Содержание к диссертации
Введение
I. Дружба как процесс, отражающий представления личности о себе
1.1. Межличностное восприятие как основа отношений 9
1.2. Различные психологические взгляды па Я-концепцию 23
1.3. Дружба как необходимый фактор для развития 38
1.4. Кризисные периоды жизни и их влияние на дружеские
взаимоотношения 59
2. Организация и методы исследования 76
3. Результаты эмпирического исследования представлений о друге и о себе и их интерпретация.
3.1. Представление о дружбе и о себе в различные периоды жизни 95
3.2. Качественный анализ результатов и рассмотрение типологии 108
3.3.Возрастные различия в представлении о друге и о себе 118
3.4.Возрастная динамика в типологии представлений о друге.
3.4.1. Друг как помощник 129
3.4.2. Друг как соперник 140
3.4.3. Друг как равноправный партнер 149
3.4.4. Друг как дистанция 156
3.4.5. Друг как реализация Я 161
3.4.6. Друг как мечта 171
3.4.7.Друг как ребенок 177
4. Заключение 183
Выводы 190
Список литературы 192
Приложения 202
- Межличностное восприятие как основа отношений
- Организация и методы исследования
- Представление о дружбе и о себе в различные периоды жизни
Введение к работе
Проблема нахождения своего места в окружающем мире, взаимоотношений с близкими людьми, осознания себя, своей зависимости или независимости от других, ответственности за собственную жизнь является в наше время очень острой. Новые социально-экономические условия в нашей стране существенно повлияли па все стороны жизни. В ситуации острой конкуренции, необходимости бороться за собственное выживание между людьми возрастает отчуждение, которое характеризуется не только дистанцированностью от других людей, но и уходом от себя. Необходимость постоянного контроля над собой, своим поведением, своими эмоциями лишает человека естественности и спонтанности существования и уводит человека все дальше от него самого. Опыт индивидуального консультирования показывает, что экзистенциальные проблемы существования: смысл жизни и смерти, ответственность, близость и одиночество являются актуальными во всех возрастах, а особенно в кризисные периоды жизни человека. Вынужденная изолированность, непринятие другими людьми, критические оценки воспринимаются как травматическая ситуация, которая может повлиять на жизненный путь. "Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и поэтому люди больше не имеют друзей", - писал Антуан де Сент-Экзюпери [8,с.396]. Одним из опасных и неконструктивных выходов из этой ситуации может быть уход из реальности в болезнь, алкоголизм, наркоманию.
Изучение процесса дружбы показывает, что дружба является особым
видом взаимоотношений, характеризующихся самоценностью,
бескорыстностью, глубиной и интимностью, избирательностью и взаимной симпатией [46]. Изменения, происходящие во внешней социальной ситуации, не могут не оказывать влияние на выбор и характер взаимоотношений с другом.
С точки зрения человеческого существования мы можем рассматривать дружбу как отражение ситуации, происходящей во вне, как микромир,
несущий в себе характеристики всего мира. В этой связи актуальным является исследование дружбы, как процесса, включающего в себя диаду людей, вступающих во взаимодействие, и превносяших в это взаимодействие % представление о своем партнере. Важнейшую роль в этом, на наш взгляд, * играет представление человека о самом себе, его отношение к миру, к людям, его активность в жизненном процессе и ответственность за собственную жизнь.
Вынужденная изолированность или же непринятие другими воспринимается как травматическая ситуация, которая может найти свое выражение в уходе из реальности в болезнь, алкоголизм, наркоманию или же суицид.
Наиболее интересными и важными для изучения представляются
личные отношения. "Понятием "личные отношения" обозначается сугубо
^ индивидуально-субъективная связь человека. В нем заключено
непосредственное и конкретное отношение к достоинству и недостаткам другого человека. В них находит отражение субъективная значимость качеств партнеров взаимодействия" [80, с. 145]. Самой распространенной формой личных отношении является дружба.
Дружба - постоянный процесс взаимопознания, взаимоизменения, взаиморазвития. Кон И.С, изучавший проблему дружбы, пишет, чго любой отдельно взятый акт межличностного взаимодействия и весь этот процесс в целом можно рассматривать и как поведенческий процесс сближения и соотнесения двух независимых друг от друга субъектов, и как познание одного субъекта другим, и как удовлетворение какой-то внутренней Д эмоциональной потребности субъекта, и как процесс символического взаимодействия, в ходе которого индивиды не просто обмениваются информацией, а усваивают точки зрения и жизненные перспективы друг друга, расширяя тем самым границы собственных "Я"[451.
Наиболее актуальным представляется рассмотрение человека, вступающего в дружеские отношения как субъекта общения, отличающегося наличием внутреннего субъективного мира, который и проявляется в процессе дружеского общения. Отношение личности к другим людям, осознание структуры своих взаимоотношений, мотивов и потребностей, является важнейшими компонентами ее внутреннего, субъективного мира. Поэтому основное внимание в нашей работе уделяется исследованию представлений о себе, т.е. Я-концепции личности в различные периоды жизни.
Я-концепция - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, включающая физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и поведенческие характеристики. Это - постоянно активный, изменяющийся массив знании о самом себе. Не все знания доступны осознанию в любой момент времени. Массив изменяется в зависимости от содержания главного рабочего представления о себе, от того, какое из этих представлений было активизировано соответствующими социальными обстоятельствами и от того, какие представления были активизированы индивидом в его отклике на текущий опыт [135].
К. Роджерс [89 J определяет понятие Я-концепция как структурированный гештапьт, состоящий из представлений свойств Я как субъекта/1/ и Я как объекта/me/, из восприятия отношения "1" или "те" к другим людям и различным сторонам жизни, а также оценок, связанных с этими представлениями. Я включает в себя Я-реальное и Я-идеальное. Как показала К. Хорни [ИЗ], большое расхождение между Я-реальным и Я-идеальным нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала.
Отношения с окружающим миром оказывают влияние на
формирование и развитие Я-концепции, т.к. контакты со значимыми
другими, в сущности, и определяют представления человека о самом себе, но и в зависимости от Я-концепции личности, человек воспринимает и взаимодействует с окружающими его людьми, особенно это проявляется в наиболее безопасных отношениях - дружбе.
Оценки других людей могут стать серьезной угрозой Я-концепции человека. К. Герген [ Ї 30J отмечает, что одним из факторов, относящихся к оценкам других, которые влияют на представления индивида о самом себе, является доверие к эксперту. Чем большим доверием пользуется эксперт. выносящий оценку, тем значительней его влияние. Таким образом, оценка друга - наиболее значительная оценка, которая сильно влияет на Я-концепцию личности. Я-концепция выступает так же в роли "внутреннего фильтра", определяющего характер восприятия человеком ситуации [96].
Итак, целью нашего исследования явилось изучение представления людей разного возраста о др\ге и о себе и влияние, которое оказывает Я-концепция личности на представление образа друга.
Предметом исследования выступили Я-концепция личности подростков, юношей и людей в кризисе середины жизни, представления о друге н взаимосвязи представления о себе и о друге. Большое внимание было уделено бессознательным отношениям личности к себе и значимым другим.
Объектом исследования выступили девушки и юноши в возрасте 14-16 лет (учащиеся старших классов), студенты 18-25 лет и мужчины и женщины в возрасте от 35 до 45 лет. Всего в исследовании приняло участие 184 человека.
Теоретический анализ психологической литературы по проблеме позволил сформулировать следующую гипотезу; представление о друге и о себе находятся в тесной связи и оказывают друг на друга взаимовлияние. В процессе прохождения возрастных кризисов меняется представление о себе. а. следовательно, меняется и представление о друге, что позволяет говорить о возрастной динамике, существующей в представлении о друге.
Приступая к исследованию, мы ставили перед собой следующие задачи:
Проанализировать имеющиеся в литературе научные подходы к проблемам дружбы. Я-концепции личности, взаимоотношениям.
Выявить и исследовать взаимосвязь представления человека о самом себе и представления о друге.
Разработать типологию представлений о друге, выделить общие и специфические для пола и возраста типы.
Изучить особенности личности, оказывающие влияние на представления о друге.
Исследовать возрастную динамику в представлении о друге, обусловленную проживанием определенных возрастных кризисов.
Рассмотреть неосознанные механизмы, влияющие на выбор друга и характер взаимодействия с ним.
Для обеспечения достижения поставленных задач нами были выбран следующий диагностический комплекс методик: для изучения неосознанного представления о себе, собственных частях, значимых других использовался проективный перечень Старовина (3.Старовин, 1991) с последующим написанием сказки. Для исследования представления о себе, себе как идеале и друге использовалась Q-сортировка (В. Стефансон, 1958). Для изучения субъективного уровня одиночества использовалась методика "Субъективное ощущение одиночества" (Д. Рассел, М. Фергюстон), для изучения свойств личности, ее самосознания использовался "Личностный дифференциал" (адаптированный сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева). Для исследований неосознанных отношений к себе, другу, будущему, прошлому, страхам и опасениям использовались незаконченные предложения. Для статистической обработки данных применялись методы математической статистики (анализ значимости различий с помощью t-критерия Сшодента. кластерный анализ и
корреляционный анализ). Для обработки результатов исследования использовался пакет прикладных программ статистической обработки данных "STATISTICА".
Практическая значимость исследования взаимосвязи представления об образе друга и "Я-концегщии" личности состоит в том, что вскрывая бессознательные механизмы, которые использует человек при общении с другими людьми, мы поможем с качественно новой стороны взглянуть на отношения друг с другом. Нередко наши отношения, в том числе и дружеские носят функциональный, потребительский характер. Чтобы осознать это, часто требуется глубинная экзистенциальная психотерапия. Осознавая, какое значение для человека играют его отношения с близкими друзьями, человек сможет соприкоснуться со своей актуальной проблемой и установить со своим другом новые, субъект-субъектные или, как пишет М. Бубер, отношения Я-Ты [28]. Важно помочь человеку понять и принять те чувства и реакции, которые направлены на друга и кажутся ему чуждыми, лишними и непонятными. Многие из сторон опыта любого человека находятся в серьезном противоречии с его "Я-концепцией" и поэтому не могут быть прочувствованы во всей их полноте. Поэтому нам кажется важным групповые и индивидуальные формы работы, направленные на осознанием человека себя и значения его отношений с людьми. В безопасном пространстве, которое мы может создать в процессе работы, человек сможет позволить себе соприкоснуться с различными чувствами и опытом, которые могут просочиться в сознание без искажения. Атмосфера безопасности позволяет глубже заглянуть в себя, выразить свои реальные чувства без вины и упрека и включить их в измененную во время встреч с психологом или с группой, "Я-концепцию" личности. Практическая значимость нашей работы видится так же в том, что в процессе обучения будущих психологов, мы сталкиваемся с тем. что личные отношения привносятся в учебное пространство, тем самым мешая достигать учебных
%
целей [91]. В процессе наблюдения за взаимоотношениями в группе, на основании поведения участников группы можно предположить, какие представления о себе стоят за таким поведением. Таким образом, возможно определить некоторые характеристики Я-концешдии и опосредованно (через подбор специфических личностных упражнений) помогать осознавать учащемуся себя и свои отношения с другими. Как практическое приложение мы можем рассматривать создание тренинга "Эффективного взаимодействия с собой" [приложение 4] в процессе которого меняется не только представление о себе, но н отношения с другими людьми, что отмечалось участниками группы.
Резуль гаты исследования могут быть использованы практическими психологами в практике психологического консультирования, при решении проблем, связанных с межличностным общением. Возможно использование результатов в лекционных и практических курсах.
Результаты исследования могут оказаться полезными для преподавателей, ведущих практические занятия в тренинговой форме, которая позволяет не только проявляться отношениям в группе, но и дает возможность обращаться как к межличностному, так и внутриличностному опыт)'.
Положения, выносимые на защиту:
Существует четкая взаимосвязь между представлениями о себе (Я-концепцией личности) и представлениями о друге, обусловленная стремлением личности удовлетворить конкретную потребность, которую человек может не осознавать, в процессе взаимодействия.
Представления о друге можно разделить иа 7 типов, каждый из которых отражает характер дружеского взаимодействия: друг как помощник, друг как соперник, друг как равноправный партнер, друг как мечта, друг как дистанция, друг как ребенок, друг как реализация Я.
В процессе приобретения жизненного опыта и прохождения возрастных кризисов, происходит изменение представления о друге. Таким образом, можно говорить о возрастной динамике в представлении образа друга.
Специфика представлений о друге у мужчин и женщин заключается в направленности мужчин на практическое применение дружбы, и в направленности женщин на удовлетворении потребности в тепле, заботе и принятии через отношения с подругой.
Межличностное восприятие как основа отношений
Общение — многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. В процессе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями.
В процессе общения выделяют 3 аспекта; коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Коммуникативная сторона связана с обменом информацией (представленнями. идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.). В связи с этим аспектом изучают то, как передаётся, формируется, уточняется, развивается информация в процессе общения. Рассматриваются такие понятия как эффективность коммуникации, коммуникативные барьеры и т. д. Интерактивная сторона связана с взаимодействием людей, с организацией их совместной деятельности. Перцептивная сторона связана с тем, как человек воспринимает партнёра по общению. В нашей работе мы будем использовать понятия понятия «восприятия другого» и «познания другою».
Как отмечает Г. М Андреева [7], понятие социальной перцепции (восприятие социальных объектов: другие люди, социальные группы, большие социальные общности) включает в себя и восприятие человека человеком, но социальная перцепция слишком широкое понятие, поэтому целесообразно говорить о межличностной перцепции. Из многообразия ситуаций социальной перцепции мы здесь выделяем только те, в которых субъект и объект восприятия являются членами одной группы или разных групп (конечно, деление на субъект и объект здесь искусственно; оно возможно, когда мы рассматриваем общение как однонаправленный процесс).
Важным условием взаимоотношений является принятие и переработка информации о другом человеке. А.Л. Бодалев отмечал, что основными процессами, посредством которых человек приписывает информацию, поступающую от другого человека, является ощущение, восприятие, представление, мышление [17; 18].
Восприятие человека человеком - это непосредственное наглядо-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности - это форма его мышления о ней. в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующая его как субъекта труда, познания и общения.
Восприятию человека человеком присущи многие черты, характеризующие процесс предметного восприятия: объективированность и субъективированность, целостность и структурность. Однако оно также обладает большим количеством специфических черт. Восприятие человека человеком - процесс сложный и многоуровневый - он включает и перцепцию как таковую (внешний облик, черты лица и т. д.), и когнитивные аспекты (познание психологических качеств личности). Поэтому А. А, Бодалев предпочитает использовать термин «познание другого» [22].
«Познание и взаимное воздействие людей друг на друга — обязательный элемент любой совместной деятельности... От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности» [93, стр. 174].
Организация и методы исследования
Анализ литературы позволил нам выделить область менее исследованную и наиболее интересную для нас - формирование представлений о дружбе и друге. Мы делали акцент на исследовании неосознанных отношений к себе и значимым другим, которые, в сущности, и определяют дружеские отношения. Поэтому в нашем исследовании использовалось много проективных методов, которые позволяют выявить бессознательные механизмы, влияющие на межличностные отношения.
В нашем исследовании участвовало 56 девушек и юношей в возрасте 15-17 лет (учащиеся старших классов), 73 студента РГПУ им. Герцена 18-23 лет и 55 мужчин и женщин в возрасте от 35 до 45 лет, имеющие преимущественно инженерно-технические специальности.
Целью нашего исследования явилось изучение изучить представление людей разного возраста о друге и о себе и влияние, которое оказывает Я-коннепция личности на представление образа друга.
Предметом исследования выступили Я -концепция личности подростков, юношей и людей в кризисе середины жизни, представления о друге и взаимосвязи представления о себе и о друге.
Гипотеза исследования состояла в том, что представление о друге и о себе находятся в тесной связи и оказывают друг на друга взаимовлияние. Отношения с окружающим миром оказывают влияние на формирование и развитие Я-кониепции, т.к. контакты со значимыми другими, в сущности, и определяют представления человека о самом себе, но и в зависимости от Я-концепции личности, человек воспринимает и взаимодействует с окружающими его людьми, особенно это проявляется в наиболее безопасных отношениях - дружеских. В процессе прохождения возрастных кризисов меняется представление о себе, а, следовательно, меняется и представление о друге, что позволяет говорить о возрастной динамике, существующей в представлении о друге.
Представление о дружбе и о себе в различные периоды жизни
Для того, чтобы выявить представление о дружбе и друге мы применили кластерный анализ для обработки ассоциаций на стимул "друг". Использовались ассоциации, которые были получены с помощью методики "Проективного перечня Старовича". Для более удобного использования ассоциаций мы первоначально разделили их на группы, которые в дальнейшем и использовали при обработке. Кластерный анализ - метод группировки экспериментальных данных в кластеры (классы), построенный таким образом, что понятия, попавшие в один класс, в некотором смысле становятся ближе друг к другу, чем понятия из других классов. Для выявления специфики представления о дружбе и друге у мужчин и женщин, кластерный анализ был применен для каждой из групп. Результаты представлены на рисунке і и 2.
У женщин представление о дружбе разделилось на два основных кластера (рис. 1). В первый кластер вошли ассоциации, связанные с подругой, как активной, положительной и главной героиней сказок, которая сама отвечает за свою судьбу. Сюда же вошли ассоциации с нежными полевыми цветами, активными животными из семейства кошачьих, которые одновременно являясь хищниками, не представляют опасности, сильными и устойчивыми деревьями и различного вида дрессировщиками. Также во второй блок данного кластера вошли ассоциации со сказочными персонажами, которые являются помощниками (фея, добрая волшебница) в трудных ситуациях, ассоциации с такими деревьями, как береза, ива, сирень. с красивыми и величественными цветами, с гимнастами, с духовностью.