Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние творчества на развитие отношений личности Галин Александр Латыпович

Влияние творчества на развитие отношений личности
<
Влияние творчества на развитие отношений личности Влияние творчества на развитие отношений личности Влияние творчества на развитие отношений личности Влияние творчества на развитие отношений личности Влияние творчества на развитие отношений личности Влияние творчества на развитие отношений личности Влияние творчества на развитие отношений личности Влияние творчества на развитие отношений личности Влияние творчества на развитие отношений личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Галин Александр Латыпович. Влияние творчества на развитие отношений личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Новосибирск, 1999 211 c. РГБ ОД, 61:00-19/170-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психологическая природа отношений личности 9

1. Изучение отношений личности в психологии 9

2. Психология установки и психология отношений 26

Глава 2. Творчество и преобразование отношений личности 32

1. Психологическая сущность творчества 32

2. Методы исследования творчества и отношений личности 53

3. Взаимосвязь творчества и отношений личности 61

Глава 3. Исследование влияния творчества на развитие отношений личности путем психологических опросов 84

1. Уровни творчества и уровни отношений личности 84

2. Научное творчество и образ жизни 107

3. Управление синтезом в развитии отношений 123

Заключение 133

Литература 139

Приложения 153

Введение к работе

В настоящее время продолжает развиваться психология творчества (Пономарев Я. А. 1976, 1987, Ушаков Д. В., 1997, Богоявленская Д. Б., 1997, Ниренберг Дж., 1996, Айян Д., 1997, Зденек М. 1997, Де Боно Э., 1997 и др.).

Развивается и психология личности. В ней, в частности, заложены основы психологии отношений (Лазурский А. Ф., 1997, Мясищев В. Н., 1960, 1995, Мерлин В. С, 1988 и др.). Сборник работ В. Н. Мясищева (1995) показывает, что уже до 1970 года наметились большие возможности развития психологии отношений. Однако эти возможности до сих пор в значительной степени не реализовались.

В художественной литературе, литературе, посвященной описанию творчества музыкантов, актеров, писателей, ученых часто встречаются указания на то, что человек, систематически занимающийся творчеством, иначе, чем окружающие, относится к себе, к результатам своего труда, к общению, к различным сторонам жизни.

Многочисленны замечания А. С. Пушкина (1959) на этот счет, например, об отношении поэта к Вдохновению, к свободе, к оценке произведений окружающими и т.п. М.М. Пришвин (1985) ясно выражает свое отношение к работе подсознания, отношение к общению, говорит об отражении состояний человека в воспринимаемой им природе и о других отношениях, связанных с творчеством. С. Моэм (1991) характеризует отношения художника и окружающих. Дж. Лондон (1986) пишет о борьбе писателя за признание его творчества. Е. Образцова подробно характеризует отношение певицы к художественному материалу (Шейко И. П., 1984), актерское видение реальности подробно характеризуется у К. С. Станиславского (1985), Ян Парандовский (1990) говорит о многих особенностях отношений писателя и к себе, и к жизни, к условиям работы.

Ученые также обращают на это внимание. Так, Б. М. Кедров (1970), характеризуя творчество Д. И. Менделеева, говорит об отношении к роли подсознания в научном творчестве, подробно эти вопросы обсуждаются Ж. Адамаром (1970). На значение подсознания в научной работе обращали внимание Г. Гельмгольц (1981), Д. Пойа (1957). Отношение ученого к критике, к общению с окружающими, к работе своего подсознания и многие другие рассматривает Г. Селье (1987). Борьбу творческой личности с внешним окружением в случаях, если оно мешает творчеству, показывают Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин (1994).

Творчество, если оно проявляется в поведении достаточно систематично, преобразует всю личность и, в частности, отношения личности с окружающими, отношения к различным сторонам жизни.

Многочисленны замечания психологов о своеобразии отношений к различным сторонам жизни лиц, систематически занимающихся творчеством.

А. Ф. Лазурский отмечал, что представители высшего психического уровня не только приспосабливаются к окружающей среде, но и стремятся "переделать окружающую действительность согласно собственным влечениям, потребностям и идеалам" (Лазурский А. Ф., 1997, с. 145).

За известными работами Е. П. Торранса можно угадывать отношение творческой личности к стандартным и не стандартным решениям (Torrans Е. Р., 1966), А. Ф. Осборн как бы выражает отношение к критике и возражениям, предлагая в "мозговом штурме" разделять стадию порождения идей от их оценивания, Дж. Гордон в синектике как бы показывает отношение творческой личности к воображению, однако, это отношение в явном виде не определяется и не исследуется. Необходимость исследований взаимосвязей личностных качеств и творчества следует из обзорной работы Delias М., Gaier Е. L. (1970).

А. Г. Маслоу (1995,1997), характеризуя самоактуализирующихся личностей, обязательной чертой которых является творчество, говорил о

"позитивном стремлении к уединению", о "демократической структуре характера", о способности соединять в поведении сознательное и бессознательное. Многие особенности самоактуализирующихся личностей в неявной форме характеризуют своеобразие их отношений к себе и окружающему миру.

В. Д. Шадриков (1997) также подчеркивает роль объединения подсознания и сознания для творчества, интеллектуального порыва, духовности, тем самым характеризует отношение творческой личности к движениям подсознания.

Д. Б. Богоявленская (1997) пишет о спонтанности творческих решений, подчеркивая их непланируемость, непредсказуемость.

Ряд примеров можно было бы продолжить. Из них вытекает следующий общий вывод: развитием психологии подготовлен новый этап изучения влияния творчества на развитие отношений личности.

Правильны следующие позиции: "Современные развитые общества предъявляют к своим гражданам требования овладения навыками творческого мышления" (Стернберг Р., Григоренко Е., 1997, с. 211). "Нам необходимо воспринимать творчество серьезно, так как оно станет ключевым компонентом в бизнесе, политике и личной жизни в будущем" (Де Боно Э., 1997, с. 94).

Неадекватные отношения к сторонам творчества, к самому себе, к окружающим могут творческое поведение тормозить или останавливать. Адекватные или правильные отношения, наоборот, могут творческий потенциал личности освобождать. Это показывает большое социальное значение исследования внешних и внутренних условий раскрытия творческих способностей, в том числе и отношений личности, создающих благоприятные условия для развития творчества, подчеркивает актуальность психологического изучения отношений творческой личности, их изменений по мере развития творчества.

Новые личностно-психологические черты могут быть устойчивыми, если они намечены не умозрительно, но проявляются в деятельности человека, отражаются в его образе жизни и поддерживаются им. Это многократно подчеркивалось В. Н. Мясищевым (1960), В. Г. Леонтьевым (1992, 1993, 1995) и другими.

Изучая творчество, в особенности в аспекте устойчивого проявления творческой активности, необходимо прослеживать связь творчества и образа жизни человека.

Цель исследования: разработать новые, дополнительные к существующим, пути психологической помощи развитию творческой личности.

Гипотеза: творчество выделяет новый круг значимых отношений личности и совершенствует их, в свою очередь, улучшенные отношения личности, формируя новое поведение, способствуют творчеству.

Задачи исследования:

1. Изучить отношения личности, прямо связанные с творчеством, показать направление желательного изменения этих отношений для развития творческой деятельности.

2. Определить уровни развития отношений, связанных с творчеством, у испытуемых исследуемых групп.

3. Разработать методы психологической помощи в развитии отношений личности, связанных с творчеством, до более высокого уровня.

Объект исследования: отношения личности к различным сторонам жизни.

Предмет исследования: преобразование отношений личности под влиянием творчества.

Исследуемый контингент: исследование проводилось в Новосибирском государственном университете (НГУ): в СУНЦ НГУ - Специализированном учебно-научном центре НГУ (в физико-математической школе им. М. А.

Лаврентьева (ФМШ), которая входит в структуру СУНЦ), на факультете естественных наук (ФЕН) НГУ, в Институте по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук (ИППК) НГУ, на факультете повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений (ФПКП) НГУ. Пробы коррекции отношений проводились также на спецфакультете практических психологов Новосибирского государственного педагогического университета (СПП НІ НУ).

Методы диссертационного исследования. В процессе исследований использовались методы наблюдений, опросов, методика Г. Айзенка (экстраверсия, нейротизм, ложь), методика Б. Я. Первомайского (определение функционального уровня первой или второй сигнальной системы), авторская методика "стиль мышления", определяющая у испытуемых преобладание образного или понятийно-логического мышления. В некоторых случаях анализировались показатели успешности учебной деятельности испытуемых.

С целью развития отношений личности к различным сторонам творчества и жизни использовались дискуссии, которые также помогали оценивать изучаемые отношения.

Изучение отношений личности в психологии

"Отношение личности всегда направлено на объект. Это отношение к людям, коллективу, труду и т. п. Даже отношение к самому себе направлено на объект, так как собственная личность при этом становится объектом самооценки" (Мерлин В. С, 1988, с. 25). Отношение характеризуется избирательностью, эмоциональной окраской, отношение "проявляется не одной какой-либо функциональной стороной психики, а выражают всю личность в ее связи с той или иной стороной действительности (Мясищев В. Н., 1995, с. 345). Отношение личности в той или иной степени активно (Мясищев В. Н., 1995, с. 345, Мерлин В. С, 1988, с. 23 - 25). "Чем выше уровень развития личности, тем сложнее и процессы психической деятельности и тем дифференцированнее и богаче ее отношения" (Мясищев В. Н., 1995, с. 346).

Значение исследования отношений личности подчеркивается словами В. Е. Клочко: "Психика - это не просто процесс отражения, это еще и отношение человека к миру, включенное в общий процесс отражения, а значит психика есть процессуальное отношение. Это отношение человека к миру, существующее внутри процесса отражения" (Клочко В. Е., 1987, с. 24).

В. Н. Мясищев (1960, с. 210) определяет отношения как сознательные связи личности, это весьма существенно для характеристики отношений. Из этого следует, что отношение личности в некоторых случаях может быть сколь угодно однобоким. То, что односторонность позиции сознания обычно компенсируется противоположными тенденциями подсознания, в счет не идет.

Если по К. Юнгу (Юнг К., 1997) одностороннее сознательное отношение в любом случае компенсируется позицией бессознательного (по современной терминологии - подсознания), то может показаться, что не важно, где фиксированы противоположности: в сознании и подсознании или же обе противоположности - в сознании. Разницы с точки зрения возможностей проявления в поведении как будто бы - никакой. Но, если противоположности представлены в личности по схеме "сознание - подсознание", во-первых, сознательно человек не владеет ситуацией и подсознание в любой момент может "подбросить сюрприз" в виде противоположной тенденции (сознание полностью не владеет ситуацией), во-вторых, в этом случае противоположности обычно поляризованы, контрастны, в-третьих, координация сторон отношений затруднена. В-четвертых, между сознанием и подсознанием наблюдается частичное (в области данного отношения) раздвоение. Односторонние сознательные отношения явно не совершенны и с этой точки зрения.

Более общим родовым понятием, связанным с понятием "отношение личности" является понятие взаимодействия. Взаимодействие личности и какой-либо стороны жизни, рассматриваемое со стороны личности, определяет отношение личности.

Так, например, старшеклассник может тратить деньги и не заботиться о их наличии, если деньги зарабатывают родители. Подросток может придерживаться крайнего, несбалансированного отношения и возможность такого отношения к деньгам определяется его взаимодействием с окружающей средой.

Интересно то, что, анализируя особенности детей, В. Н. Мясищев вводит понятие предотношений.

"Первоначальный период возрастающей, проявляющейся в разных областях и интегрирующейся избирательности можно назвать предотношением, т. е. еще не сформировавшимся сознательным отношением при наличии явной избирательности" (Мясищев В. Н., 1960, с. 222). Наблюдения показывают, что "предотношения", в связи с приобретением опыта в новой области деятельности, возможны и у взрослых.

Психологическая сущность творчества

Существует множество работ, в которых творчество изучается со стороны результатов. Таковы, например, работы по описанию изобретений, по развитию математики, химии и других наук, по развитию литературы, художественного творчества. Психологическая сторона в них представлена "в эпизодах", скрывается за объективным содержанием, за полученными результатами или, по меньшей мере, маскируется ими.

При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое.

Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходит на переходе от видения - слышания - чувствования явлений к их логико-понятийному осмыслению. Из этого следует, что психологическим языком, адекватно отражающим процесс творчества, будет язык, использующий переходы от художественно-образного отражения изучаемых явлений к их логико-понятийному осмыслению, логико-смысловой интерпретации.

Систематическое использование из этих двух сторон характеристики изучаемых явлений одной стороны будет уводить от творчества, даже если в одностороннем описании все внимание будет уделяться творчеству.

Я. А. Пономарев пишет: "Через всю историю психологии творчества в виде ее магистральной линии проходит ставшая классической проблема фаз (стадий, ступеней, этапов, актов, моментов) творческого процесса, их классификации, интерпретации " ( Пономарев Я. А., 1983, с. 3).

Он анализирует работы Т. Рибо (1901), Б. А. Лезина (1907), П. К. Энгельмейера (1910), А. М. Блоха (1920), Ф. Ю. Левинсон - Лессинга (1923), Г. Уоллеса (1926), и других и отмечает, что чаще всего выделяются следующие стадии:

"Первая фаза (сознательная работа) - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).

Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).

Третья фаза (переход бессознательного в сознание) - вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).

Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка " (Пономарев Я. А., 1983, с. 3).

Указанные стадии выделяются в самых разнообразных ситуациях, в том числе - даже в психотерапевтическом процессе.

На семинаре по психосинтезу, проходившем в Киеве в 1989 г., Клер Боскин изобразила путь психотерапии следующим образом:

В начале осуществляется знакомство с проблемой пациента (1). Далее он вовлекается в специальную работу и соприкасается с подсознательным материалом, в том числе - с подавленными чувствами (2).

Уровни творчества и уровни отношений личности

Утром, как всегда, сходив на завтрак, собрала тетрадки на уроки и вдруг почувствовала, что на уроки идти не хочется.

Подобные чувства иногда возникают у многих школьников, но в этом случае речь шла о большем. Такие состояния обозначают словами "ноги не идут ". Не хочется, и все тут, несмотря ни на какие доводы.

Приходит воспитательница: "Ты почему не на уроках? " Школьница - в слезы. Что с тобой? Не отвечает, поскольку не знает.

Что делать воспитателю? Ругать? Но у нее и так настроение плохое. Устала? Нервы расстроились? Видя, что причина уважительная, хотя и непонятная, воспитательница говорит: отдохни. Я скажу, что ты болела.

Ученица пропускает несколько уроков, пребывая в плохом настроении, не понимая себя. Позже настроение стало полегче, на последний урок сходила.

На следующий день сутра - то же самое. День, второй, третий, "с переменным успехом ". Неделя, вторая, третья.... Что делать? Воспитательница потрясена, не знает, что делать... Решили школьницу показать психиатру. Родители далеко, ответственность - большая, у нее что-то с психикой явно не в порядке. В последний момент вспомнили, что в школе есть психолог и на всякий случай, до визита к психиатру, порекомендовали ей зайти к психологу. После беседы возникло впечатление, что у школьницы "рассогласовано подсознание с сознанием ", и ей было рекомендовано следующее упражнение.

Ежедневно, в удобное для себя время, в течение полутора часов (было решено, что для нее такое удобное время с 19 до 20:30 вечера) она должна делать следующее. Перейти в состояние как можно близкое к сну, но не засыпать. Следить за любыми образами, которые возникают в этом состоянии, грезящимися интонациями, звуками или ощущениями и отмечать их на бумаге. Для себя. Чтобы помнить о том, что приходило в голову. Попытки запомнить содерэюание представлений, переэюиваний в таком состоянии обычно блокируют свободный поток. Не обязательно писать подробно, моэюно писать отдельные слова, ставить значки, рисовать схемы и т. п. (При объяснении упражнения использовались слова более близкие и понятные консультируемой, характеризующие состояние грез на ее языке.) Итак, фиксировать все, что придет в голову. Если пришло: "какое-то дурацкое упражнение, не знаю, зачем оно нужно", моэюно отметить и это. Если "жаль времени, столько забот " - отметить это. И т. д.

Несмотря на длительность упражнения и запущенные уроки консультируемая была готова на все, поскольку, как говорят, "дошла до ручки ". "Итак, выполняйте упражнение в течение недели, через неделю встретимся ". Реплика, характеризующая тяжесть состояния консультируемой: "Как через неделю?! А что же я буду делать эту неделю?!" Подразумевалось - меня же отчислят! "Встретимся через неделю ". Динамика состояния консультируемой.

В этот же день вечером она выполнила упражнение, ни к чему существенному, как ей показалось, не приведшее, но на следующий день утром она собрала тетрадки и, как обычно, пошла на уроки. Она даже не поняла, что с ней произошло.

Далее состояние и его изменения моэюно охарактеризовать через изменения записей.

В первый раз были большие паузы. Отдельные не связанные слова. Затем - жалобы: у меня плохое настроение, я не знаю, что со мной будет и т. п.

Во второй раз пауз было меньше, жалобы лились рекой, но настроение к концу упражнения стало получше (можно предположить, потому, что произошло отреагирование отрицательных эмоций). Записи стали похожи на дневник чувств и переживаний.

В третий раз пауз стало еще меньше, жалобы прошли быстрее, хотелось писать, поговорить с собой, выразить чувства на бумаге. Появились даже мечты, приятные воспоминания.

В четвертый раз все то же самое быстрее, но настроение более нормальное, к концу даже хорошее, она вспомнила, что когда-то писала стихи, записала несколько строчек по памяти.

Далее уже хотелось писать дневник, выразить чувства на бумаге, пришло поэтическое настроение, она записала несколько четверостиший. Вспомнила, что когда-то писала дневник, писала стихи, и это ей нравилось.

В следующие дни во время выполнения упражнений повторялось что-то подобное, но интересным оказалось то, что вдруг пришло в голову решение трудной задачи по физике, так, без всяких усилий, совершенно неожиданно для нее. Но правило есть правило: если уж пришло решение задачи, и его надо записать. Естественно, это обрадовало и уменьшило число забот. Учеба к тому времени уже в основном нормализовалась.

Похожие диссертации на Влияние творчества на развитие отношений личности