Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности Большунова Лариса Николаевна

Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности
<
Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Большунова Лариса Николаевна. Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Новосибирск, 2000 226 c. РГБ ОД, 61:01-19/74-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ»

1. Генезис эмпатии 10-41

2. Виды эмпатии 41-60

2.1 Художественная эмпатия 41-48

2.2 Праксическая эмпатия 48-54

2.3 Социальная эмпатия 54-60

3. Развитие эмпатии 60-71

ГЛАВА II. МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ

1. Эстетическое как особое явление в культуре 72-84

2. Музыка как специфический язык эмоций и чувств 84-103

3. Психофизиологические аспекты їйузьїкаль'ного восприятия 103-109

4. Музыкальные средства развития эмпатии. 109-127

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ЛИЧНОСТИ

1. Организация и методы экспериментального исследования 128-141

2. Анализ результатов формирующего эксперимента 141-168

3. Анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента 168-178

Заключение 179-184

Список используемой литературы 185-192

Приложения 193-226

Введение к работе

В условиях дефицита теплоты человеческих отношений, резких негативных изменений социально-экономической структуры общества не только перед молодежью, но и перед людьми более старшего поколения встает проблема одиночества, непонятости, неразделенности. Отсутствие понимания, сопереживания и сочувствия толкает людей на поиски выхода из создавшейся ситуации. Иногда этим решением бывает уход в призрачную реальность: наркомания, преступность, попытки суицида.

Закономерно возникает вопрос об истоках такой отчужденности, холодного безразличия, о причинах исчезновения доброго эмоционального отношения людей друг к другу.

В связи с этим проблема эмпатии как проблема сочувствия и сопереживания становится актуальной для нашего времени и общества (Т.П. Гаврило-ва, 1974; Л.П. Стрелкова, 1978; Г.М. Бреслав, 1984; А.В. Запорожец, 1984; О.И. Никифорова, 1986). Способность к эмпатии понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость и внимание к другим людям, их горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою уникальность, она становится более чувствительной и способной принять уникальность и индивидуальность других. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих его признаков. (К. Роджерс, Э. Фромм, Д. Келли, А. Адлер, А. Маслоу).

Развитие эмпатии является важной психологической и социальной проблемой, от решения которой зависит развитие творческой и гуманистической основы человека на пороге третьего тысячелетия. Наличие эмпатии оказывает глубокое воздействие на общее развитие личности: развивается эмоциональ ная сфера, совершенствуется мышление, повышаются адаптивные и коммуникативные возможности, человек становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Теоретический анализ основных направлений в изучении эмпатии позволил выделить следующие:

Представители первого направления А. Смит (1759), Г. Спенсер (1870), А. Шопенгауэр (1840), Р. Шелер (1843) рассматривали эмпатию как регулятор взаимоотношений между людьми в обществе, придавая эмпатии значение нравственности. Они говорили об эмпатии (они называли ее симпатией) как о свойстве человеческой души, придавая симпатии этическую направленность.

В немецкой философии и эстетике Т. Липпса, Р. Фишера, И. Фолькельта, и К. Грооса понятие симпатии приобретает специфический вид познания «вчувствования» сущности предмета или объекта.

Третье направление представлено американскими практическими психологами Мак Дауголлом (1889), Р. Ашем (1920), Г. Оллпортом (1924), которые рассматривали эмпатию на уровне инстинкта и рефлекса. Тем самым они не учитывали многообразие социальных ситуаций и различные формы сложного реагирования на них человека.

Работы по изучению эмпатии, ее развития, проведенные в последующие годы, ассимилируют значения, полученные при исследовании феномена эмпатии и ее уникального механизма — идентификации: развитие креативности (М. Чехов, 1970; Г.Г. Нейгауз, 1975; А.П. Мейерхольд, 1983; К.С. Станиславский, 1989; Е.Я. Басин, 1996), снятие и нивелирование негативных проявлений в формировании и развитии эмоциональной сферы дошкольников (Г.М. Бреслав, 1984; А.В. Запорожец, 1984; Л.П. Стрелкова, 1987), развитие профессиональных качеств в области психотерапии и консультирования, психолого-педагогической деятельности (К. Роджерс, 1994; А. Айви и М. Айви, 1995; Д. Сандлер, К. Дэр, А. Холдер, 1995; И. и М. Польстеры, 1997; П. Холмс и М. Кар, 1997).

Проблемы развития эмоциональной отзывчивости рассматриваются в различных аспектах в трудах Б.М. Теплова, В.В. Медушевского, В.И. Петру-шина, Е.В. Назайкинского и др. Однако в настоящее время остается малоизученным вопрос о влиянии музыки на развитие эмпатии. Это послужило причиной выбора темы исследования «Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности». Все виды музыкальной деятельности (слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, сочинение музыки) обеспечивают развитие эмпатии. Их особенности и тесная взаимосвязь усиливают динамику ее развития.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, чтобы изучить влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности, построить оптимальную систему музыкального воздействия, направленную на развитие эмпатии студентов. Под развитием эмпатии мы понимаем способность к децентрации, то есть умение встать на позицию другого и с этой позиции осуществлять действия и поступки; способность к идентификации себя с другими людьми и их проблемами.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — развитие эмпатии личности в условиях музыкальной деятельности студентов педагогического университета.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — средства музыки, развивающие эмпа-тию в различных видах музыкальной деятельности.

Анализ литературных источников по проблеме и результаты пилотажных исследований позволили сформулировать ГИПОТЕЗУ, имеющую следующие допущения:

1. Музыка может выступать как фактор развития эмпатии человека, поскольку музыкальное воздействие носит эмоциональный характер, это соответствует природе эмпатии, в основе которой лежит эмоциональное свойство.

2. Специфические характеристики языка музыки обладают потенциальной возможностью влияния на принятие и понимание себя и другого человека.

3. Условием развития эмпатии выступает сочетание эмпатии педагога и соответствующее эмоциональное состояние студента.

При изучении эмпатии мы придерживались подхода к ней как к определенной способности понимания и познания другого, актуализации и принятия своей индивидуальности, представленного в концепциях А. Маслоу, Э. Фромма, К. Роджерса.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие ЗАДАЧИ:

1. Изучить психологическую сущность эмпатии

2. Определить виды эмпатии.

3. Выявить и изучить факторы, влияющие на развитие эмпатии.

4. Рассмотреть музыкальное восприятие в контексте одного из видов музыкальной деятельности.

5. Разработать и использовать в учебном процессе экспериментальную методику по развитию эмпатии средствами музыки.

6. Проверить в экспериментальном исследовании эффективность влияния музыкальных средств на развитие эмпатии личности.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явились теоретические положения отечественных психологов.

Во-первых, исследование опиралось на деятельностный подход. (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, B.C. Мерлин). В деятельност-ном подходе рассматривается развитие эмпатии как развитие определенной способности в целостной структуре личности и индивидуальности. (Б.М. Те-плов, В.Д. Небылицын, К.С. Станиславский).

Во-вторых, использовался принцип детерминизма (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, И.А. Джидарьян), который понимается в психологии «как законо мерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов» (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1985, с. 80).

Другой принцип — диалектический, позволяющий рассматривать эмпа-тию и процесс ее развития в единстве внутреннего и внешнего, социального, индивидуального, физического и психического. «Любая реальная актуальная действительность имеет и внешнее и внутреннее, и они связаны между собой нераздельно. Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне» писал Б.Ф. Ломов в 1984 году. («Методологические и теоретические проблемы психологии»).

В-третьих, исследование опиралось на системный подход (Б.Ф. Ломов, Э.А. Голубева), в контексте которого эмпатия рассматривается в рамках основных признаков системности: целостности и динамичности. Это направление представляет собой разработку психологической природы познания, связь природы познания с эмоциями, перевод психологических закономерностей и механизмов во внешние проявления.(А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.К. Маркова).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки. Качественными методами исследования выступили: теоретический анализ психологических, психолого-педагогических проблем эмпатии, наблюдение, формирующий эксперимент. Количественным методом исследования явился адаптированный тест Дж. Гилфорда и М. Салливена по исследованию социального интеллекта. Понятие «социальный интеллект» введено Ю. Емельяновым и трактуется им следующим образом: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события». Был использован экспресс-диагностический опросник эмпатии И.М. Юсупова, авторская музыкальная методика.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Впервые в исследовании поднимается вопрос о развитии эмпатии одним из видов искусства — музыкой. Обладая уникальным и специфическим языком, она регулирует и динамизирует процесс эмоциональной отзывчивости, обостренности восприятия, осуществляет познавательную и креативную функции, тем самым, способствуя познанию и принятию себя и других людей.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ диссертации состоит в том, что определены виды эмпатии, разработана методика развития эмпатии студентов средствами музыки.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ исследования заключается в следующем: знание о результативности воздействия музыки на развитие эмпатии как необходимого психолого-педагогического качества может быть более глубоко и длительно использовано в процессе обучения студентов. Музыкальная методика может применяться для своеобразного, качественного развития эмоциональной сферы студентов в понимании себя и других людей, экспресс-диагностические данные могут использоваться на вступительных экзаменах при проведении собеседования.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

l.Ha развитие эмпатии как способности понимать себя, окружающий мир, сопереживать другим существенное влияние оказывает музыка.

2. Специфический язык музыки, обладающий ассоциативностью, интернациональностью, абстрактностью и знаковой системой, актуализирует эмоциональную отзывчивость в понимании и принятии человека человеком.

3. Условия обучающей музыкальной деятельности оказывают влияние на развитие эмпатии студентов.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные теоретические положения и резуль-таты исследования докладывались и обсуждались на II Международной конференции, посвященной 60-ю образования Новосибирской области «Развитие личности в системе непрерывного образования» (1997); на конференции, посвященной 10-ю факультета педагогика и психология дошкольника «Ребёнок в системе образования» (1997); на заседаниях кафедры факультета начальных классов и аспирантских семинарах Новосибирского педагогического университета (1998-1999).

ПУБЛИКАЦИИ. По материалам исследования имеется 7 публикаций.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Выполненное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Генезис эмпатии

До сих пор не существует общепринятой теории эмпатии и единого понимания проблемы, несмотря на многочисленные и обширные исследования в этой области.

Понятие «эмпатия» имеет долгую и продолжительную историю, генезис его уходит корнями в древнегреческую философию, где оно понимается как симпатия и трактуется как духовная объективная общность, в силу которой люди сочувствуют друг другу.

С древнейших времен привлекало и привлекает внимание философов-эстетиков особое переживание, которое можно было назвать эстетическим чувством трагического.

Еще Платон, рассматривая природу эстетического переживания, отмечал, что в самой жизни наша чувственная душа при «наших собственных несчастиях... жаждет выплакаться, выстрадаться и утолить свою печаль...». В противоположность этому, воспринимая, например, горе и печаль, выраженные в трагическом произведении, мы получаем удовольствие и не хотим «лишиться этого удовольствия»... Произведения искусства вызывают и другие чувства. «Также, что касается любовных наслаждений, гнева, всех влечений, горестей и душевных радостей, о которых мы говорим, что они сопровождают наши дела, — все это в нас поддерживается поэтической имитацией, ибо поэзия питает и лелеет все эти чувства, а они должны были бы зачахнуть, поэзия доставляет им власть над нами» (Античные мысли об искусстве, 1938, с. 104).

Платон признает, что произведения искусства при их восприятии вызывают у человека разнообразные чувства, (горе, печаль, радость, гнев и т. д.), которые сопровождаются удовольствием и наслаждением. Но хотя Платон и говорит о том, что произведение искусства вызывает у человека разнообразные чувства, переживания, сопровождаемые удовольствием и наслаждением, он не объясняет действительной причины возникновения этого переживания, так как считает, что «чувство ритма и гармонии, сопряженное с наслаждением», даровано человеку богами «взамен передышки от трудов» (Там же, с. 107).

Учение Платона об эстетическом переживании развивает Аристотель. Исследуя воздействие на человека произведения искусства трагического характера, Аристотель приходит к выводу, что у него (человека) происходит «путем сострадания и страха очищение подобных аффектов» (Аристотель, 1957, с.56). При восприятии трагического произведения искусства «сострадание возникает к безвинно-несчастному, а страх — перед несчастием нам подобного» (Там же, с.82). Надо, отмечает Аристотель, «чтобы всякий, слушающий о происходящих событиях, содрогался и чувствовал сострадание по мере того, как развёртываются события» (Там же, с.82) Но не всякое произведение искусства вызывает у человека сострадание. Если в произведении искусства «враг заставляет страдать врага, то он не возбуждает сострадания, ни совершая свой поступок, ни готовясь к нему, разве только в силу самой сущности страдания; точно также, если так поступают лица, относящиеся друг к другу безразлично. Но когда эти страдания возникают среди друзей, например, если брат убивает брата; или сын — отца, или мать — сына, или сын — мать, или же намеревается убить, или делает что-либо другое в этом роде», возникает сострадание (Аристотель). Способность человека при восприятии произведений искусства испытывать особые «душевные движения» Аристотель объясняет тем, что в силу природы, общей всем людям, человек способен воспринимать чувства других людей в самой жизни и также воспринимает их при передаче каких-либо чувств в произведении искусства.

В этой связи, «симпатия» и «эмпатия» в древнегреческой философии созвучны таким понятиям как сопереживание, сострадание. Поэтому эти понятия были объектом изучения философских дисциплин — этики и эстетики.

Известно, что понятие симпатии, было тщательно разработано А. Смитом, Г. Спенсером и А. Шопенгауэром и созвучно понятию вчувство-вания, возникшему в немецкой философии и эстетике у Т. Липпса, Р. Фишера, И. Фолькельта и К. Грооса.

В своих этических системах Смит, Спенсер и Шопенгауэр понимают и представляют симпатию как свойство человеческой души и рассматривают её в качестве регулятора взаимоотношений между людьми в обществе, основы совести, альтруизма, справедливости.

Эстетическое как особое явление в культуре

В середине XVIII века немецкий учёный Баумгартен развивает теорию о чувственном восприятии, которая в конечном итоге стала учением о прекрасном. Для него прекрасное — это совершенство чувственного восприятия. Под «эстетическим восприятием» понимается восприятие красоты, под «эстетическим наслаждением» - удовольствие, доставляемое красотой, под «эстетической оценкой» -оценку предмета с точки зрения наличия или отсутствия в нём красоты, под «эстетическим воспитанием» - воспитание в человеке способности любить и понимать прекрасное. А поскольку искусство посвящено созданию прекрасных произведений, постольку выражения «эстетическое восприятие», «эстетическое наслаждение», «эстетическая оценка», «эстетическое воспитание» получили еще более узкий смысл: «восприятие искусства», «наслаждение, доставляемое искусством», «оценка художественных качеств произведения искусства», «воспитание любви к искусству и способности глубоко и тонко понимать искусство».

Мы обращаемся к субъективно-объективной стороне эстетического освоения — к эстетическим чувствам, вкусам, оценкам, переживаниям, идеям, идеалам.

Любое эстетическое суждение содержит двойную информацию - об объекте и субъекте. Рассматривая эстетическое как единство объективного и субъективного, мы понимаем субъективное как индивидуальное, только как моё личное отношение к предмету, но как человеческое, т.е. такое отношение человека к миру, которое обусловлено его существенным бытиём. Поэтому индивидуальное выступает своеобразным отражением общечеловеческого, исторического, национального в человеке. Таким образом, в эстетическом освоении действительности социально-исторический опыт человечества становится объективным материалом для субъективного вкуса каждого отдельного человека. В качестве субъекта по отношению к объекту эстетического восприятия может быть и личность, и нация, и человеческое общество в целом.

Следующее понятие, которое мы рассмотрим несколько подробнее -- культура (латинское cultura) — возделывание, обрабатывание. Под культурой мы будем понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики, характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Почему мы называем эстетическое особым явлением в культуре? Культура отличает человека от всех других существ, это явление эстетического порядка, представленное через развитие чувств, чувствований и переживаний и являющееся свойством организованной материи.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура является способом творческой самореализации человека. Поэтому знакомство и постижение других культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Культура — это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души.

Понимая культуру как способ творческой самореализации человека, мы выделим в ней такую форму общественного сознания, как искусство, которое понимается нами как художественно-образное освоение действительности. Искусство выступает одновременно как особая форма практического действия, как особая форма общения людей, как особая форма познания и как особая форма ценностной ориентации. Это единство мы и называем художественным.

Организация и методы экспериментального исследования

В основе экспериментального изучения развития эмпатии средствами музыки у студентов педагогического университета лежали принципы гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Д. Чермс, М. Ксикзен-тмихали, Э. Фромм и др.), которые предлагали организовать преподавание как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, как эм-патическое понимание позиции другого, сочувствие и сопереживание чувствам и положению другого.

В своей книге «Развитие Я-концепции и воспитание» Роберт Берне сформулировал основные принципы, которыми должен руководствоваться в своей работе педагог, стремящийся добиться гуманизации межличностных взаимоотношений с учащимися и на этой основе актуализации всех личностных проявлений.

Вот некоторые из них.

1. С самого начала и на протяжении всего учебного процесса педагог должен демонстрировать учащимся своё полное доверие.

2. Он должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группой, так и перед каждым учащимся в отдельности.

3. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.

4. Он должен развить в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

5. Он должен быть активным участником группового взаимодействия.

6. Он должен открыто выражать группе свои чувства.

7. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.

Мы стремились создать условия, при которых эмпатическая способность студентов раскрылась и развилась бы наиболее полно. Основным средством развития эмпатии студентов была музыка. Этическое воздействие музыки на эмоциональную сферу человека было отмечено ещё древнегреческими философами, которые видели его суть в подражательной природе музыки. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике была разработана целая система музыкальных средств для воспитания соответствующих черт характера.

В средние века в рамках теории аффектов была установлена связь между эмоциональными проявлениями человека в жизни и способами их отражения в музыке. В теории подробно рассматривалось взаимодействие средств выразительности и их действие на людей.

Современный отечественный исследователь В.В. Медушевский указывает на наличие определённого соответствия между семантической структурой музыкального произведения и ответной эмоциональной реакцией человека.

Многочисленные последующие исследования показали взаимосвязь воздействия музыки и эмоциональный сферы человека (В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин, Д.Б. Кабалевский, Г.Г. Нейгауз), однако проблема эмпатии и её развитие средствами музыки мало изучена, что послужило причиной обращения к ней.

Основной задачей нашего дальнейшего исследования стала разработка и использование в учебном процессе экспериментальной музыкальной методики развития эмпатии студентов.

Экспериментальное исследование, проводимое нами, имело 3 основных этапа.

Первый, в течение которого был выявлен общий уровень эмпатии и виды её направленности, эмпатическая способность к познанию другого и на этой основе способность к прогнозированию межличностных отношений, мы обозначили как констатирующий эксперимент.

Второй этап состоял в организации процесса обучения, способствующего развитию динамики эмпатии с помощью средств музыки. Для проведения формирующего эксперимента нам было необходимо выделение экспериментальной и контрольной групп.

Похожие диссертации на Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности