Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности Ондар Лилия Монгуновна

Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности
<
Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ондар Лилия Монгуновна. Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности : 19.00.01 Ондар, Лилия Монгуновна Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности (На примере тувинских подростков) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Красноярск, 2006 200 с. РГБ ОД, 61:06-19/287

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы национального самосознания личности 11

1.1. Психологическая сущность национального самосознания личности . 11

1.2. Структурные компоненты национального самосознания личности 28

1.3. Онтогенетический анализ национального самосознания личности 54

Выводы по первой главе 72

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению взаимосвязи структурных компонентов национального самосознания тувинских подростков 78

2.1. Организация и методы опытно-экспериментальной работы 78

2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы 96

Выводы по второй главе 146

Заключение 151

Библиографический список 161

Приложения 182

Введение к работе

{т Актуальность исследования. Национальное самосознание личности

является важной составляющей ее самосознания в целом и одним из условий

психического здоровья, целостности и гармоничного существования личности.

Осознание своей этнической принадлежности помогает человеку

' адаптироваться к окружающему миру, ориентирует в нем, задает жизненные

^

^ ценности, способствует познанию себя и этнического мира, дает ощущение

s психологической безопасности и стабильности.

Актуальность исследования национального самосознания личности
усиливается в связи с переживаемым в настоящее время российским обществом
! у$ периодом социальной нестабильности, сопровождающимся изменением

системы ценностей и кризисом идентичности у его населения.

С особой остротой встала в последние годы во всем мире проблема

межнациональных конфликтов и противоречий, национальной нетерпимости,

| отчужденности. Развитие национального самосознания личности является и

важным условием оптимизации межэтнических отношений в обществе.

Уровень развития национального самосознания личности определяет характер

отношения к представителям других этносов. Высокий уровень развития

национального самосознания связан с толерантным поведением, являющимся

. условием эффективности межэтнического взаимодействия. Мы исходим из

| ' положения о том, что только человек, знающий и уважающий свою культуру,

будет принимать и понимать другие народы (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин,

Дж. Берри, М. Плизент, Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотинец).

Проблема национального самосознания имеет междисциплинарный
статус. Большой вклад в ее разработку внесли и психологи (Н.М. Лебедева,
В.П. Левкович, Л.И. Науменко, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, B.C. Мухина,
| В.Ю. Хотинец, Э.Ц. Данзанова и др.).

1 Тем не менее проблема национального самосознания личности полна

спорных и нерешенных вопросов и требует более глубокого анализа. Так, не

I W сложилось целостной картины структуры национального самосознания.

4 Когнитивный, эмоциональный и регулятивный (поведенческий) компоненты в

его структуре изучаются изолированно, без учета их взаимосвязи , и

взаимовлияний. Недостаточно освещены и вопросы, касающиеся

онтогенетического аспекта проблемы — становления национального

самосознания. Между тем онтогенетический анализ проблемы позволил бы

расширить представление об особенностях взаимосвязи структурных

компонентов национального самосознания личности.

Особенно важным нам представляется изучение взаимосвязи структурных компонентов национального самосознания в подростковом возрасте. Качественные сдвиги в развитии самосознания у подростка, связанные с появлением рефлексии, началом осмысления и интеграции всей информации, относящейся к образу Я, а также расширением его социальных связей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.С. Кон, Т.В. Драгунова, Л.И. Божович, Э. Эриксон), приводят, на наш взгляд, к существенным изменениям и в сфере национального самосознания. У подростков возрастает этническая осведомленность, появляется осознанное отношение к своему этносу и к себе как представителю этноса, более четко происходит межэтническое дифференцирование. Возникновение самосознания у подростка, по мнению Л.С. Выготского, делает возможным более глубокое и широкое понимание других людей. Соответственно, основы этнической толерантности (или интолерантности) также закладываются в подростковом возрасте.

Ориентируясь на вышесказанное, мы можем выделить проблему исследования, заключающуюся в изучении взаимосвязи структурных компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого) национального самосознания личности на примере подростков - представителей тувинского этноса. Разрешение данной проблемы позволит в некоторой степени преодолеть противоречия между:

- процессами этнического возрождения и обострением межнациональных противоречий, приводящим к конфликтам между

5 представителями разных этносов, международному терроризму и

национальному экстремизму;

- потребностью общества в становлении этнически толерантной
личности, уважающей и принимающей другие народы, и необходимостью
развития национального самосознания личности;

— актуальным уровнем развития национального самосознания личности
подростков и необходимостью и возможностью развития у них более высокого
уровня национального самосознания и этнической толерантности.

Таким образом, противоречие между открывающимися возможностями развития национального самосознания личности и отсутствием специальных исследований, посвященных изучению взаимосвязи его структурных компонентов, актуализирует тему исследования - «Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности (на примере тувинских подростков)» и придает ей теоретическую и практическую значимость.

Целью исследования является изучение взаимосвязи структурных компонентов национального самосознания личности (на примере тувинских подростков).

Объектом исследования выступает национальное самосознание личности.

Предметом исследования служит взаимосвязь структурных компонентов
национального самосознания личности тувинских подростков. ;,

В основу исследования положена следующая гипотеза: недифференцированность когнитивного и эмоционального компонентов в структуре национального самосознания личности может выражаться на поведенческом уровне в негативных установках по отношению к представителям других этносов.

Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы национального самосознания личности и его структурных компонентов;

2. Охарактеризовать структурные компоненты национального
самосознания личности;

  1. Разработать методики и процедуры опытно-экспериментального исследования особенностей национального самосознания личности в подростковом возрасте;

  2. Организовать опытно-экспериментальную работу для выявления взаимосвязи структуры (когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов) национального самосознания личности тувинских подростков.

Методолого-теоретическую основу исследования составили: личностно-деятельностный, структурный подходы (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, В.П.Зинченко, И.И.Чеснокова, И.С.Кон, В.В.Столин, А.Г.Асмолов), позволившие выработать представление о структурно-уровневой природе самосознания, рассматривать личность как целостное образование, определяемое включенностью в общественные тношения и способностью действовать свободно, самостоятельно и , тветственно.

Теоретическую базу исследования составили: концептуальные
разработки в области этнопсихологии и этносоциологии (Ю.В.Бромлей,
Б.Ф.Поршнев, Л.М.Дробижева, Т.Г.Стефаненко, Н.М.Лебедева,

В.П.Левкович, Г.У.Солдатова, В.С.Мухина, Ю.П.Платонов, В.Ю. Хотинец и др.), в которых национальное самосознание личности рассматривается как устойчивое образование личности и важная часть ее самосознания. Были также рассмотрены исследования отечественных и зарубежных авторов по психологии развития (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, Т.В.Драгунова, И.И.Чеснокова, И.С.Кон, Э.Эриксон, Ф.Райс, Х.Ремшмидт), давшие возможность охарактеризовать национальное самосознание личности как динамическое образование, непрерывно развивающееся на протяжении всей ее жизни одновременно с развитием психики и сознания.

Организация, база и этапы исследования. Базой научного исследования явились муниципальные образовательные учреждения г. Кызыла: школа № 2 и гимназия № 9. Выборка исследования составила 138 подростков.

Исследование проводилось с 1999 по 2005 г. и включало в себя три этапа. На первом этапе (1999 - 2001 гг.) определялись базовые теоретические позиции по проблеме исследования, разрабатывался инструментарий, гипотеза исследования. На втором этапе (2002 - 2004 гг.) были отобраны, разработаны и апробированы методики, проведены пилотажное исследование и опытно-экспериментальная часть исследования, направленная на выявление особенностей взаимосвязи компонентов в структуре национального самосознания подростков. На третьем этапе (2005 г.) оформлялись результаты опытно-экспериментального исследования, полученные данные обобщались и анализировались, формулировались выводы по результатам исследования.

В процессе исследования были использованы методы: общетеоретические (анализ литературы по проблеме исследования, понятийно-терминологический анализ, построение гипотез); эмпирические (беседа, наблюдение, анкетирование, проективный метод, контент-анализ); математические (процентная выраженность, корреляционный анализ по Спирмену, оценка достоверности различий с использованием критерия U Манна-Уитни).

Научная новизна:

  1. Уточнено содержание понятия «национальное самосознание личности» в соотнесении с такими понятиями как «этническая идентичность», «этническая самоидентификация», «национальное сознание».

  2. Выявлено, что особенности взаимосвязи структурных компонентов национального самосознания личности определяют уровень его развития, а именно: дифференциация когнитивного и эмоционального компонентов характеризует высокий уровень развития национального самосознания, тогда

8 как их недифференцированность, которая может выражаться в негативных

поведенческих установках по отношению к представителям других этносов,

соответствует низкому уровню развития национального самосознания.

  1. Экспериментально показано, что развитие национального самосознания личности в подростковом возрасте связано с дифференциацией когнитивного и эмоционального компонентов в его структуре, что проявляется в предпочтении конструктивного поведения в межэтнических конфликтных ситуациях.

  2. Установлено, что дифференциация когнитивного и эмоционального компонентов в структуре национального самосознания личности происходит за счет развития когнитивного компонента самосознания (образа Я личности и образа этнического Я), а также роста этнической осведомленности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты расширяют и углубляют представления о национальном самосознании личности, взаимосвязи его структурных компонентов. Исследование позволило дополнить общие положения о связи эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов в национальном самосознании личности и конкретизировать особенности этой связи в подростковом возрасте. Результаты проведенного исследования обогащают теорию психологии личности и общую психологию (раздел «Самосознание»), этнопсихологии (раздел «Национальное самосознание»).

Практическая значимость. На основе полученного в исследовании представления о взаимосвязи структурных компонентов национального самосознания личности выявлены некоторые основания психодиагностики .уровня развития национального самосознания личности, что дает возможность разрабатывать индивидуальные программы психокоррекции этнического поведения и создавать условия для формирования этнической толерантности. Разработаны и переведены на тувинский язык методики и процедуры опытно-экспериментального исследования национального самосознания в подростковом возрасте. Материалы исследования были использованы в учебном процессе Тывинского государственного университета (курсы общей,

9 возрастной, педагогической, социальной, этнической психологии, спецкурс

«Психология национального самосознания»). В перспективе теоретические и

эмпирические результаты исследования могут найти применение при

выработке подхода к регулированию национальных отношений в Республике

Тыва.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Национальное самосознание - бессознательное и осознанное отнесение личностью себя к определенной этнической общности, включающее систему представлений о себе как ее члене (этническом Я), эмоциональное отношение к своему этническому Я и регуляцию своего поведения на их основе.

  2. Национальное самосознание имеет сложную структуру, включающую когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все компоненты динамичны и взаимосвязаны между собой. Особенности взаимосвязи компонентов обусловливают уровень развития национального самосознания личности.

3. Недифференцированность когнитивного и эмоционального компонентов
в структуре национального самосознания характеризует низкий уровень его
развития и может выражаться в негативных поведенческих установках
личности по отношению к представителям других этносов.

4. Переход национального самосознания личности на более высокий
уровень связан с дифференциацией когнитивного и эмоционального
компонентов в его структуре и происходит за счет развития когнитивного
компонента самосознания (образа Я личности и образа этнического Я),
а также роста этнической осведомленности.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечены логикой исходных методологических позиций автора, применением диагностических методов в соответствии с целью и задачами исследования, соблюдением

10 требований, предъявляемых к использованию применяемых методик,'

репрезентативностью выборки испытуемых, использованием статистических

методов обработки и качественным анализом полученных результатов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях и аспирантских семинарах кафедры психологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, заседаниях кафедры педагогики и психологии Тывинского государственного' университета, методическом семинаре для учителей гимназии № 9 г. Кызыла; использовались на спецкурсах. Материалы исследования апробированы на республиканской научно-практической конференции, посвященной 55-летию добровольного вхождения Тувы в состав России (Кызыл, 1999); международной конференции, посвященной 70-летию тувинской письменности (Кызыл, 2000); международной научной конференции, посвященной 280-летию дешифровки древнетюркской письменности (Абакан, 2001); 1-м международном конгрессе «Юрта - традиционное жилище кочевых народов Азии» (Кызыл, 2004); научно-практической конференции, посвященной 60-летию вхождения Республики Тыва в состав РФ и 90-летия основания г. Кызыла (Кызыл, 2004).

По материалам диссертации опубликовано 10 научных работ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 252 источника и приложений.

Психологическая сущность национального самосознания личности

Проблема национального самосознания привлекала к себе внимание таких деятелей русской науки и культуры, как М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин и др. В трудах П.Я. Чаадаева, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Н.Г Чернышевского, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, В.О. Ключевского, B.C. Соловьева и др. развивались идеи о русском национальном самосознании, об особенностях «русской души». При этом отечественные авторы полагали, что развитие национального самосознания способствует воспитанию этнической (национальной) толерантности. Так, Н.А. Бердяев полагал, что общечеловеческое проявляется через национальное: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин» [18: 93]. Мысль об опасности национального обезличивания звучит в трудах И.А. Ильина. Единственно возможный путь к становлению духовности личности лежит через национальное воспитание. Родина (т.е. национальность) пробуждает в человеке духовность, которая может и должна быть оформлена как национальная духовность. Идеи русских религиозных философов о наличии связи между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью подтверждаются современными исследованиями (Дж. Берри, М. Плизент, 1984; Н.М. Лебедева 1999; В.Ю. Хотинец, 2002; А.Н. Татарко, 2002; А.А. Выскочил, Н.М. Лебедева, 2002; В.П. Левкович, О.В. Чернова, 2002 и др.) [103: 13-14].

Лишь в 60 — 70-е годы XX в. были созданы основополагающие работы по проблеме национального самосознания. Исследования проводились в русле этнографии, этносоциологии (Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, В.И Козлов, Р.Ш. Джарылгасинова, И.С. Кон, З.В. Сикевич, Г.В.Старовойтова, А.А. Сусоколов, С.А. Токарев, Н.Н. Чебоксаров, К.В. Чистов) и психологии (Г.М. Андреева, B.C. Агеев, А.Г. Асмолов, В.М. Вызова, Г.У Солдатова, В.П. Левкович, А.Б. Мулдашев, B.C. Мухина,-Л.И. Науменко, В.Ф. Петренко, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев, П.Н. Шихирев, Е.И. Шлягина). В работах этих авторов национальное самосознание предстает важной характеристикой как отдельного человека, так и всей этнической общности, т.е. как явление, функционирующее на двух уровнях: на уровне личности и на уровне группы.

Анализ литературы, посвященной исследованию национального самосознания на групповом уровне, показал, что этот феномен достаточно хорошо изучен и относится к сфере компетенции этносоциологов, этнографов, историков. На групповом уровне национальное самосознание исследуется через изучение особенностей отдельных народов на историко-этнографическом, демографическом, этностатистическом материале.

Среди подобных исследований можно выделить, например, проводившиеся в 70 — 80-х годах исследования национального самосознания «малых народов»: карелов и вепсов (В.И. Клементьев, 1975; А.А. Кожанов, 1978), удмуртов (В.В. Пименов, 1977; 1986), коми (Котов, 1987). Однако проводились они с позиций политики сближения наций и отрицания особенностей, специфики каждого этноса и представляли собой в основном срезы социокультурной динамики этноса.

Следующий этап связан с диссертационными исследованиями в рамках социологии, политологии (СМ. Данзанов, 1992; Митин, 1992; Л.П. Чагай, 1992; В.Р. Чагилов, 1991; Н.С. Шпак, 1993; Л.Л. Шпак, 1992, С.С. Отамуратов, 2000). Социологические данные, полученные в этих исследованиях, подтверждали роль социально-демографических и политических факторов в формировании национального самосознания. І

Отдельное направление составляют работы по изучению факторов, влияющих на развитие национального самосознания. В качестве таковых рассматривались: язык (А.Р. Аклаев, 1991; С.А. Арутюнов, 1978; Микулич, 1991; Ж.Т. Уталиева, 1994), общность территории (Э.А. Паин, 1987), интеллигенция и политическая элита (Л.М. Дробижева, 1985, 1991, 1994).

Специфика, особенности национального самосознания начинают изучаться только в 90-х годах, в период распада Советского Союза. В частности, проводятся эмпирические исследования национального самосознания русских (Л.М. Дробижева, 1991; З.В. Сикевич, 1996; «Русские», 1992) [51; 167; 162]; представителей разных этносов, проживающих в Самаре и Самарской области (Е.Д. Львина, 2000) [117]; горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в Кабардино-Балкарской Республике (А.А. Шогенов, 1999) [232]; тувинцев (Г.Ф. Балакина, З.В. Анайбан, 1995; З.В. Анайбан, 1999; B.C. Донгак, 2003) [8; 9; 16; 46; 128].

В рамках данной работы нас интересует изучение национального самосознания личности как носителя этнических свойств. Отметим, что изучение личностных характеристик национального самосознания традиционно ведется психологами. 5 Прежде чем приступить к анализу проблемы национального самосознания личности, необходимо определить, что мы понимаем в данном исследовании под понятием «личность». л \

В психологии нет единого понимания личности. Однако большинство психологов рассматривают личность как социокультурную реальность и в специфическом содержании понятия «личность» подчеркивают следующие характеристики. Прежде всего, личность есть особое качество, характеризующее человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязей с другими людьми. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека -существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы. Личность - это определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении [154: 193]. Другие исследователи (К. Роджерс, В.В. Столин, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, А.Г. Асмолов, В.В. Петухов) утверждают, что сущность личности заключается в ее способности действовать свободно, самостоятельно и ответственно [146: 29; 15: 404; 169: 344]. Именно этих представлений о личности мы будем придерживаться в настоящем исследовании.

Ядром личности выступает ее самосознание как сложная структура представлений человека о себе, отношений к самому себе, которые формируются в процессе, социализации и становятся основой саморегуляции человека (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.Б. Орлов, В.В. Столин, СР. Пантилеев, Н.И. Сарджвеладзе и др.) [10; 21; 84; 183]. Как отмечает И.И. Чеснокова, в общей структуре личности самосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельности, центральное ее «образующее». С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности; с другой - в качестве внутреннего регулятора поведения самосознание является одним из необходимых внутренних условий непрерывного развития личности, устанавливающим равновесие между внешними влияниями, внутренним состоянием личности и формами поведения [221: 48]. Самосознание личности рассматривается отечественными психологами как продукт ее жизнедеятельности, следствие и предпосылка социального взаимодействия. _

Структурные компоненты национального самосознания личности

Мы в своем исследовании исходим из понимания самосознания как сложного и динамического единства знания, отношения и поведения (Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Б.В. Зейгарник, А.А. Бодалев, И.И. Чеснокова, В.В. Столин) и рассматриваем структуру национального самосознания соответственно целостной структуре самосознания личности - в единстве самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции.

В отечественной психологии самосознание рассматривается с точки зрения процесса и продукта (СЛ. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, И.С Кон, В.В. Столин и др.) [160; 221; 183]. В качестве процессов в самосознании ими выделены самопознание, самоотношение и саморегуляция. Продуктами этих процессов являются когнитивный образ Я (С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, В.В. Столин), эмоциональное отношение к этому образу Я - самооценка (У. Джемс, Р. Берне, Е.И. Савонько и др.) и поступок - продукт регуляции поведения (С.Л. Рубинштейн, Ф. Зимбардо).

Аналогично самосознанию личности в целом мы рассматриваем национальное самосознание также как процесс и как продукт. В качестве первого процесса выделяем познание человеком своих этнических качеств (этническое самопознание), продуктом этого процесса является образ этнического Я. Самоотношение как процесс - это изменения этнических чувств и эмоциональных состояний человека (этническое самоотиошение). Как продукт этническое самоотношение оформляется в виде этнической самооценки, в которой выражается отношение к образу этнического Я и его оценка. Саморегуляция этнического поведения человека как процесс заключается в регуляции человека своего поведения на основе когнитивного и эмоционального компонентов самосознания. Продуктом регулятивного процесса являются национальные установки, поступки, действия в системе этнического и межэтнического взаимодействия. Этническая толерантность рассматривается в нашей схеме как итоговый продукт всех трех, процессов национального самосознания.

Процессы и продукты национального самосознания мы рассматриваем в двух взаимосвязанных системах взаимоотношений: в системе самой личности («Я - Я») и в системе «Я и Другие» (И.И. Чеснокова, 1977). Система «Я и Другие» состоит из двух подсистем: «Я и Свои» (где Свои - представители своего этноса) и «Я и Чужие» (где Чужие - представители других этносов). В системе своего этноса («Я и Свои») образ этнического Я, этническая самооценка и этническое поведение складываются в сравнении с представителями своего этноса (каков я, как оцениваю себя и действую внутри своего этноса и в чем похож или непохож на представителей своего этноса). В системе межэтнического взаимодействия человек соотносит себя (образ этнического Я, этническую самооценку, национальные установки, поступки, действия) уже с представителями других этносов.

Самый высокий уровень - когда человек начинает соотносить себя с самим собой (система «Я - Я») и оперирует уже имеющимися знаниями о себе и оценками себя, полученными в разных ситуациях. Второе Я в данном случае предстает в качестве Абсолюта, духовного Я, идеального Я, обладающего общечеловеческими качествами. На этом уровне проявляется такое качество самосознания личности как диалогичность предстает как активное субъект-субъектное взаимодействие (М.М. Бахтин). Схема процессов и продуктов национального самосознания личности представлена в Приложении 1.

Итак, национальное самосознание личности проявляется в представлениях, чувствах, оценках и действиях в системе этнических связей и отношений. Рассмотрим теперь каждый из перечисленных компонентов национального самосознания.

Когнитивный компонент, по Т.Г. Стефаненко, включает в себя две составляющие: а) этническую осведомленность, как знания о своей и чужих этнических группах, их истории, обычаях, культурных особенностях; б) этническое самоназвание - этноним. Осознание себя членом этнической общности происходит на основе комплекса представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков (язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство). Причем "значение и роль этих признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от стадии консолидации этноса, от особенностей исторической ситуации, от специфики этнического окружения" [181: 212]. Так, исследования этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана выявили, что в условиях утери ими таких важных этнодифференцирующих признаков, как общность территории, национальный язык, письменность, позитивную этническую идентичность позволяют поддерживать предметы домашнего обихода, национальная кухня, строгое соблюдение семейных обычаев и ритуалов [112].

Стержневой, наиболее наглядной составляющей в когнитивном компоненте национального самосознания личности является национальная идентификация - идентификация человека с этнической группой, проявляющаяся в этнониме (самоназвании) и включающая представление об этноконсолидирующих и этнодифференцирующих признаках. Именно по ней велась перепись населения и судили о значимости этнической принадлежности для человека. Национальная идентификация является наиболее стабильным компонентом национального самосознания и не зависит от изменения статусов, видов деятельности, социальных и политических ориентации. Причисление себя к той или иной этнической группе не вызывает проблем в этнически однородной среде, в условиях отсутствия межнациональной напряженности. В условиях смешанной среды, особенно в условиях маргинальности, в ситуациях межэтнических конфликтов, а также с формированием новых форм коллективной идентичности (например, религиозных сект, политических объединений) определение человеком своей национальной принадлежности становится проблематичным. Трудности с национальной идентификацией возникают и у людей, родители которых принадлежат к разным этносам. В таких случаях прослеживается тенденция причислять себя к этносу с более высоким этническим статусом, среди представителей которого человек чувствует себя наиболее комфортно.

Организация и методы опытно-экспериментальной работы

Опытно-экспериментальное исследование национального самосознания подростков строилось с соответствии с гипотезой: недифференцированность когнитивного и эмоционального компонентов в структуре национального самосознания личности может выражаться на поведенческом уровне в негативных установках по отношению к представителям других этносов.

Как было показано в теоретической главе, национальное самосознание личности соотносится, с одной стороны, с ее самосознанием, с другой - с этническими знаниями и отношениями. Связь между этнической информированностью и развитием национального самосознания (позитивной этнической идентичностью) и этнической толерантностью была выявлена в ряде исследований [80; 103; 214]. В связи с этим изучение национального самосознания подростков проводилось параллельно с исследованием их самосознания, а также этнических знаний и отношений.

Исследование национального самосознания личности включает изучение трех его компонентов: когнитивного - как системы представлений о себе как члене этнической группы, эмоционального - как отношения к своему этническому Я, поведенческого - как регуляции своего этнического поведения. Данная схема последовательного выявления особенностей структурных компонентов заимствована из традиций изучения самосознания личности.

Исследование взаимосвязи когнитивного и эмоционального компонентов в структуре национального самосознания подростков проводилось на базе муниципальных образовательных учреждений г. Кызыла: школы № 2 и гимназии № 9. Исследование проводилось с 1999 по 2005 г. и включало в себя три этапа. На первом этапе (1999 - 2001 гг.) определялись базовые теоретические позиции по проблеме исследования, разрабатывался инструментарий, гипотеза исследования. На втором этапе (2002 - 2004 гг.) "были-1 отобраны, разработаны и апробированы методики, проведена эмпирическая часть исследования, направленная на выявление особенностей взаимосвязи компонентов в структуре национального самосознания подростков. На третьем этапе (2005 г.) оформлялись результаты опытно-экспериментального исследования, полученные данные обобщались и анализировались.

Для изучения национального самосознания подростков мы применяли как собственные методические разработки, так и методические процедуры, созданные другими исследователями (М. Кун и Т. Макпартлэнд, И.А. Снежкова, О.Н. Юденко, А.Н. Лутошкин, З.В. Сикевич, B.C. Мухина, Г.У. Солдатова, Т.Ц. Тудупова, А.В. Сухарев, Е.Д. Львина) [20; 99; 118; 167; 170; 186; 199; 239].

Обзор литературы свидетельствует, что для изучения национального самосознания личности используют те же методы, которые применяются для изучения самосознания личности: различные варианты методов свободного самоописания и самоотчета, психосемантических методов, опросников, полустандартизованные интервью, наблюдение, эксперимент, анкетный опрос, анализ продуктов деятельности, тестирование. Тем не менее, исследователями отмечается недостаточная методическая вооруженность психологов в этой области, которая обусловлена отсутствием четких дефиниций самого понятия национального самосознания, многообразием концептуальных позиций в его изучении, отсутствием четкого обозначения уровня, на котором оно будет изучаться (групповом или личностном), а также с междисциплинарным характером исследуемой проблемы [20: 168].

В связи с этим, необходим строгий критический анализ предлагаемых методов и методик, умение соотнести их содержание с той или иной теоретической концепцией. Важно понимать, что методы не универсальны и их нельзя напрямую переносить в любые условия: методы создаются для решения конкретных исследовательских задач, и за ними стоят жесткие требования исследовательских моделей [33]. Требуется точное определение целей и задач исследования, а также того уровня, на котором национальное самосознание будет изучаться - на уровне этнической группы или на уровне личности. Наиболее эффективным представляется эмпирическое изучение национального самосознания личности путем сочетания разных видов методического инструментария.

Применяя вышеназванные методы для изучения национального самосознания личности, важно соблюдать не только общие требования к проведению психологического исследования (установление доверительной атмосферы, учет возможности социально желательных или стереотипных ответов, разнообразных установок, трудностей с вербализацией, боязни самораскрытия, возрастных, культурных и индивидуальных особенностей испытуемых), но и учитывать такие специфические особенности этнической сферы человека как мифологизированность, интимность, неосознаваемость, сложность, противоречивость и т.д. [167; 20; 173]. Поэтому при исследовании феномена национального самосознания представляется целесообразным применение проективных методов и техник. Особенно результативны проективные методы в исследовании эмоционального компонента национального самосознания личности. Устраняя влияние стратегии самопрезентации, проективные методики вызывают проблему интерпретации полученных данных.

Среди проективных методов исследования национального самосознания достаточно информативными показали себя методика "Незаконченные предложения", тест "Рисунок несуществующего животного", проективный метод депривации структурных звеньев самосознания B.C. Мухиной и К.А. Хвостова, тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга, тест Роршаха, метод оценивания фотографий. Испытанным методом исследования неосознаваемых эмоциональных отношений к себе как представителю этноса и к представителям других этнических групп служит цветовой тест отношений.

Многие методики изучения национального самосознания включают в себя как составную часть шкалы исследования этнических стереотипов или же создаются на основании предварительного анализа представлений членов этнической групп о своих характерных особенностях, типичных образцах поведения. Вычленение системы автостереотипов помогает глубже понять содержание когнитивного и эмоционального компонентов национального самосознания личности [33: 60].

Классификацию современных техник изучения этнических стереотипов предложил B.C. Агеев. Это методы свободного самоописания; методы прямого опроса (список личностных черт, шкалы социальной дистанции, шкалы этноцентризма, диагностический тест отношений и т.д.); проективные методы; психосемантические методы. Наиболее глубокое проникновение в содержание этнических стереотипов, по мнению большинства зарубежных и отечественных исследователей, дает сочетание метода свободных самоописаний и метода опроса. При этом получение свободных описаний должно предварять создание методик, позволяющих извлекать структурированную информацию о национальных стереотипах [20: 179]. Кроме того, методики изучения национальных стереотипов должны создаваться для каждой конкретной группы и модифицироваться со временем в связи с неустойчивостью этнических стереотипов.

Похожие диссертации на Взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности