Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие интерпретирующей способности личности Ускова Дарья Николаевна

Развитие интерпретирующей способности личности
<
Развитие интерпретирующей способности личности Развитие интерпретирующей способности личности Развитие интерпретирующей способности личности Развитие интерпретирующей способности личности Развитие интерпретирующей способности личности Развитие интерпретирующей способности личности Развитие интерпретирующей способности личности Развитие интерпретирующей способности личности Развитие интерпретирующей способности личности Развитие интерпретирующей способности личности Развитие интерпретирующей способности личности Развитие интерпретирующей способности личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ускова Дарья Николаевна. Развитие интерпретирующей способности личности : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.01, 19.00.05 / Гос. ун-т упр..- Москва, 2007.- 428 с.: ил. РГБ ОД, 71 07-19/59

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ (ИСЛ) 20

Глава 1. Концепция интерпретирующей способности личности как духовной сущности человека 20

1.1. Разработка содержательных аспектов понятия «интерпретация» 20

1.1.1. Три значения интерпретации 20

1.1.2. Деятельность как процесс интерпретации и его этапы 24

1.1.3. Интерпретация и смыслообразование в парадигме синергетики 27

1.2.Характеристика интерпретирующей способности как психологического качества личности 33

1.2.1. Определение ИСЛ 33

1.2.2. Сущность ИСЛ 36

1.2.3. Структура ИСЛ 39

1.2.4. Функции ИСЛ 47

Выводы по главе 1 50

Глава 2. Теоретические предпосылки исследования ИСЛ 53

2.1. Вопросы становления ИСЛ в социологии и социальной психологии 53

2.2. Социально-психологические аспекты исследования ИСЛ в зарубежной и отечественной науке (конец XIX - третья четверть XX вв.) 56

2.2.1. Обзор зарубелсных концепций 56

2.2.2. Обзор отечественных концепций 67

2.3. Обзор содержательных аспектов категорий понимания, объяснения и интерпретации в современной отечественной психологии 79

Выводы по главе 2 85

Глава 3. ИСЛ - социокультурные и экономические аспекты 89

3.1. Социальные факторы обновления психологической модели созидательных возможностей человека 89

3.2. ИСЛ как фактор инновационной деятельности 96

3.3. ИСЛ как фактор модернизации отечественного образования 104

3.4. Разработка стратегии развития ИСЛ 111

Выводы по главе 3 120

РАЗДЕЛ II. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ДИАГНОСТИКИ ИСЛ 122

Глава 4. Интерпсихические и интрапсихические детерминанты развития ИСЛ 122

4.1 .Синергизм процессов психического отражения 122

4.1.1. Идея целостности в теории сенсорно-перцептивной организации психики 122

4.1.2. Процессы психического отражения как система: иерархические уровни и единицы организации 127

4.2. Языки культуры как интерпсихические детерминанты развития ИСЛ 135

4.2.1. «Пространство» языков культуры и их креативная функция 135

4.2.2. Анализ психолого-педагогических подходов к исследованию языков культуры 144

4.2.3. Принцип организации естественных языков 151

4.3. Коммуникативная компетенция как интрапсихическая детерминанта развития ИСЛ 154

4.3.1. Факторы формирования, виды и формы коммуникативной компетенции 154

4.3.2. Принцип организации и структурные единицы коммуникативной компетенции 159

4.4. Анализ психологических механизмов интерпретации 163

4.4.1. Роль коммуникативной компетенции на этапах восприятия, смыслообразования и трансляции 163

4.4.2. Внутренние «механизмы» смыслообразования:

семантический и синтаксический планы 169

4.4.3. Внутренние «механизмы» формирования коммуникативной компетенции 173

Выводы по главе 4 181

Глава 5. Диагностическая методика оценки уровня развития ИСЛ 187

5.1. Модель коммуникативной компетенции как теоретическая основа диагностики ИСЛ 187

5.1.1.Разработка системы уровней и единиц организации смыслообразования 187

5.1.2. Разработка индекса и шкалы оценки коммуникативной компетенции

5.2. Разработка диагностической процедуры и методики обследования 201

5.2.1 Особенности тестовой задачи и принципы отборастимулъного материала 201

5.2.2. Принципы отбора стимулъного материала и образцы тестовых заданий 203

5.2.3. Особенности тестовой задачи и экспертной интерпретации результатов тестирования 21

5.3. Примеры контент-анализа протоколов выполненных заданий и оценки уровня коммуникативной компетенции 213

5.3.1. Пример № 1 213

5.3.2. Пример №2 216

5.3.3. Пример №3 218

5.3.4. Пример №4 220

5.3.5. Пример №5 222

Выводы по главе 5 224

РАЗДЕЛ III. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИСЛ 227

Глава 6. Апробация диагностической методики оценки уровня развития ИСЛ 227

6.1. Валидизация и стандартизация методики 227

6.1.1. Обоснование конструктной валидности 227

6.1.2. Стандартизация диагностической методики 236

6.2. Анализ линейных связей показателей коммуникативной компетенции 242

6.2.1. Описание диагностических методик 242

6.2.2. Ход и результаты корреляционного анализа 248

6.2.3. Ход и результаты факторного анализа 262

Выводы по главе 6 269

Глава 7. Анализ особенностей развития ИСЛ студентов различных специальностей ~74

7.1. Анализ нелинейных связей показателей коммуникативной компетенции

с показателями личностного и базового уровней ИСЛ 274

7.1.1. Коммуникативная компетенция - показатели личностного уровня ИСЛ 274

7.1.2. Коммуникативная компетенция - показатели базового уровня ИСЛ 987

7.2. Сравнительный анализ динамики развития ИСЛ студентов художественно-педагогических

и инженерно-экономических специальностей 312

Выводы по главе 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 326

ЛИТЕРАТУРА 340

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Актуальность темы и проблема исследования. В настоящее время набирает силу тенденция понимания образования* как долгосрочных инвестиций в экономику государства. При этом имеется в виду конечная цель -повышение качества жизни людей. Однако современная наука в достаточной мере не располагает адекватным инструментарием оценки этих инвестиций. Это обусловлено, в том числе, недостаточной разработанностью механизма управления процессами формирования профессиональных компетенций, которые традиционно рассматриваются изолированно, в отрыве от других личностных качеств. Вследствие этого поиск путей и средств достижения целостности профессиональной подготовки специалистов приобретает особую актуальность, созвучную современным задачам модернизации образования.

Важным содержательным компонентом профессионального образования в России сегодня, в переходную эпоху от индустриализма к постиндустриализму, является формирование личности, способной продуцировать новое знание. Инновационный процесс (создание нового) в самых различных видах деятельности, в том числе - научной, практической, художественной и др. -обеспечивается теми же творческими возможностями человека, при помощи которых происходит самопознание и познание мира, соотнесение себя с другими людьми, создание и освоение духовных творений; эти качества определены в психологии как духовные способности личности (В.Д. Шадриков).

Эффективность педагогических средств развития созидательных возможностей человека, а также профессиональная, личностная и социальная состоятельность специалиста любого профиля (в особенности, специалиста-гуманитария) во многом зависят от того, насколько эффективны научные представления о духовных способностях в качестве целевых ориентиров образования; насколько разработаны представления о закономерностях и психологических механизмах функционирования и формирования этих качеств; насколько адекватны и прогностичны диагностические методики их оценки.

Таким образом, обнаруживается ряд противоречий:

  1. В социологии - между целостным характером созидательных сил человека в качестве новых, постиндустриальных ориентиров развития личности и общества (имея в виду роль интеллектуального капитала в продуцировании нового знания), с одной стороны, и в некоторых отношениях устаревшими теоретическими представлениями индустриального общества, неявно «привязывающими» развитие творческих возможностей человека к узкой производственной функции - с другой стороны.

  2. В педагогике и образовании - между целостным характером духовных созидательных способностей человека как новых современных целевых

* Подразумевается широкое значение понятия «образование», охватывающее не только образовательный процесс, но и его результаты - интеллектуальные и творческие ресурсы общества.

ориентиров образовательного процесса, с одной стороны, и во многом устаревшим, инструментальным, узко-хозяйственным подходом в определении их содержания и параметров оценки, с другой стороны.

3. В теоретической психологии - между актуальностью, высокой прак
тической значимостью, с одной стороны, и недостаточной разработанностью,
с другой стороны, теоретических представлений:

а) о социальных факторах, участвующих в формировании и развитии
духовных созидательных сил человека;

б) о психологических закономерностях и механизмах функционирова
ния и развития соответствующих личностных качеств.

4. В психологической диагностике - между целостным (системным)
характером психологических конструктов, гипотетически связанных с креа
тивностью, с одной стороны, и неполной адекватностью, фрагментарностью
измерительного инструментария, с другой стороны, проявляющейся, в том
числе, в недостаточности или отсутствии стимульного материала и тестовых
задач, обладающих необходимыми творческими характеристиками.

Перечисленные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования - решения следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных задач: определения сущности и структуры духовных способностей; их функций в поведении человека; психологических закономерностей и «механизмов» их формирования, функционирования и развития; разработки методических основ их диагностики.

Возможным эффективным средством решения обозначенной проблемы предлагается концепция развития духовной способности, отвечающей за процессы осмысленного присвоения индивидом совокупного социального опыта, воплощенного в явлениях культуры. Эта способность обозначается новым понятием - интерпретирующая способность личности (ИСЛ) и рассматривается как целостная композиция духовных созидательных сил человека, в которой креативность проявляется в виде системного (эмерджентно-го) свойства. Данное понятие помогает уточнить представление о специфике понимания смысла, зафиксированного при помощи «языков» культуры (социальных кодов - Ю.М. Лотман), а также об особенностях формирования коммуникативной компетенции а) как необходимой составной части любой профессиональной компетенции, б) как индивидуально-личностной детерминанты креативности мышления в различных видах деятельности.

Состояние разработанности проблемы. Обращение к проблеме духовных способностей человека, особым образом проявляющихся и развивающихся в процессе интерпретации явлений культуры, связано со становле-

ниєм философии как отрасли гуманитарного знания, сформировавшейся в контексте теологии. Истоки изучения возможностей человека понимать и продуктивно истолковывать действительность восходят к древнейшим мировым учениям Востока (Китая, Индии, Персии и др.) и Запада (античной философии Платона, Аристотеля, неоплатоников и др.). Исторически одной из первых складывается сложная и многосоставная религиозно-философская ветвь исследования принципов, правил и приемов интерпретации канонических религиозных текстов. Она развивается, в основном, в русле объективно-идеалистических учений (от средневековых христианских философов Западной и Восточной Европы до представителей русской философской школы Серебряного века: Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, И.А. Ильина, И.О. Лос-ского и др.). Сложно найти единое основание в этом разновременном, разноязыком и разномировоззренческом потоке человеческой мудрости. Возможно, это приращение смысла в результате интерпретации, которое воспринималось многими учеными как Высший Дар, как Божественное Откровение -рождение нового смысла. Происхождение творческого эффекта интерпретации признавалось, большей частью, надличностным, присущим, прежде всего, Творцу, Богу, и вследствие этого - единственному богоподобному творению, человеку.

В качестве второй философской ветви исследования интерпретационных возможностей человека, условно светской, которая сформировалась в конце XIX в., можно назвать субъективно-идеалистические учения в русле феноменологии (Э. Гуссерль), герменевтики (Ф. Шлейермахер, X. Гадамер), интуитивизма (А. Бергсон, М. Шелер), экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, П. Сартр), постмодернизма (Ж. Делез, М. Фуко) и др. Характерной чертой приведенных философских течений можно определить акцентирование психологических феноменов, выходящих за пределы рациональности человеческого сознания: субъективного внутреннего опыта, интуиции и инсай-та, - в качестве иррациональных по своей природе источников и результатов интерпретации.

Примерно со второй половины XIX в. возможности человека интерпретировать явления действительности изучаются в исследовательском поле психологии. Начинают рассматриваться вопросы о «механизмах» и феноменах психики человека, обеспечивающих понимание, генерирование и трансляцию нового смысла; о соотношении природного и социального в их формировании, функционировании и развитии. В различные исторические периоды эволюции психологического знания, в разных его отраслях данные вопросы решались по-разному, в зависимости от методологических, теоретических, категориальных и экспериментальных контекстов.

В западной науке в качестве явлений человеческой психики и внутренних психологических механизмов, обеспечивающих процессы интерпретации, рассматривались:

в контексте общей психологии - непосредственный опыт (В. Вундт); сознание и его функция репрезентации мира (У. Джеймс); структурные связи элементов сознания (Э. Титченер); интеллект и общая одаренность (Ф. Галь-тон, Дж. Кэттел, А. Бине, Д. Векслер, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, П. Торранс); интенциональность (Ф. Брентано); бессознательное - индивидуальное (З.Фрейд) и коллективное архетипическое (К.Юнг); гештальт (М. Вертгей-мер); самоактуализация (К. Роджерс, А. Маслоу); способность к объективности (Э. Фромм); терминальные ценности и смысл (Р. Мэй, Г. Олпорт, В. Франки) и др.;

в контексте социальной психологии - смысловое поле закрепленных в языке значений (В. Вундт, В. Гумбольдт); понимание как переживание (В. Дильтей, Э. Шпрангер); интериоризация коллективных представлений (Э. Дюркгейм); чувство самоуважения (У. Макдугалл, Р. Харре); социальное подражание (Г. Тард, Г. Лебон); социальное представление (С. Московичи); социальное научение (А. Бандура, Дж. Болдуин); социальная идентификация (Э. Эриксон); когнитивные компоненты социальной установки (М. Смит); знаковые аспекты коммуникации (Дж. Мид, А. Тэджфел, Т. Шибутани); социальное пространство личности (К. Левин); когнитивный диссонанс (Л. Фестингер); категоризация (Дж. Брунер) и др.

В отечественной науке рассматривались:

- в контексте общей и социальной психологии - чувственные знаки и
двигательные задачи как компоненты целостного поведения (И.М. Сеченов,
В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский); знаковая система как состав
ляющая категориального аппарата мышления (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
способности - в научных школах (а) психологии деятельности (С.Л. Рубин
штейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский, В.Д. Шадриков), (б) дифференци
альной психологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Н.С. Лей-
тес, Э.А. Голубева), (в) психологии интегральной индивидуальности (B.C.
Мерлин, Б.А. Вяткин, В.П. Прядеин, Т.И. Порошина, Е.А. Силина); психиче
ское отражение, ментальные репрезентации, антиципация и моторное упо
добление (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Филиппов); установочное отраже
ние (Д.Н. Узнадзе); социальная перцепция (Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин);
социальное мышление (К.А. Абульханова); иерархия диспозиций в поведе
нии (В.А. Ядов); смысловые структуры личности (А.Д. Леонтьев); смысловая
дистанция (А.У. Хараш); продуктивность восприятия (В.П. Зинченко); моно-
тоноустойчивость личности (Н.П. Фетискин); субъект интерпретации (А.Н.

Славская); этапы развития научной идеи (Е.В. Левченко); психосемантическое пространство личности (В.Ф. Петренко); транскоммуникация (В.И. Каб-рин) и др.;

- в контексте педагогической психологии и педагогики - творческая
миссия личности (Ш.А. Амонашвили), субъект-субъектное взаимодействие в
образовательном процессе (B.C. Библер, М.В. Кларин), готовность к обуче
нию (Н.В. Нижегородцева), побочный результат обучения (Я.А. Пономарев),
интеллектуальная активность как проявление одаренности (Д.Б. Богоявлен
ская), индивидуальные механизмы мышления (М.Н. Берулава), творческий
потенциал личности (А.И. Санникова), профессиональное самоопределение
(И.В. Дубровина), профессиональная самореализация (Ю.П. Поваренков) и

др.;

в контексте психологии и педагогики художественной (музыкальной) деятельности - языковые способности (М.Г. Арановский, Д.К. Кирнарская); эмоционально-двигательное заражение (Ю.Л. Афанасьев, Г.А. Ильина, С.Г. Руднева); особенности художественного восприятия - с точки зрения его континуальности (В.В. Налимов), бессознательности (А.В. Торопова), эмоционально-образных представлений (Н.В. Морозова), роли в стимулировании интеллектуальной активности (И.Н. Немыкина) и др.;

в контексте психологии и социологии управления - деловая коммуникация (А.В. Филиппов), одухотворяющее деловое общение (А.Я. Кибанов), формирование организационной культуры (В.Н. Воронин), логико-графическое структурирование текста (А.П. Егидес), средства выразительности деловой речи (Д.К. Захаров), информационная безопасность социума (М.Ю. Захаров), корпоративная культура вуза (М.В. Ионцева), представления личности о значимых других (В.Н. Князев), социокультурные процессы (Ю.Д. Красовский), психологические операции по осуществлению культурной экспансии (В.Г. Крысько), развитие человеческих ресурсов компании (А.Н. Тарасов), реализация ожиданий в профессиональном выборе (А.В. Тышковский), личностная позиция в теории управления (Э.П. Утлик) и др.

Социокультурные феномены, участвующие в процессах интерпретации, также имеют свои традиции изучения в зарубежной и отечественной науке. В контексте лингвистики, психолингвистики, семиотики и искусствоведения в этом качестве, в том числе, рассматривались: языки культуры как социальные коды (В. Гумбольдт, Л. Ельмслев, Ю.М. Лотман, А.А. Потебня, Н. Хомский, Л.В. Щерба); естественные языки, обладающие креативной функцей (Ю.М. Лотман, Ч. Пирс, У. Эко, P.O. Якобсон); метафора и другие риторические фигуры, образующие смысловые ресурсы текста - литературного (А.А. Брудный, Вяч. Вс. Иванов, Г.И. Рузавин, И.В. Бачков) и музы-

кального (А. Швейцер, В.Б. Носина, Л.Д. Пылаева); виды и уровни информации в тексте - повествовательном (П.Я. Гальперин, В.А. Звегинцев) и музыкальном (Э. Курт, А.Ф. Лосев, Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский, А. Шенберг).

В то же время, в имеющихся исследованиях некоторые существенные вопросы остаются до сих пор неразработанными. К их числу относятся теоретические представления о психологических закономерностях и механизмах влияния социальных кодов (языков культуры, фиксирующих совокупный человеческий опыт) на особенности функционирования и развития интерпретирующей способности личности (ИСЛ) как духовной способности человека, а также методические основы диагностики, позволяющие адекватно оценивать степень и динамику развития этого качества.

Цель исследования: разработать теоретическую базу развития и оценки интерпретирующей способности личности - выявить и обосновать психологические закономерности и механизмы функционирования ИСЛ, интерпсихические и интрапсихические* детерминанты формирования этого качества, а также методические основы его диагностики.

Объект исследования: процесс функционирования и развития интерпретирующей способности личности (ИСЛ) как духовной способности и профессионально значимого качества.

Предмет исследования имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, это интерпретирующая способность личности как психологическое качество человека, проявляющееся во взаимодействии с явлениями культуры и с другими людьми. С другой стороны, это психологические особенности и закономерности процесса формирования коммуникативной компетенции и феномена смыслообразования как движущих сил развития интерпретирующей способности личности. Основные гипотезы исследования:

1. Способы понимания человеком мира, самого себя и других людей воплощены в явлениях культуры в виде ее языков - то есть, социальных кодов, фиксирующих, хранящих и транслирующих совокупный человеческий опыт. Существует влияние языков культуры на формирование, функционирование и развитие интерпретирующей способности личности (ИСЛ) как духовной способности человека. В системе психического отражения это влияние осуществляется на иерархическом уровне представлений в речемысли-

* Термины, которые применяются учеными новейшего времени в сфере общей и социальной психологии (К.А. Абульхановой, Э.А. Голубевой, А.Н. Славской, Э.П. Утликом и др.) и уточняют значение внешних (интерпсихических) и внутренних (интрапсихических) факторов в развитии психологических феноменов и

процессов.

тельном процессе. Чем выше уровень владения языками культуры (коммуникативная компетенция, «ядро» ИСЛ), тем более высокие уровни организации познаваемого (создаваемого) явления культуры доступны представлениям субъекта познания (творчества).

  1. Модель коммуникативной компетенции представляет собой иерархическую систему единиц организации смыслообразования, изоморфную по отношению к знаковой системе естественных языков культуры.

  2. Уровень коммуникативной компетенции определяется при помощи индекса, объединяющего качественные и количественные характеристики единиц организации смыслообразования, которые оказываются доступными представлениям индивида в процессе интерпретации явления культуры. Индекс коммуникативной компетенции служит показателем уровня развития ИСЛ.

  3. Существуют взаимозависимости а) между уровнем развития коммуникативной компетенции и степенью креативности мышления; б) между уровнем развития коммуникативной компетенции и характеристиками моти-вационной сферы и сферы общения.

  4. Средоточием многообразных языков культуры является гуманитарный компонент образования, включающий художественно-эстетическую составляющую. Поэтому существует зависимость между ролью и местом гуманитарных дисциплин в общем содержании образовательного процесса, с одной стороны, и динамикой развития ИСЛ учащихся - с другой.

В соответствии с целью и гипотезами исследования были определены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать понятие «интерпретация» с точки зрения творческих аспектов деятельности и их роли в развитии индивидуальности, личности и культуры. Определить интерпретирующую способность как качество личности с точки зрения ее сущности, структуры и функций в поведении человека.

  2. Рассмотреть ИСЛ с точки зрения теоретических предпосылок исследования, а также социокультурных и экономических аспектов.

  3. Охарактеризовать «языки культуры» как интерпсихические детерминанты развития ИСЛ с точки зрения их структуры, принципов организации и особенностей функционирования в качестве феноменов культуры.

  4. Охарактеризовать коммуникативную компетенцию как интрапсихи-ческую детерминанту развития ИСЛ: выявить принципы ее организации, психологические «механизмы» ее функционирования на различных этапах интерпретации, а также психологические закономерности ее формирования.

5. Разработать методические основы диагностики уровня развития
ИСЛ, включающие в себя теоретическую модель коммуникативной компе
тенции, комплексный показатель (индекс), оценочные шкалы, принципы от
бора стимульного материала, диагностическую процедуру обследования.

6. Экспериментально проверить разработанные теоретические положе
ния и методические основы диагностики в ходе сравнительного анализа осо
бенностей развития ИСЛ студентов художественно-педагогических и инже
нерно-экономических специальностей российских вузов.

Состав и характер задач определяют методологию исследования. В качестве методологических оснований в работе приняты:

  1. общепсихологические принципы: междисциплинарного исследования поведения человека (Б.Г. Ананьев); личностной природы психических явлений (С.Л. Рубинштейн); изоморфизма процесса и результатов психического отражения процессам и явлениям отражаемой действительности (Б.Ф. Ломов);

  2. системный (целостный) подход, воплощенный а) в принципах синергетики (И. Пригожий); б) в иерархии структурных уровней и единиц организации системных объектов, а также в алгоритме их усложнения (В.И. Кре-мянский, Н.С. Усков);

  3. языковая теория культуры и искусства (А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман);

  4. сенсорно-перцептивная теория организации психики (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Филиппов);

  5. теория деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадри-ков);

  6. коммуникативный подход в педагогике профессионального образования (Э.Н. Гусинский, В.В. Соколова, Ю.И. Турчанинова) и музыкальной педагогике (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский).

Теоретическую основу исследования составляют: культурно-историческая теория развития психической деятельности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); теория социальной установки (Д.Н. Узнадзе, М.Смит, П.Н. Ши-хирев); теория художественного восприятия (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев); теория интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин, Б.А. Вяткин); концепции познавательного развития (Дж. Брунер, Я.А. Пономарев); концепции системной организации психики (В.А. Барабанщиков, А.В. Карпов).

Комплекс взаимосвязанных методов исследования включает в себя: изучение и анализ социально-философской и эстетико-философской, социально-психологической и социально-экономической, психолого-педагогической и психолингвистической, искусствоведческой и методической литературы по исследуемой проблеме; методологический анализ основ-

ных категорий, относящихся к проблеме; теоретическое моделирование; социально-психологический эксперимент (метод срезов). Экспериментальная часть исследования выполнена при использовании статистических методов корреляционного и факторного анализа, ф-критерия углового преобразования Фишера.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Даны определения и разработана содержательная трактовка понятий «интерпретация», «интерпретирующая способность личности», «коммуникативная компетенция» применительно к особенностям развития духовных способностей человека как социальных ориентиров постиндустриального общества и соответствующих им целей образовательного процесса.

  2. Разработана и экспериментально проверена концепция развития интерпретирующей способности личности (ИСЛ), выстроенная на основе системы уровней и единиц организации смыслообразования и направленная на выявление психологических закономерностей и механизмов формирования а) смыслового компонента в коммуникативной компетенции специалистов различных профилей, б) креативности мышления.

  3. Теоретически выявлен, обоснован и экспериментально зафиксирован креативный эффект приращения смысла в процессе интерпретации, проявляющийся в момент понимания (деструктурирования информации и создания ее нового варианта) за счет появления (осознания) «новых», не известных ранее (в том числе, субъективно новых), синергических связей между единицами организации смыслообразования.

  4. Разработана теоретическая модель коммуникативной компетенции, включающая в себя систему уровней и единиц организации смыслообразования, индекс, содержащий характеристики обобщенности и детализации интерпретации, а также шкалы оценки.

  5. Разработаны основы экспериментальной оценки ИСЛ (включающие в себя методику обследования и диагностическую процедуру), которые позволяют выявить и спрогнозировать динамику развития этого качества.

Теоретическая значимость исследования заключается:

в разработке сущностных, структурных и функциональных характеристик ИСЛ как духовной способности человека;

в выявлении, обосновании и разработке важнейших детерминант развития ИСЛ: внешних, интерпсихических («языков» культуры) и внутренних, интрапсихических (коммуникативной компетенции) - в контексте теории культурно-исторического развития психической деятельности;

в выявлении взаимосвязи между процессами развития а) коммуникативной компетенции как «ядра» ИСЛ, б) представлений как иерархического

уровня организации психического отражения, в) креативности как системного свойства личности - в контексте теории сенсорно-перцептивной организации психики;

в выявлении знакового характера психологического механизма смыс-лообразования; в разработке характеристики смысла как системного свойства процессов интерпретации, возникающего в результате обновления и переосмысления информации (социального опыта), и, в конечном итоге, обеспечивающего трансформацию мотивационной сферы личности - в контексте концепций системной организации психики;

в определении гуманитарного компонента культуры как необходимого содержательного условия развития ИСЛ в образовательном процессе - в контексте коммуникативного подхода в педагогике и психологии профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в диссертации концепция развития ИСЛ и методические основы диагностики позволяют повысить эффективность и прогностическую функцию оценки креативных качеств личности. Теоретические аспекты представленной концепции могут быть внедрены в содержание вузовской и послевузовской подготовки специалистов социально-гуманитарного профиля (психологов, социологов, педагогов, искусствоведов и др.), что обеспечит ее более высокий профессиональный уровень.

Разработанные методические основы оценки уровня развития коммуникативной компетенции обладают универсальностью и могут быть практически применены в сфере психологии профессий, психологии управления, психологии искусства, а также в педагогике - в качестве инструмента измерения динамики креативности учащихся в процессе обучения гуманитарным дисциплинам в общеобразовательных и специальных школах, лицеях, колледжах и вузах.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологическими основаниями; тщательно выполненным анализом теоретических и эмпирических данных; широкой апробацией результатов исследования, включая их внедрение в организационную, исследовательскую и учебную деятельность вузов; воспроизводимостью результатов исследования; валидизацией и стандартизацией разработанной методики, проверкой надежности основных измерительных шкал; применением стандартных методов математической статистики - корреляционного и факторного анализа (основных компонент и ANOVA), ф-критерия углового преобразования Фишера, - подтверждающих качественные выводы и характеристики количественными данными.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Деятельность, в процессе которой происходит присвоение личностью совокупного социального опыта, воплощенного в явлениях культуры, может быть обозначена как интерпретация. Обеспечивая циркуляцию информации между различными областями культуры, интерпретация охватывает культурный процесс в его динамике. Обеспечивая «вхождение» человека в различные социальные общности, интерпретация представляет собой составную часть процесса социализации. Обеспечивая творческую активность личности, проявляющуюся в деятельности и общении, интерпретация участвует в процессе развития индивидуальности. Процесс интерпретации включает в себя этапы восприятия, смыслообразования (понимания) и трансляции. На этапе смыслообразования в момент присвоения информации (социального опыта) происходят творческие процессы обновления и приращения смысла.

  1. Интерпретирующая способность личности (ИСЛ) представляет собой духовную способность человека, которая обеспечивает присвоение социального опыта, зафиксированного в явлениях культуры. ИСЛ обеспечивает каждому индивиду спектр возможностей социального бытия: быть личностью, осознавать себя и другого в качестве личностей, а также индивидуально участвовать в адекватном понимании и преобразовании мира. Специфика ИСЛ обусловлена коммуникативной компетенцией - комплексом смысловых возможностей, связанных с владением языками культуры, социальными кодами, позволяющими осознанно понимать смысл явлений культуры, присваивать его и воплощать в деятельности, общении и различных формах социального взаимодействия.

  2. В поведении человека ИСЛ выполняет адаптивную, регулятивную, мотивирующую и креативную функции.

а). Адаптивная функция связана с процессами понимания/непонимания и усвоения/неусвоения информации (социального опыта). При этом коммуникативная компетенция служит своеобразным языковым фильтром, обеспечивающим контроль процессов идентификации личности с ценностями, присущими различным социальным общностям.

б). Регулятивная функция связана с проявлениями человека как индивидуальности. Чем выше уровень развития интерпретирующей способности личности, чем объемнее и сложнее коммуникативная компетенция, - тем личность более уникальна, а, следовательно, тем более индивидуально ее поведение.

в). Мотивирующая функция обусловлена свойствами смысла, присвоенного индивидом в результате интерпретации; ставший личностным, смысл

формирует потребности, интересы, ценности, направленность; в итоге он может перестраивать мотивационную сферу личности.

г). Креативная функция обусловлена эффектом приращения смысла, возникающим в процессе интерпретации в момент перекодирования информации, которое происходит на этапе смыслообразования за счет изменения знаковой формы воплощения смысла, его «перевода» на новый (в том числе, субъективно новый, «свой собственный») язык.

  1. Психологический механизм смыслообразования имеет знаковый характер. Смысл возникает как системное свойство процессов интерпретации в том случае, когда семантический и синтаксический планы «текста» явления культуры (как реально существующего, так и потенциального, существующего в замысле) объединяются интерпретирующей способностью личности в знаковую систему. Присваиваемая информация при этом деструктурируется, перекодируется и создается заново из полученных компонентов: между ее «старыми», уже известными ранее, компонентами-подсистемами возникают «новые», не известные ранее синергические организационные связи. Таким образом, в процессе интерпретации в момент понимания (смыслообразования) достигается креативный эффект приращения смысла, обновляется и переосмысливается социальный опыт, когда-либо присвоенный человеком, и, в конечном итоге, трансформируется мотивационная сфера личности.

  2. Основу коммуникативной компетенции, «ядра» интерпретирующей способности личности, составляет знаковая система единиц организации смыслообразования. Она относится к иерархическому уровню представлений в мыслительном процессе человека, формируется под влиянием «языков» культуры (социальных кодов) и соответствует системе единиц организации познаваемого (создаваемого) явления культуры. Динамика развития ИСЛ выражается в продвижении коммуникативной компетенции к новым, более высоким уровням смыслообразования, за счет представления в мыслительном процессе новых, более высоких единиц организации смыслообразования.

  3. Креативность как системное свойство ИСЛ возникает в результате взаимодействия рационально-логической и эмоционально-образной (интуитивной) мыслительных стратегий, соответствующих конвенциональному и иконическому способам смыслопорождения в естественных языках культуры. Особенности и приемы взаимодействия мыслительных стратегий формируются в виде различных форм коммуникативной компетенции.

  4. Комплексное, взаимодополняющее формирование обеих мыслительных стратегий обусловливает динамику коммуникативной компетенции, развитие ИСЛ и, следовательно, рост креативности. Оно обеспечивается, преимущественно, гуманитарным компонентом в содержании образования. По-

этому эффективной стратегией развития ИСЛ, отвечающей социальным приоритетам постиндустриального общества, должна стать сбалансированность образовательного процесса за счет повышения роли гуманитарных, в том числе, художественно-эстетических дисциплин.

База исследования. Опытная работа осуществлялась в течение двенадцати лет (1995-2007) на базе Пермского государственного педагогического университета и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. В ней приняли участие 325 студентов.

Экспериментальное исследование проводилось в пять этапов. Ему предшествовал пилотажный этап (1995-2001 гг.), который включал в себя изучение художественно-педагогических аспектов проблемы, разработку первого варианта диагностической методики оценки уровня развития ИСЛ и проведение двух циклов педагогического эксперимента, в котором участвовали студенты факультета музыки Пермского государственного педагогического университета (ПГПУ) (n = 44).

На первом и втором этапах (2001-2005 гг.) происходило теоретическое осмысление социально-психологических аспектов проблемы; был разработан, валидизирован и стандартизирован второй (основной) вариант диагностической методики оценки уровня развития ИСЛ на выборках студентов факультета музыки ПГПУ (n = 51) и трех факультетов Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (СПбГИЭУ) (n = 230). Третий и четвертый этапы (2005-2006 гг.) включали в себя разработку типологии интерпретации и исследование особенностей ИСЛ в контексте других психологических характеристик у испытуемых, относящихся к двум различным типам интерпретации. Пятый этап (2006 г.) был посвящен сравнительному анализу динамических тенденций развития ИСЛ студентов художественно-педагогических и инженерно-экономических специальностей: «Музыкальное образование» и «Музыкальное искусство» (ПГПУ, г. Пермь), «Предпринимательство и финансы», «Общий менеджмент», «Право и экономическая безопасность» (СПбГИЭУ, г. Санкт-Петербург). В обследовании участвовал 281 респондент.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

- при обсуждении на кафедрах связей с общественностью Института социологии и управления персоналом Государственного университета управления (г. Москва); методологии и методики преподавания музыки Московского педагогического государственного университета (г. Москва); психологии Пермского государственного университета (г. Пермь); музыковедения и музыкальной педагогики Пермского государственного педагогического университета (г. Пермь); теории, истории музыки и музыкальных инструментов Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург); финансов и банковского дела Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (г. Санкт-Петербург);

в выступлениях с докладами на международных, всероссийских, региональных, областных и межвузовских научных и научно-практических конференциях в гг. Москве (2000, 2005, 2006), Санкт-Петербурге (2005), Перми (1999, 2000-2005), Екатеринбурге (1999), Коломне (2005), Ярославле (2006); на Методологическом семинаре «Объяснение в психологии» в рамках Международной конференции «Интегративная психология: теория и практика» (Ярославль - 2006); на Международном конгрессе «Психология XXI столетия» (Ярославль - 2006);

при публикации научно-исследовательских и методических материалов (в том числе, учебного пособия «Интерпретирующая способность личности как гуманистический фактор социально-экономического развития», рекомендованного УМО вузов России по образованию в области менеджмента);

путем участия в Аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2006 - 2008 гг.)» при выполнении НИР по теме: «Разработка научно-методических основ поддержки и развития научно-исследовательской деятельности студентов» в составе исследовательской группы ГУУ (гос. per. № 01. 2. 006 13884; авторский вклад -3,7 п.л.);

путем внедрения в организационную и учебную практику работы факультета музыки Пермского государственного педагогического университета; философско-социологического факультета Пермского государственного университета; факультетов предпринимательства и финансов, общего менеджмента, права и экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

Основное содержание исследования отражено в 27 публикациях автора, общим объемом 39,46 п. л., в том числе - в 2-х монографиях и учебном пособии, допущенном УМО вузов РФ. В журналах, рецензируемых ВАК, опубликовано 7 статей, общим объемом 5,34 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения; трех разделов, включающих семь глав; заключения; списка литературы из 324 наименований; 14 приложений. Общий объем диссертации - 354 с, в том числе основной текст - 339 с, приведены 39 рис., 27 табл.

Диссертация выполнена на кафедре связей с общественностью Института социологии и управления персоналом Государственного университета управления (г. Москва) в 2004-2007 гг.

Три значения интерпретации

Понятие «интерпретация» ведет свое происхождение от категориального аппарата герменевтики и означает «понимание», «толкование», «перевод». С помощью интерпретации «можно добиться более глубокого понимания иносказаний, многозначности и вообще любой выраженной человеческой мысли» [30, с. 12]. «Понять можно лишь знаковую систему, ранее наделенную смыслом. Смыслом же наделены продукты человеческой деятельности (= феномены материальной и духовной культуры). Они воплощают в себе мысли, чувства, цели человека и поэтому могут стать объектами понимания» [39, с.449 - 450].

Содержание понятия «интерпретация» неоднократно обогащалось в ходе эволюции философской мысли: от неоплатоников до Ф.Д. Шлейермахе-ра [291], от М. Хайдеггера [277] и Х.Г. Гадамера [67, 68] - до Ж. Делеза [79], П.А. Флоренского [274] и А.Ф. Лосева [165-170]. Оно включалось в исследовательские контексты эстетики и лингвистики, искусствоведения и педагогики, экспериментальной психологии, психолингвистики и др.

В предлагаемом исследовании данное понятие, с одной стороны, сохраняет содержательную преемственность с герменевтическим прообразом. Это касается его следующих признаков:

- наличия некоего, уже существующего, человеческого опыта (воплощенного в феномене материальной или духовной культуры);

- момента его раскодирования (прочтения, понимания, переосмысления);

- создания нового человеческого опыта (в том числе, субъективно нового, который потенциально может стать воплощенным в феномене материальной или духовной культуры).

С другой стороны, в содержание понятия «интерпретация» предлагается включить ряд новых значений. Их появление обусловлено контекстами иных областей антропологического знания: социальной философии, культурологии и социальной психологии, в том числе - психологии личности.

Так, включение данного понятия в систему представлений социальной философии и культурологии позволяет охарактеризовать его предельно широкое значение: интерпретацией может быть обозначен процесс присвоения человеком совокупного социального опыта, воплощенного в явлениях культуры. Это определение во многом соответствует принятой в современной отечественной антропологии трактовке культуры как динамической характеристики приобщения человека к социальному опыту.

Среди многочисленных современных подходов к определению и изучению культуры можно выделить крупнейшие два, сосуществующие и взаимно дополняющие друг друга. В традициях первого принято исследовать культуру как явление, объединяя в данном понятии всю совокупность материальных и духовных объектов - результатов деятельности, творений человеческого разума и духа, к которым могут быть отнесены и научные открытия, и изобретения, и произведения искусства, и этические нормы. Этот подход можно охарактеризовать как феноменологический и статический, поскольку какое бы новое содержательное наполнение категории ни предполагалось, речь всегда идет о свершившихся фактах, о готовых результатах, -словом, о явлении в его завершенности.

Таковы, например, следующие определения культуры современными зарубежными и отечественными учеными. «Культура - набор установок, ценностей, представлений и моделей поведения, разделяемых группой людей, но различных для каждого индивида, которые передаются из поколения в поколение» (Д. Мацумото) [183, с.52]. «...культура - это любое природное явление, преображенное человеческим вмешательством и в силу этого могущее быть включенным в социальный контекст» (У.Эко) [296, с. 45]. Культура понимается в широком смысле «как совокупность всего, что создано человеческим трудом: всех материальных и духовных ценностей, всех достижений в технике, науке, искусстве, промышленности, сельском хозяйстве, организации государственной и общественной жизни и быта, образовании, обычаях и нравах и т.д.» [40, с.б-7].

Второй подход предполагает рассматривать процессуальную сторону культуры, изучать ее составляющие с точки зрения особенностей их становления и функционирования в социальной (материальной и духовной) жизни людей. Данный подход может быть охарактеризован как диалектический и динамический, поскольку в этом случае при любом содержательном наполнении в поле зрения исследователя попадают закономерности формирования культуры, а также движущие силы, управляющие ее развитием. Так, по определению российского культуролога и искусствоведа Ю.М. Лотмана, культура существует как механизм, организующий «коллективную личность с общей памятью и коллективным сознанием». [172, с.44] По мнению ряда современных западных исследователей, категория культуры «охватывает не только правила и значения, но также поведение» (Р.Яхода) [цит. по: 183, с.ЗО]; она также может обозначать «единый образ жизни группы людей» (Дж. Бери и др.) [там же]. К этой же группе относится разработанное в современной отечественной философии определение культуры как выражения и характеристики «приобщения индивида к совокупному опыту человечества» [цит. по: 117, с.22].

Идея целостности в теории сенсорно-перцептивной организации психики

Идея целостности процессов психического отражения методологически сопряжена с общепсихологическим принципом изоморфизма результатов психического отражения его объектам, то есть реально существующему миру, действительности [163]. Понятие «изоморфизм» имеет различные трактовки в естественных и гуманитарных науках. Так, например, в современной математике оно применяется в качестве термина, уточняющего «широко распространенное понятие аналогии, модели. Изоморфизм - соответствие (отношение) между объектами, выражающее тождество их структуры (строения)» [222]

К естественнонаучной трактовке принципа изоморфизма в области психологии наиболее близок закон, согласно которому «между начальным и конечным звеньями передачи информации должна быть точная информационная эквивалентность. Благодаря этому закону на всех стадиях переработки информации в нервной системе сохраняется адекватность сигналов параметрам отражаемого объекта» (П.К. Анохин) [14, с. 197]. Данное положение может быть истолковано как психологическое обоснование тождественности структуры результатов психического отражения его первоисточникам - отражаемым объектам.

При этом в языкознании термин «изоморфизм» употребляется в несколько ином значении. Так, например, понятие «изоморфизм языковых планов», введенное Е. Куриловичем [146], выражает идею структурного параллелизма в организации смысловой и звуковой сторон языка (плана содержания и плана выражения) - одну из основных идей глоссематической концепции Л. Ельмслева [88]. Главное, что, на наш взгляд, отличает математическую и лингвистическую трактовки содержания данного понятия - это замена жесткого требования тождественности структуры (в первом случае) на более мягкое требование «параллелизма в организации» (во втором случае). Таким образом, лингвистическая трактовка подразумевает наличие некоторой «свободы», креативности, допустимой в условиях изоморфных отношений между оригиналом (первоисточником) и его моделью.

Следовательно, согласно лингвистической трактовке, изоморфизм может характеризовать не только и не столько структурное тождество оригинала и модели, сколько необходимость и целесообразность применения при исследовании различных уровней организации рассматриваемого явления (языка, мышления, поведения и др.) одних и тех же принципов и методов [100]. Методологический подход, принятый в лингвистике, сближает принцип изоморфизма с пониманием соотношения креативных аспектов бытия и сознания в исследованиях отечественных философов Серебряного века, с их концепциями Божественного происхождения творческой природы человека.

В русле приведенной философской традиции тип соотношения человеческого сознания (результатов психического отражения) бытию (миру объектов психического отражения) может быть установлен как изоморфный - то есть, характеризующий единство и целостность способов их организации, в противовес тождественности и копированию структуры. Как отмечает А.Ф. Лосев, «Сознание» и «бытие» не просто тождественны. Они - едины, а, стало быть, как-то различны. Это - аксиома диалектики». [166, с.417]. Поэтому «сущность выражения как метода творчества «заключается в соотнесении «смысла» с окружающей его инаковостью» [там же, с.498-499]. С нашей точки зрения, понимание общепсихологического принципа изоморфизма в данном контексте в наибольшей степени соответствует идеям целостного (системного) подхода к исследованию процессов психического отражения.

Обоснование конструктной валидности

С целью валидизации разработанной диагностической методики оценки индивидуального уровня коммуникативной компетенции в батарею тестов были включены следующие группы испытаний: методики, оценивающие характеристики типологических свойств мышления (конвергентности и дивер-гентности) , коэффициент творческого воображения , а также уровень языкового (вербального) интеллекта и IQ [188] .

Выборка составила 176 респондентов (N=176). Она состояла из студентов художественно-педагогических и инженерно-экономических специальностей: 51 учащийся 1-го - 3-го курсов факультета музыки ПГПУ (ni=51); 125 учащихся СПбГИЭУ (111 учащихся 1-го - 5-го курсов факультета предпринимательства и финансов (ПиФ) и 14 учащихся 4-го курса факультета общего менеджмента (ФОМ), П2=125). Результаты обследования по всем, приведенным выше, методикам представлены в табл. 6.1 и 6.2.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы, который состоялся в мае 2005-го года, были поставлены задачи, включающие в себя выявление тесноты взаимосвязи основных показателей коммуникативной компетенции (обобщенности и детализации) с показателями конвергентности и дивергентное мышления. На основании попарного сопоставления данных выборки ni=51 (табл.1) были зафиксированы следующие значения коэффициента корреляции по К. Пирсону (г).

Похожие диссертации на Развитие интерпретирующей способности личности