Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Соснина, Дарья Николаевна

Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета
<
Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соснина, Дарья Николаевна. Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Соснина Дарья Николаевна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского].- Пермь, 2013.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-19/139

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Устойчивость к психическому стрессу как предмет интегрального исследования индивидуальности человека 14

1.1. Теоретико-методологические основы психологического исследования стресса и стрессоустойчивости 14

1.2. Исследования психического стресса с позиций теории интегральной индивидуальности 25

1.3. Стресс и художественно-творческая деятельность 29

1.4. Исполнительская деятельность артиста балета как источник сценического стресса 38

1.5. Постановка проблемы и задачи исследования 46

Выводы по I главе 48

ГЛАВА II. Организация, методы и методики исследования 50

2.1. Организация исследования 50

2.2. Методики исследования устойчивости к психическому стрессу

2.2.1. Опросник Т.А. Немчина 53

2.2.2. Опросник Б.А. Вяткина-С.В. Субботина 54

2.3. Методики исследования уровня психического стресса 54

2.3.1. Методика спектрографического исследования голоса 54

2.3.2. Методика «цветовой тест К. Люшера» 2.4. Методика исследования совладающего поведения 56

2.5. Методика исследования качественных особенностей исполнительской деятельности артистов балета 57

2.6. Методики исследования разноуровневых свойств интегральной индивидуальности з

2.6.1. Опросник свойств нервной системы Я. Стреляу 60

2.6.2.0просник структуры темперамента В.М. Русалова 60

2.6.3. 16 PF личностный опросник Р. Кеттелла 60

2.6.4. Опросник УСК 61

2.6.5. Методика Т.В. Дембо 62

2.7. Методы статистического анализа данных 62

Выводы по II главе 63

ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение 64

3.1. Результаты исследования стрессоустойчивости артистов балета и их обсуждение 64

3.2. Результаты исследования стрессоустойчивости в структуре интегральной индивидуальности артистов балета и их обсуждение 68

3.3. Результаты исследования влияния психического стресса на качественные особенности деятельности и их обсуждение 91

Выводы по III главе 110

Общие выводы 117

Заключение и практические рекомендации 119

Библиографический список 125

Введение к работе

Значительное повышение темпа жизни, увеличение эмоциональных и информационных нагрузок придают проблематике психического стресса и в особенности проблеме индивидуальной устойчивости к нему особое значение. Деятельность в стрессогенных условиях характеризуется высоким уровнем требований, предъявляемых к психике человека, для достижения целей приходится испытывать нагрузки, которые отличаются широким спектром влияющих на него как внутренних, так и внешних стресс-факторов.

Большинство авторов научных работ в области художественно-творческой деятельности, говоря о воздействии на актера разных стрессоров, мешающих творческому процессу, называют природу психического напряжения, проявляющегося на сцене, «боязнью рампы» или «страхом выступления» (Е.А. Белан, 2006; A. Kemp, 1999; M. Piparek, 1998; G.Wils, 1990).

Специальные исследования показали, что успешность деятельности в экстремальных условиях во многом определяется устойчивостью к стрессу (Б.А. Вяткин,1973; В.А. Бодров, 2000; Г.С. Никифоров, 2002; А.А. Баранов, 2003; Н.В. Суворова, 2006; Б.Б. Величковский, 2007; М.М. Калашникова, 2009; Л.А. Китаев-Смык, 2009; Р.М. Шагиев, 2009; А.П. Шихова, 2009 и др.). Логично предположить, что и в балете способность противостоять отрицательному влиянию стресса так же обусловлена стрессоустойчивостью артистов.

Актуальность темы исследования определяется потребностями психологической науки и практики в разработке проблемы устойчивости к стрессу, ее недостаточной научной разработанностью и необходимостью изучения свойств индивидуальности, определяющих стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности. Анализ литературы по изучаемой проблеме свидетельствует о том, что в настоящее время отсутствуют данные о стрессоустойчивости в структуре интегральной индивидуальности артистов и ее влиянии на эффективность исполнительской деятельности. В силу этих обстоятельств исследование, посвященное выявлению детерминант устойчивости к психическому стрессу в художественно-творческой деятельности, представляется актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное, методологическое и прикладное значение. Этим объясняется выбор темы исследования, продиктованный запросами практики.

Цель исследования: изучение влияния стрессоустойчивости на исполнительскую деятельность артистов балета в особо ответственных выступлениях на сцене.

Для достижения поставленной цели были определены следующие исследовательские задачи:

1. На основе анализа литературы выявить различные направления и подходы к исследованию стресса и устойчивости к нему в различных видах деятельности. Обосновать и сформулировать понятие «сценический стресс».

2. Разработать программу наблюдения и оценки качественных особенностей исполнительской деятельности артистов балета.

3. Эмпирически доказать возникновение сценического стресса у артистов балета в особых условиях исполнительской деятельности (международные конкурсы, фестивали, премьерные спектакли, зарубежные гастроли).

4. Эмпирически выявить влияние сценического стресса на различные качественные особенности исполнительской деятельности (академизм, музыкальность, техничность, амплитуда, актерское мастерство) артистов балета в зависимости от стрессоустойчивости.

5. Выявить особенности интегральной индивидуальности артистов с различной устойчивостью к сценическому стрессу.

6. Эмпирически выявить ресурсные возможности стрессоустойчивости по совладанию со сценическим стрессом.

7. Разработать рекомендации по профилактике и коррекции негативного влияния стресса на исполнительскую деятельность артистов балета в экстремальных условиях.

Объект исследования – стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности.

Предмет исследования – стрессоустойчивость в структуре интегральной индивидуальности и ее влияние на исполнительскую деятельность артистов балета в условиях сценического стресса.

Гипотезы исследования:

1. В публичных и ответственных выступлениях на сцене (премьеры, конкурсы, фестивали, зарубежные гастроли) у артистов балета возникает состояние повышенного нервно-психического напряжения, обозначаемого нами как «сценический стресс».

2. Сценический стресс оказывает в зависимости от стрессоустойчивости разнонаправленное влияние на различные качественные особенности исполнительской деятельности в связи с особенностями индивидуальности.

3 Устойчивость к сценическому стрессу детерминирована симптомокомплексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и выполняет в ней приспособительную функцию противостояния стрессу.

4. Стрессоустойчивость определяет характер взаимосвязей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, выполняя в ней системообразующую функцию и являясь ресурсной возможностью по совладанию со сценическим стрессом.

Методологической и теоретической основой исследования являются

– принципы системного подхода к изучению индивидуальности человека (Б.Г. Ананьев, Э.А. Голубева, Б.Ф. Ломов, В.М. Русалов);

– теоретико-экспериментальный подход к изучению стресса и механизмов формирования стрессоустойчивости человека (В.А. Абабков, В.А. Бодров, Б.А. Вяткин, Л.А. Китаев-Смык, А.Б. Леонова, М. Перре, R.S. Lazarus);

– теоретико-экспериментальные подходы к анализу и исследованию личности и деятельности артистов балета (М. Бежар, А.Я. Ваганова, Р.В. Захаров, Л.Н. Лавровский, А.М. Мессерер, Н.И. Тарасов, F.C. Bakker, S.E. Marchant-Haycox, G.D. Wilson);

– специальными теоретическими основами исследования явились положения теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.

В соответствии с целями и задачами были использованы следующие методы исследования:

– теоретические (изучение и анализ научной психологической, педагогической, физиологической и искусствоведческой литературы по теме исследования);

– эмпирические (наблюдение, экспертная оценка, анкетирование, тестирование);

– статистические (данные подвергались описательной статистике, сравнительному, корреляционному и факторному анализу, кластерному анализу, t-критерию Стьюдента).

Исследования включали инструментальные измерения и наблюдения с использованием видеозаписи спектаклей и аудиозаписи голосовых реакций артистов. Аудиозаписи голосовых реакций артистов подвергались спектральному анализу по программе «Sound Forge-09».

Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основании выводов обеспечена:

– детальной теоретической проработкой существующих подходов к изучению стрессоустойчивости;

– репрезентативностью выборки;

– выбором валидных и надежных методов эмпирического исследования;

– сочетанием методов качественного и количественного статистического анализа полученных в ходе исследования результатов.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые с позиции теории интегральной индивидуальности и понимания стресса как системного явления раскрывается понятие сценического стресса, изучена стрессоустойчивость и ее функции в структуре интегральной индивидуальности артистов балета, а также ее влияние на исполнительскую деятельность.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что внесен вклад в разработку такой важной проблемы психологии, как проблема стрессоустойчивости в художественно-творческой деятельности. Впервые теоретическому анализу и эмпирическому исследованию подвергаются свойства индивидуальности артистов, отвечающие за процессы устойчивости к стрессу в напряженной деятельности, показана их взаимосвязь с успешностью. Выявлено разнонаправленное влияние стрессоустойчивости на различные качественные особенности деятельности. Получены новые данные о том, что в структуре интегральной индивидуальности человека стрессоустойчивость определяет характер взаимосвязей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, т.е. выполняет в ней системообразующую функцию. Результаты исследования открывают дальнейшую перспективу для изучения этого вопроса.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выявленная структура стрессоустойчивости позволяет решить проблему эффективности художественно-творческой деятельности в экстремальных условиях. Разработанная и апробированная в процессе исследования программа обучения навыкам противодействия стрессу с комплексным использованием методов саморегуляции способствует формированию стрессоустойчивости артистов, что повышает эффективность их исполнительской деятельности при подготовке к премьерным спектаклям, конкурсам и в работе над новой ответственной партией. Полученные результаты исследования применяются при разработке индивидуальных моделей сценического поведения артистов. Также они могут эффективно использоваться в качестве материала для пособий в системе подготовки педагогов – репетиторов балета. Результаты данного исследования стали основой для разработки программы профессиональной подготовки артистов балета в Пермском государственном ордена «Знак Почета» хореографическом колледже.

В процессе исследования автором была разработана специальная программа наблюдений, фиксации результатов и оценки качества исполнительской деятельности артистов балета, которая может быть использована в работе экспертов на международных конкурсах артистов балета и на экзаменах в соответствующих профессиональных учебных заведениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В публичных и ответственных выступлениях на сцене (премьеры, конкурсы, зарубежные гастроли) у артистов балета возникает состояние повышенного нервно-психического напряжения, обозначаемого нами как «сценический стресс».

2. Сценический стресс оказывает, в зависимости от выраженности стрессоустойчивости артиста балета, разнонаправленное влияние на различные качественные особенности исполнительской деятельности.

3. Устойчивость к сценическому стрессу детерминирована определенным симптомокомплексом разноуровневых свойств индивидуальности артистов.

4. Стрессоустойчивость определяет характер взаимосвязей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, т.е. выполняет в ней системообразующую функцию. Структуры интегральной индивидуальности артистов с высокой и низкой степенью стрессоустойчивости имеют свои отличительные особенности.

5. В художественно-творческой деятельности у лиц, связанных с публичным выступлением на сцене (например, артисты балета), стрессоустойчивость в структуре интегральной индивидуальности выступает как ресурс совладания со сценическим стрессом.

Апробация работы. Результаты и основные положения проведенного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии Пермского государственного педагогического университета (2007–2012 гг.); XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2009», (г. Москва, 2009 г.); всероссийских научных конференциях «ХХV Мерлинские чтения» (Пермь, 2010 г.); «ХХVI Мерлинские чтения» (Пермь, 2011 г.); Втором Международном конгрессе по педагогическим, психологическим и социокультурным аспектам поведенческих проблем детей и подростков» (Пермь, 2010 г.); всероссийской научной конференции «Психология творчества: наследие Я.А. Пономарева и современные исследования» (Пермь, 2010 г.); Втором Сибирском научном конгрессе Всемирного совета танца ЮНЕСКО по направлению «Хореографическое искусство» (Новосибирск, 2011 г.); международной конференции «Русский балет как мировой феномен в современном культурном процессе» (Москва, 16–18 ноября 2012 г.); Второй Международной очной научно-практической конференции «Хореографическое образование: Россия и Европа. Состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 13–15 марта 2013 г.)

Результаты исследования используются педагогами – репетиторами балета Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского при подготовке артистов к спектаклям, фестивалям, конкурсам и преподавателями дисциплины «Танец и методика его преподавания: классический танец» Пермской государственной академии искусства и культуры при подготовке лекционного материала для студентов III–IV курсов. Результаты данного исследования стали основой для разработки авторской программы подготовки студентов к публичным выступлениям и преодолению негативного влияния сценического стресса в учебном процессе Пермского государственного ордена «Знак Почета» хореографического колледжа.

По результатам исследования опубликовано 14 печатных работ, в том числе 2 статьи в журналах, включенных ВАК в перечень рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, выводов, заключения, библиографического списка, практических рекомендаций и приложений. Работа изложена на 170 страницах машинописного текста. Содержит 14 таблиц, 12 рисунков и 7 приложений. Библиографический список насчитывает 216 наименований, в том числе 23 на английском языке.

Стресс и художественно-творческая деятельность

Психология важна не только как теоретическая дисциплина, но и как развивающаяся область особой практической деятельности. Она в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учетом интеллектуальных и эмоциональных резервов — того, что называют человеческим фактором.

В научной среде и в обыденной жизни в настоящее время практикуется использование в различных ситуациях термина «стресс». Главная причина широкого распространения этого понятия кроется в основной концепции стресса, объясняющей многие жизненные явления: различные реакции людей на опасные работы и психотравмирующие ситуации, всевозможные конфликты, заболевания и тому подобное.

Термин «стресс» в переводе с английского (Stress) означает напряжение, нажим, давление. Проблему стресса изучали многие зарубежные и отечественные психологи. Традиционно принято считать основоположником учения о стрессе канадского ученого Г.Селье [157], который рассматривал «... стресс как состояние неспецифического напряжения в живом организме, вызванное любым внешним повреждающим фактором (стрессором), независимо от его природы (физической, химической, биологической и т. п.). На воздействие разного рода стрессоров (например, холод, страх, усталость и т. п.) организм отвечает не только местной защитной реакцией, но и общей реакцией физиологического механизма независимо от того, какой именно раздражитель действует в этот момент на организм. Включается механизм мобилизации организма на противодействие стрессору, на адаптацию к новой ситуации, на борьбу с опасностью, в этом и состоит основное биологическое значение стресса»[158, 159]. Г. Селье рассматривал стресс как совокупность различных реакций на воздействие «.. .неблагоприятных агентов» и называл его «...общим адаптационным синдромом. Общим - так как при его возникновении изменяется общее состояние организма, адаптационным - потому, что он помогает организму приспосабливаться к вредоносному воздействию стрессоров, синдромом - потому, что наблюдаемые при этом явления взаимосвязаны и представляют один комплекс» [157].

Большое значение Г. Селье и его последователи придавали биологическому значению стресса как физиологической реакции организма на действие различных отрицательных факторов. Г.Селье в свое время отмечал: « Основное биологическое значение стресса состоит в повышении активности ряда желез внутренней секреции. В борьбе с «болезнетворными агентами» организм напрягается, мобилизует все силы и ищет те или иные пути для приспособления к опасности» [157, 158].

Физиологическая концепция Г. Селье получила свое развитие в психологической науке. Его последователь, видный американский ученый Р. Ла-зарус (1956, 1990), предложил дифференцировать физиологический и психологический виды стресса. По его мнению, они существенно отличаются друг от друга особенностями раздражителей (стрессоров), их вызывающих, механизмом возникновения и характером ответной реакции [96]. Важнейшим в теории Р.Лазаруса является понятие угрозы. Угроза рассматривается как предвосхищение человеком будущего столкновения с какой-то вредоност-ной для него ситуацией [96]. Угроза вызывает защитную деятельность, которая ведет к мобилизации энергии. Таким образом, термином «стресс» стали обозначать состояние человека, возникающее в организме под действием различных психологических и эмоционально значимых для индивидуума раздражителей [95]. Теория стресса, предложенная Р. Лазарусом, - по сути, первая собственно психологическая концепция стресса - получила название когнитивной теории стресса [95, 96].

Как указывает французский ученый П. Фресс: « Стрессогенным моментом является не сама по себе ситуация, а отношения в этой ситуации между мотивами и возможностью субъекта действовать адекватно им. Все стрессо-генные условия подразделяются на две группы. Первую составляют условия, при которых субъект не способен, не умеет или просто не готов действовать (новизна, необычность, внезапность ситуации). Вторую группу составляет сверхсильная мотивация, вызывающая либо сверхсильное волнение, либо повышенное напряжение» [182].

Т. Стокфельт писал, что «стрессовыми являются ситуации ожидания оценки человеком своей личности или деятельности; ситуации, связанные с выполнением ответственной или опасной работы; ситуации, когда интеллектуальная или любая деятельность затруднена (дефицит времени, действие отвлекающих факторов, помех и пр.); ситуации, связанные с нарушением межличностных контактов и отношений и т.д.» [167].

Естественно, состояние, возникающее у субъекта в этих или других ситуациях и определяемое как стрессовое, в зависимости от вида ситуации получает свое название. Поскольку ситуаций этих бесчисленное множество, в психологии стали выделять множество разновидностей стресса [119,138].

Бытуют такие формы стресса, как стресс лабораторный или экспериментальный, социальный или межличностный, болевой и хирургический, военный и космического полета, мотивационный, экзаменационный и интеллектуальный, скоростной, индустриальный, соревновательный и т.д. [41, 42, 102, 107, 124, 167, 171, 173, 175].

Методики исследования устойчивости к психическому стрессу

Для изучения особенностей совладающего поведения артистов балета был взят опросник способов совладания (Ways of Coping Questionnaire, Folkman, Lazarus, 1988) [92].

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лаза-русом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куф-тяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

Испытуемому предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него. Ниже дано описание субшкал. Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость. Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты: поиск социальной поддержки; усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения. Бегство—избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Методика исследования качественных особенностей исполнительской деятельности артистов балета Для выяснения качественных особенностей исполнительской деятельности артиста балета использовались два метода: - метод экспертных оценок, где реализован метод парных сравнений; -метод фиксированного наблюдения с использованием видеозаписи спектаклей по разработанной автором специально для диссертационного исследования «методике наблюдений, фиксации результатов и оценки качества исполнительской деятельности артиста балета».

Эксперты в значительной степени восполняют недостаток количественной информации относительно элементов системы. Современная экспертная оценка опирается на различные методы математической статистики, теории множеств и др.

Экспертами могут быть специалисты, имеющие по роду своей деятельности непосредственное отношение к оцениваемым объектам и располагающие достаточным положительным опытом работы с ними. Образно говоря, это -«аккумуляторы опыта».

В нашем исследовании в качестве экспертов, оценивающих качество исполнения и надежность деятельности артистов балета во время спектаклей, выступали педагоги-репетиторы балета, имеющие большой стаж работы в Академическом театре оперы и балета (15-30 лет и более). Это высококвалифицированные специалисты, воспитавшие множество лауреатов международных конкурсов артистов балета, имеющие правительственные награды за подготовку различных партий в спектаклях с артистами балета.

Для оценки качественных особенностей профессиональной деятельности артистов балета использовался метод фиксированного наблюдения с использованием видеозаписи спектаклей. Оценивались качественные особенности технического плана (академизм, техничность исполнения, амплитуда движений), творческие составляющие исполнительской деятельности (музыкальность, актерское мастерство) и интегральный показатель качества исполнения (суммарный балл). «Академизм» характеризуется выворотным положением ног в танце, натянутостью колена, округлой формой рук, спецификой пальцевой техники. Манера и стиль исполнения движений изящные, легкие, грациозные и изысканные. «Техничность» - прежде всего выучка, воспитание всего организма - мышц, психики, нервной системы, что невозможно без физической, систематически повторяющейся нагрузки и приобретения необходимых для хореографии двигательных навыков: устойчивости и точности движения, сильного, свободного выполнения больших сложных прыжков, заносок, различных видов вращения. «Амплитуда» - движения выполняются с различной силой и размахом, прыжок может быть большим и маленьким, бросок или подъем ноги выполнен с различным уровнем фиксации 25, 45, 90, вплоть до предела возможности исполнителя, что можно сравнить с понятием «форте» и «пиано» в музыке. «Музыкальность» - согласованность движений с музыкальным темпом и ритмом, умение сознательно и творчески воспринимать тему-мелодию, художественно воплощая ее звучание в пластике танца. «Актерское мастерство» - умение запомнить содержание и смысл роли, характер и образ героя, мир его чувств, стремлений и психологических особенностей, на основе музыки создать логическую линию поведения, а также правильно насытить все действия той или иной эмоциональной окраской.

Все исследования были выполнены в естественных условиях деятельности. Эксперты оценивали качество исполнения артистами определенной партии на репетиции (фоновые данные) и в ответственных спектаклях (условия стресса): зарубежные гастроли, премьера спектакля, театральный фестиваль «ЗОЛОТАЯ МАСКА» (Москва), «Дягилевские сезоны» (Пермь - С. Петербург - Париж), международный конкурс артистов балета «АРАБЕСК» (Пермь). Также эксперты просматривали видеозаписи спектаклей, оценивая качество исполнения по десятибалльной (10 баллов - высшая оценка) шкале, применяя «методику наблюдений, фиксации результатов и оценки качества исполнительской деятельности артиста балета», которая разработана автором специально для диссертационного исследования (приложение 3).

Методика исследования качественных особенностей исполнительской деятельности артистов балета

Так, специфическими для данной выборки оказались взаимосвязи свойств психодинамического уровня с одним показателем неиродинамического уровня: подвижностью нервных процессов. На уровне психодинамических свойств основные взаимосвязи в данной выборке выявились вокруг эмоциональной сферы и эргичности, наблюдается очень слабая включенность во взаимосвязи темпераментальной пластичности и скорости. Обращает на себя внимание и наличие в основном однозначных взаимосвязей между уровнями. Только на уровне соцально-психологических свойств наблюдается большое количество взаимосвязей всех показателей.

Таким образом, можно говорить о многокомпонентном, интегральном характере стрессоустойчивости. Данные выводы соотносятся с работами Б.А. Вяткина, где говорится об интегральной структуре стрессоустойчивости спортсменов [47, 51].

Можно отметить, что на данном этапе исследования получила эмпирическую поддержку гипотеза о том, что структура интегральной индивидуальности артиста балета имеет свои уникальные особенности в зависимости от стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивость артистов балета — это целостное образование, которое детерминировано разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности: нейродинамический уровень (сила возбуждения и уравновешенности нервных процессов), психодинамический уровень (эргичность интеллектуальная и коммуникативная), личностный уровень (общительность, эмоциональная устойчивость, смелость, уверенность в себе, нефрустриро-ванность), социально-психологический уровень (интернальность в области производственных отношений и здоровья). Стрессоустойчивость артистов балета обусловлена определенным симптомокомплексом разноуровневых индивидуальных свойств в структуре интегральной индивидуальности. Эмпирически выявлены индивидуальные свойства как ключевые детерминанты стрессоустойчивости артистов балета. Симптомокомплекс стрессоустойчивости включает в себя следующие свойства: - силу возбуждения и подвижность нервной системы; - высокий уровень психомоторной и интеллектуальной эргичности; - отсутствие беспокойства в случае неудачи при выполнении физической работы; - экспрессивность; - уверенность в себе; -эмоциональную устойчивость и высокий уровень субъективного контроля.

Таким образом, правомерно говорить, что стрессоустойчивость — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и ведущая к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности.

Результаты исследования влияния сценического стресса на качественные особенности исполнительской деятельности артистов балета в связи с особенностями индивидуальности и их обсуждение Деятельность артистов балета специфична, и её специфика обусловлена тем, что она связана с постоянно действующими стрессовыми факторами, которые подробно описаны в главе I. Следует учитывать, что исполнительская деятельность артистов, как и любая другая, способна порождать психологические причины развития стресса, а любой психологический стресс, как известно, находит своё отражение в поведенческой и трудовой активности человека.

Анализируя особенности психологического состояния артистов балета на репетиции (фон) и его изменения во время спектакля (сцена), обратимся к табл. 7, где приведены результаты исследования интонационных (спектрографических) характеристик речи и таких характеристик эмоционального состояния, как вегетативный компонент (ВК) и суммарное отклонение от вегетативной нормы (СО). Показателями стресса являлись: во-первых, изменение спектрографических характеристик речи во время ответственных спектаклей по отношению к репетициям (фону), во вторых, изменение времени произнесения всей фразы «к спектаклю готов», что обусловлено возникновением специфических физиологических реакций под влиянием стресса, так как известно, что при сильном стрессе (горе, ярость, страх) меняются тембр голоса, интонация, ритм и темп речи. В-третьих, показателями стресса являются ярковыраженные, статистически значимые колебания величины показателей СО и ВК. В напряжённой, стрессовой обстановке показатель СО может существенно изменяться. При этом уменьшение значения СО свидетельствует о наличии у испытуемого определённых резервов работоспособности и стрессоустойчивости. Увеличение значений СО отражает низкую стрессо-устойчивость, психофизиологическую «беспомощность» перед трудностями, прогноз успешности деятельности при этом неблагоприятный.

Результаты исследования стрессоустойчивости в структуре интегральной индивидуальности артистов балета и их обсуждение

В связи с возрастающими событиями, носящими в жизни людей драматический и экстремальный характер, особое значение в современной психологии придают проблематике психического стресса и устойчивости к нему. Различные работы в области исследования стресса, с одной стороны, раскрывают его многоплановый характер с описанием разнообразных факторов, обусловливающих развитие стресса, а также способов и механизмов адаптации человека к экстремальным условиям ситуации. Деятельность артиста балета очень специфична, характеризуется большими физическими и эмоциональными нагрузками, монотонностью и сложными, постоянно изменяющимися условиями, диктуемыми размерами и освещением сцены, репетиционных залов и пр., что зачастую вызывает у артистов особое состояние нервно-психического напряжения. Стрессоры, имеющие свою специфику, например выход на сцену в премьерных спектаклях и конкурсах, вызывают особое состояние, обозначаемое в исследовании как «сценический стресс». Как показало исследование, все артисты балета перед выходом на сцену испытывают состояние повышенного психического напряжения. Но одни артисты в состоянии стресса улучшали свое исполнительское мастерство, а другие ухудшали качество исполнения, хотя процесс подготовки к выходу на сцену для всех артистов был одинаков. Следовательно, устойчивость и неустойчивость рассматриваются в работе как качества личности, позволяющие активно противостоять отрицательному, разрушающему влиянию стресса, вызываемого факторами различного рода (физическими, физиологическими, психологическими, социальными и т.д.) на успешность выполняемой в данный момент деятельности. Затрудненные условия деятельности и ее эффективность зависят от базовых свойств личности, индивидуальных особенностей ее нервной системы и темперамента. Их определенные сочетания являются фактором, определяющим динамику стрессовых состояний и особенность их влияния на деятельность, именно таким образом проявляется такое свойство, как стрессоустойчивость, выполняя одну из основных своих функций - приспособление.

С позиций пермской психологической школы и теории интегральной индивидуальности представители этого направления выявили данные относительно участия различных уровней интегральной индивидуальности в структуре стрессоустойчивости, детерминированной специфической взаимосвязью разноуровневых свойств, определяя оптимальное взаимодействие субъекта с окружающей средой. В результате данного исследования были выявлены различия в структуре интегральной индивидуальности артистов балета с разным уровнем стрессоустойчивости, а также характер взаимосвязей разных уровней свойств индивидуальности и стрессоустойчивости, выявлены наиболее тесные и многозначные взаимосвязи между всеми изучаемыми нами уровнями индивидуальности в структуре «стрессоустойчивых» артистов. Структура «стрессонеустойчивых» выражена в основном однозначными связями между уровнями, и их количество значительно меньше. Исследование расширяет существующие данные о воздействии стресса на характер взаимосвязей индивидуальных свойств, а также вносит вклад в разработку проблемы стрессоустойчивости в области художественно-творческой деятельности. Выявленный симптомокомплекс свойств стрессоустойчивости артиста балета выражается в необходимых для успешной работы индивидуальных свойствах, формируя которые можно добиться наивысшего результата в сценической деятельности. Подтверждается гипотеза о том, что разное воздействие стресса на характер взаимосвязей индивидуальных свойств и их согласованности с компонентами деятельности при рассмотрении индивидуальности как самоорганизующейся и саморазвивающейся системы объясняется происходящим переструктурированием связей между разноуровневыми свойствами за счет опосредующих звеньев (например, уровнем овладения деятельностью).

В таком ключе стрессоустойчивость до сих пор не рассматривалась и не изучалась. В силу этих обстоятельств исследование, посвященное этим вопросам, имеет теоретико-методологическое и прикладное значение. Представленные результаты изучения системообразующей функции стрессо-устойчивости в выборках артистов с низким и высоким уровнем стрессо-устойчивости раскрывают характерные для каждой группы взаимосвязи свойств интегральной индивидуальности. Сравнение факторных структур разноуровневых свойств ИИ испытуемых с разным уровнем устойчивости к стрессу показывает достаточно большие различия в нагрузке факторов и симптомокомплексах.

Полученные результаты влияния сценического стресса на качественные особенности деятельности артистов балета доказывают деструктивное влияние сценического стресса. У неустойчивых к стрессу артистов это выражается в том, что музыкальные акценты смещаются, движения не ритмичны, нарушаются динамика исполнения движения, координационная согласованность корпуса, рук и головы. Актерские партии становятся психологически пустыми и незаконченными. Все это значимым образом снижает качество исполнительской деятельности, хотя в спокойной обстановке на репетиции «стрессонеустойчивые» превосходят «стрессоустойчивых» как по показателям технических (академизм, техничность, амплитуда), так и творческих (музыкальность, актерское мастерство) составляющих исполнительской деятельности. Таким образом, правомерно считать стрессоустойчивость необходимым качеством успеха исполнительской деятельности артиста балета.

Сравнительный анализ между свойствами интегральной индивидуальности и показателями качественных особенностей исполнительской деятельности у обеих групп (в фоне и стрессе) раскрывает различный характер взаимосвязей разноуровневых свойств ИИ с различными компонентами деятельности, изменяющийся при стрессе в зависимости от стрессоустойчивости. Тем самым доказывается предположение о том, что стрессоустойчивость в структуре интегральной индивидуальности, выполняя свою функцию противодействия стрессу, является также и своеобразным ресурсом совладания с психическим стрессом.

Представленные результаты соотношения стратегий преодоления стресса у артистов полярных групп испытуемых и статистическая обработка результатов этого блока исследования показали, что артисты используют для совладания со стрессом разные стратегии его преодоления, демонстрируя различные стили совладания со стрессом для достижения необходимого результата. У «стрессоустойчивых» преобладают самоконтроль, непринятие ответственности и планирование решения проблем. «Стрессонеустойчивые» статистически значимым образом предпочитают выбор таких стратегий, как поиск социальной поддержки, принятие ответственности и положительная переоценка.

Похожие диссертации на Стрессоустойчивость в художественно-творческой деятельности в интегральном исследовании индивидуальности : на примере артистов балета