Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ женщины в обыденном сознании личности Абрамова Светлана Викторовна

Образ женщины в обыденном сознании личности
<
Образ женщины в обыденном сознании личности Образ женщины в обыденном сознании личности Образ женщины в обыденном сознании личности Образ женщины в обыденном сознании личности Образ женщины в обыденном сознании личности Образ женщины в обыденном сознании личности Образ женщины в обыденном сознании личности Образ женщины в обыденном сознании личности Образ женщины в обыденном сознании личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Абрамова Светлана Викторовна. Образ женщины в обыденном сознании личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 Краснодар, 2005 201 с. РГБ ОД, 61:06-19/185

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Обыденное сознание, образ Я и образ Другого как объекты психологического исследования 13

1.1. Обыденное сознание, его структура и функции 13

1.2. Образ Я и образ Другого в пространстве обыденного сознания личности 39

1.2.1. Теоретические подходы к рассмотрению образа Я в психологии 39

1.2.2. Я и Другой (мы и они) в структуре обыденного сознания личности 46

1.2.3. Образ женщины в обыденном сознании личности 52

1.3. Язык как структурирующее основание познания 62

1.4. Изучение обыденного сознания посредством исследования языковых феноменов 71

Глава вторая. Эмпирическое исследование различий образа женщины в зависимости от характеристик личности как субъекта познания 84

2.1. Процедура исследования 84

2.2. Результаты эмпирического исследования образа женщины в обыденном сознании 89

2.2.1. Изучение архаического женского образа в обыденном сознании 89

2.2.2. Эмпирическое изучение общих представлений о женщине 96

2.2.3. Сравнительное исследование образа женщины и женского образа Я в обыденном сознании субъектов с различными половыми, возрастными и этническими характеристиками

2.2.3.1. Женский образ и образ Я в обыденном сознании девушек 111

2.2.3.2. Женский образ и образ Я в обыденном сознании женщин 122

2.2.3.3. Женский образ в обыденном сознании мужчин разных поколений 132

2.2.3.4. Результаты исследования структуры образа Я 147

Заключение 152

4. Литература 157

5. Приложения 169

Введение к работе

Человек, едва появившись на свет, становится частью сложнейшей системы. Главная его задача - разобраться, обустроиться в этом мире, определить для себя его правила - нарисовать себе картину этого мира. Объясняя себе этот мир, человек и себя включает в картину мира, через свое Я постигая и измеряя окружающее.

Субъективный образ своего Я у индивида складывается только через Другого, посредством соотнесения своего Я с другим Я. Система взглядов на себя и других становится все более содержательной по мере того, как человек включается во взаимодействие со все более разнообразными группами. Человек, обладающий устойчивым представлением о себе, находит свое место в этом мире, удовлетворяя одну из важнейших своих потребностей - потребность в смысле.

можно выделить три главных фактора, определяющих формирование индивидуальной картины мира:

2) Л 1/-\ГТ11.тМГ\Ъ Т "»Й ofcllllirbOTll V VCVrCHnC\\l ППТТ ТЯТТТГО- І ІТТ ТТПТТТТІТГЇ ТТТТТТТЇПТТТГ детская субкультура, которая становится особо значимой именно в период формирования самосознания;

3) личные усилия самого человека, его интеллектуальная деятельность.

Некоторую модель мироздания, служащую опорой для построения индивидуальной картины мира и одновременно объединяющую людей как культурную общность, каждое поколение получает в наследство. Эта картина мира, как бессознательный комплекс представлений, воплощается в творениях культуры - в философии, литературе, религии, закрепляется в языке. Картина мира - это некоторое связное представление о бытии, присущее всем членам данной социокультурной общности, позволяющее каждому построить на основе этого свою индивидуальную картину.

Актуальность

Человек, строя свою картину мира, выделяет себя из окружающего, осознает себя, создает образ Я посредством бшгарных оппозіпдш Я - Другой, мужчина - жеіпцина, во многом опираясь на зафиксированные в языке архаические базовые модели «мужчина», «женщина». Обыденное сознание выполняет при этом очень важную работу, интегрируя разнородные элементы в единую картину действительности. Оно вносит значимый вклад в выполнение основной функции индивидуального сознания, которая заключается в обеспечении самоопределения, шщивидуального способа жизни личности в обществе, осознания ее жизненного пути. Обыденное сознание содержит искажения, неточности, противоречия и, вместе с тем, обеспечивает человеку эффективное приспособление к действительности.

Зафиксированные обыденным сознанием образы каждый индивид преломляет по-своему, двигаясь от общего к частому и обратно. Образы «мужчина», «женщина», которыми оперирует обыденное сознание,

fhrmmum imva ттптт пттттатттто пігоху\гг\гт\т ПІЛҐМІІПҐІГҐ. плтт ПТТТІШТІДОЯ социокультурных обстоятельств, половой и возрастной принадлежности личности. Отраженные в языке, эти образы задают границы поля смыслов, а индивид наполняет эти образы своим содержанием. Интеллектуальные усилия самой личности, обогащение ее жизненного опыта, усвоение ею через усвоение продуктов иной культуры отчасти и иной картины мира расширяют границы поля смыслов, позволяют изменять, преломлять по-иному воспринятые тендерные образцы.

Обращение исследований к образу женщины в обыденном сознании во многом обусловлено тем, что именно в этой составляющей содержание обыденного сознания проявляется наиболее отчетливо (103). Отмечаемый

ЛІПТЛТТТЛТТТТТТ 1 frtit.TT T гіЛТТОііІТТ ті ґ\

рлДолі aiiiupuii V- VJ, .j ,-sii.v.i ирлшїНіЧиІЬііі aptlivivp иіііОіілі 1ііии ±»iwiv-i,j llOJIaMIl iiU

многом определяется отношением женщин к своему образу Я и мужчин к образу женщины. Результаты исследования О.Злравомысловой и М.Арутюнян (58) показали, что у значительной части современных российских мужчин и женщин представления о равенстве полов прекрасно уживаются с патриархальными взглядами на женщину.

Формирование образа Я всегда связано с особенностями культурно -исторического развития. Маскулинность традиционно соединяется с властью и мужской ролью. В традиционных патриархальных обществах взрослый мужчина является главой семьи, и его образ Я формируется с четкой ориентацией на маскулинность. А чем более открытой, кофигуративной или префигуративной (100) становится культура, тем большее значение в формировании бинарных оппозиций Я - Другой, мужчина - женщина, как составляющих обыденного сознания, приобретают личные усилия самого индивида. В.В.Абраменкова отмечает, что в России в начале XX века произошло усиление маскулинных тенденций как у мальчиков, так и у девочек (2). Автор связывает его с тем, что мужская модель поведения оказывалась более предпочтительной для лиц обоего пола.

Архаичные базовые конструкты, отраженные в дискурсе, распределяясь в структурах обыденного сознания, ситуативно преломляются. При меняющихся жизненных условиях обыденное сознание позволяет индивиду мобильно изменять ориентации в ограниченном пространстве и времени. Но исчезновение четких оппозиций в современном мире затрудняет для индивида возможность логического обоснования собственной модели поведения (159). Личности приходится самостоятельно создавать иерархическую систему знаков, поскольку необходимость освоения женщиной новых социальных ролей и достижения новых социальных статусов нарушает привычное представление о женщине. Таким образом, актуальность проблемы построения образа женщины в обыденном сознании тесно связана с проблемами индивидуализации и идентичности индивида в пространстве современной культуры.

Цель исследования: выявление содержания образа женщины в обыденном сознании личности и его обусловленность (обусловленности) возрастной, половой и этнической принадлежностью.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: Теоретические:

1. Осуществить теоретический анализ основных подходов к рассмотрению категории «обыденное сознание», его структуры и функций.

2. Проанализировать основные теоретические подходы к категории «образ Я», определить его роль и место в обыденном сознании личности.

3. Осуществить теоретический анализ возможностей изучения обыденного сознания посредством исследования языковых феноменов.

4. Разработать на основе выполненного теоретического анализа программу эмпирического исследования.

Методические:

5. Подобрать, модифицировать и апробировать комплекс психодиагностических процедур, позволяющих изучить содержание образа женщины в обыденном сознании личности.

Эмпирические:

6. Определить содержание архаической базовой (фольклорно-психологической) модели образа женщины в обыденном сознании.

7. Выявить общее в образе женщины, бытующее в обыденном сознании личности, как субъекта современного дискурса.

8. Выявить, как образ женщины и женский образ Я преломляется в обыденном сознании субъектов, обладающих различными возрастными, половыми, этническими характеристиками.

9. Установить влияние субъективной значимости фактора принадлежности на содержание образа женщины и женского образа Я в обыденном сознании личности.

Объект исследования: обыденное сознание личности. Предмет исследования: содержание образа женщины в обыденном сознании личности.

На современном этапе развития общества происходит постепенное сближение культур. Это проявляется в сходстве содержания обыденного сознания.

Поэтому гипотеза данного исследования может быть сформулирована следующим образом: в зависимости от значимости для личности ее возрастной, половой и этнической принадлежности изменяется влияние этих факторов на содержание образа женщины в обыденном сознании личностей разных культур. Вследствие длительного проживания на одной территории содержания обыденного сознания сближаются: фактор этнической принадлежности становится менее значимым по сравнению с фактором половой и возрастной принадлежности личности.

Теоретике - методологической основой исследования являются принципы развития, системности, единства сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн и др.); основные положения субъектного подхода, изложенные в работах С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского, К.А.Абульхановой-Славской, З.И.Рябикиной, В.В.Знакова и др.; позиции личностно-ориентированного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, В.Ф. Василюк, В.В. Столин), принципы культурно- исторической теории Л.С. Выготского, теории личной и социальной идентичности (Р.Бернс, Г.Тедшфел, Дж.Тернер);теория социальных представлений С. Московичи, психоаналитические модели 3. Фрейда, Ж. Лакана; психосемантический подход к исследованию обыденного сознания (Ч. Осгуд, Дж. Келли, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев).

В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности; количественный и качественный анализ эмпирических данных, собранных в процессе исследования.

В процессе сбора эмпирического материала использовались следующие методики: свободные описания «Типичная русская женщина» и «Типичная адыгская женщина»; метод анализа и интерпретации пословиц и поговорок, предложенный Ф. Баумгартен; метод множественной идентификации, разработанный В.Ф.Петренко; методика «Двадцать утверждений» (или тест М.Куна «Кто Я?»).

Инструментом обработки текстов явился контент-анализ как метод качественного и количественного анализа документов. Результаты, полученные с помощью метода множественной идентификации, обрабатывались при помощи корреляционного и факторного анализа. Обработка данных с помощью факторного анализа проводилась методом главных компонент. Для обработки данных применялся современный аппарат многомерной статистики, включающий проведение корреляционного и факторного анализа. Использовался пакет прикладных программ по статистической обработке «Statistica».

База исследования. Эмпирическое исследование проводилось в течение двух лет в Адыгейском государственном университете (г. Майкоп), филиале Майкопского технологического института (п. Яблоновский), Кубанском государственном аграрном университете, филиале Армавирского юридического техникума (г. Усть-Лабинск). Участники исследования были объединены в восемь групп: по признакам этнической принадлежности (адыги и русские), возраста («молодые люди» - от 17 до 22 лет и «взрослые» -от 40 до 44 лет) и пола. В диссертационной работе освещены результаты эмпирических исследований, в которых участвовало 400 человек.

Достоверность и надежность результатов, представленных в диссертации, обеспечивается организацией исследования, соответствующей его целям и задачам. Соответствие полученных эмпирических результатов общепринятым научным критериям валидности и надежности достигалось использованием апробированных методик, комплексным применением взаимодополняющих диагностических процедур, привлечением достаточно репрезентативных выборок испытуемых, применением адекватных методов обработки и анализа полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

- В работе показано, что на содержание образа женщины в обыденном сознании влияют различные факторы - возрастная, этническая, половая принадлежность личности.

- Установлено, что в условиях длительного совместного проживания представителей разных культур на общей территории содержания образа женщины в обыденном сознании сближаются, несмотря на разные архаические базовые модели.

- В работе выявлено, что влияние факторов принадлежности (возрастной, половой, этнической) зависит от субъективной значимости этих принадлежностей в структуре образа Я.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты работы для поддержки личности в современном мире, нарушающем привычные представления о женщине. Полученные данные могут применяться в решении конкретных прикладных задач в области изучения и прогнозирования социальных процессов для обсуждения причин и проблем непонимания, напряжения и конфликтов в обществе, возникающих из-за своеобразия и динамики женского образа в обыденном сознании. Результаты могут быть использованы в области политики при работе с общественным мнением, могут быть применены в области психологии рекламы для формирования положительных тендерных образов. Разработанные методики могут быть использованы как для практических, так и исследовательских целей. Основное содержание работы может быть использовано в учебном процессе при изучении тем «Сознание», «Личность». Собранные данные могут использоваться в курсах по психологии тендерных отношений, этнопсихологии. Положения, выносимые на защиту 1. Базовый архаический конструкт «образ женщины» как элемент обыденного сознания личности и составляющая ее картины мира различается в русской и адыгской культурах.

2. В условиях совместного проживания на одной территории содержания обыденного сознания сближаются, в связи с чем - образ женщины как элемент обыденного сознания обнаруживает значительное сходство у субъектов различной этнической принадлежности;

- женский образ Я обнаруживает сходную структуру у женщин разной этнической принадлежности.

3. Образ женщины в обыденном сознании личности обусловлен половой, возрастной, этнической принадлежностью личности.

- образ женщины в обыденном сознании женщин в большей мере обусловлен их принадлежностью к женскому полу и определенному возрасту;

- образ женщины в обыденном сознании мужчин в большей мере обусловлен их принадлежностью к этносу и определенному возрасту.

4. Влияние факторов половой, возрастной, этнической принадлежности на образ женщины в обыденном сознании личности различно и зависит от субъективной значимости того или иного фактора.

Апробация исследования. Основные положения работы докладывались на методологических семинарах кафедры психологии личности и общей психологии КубГУ с 2004 по 2005 гг., на заседаниях кафедры психологии КГАУ с 2003 по 2005 гг., а также на Всероссийской конференции

«Психологические особенности изучения истории Северного Кавказа и юга России», Краснодар, февраль 2003г.; межвузовской конференции «Проблема понимания и языка в современной социокультурной ситуации», Краснодар, апрель 2003; Всероссийском научно-практическом семинаре

«Психологическая поддержка личности в различных пространствах ее бытия», Краснодар, ноябрь 2004г., Второй Международной научной конференции «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе», Балашов, сентябрь 2005г.

Обыденное сознание, его структура и функции

В построении субъективной картины мира личности участвуют различные уровни сознания, свободно сочетающие в себе элементы рационального знания и древнейших предрассудков, результаты абстрактно-понятийного и непосредственно - чувственного, эмоционально -аффективного отражения действительности. Обыденное сознание, являющееся сферой в максимальной степени гетерогенной, соединяющей в себе черты предсознательного и мифологического, детского и массового сознания с элементами научного знания и рефлексивного сознания, занимает важное место в этой картине мира, интегрируя разнородные элементы в единую картину действительности.

Обыденное сознание является сложным, многослойным, противоречивым явлением. Оно включает в себя как положительные, рациональные черты - стихийную диалектику, наивный материализм, здравый смыл, моральные абсолюты, запас эмпирических знаний; так и отрицательные — метафизичность, стихийность и несистематизированность, опору на слепую веру, подозрительность, агрессивность. Наряду с рационалистическими представлениями в обыденном сознании народа уживаются и иррациональные взгляды, представления. Это, прежде всего, различного рода суеверия, поверья, иллюзии, предрассудки. Обыденное сознание способствует и формированию фантастических образов и мифов. И в то же время оно может заключать в себе систему воззрений, вызванных здравым смыслом и глубокой народной мудростью. В обыденном сознании этноса наличествует своеобразное переплетение разных форм общественного сознания. Оно включает в себя все элементы общественного сознания, например, элементы политического, нравственного, художественного, философского. В отечественной психологии разработаны теоретические основания для анализа обыденного сознания с точки зрения его места в структуре сознания, особенностей знакового опосредствования, присущих данному уровню, выделения его специфики по отношению к другим формам сознания. Основы психологического анализа проблемы структуры сознания, онтогенеза и филогенеза сознания в отечественной психологии заложили работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и других психологов. Вопросы гетерогенности и уровневого строения сознания являются предметом изучения в работах В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелева, В.П. Зинченко, М.К.Мамардашвили и других. Проблемы самосознания исследовались в работах В.В. Столина, Е.Т. Соколовой. Диалогическая природа сознания, проблема внутреннего диалога рассматривались в работах Л.С. Выготского, М.М. Бахтина, А.Н. Леонтьева, В.В. Столина, Ф.Е. Василюка.

Продуктивным подходом к изучению обыденного сознания является психосемантический подход, позволяющий реконструировать категориальную структуру различных уровней сознания. В рамках психосемантического подхода, основанного на работах Дж. Келли, Ч. Осгуда, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелева, накоплен большой и разнообразный материал, относящийся к структурным и содержательным характеристикам семантической структуры сознания разных уровней отражения, что дает возможность адекватно изучать обыденное сознание и его отдельные содержательные области как составную часть субъективной картины мира личности. Психосемантический подход предполагает исследование структурных, функциональных и содержательных особенностей обыденного сознания с опорой на особенности доминирующей на данном уровне формы знакового опосредствования.

В зарубежной психологии проблемы обыденного сознания рассматривались, в частности, в работах представителей школы С. Московичи, посвященных социальным представлениям. Проблемы социальной перцепции, зависимости процесса восприятия от социальных факторов были предметом изучения Дж. Брунера и его последователей. Наиболее активно обыденное сознание изучалось в русле социальной психологии, где были выделены многие закономерности восприятия человеком других людей и самого себя.

Анализ работ, посвященных исследованию обыденного сознания в отечественной и зарубежной литературе, показывает, что данный феномен описывается как обладающий следующими специфическими особенностями: обыденное сознание имеет социальную природу; разделяется большой группой людей; его содержание обладает внутренней противоречивостью, иррациональностью; обыденное сознание тесно связано с языковой картиной мира, опирается на актуальный дискурс. Обыденное сознание - совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат.

Перечисленные особенности, как отмечают многие авторы, близки особенностям мифов, что позволяет, по их мнению, говорить о мифологической природе обыденного сознания. Вместе с тем представляется, что утверждение о мифологической природе обыденного сознания нуждается в более детальной проверке, основанной на анализе особенностей доминирующей формы знакового опосредствования. Обыденное сознание, хотя и включает в себя элементы, организованные по типу мифа, является, по сравнению с ним, более поздним уровнем, на котором слово, по выражению Л.С. Выготского, выступает знаком комплекса, используется уже как символ, но еще не как знак (41). Различия между мифом и уровнем обыденного сознания хорошо определяются особенностями знакового опосредствования, доминирующими на одном и на другом уровнях. Обыденное сознание отличается от мифологического доминированием символа, что влечет за собой и специфику его основных свойств и функций.

В структуре сознания обыденное сознание занимает промежуточное место между сознанием индивидуальным и сознанием общественным. С.Лурье, говоря об общественном сознании, употребляет термин традиционное сознание, оговаривая при этом: «Когда мы говорим о традиционном сознании этноса, то слово «сознание» употребляем в какой-то мере условно. Мы бы предпочли пользоваться выражением «традиционная психика», поскольку психика включает в себя и сознательное и бессознательное, однако, повинуясь стилистике русского языка, мы не решаемся на столь корявый неологизм. Во всяком случае, то, что мы имеем в виду под термином «традиционное сознание», если и не осознается обычно членами этноса, то осознаваться может» (90,с.55).

Общественное сознание и бессознательное традиционно рассматривается в сопоставлении с индивидуальным сознанием, как онтогенетически и филогенетически первичные формы психического отражения по отношению к индивидуальному сознанию. Индивидуальное сознание как высший уровень психического отражения может быть противопоставлено с одной стороны общественному сознанию, с другой - бессознательному. Индивидуальное сознание является более поздним образованием по отношению к общественному сознанию и по отношению к бессознательному.

Согласно модели, предложенной А.Н. Леонтьевым, структура сознания включает в себя три образующих - чувственную ткань образа, значение и личностный смысл (83). В работах отечественных психологов (36,60), посвященных структуре сознания, предложенная Леонтьевым модель расширяется за счет включения дополнительных элементов. Ф.Е. Василюк предлагает в качестве модели образа сознания структуру тетраэдра, вершины которого образованы предметным содержанием образа, личностным смыслом, значением и словом. В.П. Зинченко в качестве четвертого элемента структуры сознания включает биодинамическую ткань.

Рассмотренные модели структуры обладают существенными различиями, однако в любом варианте могут быть сопоставлены со структурой знака. Во всех случаях при разнице в структуре индивидуального сознания выделяют два слоя, различающиеся характером связи со знаком и характером включенности в общественно-исторический опыт (интегрированности с общественно-историческим опытом).

Подвижность отношений между отдельными структурными компонентами знака позволяет предположить наличие динамических отношений и между составляющими структуру сознания.

В рассмотренных теоретических представлениях о структуре сознания в качестве важнейшей его характеристики, задающей возможность развития, указывается на взаимодействие между отдельными слоями, отдельными составляющими. Это взаимодействие можно рассматривать как форму обмена информацией, внутреннего диалога, понимаемого в предельно общем смысле.

Диалог является не только формой передачи информации, но и формой межсубъектного взаимодействия, требующей обязательного учета позиции другого человека. В ходе диалога содержание информации неизбежно трансформируется, обогащается. Спецификой диалога, как это подчеркивал М.М. Бахтин, является его принципиальная незавершенность и локализация смысла, содержания высказывания «между» субъектами, принадлежность высказывания двум сознаниям (21).

Согласно теории культурно - исторического развития Л.С. Выготского важнейшую роль в формировании сознания играет интериоризация ситуации коммуникации, межличностного взаимодействия, в онтогенезе -общения ребенка и взрослого, в филогенезе - общения в рамках координации совместной деятельности (41). Учет позиции другого происходит через использование посредника, в роли которого выступает знак, природа которого предполагает совместное пользование.

Процедура исследования

Поэтому гипотеза данного исследования может быть сформулирована следующим образом: в зависимости от значимости для личности ее возрастной, половой и этнической принадлежности изменяется влияние этих факторов на содержание образа женщины в обыденном сознании личностей разных культур. Вследствие длительного проживания на одной территории содержания обыденного сознания сближаются: фактор этнической принадлежности становится менее значимым по сравнению с фактором половой и возрастной принадлежности личности.

Цель исследования: выявление содержания образа женщины в обыденном сознании личности и его обусловленность возрастной, половой и этнической принадлежностью.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Теоретические:

1. Осуществить теоретический анализ основных подходов к рассмотрению категории «обыденное сознание», его структуры и функций.

2. Проанализировать основные теоретические подходы к категории «образ Я», определить его роль и место в обыденном сознании личности.

3. Осуществить теоретический анализ возможностей изучения обыденного сознания посредством исследования языковых феноменов.

4. Разработать на основе выполненного теоретического анализа программу эмпирического исследования.

Методические:

5. Подобрать, модифицировать и апробировать комплекс психодиагностических процедур, позволяющих изучить содержание образа женщины в обыденном сознании личности.

Эмпирические:

6. Определить содержание архаической базовой (фолыслорно-психологической) модели образа женщины в обыденном сознании.

7. Выявить общее в образе женщины, бытующее в обыденном сознании личности, как субъекта современного дискурса.

8. Выявить, как образ женщины и женский образ Я преломляется в обыденном сознании субъектов, обладающих различными возрастными, половыми, этническими характеристиками.

9. Установить влияние субъективной значимости фактора принадлежности на содержание образа женщины и женского образа Я в обыденном сознании личности.

Исследование состояло из трех последовательных этапов, каждый из которых не только имел самостоятельное значение и самостоятельные задачи, но и взаимно обогащал и дополнял другой.

Участники исследования: мужчины и женщины двух поколений, проживающие в сельской местности на территории Краснодарского края и республики Адыгея. Они представляют собой восемь групп, сформированные по признакам этнической принадлежности (адыги и русские), возраста и пола. Четыре женские группы по пятьдесят человек: 1) русские девушки в возрасте от 17 до 22 лет; 2) адыгские девушки в возрасте от 17 до 22 лет; 3) русские женщины в возрасте от 40 до 43 лет; 4) адыгские женщины в возрасте от 40 до 43 лет. Четыре мужские группы по пятьдесят человек: 1) русские юноши в возрасте от 17 до 23; 2) адыгские юноши в возрасте от 17 до 23 лет; 3) русские мужчины в возрасте от 40 до44 лет; 4) адыгские мужчины в возрасте от 40 до 44 лет. Всего в исследовании, таким образом, приняло участие 400 человек. Такая выборка позволила получить восемь образов: образ русской женщины глазами русских (мужчин и женщин), образ русской женщины глазами адыгов (мужчин и женщин), образ адыгской женщины глазами русских (мужчин и женщин), образ адыгской женщины глазами адыгов (мужчин и женщин). Клждый из этих образов представлен взглядами двух поколений: молодых людей и взрослых.

Методы исследования

В исследовании применялся комплекс методик, подобранный с учетом целей и задач исследования на каждом этапе. Зарубежные и отечественные авторы убеждены в том, что наиболее полное и глубокое проникновение в субъективные мнения достигается при использовании дополняющих друг друга методов свободного описания и шкалирования, поэтому мы использовали их вместе.

На первой и второй стадии исследования был применен метод анализа и интерпретаций пословиц и поговорок, предложенный Ф. Баумгартен. Интерпретации респондентами пословиц и поговорок можно отнести к методам непрямого тестирования, максимально исключающим социальную желательность. Респонденту предъявляется список пословиц и поговорок и предлагается выбрать из этого списка шесть изречений, с которыми он согласен и шесть - с которыми не согласен, далее в письменной форме кратко объяснить причину своего согласия или несогласия. Кроме того, респондента просят также отметить незнакомые ему пословицы. Адыгской части респондентов предлагались адыгские пословицы и поговорки, русским респондентам - русские. Инструментом обработки самих списков пословиц и их интерпретаций респондентами явился контент-анализ.

В качестве дополнительного метода на второй стадии исследования были получены свободные описания «Типичная русская женщина» и «Типичная адыгская женщина». Преимущество этого метода состоит в том, что неструктурированная информация более релевантна мнениям испытуемых, чем навязанный набор категорий. Респондентам предлагалось написать небольшое рассуждение на тему «Типичная русская женщина» и «Типичная адыгская женщина». Инструментом обработки текстов также явился контент-анализ, как метод качественного и количественного анализа документов. Качественными единицами анализа свободных описаний выступали выделенные нами категории суждений и их индикаторы в текстах. Категориальная сетка включала в себя следующие категории: внешность, личностные качества, отношение к работе и карьере, семейной жизни, отношения между полами, отношение к обычаям и традициям. В качестве индикаторов категорий рассматривались характеристики атрибутивной феноменологии, выражавшие законченную мысль (от слова до предложения), далее проводился сегментарный тематический подсчет частоты упоминаний указанных категорий.

На третьей стадии исследования в качестве основного использовался метод множественной идентификации, разработанный В.Ф. Петренко (8). Этот метод предполагает описание другого человека через вероятность совершения им ряда поступков и исходит из того, что человек, определяя возможность совершения того или иного поступка, опирается на собственные установки и ценности и, таким образом, отражает их в своих ответах. Респондент читает список из 80 поступков и оценивает вероятность совершения каждого поступка с различных ролевых позиций: 1) я сама; 2) моя мать; 3) идеал женщины с моей точки зрения; 4) идеал женщины, принятый в обществе; 5) женщина 40 лет назад; 6) женщина через 20 лет; 7) презираемая мной женщина; 8) русская (для испытуемых адыгов); адыгейка (для испытуемых русских); 9) армянка; 10) типичная женщина. Мужская половина испытуемых начинала со второй позиции (моя мать). Вероятность совершения каждого поступка оценивалась по шестибаллыюй шкале от 0 (абсолютно невозможно) до 5 (стопроцентная вероятность). Далее результаты обрабатывались при помощи корреляционного и факторного анализа. Обработка данных с помощью факторного анализа проводилась методом главных компонент.

В дополнение была выбрана методика «Двадцать утверждений» (или тест М.Куна «Кто Я?»), предназначенная для определения идентификационных характеристик личности на основе самоописания. Респонденту предлагалось двадцать раз ответить в письменной форме на вопрос «Кто Я?», ответы анализировались в соответствии с выработанными критериями. Мы классифицировали ответы, опираясь для удобства анализа на структуру идентичности Тернера, по показателям, выделенным нами в ходе предварительных исследований. Классификация проводилась с привлечением трех экспертов-филологов, вносивших дополнения и уточнения, в ходе работы были отобраны нижеследующие 17 кластеров (организованных для удобства обработки в порядке уменьшения размера соответствующих социальных групп), наиболее отвечающие целям и задачам исследования. Глобальные характеристики (человек, организм, млекопитающее, существо и т.д.).

2.Большие социальные группы: тендерная, религиозная, государственная, этническая принадлежность, возраст.

3. Средние социальные группы: учебно-профессиональная, семейная принадлежность, межличностные отношения разной степени (дружба, любовь), место жительства, хобби, собственность, принадлежность к различным условным группам (пешеход, пассажир, абонент) и практически виртуальным (знак Зодиака).

Женский образ и образ Я в обыденном сознании девушек

Цель третьего этапа: уточнить содержание женского образа Я и образа женщины, сложившегося у мужчин; провести сравнительный анализ полученных образов; выявить, как образ женщины преломляется в обыденном сознании личности, обладающей различными половыми, возрастными и этническими характеристиками. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи исследования:

1. Прояснить содержание образа Я, сложившегося у женщин, посредством соотнесения Я - Другая (Другие);

2. Прояснить содержание образа женщины, сложившегося у мужчин, посредством соотнесения различных женских образов;

3. Сравнить ответы на вопрос «Кто Я?», даваемые женщинами и мужчинами для уточнения возрастных, половых и этнических различий.

Для решения этих задач на третьем этапе необходимо было немного переработать (в соответствии с веяниями времени) методику В.Ф. Петренко После пилотажных исследований нами были убраны некоторые (по мнению экспертов и респондентов) не особо информативные поступки и добавлены более современные (приложение 3). Таким образом мы получили список из восьмидесяти поступков со следующей инструкцией респонденту: «Оцените, пожалуйста, вероятность совершения каждого поступка от 0 до5 (0-абсолютно невозможно; 5 - стопроцентная вероятность) - 1) для Вас; 2) для Вашей матери; 3) для идеала женщины с Вашей точки зрения; 4) для идеала женщины, принятого в обществе; 5) для женщины 40 лет назад; 6) для женщины через 20 лет; 7) для презираемой Вами женщины; 8) для русской (для адыгейки); 9) для армянки; 10) для типичной женщины». Инструкция для мужчин была практически такая же, из бланка ответов убиралась лишь первая позиция.

Результаты суммировались в восемь матриц, далее с помощью корреляционного анализа определялось сходство или различие полученных образов. В каждой соответствующей графе матрицы на пересечении ролевой позиции и поступка могли бы стоять числа от 0 (если ни один из респондентов ни приписал ни одного балла данной ролевой позиции по данному поступку) до 250 - максимально возможной суммарной оценки. Таблицы 1-4 характеризуют русских респондентов, таблицы 5-8 - адыгских. Результаты корреляционного анализа представлены в таблицах 9-16, общие результаты приведены в сводной таблице №17. Обработка данных с помощью факторного анализа проводилась методом главных компонент.

После заполнения бланка метода множественной идентификации респонденту предлагалось в письменной форме двадцать раз ответить на вопрос «Кто Я?».

Сопоставляя корреляционные матрицы девушек (первая цифра в скобках соответствует данным русской выборки, вторая - адыгской), можно увидеть, что и у русских и у адыгских девушек высокая степень совпадения образа Я и идеала (0,93/0,91). У всех респондентов достаточно высокая идентификация с идеалом общества (0,90/0,87) и образом матери (0,86/0,83). Их индивидуальные идеалы значительно близки к общественным (0,97/0,95), практически совпадает образ Я и образ типичной женщины (0,91/0,87). Индивидуальные идеалы одновременно похожи на женщину прошлого (0,61/0,74) и женщину будущего (0,66/0,72), общественные же больше напоминают женщину 40 лет назад (0,70/0,80), чем женщину через 20 лет (0,58/0,65).

Образ матери для русских девушек больше всего коррелирует с идеалом Я (0,89), и с идеалом общества (0,90), с образом типичной женщины (0,83), с образом себя (0,86),с образом женщины 40 лет назад (0,70) и с образом адыгейки (0,59). А образ матери для адыгских девушек больше всего коррелирует с образом женщины 40 лет назад (0,85) и с идеалом Я (0,85), с идеалом общества (0,84) и с образом себя (0,83).

Образ адыгейки, с точки зрения русских девушек, больше всего похож на образ женщины 40 лет назад (0,82), на мать (0,59) и идеал общества (0,59), индивидуальный идеал (0,48) и образ себя (0,40). Наименьшее сходство имеет образ адыгейки с образом женщины будущего (-0,07) и презираемой женщины (-0,39). Образ адыгской женщины почти неотличим от образа армянской (0,98), первая чуть больше направлена в прошлое и чуть меньше в будущее, в остальном образы практически тождественны.

Образ русской, с точки зрения адыгских девушек, больше всего похож на образ женщины через 20 лет (0,89) и на образ себя (0,72), на идеал (0,71) и идеал общества (0,65).

Похожие диссертации на Образ женщины в обыденном сознании личности