Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности Топоев Валерий Степанович

Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности
<
Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Топоев Валерий Степанович. Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Новосибирск, 2000 126 c. РГБ ОД, 61:01-19/125-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Психологическая природа религиозно-шаманского сознания личности

1.1. Изучение религиозно-шаманского сознания в психологии 11

1.2. Психологические аспекты проявления религиозно-шаманского сознания личности 17

1.3. Психологические условия формирования религиозно-шаманского сознания личности 34

Глава 2. Мотивация и религиозно-шаманское сознание личности

2.1. Методологические принципы изучения мотивации в психологии 44

2.2. Теоретический анализ проблемы мотивации в современной психологии 48

2.3. Мотивация как фактор религиозно-шаманского сознания личности 73

2.4. Изучение влияния мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности 78

Глава 3. Экспериментальное исследование влияния мотивационного фактора на формирование религиозно- шаманского сознания личности

3.1. Организация и методы исследования 81

3.2. Экспериментальное исследование влияния доминирующих мотивов формирующих религиозно-шаманское сознание личности 89

3.3. Экспериментальное исследование изменение мотивационной системы религиозно-шаманского сознания личности 95

Заключение 99

Библиография 104

Приложения 120

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап развития нашего общества в России отмечен стремлением народов сохранить и развивать свою этнокультурную самобытность. Актуализировалось историческое и религиозное сознание народов России, идут процессы их духовного возрождения, характеризующиеся пристальным вниманием к своему прошлому, к традиционным системам ценностей, формам общения и быта, национальной культуре.

В условиях системного кризиса российского общества происходит возрастание психологической роли религии, что отвечает определенным потребностям общества. Указанные процессы имеют место и в современной Республике Хакасия.

В истории человечества смена тысячелетий, стык веков никогда не проходил без социальных, природных катастроф, межэтнических конфликтов, войны, расширения пограничных состояний в психике человека, резкий рост деструктивного поведения: аддиктивного (уход от настоящих эмоций становится привычкой), антисоциального (вызов обществу или внутренняя пустота), суицидного (отказ от жизни), конформистского (лицо превращается в маску), фанатического (идея подменяет жизнь), нарцистического (ставка на лидера) аути-стического, а главное потеря духовности (Ц. П.Короленко, Г.А.Донских 1990, Р.ДСанжаева1997).

"Человек, как высшее существо на Земле, стремится компенсировать потерю душевных качеств поисками гармонии. Это приводит к поведенческим изменениям, к преобразованию своего внутреннего "Я", т.е. к трансформации личности - процессу, где основной его характеристикой является категория мотивации" (Р.Д.Санжаева, 1997). "Проблемы мотивации невозможно решать без анализа социальных норм, ценностей, без анализа общественных условий, противоречий общества, места личности в нем " (В.Г.Леонтьев, 1992, с. 7).

Так как исторически для хакасского этноса существенной составляющей его духовной жизни наряду с христианством является шаманизм, одной из главных функций которого выступает регулирование поведения людей. В свя

зи с этим вытекает необходимость исследования личности и деятельность шамана .

В данном исследовании предпринимается попытка рассмотрения влияния мотивационных факторов на формирование религиозно-шаманского сознания в современном функционировании института шаманизма среди коренного населения Республики Хакасия.

В наши дни для определенной части населения в экзистенциальных ситуациях сохраняется роль шамана в качестве посредника между членами группы и миром духов, в существование которого люди верят, он влияет на отношения и поведение людей, выступает хранителем веры и идеалов, их толкователем, миротворцем и лекарем, защитником рода (племени) от враждебных внешних сил.

Стихийный процесс возрождения шаманизма дополняется активными усилиями представителей хакасской интеллигенции, ученых деятелей по его пропаганде в массах и приданию ему неких институциональных форм. Зарегистрированы две религиозные организации: Центр хакасского шаманизма, Местная религиозная организация традиционной религии хакасского народа "Хан тигир".

В настоящее время происходящая в отечественной психологической науке смена парадигмальных и методологических оснований и подходов выдвинула, в качестве наиболее актуальных, изучение таких проблем, которые длительное время скрывались или оставались просто не замеченными психологами и считались по идеологическим соображениям не существующими вообще. К их числу относятся и проблемы древних духовных систем, сохранившиеся в архаичных традициях определенных этносов, которые в отечественной науке преимущественно изучались этнографами, религиоведами и историками. Среди подобных явлений заметное место занимает шаманизм, исторически укорененный в социальной и духовной жизни хакасов, как и в ряде других народов Сая-но-Алтайского нагорья, регионов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Шаманизм все более заметно влияет на социально-психологическую атмосферу в

республике Хакасия и это влияние имеет как отрицательное так и положительные стороны. В то же время отношение государственных структур и общества к этому явлению неоднозначны и противоречивы, поскольку неясны его причины, масштабы, социально-психологическая роль и последствия.

Необходимость исследования условий формирования религиозно-шаманского сознания обусловлена не только научными, но и социальными проблемами: во-первых, потребностью более глубокого познания сущности и направленности духовных процессов, происходящих на современном этапе в хакасском обществе: все больше людей обращаются к древним и архаичным формам знания, проявляющимся в религиозных представлениях, мифах, а также в национальных ритуалах, обрядах и обычаях из потребности социального познания, а не только из религиозных мотивов; во-вторых, возрождением национального самосознания в современной этносоциальной, этнополитической ситуации Хакасии, при этом механизмы этнической идентификации выполняют интегрирующую роль; в-третьих, слабо поставленной системой психотерапевтической службы, которая не в состоянии полностью удовлетворить потребности населения на фоне кризисных явлений. Существующий дефицит психотерапевтической помощи заполняется целителями, знахарями, шаманами и т.д.

Признание значимости научного исследования в области формирования религиозно-шаманского сознания личности, вместе с тем научная и методологическая неразработаннасть его формирования под влиянием мотивационного фактора обусловили выбор темы диссертационного исследования "Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности".

Объектом исследования является религиозно-шаманское сознание личности. Изучение объекта осуществлялось на основе деятельности 40 действующих хакасских шаманов.

Предметом исследования являются мотивационные факторы, влияющие на формирование религиозно-шаманского сознания.

Цель. Целью нашей работы является выявление психологических средств и механизмов формирования религиозно-шаманского сознания личности и на основе этого выявить её доминирующие мотивы.

Гипотеза исследования:

В основу исследования были положены следующие допущения гипотезы:

1 .Дифференциация религиозно-шаманского сознания является следствием этнокультурной традиции, влияния внешних и внутренних факторов на формирование мотивационных систем религиозно-шаманского сознания личности;

2. Существует прямая и обратная связь между религиозно-шаманским сознанием и мотивационными факторами;

3. Допускаем целенаправленное формирование религиозно-шаманского сознания путем постепенной замены отрицательной мотивации на положительную, исходя из общественных потребностей;

Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психические особенности религиозно-шаманского сознания личности.

2. Исследовать мотивацию как фактор формирования религиозно-шаманского сознания личности.

3. Разработать программу эмпирического исследования влияния мотива-ционного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности.

4. Выявить психологические средства и механизмы формирования религиозно-шаманского сознания личности.

5. Выявить эффективность воздействия мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности.

Методологическая база исследования. Методологическую базу исследования составили принципы: единство исторического и логического, социального и психологического, эмпирического и теоретического в постижении сущности социально-психологических явлений (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн); единства теории и практики (Б.М.Кедров, К.К.Платонов, Г.П.Щедровицкий), системного подхода к изучению психологических феноменов (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, В.М.Бехтерев, П.П.Блонский, Б.Ф.Ломов).

Для психологического изучения религиозно-шаманского сознания методологической предпосылкой является система психологических, философских и социологических знаний, раскрывающих природу данного феномена, обобщенно представленная в психологии религии. В своей работе автор опирается на труды и идеи видных философов, разрабатывавших проблемы общественного сознания и бессознательного.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. Выбор методик определялся, с одной стороны, задачами исследования, с другой стороны, предметом и объектом исследования. В комплекс методик входили личностные опросники, специальные тесты для измерения уровня различных типов мотивации, среди этих методик были проективные методы (психографический тест В.Г. Леонтьева) и методика определения доминирующего мотива, разработанная и апробированная М.Н. Чарко-вой.

Также были использованы: экспертная оценка, теоретический анализ психологической, этнологической, исторической, философской и религиоведческой литературы, публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, республиканской (местной) печати на хакасском и русском языках, сбор психологических данных в полевых условиях, наблюдение, индивидуальная беседа, анкетирование по методике, разработанной автором. Психологические исследования проводились в период с 1997 по 2000 год на территории Республики Хакасия.

Научная обоснованность и достоверность выводов исследования обеспечивалась теоретико-методологической проработанностью проблемы, реализацией комплекса методик исследования с привлечением апробированных психологических методов, применением методов математической статистики.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили:

1. Интервью, анкетирование действующих шаманов Хакасии (40 человек).

2. Выборка населения Хакасии, подвергнутая анкетному опросу, составила в общем 380 человек, из них по национальности - 299 хакасов, 71 русских, 10 человек других национальностей, по полу - 147 мужчин, 233 женщины.

Научная новизна.

1. В диссертации впервые обоснована специфика психологического подхода к анализу влияния мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности.

2.Условием формирования религиозно-шаманского сознания личности выступает система традиционных верований, ценностей, мировоззренческих, политических и нравственных установок, стереотипов поведения и культовых действий, а также социально-экономические потребности.

3. Предложенная в диссертации схема анализа мотивационных механизмов на уровне индивидуально-личностной психологии, позволяет выявить и определить взаимосвязь между мотивационными факторами и религиозно-шаманским сознанием

Практическая значимость. На основе психологического анализа проявления религиозно-шаманского сознания и механизмов его формирования в современных условиях можно решать стратегические и управленческие задачи в сфере национального и культурного строительства, межнациональных и государственно-церковных отношений.

Материалы диссертации, разработанные и апробированные автором методики, и категориальный аппарат исследования влияния мотивационных факторов на формирование религиозно-шаманского сознания личности могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения современного шаманизма как психологического феномена, а также в учебных программах по ак-меологии, этнопсихологии, религиоведению и культурологии, в системе психологических служб и консультаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены: 1) на научно-практической конференции: "Дни тюркской письменности" (г.Туран РТ, ИГРІРТ 21-24 июня 2000); 2) Международной научной конференции "Проблемы кочевых цивилизаций центральной Азии" (Улан-Удэ, 28 июня по 2 июля 2000 г.). Материалы исследования использовались в лекциях для учителей и воспитателей, проходящих переподготовку и повышение квалификации в ХРИПК и ПРО, а также для студентов психолого-педагогического факультета ХГУ.

Результаты исследования отражены в 5 публикациях.

Положения выносимые на защиту: 1..Сознание шамана отличается от сознания адептов шаманизма качест -венно и структурно;

2. Каждому структурному типу сознания личности соответствует определённая мотивационная система;

3. Формирование религиозно-шаманского сознания личности является следствием этнокультурной традиции, но вместе с тем его формирование идет под влиянием внешних и внутренних факторов;

4. Существует прямая и обратная связь между религиозно-шаманским сознанием и мотивационными факторами, формирующие его.

5. Существует возможность формирования религиозно-шаманского сознания через коррецию доминирующих мотивов, исходя из потребностей общества.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающего 202 наименования отечественных работ и 26 зарубежных авторов, десяти приложений.

Изучение религиозно-шаманского сознания в психологии

Научное изучение религиозно-шаманского сознания продиктована необходимостью выявления закономерностей формирования, социальных условий с целью обезопасить личность от негативного влияния (религиозного дурмана). Вместе с тем знание закономерностей формирования религиозно- шаманского сознания позволит оказать положительное влияние на формирование личности.

Основы исследования шаманизма были заложены именно в России, и первые сведения о шаманах, шаманских верованиях и культах содержались в сведениях российских землепроходцев, миссионеров, в "отписках" и "доездах" служилых людей, в ясачных книгах XVII в., трудах российских географов (Г.Ф.Миллер, И.Г.Георги и др.). В изучение шаманизма значительный вклад внесли В.И.Анучин, Н.Н.Агапитов, Д.Банзаров, И.А.Лопатин, П.Е.Островских, П.И.Третьяков, М.Н.Хангалов, Н.Н.Харузин и др. В конце XIX века были опубликованы наиболее крупные исследования по шаманским мистериям В.И.Вербицкого "Алтайские инородцы", В.В.Радлова "Из Сибири. Страницы дневника" гл. VI. ("Шаманство и его культ") и Г.Н.Потанина "Очерки Северо-Западной Монголии". Сведения о шаманстве разных народов содержатся и в зарубежных трудах путешественников и ученых того времени (П.Карпини, В.Рубрук, Д.Каррутерс и др.). После революции исследование сибирского шаманизма продолжилось в работах русских, а затем советских ученых: А.В.Адрианова, А.Ф.Анисимова, А.В.Анохина, В.Г.Богораза, Г.Е.Грумм-Гржимайло, Н.П.Дыренковой, Н.Ф.Катанова, Ф.Я.Кона, Г.В.Ксенофонтова, А.П.Окладникова, О.А.Сухаревой, Г.Н.Потанина, Г.Н.Прокофьева, Е.Д.Прокофьевой, В.В.Радлова и др.

В.М.Михайловский в 1892 году написал обобщающую работу "Шаманство", в которой он поставил вопрос о шаманизме как о мировом явлении, существующем в различных уголках земного шара (Михайловский В.М. 1892, С.116). С начала XX в. начинают выходить работы по шаманизму Америки, Африки, Австралии, Индии, Полинезии, Монголии, Китая, Огненной Земли, и при этом научный интерес к нему не теряет своей актуальности и начинает расширяться за рамки этнографии и сейчас.

Исследования конца XIX - начала XX в. отличались тем, что первоначально именно этнографы, историки и филологи, а не психологи пытались рассматривать в феномене шаманства психологические процессы, такие как: "нервные заболевания" (Виташевский Н.А., 1890); "истерия" и "массовое шаманство как особый психоз" (Богораз В.Г., 1910); "способ самозащиты и проявление биологических функций рода" (Широкогоров СМ., 1919 с. 60) "санитарно-предохранительная роль" (Широкогоров СМ.,1919 С.62), "саморегулирующийся механизм психологической сферы людей" (Широкогоров СМ., 1935 С. 242), "культ сумасшествия", "душевная болезнь" (Ксенофон-тов Г.В., 1929, С. 19). В 1910 году публикуется в "Этнографическом обозрении" статья В.Г.Богораза "К психологии шаманства у народов Северо-восточной Азии", в которой он отмечает, что психология шамана отличается импульсивностью, а массовое шаманство он рассматривает, как особый психоз, который может завладеть одновременно всеми присутствующими во время ритуала. (Богораз В.Г., 1910 С. 5-7) О шаманах, как о явлении замечательном, но не психологическом, а физиологическом и патологическом пишет М.Кривошапкин в работе "Шаманство с физиологической точки зрения"(1863). Не претендуя на работы по психологии шаманизма, многие исследователи, тем не менее, упоминали о психическом отклонении личности шаманов.

Были предприняты попытки рассмотрения шаманской деятельности с позиций медицины, (П.П.Сокольникова, В.К.Карелин, С.И.Мицкевич). Появилось упоминание о шаманах врача П.Н.Сокольникова в примечании к работе В.Трощанского "Эволюция черной веры у якутов" (1902г.).

В Томском отделении Императорского Русского Технического общества 25 февраля 1909 г. в своем докладе В.К.Карелин отметил, "что он не нашел ни одной работы, относящейся до исследования камов (шаманов) со стороны их психики и физического состояния" (Карелин В.К.,1909). В то же время были сделаны медицинские исследования алтайского кама Мампыя в институте и в клинике по нервным болезням. В.В.Карелин пришел к выводу, что Мампый как в физическом, так и в умственном отношениях, человек вполне нормальный, с довольно хорошим развитием личности.

О том, что возникновение шаманства связано с медицинской функцией было рассмотренно Д.К.Зелениным (1907г.). В "Прибавленіях къ Иркутскимъ Епархіальньїмь Вьдомостямъ", М.Беляев-Сергеев также отмечает, что представители шаманского культа выполняют три функции: врача, жреца и волхва. При выполнении этих функций шаманы впадают в экстаз. В 1929 году в Ленинграде вышла работа о шаманизме медицинского специалиста С.И.Мицкевича "Мэнэрик и эмеряченье, формы истерии в Колымском крае".

В связи с антирелигиозными идеологическими установками, в отечественной литературе шаманизм рассматривался в основном как отмирающий и вредоносный элемент социальной жизни народа, как религиозный и культурно-бытовой пережиток, как элемент фольклора, традиционной этнической культуры аборигенов Севера, Дальнего Востока и Саяно-Алтайского нагорья. В связи с усилением антирелигиозной пропаганды в 30-х гг. шаманы стали подвергаться преследованиям и репрессиям. Исследования шаманизма в таких идеологических условиях были затруднены. Но в 60-80-е годы в контексте изучения культуры и быта малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока был осуществлен целый ряд этнографических исследований шаманизма (Н.А.Алексеев, В.Н.Басилов, С.И.Вайнштейн, И.С.Вдовин, В.П.Дьяконова, Л.Я.Каруновская, М.Б.Кении-Лопсан, Т.М.Михайлов, Л.П.Потапов, С.А.Токарев, Л.Я.Штернберг и др.). В них собран большой материал об общих чертах, присущих шаманизму, и специфике его проявлений у отдельных народов, его месте в бытовом укладе. Опираясь на свидетельства очевидцев и символику ритуальных предметов и одеяний шаманов, этнологи осуществили реконструкцию системы верований и культа. В конце XVI - начале XVII в.в. при освоении русскими новых сибирских земель в Россию доставлялись различные сведения о хакасах. Лишь в XIX в. изучением Хакасии стали заниматься преимущественно русские путешественники, краеведы, этнографы, тюркологи. Уникальные сведения о шаманстве хакасов содержатся в трудах русских ученых (Н.Ф.Катанов, В.В.Радлов, В.А.Обручев, Г.Н.Потанин, А.В.Потанина, Ф.Я.Кон и др.) и зарубежных исследователей (Д.Каррутерс).

Описанию шаманства хакасов посвящены работы: Г.Н.Потанина, который описал некоторые атрибуты хакасских шаманов и дал краткую характеристику разных приемов камлания; Н.Ф.Катанова, который впервые отметил, что без текстов шаманских камланий нельзя изучать и особенности шаманства; Е.К.Яковлева, который впервые описал обереги (тёси). В течение многих лет шаманство было вне поля зрения исследователей вплоть до начала 60-х годов, когда были опубликованы работы венгерского ученого Вилмоша Диосеги и отечественного ученого С.И.Вайнштейна. В трудах последнего была дана обобщенная характеристика шаманства и рассмотрены проблемы происхождения шаманства.

Методологические принципы изучения мотивации в психологии

Изучение мотивации в отечественной психологии идет с позиции принципов детерминации, структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности.

В частности, В.Г.Леонтьев отмечает, что изучение побудителей в отечественной психологии велось с позиции детерминистского подхода. Так как он позволяет избегать, с одной стороны, биологизации индивидуального развития и бытия человека, абсолютизации роли его естественных потребностей, бессознательных, иррациональных влечений, с другой стороны, однобокой социологизации мотивационной сферы и в целом сущности его индивидуального бытия.

Только комплексное, с учетом социальной и природной детерминации, исследование давало и дает возможность преодолеть дуализм индивидуального и общественного, увидеть, что человек лишь относительно самостоятелен в своих поступках, в постановке целей, в планировании действий. Хотя всё это совершается на уровне индивидуального сознания, психики, всё же в конечном итоге активное отношение человека к миру обусловлено самим этим миром. Отсюда проблемы мотивации невозможно решать без анализа социальных норм, ценностей, без анализа общественных условий, противоречий общества, места личности в нем (Леоньев В.Г. 1992, С.6).

На наш взгляд, высказывания С.Л. Рубинштейна о развитии способностей под действием внешней и внутренней детерминации справедлив и к формированию мотивации, к возникновению и становлению мотивационной сферы религиозно-шаманского сознания личности. Поэтому нельзя считать правильным утверждение, что формирование мотивационной сферы идет только под влиянием внешних условий - социальной сферы и различных воздействий на человека извне. На наш взгляд, высказывания С.Л. Рубинштейна наиболее точно отражают эту проблему предопределенности, т.к. он отмечает, что нельзя противопоставлять эти детерминации, нужен диалектико-материалистический подход к изучению мотивационной сферы человека, т.к. он дает возможность рассматривать в единстве внешнее и внутреннее, социальное и индивидуальное, физиологическое и психическое (Рубинштейн С.Л., 1984, С.225).

Но С.Н. Кузнецов наряду с принципом диалектико-материалистической детерминации для анализа социальной и природной обусловленности мотивации рекомендует использовать и "принципы структурности" (Кузнецов С. Н., 1975). Этот принцип позволяет рассматривать влияние общих социальных закономерностей на поведение человека и его мотивацию не непосредственно, а через социальные подструктуры, каковыми являются классы, разнообразные общественные группы, институты, по отношению к личности, выступающие как социальная среда. В свою очередь сами подструктуры определяются характером производственных отношений, базисом общества. И именно в процессе деятельности, в межличностных отношениях людей, которые являются носителями общественных отношений, при непосредственном взаимодействии личности и социальной среды, происходит, по всей вероятности, развитие и формирование потребностно-мотивационной сферы человека (Леонтьев В.Г., 1992).

Следующим важнейшим принципом изучения мотивации человека является принцип связи сознания и деятельности. Этот принцип является ведущим теоретическим положением советской психологии, обладающий огромным объяснительным потенциалом истинной человеческой активности. В соответствии с этим принципом существует связь между религиозно-шаманским сознанием и шаманской деятельностью. На вопрос, в чем же заключается объяснительная сущность названного принципа, такие известные ученые, как А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Е.В.Шорохова, Л.И.Божович, П.М.Якобсон, В.С.Мерлин и др. отмечали, что сознание обладает мощной регулирующей функцией. Так как именно, на основе отражения действительности сознание способно регулировать общественные взаимоотношения людей, отношения человека с окружающим миром. Эта регуляция возможна только при наличии определенных знаний, а также при наличии в сознании человека характерной черты - целеполагания, которая, в сущности, и является своеобразным механизмом регуляции. (Выготский Л.С.,1956, Рубинштейн С.Л.,1957, Леонтьев А.Н., 1959,1983, Шорохова Е.В., Каганов В.М. 1963, Божович Л.И., 1968, 1976, Якобсон П.М., 1969, Мерлин B.C., 1971). "В акте целеполагания, - пишет Е.В.Шорохова,- осуществляется связь оценки условий деятельности и предвосхищение ее результатом. Целеполагание выступает как связующее звено между настоящим и будущим процесса деятельности. Поэтому уже выбор целей и средств их достижения выполняет регулирующую функцию в поведении и деятельности человека. В осознанной форме самим человеком ставится задача достигнуть определенной цели в процессе деятельности. Потребности, желания, интересы в структуре деятельности отражаются как ее мотивы. Мотивы выступают как стимулы, как реальные двигатели человеческой активности, как мощнейшие регуляторы его деятельности и поведения" (Шорохова Е.В.,1976, С.20-21). Выше указанный принцип достаточно четко определяет место мотива в структуре шаманской деятельности, определяет его основные функции, и соответственно, место в религиозно-шаманском сознании личности.

Организация и методы исследования

Одним из основных методов научного познания в психологии является эксперимент. Из двух видов эксперимента мы остановили свой выбор на лабораторном, так как этот метод особенно широко применяется для изучения познавательных процессов и психических состояний человека.

Первый этап исследования был направлен на выявление современного состояния хакасского шаманизма и проявлений религиозно-шаманского сознания личности. Второй этап - на выявление мотивационных сфер влияющих на формирование религиозно-шаманского сознания личности, их иерархию, а также на исследование возможности мотивационнои коррекции религиозно-шаманского сознания личности.

Важным преимуществом лабораторного эксперимента является то, что исследователь занимает активную позицию, сам создает условия. Возможность создания условий самим исследователем позволяет многократно их повторять. Многократное повторение с одной стороны подтверждает объективность полученных результатов, а с другой - дает возможность, собственно, обеспечить развитие изучаемых свойств.

Экспериментальный материал, разработанный для лабораторного эксперимента, несет двойную функцию: исследовательскую и развивающую. Другими словами, лабораторный эксперимент может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление уровня тех или иных свойств изучаемого объекта и предмета исследования, в частности, целью первого этапа, т.е. констатирующего эксперимента, является выявление мотивационной сферы с последующим определением доминирующего мотива у всего контингента испытуемых. Второй этап нашего исследования - формирующий эксперимент, направлен на изучение уровня развития религиозно-шаманского сознания под влиянием мотивационного фактора. Сочетание констатирующего и формирующего эксперимента выступает одним из решающих условий реализации принципа изучения развития позитивного религиозно-шаманского сознания под воздействием формирования мотивационного фактора. В этом случае удается определить не только то, что уже имеется, но, формируя определенные свойства религиозно-шаманского сознания через влияние мотивационного фактора, обнаружить те причины или условия, которые способствуют значительному развитию изучаемых свойств.

Цель нашего эксперимента заключалась в изучении влияния мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания. Это исследование является актуальным в связи с необходимостью того, чтобы подготовить рекомендации для разработки методик формирования и мотивационной коррекции религиозно-шаманского сознания человека.

В своих психологических исследованиях мы придерживались требований, лежащих в основе методологии психологической науки. В первую очередь вся экспериментальная работа прошла этап планирования, был собран банк методик исследования мотивации с последующей апробацией, был составлен логический и хронологический план исследования, была определена экспериментальная база, выбор контингента и количество испытуемых, учтена их однородность. Также было определено количество измерений. Были учтены и соблюдены требования, предъявляемые к организации и проведению психологического исследования. Инструкции давались четко, кратко, однозначно.

В исследовании использовался тест К. Коха. С помощью этого теста выявлялись особенности потребностно-мотивационной сферы испытуемых, их эмоционально-чувственные переживания, а также обобщенные интелектуальные особенности. Тест проводился перед началом экспериментальной работы, и по еле её проведения. Полученный материал является ценным для понимания качественных характеристик мотивационной сферы испытуемых.

В основе теста Коха положено рисование плодового дерева на стандартном чистом листе бумаги "золотого сечения". (По Леонардо да Винчи у прямоугольника с "золотом сечением" высота составляет 62% длины его основания). Для интерпретации рисунка используются многие его признаки: величина, место положения на листе бумаги, соотношение кроны и ствола, тип сучьев, их толщина, наличие или отсутствие листьев, плодов, пейзажа и т.д. Все это в совокупности представляет информативный материал, в котором содержатся указания на переживаемые чувства, на наличие стремлений, потребностей, мотивов испытуемых имеются признаки, по которым можно составить достаточно точное представление об особенностях мышления, интеллекта, воображения, подвижности или ригидности умственных процессов и т. д., также можно выявить некоторые элементы психологического портрета испытуемых.

Похожие диссертации на Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности