Содержание к диссертации
Введение
Глава I Рефлексия как компонент самосознания 15
1.1. Философские и психологические представления о рефлексии 15
1.2. Рефлексия в структуре творческой деятельности 31
1.3. Рефлексивные составляющие самосознания 48
Глава II. Креативность как психологический феномен 60
2.1. Становление представлений о креативности в психологии 60
2.2. Закономерности развития и формирования креативных способностей человека 19
2.3. Рефлексивные детерминанты креативного развития личности 90
Глава III. Использование возможностей самодиагностики в стимулировании и актуализации рефлексивных составляющих самосознания и креативных проявлений личности 102
3.1. Организация и методы исследования 103
3.2. Особенности взаимосвязи рефлексивных составляющих самосознания и креативных проявлений личности 122
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 138
Заключение 154
Библиографический список 160
Приложения 179
- Философские и психологические представления о рефлексии
- Становление представлений о креативности в психологии
- Организация и методы исследования
Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема рефлексивной детерминации творчества и креативных возможностей человека не является новой в психологии, но объективные тенденции развития науки открывают в ней новые аспекты, стороны и грани, в силу чего и сама проблема обретает новые параметры актуальности -методологической, теоретической, методической. Дело в том, что по мере онтоло-гизации психологического познания, его антропологизации рефлексия все более раскрывается не просто как компонент самосознания, но как уникальный способ, которым человек открывается самому себе. Поэтому свойство рефлексивности оказывается гораздо более «всепроникающим» и «интегративным» (Карпов А.В., 2003), чем полагали исследователи ранее.
Выявлена рефлексивная обусловленность многих психических процессов, свойств и состояний личности (Тюков А.А., 1984; Тульвисте Т.К., 1985; Слободчи-ков В.И., 1984, 1986, 1987; Степанов С.Ю., 1989; Семенов И.Н., 1976, 1984; Карпенко Л.А., 1990; Щедровицкий ГЛ., 1995; Полищук О.А., 1998; Шаров А.С., 2000; Варламова Е.П., 2002; Растянников А.В., 2002; Карпов А.В., 2003).
Анализ литературных источников показал, что в настоящее время наиболее выраженными подходами в изучении рефлексивных и креативных способностей являются психометрический, интегральный, онтологический, рефлексивно-инновационный и системный. В этом плане заслуживают внимания работы о роли рефлексии в динамике имплицитных представлений сотворчества А.В. Растянникова, СЮ. Степанова, Д.В. Ушакова, 2002; о роли рефлексии в профессиональной компетентности О. Полищук, 2002; о творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе Е.П. Варламовой, 2002; о детерминационной роли рефлексивности в структурной организации психических свойств и индивидуальных качеств личности А.В. Карпова, 2003.
Рефлексивные возможности человека проявляются в процессах становления и жизненного мира человека, формировании его ценностно-смысловых координат (Тепленева И.А., 2002). Традиционное понимание рефлексии как
необходимого условия мышления и творчества дополнено представлением о том, что рефлексия сама формируется в актах творческой деятельности и что за креативными проявлениями, обнаруживаемыми в мыслительной деятельности личности, стоят возросшие рефлексивные возможности личности (Ковалев С.Э., 2001).
Таким образом, актуальными становятся исследования, позволяющие пролить свет на процессы развития рефлексии, но сдерживающим (по отношению к ним) фактором является недостаточность психологического знания о содержании перехода микроэтапов деятельности в макроэтапы становления рефлексивных возможностей человека. Противоречие заключается в том, что в отсутствии такого знания невозможно организовать научно обоснованный формирующий эксперимент.
Критический анализ представленных в литературе данных позволил многим из вышеперечисленных исследователей выявить факты, свидетельствующие о влиянии рефлексии (кооперативной, коммуникативной, личностной и интеллектуальной) на развитие креативных способностей личности. Вместе с тем пока не выработано системного изложения проблемы, в котором содержалось бы определение психологической сущности рефлексивных составляющих самосознания, их актов, средств и механизмов, влияющих на креативные проявления личности в старшем юношеском возрасте, не установлена их взаимосвязь, недостаточно раскрыты механизмы процесса рефлексивной самодиагностики, посредством которого человек оказывается способным судить о качестве собственной рефлексивности как присущего ему психического свойства.
В качестве важнейшего условия конструктивного исследования проблемы рефлексии А.В. Карповым (2003) обоснована необходимость дифференциации общего предмета психологии рефлексии, которая как синтетическая психическая реальность должна изучаться дифференцированно, в трех базовых аспектах, соответствующих трем основным модусам психического: как психический процесс, как психическое свойство и как психическое состояние.
Возникает возможность для выявления закономерных связей между реф-
лексивными детерминантами {рефлексивными составляющими самосознания, рефлективными актами самоосознания) и результативными параметрами креативных проявлений личности, где процессуально-интегрирующая и содержательная роль рефлексивных составляющих самосознания по отношению к креативным проявлениям личности выступает как самоорганизующее, саморегулирующее, саморазвивающее начало в формирующем эксперименте. Рефлективное состояние самоосознания меры креативных возможностей личности {рефлективные акты самоосознания) обеспечивает дополнительную возможность в саморазвитии и самосовершенствовании творческого потенциала человека. Способность к рефлексивности - это качественно особое свойство индивида, являющееся в нашем исследовании итоговым продуктом процесса рефлексивной самодиагностики и источником для креативных проявлений личности.
Существенные трудности теоретического и практического плана по исследованию проблемы рефлексии, по мнению А.В. Карпова (2003), заключаются в том, что слабо разработан методический аспект представленной проблемы. Она рассматривается с позиций различных базовых психологических категорий (деятельности, действия, психических процессов, способностей и др.). На основании этого, анализ психолого-педагогических данных исследуемой проблемы позволяет вывести основные противоречия:
между потребностью в выявлении психологической сущности феномена рефлексивных составляющих самосознания и креативных проявлений личности, в выделении в процессе рефлексивной самодиагностики их критериальных показателей и раскрытии содержательной стороны рефлексивных составляющих, компонентов, актов и механизмов самоосознания в формирующем эксперименте, и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике отечественной психологии;
между потребностью общества в специалистах, готовых проявлять рефлексивные и креативные способности в любой практической деятельности, и способностью образовательных систем к выпуску таких специалистов.
Преодоление представленных противоречий составляет актуальную про-
блему, которая решена в нашем исследовании.
Проблема исследования заключается в определении места рефлексивных составляющих самосознания, как содержательной, процессуальной стороны креативного саморазвития личности и рефлексивной самодиагностики, как основного механизма процесса самоосознания, обеспечивающего изменение качества деятельности в плане роста ее творческой продуктивности.
Представляет интерес вопрос о развитии данных способностей у студентов факультета психологии, поскольку эти способности являются одним из ведущих профессиональных качеств психолога.
Поэтому целью своей работы мы поставили выявление того, каким образом осуществляется рефлексивная детерминация креативных проявлений личности, полагая, что полученное знание может лечь в основу программ развития рефлексивных возможностей человека в формирующем эксперименте (на примере студентов факультета психологии).
Объект исследования: креативные проявления личности в их рефлексивной обусловленности.
Предмет исследования: содержание и механизмы рефлексивной детерминации креативных проявлений личности.
Гипотеза исследования: рассматривая рефлексию как важнейший компонент самосознания, можно предположить, что их внутренняя связь обеспечивается и удерживается механизмом рефлексивной самодиагностики, посредством которого человек оказывается способным судить о качестве собственной рефлексивности как присущего ему психического свойства. Считая, что именно это свойство детерминирует результативные (креативные, в том числе) параметры деятельности, допустимым является предположение о возможности повысить уровень рефлексивной самодиагностики людей в условиях формирующего эксперимента, что должно проявиться в изменении качества деятельности в плане роста ее творческой продуктивности. В свою очередь это может послужить косвенным доказательством того, что рефлексивная детерминация креативных проявлений является не прямой, а опосредованной процессами рефлексивной самодиагностики, посредством кото-
рых обеспечивается целостность и устойчивость самосознания действующей личности.
В ходе исследования было сформулировано сопутствующее предположение о том, что рефлексивная самодиагностика, обусловливая целостность самосознания, непосредственно участвует в формировании интегрального и дифференцированного «образа Я». Помогая человеку объективировать «образ Я», мы тем самым можем помочь ему объективировать и активизировать процессы рефлексивной самодиагностики.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:
Провести анализ содержания и механизмов рефлексивной детерминации креативных проявлений личности, методов их исследования в современной психологии.
Установить значимость корреляционных связей рефлексивных, креативных проявлений и «образа Я».
Разработать рефлексивный опросник диагностики индивидуальной меры креативных способностей личности «Мой уровень креативных способностей» (МУКС).
Выявить возможности регулирующего воздействия процесса рефлексивной самодиагностики как основного детерминирующего механизма в развитии рефлексивных составляющих самосознания и креативных проявлений личности.
Диссертационное исследование проводилось поэтапно в течение 1998 - 2003 годов.
Первый этап (1998 - 1999 гг.): теоретический анализ основных теорий и концепций, определяющих рефлексивную детерминацию в креативном развитии личности и взаимосвязь рефлексивных составляющих самосознания с креативными возможностями личности; определение концепций исследования.
Второй этап (1999 - 2000гг.): разработка программы, определение базы проведения эксперимента; выделение индивидуальных качеств и способностей личности, развитие которых приводит к повышению рефлексивных и креативных
способностей; предварительное пилотажное исследование по измерению показателей, уровней рефлексивности и креативных проявлений личности.
Третий этап (2000 - 2001гг.): корреляционное исследование по выявлению взаимосвязи рефлексивности и «образа Я» с креативными проявлениями личности.
Четвертый этап (2001 - 2003 гг.): формирующий эксперимент по выявлению возможностей рефлексивной самодиагностики в стимулировании и актуализации рефлексивных составляющих самосознания способствующих эффективному развитию рефлексивных и креативных проявлений; анализ результатов, систематизация и интерпретация полученных данных, оформление работы. Методологическую основу исследования составили:
на общефилософском уровне: принципы научности, положения о целостности и творческой сущности личности;
на общенаучном уровне: идеи системного подхода в психологии (Л.И. Ан-цыферова, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, Г.П. Щедровицкий, O.K. Тихомиров, Э.Г. Юдин), принципы рефлексивно-гуманистической психологии (С. Ю. Степанов, И.Н. Семенов, И.В. Байер, Е.П. Варламова, О.А. Полищук, А.В. Растянников и др.);
на конкретно-научном уровне: концептуальные положения психологии творчества и сотворчества, креативности, творческой активности и творческой уникальности личности (В.И. Андреев, А.А. Бодалев, Б.М. Кедров, Б.М. Теплов Е.П. Варламова, СЮ. Степанов, А.А. Голованова и др.); психометрический (Дж. Гилфорд, С. Медник, Э. Торранс) и интегральный, структурный подходы к креативности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, В.А. Петровский, Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинин, А.В. Карпов и др.).
Организация и методы исследования. В ходе исследования применялись методы рефлексивной самодиагностики личностных характеристик «образа Я», креативных способностей, способностей к рефлексивному анализу, вербальной и невербальной креативности. В работе использовались и общие методы: беседа, наблюдение, анализ высказываний, контент-анализ, пилотажное, корреляционное исследование и формирующий эксперимент.
Математическая обработка полученных данных проводилась с исполь-
зованием компьютерной программы (Statistica 6).
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:
1. Предложенная стратегия изучения проблемы рефлексии реализована в
трех направлениях: рефлексивные составляющие самосознания рассматриваются в
плане закономерностей содержательной процессуальной организации в форми
рующем эксперименте как психический процесс; рефлективные акты самоосозна
ния - рефлективные действия личности раскрывают - психическое состояние; ито
гом процесса самоосознания выступает способность к рефлексивности — психиче
ское свойство. Тем самым, вышеперечисленные рефлексивные детерминанты в
определенной мере являются механизмами «окачествления» психики, средством
повышения креативных возможностей личности через процессы рефлексивной са
модиагностики.
Построена и обоснована схема рефлексивной обусловленности творческого саморазвития личности, апробирован вариант комплексной рефлексивной самодиагностики, посредством которой обеспечивается целостность и устойчивость самосознания личности
Выделены основные зоны креативного саморазвития и этапы рефлексивной самодиагностики, определяющих меру индивидуальных креативных способностей:
а) мотивационная зона - подготовка к творческой деятельности (I этап), т.е.
период интеллектуальной готовности к началу деятельности, определяющий нали
чие качеств и способностей у личности, таких, как открытость новому опыту, но
вым проектам, наличие цели, любознательность и т.д., что является показателями
развитого мотивационного уровня;
б) когнитивная зона - осознание субъектом дальнейших действий (II этап),
появление решения посредством логического переструктурирования исходных
данных в творческой деятельности, определяющее наличие таких качеств и спо
собностей, как сообразительность, интуитивность, смекалистость и т.д., что являет
ся показателем развитого когнитивного уровня;
в) эмоционально-волевая зона - переоценка своих действий (III этап), регу
ляция и активизация этой составляющей в период появления принципа решения
задачи. Данный самомобилизующий механизм актуализирует развитие таких спо
собностей, как организованность, раскованность, целеустремленность и т.д., что
является показателем развитого эмоционально-волевого уровня;
г) поведенческая зона - действия личности (IV этап), реализация решения и
оформление творческой задачи, зависящие от эффективных действий субъекта, об
ладающего следующими способностями и качествами: нестандартность решения,
готовность рисковать, внутренняя свобода, уверенность в себе и т.д., что является
показателем развитого поведенческого уровня.
Разработан рефлексивный опросник, позволяющий выявлять индивидуальную меру развития креативных способностей личности в каждой из перечисленных зон. Рефлексивный опросник (МУКС), диагностирующий определенные психологические качества, навыки и способности личности, является необходимым источником для осознания и изменения своих личностно-поведенческих параметров в профессиональной деятельности психолога.
Выявлена взаимосвязь между параметрами рефлективных актов самоосознания, рефлексивных компонентов «образа Я» и креативных проявлений личности.
Экспериментально установлена и интерпретирована закономерность де-терминационной роли процесса самосознания посредством процесса рефлексивной самодиагностики в креативных проявлениях личности.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в рамках изучаемой проблемы уточнены и дифференцированы понятия: «креативные проявления», «рефлексивные составляющие самосознания», «рефлективные акты самоосознания».
В результате проведенного практического исследования получены данные, которые уточняют теоретические представления о взаимосвязи рефлексивных процессов с креативными проявлениями личности и «образом Я». Установлено, что посредством процесса рефлексивной самодиагностики актуализируются рефлексивные составляющие самосознания (когнитивные, эмоциональные, регулятор-
ные) и рефлективные акты самоосознания {самоанализ, самоотношение, самооценка, саморазвитие, самосовершенствование и т.д.), обеспечивая тем самым содержательную сторону формирующего процесса и активизируя развитие рефлексивности и креативных проявлений личности.
Практическая значимость усматривается в том, что результаты исследования легли в основу разработанного автором творческого дневника «Рефлексивные и креативные способности как продукт самоосознания студента», который используется студентами факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, студентами Новосибирского филиала Российского государственного торгово-экономического и Новосибирского государственного архитектурно-строительного университетов в ходе их учебной и научно-исследовательской деятельности. Материалы исследования используются на лекционных и семинарских занятиях по курсу «Педагогическая психология», «Психология развития личности», «Психология творчества», в программах разработан ряд мероприятий по внедрению профориентационньгх, психолого-педагогических технологий в условиях профессионального образования в вузах при подготовке к будущей профессиональной деятельности студентов.
Разработанная и представленная в рамках данного исследования программа рефлексивной самодиагностики, направленная на развитие рефлексивности и креативных проявлений личности посредством актуализации рефлексивных составляющих самосознания, отражает авторский подход к психологическому тестированию, где основой стало психолингвистическое исследование возможных оттенков проявления креативных и рефлексивных способностей. Кроме того, анализ результатов процесса рефлексивной самодиагностики позволяет личности определить как масштаб своего рефлексивного и творческого потенциала, так и ограничения его индивидуального своеобразия в представленных способностях.
При данном подходе, как показал опрос, у 70% студентов появилась мотивация активизировать свой рефлексивный и креативный потенциал для повышения профессиональной компетентности.
Использование рефлексивных составляющих самосознания или отдель-
ных актов рефлективного самоосознания, воспроизводимых в процессе рефлексивной самодиагностики, расширяют возможности проявления креативных и рефлексивных способностей. Предлагаемые механизмы рефлексивной детерминации обусловливают целостность самосознания личности и могут быть использованы в процессе обучения и воспитания, в психокоррекционной работе, при составлении программ, направленных на развитие личностного роста, на повышение способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается полнотой совокупности обоснованных теоретических и практических методов исследования, соответствующих поставленным задачам, предмету и гипотезе исследования; использованием репрезентативной выборки испытуемых и адекватных методов обработки результатов эксперимента, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были изложены на региональных (Новосибирск, 1999 - 2001), областных научно-практических конференциях по психологическим и педагогическим проблемам (Новосибирск, 1998 - 2003), методологических семинарах кафедры общей психологии, психологии личности и специальной психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета (Новосибирск, 2001 - 2003). Теоретические положения, рекомендации и результаты исследования используются в учебном процессе преподавателями Новосибирского государственного педагогического университета.
Использованный в работе опросник рефлексивного анализа Л.А. Савинкиной и В.Г. Леонтьева (1999) и разработанный нами рефлексивный опросник «Мой уровень креативных способностей» прошли апробацию в лаборатории психологии Башкирского государственного университета и проверены специалистами на надежность и валидность. Основные идеи и научные результаты исследования отражены в 12 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту:
Основным механизмом рефлексивной детерминации в динамике креативных проявлений является процесс рефлексивной самодиагностики личности, посредством которого человек оказывается способным судить о качестве собственной рефлексивности как присущего ему психического свойства, и тем самым обеспечивается целостность и устойчивость самосознания личности.
Развитое свойство рефлексивности активизирует результативные креативные параметры деятельности личности посредством актуализации рефлексивных составляющих процесса самосознания {когнитивных, эмоциональных, регулятор-ных), которые рассматриваются в плане закономерностей ее собственно процессуальной организации как содержательный психический процесс в формирующем эксперименте.
Основными параметрами для развития рефлексивности являются рефлективные акты самоосознания - это способность к самоанализу, самодиагностике, самоотношению, самопознанию, саморегуляции — рефлективные действия личности раскрывают психическое состояние, а активизированные рефлексивные свойства, посредством процесса рефлексивной самодиагностики, являются источником для саморазвития личностных качеств и способностей к креативным проявлениям личности.
Процесс рефлексивной самодиагностики содержит следующее: а) раскрывает индивидуальную меру креативных и рефлексивных возможностей личности; б) выявляет наличие или отсутствие тех или иных качеств и способностей; в) способствует качественно новому проявлению уровня развития способностей человека в мотивационной, когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой зонах индивидуального креативного развития; г) увеличивает показатели в вербальной и невербальной креативности личности; д) помогает состоянию осознания своей самоценности, увеличивает знания о себе самом и других в «образе Я».
Структура работы обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложения. Общий объем диссертации
составляет 178 страниц. Работа содержит 16 таблиц, 4 рисунка, 5 приложений. Библиофафия включает 240 наименований литературных источников.
*
Философские и психологические представления о рефлексии
Исследование рефлексии является одной из актуальных задач современной психологической науки. Будучи необходимой компонентой саморегуляции, осмысления, рефлексия обеспечивает адаптацию и личностное развитие.
По мнению С.Н. Морозюк (2001), рефлексия - это один из важнейших механизмов успешного решения творческих задач, позволяющий осознавать и перестраивать прежнюю неадекватную модель поведения, что очень важно в ситуации освоения профессии, а также в обучении, направленном на выработку новых программ поведения [120, с. 20].
В современной психологии существует множество определений рефлексии, которые не противоречат, а лишь дополняют и уточняют друг друга.
Исследование данного феномена связано, прежде всего, с именами СЮ. Степанова, И.Н. Семенова, Ю.Н. Кулюткина, В.К. Зарецкого, В.И. Сло-бодчикова, В.А. Лефевра, П.П. Щедровицкого, И.С. Ладенко и др.
Например, Ю.Н. Кулюткин (1979) рассматривает рефлексию с позиций саморегуляции и определяет ее как "процесс саморегуляции субъектом внутренних актов и действий " [94, с. 24].
В.И. Слободчиков (1986) рассматривает роль рефлексии в сфере индивидуального сознания, определяя ее как "фундаментальную способность сознательного существа встать в практическое отношение к своему собственному сознанию " [166, с. 12].
СЮ. Степанов и И.Н. Семенов (1983) - как психологический механизм, проявляющийся в "процессах переосмысления и преобразования ценностей, норм, методов работы и способов мышления, процесс переоценки прошлого и настоящего, пересмотр отношения к будущему, процесс перевода неявного в явное... " [177, с. 159].
А.С. Шаров (2000) - как "основной и самый фундаментальный механизм внутреннего ограничения человека, а значит, его развития и становления" [200, с. 272].
Следует отметить, что среди психологов существуют и некоторые разногласия при определении сущности понятия рефлексия.
Так, например, Т.К. Тульвисте (1985) под рефлексией понимает "осознание человеком своих мыслительных процессов" [183, с. 7]. Такая трактовка вступает в противоречие с мнением А.З. Зака (1979), который различает процессы рефлексии и осознания. Под осознанием, вслед за А.Н. Леонтьевым (1975), исследователь понимает непроизвольную или произвольную актуализацию, репрезентацию человеком себе содержания собственного действия, конкретного состава операций, реального способа его выполнения, т.е. того, что, во-первых, определяется объективно-предметными условиями достижения цели действия и, во-вторых, что изменяется с изменением этих условий. При этом рефлексию А.З. Зак определяет как "действие, направленное на свой способ решения задачи " [65, с. 6].
И.С. Ладенко (1989) рассматривает рефлексию как "отношение мышления к самому себе, направленность его на себя, посредством чего выявляются и описываются уже существующие компоненты или формируются новые" [96, с. 32].
Результаты анализа имеющихся в литературе представлений о рефлексии в зарубежной философии позволяют многим отечественным ученым утверждать, в т.ч. И.Н. Семенову, СЮ. Степанову (1983), А.С. Шарову (2000), что проблема рефлексии возникла еще в древнегреческой философии. Анализ исследований авторов дал возможность констатировать, что данное понятие затрагивает не только элементы сознания или самосознания, но и выступает как биологический, социокультурный феномен, с возникновением которого связывают рождение внутреннего мира человека [161,200]:
- так, Платон раскрывает важность самопознания в связи с такой добродетелью, как благоразумие, которое определяет знание как самого себя;
- Сократ выдвигает на первый план задачу самопознания, предметом которой является духовная активность в ее познавательной функции;
- Аристотель рассматривает рефлексию как атрибут божественного разума. Божественный разум рассматривается в качестве предмета и тем самым обнаруживает единство предмета знания, и знания мыслимого, и мысли, их тождество.
В Новое время трактовка рефлексии изменилась в связи с выдвижением на первый план проблем обоснования знания [161,200].
Р. Декарт (по изд. автора 1950) строит свои рассуждения на методическом уровне. Он отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного [54].
Становление представлений о креативности в психологии
В современных эмпирических исследованиях психологии творчества большое место занимает изучение творческой активности личности. Исследователи выделяют два изучаемых аспекта творческой активности: операциональный (креативность, творческие способности и т.д.) и ценностный (жизненная позиция, социальная ответственность и т.д.), и основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека: интеллектуальную активность (Д.Б. Богоявленская, 1976), надситуативную активность (В.А. Петровский, 1981), креативность (В.Н. Козленко, 1990) и т.д. [28; 133; 85].
Вышеперечисленные факторы творческой активности у разных авторов отражают ее различные функции и свойства. Перечислим лишь некоторые определения данного феномена:
- креативность - это "совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности" (Козленке В.Н., 1990) [85, с. 131].
- В.Н. Дружининым (1999) креативность трактуется как такое качество личности, которое характеризует ее активную, преобразующую деятельность, противоположностью которой является деятельность адаптивная, реактивная. В этом смысле им различаются креативность и интеллект, который как раз и обеспечивает адаптацию личности к окружающей среде [60, с. 198];
- творческий потенциал — это "не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом" (Т.В. Галкина, 1990) [40, с. 149];
- интеллектуачьная активность связана с определенной мотивационной структурой личности, системой ее ценностных ориентации и общим миропониманием и рассматривается как личностная характеристика субъекта. Д.Б. Богоявленская (1976) так же определяет творчество как ситуативно-нестиму-лированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Установлена общность происхождения интеллектуальной инициативы личности и ее социальной активности [28, с. 69];
- надситуативная активность - это способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения ("барьеры") деятельности. Таким образом, творческая активность понимается В.А. Петровским (1981) как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, т.е. творчество является не стимулируемой извне преобразующей и поисковой активностью [133, с. 40].
Организация и методы исследования
Актуальность работ, посвященных психологической диагностике креативности и рефлексии, определяется, в первую очередь, большой практической значимостью этой проблемы.
Одна из важнейших проблем изучения рефлексивных процессов и креативных проявлений личности - это выбор адекватной тестовой методики и соответствующей целям исследования тестовой ситуации. Разнообразие трактовок рефлексии, креативности и методических подходов к их исследованию делают проблематичным однозначный выбор методики и условий тестирования.
Во многих исследованиях в области психологии указывается на недостаточность изучения рефлексивных и креативных способностей, поскольку авторы в своих эмпирических и экспериментальных исследованиях опираются лишь на использование диагностических методик класса «свойство-свойство», которые позволяют выявлять совокупность данных качеств, не учитывая востребованность их в различных индивидуальных зонах развития.
Теоретическими и эмпирическими предпосылками для выбора методов исследования и методик по определению уровня рефлексивности и креативных возможностей стали работы А.В. Карпова, Е.П. Варламовой, С.Ю.Степанова, А.В. Растянникова, В.А. Лекторского и др.
Рефлексивность, по мнению А.В. Карпова, как психическое свойство, представляет собой одну из основных граней той интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. Двумя другими ее модусами являются рефлексия в ее процессуальном статусе [рефлексивные составляющие самосознания) и рефлектирование как особое психическое состояние (рефлективные акты самоосознания). Данные три модуса теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодетерминируют друг друга. На основа-юзний чего мы констатируем, что выбранные нами методики, а также их вопросы учитывают и рефлексивность как психическое свойство, и рефлексию как процесс, и рефлектирование как состояние.
Наряду с этим, как указывает В.А. Лекторский, диагностика свойств рефлексивности должна учитывать ее направленность: способность к самовосприятию и способность «встать на место другого» «интра- интерисихи-ческая» рефлексия.
Содержание теоретического конструкта в исследовании А.В. Карпова а также спектр определяемых им поведенческих проявлений - индикаторов свойства рефлексивности, предполагает и необходимость учета трех главных видов рефлексии, выделяемых по «временному» принципу: ситуативной (актуальной), ретроспективной, и перспективной.
На проверку предположения о существовании связи данных явлений нами было проведено пилотажное исследование. В ходе представленного исследования была выявлена индивидуальная мера выраженности состояний, свойств рефлексивности и креативных проявлений. Степень выраженности параметров оценивалась с помощью самооценочных шкал. В ходе пилотажного исследования решались следующие задачи: 1) измерение уровня креативных проявлений и рефлексивности, 2) сравнительный комплексный анализ двух феноменов по всем их показателям и установление рангового места представленных групп испытуемых.
В нашей работе уровень креативных проявлений измерялся с помощью: а) методики по невербальной креативности (краткий вариант теста Е.П. Тор-ранса) адаптированной А.Н. Ворониным (1990) в НИИ общей и педагогической психологии АПН на выборке школьников. Тест также был адаптирован в 1993 - 94 годах на выборке менеджеров в возрасте от 25 до 35 лет (субтест "Завершение картинок") в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук; б) методики по вербальной креативности, которая представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С.А. Медника RAT (тест отдаленных ассоциаций). Она адаптирована в лаборатории психологии способностей Института психологии Российской академии наук на выборке школьников старших классов Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной, на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет А.Н. Ворониным [12].
Предлагаемый вариант теста Е.П. Торранса может использоваться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях.
Тест Е.П. Торранса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысления изображения. В нашем варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Они не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты. В оригинальном тесте Е.П. Торранса, в адаптации А.Н. Воронина, используется несколько показателей креативности. Нами были использованы только оригинальность и уникальность.