Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специальные способности артиста балета Соснина Ирина Григорьевна

Специальные способности артиста балета
<
Специальные способности артиста балета Специальные способности артиста балета Специальные способности артиста балета Специальные способности артиста балета Специальные способности артиста балета Специальные способности артиста балета Специальные способности артиста балета Специальные способности артиста балета Специальные способности артиста балета
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Соснина Ирина Григорьевна. Специальные способности артиста балета : 19.00.01 Соснина, Ирина Григорьевна Специальные способности артиста балета : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Пермь, 1997 155 с. РГБ ОД, 61:97-19/208-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ИНТЕГРАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ АРТИСТА БАЛЕТА 9

1.1 Исследование специальных способностей в отечественной психологии

1.2 Проблемы художественно- творческих способностей.. 20

1.3 Специфические особенности и психологическая структура деятельности артистов балета - -29

1.4 Взаимосвязь хореографических способностей и индивидуальных особенностей артиста балета 34

1.5 Постановка проблемы и задачи исследования. 36

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ-.

П.1 Методики исследования уровня развития специальных, (хореографических) способностей ...

1.1 Методика экспертных оценок 44

1.2 Методика исследования успешности деятельности 45

П.2 Методики исследования компонентов специальных (хореографических) способностей. 46

2.1 Методики исследования морфологических свойств...46

2.2 Методики исследования психомоторных качеств... 48

2.3 Методика исследования креативности мышления.., 51

2.4 Методика исследования танцевальности 52

2.5 Методика исследования эмоциональной привлекательности движений 53

2.6 Методика исследования мотивации получения профессии, 53

2.7 Методика исследования активности волевой регуляции.

П.З Методики исследования индивидуальных свойств . 54

3.1 Методика исследования силы нервной системы... 54

3.2 Методики исследования свойств темперамента 54

3.3 Методика исследования свойств личности ;о

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Ш.

3.1 Результаты исследования структурыхореографических способностей

3.2 Результаты исследования уровня развития хореографических способностей ,

3.З Результаты исследования структуры хореографичесюгх способностей при различном уровне их развития

3.4 Результаты исследования системообразующей роли уровня развития хореографических

способностей в структуре интегральной индивидуальности артиста балета

РЕКОМЕНДАЦИИ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Формирование личности артиста балета- сложный и многогранный процесс. Это не только приобретение и шлифование профессиональных навыков, но и развитие художественных дарований: способности к перевоплощению, чувства ритма, культуры движений, пластики, общей культуры и многих других качеств. Немаловажное значение приобретают психологические готовность и устойчивость личности, способность к обучению и т.д..

Творческая индивидуальность, ее наиболее полное раскрытие и самоутверждение- это проблемы, которые всегда остро волнуют теоретиков и практиков балетного искусства. Развитие хореографии постоянно выдвигает новые и все более сложные задачи отбора, воспитания и подготовки молодых артистов балета, что связано с изучением тех личностных и индивидуальных факторов, которые влияют на успешность овладения данной профессиональной деятельностью и ее совершенствования.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертация посвящена изучению хореографических способностей. Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время не существует четкого определения хореографических способностей и недостаточно изучены их природа и структура.

По убеждению профессионалов процесс подготовки артиста балета
должен быть направлен прежде всего на выявление индивидуальности
танцовщика, того, что присуще только этому человеку, на воспитание
его личности (А.Я.Ваганова, 1935; Г.С.Уланова, 1954;
Ф.В.Лопухов, 1966; М.Э.Лиепа, 1967; В.Ю.Василев и

Н.Д.Касаткина, 1968; И.В.Тихомирова, 1971; К.М.Сергеев, 1973; А.М.Мессерер 1979; Н.И.Тарасов, 1981 и др.).

В теоретическом плане российская психология имеет серьезные накопления в области изучения способностей и в понимании индивидуальных различий творческой одаренности (Б.Г.Ананьев, 1962; Э.А.Голубева, 1982,1993,1997; Г.В.Быстрова, 1976; С.Л.Рубинштейн, 1946; Б.М.Теплов, 1946; В.Д.Шадриков, 1944; Н.С.Лейтес, 1996; В.Н.Дружинин, 1995; Т.И.Порошина, 1997 и др.). При этом, еще недостаточно изученными остаются актерские способности, особенно хореографические, хотя интерес к проблеме наметился довольно отчетливо.

На сегодня очевидно, что в способностях к сценическому искусству тесно переплетаются внутренние и внешние факторы, образующие и формирующие личность актера, его индивидуальность. Отсюда, актуальность работы определяется важностью изучения природы и структуры хореографических способностей: во- первых, для психолого- педагогического обеспечения их развития; во- вторых, для обоснования индивидуализации работы с одаренными учащимися; в-третьих, для выбора путей достижения профессионального мастерства; в-четвертых, для обеспечения научного подхода к диагностике способностей к танцу и, наконец, в- пятых, для совершенствования методики профессионального отбора наиболее способных и одаренных.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ- учащиеся выпускных классов Пермского государственного ордена "Знак Почета" хореографического училища (девушки и юноши) в возрасте 17-19 лет, всего 82 человека.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ- хореографические способности различного уровня развития, их структура и связь с интегральной индивидуальностью будущих артистов балета.

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью работы является изучение психологической структуры хореографических способностей различной

степени выраженности и их роли в развитии интегральной индивидуальности артистов балета.

ГИПОТЕЗА. Психологическая структура компонентов хореографических способностей определяется профессиональными требованиями деятельности артиста балета. Хореографические способности представляют собой целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, включающее в себя: задатки, общие способности, специальные способности. Своеобразие структуры хореографических способностей определяется уровнем их развития. Уровень развития хореографических способностей определяет как степень выраженности отдельных компонентов так и характер связи между ними и играет системообразующую роль в структуре интегральной индивидуальности артиста.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Выявить симптомокомплекс компонентов хореографических
способностей на основе учета предъявляемых к артисту балета требований
профессиональной деятельности.

2. Экспериментально показать, что хореографические способности
являются целостным многоуровневым и многокомпонентным
образованием, детерминированным разноуровневыми свойствами
интегральной индивидуальности.

3. Исследовать структуру компонентов хореографических способностей
при различном уровне их развития у будущих артистов балета.

4. Экспериментально проверить системообразующую роль уровня
развития хореографических способностей в структуре интегральной
индивидуальности артиста балета.

7 5. На основе результатов исследования разработать комплексную методику диагностики специальных способностей артистов балета.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. В работе впервые хореографические способности рассматриваются как целостное многоуровневое и многокомпонентное образование, детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Впервые экспериментально выявлены различные сим птомокомплексы компонентов хореографических способностей при среднем и высоком уровне их развития, доказана системообразующая роль уровня развития хореографических способностей в структуре интегральной индивидуальности артистов балета.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ. Полученные результаты вносят определенный вклад в научное понимание художественно-творческих способностей и их роли в развитии интегральной индивидуальности. Они дополняют существующие представления о природе хореографических способностей, их структуре при различном уровне развития и обогащают учение об интегральной индивидуальности человека в плане выявления новых психологических условий, гармонизирующих индивидуальность человека.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ заключается в том, что ее результаты способствуют научному обоснованию психолого-педагогического обеспечения диагностики, отбора, развития хореографических способностей, а также определению путей индивидуализации учебного процесса в хореографическом училище в зависимости от уровня развития специальных способностей учащихся с целью подготовки к профессиональной деятельности и достижения высоких результатов в ней.

Основные положения работы отражены в экспериментальном курсе "Психология балета", читаемом в Пермском хореографическом

8 училище.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на научно- практической конференции "Психологическая служба в системе непрерывного образования (Пермь, 1994), на расширенных научных конференциях психологических кафедр ПГПУ- "Мерлинские чтения" (Пермь, 1994, 1995, 1996), на международном симпозиуме "INTERNATIONAL SYMPOSIUM ON DANCE AND MEDICINE" (Хельсинки, 1995), на конференции "Психолого-педагогическое обеспечение развития индивидуальности в системе непрерывного образования" (Пермь, 1996). По материалам диссертации в печати опубликованы 3 работы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Своеобразие симптомокомплекса "хореографические способности"
определяется специфическими требованиями профессиональной
деятельности артиста балета.

2. С позиций системного подхода и теории интегральной
индивидуальности хореографические способности представляют собой
сложное многоуровневое и многокомпонентное образование,
детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной
индивидуальности.

3. Структура компонентов хореографических способностей зависит от
уровня их развития и играет системообразующую роль в развитии
интегральной индивидуальности артиста балета.

Исследование специальных способностей в отечественной психологии

Способность- одно из наиболее общих психологических понятий. Как известно, наиболее общепринятым является такое определение способностей: способности- это индивидуально- психологические особенности, обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний, умений и навыков, но не сводящиеся к ним (Б.М.Теплов, 1961; С.Л.Рубинштейн, 1950). В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно в исследованиях Б.Г.Ананьева [4], Э . А. Го л у б евой [3 8,39,40,42], В.Н.Дружинина [59], В.А.Крутецкого [90], В.С.Мерлина [109,110], В.Н.Мясищева [122], Б.М.Теплова [158,159,160], С.Л.Рубинштейна [144], В.Д.Шадрикова [171,172] и др.. При этом можно выделить несколько основных подходов к данной проблеме. В основе первого из них лежит, прежде всего, теория развития способностей Б.М.Теплова.

Б.М.Теплов рассматривал способности в плане индивидуально-психологических различий.

Второй подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л.С.Выготского.

Фундаментальную теоретическую разработку проблема способностей получила в трудах С.Л.Рубинштейна [144], который изучал способности как совокупность природного и общественного с точки зрения общей одаренности и специальных способностей, считал что общая одаренность и специальные способности пронизывают друг друга, проявляясь в специальных способностях. Существует, естественно, и обратная связь. С.Л.Рубинштейн и Б.М.Теплов, рассматривали специальные способности только в тесном единстве с общими. Б.Г.Ананьев [4], развивая представления об общей природной основе развития характера и способностей, указывал на формирование в процессе деятельности связей способностей и характера, приводящих к новым психическим образованиям, обозначаемым терминами "талант" и "призвание".

Л.С.Выготский [24,25] давал, как минимум три характеристики способностей. Во-первых, это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью. Во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого. И наконец, развитие способностей характеризуется через освоение ребенком определенных достижений культуры. В.С.Мерлин [109], анализируя работы Б.М.Теплова, отмечает, что выделенные признаки способностей важны, хотя не гарантируют успеха. Например, такой критерий способностей, как успешная деятельность, может зависеть не только от способностей но и от знаний, умений, навыков [ПО]. Другим критерием способностей человека В.С.Мерлив называет индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности. "Оригинальность и самобытность приемов, способов работы - один из характернейших признаков,отличающих творчество более способного человека от менее способного,"- заявляет он. Следующим критерием способности В.С.Мерлин называет степень готовности человека к преодолению неблагоприятных условий в данном виде деятельности [108]. Успешность выполнения деятельности зависит не от какого-то одного качества, а от своеобразного их сочетания. Способности, отмечает автор, включают свойства индивида и свойства личности (в той степени, в которой они определяют успешность в деятельности). От свойств индивида зависит только степень успешности деятельности, а от свойств личности не только успешность деятельности, но и индивидуальные приемы и способы выполнения деятельности, степень преодоления неблагоприятных условий.

Методики исследования уровня развития специальных, (хореографических) способностей

Для изучения уровня развития специальных способностей использовались методики экспертных оценок. Экспертные оценки играют очень важную роль в системном анализе. Эксперты в значительной степени восполняют недостаток количественной информации относительно элементов системы. В целом использование экспертов дает возможность: -получить анализ сложных систем, характеризующихся в основном качественными, неформализуемыми процессами, ситуациями, явлениями;

-осуществить априорное определение и ранжирование по заданному критерию наиболее существенных факторов, описывающих поведение системы;

-повысить эффективность математико- статистических и других формальных методов за счет более точного определения и оценки некоторых качественных моментов присущих этим методам; -увеличить надежность оценки целевых функций, имеющих качественный или количественный характер, путем усреднения мнений высококвалифицированных специалистов.

В любом случае каждый эксперт используется как источник дополнительной информации, как своеобразный "измерительный инструмент", позволяющий производить ранжирование, при необходимости получить субъективную количественную информацию, оценить качественные факторы, измерение которых на данном уровне познания другими способами невозможно.

Современные методы экспертной оценки основаны на применении различных разделов математики: математической статистики, теории множеств, графов и др.

В целом общий порядок получения экспертных оценок можно представить как совокупность следующих этапов:

1 этап- разработка условий получения экспертных оценок, включающий:

-разработку процедуры экспертизы (выбор типа шкалы оценок, методов высказывания суждений экспертами, обработки результатов экспертизы, ее проведения); -разработку процедуры отбора экспертов (определение численности группы экспертов, требований к их квалификации и порядка ее оценки);

2 этап- получение исходной информации, включающий:

-отбор конкретных лиц в группу экспертов;

-проведение опроса;

-оценка качества проведенного опроса;

3 этап- получение экспертных оценок, включающий: -обработку индивидуальных суждений экспертов; -получение групповой оценки;

4 этап- использование полученных экспертных оценок.

Из рассмотрения общего порядка получения экспертных оценок можно сделать вывод о том, что формирование экспертной группы является важнейшей процедурой, в значительной степени определяющей качество экспертных оценок. Экспертами могут быть специалисты, имеющие по роду своей деятельности непосредственное отношение к оцениваемым объектам и располагающие достаточным положительным опытом работы с ними. Образно говоря, это- "аккумуляторы опыта".

Результаты исследования структурыхореографических способностей

По мнению В.С.Мерлина свойства темперамента представляют собой динамическую систему, определяющую энергетическую характеристику психической деятельности [ПО].

В нашей работе изучались следующие свойства темперамента: эмоциональная возбудимость, эмоциональная устойчивость, импульсивность, ригидность, интро- экстраверсия, активность волевой регуляции. Для их диагаостики использовались методики, которые в течение ряда лет успешно применяются в психологической лаборатории В.С.Мерлина- Б.А.Вяткина и являются достаточно опробированными и надежными.

а). Методика изучения эмоциональной возбудимости Эмоциональные реакции и процессы связаны с изменением функционального уровня деятельности. При повышенной эмоциональной возбудимости достигается большая дифференцированность изменений функционального уровня деятельности. В этом заключается приспособительная функция свойства. Эмоциональная возбудимость изучалась с помощью ассоциативного эксперимента Юнга. Слова раздражители вызывают речевую реакцию испытуемого, выражающуюся в качестве его ответа ( ассоциации ) и в скорости ассоциативной реакции. Заторможенность асссоциативной реакции расценивается как результат эмоционального восприятия слова - раздражителя. Процедура опыта заключалась в следующем. Испытуемый сидит спиной к экспериментатору.

Инструкция: " Я Вам буду говорить разные слова, ваша задача - как можно скорее ответить на каждое мое слово первым словом, которое придет Вам в голову. Это слово может быть абсолютно любым, но только должно быть как-то связанно с тем словом, которое Вы услышите ". Испытуемый не должен отвечать целыми предложениями, не следует во время опыта вступать в разговор с экспериментатором. Ему предъявлялось 25-30 слов, из которых 20-21 являлись нейтральными, а 5-6 личностно-значимыми /например, сплетник, дурак, неряха, лодырь/.Слова - раздражители предъявлялись в темпе 5 слов в минуту. Фиксировались ответы испытуемого, латентное время реакции и особенности в способе реагирования испытуемого. Латентное время реакции измерялось секундомером. Потом сопоставлялась средняя величина скрытого периода ассоциативной реакции на незначимые слова со средней величиной скрытого периода этой реакции на специально подобранные эмоционально значимые для испытуемого слова. Реакции на эти слова можно рассматривать как показатель эмоциональной возбудимости.

Увеличение латентного времени ассоциативной реакции на эмоционально значимые слова по сравнению с незначительными на 30% (при медиальном делении выборки) рассматриваются как заторможенность реакции т.е. выражение эмоционального проявления (возбудимость эмоциональной реакции). Наличие последствия, т.е. увеличения времени ассоциативной реакции на первом интервале за эмоционально значимым словом, по сравнению с незначимым словом, можно рассматривать как задержку реакции под влиянием предшествующего, эмоционально значимого слова. Таким образом, получаем еще один показатель по этой методике - устойчивость эмоциональной реакции.

Похожие диссертации на Специальные способности артиста балета