачи и потребления информации при помощи специально созданных технических устройств, порождающий особый уровень виртуальности».

4. Компьютеризация приводит к «срастанию» информосферы и техносреды, образуя единую инфотехносферу, обладающую сложной онтологической структурой. В качестве основных онтологических горизонтов инфотехносфера включает в себя реальный (компьютерные сети), интерсубъективный (искусственные языки, программное обеспечение, компьютерные технологии) и виртуальный (произведенное инфотехносферой пространство виртуальной реальности) уровни.

5. Порождаемая компьютеризацией «виртуальная реальность» представляет собой перцептуально воспринимаемый онтологический уровень виртуальности, структура которого определяется наличием перемешивающихся виртуальных потоков (коммуникационных, информационных, научно-технических, развлекательных), являющихся основными видами виртуальных социальных взаимодействий.

6. Важнейшими социальными итогами творения компьютерной виртуальной реальности являются создание единой виртосферы как нового онтологического уровня социальной всеобщности и появление нового типа социального индивида, ориентированного на виртуальность (Homo virtualis).

Научно-практическая значимость исследования.

В результате предпринятого диссертационного исследования учение о бытии пополнилось новыми положениями и выводами о феномене компьютеризации, об онтологических уровнях виртуальности. Формирование новых направлений исследования феномена компьютеризации в рамках информационной парадигмы и с точки зрения онтологического подхода дает возможность использования полученных результатов при чтении курсов по онтологии виртуального, общей теории систем и новейшим компьютерным технологиям, современным концепциям естествознания.

Апробация исследования.

Материалы диссертации неоднократно обсуждались по главам на заседаниях кафедры философии Саратовского государственного университета. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в шести публикациях, а также докладывались на конференциях: Всероссийских Аскинских чтениях «Разум и культура» (Саратов, октябрь 2001); межвузовской конференции «Философия науки: идеи, проблемы, перспективы развития (Саратов, май 2002); университетской конференции молодых ученых «Философия и жизненный мир человека» (Саратов, декабрь 2002).

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:

1.Кувшинов М.В. Компьютеризация науки: сущность, функции, перспективы развития//Наука. Ценности. Человек/Под редакцией С.П.Поздневой. Саратов: Изд-во СГУ, 2001. С.28-35.

Кувшинов М.В. Человек и компьютер: проблема диалога//Наука. Ценности. Человек./Под редакцией. С.П.Поздневой. Саратов: Изд-во СГУ, 2001.С.35-41.

Кувшинов М.В., Афанасьева В.В., Николаев И.А. Пространство с точки зрения фрактальных понятий //Наука. Ценности. Человек. /Под редакцией С.П.Поздневой. Саратов: Изд-во СГУ, 2001.С.42-46.

Кувшинов М.В. Информатизация и компьютеризация общества //Разум и культура/ Под редакцией В.Б.Устьянцева. Саратов, 2001.С. 150-154.

Кувшинов М.В. Философия искусственной жизни //Философия науки: идеи, проблемы, перспективы развития. /Под редакцией СП.Поздневой. Саратов, 2002.С.145-148.

Кувшинов М.В. ЭВМ и телесная организация человека//Философия и жизненный мир человека / Под редакцией Е.Н.Богатыревой. Саратов, 2003. С.67-71.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Компьютеризация как естественнонаучный, технический и социальный феномен

Компьютеризация как естественнонаучный и технический феномен. XX век по праву называют веком электроники и информатики, веком компьютерной технологии. Одним из величайших достижений XX века стала так называемая компьютерная революция. Компьютерная революция характеризуется стремительными темпами проникновения практически во все сферы человеческой деятельности - производство, управление, науку, медицину, военную технику. Отличительный признак компьютерной революции состоит в бурном развитии вычислительной техники, увеличивающем научный и промышленный потенциал общества, в конструировании и функционировании систем искусственного интеллекта.

Под компьютеризацией общества понимается повсеместное внедрение компьютеров, обеспечивающих хранение, переработку, накопление и передачу информации. Информатизация общества является более широким понятием, включающим получение достоверного знания во всех областях человеческой деятельности на базе современных компьютерных технологий.

Возникновение феномена компьютеризации фундируется как успехами естественных наук и, как следствие этого, созданием высокоточных технологий, так и проблемами этих наук, потребовавших для своего решения создания мощных вычислительных средств. Успехи математики и физики, выделение как самостоятельных научных дисциплин кибернетики4 и общей теории систем5 заложили основы создания компьютеров первого поколения. Потребность решения теоретических задач гидро- и аэродинамики, ядерной физики и физики высоких энергий, электроники, космологии, метеорологии, химии, биологии, а в последние десятилетия и синергетики ускорили процесс компьютеризации. Феномен компьютеризации не только существенно повлиял на развитие целого ряда наук, но и вызвал к жизни самостоятельные науки, в первую очередь, информатику. Фундируясь успехами развития естественных и точных наук, в свою очередь, приводя к экспоненциальному росту научного знания, инициируя развитие новых наук и современных технологий, процесс компьютеризации выступает естественной составляющей научно-технического прогресса, находящийся в обратной связи с развитием науки и техники.

Таким образом, можно выделить две важнейшие причины возникновения феномена компьютеризации: 1. Потребности развивающихся точных, естественных и прикладных наук в мощных вычислительных средствах. 2. Достижения этих наук, достаточные для создания компьютерных технологий. Исследовательские проблемы наук образуют гносеологические и методологические «корни» компьютеризации, а научные достижения -онтологическое основание исследуемого феномена. Компьютеризация как общенаучный феномен. Исторический экскурс позволяет исследовать основные этапы развития естественных наук, легшие в основу создания компьютерных устройств и определившие становление феномена компьютеризации, выявить его гносеологические и эпистемологические основания, выделить те области знания, без которых становление этого феномена было бы невозможным. Мы полагаем, что генезис компьютеризации определяется следующими факторами. 1) Развитие особых разделов математики и математической логики: булевых алгебр (работы Буля, начало XIX в.), функций алгебры логики, теории множеств. 2) Развитие теории информации (работы Шеннона, 30-е гг. XX в.). 1) Развитие электроники, позволившей создать ламповые ЭВМ первого поколения (40-е гг.). 2) Развитие кибернетики (40-е - 50-е гг.). 5) Выделение в самостоятельную дисциплину прикладной математики и информатики и создание первых искусственных языков программирования (60-е гг.). 6) Успехи физики полупроводников и оптики, появление как самостоятельной науки микроэлектроники, приведшие к созданию компьютеров второго поколения (персональных) (70-е гг.). 7) Формирование в особый комплекс математических наук информатики и создание искусственных языков программирования второго поколения (70-80 гг.) 8) Появление и развитие синергетики и нелинейной динамики , инициирующие компьютерное моделирование нелинейных систем различной природы (70-80-е гг.) 9) Создание наноэлектроники и появление "суперкомпьютеров" третьего поколения (90-е гг.).

Из приведенного перечня следует, что феномен компьютеризации имеет весьма многочисленные и разнообразные эпистемологические корни и с этой точки зрения должен быть назван междисциплинарным естественнонаучным феноменом.

Условно можно выделить три "краеугольных" камня, три эпистемологических основания феномена компьютеризации: кибернетику, электронику и информатику, - хотя в его становление внесли вклад многие другие естественные и точные науки.

Особое место в процессе компьютеризации занимают исследования в области искусственного интеллекта7, возникшие на стыке математики, физики, кибернетики, психологии и к настоящему времени выделившиеся в самостоятельную научную дисциплину. Именно благодаря этим исследованиям остро стоящий в 60-е годы XX века вопрос "может ли машина мыслить?" получил положительный ответ, поскольку на ЭВМ удалось смоделировать некоторые интеллектуальные процедуры. Более того, некоторые программные продукты по результатам своей деятельности оказываются эффективнее, чем деятельность человеческого мозга. Однако некоторые успехи, достигнутые в области искусственного интеллекта, не позволяют ответить на другой вопрос: насколько адекватно с помощью "искусственного интеллекта" удается смоделировать существенные особенности работы естественного интеллекта, работу человеческого сознания? Для того чтобы снять некоторую некорректность поставленного вопроса, необходимо учесть то, что любой продукт искусственного интеллекта суть не что иное, как реализация некоторой модели интеллектуальных процессов.

Феномен компьютеризации: элементы

Историко-системный анализ феномена компьютеризации позволяет проследить его генезис и обратную связь с науками, техникой, искусством. Философское осмысление феномена компьютеризации должно начинаться с выделения его сущностных элементов, выяснения его функций и задач.

Созидаемые человеком компьютеры и их сети представляют собой технические устройства особого рода, предметы "интеллектуальной техники". Если непосредственный технологический процесс делает другие технически сложные приборы, например, телевизоры, функциональными, работающими, то сложное компьютерное устройство оказывается ненужной и нефункциональной "вещью", "электронным ящиком", без соответствующего "наполнения" - особых программ, обеспечивающих подлинную работу компьютера. Производя компьютеры, человек творит не просто технические устройства, а носители искусственного интеллекта, который не может существовать без посредства компьютера, по сути, создает электронный "мозг", которому надо не только дать жизнь, но и научить "мыслить". Именно по этой причине процесс создания компьютеров разбивается на несколько равнозначных этапов, компьютеризация как целостный феномен приобретает составляющие. Среди существенных элементов феномена компьютеризации, без каждого из которых он перестает существовать, по нашему мнению, необходимо выделить следующие: 1. создание устройств, входящих в компьютерные сети; 2. создание информационных технологий; 3. создание искусственных языков и специальных программ; 4. подготовка специалистов.

Особенностью создания компьютерных устройств и их модулей является то, что решение соответствующих инженерных и чисто технологических задач неизбежно ставит вопросы и проблемы, которые могут быть осмыслены как философские. Этот факт является следствием создания не просто технических устройств, а технического феномена особого рода, предназначенного для творения того, что в настоящее время принято называть "искусственным интеллектом". Естественно, что в этом случае ко всем проблемам, возникающим при создании технических устройств вообще и широко обсуждаемых философией техники19, добавляются новые философские и этические проблемы, требующие особого рассмотрения. Традиционно с техникой в философии связывались либо человеческие надежды выйти из собственной ограниченности и обрести свободу, дающую власть над природой и самим собой, либо угрозы существованию человечества, опасность всевозможных катастроф20. Оценка существования техносреды как уже свершившегося факта неизбежно приводит к необходимости осмысления сегодняшнего влияния техники на человеческое общество, а не оптимистических или пессимистических прогнозов по этому поводу. Создание компьютеров смещает акценты и ставит принципиально новую проблему - интеллектуального общения человеческого индивида с творимыми человеческой мыслью техническими устройствами. Что представляет собой «интеллектуальная» техника, как с ней общаться, к чему может привести подобное общение? - появление этих вопросов непосредственно связано с изучаемым нами феноменом, а их значимость требует философского осмысления. На наш взгляд, основными проблемами, возникающими при создании компьютеров, являются проблема искусственного интеллекта, уже достаточно исследованная, близкая к ней проблема «компьютер - телесная организация человека», проблема диалога "человек-компьютер" и проблема компьютерной виртуальной реальности, подробно обсуждаемая во второй главе этой работы.

И если элементы компьютеризации, несмотря на глубокую взаимосвязь, могут быть выделены и позиционированы по отдельности, то постановка и решение названных проблем связаны с комплексами элементов. Мы полагаем, что проблема искусственного интеллекта, в первую очередь связана с созданием компьютерных устройств и современных информационных технологий, а также созданием искусственных языков, хотя ее связь с подготовкой специалистов-компьютерщиков тоже прослеживается. Проблема диалога "человек-компьютер" зависит от всех элементов компьютеризации, но в наибольшей степени от создания искусственных языков. Изучая элементы компьютеризации, мы лишь обозначим возникающие философские проблемы, к решению которых еще только приступило научное сообщество.

Создание компьютерных устройств и информационных технологий. Проблема искусственного интеллекта. Важнейшим и первым элементом компьютеризации является создание информационных технологий и устройств, входящих в компьютерные сети. Компьютерные сети и информационные технологии являются реальным основанием компьютеризации, ее субстратом, "носителем". Создание компьютерных устройств и их сетей привело к впечатляющим результатам. Современный компьютер с быстродействием в 1 млрд. операций в секунду приближается по своим вычислительным возможностям к человеческому мозгу, содержащему 240 нейронов, соединенных 250 связями. На сегодняшний день в мире существует более 130 млн. компьютеров, 80% которых объединены в малые локальные или глобальную сеть Интернет. Интернет - огромное пространство, своего рода Космос с особой структурой, со своей системой обратной связи, с высокой скоростью обновления, дающий возможность получить практически любую информацию и отправить сообщение в любую точку планеты.

Одной из центральных проблем, связанных с созданием компьютерных устройств, является проблема искусственного интеллекта. Искусственный интеллект — едва ли не самая великая и самая давняя мечта человечества. Аристотель первым начал изучать законы мышления и способы взаимодействия с реальным миром, что составляет основу концепций искусственного интеллекта. Самые первые "мыслящие" машины были предназначены для увеличения скорости и точности арифметических вычислений и умели только считать. В 1642 французский математик и философ Блез Паскаль конструирует счетную машину, которая могла складывать и вычитать колонки цифр. В 1673 г. немецкий математик и философ Готфриб Лейбниц создал счетную машину, которая выполняла четыре действия и стала основой арифмометров.

Со временем задачи для интеллектуальных машин усложнялись, а их функции расширялись. В 1823 г. Чарльз Бэббидж сконструировал для помощи британскому морскому ведомству вычисляющую и печатающую машину, заменяющую мореходные таблицы. Работа не была завершена, но в результате появилась на свет идея о программировании действий вычислительной машины. Первым программистом, умеющим объяснять машине ее задачи на понятном ей языке, считается дочь Байрона, графиня Лавлейс.

Компьютеризация: единство реального, интерсубъективного и виртуального

Являясь комплексным естественнонаучным, техническим и социальным феноменом, компьютеризация имеет и сложные онтологические основания. Онтологическое исследование феномена компьютеризации позволяет выделить в нем реальный, интерсубъективный и виртуальный уровень. Наличие перечисленных уровней обусловлено сложной структурой феномена компьютеризации, целостность которого включает собственно компьютерные устройства, соединенные в глобальную сеть, комплекс создаваемых интерсубъективной интеллектуальной человеческой деятельностью программ, обеспечивающих функционирование компьютерной сети, и собственно продукт этого функционирования -компьютерную "виртуальную реальность", неотделимую от производящих ее компьютерных устройств. Исследование компьютеризации как онтологически сложного феномена невозможно без изучения каждого из этих уровней.

Компьютерные сети как реальное основание компьютеризации Реальный уровень феномена компьютеризации являют компьютерные сети. Компьютерные сети представляют собой актуальный субстанциональный фундамент феномена компьютеризации, его субстрат, "носитель". По принятому определению, компьютерная сеть - это группа компьютеров, которые соединены между собой таким образом, чтобы был возможен обмен данными между ними. Функционирование компьютерных сетей обеспечивают компоненты трех основных типов: 1) компьютеры; 2) средства передачи, такие, как кабели, телефонные или радиолинии; 3) некоторая совокупность рабочих процедур, или протоколов. В настоящее время, подавляющее большинство компьютеров объединено в компьютерные сети.

Компьютерные сети используются для получения доступа к отдельным компьютерам, передачи файлов данных от одного компьютера другому или пересылки электронной почты. Они обеспечивают широкий доступ к таким централизованным информационным службам, как каталоги библиотек или базы данных юридической либо медицинской информации, а также связь между предприятиями бизнеса, с одной стороны, и их заказчиками и поставщиками - с другой. Они осуществляют также дальнюю двустороннюю іерсональную связь между отдельными абонентами. Предусматривается, фоме того, связь для систем заводской автоматики, банкоматов и терминалов розничной торговли.

Общеизвестно, насколько компьютерные сети ускорили )аспространение информации в современном обществе, поистине )еволюционизировав этот процесс, переводя его на принципиально иную снову. Доступ к таким источникам информации, как базы данных, лектронные доски объявлений и глобальная служба WWW, при помощи :омпьютерных сетей может осуществляться почти мгновенно и притом с дновременной рассылкой электронных сообщений тысячам пользователей омпьютеров.

В настоящее время компьютерные сети представляют собой повальную всемирную структуру. Антиглобалисты всего мира, ведущие орьбу против процессов государственного и политического объединения пускают из виду уже свершившийся факт: социальная, межнациональная, кономическая глобализация реально существует и определяется функционированием всемирной сети Интернет.

Интернет начал развиваться в России в первой половине 90-х годов как эмпьютерная сеть науки и образования. Это было ответом на резко обострившуюся проблему информационного голода российской фундаментальной и прикладной науки. Интернет представляет собой уникальную технологию хранения и доступа к информации самого различного вида. Использование мультимедиа-технологий Интернета дает уникальные возможности для представления научной и учебной информации. Информационные технологии Интернета являются базовыми для реализации социальных технологий информационного общества. Интернет с неизбежностью становится объектом не только социально-гуманитарных, но и естественнонаучных исследований.

Наиболее часто возникающий при обсуждении проблем Интернета гуманитариями образ - это море с погруженной в него Сетью. Всемирная компьютерная сеть характеризуется следующими свойствами. 1) Глобальность. В настоящее время в мире нет ни одной страны, не интегрированной в Интернет. Пользователями всемирной компьютерной цепи являются сотни миллионов людей из разных социальных групп, практически всех национальностей и вероисповеданий. 2) Огромная информационная емкость. По данным фирмы Alexa Internet (http://www.alexa.com/), объем информационного наполнения глобальной информационной сети составил в 1999 году около 12 терабайт информации. Для сравнения, информационная емкость легендарной Александрийской библиотеки примерно 1011 байт, примерно в 101 (миллион миллиардов!) раз меньше. Согласно результатам того же исследования, в среднем в Сети ежедневно появляется полтора миллиона новых страниц жоло 20 в секунду. Информационная перистальтика Сети беспрецедентна! 3) Сложная структура. Интернет является уникальным по своей ложности объектом, системой с бесконечно большим числом степеней вободы, поэтому попытки описать его методами отдельных наук гаталкиваются на значительные трудности.

С точки зрения кибернетики, Интернет - это большая сложная транспортно-информационная система из грибовидных (дипольных) структур, шляпка каждой из которых представляет собой мозг человека, сидящего за компьютером, в совокупности с самим компьютером, который как бы является искусственным продолжением мозга, а ножка - либо телефонная сеть, соединяющая компьютеры, либо эфир, через который передаются радиоволны.

Многие исследователи принципиально не исключают самой возможности возникновения особых форм жизни в компьютерной Сети. Так, Стивен Хокинг, выдающийся современный английский астрофизик и космолог, еще пять лет назад заявил, что компьютерные вирусы следует считать одной из форм жизни. По его мнению, хотя компьютерные вирусы не имеют собственного "обмена веществ", они вполне могут "паразитировать на зараженном компьютере, используя его метаболизм", точно так же настоящие вирусы паразитируют на пораженных ими организмах. "Единственная созданная человеком форма жизни, - подчеркнул Хокинг, имея в виду компьютерные вирусы, - служит исключительно для разрушения. Мы создали жизнь по своему образу и подобию".

С точки зрения такой междисциплинарной науки, как синергетика, Интернет представляется уникальной саморазвивающейся и экспансирующей системой, причем за глобальной экспансией Сети никто не стоит, Интернет никем не контролируется и сознательно никем никуда не направляется в своем поистине самостоятельном развитии. По-видимому, проблема самоорганизации, инициировавшая научную революцию конца двадцатого века, возникает и в связи с развитием глобальных информационных систем. Мы стали свидетелями рождения глобальной иерархически организующейся системы - Интернета, который хотя и является продуктом человеческой деятельности, но в силу своей сложности не только самостоятельно эволюционирует, но в определенной степени направляет эволюцию своего создателя. Удивительным кажется тот факт, что в отличие от большинства известных синергетике иерархических систем, всемирная компьютерная сеть является не природной или социальной, а технической системой.

При любом ходе исторического спора о доминирующих проблемах и тенденциях XXI века проблема развития Интернета кажется одной из самых важных. Возникающая между социумом и всемирной компьютерной сетью обратная связь усиливает Сеть. Важнейшие геополитические проблемы конца двадцатого века, в частности массовое образование новых национальных государств, а также социальные проблемы до настоящего времени влияли на развитие сети Интернет только положительно.

Структура пространства виртуальной реальности

Свойства виртуального пространства. Согласно принятой в физике ; математике классификации, свойства пространства делятся на метрические протяженность, длина) и топологические (размерность, непрерывность и вязность)57. Эти характеристики вводятся и для реального физического ространства, и для идеальных математических пространств. Очевидно, что иапазон изменения пространственных характеристик гораздо шире в деальном случае. Будучи плодом творения человеческой мысли, хотя и тражая некоторые реальные сущности, идеальное (абстрактное) ространство допускает существование объектов бесконечной и нулевой ротяженности, может обладать любой положительной целой размерностью т.д. На наш взгляд, инфотехносреда порождает виртуальное пространство с юбыми свойствами: 1) Это пространство локализовано в ноосфере. 2) Это пространство является переносчиком основных типов фтуальных "взаимодействий", именно в нем перемещаются основные фтуальные потоки: коммуникационный, информационный, научный, и увлекательный. 3) Это пространство является вместилищем всех виртуальных уьектов, создаваемых глобальной компьютерной сетью. 4) Размерность этого пространства не определена и фрактальна.. Локализация пространства компьютерной виртуальной реальности в юсфере очевидна и связана с тем фактом, что инфотехносреда есть продукт ггеллектуальной и практической деятельности человеческого сообщества.

В настоящее время основная масса информационно-іммуникационньїх потоков перемещается внутри инфотехносреды и именно іагодаря ее существованию. Именно так,, например, циркулирует [формация во всех масс-медиа, банковских системах, в сети "Интернет", іавной особенностью всех распространяющиеся в инфотехносреде ртуальных потоков, вне зависимости от их функций и "природы", является , что все они направлены на взаимодействие всего социума, тех или иных циальных сообществ или отдельных индивидуумов.- Поэтому все ртуальные потоки можно классифицировать как виртуальные социальные агшодействия.

Именно в инфотехносреде локализуются созидаемые виртуальные 5ъекты: «виртуальные продукты», «виртуальные организации», зиртуальные магазины», «виртуальные деньги», «виртуальные приборы», зиртуальные экспериментальные установки» и т.д.

Размерность виртуального пространства («киберпространства») эзволяет помещаться в нем одномерным, двумерным и. трехмерным 5ъектам. Однако существующие средства компьютерной графики уже дтаются создать и поместить в этом пространстве объекты большей ізмерности. Именно с растущими возможностями новых компьютерных :хнологий связана неопределенность размерности инфотехнопространства. озможная многомерность — одно из основных отличий киберпространства : реального физического. Кроме, того, реальное физическое пространство шадает такими характеристиками, как связность и непрерывность, в то емя как виртуальное пространство, создаваемое инфотехносредой, связано существованием множества сингулярностей,. каковыми: являются жализации компьютерных устройств. Киберпространство проявляет себя: лько в тех точках реального пространства, где располагаются компьютеры [и связанные с ним технические устройства. Исчезновение компьютеров іизбежно приведет к исчезновению инфотехно пространства.

Известно, что в математике множества с бесконечно большим числом юстранственно разделенных рингулярностей, особенностей, принято ассифицировать как фрактальные. При характеристиках подобных южеств принято вводить не классическую евклидову размерность,- а юбную размерность, называемую фрактальной . Для подобных множеств ряет смысл классическое определение таких основных характеристик, какпина, протяженность, площадь. В: настоящее время известно, что рактальной структурой обладают многие естественные и искусственные ЇТИ, например нервная сеть человека и животных, сети автомобильных и елезных дорог60. По-видимому, фрактальной структурой обладает и ;емирная; компьютерная сеть, порождающая инфотехносреду и іределяющая; ее фрактальную природу. Именно по этой причине осмысленными представляются вычисления; общей протяженности юбальной компьютерной: сети: множество разделенных сингулярностей: [ространственно разнесенных компьютеров) не позволяют сделать это солько-нибудь точно..

Таким образом, инфотехносреда; является пространством і f шествования компьютерной виртуальной реальности, обладающим1 рактальной размерностью не менее трех, и обеспечивающим іспространение различных виртуальных потоков.

Виртуальное время. В связке" с компьютерным виртуальным эостранством выступает виртуальное "время". Существует мнение, гласно которому виртуальности присуще свое собственное время.61

Во-первых, виртуальность требует новой постановки проблематики, жтинуума:. человек получил возможность объективировать способ, торым время является ему, создавать длительность. Временные параметры )мпьютерной виртуальной реальности задаются человеческим сознанием. :ли процессы в природе протекают в реальном: физическом времени, а ординация между ними в сознании формируется - в рамках естественной ггановки временного восприятия, то при констатировании виртуальной .

Похожие диссертации на Феномен компьютеризации: парадигмальный и онтологический аспекты