Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности Тараканов Антон Вениаминович

Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности
<
Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тараканов Антон Вениаминович. Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Новосибирск, 2003 193 c. РГБ ОД, 61:03-19/526-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Подходы к исследованию эмоционального развития личности в психологической науке 10

1.1. История изучения эмоционального развития в психологии 10

1.2. Этапы эмоционального развития личности 40

1.3. Факторы эмоционального развития личности 50

Основные выводы 61

Глава 2. Зависимость эмоционального развития личности от творческой активности 63

2 1. Психологический концепт творческой активности 63

2.2. Методы изучения творческой активности и эмоционального развития личности 92

2.3. Изучение зависимости эмоционального развития личности от уровня её творческой активности 99

Основные выводы 116

Глава 3. Экспериментальное исследование влияния творческой активности на развитие эмоциональной сферы личности 118

3.1 Организация и методы экспериментальной работы 118

3.2. Экспериментальное изучение влияния невербальной творческой активности на развитие параметров эмоциональной сферы 130

3.3. Экспериментальное изучение влияния вербальной творческой активности на развитие параметров эмоциональной сферы 136

Основные выводы 152

Заключение 153

Библиографический список 156

Приложения

Введение к работе

Эмоциональное развитие человека является объектом системного междисциплинарного исследования в различных областях современной науки (психологии, психофизиологии, социологии, медицины). Необходимость и чрезвычайная актуальность психофизиологических и собственно психологических исследований эмоциональной сферы связана с разрешением вопроса о происхождении и природе эмоций и чувств, о их взаимосвязи с мыслительными и волевыми процессами, мотивацией.

Многие направления в психологии (бихевиоризм, рефлексология, психоанализ, деятельностный подход, гуманистическая и гуманитарная психология) обращались к рассмотрению вопросов эмоциональной жизни человека Наибольшую известность получили исследования эмоций, касающиеся: 1)их определения (В.Вундт, 1912, У.Джемс, 1922, E.Claparede, 1928, С.Л.Рубинштейн, 1946, Л.С.Выготский, 1949, П.К.Анохин, 1964, П.В.Симонов,

1970, 1981, К.Изард, 2000); 2) условий их возникновения (А.Н.Леонтьев,1971,
В.К.Вилюнас, 1976, Я.Рейковский, 1979, А.Маслоу, 1999), 3) их функций
(В.К.Вилюнас, 1976, П.В.Симонов, 1972,1981, А.Н.Лук, 1982), а также
физиологических и нейропсихологических механизмов (И П.Павлов, 1923,
У.Кеннон, 1927, П.К.Анохин, 1964, Э.Гельгорн и Дж.Луфборроу, 1966,
Х.Дельгадо, 1971, Г.А.Вартанян и Е.С.Петров, 1989, Е.Д Хомская и Н.Я.Батова,
1992); 4)классификационных параметров (П.М.Якобсон, 1958, А.Н.Леонтьев,

1971, В.К.Вилюнас, 1976, Б.И.Додонов, 1978), 5) взаимосвязи эмоций и
деятельности (С.Л.Рубинштейн, 1946, П.М.Якобсон, 1958, А.Н.Леонтьев, 1971,
П.Милнер, 1973, В.К.Вилюнас, 1976, Л.М.Аболин, 1987), эмоций и процессов
познания (Я.Рейковский, 1979, Р.Ю.Ильюченок, 1988), 6) обусловленности
эмоционального развития индивидуально-типологическими особенностями
(К.Г.Юнг (по изд. КГ.Юнг, 1995), Б.М.Теплов, 1961, 1985, В.Д.Небылицын,
1990, А.И.Крупнов, 1984, 1990, В.С.Мерлин, 1986).

Все подходы к изучению творческой активности ограничены её феноменологическим описанием (Д.Б.Богоявленская, 1971, 1983, 1987, М.Н.Морозов, 1976, В.С.Ротенберг и В.В.Аршавский, 1984, Л.П.Гримак, 1989, Э.А.Куруленко, 1990, Р.Милгрем и Е.Гонг, 1997) и рассмотрением её взаимосвязей с креативностью, творческими способностями и творческим мышлением (Я.Л.Пономарев, 1960, А.В.Брушлинский, 1967, В.Н.Пушкин, 1967, J.Guilford, 1967, S.Mednick, 1969, ВС Библер, 1975, Л.Б.Ермолаева-Томина, 1975, 1977, АМ.Матюшкин, 1982, Е.Torrance, 1982, М.Вертгеймер, 1987, В.Н.Дружинин, 1995, R.Sternberg, 1995, Э.де Боно, 1997).

Вместе с тем, само определение творческой активности в существующих исследованиях остается недостаточно проясненным. Не изучен вопрос о причинах и условиях проявления творческой активности, не выявлены её виды и параметры, а также не установлена взаимосвязь и взаимозависимость творческой активности и эмоционального развития личности, не раскрыты возможности первой оказывать влияние на развитие эмоциональной сферы

В связи с этим возникает необходимость проведения теоретического анализа и организации специальных экспериментальных исследований, направленных на выявление параметров, видов и коррелятов творческой активности, без чего невозможно определить её влияние на развитие эмоциональной сферы личности. Данными положениями обусловлена актуальность нашей работы.

Так, анализ литературных источников позволяет вывести основное противоречие, возникающее между одноаспектностью представлений об эмоциях как детерминантах активности человека и крайне недостаточной разработанностью вопроса об обратном влиянии творческой активности на эмоциональное развитие личности.

Проблема исследования заключается в разрешении вопроса о возможности эмоционального развития личности посредством стимулирования её творческой активности.

Цель исследования - изучение зависимости эмоционального развития от различных видов творческой активности.

Объект исследования: эмоциональное развитие личности.

Предмет исследования: условия зависимости эмоционального развития личности от творческой активности.

Гипотеза исследования: творческая активность является эффективным средством эмоционального развития личности в силу того, что она способствует:

дифференциации положительных и отрицательных эмоций

стабилизации стенических эмоций. Задачи исследования:

  1. Изучить основные психологические концепции эмоционального развития личности, рассмотреть его компоненты, этапы и факторы.

  2. Выявить параметры творческой активности и их взаимосвязи с компонентами эмоционального развития личности.

  3. Разработать комплекс мероприятий по эмоциональному развитию личности посредством воздействия различными видами творческой активности.

Методологической основой исследования явились. 1) положения дифференциальной и экспериментальной психологии эмоций (А.В.Вальдман, 1972, Б.И.Додонов, 1978, Я.Рейковский, 1979, К.Изард, 2000, А.А.Горбатков, 2001); 2) идеи гетерохронности и полифакторной обусловленности развития (К.Бюлер, 1930, С.Л.Рубинштейн, 1946, Л.С.Выготский, 1982, П.М.Якобсон, 1958, Б.Г.Ананьев, 1960, А.Н.Леонтьев, 1982, В.К.Вилюнас, 1976, Г.М.Бреслав, 1990), 3)психологические теории творчества и творческой активности (З.Фрейд, 1923, К.Г.Юнг (по изд. К.Г.Юнг, 1994), А.Маслоу (по изд. А.Маслоу, 1999), Д.Б.Богоявленская, 1971, 1983, 1987, Я.Л.Пономарев, 1976, A.M.lsen, 1987, Э.А.Куруленко, 1990, R.Sternberg, 1995, Р.Милгрем и Е.Гонг, 1997, 4) положения о взаимосвязи творческой активности, творческих способностей и творческого мышления в структуре личности (Я.Л.Пономарев, 1960, Е.Torrance,

6 1962, А.В.Брушлинский, 1967, J.Guilford, 1967, В.С.Библер, 1975, В.Н.Дружинин, 1995, Э. де Боно, 1997), 5) исследования, посвященные развитию эмоций в онтогенезе (Б.Перэ, 1913, В.В.Зеньковский, 1914, 1924, А.В.Запорожец, 1986, Г.М.Бреслав, 1990, Л.И.Божович, 1995, Б.С.Волков, Н.В.Волкова, 1997, Ю.О Галущинская, 2000, О.В.Вакуленко, К.Е.Прахова, 2000).

Методы исследования. В ходе исследования использовались такие общие методы, как наблюдение, включенное наблюдение, психологический анализ продуктов творческой деятельности, эксперимент. Применялись методики, направленные на выявление особенностей эмоционального развития (тест САН Н.А.Лаврентьева и М.П.Мирошникова, дифференцированные шкалы эмоций К.Изарда и тест-анкета Б.И.Додонова на определение типа общей эмоциональной направленности), а также разработанная нами шкала самооценки уровня творческой активности, по которой были измерены четыре её основных параметра. С целью валидизации разработанной нами методики использовались тесты креативности Е.Торренса и С.Медника, тест творческих способностей Дж.Гилфорда. Методы статистической обработки включали корреляционный анализ по критериям Пирсона и Спирмена, выявление различий в уровне исследуемого признака по параметрическому критерию Манна-Уитни и оценку достоверности сдвига по критерию Уилкоксона.

Научная новизна исследования.

  1. Дано собственное определение эмоционального развития, базирующееся на концепции гетерохронного развития и теории дифференцированных эмоций.

  2. Разработаны и научно обоснованы параметры и эмпирические показатели творческой активности, позволяющие определить степень её выраженности. К ним отнесены стремление к творческой работе в неблагоприятных условиях, стремление к оригинальности и новизне, творческая инициатива и творческая целеустремленность.

7 3. Экспериментально установлено и доказано, что творческая активность

является фактором, влияющим на эмоциональное развитие личности. Теоретическое значение.

В результате проведенного исследования были выделены основные тенденции эмоционального развития.

  1. дифференциация эмоциональных переживаний;

  2. увеличение выраженности и частотности стенических эмоций;

  3. преобладание эмоций высшего порядка над эмоциями низшего порядка.

Выявлены взаимосвязи творческой активности с креативностью, творческими способностями и творческим мышлением.

Установлено, что эмоциональное развитие необходимо рассматривать через всю совокупность его факторов.

В результате исследования также было установлено, что творческая активность является эффективным средством эмоционального развития личности.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что была разработана шкала, позволяющая оценить степень выраженности каждого из параметров творческой активности, в результате чего можно определить наиболее сильно и слабо развитые её стороны. Предложенные нами идеи развития эмоциональной сферы личности посредством актуализации и активизации её творческого потенциала могут быть использованы с целью улучшения качества высшего и послевузовского образования при подготовке и переподготовке специалистов гуманитарного профиля. Приводимые в исследовании приемы стимулирования творческой активности могут быть использованы в комплексной психокоррекционной и психотерапевтической практике при решении всевозможных эмоциональных конфликтов. В целом творческая активность призвана развивать эмоциональную сферу человека, помогая ему обнаруживать потенциал для разрешения различных затруднений в процессе жизнедеятельности.

8 Апробация результатов исследования.

Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и кафедры педагогики и психологии гуманитарного образования Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета. Результаты исследования обсуждались на региональных конференциях «Современные проблемы психологии образования» в 1999г., «Формирование мотивационной сферы личности» в 2001г., на общероссийской конференции «Повышение качества современного образования» в 2002г. Теоретические положения и рекомендации используются в работе преподавателей кафедры психологии НИПКиПРО, кафедры педагогики и психологии гуманитарного образования ИФМИП НГПУ.

На материалах исследования построены спецкурсы для студентов, получающих высшее психологическое и педагогическое образование, а также организованы творческие группы для педагогов-психологов образовательных учреждений г.Новосибирска и НСО.

Основные идеи и результаты экспериментальной работы отражены в четырех публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Творческая активность является значимым фактором эмоционального развития. Эмоциональные переживания, реализуемые в ходе творческой деятельности, имеют специфический, собственно творческий характер.

  2. Определение творческой активности не может быть выведено сугубо из определений творческих способностей и творческого мышления. Она изучается на стыке общей активности и творчества, в результате чего обретает интегративный характер.

3 Взаимосвязь творческой активности и эмоционального развития имеет отчетливо обнаруживаемую специфику, которая выражается в еле-

9 дующем: в условиях, когда творческая активность не структурирована, они слабо взаимосвязаны, часть корреляций имеет обратный характер, а в условиях, когда творческая активность структурируется, её взаимосвязи с эмоциональным развитием становятся прямо пропорциональными. 4. Различные уровни эмоционального развития обусловлены степенью дифференцированности эмоций, а также преобладанием стенических и положительных эмоций.

История изучения эмоционального развития в психологии

Эмоциональная жизнь человека привлекала внимание философов, физиологов, психологов в различные времена, от средневековья и до наших дней. Период изучения эмоций, названный Г М.Бреславом (1990) «донаучным», характеризуется в основном описательным интересом к проблеме эмоций. Б Спиноза, Р.Декарт, Б.Перэ, Ч.Дарвин, рассматривая аффективную сферу с различных точек зрения, обращали внимание на её роль в организации человеческой жизни, её взаимосвязь с мыслительными процессами, сознанием, поведением.

Б.Спиноза ставил вопрос о происхождении и природе аффектов, под которыми он понимал все явления эмоциональной жизни, а также о влиянии аффектов на человеческое познание и деятельность. Это влияние может быть как организующим, так и дезорганизующим. Аффект, по определению Б.Спинозы, является состоянием тела, которое «...увеличивает или уменьшает способность самого тела к действию» [125; С.456]. Рассматривая душу и тело в неразрывном единстве, Б.Спиноза выделял три основных аффекта, имеющих значение для жизнедеятельности человека. Это удовольствие, неудовольствие и желание. Все остальные аффекты (любовь, ненависть, сострадание, самомнение, гордость, стыд, страх, ревность и т.п.) он отнес к разряду производных от этих трёх. Залогом духовного развития человека, согласно Б.Спинозе, является познание им своих аффектов во всем их многообразии.

Рене Декарт, идейный оппонент Б.Спинозы в вопросах единства души и тела, ставил проблему дуализма этих двух субстанций, познаваемую через категории активности и пассивности. Активность он относил на счет души, а пассивность на счет воздействия на душу со стороны тела В данном контексте и эмоция может рассматриваться и как активное, и как пассивное явление. Весь вопрос, как полагал Р.Декарт, заключается в мере активности и пассивности и их соотношения внутри эмоционального явления.

Вопросы происхождения и развития эмоций, поставленные в трудах Б.Спинозы и Р.Декарта, нашли свое отражение в работах Б.Перэ (1913). Б.Перэ полагал, что развитие эмоций зависит от накопления образов, переживаний и представлений. Особенно он подчеркивал роль последних, говоря о том, что наши эмоции часто меняются в результате смены представлений.

Решение вопросов о природе эмоций, характерное для философской и психологической мысли средневековья и 19 века, в науке 20 века сменяется решением вопросов о их выражении. Данный подход наиболее ярко реализован в работе Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1953). Ч.Дарвин, делая некоторое отступление от изучения роли и функций эмоций, описал общие принципы их выражения. Среди прочих он выделил три основных: принцип полезных ассоциированных привычек, принцип антитезы, гласящий о том, что определенные душевные состояния ведут к определенным привычным действиям, и принцип действий, обусловленных строением нервной системы, первоначально не зависящих от воли человека. Ч.Дарвин выделил как общие для животных и человека формы выражения, так и специфические, т.е. характерные только для человека. К последним он отнес такие, как любовь, благоговение, раздумье, решимость, пренебрежение, чувство виновности, застенчивость и др.

Важным моментом в теории Ч.Дарвина является мысль о взаимозависимости действия и эмоции. Исследователь особо подчеркивал, что действия могут не только зависеть от эмоций, но и определять их характер.

Психологический концепт творческой активности

Интерес современной психологии к вопросам творчества во многом обусловлен потребностью в понимании, раскрытии и дальнейшем осмыслении их побудителей, а также тех психических сил, с помощью которых человек преобразует окружающую действительность и собственное отношение к ней. Вместе с тем само понятие и категориальный аппарат творческой активности, как мы уже говорили во введении, нуждается в определенной конкретизации и дополнении, более четкой дифференциации её мотивационного и целевого компонентов. Также необходимо получить более отчетливое представление о видах и типах каузаторов творческой активности.

Говоря о сложности определения таких понятий, как творчество, творческие способности, творческая активность, П.Ф.Кравчук (1996) обращает внимание на то, что критерий «новое» по отношению к творчеству личности -показатель весьма относительный и больше субъективный, чем объективный. Те или иные продукты могут быть новыми в силу того, что раньше их не было, вместе с тем, никак не соотносясь с критериями творчества. И, в то же время, продукт, изобретенный личностью самостоятельно, ранее неизвестным, неожиданным способом, может говорить о поистине творческом отношении к действительности. Именно в этом П.Ф.Кравчук усматривает основной критерий творческой деятельности.

Е.В.Гришина (2000), разделяя позицию П.Ф.Кравчука, справедливо подчеркивает, что понятие «творчество» до сих пор не имеет четко очерченной дефиниции в силу того, что оно определяется через другие сами по себе недостаточно определенные понятия. Отсюда происходит акцентирование то одних, то других признаков. Новизна и социальная значимость, по утверждению Е.В.Гришиной, еще не исчерпывают всего многообразия признаков творчества

Рассмотрим более подробно такие категории как активность, творчество, творческая деятельность, важные, с нашей точки зрения, для понимания явления творческой активности, причины её проявления и формирующие факторы. И, в первую очередь, определим более точно место творческой активности в структуре общей активности человека.

Активность, по определению многих отечественных и зарубежных психологов и физиологов (А.Ф.Лазурский, 1916, З.Фрейд, 1923, А.А.Ухтомский, 1925, К.Левин, 2000, Н.С.Лейтес, 1975, К.К.Платонов, 1981, А.Н.Леонтьев, 1983, А.И.Крупнов, 1984, 1990, Б.М.Теплов, 1985, В.С.Мерлин, 1986, Х.Хекхаузен,1986, В.Д.Небылицын, 1990, К.А.Абульханова-Славская, 1991 и др.), является неотъемлемым свойством живого организма. Современное представление о природе, источниках, формах и видах, содержании, механизмах формирования и проявления активности складывается на основе анализа проблем поведения, деятельности, общения, познания и их мотивации. В развитие представлений об активности большой вклад внесла античная философия. В трудах Сократа, Платона и Аристотеля рассматривались проблемы соотношения активности физической (активности живого организма) и духовной (активности разума), которая признавалась организующим началом первой. А в полемике стоической и эпикурейской школ была поставлена проблема двух начал психической жизни: претерпевающего и действующего, проблема, во многом определившая развитие философской и психологической мысли до настоящего времени. Один из основоположников стоической школы Зенон утверждал, что действия людей происходят по необходимости и различаются лишь по тому, каким образом - добровольно или по принуждению -исполняется эта необходимость. Эпикур напротив подчеркивал активное творческое начало человеческой психики, полагая, что человек сам может влиять на ход событий своей жизни. В психологической науке проблемы активности нашли свое отражение в концепциях различных психологических школ: бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, левинской школе, гуманистической психологии, в деятельностной и психофизиологической парадигмах, а также в школе индивидуально-типологических различий. Так, представители бихевиоризма (Дж.Уотсон, Б Ф.Скиннер) рассматривали активность в рамках поведенческой модели «стимул - реакция», т.е. как явление, обусловленное определенным набором стимулов и соответствующих им реакций. Позже в эту модель были добавлены промежуточные переменные, поясняющие сложность и иерархичность процесса реагирования (потребности, мотивы и мыслительные процессы).

В рамках психоанализа изучение этого явления велось с позиций бессознательной (по большей части инстинктивной) активации деятельности, что в дальнейшем распространилось и на теорию творчества. З.Фрейд [139], рассматривая творчество как сублимацию, утверждал, что сама потребность в творчестве появляется в момент фрустрации иерархически низших потребностей (как правило либидозных). Творческую активность З.Фрейд рассматривал как поведение, мотивированное сопротивлением импульсам со стороны бессознательного, и осуществляемое в случае мобилизации необходимых для оказания такого сопротивления сил. Необходимо отметить, что данный подход к рассмотрению проблем активности и творчества, с нашей точки зрения, является довольно категоричным и не отражающим всей сложности данных феноменов психической жизни. В свете накопленных психологией знаний сложно представить анализ проблем творческой активности исключительно с позиций работы бессознательных инстинктивных механизмов. Вместе с тем, несомненной заслугой З.Фрейда мы можем считать придание этим феноменам статуса самостоятельных психических явлений.

Организация и методы экспериментальной работы

Для подтверждения положений, выдвигаемых на защиту, нами была проведена экспериментальная работа, цель которой состояла в выявлении специфики влияния различных видов творческой активности на эмоциональное развитие личности, а также в изучении изменений характеристик эмоциональной сферы под воздействием различных творческих стимулов.

В эксперименте принимали участие пятьдесят человек, студентов специальности «русский язык и литература» Института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета, составивших две группы: экспериментальную и контрольную, по двадцать пять человек в каждой. Группы состояли из людей обоих полов в возрасте от семнадцати до двадцати одного года (средний возраст испытуемых - 18,5 лет), были равны по численности и аналогичны по всем прочим показателям.

Эксперимент проводился в шесть этапов.

На первом этапе с помощью тестов Е.Торренса, С.Медника, шкалы самооценки творческой активности, а также тестов К.Изарда и Б.И.Додонова определялись исходные уровни творческой активности и эмоционального развития испытуемых в экспериментальной и контрольной группах. Данные тесты были отобраны нами в качестве наиболее показательных и обладающих способностью к полифакторной оценке особенностей творческой и эмоциональной сфер. Инструкции к тестам Е.Торренса и С Медника давались в стандартном варианте. Испытуемым предлагалось выполнить следующие задания.

Инструкция к тесту Е. Торренса: Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке. Затем испытуемому предъявлялся стимульный материал, приведенный в приложении. В результате первичной обработки теста выявлялся общий индекс невербальной креативности (НК).

Инструкция к тесту Медника (сокращенный вариант): Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать ещё одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов (составляло некоторое словосочетание). Например, для тройки слов громкая, правда, медленно словом - ответом может служить слово громко (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете также изменять слова грамматически и использовать предлоги. Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче. Попробуйте дать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Испытуемому предъявляется стимульный материал, приведенный в приложении. В результате предварительной обработки выявлялся общий показатель вербальной креативности (ВК).

Инструкция к тесту САН: Вам предлагается ряд утверждений, касающихся вашего самочувствия. Оцените количеством баллов от «О» до «3» то, насколько Вам присуще каждое из утверждений. Отвечая на вопросы, ориентируйтесь на то, как вы чувствуете себя сейчас, в данный момент, а не на то, как вы хотели бы себя чувствовать, или как Вы обычно себя чувствуете. При ответах на вопросы ориентируйтесь на следующие показатели:

«3» - чувство сильно выражено,

«2» - чувство умеренно выражено,

«1» - чувство слабо выражено,

«О» - не чувствую этого.

В результате обработки данных выявлялись показатели наличного эмоционального состояния.

Инструкция к методике «Дифференциальные шкалы эмоций К.Изард» (Изард К, 2000): Оцените, пожалуйста, в 4-х-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает Ваше самочувствие на данный момент, проставив подходящую для Вас цифру справа. Предлагаемые значения цифр: «1» - совсем не подходит; «2» - пожалуй, верно; «3» - верно; «4» - совершенно верно Обработка результатов заключалась в определении степени выраженности каждой из базовых эмоций, суммы положительных и отрицательных эмоций (ВПЭ и ВОЭ), коэффициента эмоционального самочувствия (КС). Также были рассчитаны суммы стенических и астенических эмоций (СЭ и АЭ).

Инструкция к тесту-анкете на определение ведущего типа общей эмоциональной направленности (по Б.И.Додонову, 1978): Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень переживаний и отметьте для себя те, которые Вы больше всего любите испытывать. Проранжируйте все предлагаемые в перечне переживания, занося их ранги в таблицу напротив соответствующих утверждений. Ранги присваиваются от 1 до 10 с соответствующими крайними значениями: 1 - наиболее часто испытываемое переживание, 10 - наименее испытываемое. На основе теста определяется тип общей эмоциональной направленности и тенденция к переживанию низших (НЭМ) или высших эмоций (ВЭМ).

Похожие диссертации на Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности