Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Типология структурной интеграции самосознания личности Егунова Екатерина Викторовна

Типология структурной интеграции самосознания личности
<
Типология структурной интеграции самосознания личности Типология структурной интеграции самосознания личности Типология структурной интеграции самосознания личности Типология структурной интеграции самосознания личности Типология структурной интеграции самосознания личности Типология структурной интеграции самосознания личности Типология структурной интеграции самосознания личности Типология структурной интеграции самосознания личности Типология структурной интеграции самосознания личности Типология структурной интеграции самосознания личности Типология структурной интеграции самосознания личности Типология структурной интеграции самосознания личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Егунова Екатерина Викторовна. Типология структурной интеграции самосознания личности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Егунова Екатерина Викторовна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2008. - 154 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-19/66

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования самосознания личности 11

1.1 . Интегративный подход к проблеме исследования самосознания личности 11

1.2. Соотношение понятий «самосознание», «Я», «Я-концепция» 33

1.3 Структурно-содержательная характеристика самосознания личности 55

Выводы 1главы 68

Глава 2. Эмпирическое исследование структурной интеграции самосознания личности 72

2.1 Программа и методики эмпирического исследования 72

2.2. Сравнительно- сопоставительный анализ результатов эмпирического исследования структурной интеграции самосознания личности

2.3. Основные формы и направления работы в группах с различным типом структурной интеграции самосознания 111

Выводы 2главы 118

Заключение 119

Список использованной литературы 124

Приложение 142

Введение к работе

Актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что в условиях стремительно меняющегося общества возникает необходимость синтеза научного и практического знания, способствующего объяснению психологической сущности человека, его самосознания. Внимание к феномену самосознания в психологии обусловлено особой значимостью этой проблемы в связи с разработкой вопросов общей теории развития личности. В практическом плане необходимо учитывать, что особенности самосознания, структура и специфика отношения человека к самому себе оказывают влияние на все аспекты его психологического состояния, его поведение, стиль общения и играют определяющую роль в постановке реальных жизненных и профессиональных целей, в установлении желаемых межличностных отношений, что является основным условием гармоничного самосознания. Объяснение психологических механизмов и факторов структурной интеграции самосознания может оказать помощь психологам в выборе направлений психологической работы при индивидуальном и групповом консультировании.

Проблема исследования. Изучение научной литературы показало, что проблема самосознания находится в центре внимания философии, социологии, психологии и этики. В психологии на современном этапе существуют различные теоретические и методологические подходы к определению сущности самосознания, не соотносимые друг с другом. Ученые, исходя в своих исследованиях от разных целей и задач, приходят к противоречивым взглядам на данную категорию, ее структурные и содержательные составляющие.

Многие ученые в своих исследованиях ставят проблему самосознания узкоспециально, в рамках своего конкретного научного подхода. Вместе с тем, несмотря на значительное число публикаций по данной теме, в понимании категории «самосознание» на сегодняшний день отсутствует концептуальное единство, что обусловлено как сложностью изучаемого феномена, так и трудностями обобщения существующих в науке концепций самосознания.

Данное исследование позволяет решить ряд проблем теоретического и практического значения, связанных с определением сущностных признаков компонентов самосознания, выявлением его структурной интеграции и с конкретным описанием психологических особенностей различных типов самосознания.

Актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в выявлении типологии структурной интеграции самосознания личности.

Объект исследования — самосознание личности.

Предмет исследования — психологические особенности типов структурной интеграции самосознания личности.

Основные гипотезы исследования: 1). самосознание личности имеет системное строение, которое определяет

проявление его различных аспектов; 2). интеграция компонентов структуры самосознания личности имеет

различные типы их соотношения; 3). типы структурной интеграции самосознания личности имеют свои

психологические особенности, для которых необходимы соответствующие

методы и формы психологической работы. В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:

1). обосновать интегративный подход к проблеме самосознания личности; 2). раскрыть концептуальные представления ученых о соотношении понятий

«самосознание», «Я» и «Я-концепция»; 3). уточнить структурно-содержательную характеристику самосознания

личности; 4). осуществить сравнительно-сопоставительный анализ компонентов

структуры самосознания личности и разработать типологию структурной

интеграции изучаемого феномена;

5). определить основные методы и формы психологической работы в группах с разным типом структурной интеграции самосознания. Методологической и теоретической основой исследования явились принципы единства теории и практики, детерминизма, развития, системности, единства сознания и деятельности, личностного и интегративного подходов, научные труды отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих проблемы содержания и основ самосознания личности (А.А. Деркач, И.В. Ежов, И.С. Кон, В.Г. Маралов, НИ. Мушенок, СП. Рубинштейн, В.В. Столин и др.Л" структурной организации самосознания ( Е.Н. Васина, B.JT. Зинченко, Г.Н. Кригер, B.C. Мерлин, ИИ. Чеспокова и др.,)/ развития самосознания личности (Н.Л. Белополъская, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, М.В. Ломова, Н.А. Мосина, B.C. Мухина, П.Р. Чалшта, Е.В. Черепанова и др.,); психологических особенностей становления Я - концепции (B.C. Агапов, Р. Берне, М.Б. Борисов, М.И. Григорьева, А.В. Иващенко, Т.Н. Михашенко, Т.Н. Салгшова, А.Н. Славская, И.Л. Фельдман, Т.Н. Шайденкова, Д.В. Юшков и др.,)/ исследования различных аспектов самореализации и самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Селюч, Э. Фромм, Н.Е. Харламенкова, К. Хорни и др.,), Эго-идентичности ( Б.Г. Ананьев, B.C. Выготский, Э. Эриксон и др.); самопознания, самоотношения, саморегуляции и самоконтроля ( К.А. Абульханова, Е.А. Аронова, СВ. Агафонова, Б.В. Кайгородов, В.И. Моросанова, Н.Г. Мясникипа, Г.Н. Никифоров, Ю.М. Орлов, М.Ф. Секач и др./

Методы исследования. В целях реализации задач исследования и подтверждения выдвинутой гипотезы был использован комплекс методов, отражающих единство теоретического и эмпирического методов познания: методы теоретического анализа источников, опросные методы (анкетирование, интервью, беседа); наблюдение; тестирование; методы математической статистики (корреляционный, факторный, кластерный анализ), а также конкретные методики: «Опросник 16 - PF Р. Кэттелла»; «Тест-опросник самоотношения» (В.В. Столин, СР. Пантилеев); «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и

поведении» (Г.Н. Никифоров, В.К. Васильев, С.В.Фирсова); «Опросник

изучения общей самооценки с помощью процедуры ранжирования» (Г.Н.

Казанцева). Обработка результатов проводилась с использованием

стандартного статистического пакета SPSS 11.0.05, а также пакета «Statistika -

6» с применением корреляционного, факторного и кластерного анализа. Научная новизна исследования заключается в следующем:

1). предложено обоснование интегративного подхода как наиболее приемлемого для решения искомой научной проблемы структурной интеграции самосознания личности;

2). раскрыты концептуальные представления ученых о соотношении понятий «самосознание», «Я» и «Я-концепция», способствующие дифференциации этих понятий, раскрытию специфики той психологической реальности, которую они определяют, и научному синтезу идей в построении теоретической модели самосознания личности;

3). уточнена структурно-содержательная характеристика самосознания личности, отражающая его сущностные признаки в совокупности различных аспектов структурирования и межкомпонентных связей изучаемого феномена;

4). разработана теоретическая модель самосознания личности как интегрального личностного образования, включающая взаимосвязанные компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный, регуляторный и дей ственно -во л евой;

5). осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ значимых факторов вариантных особенностей содержательного проявления самосознания личности в когнитивном, эмоционально-ценностном, регуляторном и действенно-волевом аспектах;

6). выявлены психологические особенности и представлены содержательные характеристики чувственного, ментального, практичного, действенного и гармоничного типов структурной интеграции самосознания личности,

позволяющие разработать основные методы и формы психологической работы по гармонизации изучаемого феномена; 7). определены основные методы и формы психологической работы в группах с разным типом структурной интеграции самосознания.

Теоретическая значимость работы состоит в осуществлении на основе интегративного подхода целостного анализа самосознания как базового личностного образования. Данный подход дает возможность рассмотреть самосознание как систему, объединяющую в себя компоненты, соотношение которых приводит к образованию различных типов структурной интеграции. Этот подход выражает целостность инструментальных, содержательных и результативных аспектов в рассмотрении самосознания личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы данного исследования явились одним из теоретических оснований создания комплекса методик, используемых для психодиагностики структурной интеграции самосознания личности. Данный комплекс методик показал себя адекватным и надежным инструментом для определения принадлежности личности к конкретному типу структурной интеграции.

Материалы исследования использованы при проведении индивидуального консультирования и психокоррекции личности для повышения самопонимания, гармонизации самосознания, а также для разработки практических рекомендаций представителям конкретных типов структурной интеграции самосознания.

Теоретические и методические положения диссертации использованы в учебном процессе в курсах общей психологии и психологии личности.

Эмпирическая база исследования. Проверка выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач осуществлялись с помощью комплекса методик на общей выборке, состоящей из 135 студентов в возрасте от 19 лет до 21 года. Сбор эмпирических данных проводился на базе Российского университета дружбы народов (г. Москва).

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2002 - 2003 гг.) осуществлялось системное рассмотрение и изучение различных подходов к исследованию самосознания, определялись методология и методики, формировались гипотезы, логика и организация исследования.

На втором этапе (2004 - 2005 гг.) происходила разработка программы исследования и сбор эмпирического материала.

На третьем этапе (2006 — 2007 гг.) проводились систематизация и обобщение результатов исследования, оформление диссертационного исследования.

Обоснованность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются проработанностью теоретико-методологических основ, синтезом различных подходов в обосновании ведущих идей, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методических приемов и сбором эмпирических данных, применением к ним методов статистической обработки с последующей интерпретацией.

На защиту выносятся следующие положения: 1). Интегративный подход заключается в объединении общенаучных и конкретно-психологических принципов, раскрывающих содержательные и процессуальные признаки самосознания личности. Соотношение интеграции и дифференциации способствует рассмотрению феномена самосознания как многомерного понятия, связанного с пониманием личности, индивидуальности, субъектности, самости и активности. Реализация данного подхода позволяет рассматривать многофункциональную, многоуровневую и целостную систему самосознания, включающую в себя многообразие взаимосвязей ее компонентов. 2). Научно-категориальный анализ понятий, применяемых для описания феномена самосознания личности, показал наличие общего в подходах ученых, которое выражается в признании границ между Я и не-Л, способности осуществлять внутренний диалог, ощущения стабильности Я во

времени — от прошлого к настоящему и будущему, способности к самоорганизации; в смещении научных интересов в сторону изучения когнитивных и ценностных аспектов самосознания; в гетерохронности исследований самосознания, Я и Я — концепции; в отождествлении анализируемых понятий. Специфическое в рассмотренных исследованиях состоит в том, что ученые на основе разных парадигм определяют природу, иерархию и содержание компонентов в структуре самосознания.

3). Сущностные признаки самосознания как интегрального личностного образования раскрываются на основе структурного (целостность, взаимосвязанные структурные компоненты, степень интегрированное), содержательного (выделение себя из окружающего мира, осознание своих когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей) и процессуальных (самораскрытие, самовыражение, самоопределение, самореализация, самоутверждение) аспектов.

4). Теоретическая модель самосознания личности отражает разную степень интеграции когнитивного, эмоционально-ценностного, регуляторного и действенно-волевого компонентов, которые подвергаются систематической самокоррекции, благодаря личностной рефлексии.

5). Факторный анализ вариантных особенностей самосознания личности включает шесть основных факторов, наиболее значимые из них: познавательный (с полнотой 30% факторизации), эмоциональный (с полнотой 20% факторизации), действенно-волевой (с полнотой, 15% факторизации) и регуляторный (с полнотой 15% факторизации). Малозначимыми оказались факторы: самостоятельность (с полнотой 12% факторизации) и самоинтерес (с полнотой 8% факторизации).

6). На основе кластерного анализа установлены чувственный (53%), ментальный (20%), практичный (14%), деятельный (8%) и гармоничный (5%) типы структурной интеграции самосознания личности. Каждому типу структурной интеграции самосознания присущи свое соотношение

структурных компонентов, разная степень активности, самоценности,

эмоциональности, открытости опыту. 7). Основные методы и формы психологической работы в группах с разными

типами структурной интеграции самосознания личности должны

осуществляться в соответствии с выявленными особенностями и

обеспечиваться системным самовоздействием личности. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Международного независимого эколого-политологического университета, кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета дружбы народов, а также на психолого-педагогических чтениях и научно-практических конференциях молодых ученых и студентов МНЭПУ (1996 г., 1998 г., 2000 г., 2003 г.), РУДН (2004 г., 2005 г., 2007 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (225 наименований) и приложений. Объем диссертации составил 142 страницы.

По теме диссертации опубликовано 14 работ, пять из которых опубликованы в рецензируемом научном издании, определенном ВАК.

Интегративный подход к проблеме исследования самосознания личности

Проблема самосознания находится в центре внимания философии, социологии, психологии, этики. Традиционно самосознание определяется как смысловое единство мира, внутреннего и внешнего, детерминируемое миропониманием, которое складывается в зависимости от имеющихся знаний об окружающей действительности и о себе. Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который осознает себя как субъекта общения и деятельности, определяя тем самым непосредственное отношение к самому себе.

Проблема самосознания является одной из фундаментальных в философском знании в европейской культуре присутствует уже в ранних философских размышлениях, начиная с софистов и Сократа. Историко-философское осмысление проблемы представлено именами Платона, Аристотеля, Августина, Ф. Аквинского, Р. Декарта, для которых вопрос об отношении «внутреннего» мира сознания и «внешнего» мира природной реальности был одним из центральных в их философских размышлениях.

Тем самым вырабатывалась новая форма философского мышления, для которой стало характерным познание внешнего объективного мира через осмысление осуществляемой субъектом познавательной деятельности, познание мира через познание самого субъекта, исходя из внутреннего центра. В дальнейшем этот внутренний центр был назван самосознанием и перерос в «процедуру самосознания», исторически очертившую целую духовную эпоху вплоть до XIX века [61,202].

Концептуальной и методологической зрелости проблема самосознания достигла в системах классиков немецкой философии — И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля.

Философии необходим был исходный принцип, который бы объяснял различные грани мироздания, и одновременно находил объяснения в себе самом и через самого себя. Таким исходным принципом философских систем немецкой классики стало единство субъективного и объективного, субъекта и объекта, проявляющееся в деятельности самосознания, понимаемого как сущностная черта субъекта и составляющее предпосылку абсолютного познания. Несмотря на различия в содержании исходного принципа тождества, в рассматриваемых философских концепциях в качестве субстанции всего объективного выступает родовое человеческое мышление, достигшее своего самосознания.

Г. Гегель (1820) концептуализировал проблему. В его системе самосознание представлено как единственная и всеобъемлющая реальность, все богатство действительности заключено в различных соотношениях «сознания» и «предмета» в переделах самосознающего себя абсолютного субъекта. Самосознание как деятельность стало формообразующим принципом, положенным в основу понимания общественного развития в целом, одной из движущих сил которого является активно действующий субъект [218,С38].

К. Маркс (2000) продолжил традицию понимания самосознания как продуктивной творческой деятельной способности. Материалистическая методология его анализа определила контекст поиска сущности феномена самосознания - объективный способ бытия общественно развитого человека, в котором опредмечена его деятельная сущность, его продуктивный творческий потенциал [218, С. 40].

Соотношение понятий «самосознание», «Я», «Я-концепция»

Самосознание в современных психологических словарях определяется как осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный образ Я [148,149,156]. Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения переживания и мыслям. Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве оснований целесообразных действий и поступков. В основе самосознания лежит способность-человека-отличать-себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных (фундаментальных) способов человеческой жизнедеятельности.

Отношение к своему бытию, опосредованное совместной (в общении осуществляемой) деятельностью, способствует формированию определенного представления о самом себе как о способном на общественно значимые поступки и действия. Представления о себе - субъективный образ своего Я складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе. Поэтому самосознание является не только результатом, но и предпосылкой процесса своего развития.

О самосознании иногда говорится как о высшей форме развития сознания. Однако и сознание человека (т.е. его отношение к миру со знанием) невозможно без отличения себя от жизнедеятельности, без смысловой оценки своих возможностей, без отношения к себе как к субъекту деятельности, в процессе которой каждый человек может сам изменять и развивать свои способности, самого себя.

Необходимо отметить, что в психологической литературе самосознание часто рассматривается либо как часть сознания, несущая на себе все характеристики сознания, либо отождествлялось с сознанием. Последнее неудивительно, поскольку самосознание и сознание объединены, совмещены в человеке его единым Я.

Как справедливо отмечает В.П. Зинченко (1991), «самосознание -настолько очевидное для каждого из нас явление, что факт его существования не вызывает никаких сомнений» и обыденная «очевидность» сознания стала возможной из-за отождествления его с самосознанием». Вместе с тем ряд психологов (И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др.) утверждают, что самосознание обладает автономией по отношению к сознанию - это обусловлено спецификой реализующих его субъект-субъектных отношений, в отличие от субъект-объектных отношений с миром, характеризующих сознание [79 ,С51].

Особенность способа жизни человека состоит в его способности делать свой внутренний мир предметом анализа, познания, а главное - преобразования.

П. Тейяр де Шарден (1987) назвал эту способность рефлексией, «понимая её как сущность, сердцевину человеческого сознания»[22,С.61].

В.И. Слободчиков (1994) утверждает, что: «необходимым и первым этапом в становлении рефлексии является самосознание» [180, С.25]. Самосознание как саморефлексия становится важным инструментом становления личности, необходимость которого обуславливается самой логикой исторических преобразований в одном срезе (срезе культурно-исторического развития), и ходом индивидуального развития Я в Другом.

И.С. Кон (1981) термин «Я» определяет как самость, интегральную целостность, «подлинность» индивида, посредством которой он отличает себя от внешнего мира и остальных людей [32,С. 14].

Программа и методики эмпирического исследования

Изучение самосознания, выявление его основных структурных компонентов, а также определение структурной интеграции самосознания базировалось на разработанной нами программе эмпирического исследования.

В основе программы - основные теоретические положения, изложенные в первой главе, разработанная модель структурной интеграции самосознания, а также поиск основных форм психологической работы с выделенными типами структурной интеграции самосознания личности.

Реализация программы эмпирического исследования предусматривала решение следующих задач:

анализ исследовательских программ по проблеме самосознания.

отбор методик, ориентированных на психодиагностику структурной интеграции самосознания.

обнаружение психологических особенностей и выявление типологии структурной интеграции самосознания.

сравнительно - сопоставительный анализ типологии структурной интеграции самосознания.

определение основных форм психологической работы с выделенными типами по гармонизации самосознания.

А.А. Бодалёв и В.В. Столин (2002) отмечают, что: «в области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний (тесты-опросники, списки дескрипторов, шкальные техники), свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой, идеографические методики типа репертуарных матриц, проективные техники»[43, С.359].

К стандартизированным методикам психодиагностического исследования самосознания относятся, прежде всего, тесты-опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах: чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми. Способ ответа широко варьируется в различных опросниках: используются двух-, трех-, четырех-, пяти - и семиальтернативный выбор, вербальное или невербальное согласие.

Примером такой методики является Шкала Я-концепции Теннесси (1965). Этот опросник, предназначен для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов на- анализ Я-концепции и 10 пунктов шкалы лжи. Используется пятишаговая шкала ответов от "полностью согласен" до "абсолютно не согласен". Пункты опросника отбирались с помощью экспертов в отношении каждого утверждения к определенным строке и столбцу. По строкам были представлены: 1) самокритичность; 2) самоудовлетворенность; 3) личностное Я; 4) семейное Я; 5) социальное Я. Как показывает описание опросника, с его помощью можно выявить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность); специфические формы самоотношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д. Опросник позволяет дать дифференцированное заключение о самоотношении, в отличие от содержательного аспекта самосознания. Поскольку самосознание, так или иначе, проявляется в любом развернутом самоописании (в дневниковых записях, в ответах на вопросы анкеты, в интервью, в письмах и т.д.), появляется возможность применять к некоторой совокупности текстов процедуру контент-анализа.

Похожие диссертации на Типология структурной интеграции самосознания личности