Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования самосознания подростка
1.1. Личность и самосознание 8
1.2. Структура самосознания 16
1.3. Развитие самосознания 26
Глава 2 Развитие самосознания в подростковом возрасте
2.1. Социальная ситуация развития современного подростка 41
2.2. Подростковый кризис и его характеристика Границы подросткового возраста 45
2.3. Основные подходы к пониманию сущности изменений,
происходящих в подростковый период 56
2.4 Особенности идентичности в подростковом возрасте 75
2.5 Присвоение культурного наследия 84
Выводы 94
Глава 3 Особенности развития самосознания подростка
3.1 Обоснование выбора методик . 99
3.2 Психологические характеристики самосознания старшего подростка 111
3.3 Психологические характеристики самосознания младшего подростка 155 Заключение 176
Библиографический список использованной литературы 184
Приложение 1 Анкета «Человек, на которого я хотел бы быть похожим (жа)»
- Личность и самосознание
- Социальная ситуация развития современного подростка
- Обоснование выбора методик
Введение к работе
Самосознание человека охватывает широкое поле человеческого бытия, - от природных проявлений до ценностных ориентиров мировоззрения. Данная многоуровневость самосознания предопределяет как многообразие факторов, влияющих на его формирование, так и необходимость выявления в ходе исследований наиболее существенных детерминант его развития. В теоретическом и методологическом плане данная работа стремится преодолеть распространенное описательное изучение особенностей формирования самосознания в подростковом возрасте и направлена на выявление внутренних закономерностей становления формальных и содержательно - смысловых характеристик самосознания, как «отнесённости акта сознания к своему Я» (ИИ. Чеснокова, 1977).
Актуальность исследования определяется также выбором возрастного этапа, для которого, с одной стороны, характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. В настоящее время, все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются особенности самосознания в подростковом возрасте, хотя во многих из них и отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания (Л.С. Выготский, 1956, ТВ. Драгунова, 1976, А.Н. Леонтьев, 1994, B.C. Столин, 1983, Д.И. Фельдштейн, 1997, Д.Б. Эльконин, 1994 и д.р.). Именно в старшем подростковым возрасте происходят изменения, обеспечивающие формирование образа себя как целостного и внутренне согласованного знания о себе и своем месте в мире, адекватного реальному бытию и индивидуальной картине мира.
Вместе с тем, необходимо отметить, что подростковый возраст в целом, и особенно старший подростковый возраст, сравнительно мало исследовался в психологии. Множество подходов к решению проблем, связанных с этим периодом развития и весьма разнообразные, часто мало согласующиеся друг с другом представления о психологическом содержании этого периода развития в значительной степени затрудняет изучение самосознания как новообразования
4
данного возрастного периода с точки зрения его содержательного
наполнения, структуры и динамики. Исследователями выделяются различные факторы, влияющие на формирование самосознания, а так же разнообразные критерии, характеризующие уровень его развития в контексте ведущей деятельности.
С другой стороны, исследователь застает подростка или юношу в разных социальных и культурных ситуациях развития, что определяет разницу в содержательных и структурно-динамических характеристиках самосознания человека в этом возрасте и затрудняет построение обобщения относительно данных характеристик.
Так как поведенческие, эмоциональные, нормативные, ценностно-мотивационные характеристики самосознания основываются на присвоенных личностью элементах культуры, представляется логичным и необходимым сделать шаг в изучении самосознания в контексте анализа механизмов и условий непосредственного присвоения формирующего опыта культуры. Такая точка зрения позволит выстроить обобщенную картину, и, объединив разнообразные характеристики развивающегося самосознания подростка, сделать попытку целостного изучения во взаимодополняющем контексте психологии развития и личности. Таким образом, в исследовании психологических особенностей самосознания подростка сходятся интересы как психологии развития, так и психологии личности.
Становление самосознания личности традиционно рассматривается без учёта ее индивидуально-творческой роли в процессе присвоения общепринятых стандартов. Содержательная сторона самосознания часто рассматривается лишь с позиции формирующих социокультурных влияний. При этом, как один из критериев уже развитого самосознания, декларируется активная позиция самостоятельной личности. Вырисовывается противоречие между ходом процесса и его результатом. Учитывая, что поведение человека, его отношение к себе, возникает в контексте и относительно внутренних значений и интерпретаций, в данной работе мы предлагаем разрешить обозначенное выше противоречие следующим образом, социум задает подростку типичные нормативы поведения, которые подросток в соответствии со своими индивидуальными психологическими
5
особенностями, детерминирующими самопроявление личности,
трансформирует. Причем, степень активности трансформации индивидуальны и каждый человек занимает свою позицию на шкале «социально заданное -индивидуально трансформированное».
Существующие представления о психологических особенностях подростка в период становления самосознания носят в основном описательный, констатирующий характер. При этом, некоторые феномены, свойственные только подростковому периоду, такие как идеализация, преданность и поклонение кумирам остаются без должного объяснения. Поэтому представляется актуальным выявить психологические особенности самосознания, свойственные собственно подростковому возрасту и то, какая функциональная необходимость за ними скрывается .
Цель исследования: определить психологические характеристики и особенности самосознания в подростковый период, выявить социо-культурные детерминанты идентификации и влияние различных типов идентификации на формирование «Я - концепции».
Объект исследования: дети младшего и старшего подросткового возраста (10-12, 16-17лет)
Предмет исследования: психологические особенности самосознания в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования. Самосознание в подростковый период развития, имея идеализированную мифологическую форму, определяется идентификацией с репрезентантом культуры и субкультуры, социо-культурные особенности которого предопределяют основные характеристики «Я - концепции».
Задачи исследования: 1. Выявить структуру самосознания детей младшего и старшего подросткового возраста.
2. Определить формальные характеристики самосознания подростков и их
структурные соотношения.
3. Выявить содержательно-смысловые особенности самосознании
подростков, их функции и роли.
4. Определить специфику связей формальных и
содержательных характеристик самосознания подростков с социальной ситуацией развития в старшем подростковом возрасте.
Методологическая база исследования построена на идеях культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теорий идентификации Э.Эриксона и А. Ватермана, модели структуры личности, разработанной А.А. Налчаджяном и идей ВВ. Петухова о функциях культуры в формировании самосознания.
Методы исследования: При теоретической разработке проблемы применялся научный анализ психологической и культурологической литературы. Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. Проводился срезовый эксперимент в двух возрастных группах, их самостоятельный и сравнительный количественный и качественный анализ, беседы с учителями, классными руководителями, собеседования и консультации со школьниками, участвующими в эксперименте. В работе использовался блок методик, направленный на изучение содержательно- структурных особенностей самосознания подростков: 1) методика И.Д. Егорычевой на выявление личностной направленности подростков; 2) методика определения мотивации достижения Шмальта (МД - решётка); 3) метод сортировки карточек, выявляющий отношение к собственному телу; 4) методика «Я в 20-и высказываниях» М.Куна и Т. Макпартлэнда направленная на выявление «Я - концепции»; 5) проективные методики: «Автопортрет», «Я в прошлом», «Я в будущем», «Идеальное Я»; 6) авторская методика «Человек на которого я хотел бы быть похож», направленная на выявление типа репрезентативной идентификации и её степени её сформированности.
Новизна исследования. Впервые ставится задача изучения особенностей самосознания детей, принадлежащих подростковому возрасту как самостоятельному периоду психического развития, качественно отличного от самосознания взрослого человека. Самосознание рассматривается в контексте целостного подхода к изучению его характеристик относительно формирующего влияния культуры.
Теоретическая значимость работы связана с тем, что особенности самосознания связываются в ней с созданием подростком своеобразного
7
индивидуального мифа о себе, своем будущем и своем месте в
окружающем мире. Процесс становления самосознания рассматривается как динамическая структура, что позволяет выстраивать алгоритм развития. Это дает возможность анализа индивидуальных особенностей и различий в самосознании у подростков.
Практическая значимость работы состоит в выявлении особенностей и реально действующих механизмов развития самосознания, что служит материалом для развития психотерапевтической практики при работе не только с подростками, но и в группах личностного роста с людьми зрелого возраста, корни проблем которых уходят в более ранние периоды развития самооценки и самосознания. Изучение динамики развития самосознания дает реальную возможность психологической помощи старшим подросткам в кризисный период с целью поиска позитивного выхода из кризисного возраста и для развития представлений о дальнейшем жизненном пути. Анализ взаимодействия компонентов самосознания даст возможность сформировать прогноз в развитии личностных структур и может иметь форму рекомендаций для предупреждения кризисных явлений в развитии личности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Самосознание подростка несет в себе большой процент идеализированных представлений об окружающем мире и о себе ("Я - концепция), не проверенных и не подтвержденных реальным опытом и не соотнесенных с. собственными способностями, являясь гипотетическим образом себя и мира, представляемым конструктом, «проектом» будущего жизненного сценария.
2. Психологические особенности самосознания определяются типом
репрезентативной идентификации подростка, социо-культурными
характеристиками и спецификой выбираемого репрезентанта, а так же степенью
активности и характером взаимодействия подростка с моделью, задаваемой героем
идентификации.
3. Формирующаяся в подростковом возрасте «Я - концепция» является
отраженным в сознании фрагментом личностной идентичности, которая не
полностью представлена в самосознании, не тождественна и не полностью
конгруэнтна «Я-концепции».
Личность и самосознание
Сущность понятия «личность», как сложной философской и психологической категории, не может быть раскрыта в контексте одного лишь определения. Личность выступает как результат (продукт) исторического и онтогенетического развития человека.
Личность - это единая система, в которой иерархически соподчинены взаимосвязанные системные уровни. Высшему системному уровню принадлежит ведущая роль в единой структуре личности. Основным содержанием личностного системного уровня являются сознание и самосознание. (102)
Личность является одновременно как открытой, так и закрытой системой. Основной функцией личности как открытой системы выступает взаимодействие с окружающим реальным миром; как закрытой системы - развитие внутреннего субъективного мира и активности субъекта.
Традиционно личность понимают как «субъекта социальных отношений и сознательной деятельности», (106,193) конкретного человека, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями. Этимологически само слово «личность» происходит и определяется как лицо, целостность человека (от лат. persona) и одновременно как его психологический и социальный облик (от лат. personalitas). Личность предстает в неком дуалистическом единстве ощущения тождественности, собственной целостности и одновременно принадлежности обществу. В понятии «личность», процессе её формирования, прежде всего, выделяется именно ее общественная сущность в силу предопределяющей роли общества в становлении личности, как в историческом ракурсе, так и в онтогенезе.
Отношение к пониманию термина «личность» в психологии у различных исследователей было и остается неоднозначным. На протяжении XX века в мировой психологической науке сложилось различные направления, в русле которых были разработаны наиболее значительные теории личности (например, психоаналитическая психология, гуманистическая психология, теория личности К. Левина). Учитывая огромный вклад каждого из подходов в понимание природы личности и сущности её активности, в своей работе мы опираемся на те теории, в которых это понятие разрабатывается в терминах активного самоопределения, самореализации и ответственности. Предметом рассмотрения в нашей работе является сам человек, относительно сознательно формирующий собственную личность. Главным фактором активности выступает при этом устремлённость к будущему, стремление к максимальной самореализации (К. Роджерс, 1998, А. Маслоу, 1962). Феномен самоактуализации (самореализации) личности, её границы и особенности ограничиваются самосознанием (А.Маслоу).
Формирование личности подразумевает необходимость внутренней активной работы индивида над собой. Индивид испытывает потребность в саморегуляции и самодетерминации, что возможно лишь при наличии целостного образа собственного «Я». В процессе развития актуализируется процесс самопознания, выявляющий не только собственные психологические характеристики, но и позволяющий начать работу по необходимому самоизменению в соответствии с изменением условий существования. На сцене появляется самосознание - «отнесённость акта сознания к своему Я» (130).
Само наполнение понятия «личность», так и процесс её формирования неотделимы от феномена самосознания. Психологические и поведенческие характеристики сформированной личности определяются особенностями самосознания. С другой стороны, как в истории, так в онтогенезе, существование человека в социокультурном контексте обуславливает необходимость возникновения регулирующей и структурирующей роли самосознания, успешная реализация которой говорит о сформированности личности. Выстраивается двойная причинность: формирование личности приводит к становлению самосознания, а становление самосознания к формированию личности. Причём, уровнь развития личности можно оценивать в рамках развития её самосознания, являющегося центральным структурирующим личность образованием.
Социальная ситуация развития современного подростка
Под подростковым возрастом понимается период онтогенеза, соответствующий переходу от детства к юности и связанный с кардинальными преобразованиями в области сознания, деятельности и взаимодействия с окружающим миром. Условно подростковый возраст разделяют на два этапа: младший и старший, для каждого из которых характерны собственные новообразования. Младший подростковый возраст венчается появлением «чувства взрослости», старшему подростковому возрасту принадлежит важнейшее новообразование - формирование самосознания личности.
Теоретические разработки проблемы подросткового возраста начались на рубеже XX века. Именно в данный исторический период начинают выделять период возраст как особую ступень в онтогенетическом развитии. Развитие в онтогенезе предстает первоначально, как неизменно заданная последовательность возрастных этапов становления человека. Позже анализ исторического наследия и этнографические исследования дают возможность предположить, что детство и подростковый период не всегда существовали как самостоятельные этапы онтогенетического развития. Детство и подростковый возраст начинают изучаться как возникший и преобразовавшийся в ходе человеческой истории социокультурный феномен. Л.С. Выготский в своих работах, в том числе «Педология подростка» (1931), рассматривал подростковый возраст как историческое образование. Он выделял три составляющих развития, трансформирующиеся в период подросткового созревания: органическое, половое и социальное развитие. На определённом этапе развития общества точки полового и социального становления личности совпадали в онтогенезе, органическое развитие наступало позже, через несколько лет. Л.С. Выготский считал, что в XX веке у ребёнка данные лини развития разошлись во времени (развитие стало гетерохронными), и мы теперь наблюдаем сначала половое, затем органическое и потом, спустя некоторое время, социальное созревание подростка. Это расхождение обуславливает, по его мнению, появление самого периода подросткового возраста. Возникновение данного периода развития личности считается приобретением более индустриально и экономически развитой современной культуры.
Развивая идеи Л.С. Выготсткого, отметим, что для первой половины XX столетия характерен более сжатый по времени период подросткового становления, в котором задачи и цели воспитания были достаточно ясно очерчены. Система общественного воспитания исходила из необходимости формирования у подростков общественно - полезных и гражданских качеств. Школьный период длился от 7 до 15 лет, после чего подросток сразу становился реальным участником рабочей жизни старшего поколения, попадая в круг новых социальных отношений и требований. Большая часть подростков, не имевшая привилегию продолжать обучение после школы, довольно рано включалась в сферу трудовых и экономических отношений, и тем самым переходила на этап взрослой жизни уже в возрасте 15 лет.
Состояние и уровень развития общества не только детерминировал и сам факт появления подросткового периода, но и напрямую влиял на динамику и содержание подросткового периода. Можно предположить, что для каждого исторического периода в целом характерны свои особенности и стратегии прохождения подросткового возраста. Э.Эриксон в своей эпигенетической теории указывал на глубокую взаимосвязь индивидуального развития (особенно на первых четырех ступенях) и уровня развития общества, в котором происходит становление личности. Культура и социальная среда несут в себе традиционно заданные формы и пути развития личности, становления особенностей ее самосознания.
В научной литературе можно найти мнения об изменении в социокультурной ситуации развитии подростков в нашей стране относительно их сверстников 20 - 25 - летней давности, о «качественных различиях социальной наполняющей» становления самосознания по сравнению с предыдущими десятилетиями. Если раньше молодые люди могли опираться на сформировавшиеся внешние нормативы и стандарты, что является изначальным условием для самоопределения, то сейчас подростку приходится опираться на шаткие, еще не окрепшие идеалы, которые само же общество и критикует. Более того, значительная часть взрослых людей сама сейчас находится в состоянии экзистенциального кризиса,
определяемого сменой норм и законов жизни. Многие подростки не могут опереться на опыт и поддержку взрослых, которые отдалились от него, предоставив доступное, но одинокое поле для становления.
Обоснование выбора методик
Изучение самосознания личности, «Я-концепции» индивида представляется довольно трудной задачей в силу сложной структурированности данного объекта исследования. Многокомпонентная структура самосознания, сложность внутренних взаимосвязей не оставляет надежды исследователю охватить целостно всю эту сложную систему в своём исследовании. При этом, занимаемая теоретическая позиция исследователя, предопределяющая сферу научного внимания, выделяет в изучаемом объекте и подчас абсолютизирует один из его аспектов. Поэтому, объект исследования подчас «подчиняется» точке зрения исследователя и избирательно выявляет различные стороны единой своей структуры.
Проводимые исследования самосознания обычно посвящаются изучению его отдельных компонентов, или параметров, относительно которых, часто через количественные характеристики, определяется уровень развития самосознания. Например, М.Розенберг выделял следующие параметры, характеризующие уровень развития самосознания личности (98, 408): а) степень когнитивной сложности и дифференцированности «образа Я»; б) степень субъективной выпуклости «образа Я»; в) степень внутренней цельности; г) степень устойчивости, стабильности «образа Я» во времени.
Предмет исследования, его структура, влияет на выбор метода и методик исследования. Изучение развития самосознания характеризуется не только сложно структурированностью объекта исследования, но и наличием качественных изменений на разных этапах его становления. Метод поперечных срезов, лёгший в основу нашего исследования, обладает преимуществом сравнительного анализа различных возрастных групп, что позволяет выявить как динамику развития самосознания, так и характерные особенности для каждого возрастного этапа становления «Я - концепции».
На основании того, что возраст 11 лет характеризуется появлением «психологического напряжения», актуализацией чувства взрослости, этот возраст был взят нами как нижняя грань в определении возрастных критериев. Взятый нами нижний возрастной период приходится на эриксоновскую стадию формирования компетентности или неполноценности. В соответствии с эпигенетическим принципом значение предыдущей стадии развития имеет детерминирующее значение и не может упускаться из анализа рассмотрения последующей стадии. Формирование таких качеств как чувство компетентности или неполноценности напрямую взаимосвязано с самооценкой личности, уровнем её притязания, что является составляющими «Я-концепции». Новообразованием младшего периода, является чувство половой идентичности, построение телесного «Я-образа», как базисного составляющего структуры самосознания.
Верхняя возрастная планка, около 16 лет, возраст, когда возможно говорить о сформированном самосознании старшего подростка, который находится на рубеже завершения школы и «перехода» в иную, взрослую жизнь. Достижением развития старшего подросткового периода является чувство личностной идентичности, формирование мировоззрения и стратегий будущего жизненного пути.
При изучении самосознания личности, выборе соответствующих методик, исследователи часто раскрывают один из трёх аспектов личности, лежащих в основе понимания её природы (87,19). Первый аспект- эзотерическое Я субъекта, которое связано с мотивационными и глубинными инстанциями личности, задающими содержание её индивидуального внутреннего мира, уникальную систему личностных ценностей. Данные индивидуальные особенности упорядочивания и концептуализации впечатлений, исходящих из внешнего мира и от организма возможно выявить при помощи проективных и психосемантических методик. Второй аспект - личность как экзотерическое Я, совокупность его черт, относительно устойчивая внешняя проявленность характера индивида, может быть зафиксирована в суждениях самого индивида, других людей, выявляемых через опросники или анкеты. Третий аспект - личность как «деятельное Я субъекта», являющегося интеграцией двух предыдущих аспектов. Данный аспект раскрывается в личностной направленности, смысловых образованиях и специфике деятельности индивида, характеристиках его активности.