Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И КОНСТРУКТЫ 13
1.1. Современные подходы к исследованию психологии толерантности ... 13
1.2. Психологические истоки ксенофобии 31
1.3. Структура и образы толерантного сознания 38
1.3.1. Направленность, потребности и мотивация и в структуре толерантного сознания 43
1.3.2. Этнические стереотипы в структуре толерантного/интолерантного сознания личности 48
1.4. Методологические аспекты формирования толерантного сознания личности 57
1.5. Совместная деятельность как условие формирования толерантного сознания личности 63
1.5.1 Современные аспекты анализа процесса образования как ведущей деятельности 65
1.5.2 КВН как совместная творческая игровая деятельность 70
ГЛАВА II. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 79
2.1. Объект, цель задачи и этапы исследования 79
2.2. Методы эмпирического исследования 82
2.3. Характеристика эмпирической выборки 92
ГЛАВА III. УСТАНОВКИ И ОБРАЗЫ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ИХ ДИНАМИКА В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 96
3.1. Уровень толерантности молодежи и его содержательные характеристики 97
3.2. Толерантное сознание как надэтнический психологический феномен 115
3.2.1. Чувственные образы, направленность и смысложизненные ориентации толерантной личности 115
3.2.2. Ресурсы совладания толерантной личности 123
3.2.3. Феномены этнической идентичности/дифференцированности и образа Я в структуре толерантного сознания 128
3.3. Формирование толерантного сознания личности в процессе совместной творческой деятельности 134
3.4. Образы и установки толерантного сознания 148
ВЫВОДЫ 154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 159
ПРИЛОЖЕНИЯ 173
- Современные подходы к исследованию психологии толерантности
- Объект, цель задачи и этапы исследования
- Уровень толерантности молодежи и его содержательные характеристики
Введение к работе
Актуальность исследования. Глобализация экономики, быстрое развитие коммуникаций, урбанизация и интеграционные процессы делают любую эскалацию нетерпимости потенциально опасной для всего мира. Осознание этой угрозы политиками и всемирной общественностью сделало одной из важных целей развития мирового сообщества достижение всеобщей толерантности. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Сегодня есть достаточно оснований рассматривать ценностные представления индивидуального и группового субъектов как более или менее сложные системы, в которых наряду с относительно постоянными и общепринятыми, в том числе и так называемыми «общечеловеческими» составляющими, есть и такие, которые меняются, имеют своеобразный облик в зависимости от возраста, пола, образования, жизненного и профессионального опыта, национально-этнической принадлежности субъекта. Как отмечает академик Е.А. Климов, личностные ценности разных людей могут находиться в конфликтной оппозиции, представлять собой в определенных условиях среды конфликтующие реальности, вызывающие и регулирующие соответствующее поведение индивидуальных и групповых субъектов (Е.А. Климов, 2001).
История человечества дает немало примеров межличностных и межгрупповых конфликтов, источник которых лежит в рассогласованности ценностных представлений, как социальных групп, так и отдельных индивидов.
Северокавказский регион традиционно является геосоциальным объектом, где на сравнительно небольшом географическом и социокультурном пространстве вступают во взаимодействие ментальные
ценности малых народов, общая численность которых по данным историко-политологических и статистико-демографических исследований более ста. Это обстоятельство формирует две противоположные стратегии общения представителей разных народов, национальностей и социальных групп. Первая может быть определена как отчуждение к другому. Вторая же основывается на толерантности - психологическом феномене, являющемся результатом интеграции высших ценностных представлений личности, независимо от национальной или этнической принадлежности.
Феноменология отчуждения к другому и толерантности личности есть предмет пристального внимания не только различных социальных, политических институтов, но и психологии в ее фундаментальных и прикладных направлениях (Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, М.И. Воловикова, Олпорт Г, Т.П. Скрипкина, Г.У. Солдатова, В. Франкл, Э. Фромм и др.). Психологическая наука исследует феноменологию отчуждения и толерантности в разнообразных аспектах, однако жизнь ставит все новые задачи перед научной общественностью. Главная из них - обозначение оптимальных путей, форм и методов консолидации общества, преодоления феноменов отчуждения и ксенофобии.
В Краснодарском крае в данный период проживает около 1 млн. 300 тыс. молодежи. Кроме русских, значительную часть составляют представители различных национальностей и этнических групп, традиционно проживающих в северокавказском регионе. Это молодые люди из среды кубанского казачества, армяне, адыги, греки, дагестанцы, азербайджанцы и представители многих других народов. Такая специфика социальной ситуации не может не учитываться при проектировании стратегических направлений воспитательной, образовательной, культурной работы с молодежью.
На протяжении уже не одного десятилетия одним из видов молодежной совместной деятельности в нашей стране является движение КВН. Этот исключительно российский феномен, к сожалению, еще не получил сколько-
нибудь существенного психологического анализа, как с точки зрения потенциала воздействия на индивидуальное сознание личности, так и в качестве специфической формы совместной творческой деятельности молодежи.
Таким образом, очевидно определенное противоречие между накопленным опытом КВН-движения как совместной творческой деятельности молодежи, отсутствием его психологического анализа, с одной стороны, и все более осознаваемой необходимостью поиска путей становления толерантности личности в современном мире - с другой. Сказанным определяется актуальность исследования проблемы становления толерантного сознания личности в процессе совместной творческой деятельности (на примере КВН-движения).
Объект: личность как носитель толерантного сознания.
Предмет исследования: компоненты толерантного сознания личности.
Цель исследования: выявление и анализ психологических аспектов толерантного сознания личности и его становления в процессе совместной деятельности.
Гипотеза: предполагается, что установки и образы толерантного сознания имеют в основе совокупность специфических психологических свойств личности, детерминируемых в своем становлении совместной творческой деятельностью.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы решался ряд теоретических, методических, эмпирических и прикладных задач.
Провести теоретический анализ современных подходов к психологии толерантности и сформировать теоретико-методологические основы исследования.
Определить методологические и методические принципы построения эмпирической программы психологического исследования.
С позиций личностно-деятельностной парадигмы проанализировать психологическое содержание учебно-профессиональной деятельности и КВН-движения как совместной творческой деятельности молодежи.
Провести исследование уровня толерантности молодежи и выделить его содержательные характеристики.
Выделить комплекс характеристик образов и установок толерантного сознания как психологического феномена:
чувственные эмпатические образы;
направленность и смысложизненные ориентации толерантной личности;
ресурсы совладания толерантной личности;
феномены этнической идентичности/дифференцированности и образа «Я» в структуре толерантного сознания.
Экспериментально исследовать характер влияния процесса совместной творческой деятельности на формирование толерантного сознания личности.
Проанализировать основные образы и установки толерантного сознания, дать их психологическую интерпретацию.
Теоретические и методологические основания исследования. Работы русских философов к. 19 - начала 20 вв, впервые высказавших мысли об этнокультурных особенностях народов, и работы современных философов, выполненные в русле философского осмысления проблемы толерантности; современные психологические теоретические и эмпирические исследования этнической идентичности и этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева и др.).
Методологической основой исследования являются общефилософские принципы о единстве и взаимосвязи явлений материального мира и мира психических явлений, о социальной природе человека, о взаимозависимости человека и общества. Исследование базировалось на:
теоретических положениях личностно-деятельностной парадигмы, сформулированных в работах отечественных ученых К.А. Абульхановой, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, А.Л. Журавлева, С. Л. Рубинштейна и др.;
принципах культурно-исторического подхода, развиваемого в психологии личности на основе работ Л.С. Выготского;
историко-эволюционном подходе к психологии личности, разрабатываемом А.Г. Асмоловым;
общепсихологической теории установки Д.Н. Узнадзе;
концепциях экзистенциального, гуманитарного знаний о человеке, раскрываемых в работах, как отечественных ученых, так и представителей западной гуманистической психологии (Ю.М. Лотман, Д.А. Леонтьев, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, А. Маслоу, Р. Лазарус, С. Фолкман и др.);
концепции продуктивной партнерской конкуренции А.Г. Шмелева.
Методы и методики исследования. В работе использован комплекс методов научного исследования, а также совокупность приемов и операций (методик), обеспечивших достижение поставленной цели, реализацию задач, сравнимость результатов и обоснованность выводов. Основой исследования определены методы наблюдения, эксперимента, качественного и количественного анализа эмпирических данных. Инструментальным обеспечением реализации названных методов были: опрос; анкетирование; а также группа психодиагностических методик, адекватных поставленным цели и задачам. Экспериментальная часть исследования проводилась в течение 3-х лет в форме естественного эксперимента - совместной творческой деятельности испытуемых выделенной группы в командах КВН.
Обработка результатов и графическое представление данных осуществлялись с использованием стандартного пакета статистических программ Statistica 5.5, с учетом современных требований к методам математической обработки в психологии.
Эмпирическая база исследования. В работе рассматриваются результаты исследования, проведенного на базе нескольких вузов городов Краснодар и Майкоп, команд-участниц Фестиваля КВН. Суммарный объем выборок - 290 человек, в том числе: 219 студентов, 71 участник КВН-движения. Из них испытуемых женского пола 118 человек, мужского - 172 человека. Объем совокупной выборки исследования составил 1734 наблюдения.
Достоверность полученных результатов и обоснованность сделанных выводов обеспечены исходными научно-методологическими принципами, применением разнообразных и адекватных методов организации исследования, сбора и статистической обработки экспериментально полученных данных, репрезентативностью эмпирической выборки.
Научная новизна результатов исследования. В представленной работе впервые сделано следующее.
проведен анализ ценностно-смысловых образов толерантного сознания положительной модальности и выделены четыре их типа: образ межличностного, внутри- и межнационального взаимодействия; образ Другого; образы «Я» и «Мы»; образы деятельности;
определены установки толерантного сознания, оцениваемые личностью как нормы жизненной активности, отношения к себе и другому;
3) выделены компоненты толерантного сознания как надэтнический
феномен;
проведен анализ тендерных аспектов толерантного сознания;
с позиций личностно-деятельностного подхода проведен анализ КВН-движения и учебно-профессиональной деятельности. Обоснована интерпретация КВН-движения как совместной творческой деятельности, детерминирующей формирование толерантного сознания личности и ее коллективного субъекта;
5установлены и проанализированы положительные корреляционные связи толерантности как психологического свойства, смысложизненных ориентации и копинг-стратегий личности;
6) на основании анализа результатов психологической диагностики и эксперимента дана интерпретация КВН-движения как высоко эффективного тренинга толерантности молодежи.
Практическая значимость и внедрение результатов исследования.
Основной областью приложения полученных результатов явилось их применение в экспериментальной программе развития толерантности. Полученные в ходе эксперимента данные подтвердили возможность оптимизации процесса формирования толерантного сознания молодых людей различной национально-этнической принадлежности средствами совместной творческой деятельности.
Позитивные изменения, полученные по результатам эксперимента, позволяют рекомендовать активизировать КВН-движение в молодежной среде. К числу таких изменений мы относим подтвержденные в ходе анализа экспериментальных данных показатели, а именно: рост общего уровня толерантности, высоких показателей выраженности эмпатии; преобладание конструктивных копинг-ресурсов, достижение органичности содержания и сочетания основных смысложизненных ориентации и локусов контроля, снижение показателей межэтнической дифференциации и рост позитивной этнической идентичности.
Примененная в процессе работы программа психодиагностического обследования может использоваться как инструмент выявления состояния образов и установок толерантного сознания.
4. Результаты проведенного исследования позволили дать ряд
рекомендаций по совершенствованию работы с молодежью, направленной на
развитие толерантности, противодействия ксенофобии и иным проявлениям
экстремизма.
5. Использование результатов на практике подтверждено справками о внедрении Комитетов по делам молодежи Краснодарского края и Горячеключевского района Краснодарского края.
Положения на защиту.
Сознание толерантной личности представляет собой совокупность ценностно-смысловых образов и установок. Образы толерантного сознания имеют преимущественно положительную модальность и могут быть представлены четырьмя типами, каждый из которых имеет содержательную специфику: образы межличностного, внутри- и межнационального взаимодействия; образы Другого; образы «Я» и «Мы»; образы деятельности. Установки толерантного сознания есть отражение норм жизненной активности личности, отношения к себе и другому.
Толерантность как психологическое свойство положительно коррелирует с образами смысложизненных ориентации, и конструктивных копинг-стратегий личности.
Толерантное сознание молодых людей разных национально-этнических групп имеет общие черт, которые можно рассматривать как конструкты надэтнической феноменологии. Это: образ делового и нравственного человека; образ России как многонациональной страны; позитивный образ других стран и осознанная готовность узнать их традиции, нравы и культуру; установка на признание права каждого человека на исповедание избранной им религии.
Феномен толерантного сознания имеет определенную гендерную специфику. Его преимущественно феминные качества: установки на положительное восприятие нового и неизвестного, принятие права человека на иное вероисповедание; образ терпимого человека, готового оберегать мир в Доме даже ценой определенных уступок, что не оценивается как проявление его слабости, осмысленность целей жизни и интернальность контроля. Маскулинные - образ друга, относящегося к
иной конфессии, установка на активизацию копинг-ресурса самоконтроля, на допустимость добрачных интимных отношений.
В процессе совместной творческой деятельности фиксированные интолерантные установки подвергаются специфическим изменениям, растет и развивается объем толерантных установочных состояний личности.
КВН-движение как вид совместной творческой игровой деятельности является полем продуктивной конкуренции, обладающим ресурсом становления толерантного сознания как индивидуального, так и группового субъектов.
Апробация работы. Основные результаты теоретических и эмпирических исследований по теме диссертации обсуждались на заседаниях и методологических семинарах кафедры общей психологии и психологии личности КубГУ, на региональных, межрегиональных общероссийских конференциях:
Психология общения 2003: социокультурный анализ Ростов н/Д, 2002.
Личность и бытие: субъектный подход:- Краснодар, 2004
Акмеология: Личностное и профессиональное развитие. - Москва, 2004
Личность и бытие: субъектный подход: Ш-я Всероссийская, научно-практическая конференция. Краснодар, 11-12 ноября 2005 года.
Экономические и социально-экологические преобразования в системе устойчивого развития Северо-Кавказского региона: Межрегиональная научно-практическая конференция. Белореченск, 20-21 мая 2006
По теме диссертации опубликовано 6 работ.
Структура и объем диссертации. Диссертация содержит 171 страницу основного текста и состоит из введения, трех глав, выводов и заключения, списка литературы, включающего 192 источника, в том числе 22 - на иностранных языках. Отдельным разделом работы выделены приложения (всего 4). Результаты анализа экспериментальных данных представлены в 33 таблицах, 14 гистограммах, 3 схемах и рисунке.
Современные подходы к исследованию психологии толерантности
В ноябре 1995 года Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию принципов толерантности. В первой статье этого международного документа отмечается, что понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. «Толерантность - это не уступка, не снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства» [142].
Сегодня наиболее распространена точка зрения, согласно которой первые представления о толерантности содержатся в философских идеях эпохи Просвещения XYII-XYIII веков. В основу такого подхода закладывается связь исходного значения толерантности с идеалами либерализма и гражданского общества [135, с. 4].
В исследованиях выделяют психологические составляющие толерантности: понимание, тактичность, смирение, самообладание, покой, любовь, милосердие, энтузиазм, легкость, чувство юмора, интровертность, прощение, отрешенность, самоуважение, чувство достоинства [142]. Также выделяются «элементы», которые разрушают толерантность или в значительной степени ослабляют ее:
1. Актуальное переживание прошлого опыта.
2. Повышенный личностный интерес к изображаемым сценам насилия, к недостаткам и слабостям других («Видеть зло»).
3. «Слушать зло» (слухи, сплетни, неправильные вещи).
4. «Говорить зло» (грубая, нецивилизованная речь, «закулисные» разговоры и т.п.) [142].
А.Г. Асмолов исследует толерантность как универсальную форму существования, кооперации, социальной интеракции различных форм эволюционного развития [17, с.10].
Г. Олпорт определял два основных значения понятия «толерантность», применительно к характеристике личности. Первое он называл «более слабым значением»: оно применимо в тех случаях, когда мы говорим, что толерантны к головной боли, или нашей убогой квартире, или к соседям. Конечно, пишет Олпорт, нам не нравится это, но вопреки нашей «нелюбви» мы проявляем лояльность. Второе значение термина - «более сильное». Толерантным называют человека, который дружелюбен со всеми людьми. Он не делает различий по цвету кожи, принадлежности к расе или вероисповеданию. Он не просто терпит, но в целом одобряет своих собратьев по человечеству [97,135, с. 13-14; 172].
Толерантность как личностная характеристика активно разрабатывается в рамках современной отечественной психологии личности [15,16,17,18, 19, 20, 21, 22, 23, 69, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135 и др.]. Можно выделить четыре основных ракурса исследования психологии толерантной личности: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей [135, с. 23].
С.Л. Братченко, рассматривая психологические основания исследования толерантности в образовании, определяет её как готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире [33, с. 1]. Автор отмечает, что толерантность не является механическим результатом действия каких-либо факторов (внутренних или внешних) как таковых. Опираясь на парадигму экзистенциально-гуманистического подхода, С.Л. Братченко утверждает: «Подлинная толерантность - это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений»[33,с.2-3].
В сложной «анатомии» толерантности ее психологической основой и ключевым измерением являются личностное измерение толерантности -ценности, смыслы, личностные установки. С этих позиций толерантность понимается не как незыблемое правило или готовый к употреблению рецепт, и тем более не как принудительное требование под угрозой наказания, а как свободный и ответственный выбор человека «ценностного толерантного отношения к жизни» [16, с.7]. С этой точки зрения «вынужденную» толерантность, т.е. не осмысленную, не принятую как ценность, можно рассматривать как интолерантность, замаскированную под социально-желательные формы. Именно поэтому толерантность не может быть гарантирована набором тех или иных «психических черт» или внешними условиями. За внешними условиями и внутренними предпосылками должна последовать смысловая и иная активность человека, его свободное и ответственное самоопределение в каждой конкретной жизненной ситуации.
Объект, цель задачи и этапы исследования
Выделение объекта исследования основано на принятии концепции личностно-деятельностного подхода в качестве основополагающей парадигмы исследования. Выступая носителем индивидуального сознания, личность формируется в историко-культурном контексте [42]. Она аккумулирует наиболее выраженные компоненты общественного, группового сознания в процессе активного взаимодействия с социальной средой. «Личность - высшая психологическая инстанция организации и управления своим поведением, заключающаяся в преодолении самого себя» -определял Д.Б. Эльконин на заре отечественной психологии личности [165, с. 517]. Это концепт положен нами в определение объекта исследования. Им является личность как носитель толерантного сознания.
Анализ современных подходов к интерпретации категории толерантности и факторов ее психологической детерминации показал, что еще нет достаточно разносторонних исследование характеристик взаимосвязи и взаимовлияния ведущей деятельности и совместной творческой деятельности с процессами формирования и развития толерантного сознания личности. Таким образом, определена была цель исследования: выявить и проанализировать психологические аспекты формирования толерантного сознания личности в процессе совместной деятельности.
Обоснование теоретико-методологических парадигм исследования определило тот круг задач, последовательное решение которых позволяло обеспечить достижение цели и дать обоснование проверке выдвинутой гипотезы. Это круг включал ряд теоретических, методических, эмпирических и прикладных задач.
К первым отнесено проведение теоретического анализа современных подходов к психологии толерантности и формирование по его результатам теоретико-методологические основы исследования.
Ко вторым отнесено определение методологических и методических принципов построения эмпирической программы психологического исследования, подбор методов и методического аппарата, адекватных объекту и поставленной цели исследования.
В третью группу вошли задачи анализа психологического содержания учебно-профессиональной деятельности и совместной творческой деятельности молодежи в КВН-движении, проведения исследования уровня толерантности молодежи и выделение его содержательных характеристик, выделение комплекса характеристик образов и установок толерантного сознания как надэтнического психологического феномена. Основываясь на основных характеристиках толерантной личности [97], мы определяли их в эмоционально-чувственных и субъектных структурах личности как интегральной индивидуальности:
чувственные, эмпатические образы;
направленность и смысложизненные ориентации толерантной личности;
ресурсы совладания толерантной личности;
феномены этнической идентичности/дифференцированности и образа «Я» в структуре толерантного сознания.
Завершался этот круг задач анализом и психологической интерпретацией основных образов и установок толерантного сознания.
Прикладные задачи состояли в экспериментальном исследовании характера влияния процесса совместной творческой деятельности на формирование толерантного сознания личности, в разработке рекомендаций по активизации позитивных ресурсов КВН-движения в молодежной среде.
Таким образом были определены стратегические и тактические направления исследования в виде его объекта, цели и задач.
Уровень толерантности молодежи и его содержательные характеристики
Рассматривая толерантное сознание как интегрированную совокупность личностных смыслов и образов мира субъекта, мы ставим задачу выяснить его наиболее значимые конструкты в виде установок и образов. Методическим инструментарием для этого принята группа психодиагностических процедур, позволяющих увидеть динамические характеристики толерантной личности. Следуя задаче обоснования гипотезы исследования, мы особым аспектом этого раздела исследования выделяем психологический анализ совместной творческой деятельности, объединяющей молодых людей различных социальных, национально-этнических групп России в КВН-движении.
Структура настоящей главы обоснована программой эмпирического исследования. На первом этапе мы рассматриваем особенности уровней толерантности/интолерантности в молодежной среде. Дальнейшие разделы последовательно посвящены: изучению особенностей толерантного сознания той части эмпирической выборки, которая выявила толерантные характеристики и получила в дальнейшем исследовании статус эталонной; анализу результатов лонгитюдного эксперимента, проходившего в условиях совместной творческой деятельности испытуемых. Особое место отведено основным нормативно-параметрическим характеристикам собственно КВН-деятельности, детерминирующей формирование толерантности личности.
В заключительной части главы, на основе обобщения результатов проведенных исследований делается попытка рассмотреть структурные компоненты толератного сознания. (M=12,2± 1,027), а 7 человек (9,9%) имеют развитую толерантность (М=32,1±0,936).
В группе мужчин (55 чел.) толерантность выражена показателем 10,0 баллов (М=10,0± 1,468), а в группе девушек (16 чел.) - показателем 15,4 баллов (М=15,4±2,775). Несмотря на то, что оба показателя можно определить как первый уровень выраженности толерантных отношений, сравнение, проведенное с применением критерия Стьюдента, позволяет утверждать, что для женской части КВНовского движения более характерны выраженные толерантные установки, чем для мужчин (р 0,001, при t=4,85).
Индекс толерантности, рассматриваемый как отношение суммы средних оценок по утверждениям, к которым обследуемые обнаружили толерантность (М=21,2), к сумме средних отрицательных оценок, отражающих интолерантные установки испытуемых (М=-10,0), составил 2,12.
Из всех респондентов, прошедших обследование, лишь 11 человек (15,5%) обнаружили в суммарном показателе личностную интолерантность (М=-4,5± 1,031). В целом по группе отрицательные значения оценок получены по 18-ти из 48-ми утверждений (М=-10,0± 1,033). И мужчины, и женщины в обследованной выборке одинаково интолерантно относятся к следующим характеристикам объекта:
- неопрятность, неряшливость;
- неумение преподавателя четко определить, что он хочет сказать;
- недостаток женственности у девушек (отношение мужчин) и недостаток мужественности у мужчин (отношение женщин);
- традиционная семейная структура, где командует отец или мать, а дети обязаны беспрекословно подчиняться;
- либеральность общественных отношений;
- люди, которые во всем сомневаются;
- склонность к рассуждательству, непринятие авторитетов;
- уважительное отношение к старшим как одна из важнейших ценностей;
- вид неубранной комнаты;
- необходимость считаться с общепризнанными нормами поведения при принятии собственного решения;